Дипломатическая и консульская защита прав человека
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬСКОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
§ 1. Понятие и предмет дипломатической и консульской защиты прав человека 7
§ 2. Этапы развития дипломатической и консульской защиты прав человека 23
ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬСКОЙ ЗАЩИТЫ
§1. Международно-правовые основания силового вмешательства государства для защиты своих граждан за пределами своей территории. Проблемы определения данных оснований 42
§ 2. Проблемы невмешательства при осуществлении дипломатической и
консульской защиты прав человека 55
§ 3. Защита государствами своих граждан во время вооруженных конфликтов,
происходящих на территории другого государства 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬСКОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
§ 1. Понятие и предмет дипломатической и консульской защиты прав человека 7
§ 2. Этапы развития дипломатической и консульской защиты прав человека 23
ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬСКОЙ ЗАЩИТЫ
§1. Международно-правовые основания силового вмешательства государства для защиты своих граждан за пределами своей территории. Проблемы определения данных оснований 42
§ 2. Проблемы невмешательства при осуществлении дипломатической и
консульской защиты прав человека 55
§ 3. Защита государствами своих граждан во время вооруженных конфликтов,
происходящих на территории другого государства 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
В 1999 году в своем докладе Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан отметил, что если Организация Объединенных Наций не будет осуществлять защиту прав человека во всем мире, то она не сможет защитить, и сама себя, тем самым признавая свою беспомощность и абсурдность существования.
Данное требование также применимо и к государствам: ни одно государство не имеет морального права предъявлять претензии по поводу нарушения прав человека, включая права своих граждан на территории другого государства, если оно само нарушает права человека на своей территории. Следует подчеркнуть, что проблемы защиты прав человека в нынешних условиях приобретают принципиальное значение, ибо в условиях бездействия ООН другие организации, например, НАТО, а также сами государства в отдельности могут применить силу для защиты прав человека и гражданина, что, как показывают недавние события в Европе, в Африке и на Ближнем Востоке, нередко чревато осложнением международных отношений, а также злоупотреблениями со стороны отдельных государств и международных организаций.
Статья 2 (п. 4) Устава ООН гласит: «Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенный Наций». Однако широкое толкование этого положения Устава ООН не означает категорическое запрещение применения силы государством для защиты своих граждан за рубежом.
Если в доктрине и практике международного права в целом сложились единые подходы по применению дипломатических и консульских мер по защите своих граждан за рубежом, то использование подобных мер в отношении лиц без гражданства и бипатридов до сих пор проблематично и нередко служит причиной осложнения межгосударственных отношений.
Сказанного достаточно для того, чтобы утверждать о чрезвычайной актуальности избранной темы магистерской диссертации как с точки зрения теории международного права, так и практики международных отношений.
Проблема дипломатической и консульской защиты прав человека достаточно подробно разработана в трудах известных советских и российских ученых. Исследованию теории и практики рассматриваемой проблемы посвящены работы С.В. Астахова, А.А. Ахтамзяна, К.А. Бекяшева, Г.В. Бобылева, С.А. Бокерия, О.К. Петрова - Белкина, В.А. Василенко, М.С. Волковой, А.Н. Вылегжанина, Д.С. Гвоздецкого, Г.М. Гура, М.И. Дзлиева, Э.С. Иззатдуста, В.А. Зорина, Г В. Игнатенко, О И. Тиунова и других.
Вместе с тем, проблемы, связанные с применением дипломатических и консульских мер по защите прав апатридов, бипатридов и соотечественников , слабо разработаны как в российской, так и зарубежной международноправовой доктринах.
Нормативную базу исследования составили Устав ООН, Конституции Российской Федерации 1993 г., материалы международных конференций, проведенных в рамках и под эгидой ООН, доклады Генерального секретаря ООН, нормативные акты ООН, специализированных учреждений ООН и региональных организаций, а также национальное законодательство различных стран.
Целью магистерского диссертационного исследования является выявление и теоретическое осмысление основных международно-правовых аспектов применения дипломатических и консульских мер по защите прав человека.
Достижение поставленных целей осуществляется на основе научного решения комплекса исследовательских задач:
- исследование понятия, предмета и механизмов дипломатической и консульской защиты;
- изучение истории возникновения и развития институтов дипломатической и консульской защиты;
- выявление правовых условий и проблемных аспектов международноправовых оснований силового вмешательства государства для защиты своих граждан за пределами своей территории;
- отражение проблемных аспектов невмешательства при
осуществлении дипломатической и консульской защиты прав человека;
- раскрытие вопросов защиты государствами своих граждан во время вооруженных конфликтов, происходящих на территории другого государства на примере конфликта в демократической республике Конго.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере взаимодействия государств по обеспечения дипломатической и консульской защиты прав человека.
Предметом исследования являются международно-правовые проблемы в сфере дипломатической и консульской защиты прав человека.
Методологическую и теоретическую основу магистерского диссертационного исследования составил комплекс научных методов познания, в том числе конкретно-исторический, системно-функциональный, формально- юридический, сравнительно-правовой, логический и другие методы, а также теоретические положения в области международного публичного права и конфликтологии.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые столь подробно дан комплексный анализ правомерных оснований дипломатических и консульских мер по защите прав граждан.
Обоснована правомерность, а также необходимость принятия этих мер в некоторых конкретных случаях в отношении лиц без гражданства, бипатридов и соотечественников. Впервые предпринята попытка показать разницу между понятиями «защита» и «покровительство» на основе современного международного права. Разграничены случаи правомерного применения силы для защиты прав человека и вмешательства во внутренние дела государства.
Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней положения и выводы могут быть использованы ООН, региональными организациями, органами внешних сношений Российской Федерации, и других государств, а также при разработке и развитии международных и национальных правовых актов по данной проблематике.
Основные выводы и материалы магистерского диссертационного исследования могут быть также применены в научных разработках и преподавании курсов «Дипломатическое право» и «Консульское право».
Данное требование также применимо и к государствам: ни одно государство не имеет морального права предъявлять претензии по поводу нарушения прав человека, включая права своих граждан на территории другого государства, если оно само нарушает права человека на своей территории. Следует подчеркнуть, что проблемы защиты прав человека в нынешних условиях приобретают принципиальное значение, ибо в условиях бездействия ООН другие организации, например, НАТО, а также сами государства в отдельности могут применить силу для защиты прав человека и гражданина, что, как показывают недавние события в Европе, в Африке и на Ближнем Востоке, нередко чревато осложнением международных отношений, а также злоупотреблениями со стороны отдельных государств и международных организаций.
Статья 2 (п. 4) Устава ООН гласит: «Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенный Наций». Однако широкое толкование этого положения Устава ООН не означает категорическое запрещение применения силы государством для защиты своих граждан за рубежом.
Если в доктрине и практике международного права в целом сложились единые подходы по применению дипломатических и консульских мер по защите своих граждан за рубежом, то использование подобных мер в отношении лиц без гражданства и бипатридов до сих пор проблематично и нередко служит причиной осложнения межгосударственных отношений.
Сказанного достаточно для того, чтобы утверждать о чрезвычайной актуальности избранной темы магистерской диссертации как с точки зрения теории международного права, так и практики международных отношений.
Проблема дипломатической и консульской защиты прав человека достаточно подробно разработана в трудах известных советских и российских ученых. Исследованию теории и практики рассматриваемой проблемы посвящены работы С.В. Астахова, А.А. Ахтамзяна, К.А. Бекяшева, Г.В. Бобылева, С.А. Бокерия, О.К. Петрова - Белкина, В.А. Василенко, М.С. Волковой, А.Н. Вылегжанина, Д.С. Гвоздецкого, Г.М. Гура, М.И. Дзлиева, Э.С. Иззатдуста, В.А. Зорина, Г В. Игнатенко, О И. Тиунова и других.
Вместе с тем, проблемы, связанные с применением дипломатических и консульских мер по защите прав апатридов, бипатридов и соотечественников , слабо разработаны как в российской, так и зарубежной международноправовой доктринах.
Нормативную базу исследования составили Устав ООН, Конституции Российской Федерации 1993 г., материалы международных конференций, проведенных в рамках и под эгидой ООН, доклады Генерального секретаря ООН, нормативные акты ООН, специализированных учреждений ООН и региональных организаций, а также национальное законодательство различных стран.
Целью магистерского диссертационного исследования является выявление и теоретическое осмысление основных международно-правовых аспектов применения дипломатических и консульских мер по защите прав человека.
Достижение поставленных целей осуществляется на основе научного решения комплекса исследовательских задач:
- исследование понятия, предмета и механизмов дипломатической и консульской защиты;
- изучение истории возникновения и развития институтов дипломатической и консульской защиты;
- выявление правовых условий и проблемных аспектов международноправовых оснований силового вмешательства государства для защиты своих граждан за пределами своей территории;
- отражение проблемных аспектов невмешательства при
осуществлении дипломатической и консульской защиты прав человека;
- раскрытие вопросов защиты государствами своих граждан во время вооруженных конфликтов, происходящих на территории другого государства на примере конфликта в демократической республике Конго.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере взаимодействия государств по обеспечения дипломатической и консульской защиты прав человека.
Предметом исследования являются международно-правовые проблемы в сфере дипломатической и консульской защиты прав человека.
Методологическую и теоретическую основу магистерского диссертационного исследования составил комплекс научных методов познания, в том числе конкретно-исторический, системно-функциональный, формально- юридический, сравнительно-правовой, логический и другие методы, а также теоретические положения в области международного публичного права и конфликтологии.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые столь подробно дан комплексный анализ правомерных оснований дипломатических и консульских мер по защите прав граждан.
Обоснована правомерность, а также необходимость принятия этих мер в некоторых конкретных случаях в отношении лиц без гражданства, бипатридов и соотечественников. Впервые предпринята попытка показать разницу между понятиями «защита» и «покровительство» на основе современного международного права. Разграничены случаи правомерного применения силы для защиты прав человека и вмешательства во внутренние дела государства.
Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней положения и выводы могут быть использованы ООН, региональными организациями, органами внешних сношений Российской Федерации, и других государств, а также при разработке и развитии международных и национальных правовых актов по данной проблематике.
Основные выводы и материалы магистерского диссертационного исследования могут быть также применены в научных разработках и преподавании курсов «Дипломатическое право» и «Консульское право».
В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов.
История международных отношений подтверждает, что защита прав и законных интересов государств и их граждан за границей осуществляется в различных формах, разными способами и мерами (например, реторсии, репрессалии).
Одной из признанных и эффективных форм защиты прав и законных интересов граждан за границей является дипломатическая и консульская защита.
Возникновение этих институтов связано с зарождением и развитием института консула. Происхождение института консулов, в свою очередь, тесно связано с развитием международных связей и особенно торговли и мореплавания.
В доктрине международного права традиционно делается различие между дипломатической и консульской защитой граждан за границей. Такое различие основывается, в первую очередь, на положениях действующих конвенций.
Основные аспекты консульской защиты содержатся в Консульском уставе Российской Федерации 2010 года . В соответствии с данным Уставом консульская защита более всеохватывающая и включает в себя:
- защиту в государстве пребывания прав граждан;
- оказание помощи и содействия гражданам представляемого государства;
- охрану интересов граждан представляемого государства в случае преемства mortis causa на территории государства пребывания;
- охрану интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности, когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;
- обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания и т.д.
В современной юридической литературе существуют различные определения дипломатической или консульской защиты прав граждан за границей. Однако можно вывести общую формулу данного определения - это защита, которую государство через органы внешних сношений вправе оказать своему гражданину, находящемуся за границей, в случае нарушения его права.
Дипломатическая и консульская защита граждан за границей должна осуществляться в допустимых пределах, правомерных с точки зрения современного международного права. Например, обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания осуществляется в соответствии с законами и правилами государства пребывания. Однако это общая формулировка, требующая уточнения на практике.
В этих случаях следует руководствоваться, прежде всего, следующими сложившимися обычными нормами международного права:
- в осуществлении этой защиты не должно быть никакого вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства пребывания;
- прежде чем прибегать к средствам защиты, посольство, например, должно убедиться в том, что гражданам и органам его государства или отказано в мерах судебной или иной защиты по законодательству страны пребывания, или все средства, предусмотренные этим законодательством для восстановления нарушенных прав, уже исчерпаны и не дали результата.
Дипломатическую или консульскую защиту можно рассматривать как случай, когда государство берет на себя дела своего гражданина, права которого, как утверждается, были нарушены или не были признаны другим государством в нарушение существующих норм международного права.
Право на дипломатическую и консульскую защиту граждан за границей является исключительным правом каждого государства и вытекает из его государственного суверенитета. Она также является конституционным положением многих государств. Национальное законодательство может ставить решение вопроса об оказании дипломатической защиты на усмотрение его органов внешних сношений, а также может установить пределы оказания такой защиты и может, наконец, предусмотреть обязанность своих органов оказывать дипломатическую защиту.
Исходя из общего права дипломатическая и консульская защита является правомерной при нарушении прав иностранцев государством пребывания. Оказывая своему гражданину дипломатическую и консульскую защиту, государство добивается выполнения государством пребывания своих международных обязательств в отношении иностранцев.
Целью дипломатической и консульской защиты ни в коем случае не может быть отмена того или иного законодательного акта государства пребывания, относящегося к иностранцам, который не противоречит его международным обязательствам.
Исчерпание внутренних возможностей, установленных внутренним правопорядком, иностранными физическими лицами является предварительным необходимым основанием для того, чтобы государство их национальной принадлежности могло констатировать факт нарушения подлежащим государством своего международного обязательства и принять допустимые в международном плане меры, в частности, обратиться к мерам дипломатической или консульской защиты своих потерпевших физических лиц.
Государство не может оказать защиту своим гражданам в следующих случаях: если такая защита направлена против другого государства, гражданином которого тоже является данное потерпевшее лицо; при двойном гражданстве, когда возникает спор о праве осуществления дипломатической защиты между государствами, предъявляющими претензию к третьему государству, если лицо уже получило политическое убежище в другом государстве.
Поскольку лица без гражданства не имеют устойчивой правовой связи ни с одним государством, они не вправе оказывать им дипломатическую защиту во время их пребывания за границей, кроме случаев, когда в отношении защиты апатридов существуют какие-либо специальные договоренности или международные договоры.
До тех пор, пока война являлась допустимым средством ultima ratio разрешения межгосударственных споров, государство могло прибегнуть к вооруженным действиям против другого государства, в том числе для защиты прав своих граждан на территории другого государства.
До тех пор, пока норма о невмешательстве во внутренние дела другого государства допускала возможность ее нарушения в силу «крайней необходимости», государство национальной принадлежности физических лиц, потерпевших в сфере юрисдикции другого государства, могло прибегнуть к любым мерам принуждения этого другого государства, вплоть до вооруженной интервенции, в целях защиты прав таких лиц.
В соответствии с современным международным правом подобные действия можно квалифицировать как вмешательство во внутренние дела. Следовательно, ныне сложившаяся двоякая позиция в отношении «гуманитарных интервенций» связана с дилеммой между общепризнанным императивом эффективного пресечения грубых и систематических нарушений прав человека и невмешательством во внутренние дела государств.
В этих условиях у государства имеются достойные средства, не требующие применения вооруженной силы. В частности, по ст. 60 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. государство может приостановить действие договора с этим государством. В ситуациях же тяжкого и массового нарушения международно признанных прав иностранных физических и/или юридических лиц, угрожающего международному миру и безопасности, должна приводиться в действие система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН.
История международных отношений подтверждает, что защита прав и законных интересов государств и их граждан за границей осуществляется в различных формах, разными способами и мерами (например, реторсии, репрессалии).
Одной из признанных и эффективных форм защиты прав и законных интересов граждан за границей является дипломатическая и консульская защита.
Возникновение этих институтов связано с зарождением и развитием института консула. Происхождение института консулов, в свою очередь, тесно связано с развитием международных связей и особенно торговли и мореплавания.
В доктрине международного права традиционно делается различие между дипломатической и консульской защитой граждан за границей. Такое различие основывается, в первую очередь, на положениях действующих конвенций.
Основные аспекты консульской защиты содержатся в Консульском уставе Российской Федерации 2010 года . В соответствии с данным Уставом консульская защита более всеохватывающая и включает в себя:
- защиту в государстве пребывания прав граждан;
- оказание помощи и содействия гражданам представляемого государства;
- охрану интересов граждан представляемого государства в случае преемства mortis causa на территории государства пребывания;
- охрану интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности, когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;
- обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания и т.д.
В современной юридической литературе существуют различные определения дипломатической или консульской защиты прав граждан за границей. Однако можно вывести общую формулу данного определения - это защита, которую государство через органы внешних сношений вправе оказать своему гражданину, находящемуся за границей, в случае нарушения его права.
Дипломатическая и консульская защита граждан за границей должна осуществляться в допустимых пределах, правомерных с точки зрения современного международного права. Например, обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания осуществляется в соответствии с законами и правилами государства пребывания. Однако это общая формулировка, требующая уточнения на практике.
В этих случаях следует руководствоваться, прежде всего, следующими сложившимися обычными нормами международного права:
- в осуществлении этой защиты не должно быть никакого вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства пребывания;
- прежде чем прибегать к средствам защиты, посольство, например, должно убедиться в том, что гражданам и органам его государства или отказано в мерах судебной или иной защиты по законодательству страны пребывания, или все средства, предусмотренные этим законодательством для восстановления нарушенных прав, уже исчерпаны и не дали результата.
Дипломатическую или консульскую защиту можно рассматривать как случай, когда государство берет на себя дела своего гражданина, права которого, как утверждается, были нарушены или не были признаны другим государством в нарушение существующих норм международного права.
Право на дипломатическую и консульскую защиту граждан за границей является исключительным правом каждого государства и вытекает из его государственного суверенитета. Она также является конституционным положением многих государств. Национальное законодательство может ставить решение вопроса об оказании дипломатической защиты на усмотрение его органов внешних сношений, а также может установить пределы оказания такой защиты и может, наконец, предусмотреть обязанность своих органов оказывать дипломатическую защиту.
Исходя из общего права дипломатическая и консульская защита является правомерной при нарушении прав иностранцев государством пребывания. Оказывая своему гражданину дипломатическую и консульскую защиту, государство добивается выполнения государством пребывания своих международных обязательств в отношении иностранцев.
Целью дипломатической и консульской защиты ни в коем случае не может быть отмена того или иного законодательного акта государства пребывания, относящегося к иностранцам, который не противоречит его международным обязательствам.
Исчерпание внутренних возможностей, установленных внутренним правопорядком, иностранными физическими лицами является предварительным необходимым основанием для того, чтобы государство их национальной принадлежности могло констатировать факт нарушения подлежащим государством своего международного обязательства и принять допустимые в международном плане меры, в частности, обратиться к мерам дипломатической или консульской защиты своих потерпевших физических лиц.
Государство не может оказать защиту своим гражданам в следующих случаях: если такая защита направлена против другого государства, гражданином которого тоже является данное потерпевшее лицо; при двойном гражданстве, когда возникает спор о праве осуществления дипломатической защиты между государствами, предъявляющими претензию к третьему государству, если лицо уже получило политическое убежище в другом государстве.
Поскольку лица без гражданства не имеют устойчивой правовой связи ни с одним государством, они не вправе оказывать им дипломатическую защиту во время их пребывания за границей, кроме случаев, когда в отношении защиты апатридов существуют какие-либо специальные договоренности или международные договоры.
До тех пор, пока война являлась допустимым средством ultima ratio разрешения межгосударственных споров, государство могло прибегнуть к вооруженным действиям против другого государства, в том числе для защиты прав своих граждан на территории другого государства.
До тех пор, пока норма о невмешательстве во внутренние дела другого государства допускала возможность ее нарушения в силу «крайней необходимости», государство национальной принадлежности физических лиц, потерпевших в сфере юрисдикции другого государства, могло прибегнуть к любым мерам принуждения этого другого государства, вплоть до вооруженной интервенции, в целях защиты прав таких лиц.
В соответствии с современным международным правом подобные действия можно квалифицировать как вмешательство во внутренние дела. Следовательно, ныне сложившаяся двоякая позиция в отношении «гуманитарных интервенций» связана с дилеммой между общепризнанным императивом эффективного пресечения грубых и систематических нарушений прав человека и невмешательством во внутренние дела государств.
В этих условиях у государства имеются достойные средства, не требующие применения вооруженной силы. В частности, по ст. 60 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. государство может приостановить действие договора с этим государством. В ситуациях же тяжкого и массового нарушения международно признанных прав иностранных физических и/или юридических лиц, угрожающего международному миру и безопасности, должна приводиться в действие система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН.
Подобные работы
- Дипломатическая защита прав человека как публичный интерес государства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЗАЩИТА ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Права граждан и их защита в контексте института гражданства ЕС
Магистерская диссертация, международное частное право. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2016 - Сравнительный анализ деятельности дипломатических представительств и
консульских учреждений по оказанию помощи и содействию гражданам за
рубежом в РФ и США
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Судебные средства правовой защиты в международном праве
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2017 - КОНСУЛЬСКИЕ ИММУНИТЕТЫ И ПРИВИЛЕГИИ
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - КОНСУЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018



