Введение 3
Глава 1. Проблема обеспечения качества обучения говорению на иностранном языке в школе 12
1.1 Говорение как вид речевой деятельности 12
1.2 О проблеме повышения качества обучения говорению 17
1.2 Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку 28
1.3 Самостоятельная работа школьников при обучении иностранному языку 48
Глава 2. Исследование эффективности использования информационно - коммуникационных технологий при обучении говорению на уроках английского языка в старших классах 52
2.1 Диагностика уровня разговорной речи на уроках английского языка в старших
классах 53
2.2 Комплекс заданий для обеспечения качества обучения говорению на
иностранном языке 59
2.3 Практические результаты внедрения комплекса упражнений с использованием
ИКТ для обеспечения качества обучения говорению 73
Заключение 76
Список литературы 81
Приложение 1 87
Приложение 2 89
Приложение 3 90
Приложение 4 91
Приложение 5 93
Приложение 6 94
Приложение 7
В настоящее время ведущими направлениями государственной образовательной политики являются обеспечение качества обучения (В.П. Беспалько, И.Г. Голубева, В.Г. Кинелев, Т.А. Колмогорцева, Н.Н. Назаренко, Э.М. Короткое, Д.И. Карпович, Ю.Г. Фокин) и внедрение современных интернет технологий в обучение (СВ. Андреев, Н.И. Рогозина, Е.С. Полат, Е.И. Дмитриева, И.В. Роберт). Современные требования к интенсификации процесса обучения иностранному языку в школе, а также проблемы, возникающие в процессе обеспечения качества обучения, недостаточная разработанность теоретических и практических вопросов организации обучения иностранному языку с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее в тексте - ИКТ); противоречия, имеющиеся в теории и практике, стимулируют активность преподавателей в поиске новых, более эффективных, продуктивных форм работы.
Анализ понятия «качество обучения» некоторых исследователей (Д.И. Карпович, В.Г. Кинелев Э.М. Короткое, Ю.Г. Фокин) позволяет сформулировать рабочее понятие «качество обучения иностранному языку» - совершенствование различных сторон образовательного процесса, ведущего к повышению уровня обученности.
Исследование проблемы обеспечения качества обучения говорению на иностранном языке в старшей школе выявило повышенный интерес и потребность учащихся старших классов во владении языком в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сдаче единого государственного экзамена, т.к. с недавнего времени в единый государственный экзамен (далее в тексте - ЕГЭ) была введена устная часть. (В.А. Артемов, П.Б. Гурвич, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, В.Л. Скалкин). Принимая во внимание специфику старшей школы, следует отметить практически полное отсутствие среды общения на английском языке, приближенной к аутентичной, а также коммуникации с носителями языка, опыта длительного пребывания в стране изучаемого языка. В результате анализа научной литературы было выявлено отсутствие эффективных методических моделей обучения, которые удовлетворяли бы в полной мере современным критериям и параметрам обеспечения качества обучения говорению на английском языке.
Актуальность темы обусловлена необходимостью обоснования дальнейших перспектив совершенствования методического обеспечения - разработке содержания, методов и средств обучения, для повышения качества обучения говорению в старшей школе.
Представляется, что до сих пор не разрешены противоречия между:
1) отсутствием методической системы обучения иностранному языку, обеспечивающей успешную сдачу единых государственных экзаменов, и повышенным интересом к изучению языков, потребностью учащихся во владении языком, уровень которого соответствовал бы принятым международным стандартам;
2) изучением иностранного языка в старшей школе, при практически полном отсутствии аутентичной языковой среды, и требованиями к современному процессу обучения языку в соответствии с критериями и параметрами обеспечения «качества»;
3) необходимостью поиска баланса между традиционными формами обучения говорению на иностранном языке (учебные пособия, аудио записи и т.д.) и современными, предполагающими применение ИКТ;
Вышеуказанные противоречия привели к формулировке проблемы, суть которой заключается в том, что обеспечение качества обучения говорению на иностранном языке в старшей школе осуществляется в условиях недостаточно разработанной учебно-методической базы, в условиях ограниченного запаса времени и тенденции формирования потребности владения иностранным языком в соответствии с критериями оценки качества обучения и ориентацией на требования к сдаче единого государственного экзамена по определению уровня сформированности речевой компетенции. В связи с изложенным выше, одним из возможных путей сделать процесс обучения говорению на иностранном языке качественным видится в более эффективной и оптимальной методической организации учебного процесса с использованием ИКТ.
Объектом исследования является организация учебного процесса, направленного на обеспечение качества обучения говорению на иностранном языке в старшей школе.
Предметом исследования является использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения качества обучения говорению на иностранном языке.
Цель исследования - разработка комплекса заданий, основывающегося на ИКТ и направленного на повышение качества обучения говорению учащихся на старшей ступени обучения в школе, его апробация в ходе опытного обучения и выявление эффективности применения разработанной методики.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой обучение говорению на иностранном языке учащихся старшей школы будет более эффективным, если:
1) его качество обеспечивается за счет соответствия целостности содержания и структуры обучения временным возможностям, средствам обучения, потребности и востребованности знаний в области говорения требованиям государственных экзаменов; сформированности навыков говорения на иностранном языке. При этом обеспечение качества осуществляется в следующей последовательности: предварительный, текущий и итоговый контроль; управление качеством - внедрение новых инновационных элементов осуществляется на каждом из вышеназванных этапов;
2) используется система заданий и упражнений по обучению говорению, в основу которой положены принципы применения ИКТ и их характеристики (адаптивность, коммуникативная ценность, распространенность, сочетаемость языкового и речевого материала);
3) оптимизируется изучение иностранного языка за счет интенсификации самостоятельной работы при выполнении заданий, основанных на ИКТ.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:
1. на основе анализа научной и учебно-методической литературы, определить содержание понятий «говорение», «качество обучения говорению», выяснить критерии и параметры качества обучения говорению
2. рассмотреть целесообразность применения ИКТ в обучении иностранному языку, выявить критерии их отбора и описать образовательные информационные ресурсы;
3. выявить качественный и количественный компоненты самостоятельной работы учащихся при использовании ИКТ для развития коммуникационных навыков;
4. проанализировать особенности обеспечения качества обучения говорению на иностранном языке в старшей школе в соответствии с принятыми образовательными стандартами, а также особенности, сдерживающие процесс эффективного обучения говорению на иностранном языке, и возможность использования ИКТ как средства их преодоления;
5. разработать комплекс упражнений с использованием ИКТ для обеспечения качества обучения говорению на иностранном языке учащихся на старшем этапе обучения в школе;
6. в опытном обучении проверить эффективность разработанного нами комплекса упражнений и выявить способы использования ИКТ, наиболее эффективно воздействующие на обеспечение качества обучения говорению на иностранном языке учащихся старшей школы.
Теоретической и методологической основой исследования явились: положения отечественных и зарубежных ученых об обеспечении качества образования (В.П. Беспалько, И.Г. Голубева, Д.Г. Кинелев, Т.А. Колмогорцева, Н.Н. Назаренко, Э.М. Короткое, Д.И. Карпович, Ю.Г. Фокин), о создании условий для педагогических изменений (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, А.А. Кузнецов, Н.Ф. Талызина); теория речевой деятельности (В.А. Артемов, А.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев); достижения в области изучения проблем оценивания иноязычной речи (И.А. Зимняя, Р.П. Мильруд, А.А. Миролюбов, И.А. Цатурова), компьютеризации педагогической деятельности и информатизации образования (АЛ. Ершов, Е.С. Полат, Е.И. Дмитриева, А.Л. Денисова, Е.Н. Соловова, В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В Кларин, К.К. Колин, А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц, , Г.К. Селевко, С.А. Смирнов, В.Э. Штейнберг, В.В Александров, А.А. Андреев, Р. Вильяме, Б.Е. Стариченко, И.В. Роберт, А.Ю. Уваров, А.В. Хуторской), ключевые положения методики преподавания иностранных языков (И.Л. Бим, Н.В. Барышников, В.Г. Елизарова, Л.С. Выготский, Р.П. Мильруд, Е.П. Пассов, В.В. Сафонова).
Научная новизна исследования заключается в:
1) разработке научно-обоснованного комплекса упражнений с использованием ИКТ для обеспечения качества обучения говорению на иностранном языке учащихся старшей школы;
2) определении критериев качества обучения говорению на иностранном языке с использованием ИКТ (соответствия целостности содержания, структуры обучения временным возможностям, средствам обучения, потребности и востребованности знаний в области говорения требованиям единого государственного экзамена; сформированности навыков говорения на иностранном языке).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
1) теоретически обоснована сущность обеспечения качества обучения говорению, а также выявлены специфические особенности в условиях использования ИКТ;
2) выявлены факторы, сдерживающие процесс эффективного обучения, и показаны возможности использования ИКТ как средство для их преодоления, выяснена сущность ИКТ;
3) уточнены принципы применения ИКТ и их характеристики (адаптивность, коммуникативная ценность, доступность, сочетаемость языкового и речевого материала);
Практическая ценность исследования заключается в том, что:
1) дано детальное описание использования ИКТ для обеспечения качества обучения говорению на иностранном языке;
2) разработан инструментарий для управления качеством обучения говорению на иностранном языке с использованием ИКТ;
3) предложены методические рекомендации для преподавателей и учащихся по использованию ИКТ для обеспечения качества обучения говорению на иностранном языке.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена адекватностью методик исследования целям и задачам, репрезентативным объемом выборки испытуемых, математико-статистической обработкой данных с применением компьютерных технологий. Использование взаимодополняющих методов призвано обеспечить надежность полученных результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
- Эффективное использование ИКТ для обеспечения качества обучения говорению на иностранном языке учащихся старшей школы достигается за счет системы заданий и упражнений, в основу которой положены принципы применения ИКТ и их характеристики (адаптивность, коммуникативная ценность, распространенность, доступность, сочетаемость языкового и речевого материала), при этом оптимизация изучения иностранного языка школьниками обеспечивается интенсификацией их самостоятельной работы по подготовке ИКТ.
- Качество обучения говорению на иностранном языке с применением ИКТ обеспечивается за счет соответствия целостности содержания и структуры обучения временным возможностям, средствам обучения, потребности и востребованности знаний в области говорения ГОСам и требованиям единого государственного экзамена; сформированности навыков говорения на иностранном языке.
- Успешное управление качеством обучения говорению на иностранном языке с использованием ИКТ достигается следующей последовательностью: предварительный, текущий и итоговый контроль; управление качеством - внедрение новых инновационных элементов осуществляется на каждом из вышеназванных этапов.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе учащихся старших классов средней общеобразовательной школы №174 Советского района города Казани, в период с 28.09.2018 по 29.10.2018.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1) поисково-теоретический этап связан с изучением состояния рассматриваемой проблемы в научной литературе и педагогической практике, анализом содержания имеющихся ИКТ для обеспечения качества обучения говорению на иностранном языке. Разрабатывались исходные позиции исследования, определялась его методологическая основа, уточнялись тема, цель, гипотеза, задачи и методы исследования;
2) на практическом этапе осуществлялась в условиях опытного обучения разработка организационно-методического обеспечения, необходимого для достижения цели исследования. Осуществлялась корректировка и оформление теоретического содержания диссертации;
3) на заключительно-обобщающем этапе осуществлялось опытное обучение, обработка его результатов, их анализ и обобщение, сформулированы основные выводы по итогам проведенного исследования.
При проведении исследования использовались следующие методы исследования:
1) анализ психологической, педагогической, методической и лингвистической литературы по проблеме исследования;
2) анализ учебных программ, современных УМК, изучение продуктов учебной и внеучебной деятельности учащихся;
3) обобщение практического опыта преподавания иностранного языка в условиях обучения в старшей школе на основе педагогического наблюдения;
4) социологические методы: опрос, анкетирование, интервьюирование;
5) опытное обучение с целью проверки эффективности разработанного комплекса упражнений;
6) статистико-математические методы обработки полученных в результате опытного обучения данных; количественно-качественный анализ результатов опытного обучения.
Объем и структура диссертации:
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении дается обоснование исследуемой проблемы, определяются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методологические основания и методы исследования, определяется его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе проведен анализ понятия «качество обучения говорению на иностранном языке» учащихся старшей школы, приводится классификация критериев и параметров, анализируются этапы обеспечения качества обучения и факторы, сдерживающие процесс эффективного обучения говорению на иностранном языке. Выявляется эффективность использования ИКТ в условиях старшей школы, методические основы обеспечения качества обучения говорению на иностранном языке.
Во второй главе анализируется технология, а также принципы и характеристики использования ИКТ, как один из способов обеспечения качества обучения говорению на иностранном языке; анализируются разнообразные способы работы с материалом, в том числе и самостоятельный; рассмотрены вопросы построения учебной деятельности, связанной с подготовкой и проведением занятий, отбором и организацией способов работы с ИКТ для обучения говорению с учетом критериев и параметров обеспечения качества; освещаются вопросы насыщенности и особенностей использования ИКТ. Детально описывается и анализируется комплекс заданий и упражнений для обучения студентов говорению на иностранном языке с помощью ИКТ в условиях старшей школы. Излагается ход и анализ опытной проверки эффективности предлагаемого комплекса упражнений.
В заключении подводятся общие итоги исследования и формулируется перспектива дальнейшего изучения анализируемой проблемы. Выполненное исследование показало, что качество обучения говорению на иностранном языке на старшем этапе обучения в школе обеспечивается за счет соответствия целостности содержания и структуры обучения временным возможностям, средствам обучения, потребности и востребованности знаний, сформированности навыков говорения на иностранном языке ГОСам и требованиям единого государственного экзамена. При этом разработанный комплекс заданий для обеспечения качества обучения говорению на иностранном языке учащихся эффективен за счет интенсификации самостоятельной работы по подготовке ИКТ. Проблема использования ИКТ для обеспечения качества обучения говорению комплексная, своевременная и актуальная, т.к. методической базе, технологиям преподавания, проблемам оценки качества и построения оптимальных и эффективных моделей обучения говорению следует уделить максимальное исследовательское внимание.
Исследование в целом подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:
Под обеспечением качества обучения говорению на иностранном языке понимается гибкое использование существующих образовательных стандартов и совершенствование методического обеспечения с учетом педагогической ситуации и индивидуальных особенностей учащихся.
Было определено, что обеспечение качества обучения говорению на иностранном языке состоит из следующих взаимосвязанных этапов:
• предварительный контроль (критериальный анализ количественнокачественных показателей);
• текущий контроль (мониторинг);
• итоговый контроль (контроль и оценка фактической сформированности навыков говорения в соответствии с ГОСами и CEFR - Common European Framework of Reference/Общеевропейские компетенции владения иностранным языком);
• управление качеством (внедрение новых инновационных элементов, таких как ИКТ, для обеспечения более эффективного процесса обучения) осуществляется на каждом из вышеназванных этапов.
Наше исследование выявило, что обеспечение качества обучения говорению в средней школе осуществляется в специфических условиях:
• небольшое количество аудиторных часов, а вследствие этого возникает необходимость совершенствования и интенсификации системы самостоятельной работы;
• недостаточная осведомленность о возможностях использования ИКТ для обучения говорению и, как следствие, неэффективное и недостаточное использование мультимедийных технологий, позволяющих рационально организовать процесс обучения.
ИКТ являются технологической основой проектирования и моделирования новой обучающей среды в условиях обеспечения качества обучения говорению. Проанализировав потенциал некоторых интернет-ресурсов, мы предположили, что их внедрение обеспечивает:
- учебный процесс, обогащенный познавательной, запоминающейся информацией и нестандартными формами работы;
- экстраполирование образовательного процесса на широкую аудиторию заинтересованных слушателей;
- формирование положительной познавательной мотивации и реализацию личностного подхода в обучении;
- моделирование реальных ситуаций общения;
- реализацию индивидуального подхода, акцента на самообразование.
К основным характеристикам ИКТ исследователи относят адаптивность, коммуникативную ценность, доступность, сочетаемость языкового и речевого материала и т.д.
Что касается содержания упражнений с использованием ИКТ для обеспечения качества обучения говорению на английском языке учащихся на старшем этапе, то они построены на основе отбора и организации языкового и речевого учебного материала в соответствии с этапами обеспечения качества обучения говорению на иностранном языке (предварительный, текущий и итоговый контроль; управление качеством); критериями обеспечения качества обучения говорению на иностранном языке (соответствие целостности содержания, структуре обучения, временным возможностям, средствам обучения, потребности и востребованности знаний в области говорения ГОСам и требованиям CEFR; сформированности навыков говорения на иностранном языке); принципами применения и характеристиками ИКТ.
Использование современных информационных и коммуникационных технологий значительно увеличивает объем самостоятельной учебной деятельности обучающихся, что совместно с выстраиванием индивидуальной образовательной траектории реально готовит их к активной самостоятельной деятельности в современном быстроменяющемся мире.
Рассмотрев содержание базовых понятий работы и определив потенциал ИКТ в деле повышения качества обучения говорению, мы проанализировали образовательные ресурсы которые предлагает сеть интернет, в результате чего для достижения цели исследования нами были отобраны такие ресурсы, как: AudioBoo, Voxopop, Voicethread, Makebeliefcomix, Wikispaces.
Опытное обучение включало следующие этапы:
- диагностический,
- собственно экспериментальный,
- аналитический
Первый этап опытного обучения состоял в проведении диагностического среза знаний, целью которого было определить общий уровень сформированности коммуникативной компетенции в области английского языка.
В качестве способа определения уровня разговорной речи на уроках английского языка в старших классах использовался устный опрос. Оценивание проводилось по 5-балльной шкале (как и на всех этапах экспериментальной работы) и оценивалось по следующим критериям: понимание речи собеседника, адекватная вербальная и невербальная реакция на речевое поведение собеседника, владение коммуникативно-функциональным репертуаром, правильность речи на грамматическом, фонетическом и лексическом уровнях. Нами были получены следующие выводы:
В экспериментальной группе 8% испытуемых владеют высоким уровнем разговорной речи по английскому языку. 20% испытуемых владеют средним уровнем разговорной речи по английскому языку. 44% испытуемых обладают удовлетворительным уровнем разговорной речи по английскому языку. 28% испытуемых обладают низким уровнем разговорной речи по английскому языку.
В контрольной группе выявлены схожие итоги: 8% испытуемых обладают высоким уровнем разговорной речи по английскому языку, 20% - средним уровнем, 44% - удовлетворительным уровнем и 28% - низким уровнем разговорной речи по английскому языку.
По результатам первичной диагностики можно сделать вывод, что более половины испытуемых имеют низкий или удовлетворительный уровень разговорной речи по английскому языку.
Это определило необходимость разработки программы по совершенствованию уровня разговорной речи на уроках английского языка в старших классах с использованием интернет-ресурсов.
Апробация комплекса упражнений проводилась в течение 2 месяцев. Занятия с применением ИКТ проводились 2 раза в неделю на уроках английского языка в экспериментальной группе. В контрольной группе подобных занятий не проводилось.
Во-первых, ученикам было дано задание вести еженедельный аудиоблог в Интернете на сайте (http://audioboo.fm)
Следующий использованный нами Интернет-ресурс Voxopop (www.voxopop.com) представляет собой инструмент для создания дискуссий и участия в них.
Ресурс Voicethread, (http://voicethread.com) позволяет создавать проекты, загружая фото, видео с компьютера или из Интернета и комментируя их.
Makebeliefcomix (http://www.makebe1iefscomix.com), являющийся бесплатным сервисом для создания комиксов, помогает разнообразить уроки, а ученикам выражать себя в таком жанре, отрабатывая лексику и разговорные формулы.
Также в начале работы по программе нами была создана Wikispaces для данного класса - собственный сайт класса. Для этой цели использовался сайт www.wikispaces.com.
Таким образом, за 2 месяца занятий было выполнено 22 задания.
Далее была проведена повторная диагностика учащихся экспериментальной и контрольной групп. Нами были получены следующие итоги.
В экспериментальной группе 44% испытуемых обладают высоким уровнем разговорной речи по английскому языку. 48% испытуемых обладают средним уровнем разговорной речи по английскому языку.8% испытуемых обладают удовлетворительным уровнем разговорной речи по английскому языку.
Испытуемых с низким уровнем разговорной речи по английскому языку не выявлено.
В контрольной группе выявлены следующие результаты: 8% испытуемых обладают высоким уровнем разговорной речи по английскому языку, 20% - средним уровнем, 44% - удовлетворительным уровнем и 28% - низким уровнем разговорной речи по английскому языку.
Становление разговорной речи отслеживается только у учащихся экспериментальной группы, у детей из контрольной группы развитие разговорной речи осталось на том же уровне.
Это говорит о том, что у респондентов вследствие участия в разработанной программе улучшились навыки разговорной речи: они справляются с поставленными речевыми задачами. Т.е. могут участвовать в обсуждении проблемы, описывать события, излагать факты, высказывать и аргументировать свою точку зрения, брать на себя инициативу в разговоре и т.д. Их высказывания логичны и последовательны, ими правильно применяется достаточно большой объем языковых средств при высоком либо среднем темпе речи.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтверждают, что информационно-коммуникационные технологии способны как экономить время, потраченное на обучение иностранному языку (на самостоятельную работу учащихся с отобранными ИКТ уходит 30% времени, затраченного на выполнение заданий), так и эффективно повышать качество обучения говорению на старшем этапе, что свидетельствует в пользу использования достижений в сфере технологий на благо образовательного процесса.
1. Азимов Э.Г., Вилыпинецкая, Е.Н. Материалы Интернета на уроках английского языка / Э.Г. Азимов, Е.Н. Вилыпинецкая // Иностранные языки в школе, 2001. - 96 с.
2. Азимов Э.Г., Щукин, А.Н. Словарь методических терминов (Теория и практика преподавания языков) / Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин -СПб: «Златоуст», 1999. - 472 с.
3. Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам / М.А. Ариян // Иностранные языки в школе, 1999. - №6. 17-21 с.
4. Беспалько В.П. Программированное обучение (дидактические основы) / В.П. Беспалько М., 1970.
5. Бородулина М. К., Минина, Н. М. Основы преподавания иностранного языка в вузе/ М. К. Бородулина, Н. М. Минина М.: Высшая школа, 1968.
6. Бухаркина М.Ю. Использование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе: Дис. канд. педагогических наук/ М.Ю. Бухаркина М., 1994.
7. Васильева О.В. Обучение студентов неязыкового вуза подготовленному монологическому высказыванию с использованием информационных телесистем (немецкий язык) / О.В. Васильева Минск, 2002.
8. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка/ Л.П. Владимирова // Иностранные языки в школе, 2002. - № 3.
9. Галлахер Р.Т. Автоматизированная обучающая система/ Р.Т. Галлахер // Электроника, 1994. - №13. - 20-21 с.
10. Гальскова Н.Д. О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка / Н.Д. Гальскова //Иностранные языки в школе, 1991. - №3 - 21 с.
11. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя// Н.Д. Гальскова М.: АРКТИ, 2000.
12. Гальскова Н.Д., Соловцова, Э.И. К проблеме содержания обучения иностранному языку на современном этапе развития школы// Н.Д. Гальскова, Э.И.Соловцова // Иностранные языки в школе, 1991. - №3. - 31-35 с.
13. Гальскова Н.Д. Условия изучения иностранного языка и их влияния на цели обучения // Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе, 1994. №4, - 7-12 с.
14. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский М., 1987.
15. Диалоговый проблемно-поисковый метод обучения иностранным языкам «case study» / Международная научно-практическая конференция «Языки в современном мире», 2003.
16. Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы / В.Г. Домрачев // Высшее образование в России, 1994. - №3.
17. Домрачев В.Г. Дистанционное обучение на базе электронной почты / В.Г. Домрачев // Высшее образование в России, 1995. - №2.
18. Дмитриева Е.И. Дидактические возможности компьютерных
телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам/ Е.И. Дмитриева // Иностранные языки в школе, 1997. - №4.
19. Дмитриева Е.И. О перспективах и возможностях дистанционного обучения иностранным языкам с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей/ Е.И. Дмитриева // Иностранные языки в школе, 1997. - №2. -11-15 с.
20. Долинер Л.И. Адаптивные методические системы как
системообразующая компонента дистанционного обучения/ Л.И. Долинер //Образование и наука: Известия уральского отделения российской академии образования, 2003 - 48-67 с.
21. Егорченкова Е.Я, Завьялова, А.Г., Кравченко, А.В. Формирование самообразовательной компетенции по иностранному языку у студентов неязыкового экономического вуза/ Е.Я. Егорченкова, А.Г. Завьялова, А.В. Кравченко// Иностранные языки в школе, 2003. - №3.
22. Захарова И.Г. Информационные технологии обучения / И.Г. Захарова. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
23. Зимняя И.А., Сахарова, Т.Е. Проектная методика обучения иностранным языкам / И.А. Зимняя, Т.Е.Сахарова // Иностранные языки в школе -1991. - №3.
24. Инновационное обучение и наука: Научно-аналитический обзор //РАН ИНИОН. -М., 1992.
25. Кабардов М.К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком: Дис. канд.филол.наук./ М.К. Кабардов М., 1983.
26. Капаева А.Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам/ А.Е. Капаева // Иностранные языки в школе, 2001.- №3, -С. 12-15 .
27. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах/ Т. В. Карамышева - Издательство «Союз»,2001.
28. Карпов К.Б. Использование технических средств при самостоятельном изучении иностранных языков/ К.Б. Карпов М., 1961.
29. Китайгородская ГЛ. Методика интенсивного обучения иностранным языкам/ ГЛ. Китайгородская — М.: Высш. шк., 1982. - 142 с.
30. Князев М.Н. Проблемы технологии обучения иностранному языку на современном этапе в западноевропейской методике/ М.Н. Князев // Иностранные языки в школе, 2001. - №4- С. 105.
31. Кокшаров B.JI. Дидактическая компьютерная среда / B.J1. Кокшаров Пермь, 2002.
32. Коптюг Н.М. Интернет уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка/ Н.М. Коптюг // Иностранные языки в школе, 2000.- №4.- С.57.
33. Коростелев B.C. Коммуникативность и псевдокоммуникативность / B.C. Коростелев // Иностранные языки в школе, 1991,-№5. - С.17-23.
34. Крук Б.И., Журавлева О.Б. Оценка эффективности учебных технологий/ Б.И. Крук, О.Б. Журавлева О// Сб. тр. по проблемам дополнительного профессионального образования. - М., 2003.
35. Крюкова О.П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде/ О.П. Крюкова М.: «Логос», 1998.
36. Лапидус Б.А. Интенсификация процесса обучения иноязычной устной речи (пути и приемы) / Б.А. Лапидус — М.: Высш. шк., 1970. — 126 с.
37. Макаревич И.Г. Использование интернета на уроках немецкого языка/ И.Г. Макаревич // Иностранные языки в школе, №5,2001. - С.40.
38. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения / Е.И. Машбиц М.: Педагогика, 1988.
39. Машбиц Е.И. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Е.И. Машбиц М.: Педагогика, 1988.
40. Мильруд Р.П. Некоторые пути обучения самостоятельному
иноязычному высказыванию/ Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. — 1985.— № 2— С. 29-34.
41. Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам/ Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 2000. - № 4. - С.9-15.
42. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса/ В.М. Монахов Волгоград: Перемена, 1995.
43. Носонович Е.В. Методическая аутентичность в обучении иностранному языку / Е.В. Носонович // Иностранные языки в школе, 2000.-№1.- С.11.
44. Основы открытого образования. Т.2 / Отв. ред. Солдаткин В.И.- Российский государственный институт открытого образования. - М.: НИИЦ РАО,2001.- 680 с.
45. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению/ Е.И. Пассов — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
46. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению/ Е.И. Пассов — М.: Рус. яз., 1989.—276с.
47. Полат Е.С. Дистанционное обучение./ Е.С. Полат.- М., «Владос», 1998.
48. Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку/ Е.С. Полат// Иностранные языки в школе, №5.- 2001.- С.4-10.
49. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка./ Е.С. Полат//
Иностранные языки в школе, 2001.-№2.-С. 14, №3.-С.5.
50. Полат Е.С. Компьютерные телекоммуникации в школе./ Е.С. Полат-М.: Изд-во «ВЛАДОС», 1995.
51. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Е.С. Полат// Иностранные языки в школе, 2000.- № 2,3.
52. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного образования иностранному языку на базе компьютерных коммуникаций. / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе, 1998.-№5,6.
53. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве/ Е.С.Полат// Иностр. языки в школе. 2000. - № 1. - С.4-11.
54. Полат Е.С. Разноуровневое обучение./ Е.С.Полат// Иностр. языки в школе. 2000. - № 6. - С.4-11; 2001. - N 1. - С.4-8.
55. Полилова Т.А., Пономарева, В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков/ Т.А. Полилова, В.В. Пономарева// Иностранные языки в школе, 1997.-№6.-С.2-7.
56. Попов Л.Е., Лесняк, Л.И. Эмоции и учебно-познавательная деятельность/ Л.Е. Попов, Л.И. Лесняк.- Томск, 1988.
57. Подцубная Т.Н. Компьютер- катализатор в образовании// Университетское образование и компьютерные технологии обучения Т.Н. Подцубная. Томск, 1993.
58. Поляков О.Г. Роль теорий учения и анализа потребностей в проектировании профильно-ориентированного курса английского языка/ О.Г. Поляков // Иностранные языки в школе, 2004.- №1.-С.45-51.
59. Потемкина М.В. Компьютер как средство индивидуализации и интенсификации процесса обучения./ М.В. Потемкина // Специфика преподавания иностранных языков в вузе на современном этапе: Тезисы докладов./ РГЭА. Ростов-Н/Д, 1998. -С.41-44.
60. Программа общеобразовательных учреждений. Иностранные языки: испанский язык. М., 1994.
61. Прокофьева B.JI. Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению/ В .Л. Прокофьева // Иностранные языки в школе, 1990.-№5.-С.41-45.
62. Протасеня Е.П., Штеменко, Ю.С. Компьютерное обучение: за и против/ Е.П. Протасеня, Ю.С. Штеменко // Иностранные языки в школе, 1997.-№3,- С.10-13.
63. Роберт И.В. Средства новых информационных технологий в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования/ И.В. Роберт // Информатика и образование. — 1991. — № 4.
64. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроке иностранного языка/В.В.Сафонова М.: Еврошкола, 2000.
65. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы/ Избр.пед.соч. В 3 т. Т.З. - М.: Педагогика, 1981. 8-205 с.
66. Телицина Т.Н., Сидоренко, А.Ф. Использование компьютерных программ на уроках английского языка/ Т.Н. Телицина, А.Ф. Сидоренко// Иностранные языки в школе, 2002.- №2. С.41-43.
67. Тихонов А.Н., Иванников, А.Д. Технологии дистанционного обучения в России/ А.Н. Тихонов, А.Д. Иванников // Высшее образование в России.- 1994.- №3.
68. Уваров A.IO. Компьютерная коммуникация в учебном процессе/ А.Ю. Уваров // Пед. информатика. — 1993. — № 1.
69. Федотова O.K. Использование слуховых и зрительных опор для активизации речевых навыков и умений на уроках английского языка в школе. Учебное пособие/ O.K. Федотова.- Донецк: ДонГУ, 1987.
70. Цатурова И.А., Петухова, А.А., Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам/ Цатурова И.А., Петухова А.А. / Учебно -методическое пособие. Гриф министерства образования РФ. М.: Изд-во Высшая Школа, 2004.
71. Шаффелтон Д., Попова, Т.И. Компьютерная техника в обучении иностранному языку / Д. Шаффелтон, Т.И. Попова// Иностранные языки в школе,1993. -№3. - 25- 28.