РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
Введение 3
Глава 1. Развитие социокультурной компетенции как педагогическая проблема 6
1.1 Социокультурная компетенция как фактор становления культурноязыковой личности 6
1.2 Содержание социокультурной компетенции 13
Выводы по главе 18
Глава 2. Дидактические условия применения компьютерных технологий при
формировании социокультурной компетенции 20
2.1 Мультимедийные технологии как образовательная среда при
формировании социокультурной компетенции 20
2.2 Роль личности учителя в развитии социокультурной компетенции
учащихся с помощью компьютерных технологий 29
Выводы по главе 35
Глава 3. Экспериментальная проверка развития социокультурной
компетенции с помощью компьютерных технологий 37
3.1 Общие вопросы организации педагогического эксперимента 37
3.2 Оценка результатов развития социокультурной компетенции учащихся с
помощью компьютерных технологий 46
Выводы по главе 55
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения
Глава 1. Развитие социокультурной компетенции как педагогическая проблема 6
1.1 Социокультурная компетенция как фактор становления культурноязыковой личности 6
1.2 Содержание социокультурной компетенции 13
Выводы по главе 18
Глава 2. Дидактические условия применения компьютерных технологий при
формировании социокультурной компетенции 20
2.1 Мультимедийные технологии как образовательная среда при
формировании социокультурной компетенции 20
2.2 Роль личности учителя в развитии социокультурной компетенции
учащихся с помощью компьютерных технологий 29
Выводы по главе 35
Глава 3. Экспериментальная проверка развития социокультурной
компетенции с помощью компьютерных технологий 37
3.1 Общие вопросы организации педагогического эксперимента 37
3.2 Оценка результатов развития социокультурной компетенции учащихся с
помощью компьютерных технологий 46
Выводы по главе 55
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения
Актуальность исследования обусловлена противоречием между образовательным потенциалом компьютерных технологий в формировании социокультурной компетенции учащихся и недостаточным их использованием на уроках иностранного языка.
Актуальность проблемы использования компьютерных технологий в преподавании подтверждают многие ученые, занимавшиеся исследованием данного вопроса. К примеру: Т.В. Болдырева, Ю. А. Воронин, А.М. Шовкопляс, Е.И. Дмитриева занимались изучением дидактических свойств информационных технологий; В.В. Сафонова, И.Л. Плужник, В. А. Ефременко изучали возможности их внедрения в процесс преподавания иностранным языкам; Г. А. Воробьев, Л.Д. Литвинова изучали вопрос применения данных технологий, как одного из способов развития социокультурной компетенции.
Чтобы стать частью поликультурного мира, требуется владеть определенными навыками, одним из которых является владение социокультурной компетенцией. Учащиеся должны иметь фоновые и предметные знания страны языка, им необходимо иметь представление о ее реалиях, а также быть знакомыми с национальными традициями и обычаями другой страны. Данные знания могут помочь в будущем наладить контакт с партнерами и быстрее построить общение с представителями другой страны.
Самым легким и наиболее эффективным методом развития социокультурной компетенции считается нахождение учащегося в стране изучаемого языка, то есть проникновение в саму культуру, в атмосферу жизни, традиций, обычаев, непосредственное знакомство с социальным устоем общества. Но, ввиду того, что не все учащиеся могут воспользоваться данным методом, необходимо искать новые, не менее эффективные способы развития компетенции за рамками языковой среды.
По нашему мнению, компьютерные технологии могут оказать значительную помощь в развитии социокультурной компетенции. Они предоставляют особую, уникальную возможность окунуться в иноязычную культуру, не покидая учебного места. С их помощью можно прослушать аутентичные аудиозаписи, прочитать оригинальные тексты и, возможно, пообщается с носителями языка. Все это позволяет обогатить уроки разнообразными идеями и упражнениями, которые могут поспособствовать развитию данной компетенции.
Цель исследования: выявление педагогических условий развития социокультурной компетенции с помощью компьютерных технологий.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
• определение модели социокультурной компетенции;
• обоснование дидактических условий использования компьютерных технологий;
• определение роли личности учителя при формировании социокультурной компетенции;
• проведение педагогического эксперимента по развитию социокультурной компетенции с помощью компьютерных технологий.
Объект исследования — социокультурная компетенция, формируемая при помощи компьютерных технологий.
Предмет исследования — возможность развития социокультурной компетенции при помощи компьютерных технологий.
Гипотеза исследования — использование компьютерных технологий является эффективным средством развития социокультурной компетенции.
Научная новизна исследования заключается в выявлении педагогического потенциала компьютерных технологий для формирования и развития социокультурной компетенции у учащихся, предоставляющий возможности использования средств информационных компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам;
Теоретическая значимость исследования состоит в определении педагогического потенциала компьютерных технологий для формирования социокультурной компетенции. Результаты проведенного нами исследования могут быть использованы для последующего изучения данной проблемы.
Практическая значимость состоит в возможности применения изложенных теоретических положений и выводов в процессе формирования социокультурной компетенции при помощи компьютерных технологий на уроках по иностранному языку.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Анкетирование школьников с целью выявления уровня мотивации и развития социокультурной компетенции, их готовности к внедрению компьютерных технологий в процесс обучения.
3. Экспериментальная проверка научной гипотезы.
4. Статистические методы обработки, используемые для анализа полученных данных, выявления эффективности проведенного педагогического эксперимента и обоснованной обработки результатов.
Структура дипломной работы включает в себя введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения. Глава 1 основной части раскрывает теоретические аспекты использования компьютерных технологий в качестве инструмента развития социокультурной компетенции. В ней даются определения социокультурной компетенции, раскрывается ее содержание и структура. Во 2 главе рассматриваются дидактические условия применения компьютерных технологий при формировании социокультурной компетенции, а также роль личности учителя в данном процессе. В главе 3 предлагаемого исследования содержатся общие вопросы организации педагогического эксперимента и описывается анализ полученный данных. Приложения к работе содержат вопросы промежуточного анкетирования на выявление уровня развития социокультурной компетенции, скриншот видеофрагмента с одного из уроков, а также диаграмму, отображающую процентное соотношение уровня развития социокультурной компетенции контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента.
Актуальность проблемы использования компьютерных технологий в преподавании подтверждают многие ученые, занимавшиеся исследованием данного вопроса. К примеру: Т.В. Болдырева, Ю. А. Воронин, А.М. Шовкопляс, Е.И. Дмитриева занимались изучением дидактических свойств информационных технологий; В.В. Сафонова, И.Л. Плужник, В. А. Ефременко изучали возможности их внедрения в процесс преподавания иностранным языкам; Г. А. Воробьев, Л.Д. Литвинова изучали вопрос применения данных технологий, как одного из способов развития социокультурной компетенции.
Чтобы стать частью поликультурного мира, требуется владеть определенными навыками, одним из которых является владение социокультурной компетенцией. Учащиеся должны иметь фоновые и предметные знания страны языка, им необходимо иметь представление о ее реалиях, а также быть знакомыми с национальными традициями и обычаями другой страны. Данные знания могут помочь в будущем наладить контакт с партнерами и быстрее построить общение с представителями другой страны.
Самым легким и наиболее эффективным методом развития социокультурной компетенции считается нахождение учащегося в стране изучаемого языка, то есть проникновение в саму культуру, в атмосферу жизни, традиций, обычаев, непосредственное знакомство с социальным устоем общества. Но, ввиду того, что не все учащиеся могут воспользоваться данным методом, необходимо искать новые, не менее эффективные способы развития компетенции за рамками языковой среды.
По нашему мнению, компьютерные технологии могут оказать значительную помощь в развитии социокультурной компетенции. Они предоставляют особую, уникальную возможность окунуться в иноязычную культуру, не покидая учебного места. С их помощью можно прослушать аутентичные аудиозаписи, прочитать оригинальные тексты и, возможно, пообщается с носителями языка. Все это позволяет обогатить уроки разнообразными идеями и упражнениями, которые могут поспособствовать развитию данной компетенции.
Цель исследования: выявление педагогических условий развития социокультурной компетенции с помощью компьютерных технологий.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
• определение модели социокультурной компетенции;
• обоснование дидактических условий использования компьютерных технологий;
• определение роли личности учителя при формировании социокультурной компетенции;
• проведение педагогического эксперимента по развитию социокультурной компетенции с помощью компьютерных технологий.
Объект исследования — социокультурная компетенция, формируемая при помощи компьютерных технологий.
Предмет исследования — возможность развития социокультурной компетенции при помощи компьютерных технологий.
Гипотеза исследования — использование компьютерных технологий является эффективным средством развития социокультурной компетенции.
Научная новизна исследования заключается в выявлении педагогического потенциала компьютерных технологий для формирования и развития социокультурной компетенции у учащихся, предоставляющий возможности использования средств информационных компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам;
Теоретическая значимость исследования состоит в определении педагогического потенциала компьютерных технологий для формирования социокультурной компетенции. Результаты проведенного нами исследования могут быть использованы для последующего изучения данной проблемы.
Практическая значимость состоит в возможности применения изложенных теоретических положений и выводов в процессе формирования социокультурной компетенции при помощи компьютерных технологий на уроках по иностранному языку.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Анкетирование школьников с целью выявления уровня мотивации и развития социокультурной компетенции, их готовности к внедрению компьютерных технологий в процесс обучения.
3. Экспериментальная проверка научной гипотезы.
4. Статистические методы обработки, используемые для анализа полученных данных, выявления эффективности проведенного педагогического эксперимента и обоснованной обработки результатов.
Структура дипломной работы включает в себя введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения. Глава 1 основной части раскрывает теоретические аспекты использования компьютерных технологий в качестве инструмента развития социокультурной компетенции. В ней даются определения социокультурной компетенции, раскрывается ее содержание и структура. Во 2 главе рассматриваются дидактические условия применения компьютерных технологий при формировании социокультурной компетенции, а также роль личности учителя в данном процессе. В главе 3 предлагаемого исследования содержатся общие вопросы организации педагогического эксперимента и описывается анализ полученный данных. Приложения к работе содержат вопросы промежуточного анкетирования на выявление уровня развития социокультурной компетенции, скриншот видеофрагмента с одного из уроков, а также диаграмму, отображающую процентное соотношение уровня развития социокультурной компетенции контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента.
На сегодняшний день не вызывает сомнений тот факт, что знание иностранных языков является важным критерием успешности человека, но невозможно в полной мере овладеть иностранным языком, не обладая социокультурной компетенцией. Обучение иностранному языку предполагает приобщение к иноязычной культуре, знание которой способствует последующему эффективному общению с представителями изучаемого языка.
Использование социокультурной компетенции в ходе изучения иностранных языков является одним из главных средств для достижения основной практической цели, а именно формирования умения общаться на изучаемом языке. Отсюда следует, что первоочередная цель обучения языку достигается только при одновременном развитии социокультурной компетенции.
Социокультурный подход к обучению языку помогает избежать возникновения культурного барьера, который в большинстве случаев гораздо опаснее языкового, так как ошибки, связанные с культурными особенностями и моральными устоями определенного общества, воспринимаются людьми намного болезненнее. Они могут вызвать негативные реакции, настроить человека отрицательно и даже отбить желание продолжать общение.
Развитие социокультурной компетенции играет огромную роль в обучении. Она предполагает способность жить и взаимодействовать с окружающими людьми в современном многонациональном мире. Социокультурное развитие помогает понять взаимосвязь между установленными образцами поведения и традициями, отношениями, ценностями, идеалами, свойственными культуре страны изучаемого языка; способствует пониманию связи между продуктами духовной и материальной культуры.
В ходе исследования работы нами было выяснено, что при развитии социокультурной компетенции важную роль играют компьютерные технологии. Благодаря внедрению данных технологий урок становится более наглядным, интересным, современным, что ведет к росту мотивации учащихся к изучению иностранного языка;
Компьютерные технологии способны заметно увеличить эффективность самоподготовки учащихся, обеспечить всестороннее развитие их личности, стать стимулом для занятия исследовательской деятельностью и в целом повысить уровень самостоятельности в процессе обучения.
При этом, нельзя забывать о личности учителя, о его профессиональных навыках и имеющихся у него компетенциях. В большинстве случаев именно от правильного внедрения компьютерных технологий в процесс преподавания зависит успешность овладения школьниками той или иной информации или, в нашем случае, компетенции. Это возможно только в том случае, если преподаватель достаточно компетентен и сам хорошо разбирается в современных компьютерных технологиях
Проведенный нами эксперимент показал, что активное использование компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку действительно оказывает эффективное воздействие на рост мотивации, что влечет за собой повышение уровня развития социокультурной компетенции. Полученные результаты подтвердили эффективность реализации сформулированных педагогических условий и справедливость выдвинутой гипотезы исследования.
Использование социокультурной компетенции в ходе изучения иностранных языков является одним из главных средств для достижения основной практической цели, а именно формирования умения общаться на изучаемом языке. Отсюда следует, что первоочередная цель обучения языку достигается только при одновременном развитии социокультурной компетенции.
Социокультурный подход к обучению языку помогает избежать возникновения культурного барьера, который в большинстве случаев гораздо опаснее языкового, так как ошибки, связанные с культурными особенностями и моральными устоями определенного общества, воспринимаются людьми намного болезненнее. Они могут вызвать негативные реакции, настроить человека отрицательно и даже отбить желание продолжать общение.
Развитие социокультурной компетенции играет огромную роль в обучении. Она предполагает способность жить и взаимодействовать с окружающими людьми в современном многонациональном мире. Социокультурное развитие помогает понять взаимосвязь между установленными образцами поведения и традициями, отношениями, ценностями, идеалами, свойственными культуре страны изучаемого языка; способствует пониманию связи между продуктами духовной и материальной культуры.
В ходе исследования работы нами было выяснено, что при развитии социокультурной компетенции важную роль играют компьютерные технологии. Благодаря внедрению данных технологий урок становится более наглядным, интересным, современным, что ведет к росту мотивации учащихся к изучению иностранного языка;
Компьютерные технологии способны заметно увеличить эффективность самоподготовки учащихся, обеспечить всестороннее развитие их личности, стать стимулом для занятия исследовательской деятельностью и в целом повысить уровень самостоятельности в процессе обучения.
При этом, нельзя забывать о личности учителя, о его профессиональных навыках и имеющихся у него компетенциях. В большинстве случаев именно от правильного внедрения компьютерных технологий в процесс преподавания зависит успешность овладения школьниками той или иной информации или, в нашем случае, компетенции. Это возможно только в том случае, если преподаватель достаточно компетентен и сам хорошо разбирается в современных компьютерных технологиях
Проведенный нами эксперимент показал, что активное использование компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку действительно оказывает эффективное воздействие на рост мотивации, что влечет за собой повышение уровня развития социокультурной компетенции. Полученные результаты подтвердили эффективность реализации сформулированных педагогических условий и справедливость выдвинутой гипотезы исследования.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Применение компьютерных технологий на уроках немецкого языка в современной школе для развития социокультурной компетенции у обучающихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНОГО ВИДЕОМАТЕРИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ(НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКИХ ВИДЕОРОЛИКОВ «UN JOUR, UNE QUESTION»)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Использование ИКТ для развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в 9 классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Использование электронных образовательных ресурсов с целью развития социокультурной компетенции обучающихся па уроках английского языка в основной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
ОБУЧЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - БРИТАНСКИЙ ЮМОР НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Компьютерные технологии в формировании коммуникативных
навыков на уроках английского языка в средних классах
общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017



