Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дидактические игры как средство сенсорного развития для детей младшего дошкольного возраста

Работа №31607

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
1.1. Сущность, задачи, содержание, пути осуществления сенсорного
воспитания в зарубежной и отечественной педагогике 7
1.2. Особенности сенсорного воспитания детей младшего
дошкольного возраста, критерии оценки 25
1.3. Дидактическая игра как одно из средств формирования
представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста 34
1.4. Условия формирования сенсорных эталонов цвета у детей
младшего дошкольного возраста 46
Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию представлений о сенсорных эталонах цвета посредствам дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста
2.1. Первой констатирующий эксперимент, выявление уровня
представлений о сенсорных эталонах цвета у детей во второй младшей группе 51
2.2. Моделирование и проведение формирующего эксперимента 55
2.3. Оценка эффективности апробированной системы дидактических игр 61
Заключение 65
Список литературы 69
Приложение 74



Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от уровня сформированности сенсорных процессов, то есть того, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир. Важнейшими процессами при этом являются: достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации, хорошая сенсорная координация и двигательная ловкость, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, достаточное развитие мелкой моторики руки, достаточно развитого фонематического слуха и т.д. В результате недостаточно точного и гибкого восприятия возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой. Но дело даже не в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. Жизнь современного человека, его деятельность требует хорошо развитой способности восприятия, во многих случаях быстрой реакции на впечатления, ответа действием на получаемую информацию. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и ее нужно развивать у ребенка.
Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др. считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент когнитивного развития, с другой, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности и адаптации его в социуме.
Отечественные психологи А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддъяков и др. утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенные, характерные признаки и свойства.
В практике дошкольного воспитания сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить адекватно воспринимать предметы. Выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования коррекционной педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.)
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Однако анализ теоретических данных показал, что недостаточно выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.
Противоречие заключается между задачей формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей дошкольного возраста и недостаточно выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность её решения. Отсюда вытекает проблема - какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.
Тема исследования: дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: создание и экспериментальная проверка условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет изучения: условия формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста будет успешным если:
- будет подобран комплекс дидактических игр;
- созданы условия для эффективного использования дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах цвета.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.
3. Подобрать и апробировать комплекс дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.
4. Выделить и экспериментально проверить условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования
представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования явились работы Фридриха Фребеля, Рудольфа Штейнера (Вольдорфская педагогика), Марии Монтессори, Е.И.Тихеевой, Т.С.Комаровой, Л.А.Венгер. Так же работы методистов из других областей, так как сенсорное воспитание многогранно и охватывает все области развития детей. Такие авторы, как: В.И.Логинова, И.П.Линькова и Е.А.Шумилина, С.А.Козлова, Л.Р.Болотина, И.Я.Лернер, З.В.Богатеева, Э.Г.Пилюгина, В.В.Гербова, А.Н.Фролова, А.К.Бондаренко, З.В.Лиштван.
Методы исследования: теоретический анализ, изучение и анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость заключается во внедрении и апробировании условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.
Организация, база и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась нами на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №16», г. Нижнекамск.
Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа:
Первый этап - организационно-подготовительный. Нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы, сформулирован понятийный аппарат, определены ведущие методы исследования.
Второй этап - поисково-констатирующий. Основная задача этого этапа исследовательской работы заключалась в проведении констатирующего эксперимента с целью определения исходных данных, изучался уровень подготовки педагогов к работе. Ведущими методами исследования были:
наблюдение, анализ результатов продуктов деятельности, анкетирование и др.
Третий этап - формирующе-аналитический. На этом этапе внедрялась и корректировалась система работы по формированию представлений о сенсорных эталонах цвета у дошкольников, проводился анализ и оформление результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены посредством выступлений на педсоветах ДОУ, родительских собраниях, подготовки рефератов на семинарские занятия по дошкольной педагогике и в ходе преддипломной практики.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель, Е.И. Тихеева, современная отечественная система). Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по-разному строится содержание сенсорного воспитания, его методика.
Современная отечественная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.
На основе изученной и проанализированной психолого-педагогической литературы по данной проблеме сделаны следующие выводы:
- определена сущность «сенсорного воспитания», под которой понимается целенаправленное, последовательное и планомерное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека;
- определено содержание, на какие сенсорные процессы опирается сенсорное воспитание, выделены структурные компоненты, в качестве которых выступают овладение общественным сенсорным опытом, освоения наиболее рациональных способов обследования предметов, соотнесение с сенсорными эталонами;
- проанализировано современное состояние проблемы по формированию сенсорных эталонов цвета у детей младшего дошкольного возраста. И установлено, что традиционно усвоение сенсорных эталонов цвета включено в общую систему образования и воспитания детей в детском саду и осуществляется в ходе умственного, физического, трудового, эстетического воспитания, на занятиях по развитию речи, математики, изобразительной деятельности, физкультуре;
- рассмотрены пути, средства, методы и формы формирования сенсорных эталонов цвета у детей младшего дошкольного возраста. Основными методами являются обследование предмета, в качестве основных форм формирования выступают: дидактические игры, занятия;
- выделены условия обеспечивающие эффективность проведения дидактических игр и формирования представлений о сенсорных эталонах цвета. Этими условиями являются: последовательность и систематичность использования дидактических игр; повторность их проведения с постепенным переходом от простого к сложному; индивидуальный подход с учетом возрастных особенности детей, развивающая среда.
- проанализированы психологические особенности детей младшего дошкольного возраста и определены этапы формирования сенсорных эталонов цвета, на каждом из которых решаются свои задачи: дети учатся отождествлять и идентифицировать предметы; обучаются находить идентичные предметы по цвету; учатся соотносить цвета предмета с эталонами цвета; выбирать предметы определенного цвета по словесной инструкции взрослого, учатся самостоятельно называть цвета; обучаются приемам обобщения и классификации предметов по признаку цвета; обучаются передавать цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.).
Результаты экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:
- в ходе первого констатирующего эксперимента нами было выявлено, что большинство детей младшего возраста не достаточно дифференцируют цвета слабонасыщенные, не видят сходства и различия цветов, размещая цвета по наглядному образцу, путают названия цветов, в активном словаре некоторых детей отсутствуют названия многих основных и дополнительных цветов, названия цветовых оттенков, что подтвердило необходимость разработки форм, методов, средств формирующих представления о сенсорных эталонах цвета.
- в ходе экспериментальной работы были выявлены и научно обоснованы педагогические условия, способствующие формированию представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста, которые заключаются в том, что если: будет подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного использования дидактических игр.
- в ходе моделирующего эксперимента нами установлено, что на каждом этапе формирования сенсорных представлении изменялся их уровень в соответствии с определенными показателями, повышался интерес к дидактическим играм.
Установлено в ходе проведенного второго констатирующего эксперимента, что произошли существенные изменения в сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета, на начальном этапе 60% детей имели низкий уровень, а по завершению эксперимента 60% детей овладели общими представлениями о хроматических и нехроматических цветах, повысился уровень самостоятельности при выполнении соответствующих действий, но в тоже время дети затрудняются еще при назывании дополнительных цветов и оттенков, что связано на наш взгляд с достаточно длительным периодом процесса активизации названий сенсорных эталонов в речи.
Таким образом, данные полученные в результате проведения исследовательской работы подтвердили эффективность создаваемых нами педагогических условий.



1. Арсентьева, В.П. Формирование интеллектуальной культуры дошкольника [Текст] / В.П. Арсентьева //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014. - № 5. - с.80 - 85.
2. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] /Н.М.Аксарина. - М.: Просвещение, 1981. - 224 с.
3. Баранова, М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста [Текст] /М.Л. Баранова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
4. Богуславская, Е.О., Смирнова, Н.П. Развивающие игры[Текст] /Е.О.Богуславская. - М: Просвещение, 1991. - 158 с.
5. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] /Л.А.Венгер. - М., 2000. - 109 с.
6. Волосова, Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста [Текст] /Е.Б.Волосова. - М.: Линкас - Пресс, 1999. - 70 с.
7. Воспитание детей раннего возраста. /Сост. О.Е. Смирнова, И.Н. Авдеева и др. - М., Просвещение, 1996. - 158 с.
8. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада. /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
9. Высокова, Т.П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста [Текст] /Т.П.Высокого. - Волгоград. - 2015. - 127с.
10. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет [Текст] /Т.В.Голованова. - Ярославль: Академия развития, - 2016. - 240 с.
11. Гуськова, О.А. Дидактические материалы Е.И. Тихеевой и Е.Н. Водовозовой в практике ДОУ //Управление ДОУ. - 2008.- №6. - с.106-118.
12. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: Каро, 2015.
13. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/ Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1978. - 46 с.
14. Доронова ,Т.Н., Доронов, С.Г. Ранний возраст: планирование работы с детьми [Текст] /Т.Н.Доронова. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». - 2007. - С. 23-26.
15. Евдокимова, Е. С., Додокина, Н. В., Кудрявцева, Е. А. Детский сад и семья [Текст] /Е.С.Евдокимова. - М.: Мозаика-Синтез 2007. С.87-123.
16. Жирнова, Н.Н., Анилова, Е.А. Отечественные педагоги конца 19- начала XX в. о роли дидактической игрушки в воспитании детей раннего и дошкольного возраста // Управление ДОУ. - 2009. - №7. - с.96-104.
17. Ибука, М. После трёх уже поздно [Текст] /М.Ибука: пер. с англ. - М., 1991. - 247с.
18. Камышанова, К.И. Ребёнок от рождения до трёх лет [Текст] /К.И.Камышанова. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 140 с.
19. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику. //Дошкольное воспитание. - 2015. - № 2. - с. 76-78.
20. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь [Текст] /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2001. - с.49 - 50, 153.
21. Курашова, Р.А. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] /Р.А.Курашова. - М.: Новое знание, 2016. - 345 с.
22. Лелюх, С.В., Сидорчук, Т.А. Хоменко, Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников [Текст] / С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук. - Ульяновск: Фолио, 2003. - с.65.
23. Лыкова, И.А., Гаранина, Н.К. Художественно-дидактические игры с цветом //Управление ДОУ. - 2010. -№5. - с.108-112.
24. Маханева, М.Д., Рещикова, С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет [Текст] /М.Д.Маханева. - М.: ООО ТЦ Сфера, 2008. - 96 с.
25. Мутагорова, С.Н.. Безуглая И.Г. Сенсорная комната: новые
возможности использования. //Воспитатель ДОУ. -2010. -№9. - с.7-9.
26. Нечаева, И.Ю. Система сенсорного развития детей //Справочник старшего воспитателя.- 2010. - №1. - с.58-62.
27. Павлова, Л.Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет [Текст] /Л.Н.Павлова. - М.: Мозаика - Синтез, 2003. - 95 с.
28. Павлова, Л.Н., Раннее детство: познавательное развитие [Текст] /Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина, Е.Б. Волосова, - М.: Мозаика-Синтез 2000. - 259с.
29. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К.Л. Печора. - М.: Владос, 2002. - 179с.
30. Плеханов, А., Морозова, О., Манасеина, М.М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. - 2015. - №7. - с.31-35.
31. Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша [Текст]
/Э.Г.Пилюгина. - М.: Мозаика - Синтез, 2003. - 150 с.
32. Пилюгина, Э.Г. Игры-занятия с малышом от рождения до трёх лет [Текст] /Э.Г.Пилюгина. - М.: Мозаика - синтез, 2009. - 120 с.
33. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до
младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты. /Н.В.
Краснощёкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 267с.
34. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей. - М.: АО "Учебная литература", 1996. 253с.
35. Смирнова, Е.О. Ребёнок-взрослый-сверстник (Методическое рекомендации) [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Изд-во МГППУ, 2014. - С.24- 78.
36. Смирнова, Е.О., Мещерякова, С.Ю., Ермолова, Т.В., Игры и игрушки для детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей) [Текст] / Е.О. Смирнова, С.Ю. Мещерякова, Т.В. Ермолова. - М.: Изд-во МГППУ,
2014. - 193с.
37. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет [Текст] /Е.О. Смирнова. - СПб.: Детство пресс, 2005.
38. Смирнова, Е.О., Развитие предметной деятельности и познавательных способностей /Е.О.Смирнова, Т.В.Ермолова, С.Ю. Мещерякова. [Текст] - М.: Мозаика-Синтез.- 2018. 272с.
39. Смирнова, Е.О., Галигузова, Л.Н., Ермолова, Т.В., Мещерякова, С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет [Текст] / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - М.: Изд-во МГППУ, 2003. 269с.
40. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2007. - 173с.
41. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для
дошкольников [Текст] /Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2001. - с.48, 60, 96 - 115, 136.
42. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, 1995. - 291 с.
43. Широкова, Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста [Текст] /Г.А.Широкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 256 с.
44. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры [Текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. - 1995. - № 3. - с.26 - 43.
45. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста[Текст] /Е.А.Янушко. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - 72 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ