СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические, нормативно-правовые основы предоставления электронных услуг в системе государственного управления 10
1.1. Сущность процесса предоставления государственных электронных услуг. 10
1.2. Нормативно-правовые и организационные аспекты развития системы
государственных услуг в электронной форме 24
1.3. Методика оценки качества электронных услуг органов государственной и
муниципальной власти 33
2. Анализ практики предоставления электронных государственных услуг в
регионах РФ (на примере Республики Татарстан, Московской области, Красноярского края) 41
2.1. Общее и особенное в функционировании порталов государственных услуг
субъектов РФ 41
2.2. Оценка качества и сравнительный анализ предоставления государственных
услуг в электронном виде в регионах РФ 64
2.3. Исследование удовлетворенности граждан качеством предоставляемых
электронных государственных услуг 75
3. Направления совершенствования государственного управления
посредством развития системы электронных государственных услуг 88
3.1. Актуальные проблемы развития системы электронных государственных
услуг в регионах РФ 88
3.2. Предложения по повышению качества предоставления государственных
услуг в электронном виде 99
3.3. Разработка программных принципов перехода к Smart-правительству в
России 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена переориентацией общества в середине XX века на информацию и знание как стратегические ресурсы развития, последующая виртуализация и глобализация общественной жизни привели к радикальным переменам во всех сферах жизнедеятельности. Особое значение имеет внедрение и использование информационнокоммуникационных технологий в органах государственного управления. Сама концепция «E-government» появилась на Западе в конце XX века как идея широкого внедрения современных информационных, компьютерных технологий в работу государственных структур с целью повышения эффективности и прозрачности работы государственного аппарата. Эта концепция сопровождалась другой - идеей сервисно-ориентированного государства, то есть государства как организации, предоставляющей услуги своим гражданам.
Важное социальное значение имеет то, что в информационном обществе уровень технической оснащенности позволяет удовлетворять любые информационные потребности каждого человека в любой точке пространства и в любое время.
В Российской Федерации важной составляющей административной реформы является переход к предоставлению государственных и муниципальных услуг по осуществлению юридически значимых действий в электронной форме .
Одним из первых стратегических документов современной России в направлении построения информационного общества стала Концепция информационной политики, разработанной и одобренной Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи, а также Постоянной палатой по государственной информационной политике при
'У
Президенте РФ в конце 1998 года'. Следующим стратегическим шагом России в данном направлении стало подписание в 2000 г. на саммите стран G8 Окинавской хартии глобального информационного общества. В соответствии с Хартией были определены обязательства как России, так и других стран Большой Восьмерки способствовать распространению информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) и преодолению информационного
неравенства, угрожающего многократно усилить существующее социальное и
з
экономическое неравенство .
На территории Российской Федерации с 2002 года идет внедрение федеральной целевой программы «Электронная Россия». Согласно программе все государственные услуги, предоставляемые на территории страны, должны быть переведены в электронный вид. Утвержденной в 2008 году концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, для решения этой задачи предусматриваются меры, направленные на четкую регламентацию порядка предоставления государственных и муниципальных услуг, проведение мероприятий, направленных на упрощение процедур, снижение временных издержек, затрачиваемых потребителем услуг .
Развитие и расширение рынка инфокоммуникационных услуг - одно из значимых направлений содействия благосостоянию граждан в России. Переход на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде, является приоритетной задачей при оптимизации и совершенствовании процессов государственного управления на основе применения современных ИКТ, а также одним из ключевых направлений работ для достижения цели и задач развития информационного общества. Необходимо отметить недостаточно высокую теоретическую и методологическую разработанность вопросов информационных технологий и информатизации в сфере государственных услуг, что является предметным полем для дальнейшего изучения. Все это обуславливает несомненную актуальность выбранной темы магистерской диссертации.
Степень разработанности темы исследования.
Проблемами концепции информационного общества и процесса информатизации занимались Д. Белл, М. Кастельс, Э. Тоффлер, Н. Винер, Р. Катц, Ф. Уэбстер, Й. Масуда, М. Порат, А.И. Пригожин.
Проблемы информационных технологий и информатизации сферы государственных услуг также рассматривались в работах таких российских исследователей, как Н.А. Никифоров, Л.Е. Варакин, А.П. Веревченко, В.В. Горчаков, И.В. Иванов, О.В. Голодов, В.М. Глушков, Е.З. Зиндер, А.Д. Урсул, Р.Ф. Абдеев, Е.В. Воронцова, Ф.М. Махнина, Н.И. Мельникова, Ю.Л. Софронова, И.В. Юшкина.
В комплексное изучение темы «электронного правительства» внесли вклад труды Р.В. Амелина, И.Л. Бачило, И.Ю. Богдановской, В.К. Голикова, А.П. Голубицкого, А.В. Данилина, В.И. Дрожжинова, С.А. Дятлова, Ю.В. Ирхина, Н.Н. Ковалевой, А.Н. Кулика, А.В. Кузнецова, Д.А. Ловцова, В. Н. Лопатина, М.Ю. Павлютенкова, А.В. Павроза, Ю.Г. Просвирнина, М.М. Рассолова, С.И. Семилетова, Л.В. Сморгунова, Е.М. Стырина, Н.Н. Федосеевой, Ю.Е. Хохлова, А.В. Чугунова, О.Б. Шевчука, А.Н. Юртаева, В.Н. Якимца, Е.А. Яковлевой.
Огромное влияние на развитие «электронного правительства» оказала теория «нового государственного менеджмента», представленная в трудах таких исследователей, как Р. Батлер, Б. Доллери, Д. Кеттл, К. Клок, М. Крозье, Н. Мэннинг, П. Окоин, Г. Питерс и Дж. Пьер, К. Поллитт, К. Худ, а также О.В. Гаман-Голутвина, П.П. Кошкин, В.В. Лобанов, Л.В. Сморгунов.
Исследования в области технологий электронного правительства, методики оценки качества государственных услуг и формированию системы
мониторинга его оценки отражены в работах зарубежных и российских авторов: А.В. Данилина, Осташкова, С.И. Неделько, Ю.А. Алексеева.
В то же время проблема исследования и разработки моделей, методов и алгоритмов, позволяющих провести количественную оценку эффективности и качества предоставления государственной услуги в электронном виде разработана недостаточно.
Научная новизна исследования состоит в совершенствовании методических подходов к оценке качества и эффективности государственных электронных услуг в регионах Российской Федерации. А именно, в работе впервые:
На основе эмпирических данных выявлена неоднозначность причинноследственной зависимости между внедрением государственных услуг в электронном виде и ожидаемым социально-экономическим эффектом.
На основе компаративного анализа разработаны инновационные принципы формирования и развития Smart-правительства в России.
Объект исследования - электронные услуги в системе государственного управления
Предмет исследования - качество предоставления государственных электронных услуг на региональном уровне (на примере Республики Татарстан, Московской области, Красноярского края).
Цель исследования - анализ функционирования системы государственных электронных услуг и разработка рекомендаций по совершенствованию электронного правительства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть и проанализировать теоретические, нормативно-правовые основы предоставления электронных услуг в системе государственного управления.
2. Проанализировать актуальные методики оценки качества электронных услуг органов государственной и муниципальной власти
3. Провести анализ практики предоставления электронных государственных услуг в регионах Российской Федерации (на примере Республики Татарстан, города Москва и Московской области, Красноярского края).
4. Провести анализ функциональности и востребованности Портала государственных, муниципальных и социально-значимых услуг Республики Татарстан, Московской области, Красноярского края в электронном виде.
5. Выявить мнение населения об эффективности предоставления социально-значимых услуг в электронном виде посредством Портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан, Московской области, Красноярского края в электронном виде с использованием метода социологического опроса.
6. Выявить отношение государственных и муниципальных служащих к внедрению в профессиональную деятельность системы электронного документооборота, Портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
7. Выявить актуальные проблемы развития системы электронных государственных услуг в регионах РФ
8. Сформулировать предложения по повышению качества предоставления государственных услуг в электронном виде
9. Разработать программные принципы перехода к Smart-правительству
Методология данной работы включает в себя методы сбора,
систематизации и структуризации статистической информации; методы анализа данных, ретроспективный анализ, метод стратегического (SWOT) анализа, компаративного анализа, социологический опрос.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных данных об удовлетворенности граждан качеством предоставляемых государственных и муниципальных услуг в электронном виде, выявленных проблем развития системы государственных и муниципальных услуг в электронном виде и предложений по повышению качества указанных услуг для принятия соответствующих эффективных управленческих решений органами государственной и муниципальной власти, с целью дальнейшего повышения объема и качества оказания электронных услуг.
Данные проведенного исследования предполагают необходимость выделения нового подхода по улучшению сервисов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде населению Российской Федерации.
Апробация результатов исследования:
- Заляев А.Р. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде: анализ и эффективность применения (по результатам социологического исследования в Республике Татарстан) // Вести научных достижений Казань: ООО «Офорт», 2019. № 3. С. 20-24.
- Заляев А.Р. Актуальные проблемы развития системы государственных и муниципальных услуг в электронном виде в регионах Российской Федерации // Вести научных достижений. Казань: ООО «Офорт», 2019. № 3. С. 25-32.
- Заляев А.Р., Воржецов А.Г. Оказание государственных услуг в электронном виде (на примере Республики Татарстан)// НАУЧНАЯ СЕССИЯ (6-10 февраля 2017 г.) Аннотации сообщений- Казань: Издательство КНИГУ, 2017. С.224.
Структура работы логически обусловлена заявленной цель и поставленными задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка используемых в работе нормативных правовых актов и литературы, а также приложений.
Условия перехода на оказание услуг в электронном виде регламентируются Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Закон регламентирует требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Анализ применяемых методик оценки качества предоставляемых государственных услуг показал, что в большинстве анализируемых субъектах Российской Федерации для этого используются методы анкетного мониторинга организаций, оказывающих услуги и социологические опросы.
К параметрам, используемым для оценки качества предоставления государственной услуги относятся:
-структурированные параметры, закрепленные регламентами или полученные по факту оказания услуги (время получения услуги, плановое время исполнения, возможность обжалования действий персонала, соблюдение норм потребления товаров и услуг при оказании государственных услуг т.п.);
-результаты анкетирования как поставщиков, так и потребителей услуг (доступность услуги для потребителя, компетентность персонала, степень удовлетворенности качеством оказания услуги, условия обслуживания (удобство, вежливость, время оказания государственной услуги, полнота выполнения процедур, необходимых для оказания государственных услуг).
Для исследования функциональности порталов государственных и муниципальных услуг отдельных регионов мы выбрали три региона из лидерского списка по показателю «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме», представленных Федеральной службой государственной статистики.
Показатель, в свою очередь, указывает на количество граждан - получателей государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Так, нами были выбраны такие регионы как Республика Татарстан (81%) Московская область (86%) и Красноярский край (80%). Исходя из полученных аналитических данных исследования Росстата по регионам можно сделать вывод, что наиболее высокая доля граждан, получавших госуслуги в электронной форме в 2014 году была в Республике Татарстан и составляла 63%, что являлось почти в два раза больше, чем в Красноярском крае и в Московской области. В 2015 и 2016 годах статистика не сильно меняется, лидирующие позиции по-прежнему занимает Республика Татарстан, доля граждан, использующих портал государственных и муниципальных услуг, составляет 79,7%. В 2018 году мы наблюдаем значительный рост показателя, в Московской области он увеличился в два раза и составил 86%, а в Красноярском крае вырос в почти в 2,5 раза и стал на ровне с Республикой Татарстан.
Экономический эффект от использования государственных и муниципальных услуг в электронном виде во всех трех регионах возрастает с каждым годом. Все больше людей предпочитают пользоваться услугами в электронном виде. Общее количество зарегистрированных пользователей с каждым годом стремительно растет.
По итогам сравнительного анализа работы порталов государственных и муниципальных услуг трех регионов выявлены следующие показатели:
- количество категорий на которые подразделяются государственные и муниципальные услуги;
- число действий, которые необходимо выполнить заявителю для получения выбранных государственных и муниципальных услуг в электронном виде (с учетом выбора категории услуги);
- наличие на портале незаполненных полей с информацией на странице услуг;
- возможность регистрации на портале;
- предоставление услуг на иностранном языке (если заявитель является иностранным лицом);
- возможность подписи на рассылку о порядке исполнения услуги;
- наличие на портале актуальных новостей о внесении изменений в порядок оказания услуг;
- наличие на портале устаревшей информации об услугах;
- возможность доступа к порталу для людей с ограниченными возможностям;
- возможность доступа к порталу с разных платформ.
С целью изучения мнения среди населения Республики Татарстан, Московской области и Красноярского края об эффективности применения и использования Портала государственных и муниципальных услуг (включая инфоматы и системы самообслуживания было проведено социологическое исследование проводилось с использованием онлайн-опроса посредством сервиса Google forms, а также методом репрезентативного полевого исследования («face to face»). По результатам исследования можно сделать вывод о том, что большая часть опрошенных довольны работой электронного портала и пользуются услугами в электронном виде регулярно. В каждом регионе можно выделить свои недостатки в работе электронного портала, но, благодаря анализу полученного в результате использования материала, можно выделить общие недостатки во всех трёх регионах. К ним относятся:
-недостаточная информированность населения о преимуществах использования электронного портала;
-невозможность использования электронного портала государственных и муниципальных услуг лицам более старшего возраста, которым сложно разобраться в работе данной системы самостоятельно;
-длительный и не совсем удобный процесс регистрации;
- многочисленные технические неисправности и недоработки мобильного
приложения
Подводя итоги опроса, нами была разработана сравнительная таблица распределения ответов респондентов трех исследуемых регионов на вопрос «Какие, по Вашему мнению, существуют недостатки (неудобства) при использовании Портала государственных и муниципальных услуг?».
Для выявления актуальных проблем развития системы электронных государственных услуг в Российской Федерации было проведено экспертное интервью. Экспертами явились государственные служащие Республики Татарстан, Московской области и Красноярского края. В опросе приняли участие по два эксперта из Республики Татарстан и Московской области и один эксперт из Красноярского края. Вопросы были направлены на выявление положительных и негативных сторон внедрения системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде в исследуемых регионах в работу сотрудников.
В рамках проведенного нами опроса, для выявления всех возможных путей оптимизации и улучшения Порталов государственных и муниципальных услуг в электронном виде трех исследуемых регионов Российской Федерации, нами был проведен SWOT-анализ возможных вероятностных ожиданий, возможностей, слабых сторон (недостатки, неудобства) и преимуществ, положительных тенденций работы системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде населению Российской Федерации. На наш взгляд проведенный SWOT-анализ работы системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде населению Российской Федерации позволяет наглядно оценить наиболее уязвимые, проблемные места реализации данной системы, а также на основе сопоставления преимуществ и недостатков, возможностей и потенциальных угроз от внедрения государственных и муниципальных услуг в электронном виде в исследуемых регионах, а также поиск соответствующих путей оптимизации, увеличение объема и качества оказания электронных услуг данного проекта.
Также на основе данного SWOT-анализа нами была выявлена необходимость отметить наиболее вероятный негативный прогноз, в рамках которого необходимо принять соответствующее эффективное управленческое решение. Так, нами было выделено следующее наиболее вероятное сочетание рисков и угроз от внедрения системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде в исследуемых регионах:
- увеличение затрат на создание, развитие и поддержку инфраструктуры предоставления социальных услуг в электронном виде без достижения радикального повышения видимого качества и доступности социальных услуг;
- увеличение затрат на развитие коммуникаций, отвлекают ресурсы на развитие самой системы предоставления социальных услуг;
- увеличение затрат на предоставление услуг в электронном виде без повышения статуса и профессиональной компетенции работников учреждения социальной сферы.
На основе выявленных проблем развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде нами были сформулированы предложения по оптимизации региональных порталов государственных и муниципальных услуг в электронном виде, и, соответствующие ожидаемые эффекты от реализации данных предложений.
Также на основе компаративного анализа были разработаны инновационные принципы развития Smart-правительства в России, и предложена модель внедрения в российскую практику преимуществ электронного правительства зарубежных стран.
1. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «Об автономных учреждениях» // СЗ РФ, 06.11.2006, № 45, ст. 4626
2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 14.11.2017) «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 145
3. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СЗ РФ, 16.02.2009, № 7, ст. 776.
4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 25.11.2017). «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.
5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О персональных данных» // СЗ РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3451.
6. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об электронной подписи» // СЗ РФ,11.04.2011, № 15, ст. 2036.
7. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 31. Ст. 4179.
8. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // СЗ РФ 07.05.2012 г. № 19 ст. 2338.
9. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 19. Ст. 2338.1.
10. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (ред. от 22.02.2016) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче...» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 52. Ст. 5525.
11. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. № 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации...» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 49. Ст. 7284.
12. Постановление Кабинета Министров № 1000 от 17.12.2013 «Об
утверждении государственной программы «Развитие информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан «Открытый Татарстан» на 2014 - 2020 годы» // Министерство информатизации и связи Республики Татарстан // URL: http://mic.tatarstan.ru/gosudarstvennaya-
programma-razvitie-informatsionni.htm (дата обращения: 28.11.2018)
13. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»: утв. распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 №1815-р.: [электронный ресурс] // Гарант - справочная правовая система / www.garant.ru (дата обращения: 22.12.2018)
14. О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2013 г.. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р // Гарант - справочно-правовая система. - Режим доступа: www.garant.ru (дата обращения: 18.11.2018)
15. Опыт региональной информатизации на 2012 год. Приложение №3 к отчету Государственного совета Российской Федерации, [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.infosovet.ru/ (дата обращения: 12.12.2018).
Монографии, диссертации
16. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 336 с.
17. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ, под ред. д-ра эконом наук В.Л. Иноземцева. - М.:Academia, 2004. - 788 с.
18. Веревченко А.П., Горчаков В.В., Иванов И.В., Голодова О.В. Информационные ресурсы для принятия решений. - М: Деловая книга, Академический Проект, 2002. - 560 с.
19. Винер И. Кибернетика и общество. / Пер. с англ. Е.Г. Панфилова; Общ. ред. и предисловие Э.Я. Кольмана. - М.: Издательство иностранной литературы, 2002. - 183 с.
20. Воронцова Е.В. Информатизация современного российского общества как инновационный процесс: социологический анализ: дис. канд. социол. наук / Рос. гос. соц. унт. - М., 2004. - 24 с.
21. Елушков В.М. Основы безбумажной информатики. - М.: Елавная редакция физико-математической литературы издательства «Наука», 1987. - 552 с.
22. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ, под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ЕУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
23. Махнина Ф.М. Информатизация в контексте модернизации российского общества: дис. канд. социол. наук / Казан, гос. ун-т. - Казань, 1997. - 122 с.
24. Мельникова Н.И. Инновационные информационные технологии в высшей школе: социологический аспект: дис. канд. социол. наук / Саратов, гос. ун-т. - Саратов, 1998. - 18 с.
25. Мониторинг качества и доступности государственных и муниципальных услуг - 2010. М. : Изд. Дом НИУ ВШЭ, 2011.
26. Неделько С.И., Осташков А.В., Матюкин С.В. Мониторинг в системе оказания государственных и муниципальных услуг как инструмент реализации стратегии повышения качества государственного и муниципального управления // М. : Издательство Эксклибрис Пресс, 2008. С. 160.
27. Никифоров И.А. Инновационная модель управления информационными потоками в сфере оказания государственных электронных услуг (на примере Республики Татарстан): автореф. дис на соискание ученой степени канд. эконом, наук. - М.: Институт социальных и гуманитарных знаний (г. Казань), 2011. - 14 с.
28. Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. - М .: Дело АНХ, 2010.-432 с.
29. Рысаев И.Ш., Гайнуллин А.Ю. Концепция «нового государственного
управления» как основа транформации государственного сектора: «за» и «против» // Актуальные проблемы развития системы государственного и муниципального управления: сборник научных статей преподавателей,
аспирантов и магистрантов / науч. ред. И.Ш. Рысаев. - Уфа: БАГСУ, 2013. - С.351
30. Софронова Ю.Л. Информатизация российского общества: социокультурный анализ: дне. канд. социол. наук / Нижегород. гос. ун-т. - Н.Новгород, 2004. - 76 с.
31. Тоффлер Э. Третья волна: пер. с англ. / Э.Тоффлер. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 560 с.
32. Урсул А.Д. Информатизация общества: Введение в социальную
информатику: Учебное пособие. - М.: АОН при ЦК КПСС, 1990. - 191 с.
33. Уэбстер Ф. Теории «информационного» общества,- М.: Аспект Пресс, 2012. - 400 с.
34. Юттткнна И.В. Информатизация общества в России: принципы и специфика: дне. канд. социол. наук / Моек. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. - М., 2001. - 49 с.