ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………..…………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………………...8
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «сплоченность
коллектива» в психолого-педагогической литературе………………………..8
1.2. Особенности формирования сплоченности коллектива в младшем
школьном возрасте..............................................................................................13
1.3 Формы и методы формирования сплоченности коллектива в младшем
школьном возрасте…………………………………………………………...19
Выводы по главе 1……………………………………………………………….33
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА
ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА В МЛАДШЕМ
ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ……………………………………………………………………….35
2.1 Изучение уровня сплоченности коллектива в младшем школьном
возрасте…………………………………………………………………………...25
2.2 Реализация программы по формированию сплоченности коллектива в
младшем школьном возрасте………………………………………………43
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию
сплоченности коллектива в младшем школьном возрасте……………………46
Выводы по главе 2……………………………………………………………….55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Младший школьный возраст
– особо ответственный период, так как является возрастом первоначального
становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со
сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения,
существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание
особенностей отношений между детьми в классе и тех трудностей, которые у
них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при
организации работы с младшими школьниками. У детей семилетнего
возраста идет активное сплочение коллектива под влиянием вне учебной
совместной деятельности.
В нашем исследовании мы уделили серьезное внимание вопросам
отношений и предпочтений в классе. Рассмотрели психологические факторы
развития групповой сплочённости в младшем школьном возрасте, такие как
влияние учителя на личные отношения детей, стиль педагогического
руководства, малые группы в классном коллективе, межличностные
отношения в коллективе младших школьников.
Сплоченность понимается как устойчивость структуры группы, ее
способность проявлять отпор силам, направленным на ослабление или
разрыв межличностных связей. Сплоченность трактуется как состояние
группы, к которому она приходит в результате увеличения взаимодействия
между членами группы – чем больше частота взаимодействий между
членами группы, тем выше степень их симпатий друг к другу, выше уровень
сплоченности, и наоборот. Сплоченность коллектива формируется и
проявляется в процессе общения, на фоне которого осуществятся групповые
потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые
конфликты.4
Интерес к проблемам взаимоотношений и сплоченности групповой
деятельности проявляют огромное количество направлений современной
науки и практики. По мнению Ломова Бориса Федоровича [17, с. 102], в этом
проявляется общая тенденция развития всей системы психологических наук.
Столь активный интерес психологов, социальных педагогов и социальных
психологов к этой проблеме обусловлен пониманием коммуникативных
способностей психики человека.
В развитом детском коллективе в ходе совместной деятельности
осуществляются обмен информацией, согласование общих целей, взаимный
контроль и коррекция действий, развивается способность понимать
состояние и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать.
В опыте коллективных отношений формируются апатия, социальная
чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое
взаимодействие с партнерами. В непосредственном общении в коллективе
ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести
в своем сознании логику и мотивы его поведения, пережить общие чувства,
понять смысл его поступков и действий.
Таким образом, выбранная нами тема исследования «Формирование
сплочённости коллектива в младшем школьном возрасте» является
актуальной.
К настоящему времени возникло противоречие между
необходимостью формирования сплоченности коллектива и его свойств у
детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью
содержания, современных форм и методов формирования сплоченности
коллектива в младшем школьном возрасте.
Обозначенное противоречие позволило сформулировать проблему
исследования: каковы содержание, формы и методы формирования
сплоченности коллектива в младшем школьном возрасте?5
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить
эффективность содержания, форм и методов формирования сплочённости
коллектива в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: процесс формирования сплочённости
коллектива в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: содержание, методы и формы формирования
сплочённости коллектива в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: процесс формирования сплоченности
коллектива в младшем школьном возрасте будет эффективным если:
- опираться на ключевые характеристики сплоченности, ее виды и
свойства;
- учитывать возрастные особенности формирования сплоченности
коллектива в младшем школьном возрасте;
- на основе выявленных методов и форм разработать и реализовать
программу формирования коллектива в младшем школьном возрасте.
Проблема, объект, предмет и цель исследования предопределили
необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия
«сплоченность коллектива».
2. Выявить возрастные особенности сплоченности коллектива в младшем
школьном возрасте.
3. Изучить методы и формы формирования сплоченности коллектива в
младшем школьном возрасте.
4. Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить
эффективность программы по формированию коллектива в младшем
школьном возрасте.
Методы исследования:
- теоретический и психологический анализ источников по заявленной
теме исследования;6
- эмпирические методы: тестирование, опрос, анкетирование;
- методы математической обработки данных.
Методики исследования:
1. Определение индекса групповой сплоченности Сишора – Ханина;
2. Экспертная оценка сплоченности учебной группы
(модифицированный вариант Н.П. Фетискина);
3. Изучение сплоченности группы (модифицированный вариант
Н.П. Фетискина).
Экспериментальная база исследования. В исследовании принимало
участие 64 человека, учащиеся 3 «а» и «б» класса МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 7» г. Лениногорск республики Татарстан.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ
состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по
теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база
исследования; подбирались методики опытно-экспериментального
исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась
проверка гипотезы исследования, апробировалась программа по
формированию коллектива в младшем школьном возрасте, в основу, которой
легли выявленные нами методы и формы педагогического воздействия.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и
обработка результатов исследования, формировались теоретические и
экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены,
обоснованы и апробированы на практике содержание, методы и формы
формирования сплоченности коллектива в младшем школьном возрасте,
которые нашли отражение в программе.7
Практическая значимость заключается в том, что полученные
результаты исследования, возможно, применять в дальнейших работах, а
также в разработке программ направленных на формирование сплочённости
коллектива в общем школьном возрасте. Материалы исследования могут
быть использованы в работе школьных психологов, практических
психологов, педагогов-психологов и социальных педагогов.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет
констатировать тот факт, что проблема формирования сплоченности
коллектива в младшем школьном возрасте является предметом изучения
многих исследователей.
Особенностям развития и формирования сплоченности коллектива, его
свойств посвящены исследования Особенностям развития и формирования
сплоченности коллектива, его свойств посвящены исследования Л.
Фестингер, Д. Картрайт, А. Зандер, Д. Морено, Т. Ньюком, А. В. Петровский,
В. В. Шпалинский, А. И. Донцова, А. Л. Журавлев, Л.С. Выготского, П.Я.
Гальперина, Л.Н. Леонтьева, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейна и др.; изучению
возрастных особенностей сплоченности коллектива у младших школьников
Ю.А. Афонькиной, И.В. Дубровина, Р.С.Немова, Е.О. Смирновой, Л.Ф.
Тихомировой, Г.А. Урунтаевой и др.; особенности организации работы по
формированию сплоченности коллектива у детей младшего школьного
возраста (Л.В. Байбородова, К.И. Иванова, А.В. Морозов, В.Э. Пахальян,
М.И. Рожков, А.С. Спиваковская, Д.В. Чернилевский Н.Е. Щуркова и др.).
Однако, необходимо отметить, что проблема сплоченности группы у
детей младшего школьного возраста во внеклассной работе не нашла
достаточного отражения в психолого-педагогических исследованиях, как за
рубежом, так и в отечественной науке.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:
1. Сплочённость-(сплоченность группы, сплоченность коллектива) -
характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень
совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам,
людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом.
2. Сплоченность выражает степень единомыслия и единодействия ее
членов, является обобщенным показателем их духовной общности и58
единства. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть
времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня
сплоченности, который необходим для решения групповых задач. Основным
психологическим фактором развития групповой сплочённости коллектива
младших школьников. Роль классного руководителя в формировании
детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является
осуществление высокого уровня педагогического руководства,
направленного на развитие каждого ученика, а главное - включение ученика
в систему коллективных отношений.
3. Изучая сплоченность коллектива и возрастные особенности у детей
младшего школьного возраста мы выявили, что младший школьный возраст
(с 6-7 до 10-11 лет) определяется поступлением в школу. В настоящее время
обучение в школе начинается с 6-7 лет. Произвольность, внутренний план
действия и рефлексия – основные новообразования ребенка младшего
школьного возраста. Благодаря ним психика младшего школьника достигает
уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе,
для нормального перехода в подростковый возраст с его особыми
возможностями и требованиями.
4. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что наиболее
эффективными методами и формами формирования сплоченности
коллектива среди детей младшего школьного возраста являются игра,
дидактическая игра, викторина, упражнение, тренинг, ролевые игры именно
эти формы и методы будут использованы нами в разработке программы по
формированию сплоченности коллектива в младшем школьном возрасте.
5. Целью формирующего эксперимента стало апробация, выявленных
нами форм и методов формирования сплоченности коллектива среди детей
младшего школьного возраста.
6. Как показал констатирующий эксперимент в исследуемой нами
группе все показатели уровня сплоченности коллектива находятся на59
среднем и низком уровне. Мы выделили уровни сплоченности группы –
высокий, средний, низкий. Проведенное на констатирующем этапе
исследование показало, что необходима целенаправленная работа по
формированию сплоченности коллектива.
7. В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена
гипотеза, основанная на предположении о том, что процесс формирования
сплоченности коллектива в младшем школьном возрасте будет эффективным
если:
- опираться на ключевые характеристики сплоченности, его виды и
свойства;
- учитывать возрастные особенности формирования сплоченности
коллектива в младшем школьном возрасте;
- на основе выявленных методов и форм разработать и реализовать
программу формирования сплоченности коллектива в младшем школьном
возрасте.
Эти данные подтверждает проведенная нами математическая обработка
исследований. Использование t-критерия Стьюдента и G-критерия знаков
показало, что после эксперимента существуют различия по всем
исследуемым показателям сплоченности коллектива.
8. После эксперимента в уровнях сплоченности группы произошли
существенные изменения. Высокий уровень повысился с 13% до 40%
(изменения на 27%), средний уровень понизился с 49% до 44% (изменения на
3%), низкий уровень понизился с 38% до 16% (изменения на 22%).
9. Использование учителем игр, дидактических игр, упражнений,
тренинга, викторин для формирования сплоченности коллектива, создание
учителем эмоционального комфорта, обеспечение создания ситуации успеха
младших школьников в учебное и внеучебное время, формирование
активных личностных установок, навыков целенаправленной деятельности60
способствует формированию сплоченности коллектива в младшем школьном
возрасте.
10. Результаты, полученные в ходе нашего исследования,
подтверждают правильность выдвинутой гипотезы, именно опора на
ключевые характеристики сплоченности, его виды и свойства; учет
возрастных особенностей сплоченности коллектива в младшем школьном
возрасте; разработка и реализация программы формирования сплоченности
коллектива в младшем школьном возрасте способствуют повышению
эффективности процесса формирования сплоченности коллектива в младшем
школьном возрасте. Гипотеза исследования подтвердилась.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П.Аникеева. –
М.: Просвещение, 2009. – 244 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса /
Ю.К.Бабанский. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические
сочинения / П.П.Блонский. – М: Педагогика, 2009. – 400 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте /
Л.И.Божович. – М.: Просвещение, 2013. – 196 с.
5. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический
климат коллектива и личность / В.В.Бойко, А.Г.Ковалев,
В.Н.Панферов. – М.: Мысль, 2009. – 207 с.
6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. –
СПб: Питер, 2010. – 263 с.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка:
Вопросы психологии / Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 2011. –
541с.
8. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший школьник:
Психодиагностика и коррекция развития / М.В.Гамезо,
В.С.Герасимова, Л.М.Орлов. – М.: Академия, 2012. – 146 с.
9. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе /
Н.В.Гришина. – СПб: Питер, 2014. – 216 с.
10. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Петровский А.В.
Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед.
институтов / В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон,
А.В.Петровский. – М.: Просвещение, 2009. – 386с.
11. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте //
Возрастная и педагогическая психология / В.В.Давыдов. – М.:
Просвещение, 2009. – 234 с.62
12.Джерелевская М.А. Установки коммуникативного поведения:
диагностика и прогноз в конкретных ситуациях / М.А.Джерелевская. –
М.: Смысл, 2013. – 278 с.
13. Донцов А.И. Психология коллектива / А.И.Донцов. – М.: Изд-во МУ,
2014. – 304 с.
14. Ершов А.А. Личность и коллектив / А.А.Ершов. – СПб: Знание, 2012.
– 327 с.
15. Истомина С.В. Методы активного социально-психологического
обучения: учеб. пособие / С.В.Истомина. – Шадринск.: Исеть, 2010. –
164 с.
16. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Единоначалие и коллегиальность /
Д.П.Кайдалов, Е.И.Суименко. – М.: Мысль, 2011. – 236 с.
17. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических
понятий / под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. – СПб: Речь, 2012. –
С. 143
18. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей /
Я.Л.Коломенский, Е.А. Панько. – М.: Политра, 2009. – 197 с.
19. Корниенко А.Ф. Теория и практика психологического исследования:
Учебное пособие / А.Ф.Корниенко. – Казань: КГПУ, 2010. – 258 с.
20. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы:
Теоретический и прикладной аспекты / Р.Л.Кричевский,
Е.М.Дубовская. – М.: Изд-во МУ, 2010. – 207 с.
21. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М.: Сфера, 2011. –
345 с.
22.Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вызов. – СПб.: Питер,
2011. – 583 с.
23.Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического
развития ребенка. / Н.А.Менчинская. – М.: Институт Практической
Психологии, 2013. – 448 с.63
24.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб.
заведений: В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное
психологическое исследование с элементами математической
статистики / Р.С.Немов. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 632 с.
25. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие
/ В.Э.Пахальян. – Спб.: Питер, 2011. – 224с.
26.Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и
методы изучения / Б.Д.Парыгин. – СПб: Наука, 2011 – 192 с.
27. Педагогическое наследие / И.Г.Песталоцци, Я.А.Каменский, Д.Локк,
Ж.Ж.Руссо. – М.: Просвещение, 2012. – 496с.
28.Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретикометодологический аспект / Ю.П.Платонов. – СПб: Речь, 2012. –184 с.
29. Подласый И.П. Педагогика / И.П.Подласый. – М.: Владос, 2011. – 458
с.
30. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного
процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. /
М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. – М.: Владос, 2010. – 427 с.
31.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. –
СПб.: Питер Ком, 2012. – 688 с.
32.Теоретические и методологические проблемы социальной психологии /
под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. – М.: Владос, 2010. – 239
с.
33.Узнадзе Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе. – М.: Профит, 2012. –
327 с.
34.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии:
Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и
колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А.Урунтаевой. –
М.: Просвещение, 2010. – 215 с.64
35.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие / И.Ф.Харламов. – М.:
Гардарики, 2011. – 519 с.
36. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет.
Психологические игры, упражнения, сказки / О.В.Хухлаева. – М.:
Генезис, 2011. - 176 с.
37.Щуркова Н.Е Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие /
Н.Е.Щуркова. – СПб.: Питер, 2010. – 366с.
38.Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах /
Д.Б.Эльклнин. – М.: НПО «Модек», 2013. – 416с.