Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемное обучение на уроках истории в 5 - 7 классе как условие реализации системно-деятельностного подхода

Работа №31680

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
802
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Сущность методики проблемного обучения 8
1.1 Проблемное обучение: история понятия и его составляющие 8
1.2 Применение проблемного обучения в учебном процессе 15
1.3 Значение проблемного обучения в процессе повышения эффективности
учебной деятельности учащихся и его место в учебном процессе 23
Глава 2. Разработка уроков с применением методики проблемного обучения, анализ полученных результатов 32
2.1. Урок «Начало Реформации в Европе. Обновление Христианства» 7 класс 32
2.2 Урок «Раскол в русской православной церкви» 7 класс 47
2.3 Анализ проведенных уроков и анкетирования учителей истории 53
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 66
Приложение 1. «95 тезисов» Марина Лютера 72
Приложение 2. «Житие протопопа Аввакума» 75
Приложение 3. «Анкета для учителей истории» 76
Приложение 4. Таблица - «Результаты анкетирования учителей истории» 7

Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью постоянной активизации учебно-познавательной деятельности школьников во время учебного процесса в рамках современной школы. На протяжении нескольких лет эта задача решалась в зависимости от развития и достижений науки и требований, которые выдвигались к выпускнику школы. В настоящее время данная цель реализуется путем применения технологии развивающего обучения с использованием системно-деятельностного подхода.
На сегодняшний день в условиях относительной либерализации системы образования получают возможность своего развития и воплощения на практике различные новые педагогические технологии, концепции и методики. Вместе с тем, независимо от их развития, наше общество, как и прежде, продолжает испытывать острую потребность в социально активной, разносторонне развитой, творческой личности, способной самостоятельно искать и принимать грамотно обоснованные решения, иметь и аргументировано отстаивать свою точку зрения. И, безусловно, большая роль в воспитании такого человека отводится современной системе образования. На наш взгляд, эта задача может быть решена путем введения в учебный процесс методики проблемного обучения, которая обладает широкими возможностями развития логического мышления, творческих способностей, формирования познавательного интереса у учащегося и применение данной методики вновь как никогда актуально.
Источниковедческую базу исследования составляют документы законодательного и нормативного характера: Закон Российской Федерации «Об образовании», Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», «Примерная основная образовательная программа среднего общего образования».
Для обоснования научной актуальности нашей проблемы были использованы материалы периодических изданий за последние пять лет: научно-теоретические и методические журналы «Преподавание истории в школе» - старейшее издание для учителей истории, более 100 лет является главной площадкой для публикаций и обсуждения актуальных проблем в преподавании истории в школе. В нем содержатся различные рубрики и задания к урокам, печатаются материалы методистов и учителей со всей России. Второй журнал - «Преподавание истории и обществознания в школе» издается с 2000 года. Тематика его достаточно обширна и включает в себя исторические, социологические и педагогические науки. Авторами статей, опубликованных в журнале, являются известные историки и специалисты общественных наук. В работе были так же использованы статьи методических журналов «Вестник Томского государственного педагогического университета», «Открытая школа», «Народное образование», «Учитель», «Педагогические технологии», «Психология обучения», «Вестник высшей школы» и др.
В ходе написания выпускной работы была проанализирована учебная литература. Нами были использованы два школьных учебника по истории для общеобразовательных учреждений за 7 класс «Всеобщая история. История Нового времени» и «История России. ХУП-ХУШ века». Они были полезны для экспериментальной деятельности по разработке плана-конспекта современного урока истории с использованием методики проблемного обучения. Оба учебника в настоящее время рекомендуются в школе.
Историографической составляющей работы, разработкой и развитием основных принципов и идей проблемного обучения начали заниматься еще в 1960-1970-е гг. такие видные отечественные ученые, как И.Я. Лернер, А.В. Брушлинский. В трудах педагога М.И.Махмутова впервые были рассмотрены такие понятия теории проблемного обучения как «учебная проблема», «проблемная ситуация», «проблемное преподавание», «проблемный вопрос». Именно этим педагогом было предложено ввести классификацию создания проблемных ситуаций и учебных проблем в школе. В своих трудах он показал, что в отличие от традиционной педагогики с его репродуктивной направленностью, в проблемном обучении преобладающей целью должно быть развитие мышления и познавательной самостоятельности учащихся. С.Л. Рубинштейн в своих исследованиях пришел к выводу, что «начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, которой определяется вовлечение личности в мыслительный процесс». Так же в большой вклад в исследование методики внесли психологи - Д.Н. Богоявленский, и Н.А. Менчинская. В своей совместной работе они осветили общие психологические закономерности процесса усвоения школьниками знаний по различным предметам и охарактеризовали индивидуальные особенности в их усвоении. Книга написана на основе разработок психологов, проведенных в сотрудничестве с учителями. Полученные результаты дают возможность сформулировать психологические предпосылки, необходимые для повышения эффективности обучения в школе, активного использования тех или иных методов обучения. Психологом А.М. Матюшкиным были выделены типы проблемных ситуаций (в зависимости от того, какое составляющее усваиваемого действия выступает в качестве неизвестного), определены правила и последовательность их создания учителем на уроке в процессе обучения.
В зарубежной педагогике проблемное обучение было предметом внимания многих исследователей: Дж. Дьюи, Дж. Брунер, В. Оконь, Л. Клингберг и др. Например, в России широкое распространение получила книга польского дидакта В. Оконя «Основы проблемного обучения». В ней он изложил идеи проблемного обучения в общеобразовательной средней школе. Автор находит несовершенство методов обучения, при которых обучающиеся получают знания в так называемом готовом виде, и рассматривает возможности применения проблемного метода обучения. Некоторые положения книги носят дискуссионный характер.
В настоящее время исследования в этой области продолжаются. За последние годы выполнен ряд диссертационных работ, посвященных изучению различных аспектов и дальнейшему развитию теории проблемного обучения, в числе которых диссертация И. А. Сафиуллиной «Концепция проблемного обучения М. И. Махмутова как дидактическая система» [44].
Актуальность и недостаточная теоретико-методическая разработанность данной проблемы, а также потребности практики обусловила выбор темы исследования: «Проблемное обучение на уроках истории в 5 - 7 классе как условие реализации системно-деятельностного подхода».
Целью исследования является изучение проблемного обучения для повышения эффективности деятельности учащихся 5 - 7 классов на уроке истории.
Объектом исследования является процесс обучения на уроках истории в 5 - 7 классах.
Предметом исследования является организация проблемного обучения на уроках истории в 5 - 7 классах.
Однако, при рассмотрении предмета исследования мы столкнулись с проблемой недостаточно разработанного методического аппарата: отсутствие разработок и материалов по данной методике в пособиях для учителей, готовых проблемных заданий в учебниках по истории. Для попытки решения представленной проблемы нами была выдвинута следующая гипотеза:
Гипотеза: использование проблемного метода обучения в современном образовательном процессе является фактором повышения эффективности деятельности учащихся на уроках истории и, следовательно, условием реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.
Задачи исследования:
1. Изучить историю возникновения, основные понятия и сущность метода проблемного обучения.
2. Рассмотреть основные пути реализации проблемного обучения в образовательном процессе.
3. Выявить значение проблемного обучения в деле повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся 5 - 7 классов.
4. Разработать планы-конспекты уроков по истории в 7 классе с использованием методики проблемно обучения.
5. Сформулировать перечень вопросов к анкете учителей, цель которых выявить актуальность применения методики проблемного обучения на современных уроках истории.
6. Проанализировать результаты анкетирования.
Методологической основой исследования являются - метод анкетирования, с последующим методом синтеза и анализа полученной информации в ходе анкетирования, экспериментальный метод в ходе разработки урока по данной методике, а также метод обобщения и конкретизации информации.
Хронологические рамки исследования ограничиваются современностью.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной исследовательской работы было изучение проблемного обучения для повышения эффективности деятельности учащихся 5 - 7 классов на уроке истории.
В процессе анализа психолого-педагогических трудов М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина, В. Оконя. С.Л. Рубинштейна была изучена история возникновения методики проблемного обучения, рассмотрена ее сущность, а также были определены основные понятия. Главной составляющей проблемного обучения мы выделяем проблемную ситуацию. Она затрагивает познавательную и мотвационно-эмоциональную сферу школьника, у которого возникает затруднительное положение, побуждающее к поиску новых знаний и способов деятельности для его преодоления. Основным элементом проблемной ситуации служит то, что необходимо открыть, чтобы верно выполнить поставленную задачу и нужное действие. Нами были выделены два необходимых условия возникновения проблемной ситуации: 1) она должна вызывать интерес у обучающихся; 2) быть оптимальной и ее решение будет посильно ребенку.
Рассмотрев сущность и особенности проблемного обучения, мы приходим к выводу о том, что при правильной организации учебной деятельности оно развивает умственные способности школьников. Например, какие-либо несоответствия побуждают к обдумыванию, поиску выхода из сложившейся ситуации. Также оно учит самостоятельности, которая проявляется в индивидуальном видении проблемы, формулировке проблемного вопроса, выборе плана дальнейших действий и т.д. Кроме того, методика проблемного обучения способствует развитию творческого мышления учеников.
Мы провели эмпирические исследования роли методов проблемного обучения в создании эффективности учебной деятельности учеников, что позволило выявить значение данной методики на образовательный процесс.
Были рассмотрены основные пути ее реализации через следующие методы:
1. Метод проблемного изложения, который побуждает учащихся своим содержанием и повествованием к использованию знаний и умений для ответа на сложные теоретические вопросы.
2. Частично-поисковая деятельность учащихся, в данном виде деятельности проблема расчленяется на составные части и решается последовательно, усилиями всего класса под руководством учителя.
3. Самостоятельная исследовательская деятельность подразумевает самостоятельное решение поставленной задачи учеником. Он сам выбирает последовательность своих действий и самостоятельно достигает задачи.
Сформированы основные этапы урока, включающего элементы проблемного обучения:
1. Создание проблемной ситуации
2. Постановка учебной задачи
3. Поиск решения
4. Выражение решения
5. Реализация решения
Так же нами были исследованы основные виды побуждений у учащихся: потребность, мотивы, цели и интересы. Именно они мотивируют учеников на решение проблемных ситуаций, на «открытие новых знаний», повышая эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся.
Во второй главе с целью подтверждение гипотезы об эффективности методики проблемного обучения на уроках истории, нами были разработаны и проведены два урока по истории России в 7 классе: «Начало Реформации в Европе. Обновление Христианства» и «Раскол в русской православной церкви». В результате данного эксперимента все ученики ответили, что им было интересно заниматься, отметив особо задания проблемного характера. Отсюда мы делаем вывод о том, что уроки с использованием методики проблемного обучения проходят более эффективно в отличии от традиционного.
На этапе работы над второй главой нами была разработана анкета для учителей истории. Цель данного анкетирования - выявление отношения учителей к методике проблемного обучения и ее применение на уроках. Всего в опросе приняли участие 75 учителей из 9 городов Республики Татарстан. Анализ анкет показал, что абсолютно все учителя активно используют данную методику, что приводит, по словам учителей, к повышению успеваемости и развитию интереса у учащихся к предмету, а в условиях ФГОС и рамках системно-деятельностного подхода данная методика является просто незаменимой.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что благодаря проблемному обучению в образовательном процессе усвоение знаний происходит более эффективно, ведь то, что добыто опытным путем, усваивается и запоминается гораздо проще. Кроме того, в процессе данного вида обучения происходит развитие аналитического мышления, в рамках которого проводится диагностика условий, дается оценка возможным вариантам решений, проявляется логическое мышление: необходимы доказательства верности выбранного решения, аргументация и анализ. Так же проблемное обучение - одно из средств формирования диалектического мышления. Оно приучает школьников не избегать противоречий, более того, разбираться в них и искать пути решения.
Наша исследовательская работа подтвердила гипотезу о том, что проблемное обучение является фактором повышения эффективности деятельности учащихся на уроке. Достижение положительного результата можно достичь при условии постановки учителем учебно-проблемной задачи, создающей у учащихся проблемную ситуацию; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний.



1. Закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс]: федеральный закон № 273-Ф3. - Москва: ТЦ Сфера, 2014. - 191 с. - Режим досупа: http://xn--273--84d1f.xn--
p1ai/zakonodatelstvo/federalnvv-zakon-ot-29-dekabrva-2012-g-no-273-fz-ob- obrazovanii-v-rf#st23. - Дата доступа: 20.06.19.
2. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
образовании в Российской Федерации" от 06.03.2019 N 17-ФЗ [Электронный ресурс] (последняя редакция). - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 319580/. - Дата доступа: 20.06.19
Нормативные документы
3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015)
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 110255/. - Дата доступа: 20.06.19.
4. «Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 г. № 2/16-з) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 282289/. - Дата доступа: 20.06.19.
Периодическая печать
5. Абдулаев Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории / Э.Н. Абдулаев // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 1. - С. 23-26.
6. Блохин В.В. Исследовательская деятельность учащихся: от проблемного обучения к исследовательской работе / В. В. Блохин // Преподавание истории в школе. - 2017. - № 3. - С. 3-7.
7. Габдулхаков В.Ф. Проблемное обучение М.И. Махмутова и
психологические механизмы развития учебной деятельности [Электронный ресурс] / В.Ф. Габдулхаков // Проблемное обучение в современном мире: VII Международные Махмутовские чтения (Елабуга, 5-6 апреля 2018 г.): сборник статей / науч. ред. Д.М.Шакирова. - Казань: Отечество, 2018. - С. 212-214. - Режим доступа:
https://kpfu.ru/portal/docs/F_370850320/konferenciya_sbomik.statej_2018.pdf. - Дата доступа: 13.05.2019.
8. Бородина А.И. С помощью методов проблемного обучения / А.И. Бородина // Вестник высшей школы. - 1986. - №7. - С. 31-32.
9. Вяземский Е.Е. Об актуальных проблемах историко-обществоведческого образования в общеобразовательной школе и реализации концепций учебных предметов «история» и «обществознание» / E.E. Вяземский, А.А. Сорокин // Преподавание истории в школе. - 2018. - № 10. - С. 3-9.
10. Глазунов С. Н. Метод анализа проблемных ситуаций как способ активизации мыслительной деятельности учащихся / С.Н. Глазунов // Преподавание истории в школе. - 2010. - N 6. - С. 52-54.
11. Донская О.А. В поисках цели - опыт конструирования проблемной ситуации от исторического источника / О.А. Донская // Преподавание истории в школе. -2018. - № 9. - С. 51-57.
12. Еникеев М.И. Исследование проблемного обучения / М.И.Еникеев // Народное образование. - 1972. - №9. - С.99-100.
13. Идиатулин В. С. Принцип проблемности в учебном процессе
[Электронный ресурс] / В.С. Идиатулин // Народное образование. - 2010. - N 8. - С. 176-181. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_15500780_67294747.pdf. - Дата доступа: 18.06.2019.
14. Ибрагимов Г.И. Основные направления развития теории и практики
проблемного обучения в современной школе [Электронный ресурс] / Г.И. Ибрагимова, И.С. Нафикова // Проблемное обучение в современном мире: VII Международные Махмутовские чтения (Елабуга, 5-6 апреля 2018 г.): сборник статей / науч. ред. Д.М.Шакирова. - Казань: Отечество, 2018. - С.243-253. - Режим доступа:
https://kpfu.ru/portal/docs/F_370850320/konferenciya_sbornik.statej_2018.pdf. - Дата доступа: 19.05.19.
15. Каратаева Н. Г. Аспекты поискового подхода при решении
нестандартных задач в концепции проблемного обучения [Электронный ресурс] / Н.Г. Каратаева // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 12. - С. 58-67. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_12973377_15823800.pdf. - Дата доступа: 13.06.19.
16. Крючкова Е.А. Историко-культурный стандарт: методические аспекты внедрения в педагогическую практику / Е.А. Крючкова // Преподавание истории в школе. - 2018. - № 4. - С. 15-18.
17. Крутова И.В. Системно-деятельностный подход: методический аспект (на
примере обучения истории) / И.В. Крутова, Л.П. Разбегаева, Р.В. Пазин //
Преподавание истории в школе. - 2015. - № 6. - С. 3-8.
18. Лекерова Г. Дж. Активные методы обучения как психологическая основа развития мотивации в процессе обучения [Электронный ресурс] / Г.Дж. Лекерова // Психология обучения. - 2009. - N 6. - С. 17-27. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=12838991. - Дата доступа: 17.06.19.
19. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения [Электронный ресурс] / А.Н. Леонтьев // Известия АПН РСФСР М., 1947.
Вып.7. - С. 75. - Режим доступа: https://www.klex.ru/ck3. - Дата доступа: 18.06.19.
20. Матвеева Е.А. Проблемное обучение - это... [Электронный ресурс] /
Е.А. Матвеева // Вордскем кыл (Ижевск). - 2005. - № 1. - С.10-23. - Режим доступа: http://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/1441. - Дата доступа: 17.04.19.
21. Нестеренко А. А. Синтез малых форм как инструмент проблемноориентированного обучения [Электронный ресурс] / А.А. Нестеренко // Педагогические технологии. - 2009. - N 6. - С. 72-75. - Режим доступа: http://narodnoe.org/journals/pedagogicheskie-tehnologii/2009-6/sintez-malih-form- kak-instrument-problemno-orientirovannogo-obucheniya. - Дата доступа: 06.04.19.
22. Поплевко Т.Н. Реформа патриарха Никона и раскол церкви (технологическая карта урока) / Т.Н. Поплевко // Преподавание истории в школе. - 2018. - № 8. - С. 44-50.
23. Радулова Е. Н. Создание проблемной ситуации [Электронный ресурс] / Е.Н. Радулова // Открытая школа. - 2009. - N 6. - С. 51-52. - Режим доступа: http://www.open-school.kz/glavstr/arhiv_statya_map.htm. - Дата доступа: 19.04.19.
24. Сарбашева З. М. Проблемное обучение в процессе индивидуализации обучения [Электронный ресурс] / З.М. Сарбашева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 7. - С. 44-47. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-v-protsesse- individualizatsii-obucheniya. - Дата доступа: 11.04.19.
25. Федотова Т. И. Применение элементов исследовательской работы для развития творческих способностей школьников [Электронный ресурс] / Т.И. Федотова // Одаренный ребенок. - 2009. - N 1. - С. 106-111. - Режим доступа: http://cptd.ippk.arkh-edu.ru/index.php. - Дата доступа: 19.05.19.
26. Щербаков А.М. На занятии - проблемные ситуации / А.М. Щербакова // Учитель. - 2010. - N 6. - С. 82-83.
Учебная литература
27. Всеобщая история. История Нового времени, 1500 - 1800. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина; под ред. А. А. Искендерова. - Москва: Просвещение, 2013. - 319с.
28. История России. ХУП-ХУШ века: учебник для 7 класса
общеобразовательных учреждений / Е. В. Пчелов, П. В. Лукин; под ред. Ю. А. Петрова. - 3-е изд. - Москва: OOO «Русское слово - учебник», 2017. - 224 с.
Литература
29. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников / Ю.К. Бабанский. - Ростов-на-Дону, 1970. - 200 с.
30. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения знаний в школе / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. - 347 с.
31. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать / А.С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991. - 198 с.
32. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемного обучения /
А.В.Брушлинский. - М., 1983. - 213 с.
33. Лернер И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер, д-р пед. наук. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
34. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /
А.М.Матюшкин. - М., 1972. - 314 с.
35. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. - М., 1983. - 221 с.
36. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 316 с.
37. Махмутов М.И. Современный урок / М. И. Махмутов. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1985. - 184 с.
38. Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения / М. И. Махмутов. - Казань: Таткнигоиздат, 1972. - 551 с.
39. Мельникова Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие,
технология, методика / Е. Л. Мельникова. - М.: Баласс, 2015. - 266 с.
40. Мочалова Н. М. Методы проблемного обучения и границы их применения / Н.М. Мочалова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1979. - 158 с.
41. Оконь В. Основы проблемного обучения: [Пер. с пол.] / В. Оконь. - М.: Просвещение, 1968. - 208 с.
42. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования [Электронный
ресурс] / С.Л.Рубинштейн. Акад. наук СССР. Ин-т философии. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958. - 147 с. - Режим доступа: http://books.e-heritage.ru/book/10087191. - Дата доступа: 15.05.19.
43. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика
воспитания: / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия»,2000. -336с.
44. Сафиуллина И.А. Концепция проблемного обучения М.И. Махмутова как дидактическая система [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. наук:
13.0. 01 / И.А. Сафиуллина. - Казань, - 2001. - 22 c. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/kontseptsiya-problemnogo-obucheniya-m-i- makhmutova-kak-didakticheskaya-sistema. - Дата доступа: 20.06.19.
45. Ушинский К. Д. Собрание педагогических сочинений Константина Дмитриевича Ушинского [Электронный ресурс] / К.Д. Ушинский. - 4-е изд. Т.
2. - Санкт-Петербург: тип. М. Меркушева, 1948. - 647с. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003885959. - Дата доступа: 19.06.19.
46. Щукина, Галина Ивановна. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 1986. - 142 с.
47. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. - Москва: Просвещение, 1969. - 316 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ