ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Аналитическая часть 6
1.1. Содержательное описание предметной области 6
1.2. Функционально-структурный анализ предметной области 9
1.3. Информационно-логическая модель в форме ER диаграммы 13
1.4. Разработка базы данных 15
1.5. Анализ документооборота 18
1.6. Анализ существующих разработок 20
ГЛАВА 2. Разработка информационного и программного обеспечения 30
2.1. Обоснование проектных решений по видам обеспечения 30
2.2. Разработка информационного обеспечения 33
2.3. Разработка программного обеспечения 35
2.4. Разработка подсистемы помощи 55
ГЛАВА 3. Описание тестового примера 58
Заключение 70
Список литературы 72
Современное общество - информационное и в настоящее время каждый человек получает полную свободу выбора информационных источников. Он сам решает, где и каким образом черпать информацию, с кем и в какое время общаться, какую еду есть и какой напиток пить. Список возможностей, который предоставляет современный мир, бесконечен. Но когда речь заходит о месте получения высшего образования, выбор значительно уменьшается. Спектр высших учебных заведений более чем широк, однако большая часть из них предлагают студенту лишь обычную образовательную программу, построенную на длительном опыте изучения наук, знания некоторых выпускнику современного общества может никогда не пригодиться.
Основной причиной этого диссонанса является постоянное развитие общества, которое сейчас переходит в стадию smart, т.е. появляются «умные» часы, «умные» холодильники, «умная» лампочка и т.д. В таких условиях неизбежно должно появиться «умное» образование, которое будет не только само по себе технологичным, но и отвечать требованиям настоящего времени, формируя у выпускника определенные знания и навыки.
Именно с такой проблемой столкнулись преподаватели Елабужского института Казанского федерального университета. Ведутся исследования в этой области, изучается опыт и собирается информация, у некоторых преподавателей наблюдаются определенные результаты по улучшению заинтересованности студентов к преподаваемому материалу. Однако, индивидуальное стремление и собранный материал не дают ожидаемый результат. Чтобы изменить подходы к организации образовательного процесса, а именно, внедрить в обучение способы организации быстрой повсеместно доступной обратной связи преподавателей со студентами нужны ресурсы, а также стремление всех преподавателей перейти на современное smart образование. Немаловажно и то, что переход на smart- образование должен быть произведен в условиях ограниченного бюджета, так как государственные учреждения не готовы к рискованным затратам.
Информационно-логический анализ и разработка системы образовательного smart взаимодействия в условиях супервизии значительно облегчит работу как преподавателям, так и студентам. Она направлена не только на улучшение качества работы, но на уменьшение временных затрат на обучение конкретной дисциплине.
Актуальность данной темы заключается в том, что сложившаяся система образования уже не дает ожидаемых результатов и мы можем наблюдать спад активности студентов, а также низкой адаптации выпускников к осуществлению профессиональной деятельности в современном информационном обществе. Работодателям необходимы специалисты, подготовленные к работе в обществе знаний.
В современной образовательной среде информацией обмениваются не только преподаватель со студентами, но и студенты со студентами, что создаёт новый уровень знаний. В свою очередь активное применение современных технологий образования дает возможность преподавателю осуществлять процесс обучения не только в аудиториях.
Цель исследования — на основе информационно-логического анализа современной системы обучения в высшей школе и возможностей плавного перехода на современную систему smart-образования разработать автоматизированную систему образовательного smart взаимодействия участников процесса обучения в условиях супервизии.
Задачи исследования:
1. описание предметной области, анализ существующих разработок;
2. построение информационно-логической модели, описание входных и результативных документов;
3. изучение технологии разработки мобильных приложений на платформе Android Studio;
4. разработать базу данных и мобильное образовательное приложение «Notify» smart-взаимодействия преподавателя со студентами.
Объектом исследования является взаимодействие участников образовательного процесса в вузе в условиях супервизии, предметом - автоматизация образовательного smart взаимодействия участников процесса в вузе обучения в условиях супервизии.
Для решения поставленных задач в работе используются следующие методы исследования: содержательный анализ и описание предметной области (вербальная модель), функционально-структурный анализ на основе технологии SADT, информационно-логический анализ и моделирование с отображением модели в форме ER-диаграммы, и построения базы данных.
Результат работы заключается в информационно-логическом анализе и разработке подсистемы образовательного smart взаимодействия в условиях супервизии для использования в Елабужском институте Казанского федерального университета.
Сегодня мы имеем достаточное количество образовательных программ, сервисов и систем дистанционного обучения. Многие организации, а также учебные заведения пытаются создать свой собственный сервис, но многое по пути разработки остается упущенным. Использование большого объема материала, предлагающие нам некоторые приложения, не усваивается современным студентом, пользующимся в основном мобильным устройством.
Для продуктивной работы обучающемуся необходимо рабочее место: в случае дистанционного обучения это может быть компьютер или ноутбук; в случае письменного выполнения - письменный стол. Совсем не нужно конвертировать полноценные курсы в мобильные устройства, достаточно лишь контролировать успеваемость студента посредством оповещений. Это самое простое и одновременно самое эффективное средство связи, которое поможет учащемуся не забывать вовремя выполнять необходимые задания для усвоения курсового материала.
Использование мобильного образовательного smart приложения «Notify», обеспечивающего контроль за успеваемостью, а также обратной связью обязательно должно присутствовать в условиях супервизии. Процесс создания такого программного обеспечения малозатратен и очень эффективен, так как у каждого современного человека присутствует с собой «смартфон».
Изучив всю тенденцию развития образования, была поставлена цель выпускной квалификационной работы, которая была выполнена в полном объеме. Для достижения цели, была изучена платформа для создания мобильных приложений Android Studio. В ходе выполнения данной работы, были решены следующие задачи:
1. Исследована предметная область.
2. Рассмотрены существующие разработки.
3. Получены знания о технологии разработки мобильных приложений на платформе Android Studio.
4. Разработана база данных.
5. Разработано мобильное образовательное smart приложение «Notify».
Приложение разрабатывалось для смартфонов с операционной системой Android.Разработка выполнялась на языке программирования Java.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были сделаны выводы, что мобильное приложение обеспечивает:
• Освобождение преподавателей от поиска связи со студентами,
путем замены привычных телефонных номеров на
дистанционное информирование.
• Более эффективное информирование студентов за счёт написания полного текста информации, отправляемого на носители обучающихся.
• Замену бумажных носителей, на электронные, так как весь материал храниться в базе данных.
Таким образом, можно сделать вывод, что приложение «Notify» в условиях супервизии создает возможность полноценного взаимодействия преподавателя со студентом, повышает эффективность обучения, а также экономит время.
Дальнейшие перспективы развития выпускной квалификационной работы могут заключаться в добавлении новых возможностей в мобильное приложение, для более удобного обучения и взаимодействия с преподавателями. Так же возможна перспектива взаимодействия с другими системами дистанционного обучения.
1. Гончаров А.В. “MicrosoftAccess в примерах”. / Гончаров А.В. - СПб - Питер, 2007. - 256 с.
2. Марченко А.П. MicrosoftAccess: Краткий курс. / Марченко А.П. - СПб.: Питер, 2005. - 288 с.
3. Гэри Хансен, Джеймс Хансен. Базы данных. Разработка и управление, Бином, М, 2001 г.
4. Информационные системы в экономике: учебник для студентов вузов / Под ред. Г.А. Титаренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 463 с.
5. Капустин, Н. М. Автоматизация производственных процессов в машиностроении: Учеб. для вузов / Под ред. Н. М. Капустина. — М.: Высшая школа, 2004. — 415 с. — ISBN 5-06-004583-8
6. НОУ «ИНТУИТ» / Курсы, 2003 - 2018 URL:
https://www.intuit.ru/studies/courses (дата обращения 16.02.2018)
7. НОУ «ИНТУИТ» / Курсы, 2003 - 2018 URL:
https: //www.intuit.ru/intuituser/userpage (дата обращения
16.02.2018)
8. Android Developers / Download Android Studio and SDK tools/ Meet Android Studio, URL: https://developer.android.com/studio/intro/ (дата обращения 15.04.2018)
9. Энциклопедия языков программирования / Java Язык программирования; URL:http://progopedia.ru/language/java/ (дата обращения 17.04.2018)
10. "Кадровый вопрос", 2012, N 5
11. Студопедия.Орг - 2014 - 2018 год. / Классификация, состав и структура АИС, URL:https://studopedia.org/8-228749.html (дата обращения 22.03.2018)