ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Право на образование как правовая основа сотрудничества государств в
сфере образования 7
1.2. Правовые принципы международного сотрудничества государств в сфере
образования 23
1.3. Международно-правовое регулирование сотрудничества государств в
сфере образования 35
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВУЗОВ 46
2.1. Правовые основы регулирования сферы образования в Европе 46
2.2. Система взаимодействия РФ со странами Европы 59
ГЛАВА 3. МОДЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ 69
3.1. Проблемы сотрудничества в сфере образования со странами Европы .... 69
3.2. Опыт развития международного сотрудничества в системе высшего
педагогического образования 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нынешнее российское законодательство провозгласило в качестве целей международного сотрудничества в области образования расширение прав и возможностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения доступа к образованию; координация взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями в целях развития образования; совершенствование международных и внутренних механизмов развития образования.
Российская Федерация содействует развитию сотрудничества между российскими и зарубежными образовательными организациями, международной академической мобильностью студентов, преподавателей, ученых и других сотрудников системы образования, привлечения иностранных граждан для обучения в российских организациях, занимающихся образовательной деятельностью, обеспечения взаимного признания образования и квалификации, участвует в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в образовании. Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации сотрудничают в области образования с международными организациями, иностранными государственными органами, а также с иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции.
Актуальность темы исследования определяется обстоятельствами практического и теоретического характера. Одной из основных особенностей развития современной общественной жизни является межгосударственная интеграция, затрагивающая не только политические и экономические отношения, но и отношения в социальной сфере, в частности, в сфере образования. Взаимодействие государств в области образования становится все более динамичным, появляются новые тенденции такого взаимодействия, появляются новые формы и направления сотрудничества. Эти изменения требуют соответствующего изучения, а также решений проблем, возникающих в процессе сотрудничества.
Из современных авторов вопросами признания иностранных документов об образовании занимались П.А. Кенсовский и Г.В. Щекин , область международного образовательного права исследовалась В.И. Шкатуллой . П.А. Кенсовский рассматривает вопросы признания иностранных дипломов в рамках более широкой темы признания иностранных документов. Работы Г.В. Щекина и В.И. Шкатуллы имеют характер учебных и практических пособий.
Что касается зарубежной литературы, то отдельные аспекты сотрудничества государств в сфере образования затрагивались в некоторых работах, выпущенных издательствами таких международных организаций, как ЮНЕСКО и Совет Европы. Эти работы отличает ярко выраженная практическая направленность, многие из них представляют собой обзоры и обобщения практики государств в определенной области (например, в области признания иностранных дипломов, реализации права на образование), либо посвящены проблемам отдельных категорий субъектов образовательного процесса. Как правило, авторы подобных работ не затрагивают серьезных теоретических проблем.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в 1 процессе сотрудничества России в сфере образования со странами Европы.
Предметом исследования являются правовые основы регулирования сотрудничества России в сфере образования со странами Европы.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование правовых основ сотрудничества в сфере образования со странами Европы.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить теоретические аспекты сотрудничества государств в сфере образования.
2. Рассмотреть международное сотрудничество как фактор развития образовательной среды для вузов.
3. Раскрыть модели международного сотрудничества в области образования и их потенциальные возможности.
4. Проанализировать проблемы, препятствующие развитию сотрудничества Российской Федерации и государств Европы в образовательной сфере
5. Рассмотреть пути решения проблем по совершенствованию сотрудничества в сфере образования с государствами Европы.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы (анализ, синтез, системный подход, функциональный подход), логические методы (индукция, дедукция, аналогия, исследование причинно-следственных связей), а также формально-юридический и сравнительноправовой методы.
Нормативно-правовую и информационную основу исследования составили международные договоры, акты международных организаций, международные политические договоренности, акты международных органов и конференций, решения судебных органов, внутригосударственные нормативно-правовые акты, а также другие документы.
Игнатенко, П.А. Кенсовского, Ю.М. Колосова, Г.И. Курдюкова, С.А. Малинина, Б.И. Мелехина, Г.И. Тункина, И.И. Лукашука, Е.Т. Усенко, Н.А. Ушакова, СВ. Черниченко, а также зарубежных ученых: Д. Аткена, М. ван дер Венде, Ж. Гитона, Р. Дейла, Р.Дюгаои, П. Жювиньи, Ю. Колера, Ф. Кумбса, С Мароума, Б. Морриса, П. Скотта, К. Хюфнера, Л. Франсуа.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Образование как важный аспект общественной жизни во многом определяется процессами интернационализации и глобализации, происходящими в современном мире.
Беспрецедентное увеличение международной функции образовательных систем, рост активности, мобильность, международное «разделение труда» в профессиональном образовании делают обмен информацией и сотрудничество в области образования особенно актуальными.
Стремление интегрироваться в европейские и мировые образовательные системы определяет усилия образовательных организаций по установлению международных контактов, организации и развитию многогранного сотрудничества с зарубежными партнерами в области образования, исследований и культуры.
Общая цель международной деятельности в области среднего, высшего, последипломного профессионального и смежного дополнительного профессионального образования - это всесторонняя интеграция России как равноправного партнера в мировое образовательное сообщество, совершенствование и повышение авторитета национальной системы образования, учет международного опыта. Важно, чтобы современная стратегия модернизации российского образования строилась с учетом мировых тенденций интеграции в мировое образовательное пространство, направленного на формирование открытого образования для взрослых, что означает мультикультурное воспитание человека. Он развивает способность человека оценивать явления с позиции другого человека, другую культуру, другое социально-экономическое образование и должен стать неотъемлемой частью профессионального развития специалиста XXI века.
Основное различие между свободным, «открытым» образованием и традиционным заключается в его общей доступности, открытости для всех желающих, независимо от возраста, уровня предварительной подготовки или любых других предварительных условий. Большое значение для этого имеет участие в международных проектах, изучение международного опыта и сотрудничества. Специальные международные проекты могут иметь для отечественной системы дополнительного профессионального образования для взрослых.
К преимуществам современной системы дополнительного профессионального образования относятся его мобильность, быстрая реакция на меняющиеся потребности в квалифицированном персонале, а также возможности для неформального образования и образования для взрослых, реализация актуализированных потребностей человека в различных областях. Справедливости ради следует отнести его к одной из важнейших частей реформы всей образовательной системы общества, но роль этого образовательного пространства в какой-то мере остается неоценимой, а ее развитие носит в основном стихийный характер.
В отечественной педагогической теории дополнительное профессиональное образование взрослых традиционно считалось вспомогательным, пополняющим начальное образование, полученное ранее. Исторически и до недавнего времени он выполнял компенсаторную, необязательную функцию. Тем не менее, международный опыт показывает, что дополнительное профессиональное образование становится одной из ведущих форм социальной активности человека и важнейшей сферы деятельности общества.
Также важно, чтобы в системе дополнительного образования взрослых интенсивные процессы развивали новые модели обучения, формировали инновационные педагогические технологии, которые затем распространяются на другие части образовательной системы. Участие в международных проектах может способствовать созданию вектора, направленного на реализацию продуктивных тенденций, существующих в мировой практике образования взрослых.
Руководители этого сотрудничества служат такой крупной международной организации, как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО, которая позволяет участникам анализировать, что делают другие, что они могут делать, смотреть на свою ситуацию в новом свете, но найти и реализовать конструктивные способы его улучшения. Современное развитие науки и педагогической практики невозможно без взаимного обмена и обогащения идеями, методологией, конкретными событиями среди ученых всего мира. Сегодня, задача повышения уровня образования, может быть решена путем развития эффективных международных контактов, уточнения и разработки подходов к построению и наполнению модульных научных и образовательных программ, учебных курсов и исследовательских проектов.
Контакты в сфере образования являются одними из наиболее стабильных и в то же время интенсивных областей сотрудничества между людьми разных стран и народов. Не случайно, что из пяти основных областей международного сотрудничества, которые входят в компетенцию ЮНЕСКО, официальные представители более чем 160 стран всех регионов мира поставили образование на первый план. Важность международного сотрудничества как одного из инструментов, способствующих взаимопониманию и укреплению связей между народами, была отмечена во многих правительственных документах и резолюциях научной конференции. В докладе Генерального секретаря Международной комиссии по образованию в интересах устойчивого развития четыре основных компонента процесса образования в XXI веке: изучение способов познания; научиться делать; изучение того, как существовать; Изучение того, как жить вместе с другими.
Основой для организации международной деятельности в системе образования является законодательство Российской Федерации и, в частности, Закон Российской Федерации «Об образовании», который устанавливает право образовательных учреждений на достижение международного сотрудничества в области образования в Российской Федерации , Закон устанавливает право учебных заведений самостоятельно устанавливать прямые контакты и контакты с иностранными организациями- партнерами, не ограничивая круг участников только учебными заведениями.
1. Конвенции Совета Европы и Российской Федерации. Сб. док. М., 2000. С. 142-176.
2. Конвенция от 11 апреля 1997 г. о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе // Бюллетень международных договоров Российской Федерации. 2000. № 7.
3. Болонская Декларация от 19 июня 1999 г. URL: http://www.bologna- berlin 2003.de/
4. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) URL: http: // www. consultant. ru / document / cons _ doc_LAW_120805/.
5. Декларация прав ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1959 года) URL: http: //www.consultant.ru.
6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года) URL: http://www.consultant.ru.
7. Декларация «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровне» (Нью-Йорк, 3 декабря 1986 года) URL: http://www.consultant.ru.
8. Декларация о праве на развитие (Нью-Йорк, 4 декабря 1986 года) URL: http: //www. consultant.ru.
9. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 года) URL: http: //www.consultant.ru.
10. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 года) URL: http://www.consultant.ru.
11. Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (Лондон, 16 ноября 1945 года)ЦЕЬ: http: //www.consultant.ru.
12. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (Париж, 14 декабря 1960 года) URL: http://www.consultant.ru.
13. Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей (Париж, 5 октября 1966 года) URL: http://www.consultant.ru.
14. Всемирная Декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (Париж, 9 октября 1998 г.) URL: http://www.consultant.ru.
15. Рекомендация № 148 об оплачиваемых учебных отпусках (Женева, 24 июня 1974 года) URL: http://www.consultant.ru.
16. Конвенция № 142 о профессиональной ориентации и
профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов
(Женева, 23 июня 1974 года) URL: http://www.consultant.ru.
17. Рекомендация № 150 о профессиональной ориентации и
профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов
(Женева, 23 июня 1975 года) URL: http://www.consultant.ru.
18. Европейская Конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты (ETS № 15) (Париж, 11 декабря 1953 г.) URL: http: //www.consultant.ru.
19. Европейская Конвенция об академическом признании университетских квалификаций (Париж, 14 декабря 1959 г.) URL: http://www.consultant.ru.
20. Модельный закон об образовании (Принят на тринадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 13-8 от 03.04.99) URL: http://www.consultant.ru.
21. Лиссабонская конвенция о признании и дополняющие ее документы (Лиссабон, 11 апреля 1997 года) URL: http://www.consultant.ru.
22. Коммюнике Конференции Европейских министров образования (Берген, 19-20 Мая 2005) URL: http://www.consultant.ru.
23. Резолюция совета от 13 июля 2001 года о роли образования и обучения в политике занятости (2001/С 204/01) URL: http://www.consultant.ru.
24. Рекомендации Европейского Парламента и Европейского Совета от 10 июля 2001 г. (2001/613/ЕС) URL: http://www.consultant.ru.
25. Конвенция о сотрудничестве в области культуры, образования, науки, информации в Черноморском регионе (Стамбул 6 марта 1993 г.) - URL: http: //www.consultant.ru.
26. Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных
официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.) URL:
http: //www.consultant.ru.
27. Кодекс добросовестной практики для членов Европейского Консорциума по аккредитации в высшем образовании (ECA) URL: http://www.cpia.vsu.ru/docs/goog_practice_eca.pdf.
28. Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о принципах сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования и средств массовой информации (подписан в Москве 02.09.1998 // Дипломатический Вестник. 1998. № 10.
29. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о сотрудничестве в области образования (подписан в Претории 21.11.2002) // Бюллетень международных договоров. 2003. № 8.
30. Меморандум непрерывного образования ЕС URL: http: //www.znanie.org/ docs/memorandum.html.
31. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - N 31. - ст. 4398.
32. Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями): ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря.
33. Устав ООН от 24 октября 1945 года URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121087/.
34. Устав ЮНЕСКО от 16 ноября 1945 года URL: http://base.garant.ru/2540500/.
2. Договоры и соглашения
35. Европейское Соглашение о продолжении выплаты стипендий учащимся, обучающимся за рубежом (Париж, 12 декабря 1969 г.) URL: http: //www.consultant.ru.
36. Соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 15 мая 1992 года URL: http://www.consultant.ru.
37. Соглашение о сотрудничестве в области подготовки научных и научнопедагогических кадров и нострификации документов об их квалификации в рамках СНГ (13 ноября 1992 года) URL: http://www.consultant.ru.
38. Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств (Москва, 17 января 1997 года) URL: http://www.consultant.ru.
39. Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования (заключено в Риме 10.02.1998) // Бюллетень международных договоров. 2001. № 1.
40. Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области образования, науки и культуры (заключено в Москве 15.02.1994) // Дипломатический вестник. 1994. № 5 - 6.
41. Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области высшего образования (заключено в Ташкенте 27.07.1995) // Бюллетень международных договоров. 1996.
3. Специальная литература
42. Ануфриева, Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории. - М., 2002. - С. 38.
43. Балацкий, Е.В. Как из высшего образования в России раздули пузырь // ПУСС. 2014. № Том 7. Выпуск 11.
44. Бахин, С.В. Субправо (международные своды унифицированного контрактного права). СПб., 2002. С. 39.
45. Галенская, Л. Н. ЮНЕСКО в современном мире // Правоведение. 1986. № 6. С. 31-32.
46. Гретченко, А.И., Гретченко, А.А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. М., 2009. -С. 389.
47. Демяненко, И.В. Международное право и образование. Дисс.... канд. юр. наук. - Киев. 1992.
48. Евстигнеева, И.С. Проблемы подготовки юристов в контексте участия России в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод // Юридическое образование и наука. 2013. N 3.
49. ЕС-25: будущее социальной политики URL: http://www.chelt.ru/2005/3- 05/ ec25_3-05.html.
50. Захарова, М.В. Система оценки знаний юридических кадров во Франции // Юридическое образование и наука. 2013. N 1. С. 31 - 35.
51. Захарова, М.В., Кашкин, С.Ю. Институт признания образовательных квалификаций в сфере юриспруденции как элемент взаимодействия правовых систем современного мира и средство развития правовых отношений между Российской Федерацией и Европейским союзом // Юридическое образование и наука. 2014. N 2. С. 18 - 21.
52. Иваненко, В.А., Иваненко, В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. СПб., 2003. С. 136—137.
53. Иваненко, В.С. Всеобщая декларация прав человека и Конституция Российской Федерации // Правоведение. 1998. № 4. С. 15.
54. Карташкин, В.А. Традиционные ценности человечества и обеспечение прав человека // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века - CounterTerrorism. 2013. № 3. - С. 44.
55. Кенсовский, П.А. Легализация и признание документов иностранных государств. СПб., Юридический Центр Пресс, 2003. С. 166-201.
56. Киселева, Е.В. Традиционное отношение к семье в свете решения ЕСПЧ по делу «Эвейда и другие против Великобритании / Гендерные аспекты и традиционные ценности в свете международного права: Материалы круглых столов 12 апреля и 10 октября 2014 г. в рамках XII ежегодной Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного международного права». М., 2015. - С. 198.
57. Культурная политика в Европе. Выбор стратегии и ориентиры. Сб. материалов. М., 2002. С. 133.
58. Курс международного права. В 7 т. Т. 2 / отв. ред. И. И. Лукашук. М., 1989. С. 7.
59. Лукичев, Г.А. Образование стран Европейского союза устремлено в будущее // Вопросы образования. 2004. № 4. - С. 170.
60. Международное публичное право. Сб. док. В 2 т. Т. 1 / сост. К. А. Бекяшев, А. Г. Ходаков. М., 1996. С. 2-8.
61. Международные акты о правах человека. Сб. док. М., 2000. С. 159 — 164.
62. Международные нормативные акты ЮНЕСКО / сост. И. Д. Никулин. М., 1993. С. 110-117.
63. Международные пакты о правах человека. Сб. док. СПб., 1993. С. 1-12.
64. Мещерякова,О.М. Взаимодействие права ЕС и внутригосударственного права государств-членов // Правовая инициатива. 2012. № 3 URL: http:// www.49e.ru/ru/node/268.
65. Недбайло, П.Е. Международная защита прав человека. //СЕМП. 1968. - М., 1969. - С. 7.
66. Новикова, Н.С. Болонский процесс и высшее юридическое образование // Правоведение. 2003. № 2. - С. 249.
67. Образование стран Европейского союза устремлено в будущее // Вопросы образования. 2004. № 4. - С. 170.
68. Павлова, В.С., Чеботарев В.Е. Применение интенсивных
педагогических технологий в обучении бакалавров по направлению подготовки "Юриспруденция" // Юридическое образование и наука. 2013. N1. С. 19 - 23.
69. Сборник документов, касающихся международных аспектов высшего образования / сост. Е. В. Шевченко. СПб., 2003. С. 270-296.
70. Семенова, Н.С. Международно-правовая защита традиционных ценностей: реализация права на образование // Обозреватель-Observer. 2014. №7. - С. 34.
71. Семенова, Н.С. Социальное право ЕС/ Правовые основы
экономического и социального регулирования ЕС: Учебно-метод. пособие. Волгоград, 2010. - С. 391.
72. Семь вызовов для русского университета // Эксперт. - 2013. - № 47. [Электронный ресурс] - URL: http://www.hse.ru/news/105099367.html.
73. Серебрякова, Е. А. Российская система образования: достоинства и недостатки // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 704-705.
74. Усенко, Е. Т. Соотношение категорий международного и национального права // Сов. государство и право. 1983. № 10. С. 51.
75. Четвериков, А.О. Правовое обеспечение признания иностранных ученых степеней и ученых званий в государствах - участниках Болонского процесса (на примере Швейцарии) // Юридическое образование и наука.
2014. N 2. С. 22 - 25.
76. Шкатулла, В.И. Образовательное право / Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА - М., 2001. С. 518-593.
77. Щекин, Г.В. Документы об образовании: проблемы признания и сравнимости. Киев, 1995. С. 11-42.
4. Интернет-ресурсы
78. Федеральное интернет-издание URL: http://kapitalrus.ru/articles/
article/266318/.
79. Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» URL: http://www.centeroko.ru /pisa12/pisa12_res .htm.
80. Всероссийский общеобразовательный портал URL: http://www.edu- all.ru/pages/zamet/laquo-za-i-protivraquo. asp.
81. Всероссийский общеобразовательный портал URL: http://www.edu- all. ru/pages/zamet/pub_270606. php.
82. Официальный сервис публикации научных статей в базе данных
Infoniac URL: http://www.infoniac.ru/news/Gde-mozhno-poluchit-luchshee
obrazovanie-v-mire. html.