ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы методики использования мультимедийных технологий в обучении английскому языку при формировании навыков устной и письменной речи школьников 7
1.1. Обучение английскому языку с помощью компьютерных и цифровых технологий 7
1.2. Использование новых ресурсов сети интернет при обучении иностранным
языкам 10
1.3. Интеграция мультимедийных цифровых технологий и ресурсов сети
интернет в процесс обучения английской устной и письменной речи 15
1.4. Возрастные и психологические аспекты использования мультимедийных и
цифровых технологий 18
1.5. Дидактические возможности использования мультимедийных технологий в обучении английской устной и письменной речи. Компетенции и их структуры,
развиваемые на базе мультимедийных средств при обучении английской устной и письменной речи 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Методы применения мультимедийных средств в обучении английскому языку учащихся разных возрастных групп 32
2.1. Особенности применения цифровых и мультимедийных технологий в
процессе обучения английскому языку 32
2.2. Применение мультимедийных средств в обучении АЯ детей младшего
школьного возраста 37
2.3. Применение современных мультимедийных средств в обучении АЯ в
средней школе и их роль в развитии базовых компетенций 42
2.4. Методические задачи развития цифровых и мультимедийных компетенций при обучении АЯ учащихся старших классов средней школы (9 - 11 классы). 49
2.5. Мультимедийные средства и программы для самостоятельного изучения
АЯ взрослой аудиторией 57
Выводы по второй главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 79
Глава 1. Теоретические основы методики использования мультимедийных технологий в обучении английскому языку при формировании навыков устной и письменной речи школьников 7
1.1. Обучение английскому языку с помощью компьютерных и цифровых технологий 7
1.2. Использование новых ресурсов сети интернет при обучении иностранным
языкам 10
1.3. Интеграция мультимедийных цифровых технологий и ресурсов сети
интернет в процесс обучения английской устной и письменной речи 15
1.4. Возрастные и психологические аспекты использования мультимедийных и
цифровых технологий 18
1.5. Дидактические возможности использования мультимедийных технологий в обучении английской устной и письменной речи. Компетенции и их структуры,
развиваемые на базе мультимедийных средств при обучении английской устной и письменной речи 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Методы применения мультимедийных средств в обучении английскому языку учащихся разных возрастных групп 32
2.1. Особенности применения цифровых и мультимедийных технологий в
процессе обучения английскому языку 32
2.2. Применение мультимедийных средств в обучении АЯ детей младшего
школьного возраста 37
2.3. Применение современных мультимедийных средств в обучении АЯ в
средней школе и их роль в развитии базовых компетенций 42
2.4. Методические задачи развития цифровых и мультимедийных компетенций при обучении АЯ учащихся старших классов средней школы (9 - 11 классы). 49
2.5. Мультимедийные средства и программы для самостоятельного изучения
АЯ взрослой аудиторией 57
Выводы по второй главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 79
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) активно применяются в обучении английскому языку начиная с 90-х гг. ХХ века, что привело к появлению особого направления в методике его преподавания, в рамках которого анализируются теоретические и практические аспекты использования этих технологий в ходе обучения иностранному языку. В России это направление часто называют «компьютерная лингводидактика». В англоязычных странах наиболее часто встречается термин CALL (Computer-assisted language learning).
Технологический прогресс добавляет все более совершенные технические средства, располагающие большими лингводидактическими возможностями. В настоящее время в обучения иностранным языкам применяются как стационарные мультимедийные средства, (например, компьютер, интерактивная доска), так и мобильные (планшетные компьютеры, смартфоны), оснащенные самым совершенным программным обеспечением и объединенные под общим понятием «цифровые технологии». Появление мультимедийных средств не могло не повлиять на способы подачи информации, которая предоставляется в соответствующем мультимедийном формате, то есть одновременно в нескольких формах: текстовой, аудиовизуальной, интерактивной, графической.
Проблемы воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на образовательный процесс и их эффективное использование при обучении иностранным языкам рассматриваются в работах отечественных исследователей, таких как М.Н. Евстигнеева, М.А. Бовтенко, Е.С. Полат, Р.К. Потаповой, П.В. Сысоева, С.И. Титова, А.В. Зубов, Р.К. Пиотровская, Р.Г. Пиотровский, О.А. Ускова, С.В. Хуторской А.В Фадеев и др. В западной науке автоматизация процесса обучения иностранным языкам представлена в исследованиях таких ученых лингвистов, как D. Boyd, P. Brett, D. Crystal, G. Davis, G. Dudeney, D. Healey, M. Levy, M. Pegrum, M. Warshauer, и др.
Стремительное возникновение новых видов обучающих мультимедийных средств и быстрое устаревание существующих приводит к тому, что практика применения этих средств стала значительно опережать теорию. Кроме того, эмпирический опыт авторов исследований в данной области доказал повышенный интерес молодого поколения к использованию мультимедийных технологий в учебных целях.
Более того, необходимость применения мультимедийных технологий при обучении иностранным языкам в стране вписывается в ряд государственных инициатив. В частности, инициатива информатизации образования в РФ отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).
Наличие данной необходимости побудило нас к исследованию проблемы разработки применения мультимедийных технологий в обучении английскому языку для формирования навыков устной и письменной речи.
Актуальность работы состоит в подробном разборе методов обучения английскому языку разных возрастных групп обучающихся с использованием мультимедийных средств обучения.
Предметом нашего исследования является методика применения мультимедийных и цифровых технологий в преподавании английского языка.
Объектом нашего исследования выступает процесс обучения английскому языку с использованием мультимедийных и цифровых технологий в различных возрастных аудиториях.
Целью нашего исследования является разработка методики использования мультимедийных технологий для формирования навыков устной и письменной речи при обучении английскому языку.
Задачами исследования являются:
- Проведение ретроспективного исследования научно-методической литературы;
- Обоснование необходимости использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку;
- Анализ существующих исследований компетенций, развиваемых на базе применения мультимедийных технологий;
- Описание наиболее эффективных школ, уделяющих особое внимание использованию мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку;
- Анализ программ изучения английского языка с применением мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку для формирования навыков устной и письменной речи;
- Изучение критических аспектов использования мультимедийных и цифровых технологий при обучении иностранным языкам.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) анализ литературы по методике обучения английскому языку, психологии, лингвистике в рамках темы исследования;
2) анализ данных статистики, отражающих отношение обучающихся к мультимедийным и цифровым технологиям как средствам обучения иностранным языкам;
3) исследование существующих практик использования мультимедийных и цифровых технологий, используемых для формирования навыков устной и письменной речи при обучении иностранным языкам.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что была предложена методика использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку различных возрастных аудиторий.
Таким образом, теоретическая значимость нашего исследования определяется необходимостью: информатизации и компьютеризации образования, заданной ФГОС РФ; активной практики применения мультимедийных технологий на занятиях по английскому языку для формирования навыков устной и письменной речи; недостаточной разработанностью методологии использования мультимедийных и цифровых технологий в процессе обучения английскому языку в учебных заведениях.
Технологический прогресс добавляет все более совершенные технические средства, располагающие большими лингводидактическими возможностями. В настоящее время в обучения иностранным языкам применяются как стационарные мультимедийные средства, (например, компьютер, интерактивная доска), так и мобильные (планшетные компьютеры, смартфоны), оснащенные самым совершенным программным обеспечением и объединенные под общим понятием «цифровые технологии». Появление мультимедийных средств не могло не повлиять на способы подачи информации, которая предоставляется в соответствующем мультимедийном формате, то есть одновременно в нескольких формах: текстовой, аудиовизуальной, интерактивной, графической.
Проблемы воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на образовательный процесс и их эффективное использование при обучении иностранным языкам рассматриваются в работах отечественных исследователей, таких как М.Н. Евстигнеева, М.А. Бовтенко, Е.С. Полат, Р.К. Потаповой, П.В. Сысоева, С.И. Титова, А.В. Зубов, Р.К. Пиотровская, Р.Г. Пиотровский, О.А. Ускова, С.В. Хуторской А.В Фадеев и др. В западной науке автоматизация процесса обучения иностранным языкам представлена в исследованиях таких ученых лингвистов, как D. Boyd, P. Brett, D. Crystal, G. Davis, G. Dudeney, D. Healey, M. Levy, M. Pegrum, M. Warshauer, и др.
Стремительное возникновение новых видов обучающих мультимедийных средств и быстрое устаревание существующих приводит к тому, что практика применения этих средств стала значительно опережать теорию. Кроме того, эмпирический опыт авторов исследований в данной области доказал повышенный интерес молодого поколения к использованию мультимедийных технологий в учебных целях.
Более того, необходимость применения мультимедийных технологий при обучении иностранным языкам в стране вписывается в ряд государственных инициатив. В частности, инициатива информатизации образования в РФ отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).
Наличие данной необходимости побудило нас к исследованию проблемы разработки применения мультимедийных технологий в обучении английскому языку для формирования навыков устной и письменной речи.
Актуальность работы состоит в подробном разборе методов обучения английскому языку разных возрастных групп обучающихся с использованием мультимедийных средств обучения.
Предметом нашего исследования является методика применения мультимедийных и цифровых технологий в преподавании английского языка.
Объектом нашего исследования выступает процесс обучения английскому языку с использованием мультимедийных и цифровых технологий в различных возрастных аудиториях.
Целью нашего исследования является разработка методики использования мультимедийных технологий для формирования навыков устной и письменной речи при обучении английскому языку.
Задачами исследования являются:
- Проведение ретроспективного исследования научно-методической литературы;
- Обоснование необходимости использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку;
- Анализ существующих исследований компетенций, развиваемых на базе применения мультимедийных технологий;
- Описание наиболее эффективных школ, уделяющих особое внимание использованию мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку;
- Анализ программ изучения английского языка с применением мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку для формирования навыков устной и письменной речи;
- Изучение критических аспектов использования мультимедийных и цифровых технологий при обучении иностранным языкам.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) анализ литературы по методике обучения английскому языку, психологии, лингвистике в рамках темы исследования;
2) анализ данных статистики, отражающих отношение обучающихся к мультимедийным и цифровым технологиям как средствам обучения иностранным языкам;
3) исследование существующих практик использования мультимедийных и цифровых технологий, используемых для формирования навыков устной и письменной речи при обучении иностранным языкам.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что была предложена методика использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку различных возрастных аудиторий.
Таким образом, теоретическая значимость нашего исследования определяется необходимостью: информатизации и компьютеризации образования, заданной ФГОС РФ; активной практики применения мультимедийных технологий на занятиях по английскому языку для формирования навыков устной и письменной речи; недостаточной разработанностью методологии использования мультимедийных и цифровых технологий в процессе обучения английскому языку в учебных заведениях.
В исследовании был проведен ретроспективный анализ научной литературы в области теории и методики обучения иностранным языкам, педагогики лингвистики, психологии, а также использования компьютерных технологий в процессе обучения английскому языку. В результате, было получено представление о том, как применяются и могли бы быть применены современные мультимедийные средства и технологии в обучении иностранным языкам.
Следует отметить, что объектом существующих исследований является в основном процесс обучения иностранному языку с использованием мультимедийных средств взрослых. Тем не менее, как показало наше исследование, основным этапом в формировании языковой личности является средняя школа, поскольку она охватывает наибольшую аудиторию обучающихся, а следовательно, главные процессы формирования иноязычного поведения в виртуальной среде должны начинаться на данном уровне. Анализ возрастных особенностей современных подростков, приведенный в первой главе, говорит в пользу необходимости интеграции мультимедийных средств в процесс обучения английскому языку, начиная с четвертого класса в средней школе.
Нами также было продемонстрировано то, как, используя мультимедийные средства, можно изучать английский язык самостоятельно, что особенно актуально для взрослого контингента обучающихся. Для организации самостоятельного изучения АЯ нами рекомендованы основные способы и методы в контексте компетентностного подхода, а также материалы, которыми учащиеся могут воспользоваться в этих целях.
Результатом нашего исследования стало создание методических рекомендаций, а также упражнений, направленных на формирование и развитие у учащихся мультимедийной компетентности на английском языке, что явилось основанием для внедрения мультимедийных средств и цифровых технологий в процесс обучения английскому языку. При создании методических рекомендаций и упражнений принимались во внимание теоретические и практические факторы развития этой компетентности, возрастные особенности обучающихся, а также потенциальные проблемы, связанные с интеграцией мультимедийных технологий в процесс обучения, часто называемые онлайн рисками.
Нами также были разработаны методические материалы для использования преподавателями в ходе обучения английскому языку с использованием мультимедийных технологий: список веб-сайтов и интернет ресурсов, которые могут быть использованы для самостоятельной работы; алгоритм работы в веб-браузере Google Chrome и использования программы TeamViewer; использование интерактивной доски; пример урока с использованием интернет-ресурса Fakebook. Дополнительно был составлен список наиболее популярных обучающих программ, предназначенный для самостоятельной работы взрослого контингента обучающихся.
Вследствие своей новизны, тема данной выпускной квалификационной работы является чрезвычайно актуальной, требующей проведения дальнейших целенаправленных исследований в этом направлении. Раскрытие потенциала применения мультимедийных средств и цифровых технологий в обучении иностранным языкам должно стать одной из наиболее приоритетных задач методики обучения иностранным языкам в будущем.
Следует отметить, что объектом существующих исследований является в основном процесс обучения иностранному языку с использованием мультимедийных средств взрослых. Тем не менее, как показало наше исследование, основным этапом в формировании языковой личности является средняя школа, поскольку она охватывает наибольшую аудиторию обучающихся, а следовательно, главные процессы формирования иноязычного поведения в виртуальной среде должны начинаться на данном уровне. Анализ возрастных особенностей современных подростков, приведенный в первой главе, говорит в пользу необходимости интеграции мультимедийных средств в процесс обучения английскому языку, начиная с четвертого класса в средней школе.
Нами также было продемонстрировано то, как, используя мультимедийные средства, можно изучать английский язык самостоятельно, что особенно актуально для взрослого контингента обучающихся. Для организации самостоятельного изучения АЯ нами рекомендованы основные способы и методы в контексте компетентностного подхода, а также материалы, которыми учащиеся могут воспользоваться в этих целях.
Результатом нашего исследования стало создание методических рекомендаций, а также упражнений, направленных на формирование и развитие у учащихся мультимедийной компетентности на английском языке, что явилось основанием для внедрения мультимедийных средств и цифровых технологий в процесс обучения английскому языку. При создании методических рекомендаций и упражнений принимались во внимание теоретические и практические факторы развития этой компетентности, возрастные особенности обучающихся, а также потенциальные проблемы, связанные с интеграцией мультимедийных технологий в процесс обучения, часто называемые онлайн рисками.
Нами также были разработаны методические материалы для использования преподавателями в ходе обучения английскому языку с использованием мультимедийных технологий: список веб-сайтов и интернет ресурсов, которые могут быть использованы для самостоятельной работы; алгоритм работы в веб-браузере Google Chrome и использования программы TeamViewer; использование интерактивной доски; пример урока с использованием интернет-ресурса Fakebook. Дополнительно был составлен список наиболее популярных обучающих программ, предназначенный для самостоятельной работы взрослого контингента обучающихся.
Вследствие своей новизны, тема данной выпускной квалификационной работы является чрезвычайно актуальной, требующей проведения дальнейших целенаправленных исследований в этом направлении. Раскрытие потенциала применения мультимедийных средств и цифровых технологий в обучении иностранным языкам должно стать одной из наиболее приоритетных задач методики обучения иностранным языкам в будущем.
Подобные работы
- ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СОШ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Информационно - коммуникационные технологии в развитии творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Гипертекст как средство обучения письменной и устной речи английского языка на старшем этапе СОШ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Технология “Техно-Р“ в обучении письменной речи
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2100 р. Год сдачи: 2020 - Обучение грамматике учащихся 5 классов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИА РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА
СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



