Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЫЧАЯХ РУССКОГО НАРОДА У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ДОО

Работа №31549

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1436
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЫЧАЯХ РУССКОГО НАРОДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого - педагогические аспект формирования представлений
об обычаях русского народа 6
1.2 Особенности воспитания дошкольников на основе традиций
русского народа 10
1.3 Значение народных игр и праздников для детей старшего
дошкольного возраста 19
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЫЧАЯХ РУССКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ИГР И ПРАЗДНИКОВ 29
2.1 Выявление уровня сформированности представлений об обычаях
русского народа у дошкольников на начальном этапе исследования 29
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 5-6 лет представлений об обычаях русого народа посредствам народных игр и праздников 39
2.3 Результаты педагогического эксперимента детей старшего
дошкольного возраста 46
Выводы по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 


Роль народных обычаев и традиций в воспитании подрастающего поколения огромна. Ребенок, становясь взрослым, является отражением своей страны. Сохранение и развитие обычаев и традиций каждого народа очень важно для нашей многонациональной страны. Приобщение дошкольников к народным традициям обеспечивает личностное духовно- нравственное развитие.
В федеральном государственном образовательном стандарте одной из задач является приобщение детей к социокультурным нормам, народным традициям общества и государства [45].
Одним из главных задач образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» является формирование духовно-нравственной личности [46].
Русские народные обычаи и традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и служат эффективным средством духовнонравственного воспитания.
Актуальность данной темы состоит в том, что в современных условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою культуру, формировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России. На сегодняшний день важны материальные ценности, у детей искажены представления о гражданственности, патриотизме. Новое поколение родителей выросло в мире компьютерных технологий, играя в компьютерные игры, которые заменили им «воспитателей». У современных же детей уже с рождения в руках оказывается телефон, им покупаются иностранные игрушки и журналы с супергероями, вместо народных сказок. Таким образом нарушаются традиции и обычаи своего народа. Безусловно, изучение другой культуры интересно и полезно как для взрослых, так и для детей. Но для того, чтобы понять мировоззрение другого народа, необходимо в первую очередь разбираться в собственной культуре. Именно поэтому актуальным является формирование знаний об обычаях и традициях, прививание любви к русской культуре, развитие у детей понимания культурного наследия с дошкольного возраста.
Цель данной работы - выявить возможности народных игр и праздников в процессе формирования представления об обычаях русского народа у детей шестого года жизни в ДОО.
Объект исследования - процесс формирования представлений об обычаях русского народа у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - народные игры и праздники в процессе формирования представлений об обычаях русского народа у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить исходный уровень сформированности представлений об обычаях русского народа у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить и апробировать содержание, формы и методы формирования представлений об обычаях русского народа посредствам народных игр и праздников.
4. Обобщение и анализ результатов.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что формирование представлений об обычаях русского народа у детей дошкольного возраста будет успешным при использовании в воспитательно- образовательном процессе народных игр и праздников.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогический, методической литературы;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- беседы;
- экспериментальные ситуации;
-математическая обработка результатов опытно- экспериментальной работы.
Методологическую основу составляют исследования В.М. Григорьева об уровнях возрождения традиций, Т.А. Поповой о принципах содержания занятий по приобщению детей к русской народной культуре, И.Кругловой об эффективных направлениях работы по приобщению детей к истокам народной культуры, Е.Л. Г алкиной, Л.А. Нисловской о видах, примерах и развитии русских народных традиций и обычаев, Н.В. Кондрашовой, О.Н.Андреевой о формировании этнокультурной осведомленности у детей старшего дошкольного возраста посредством культурно-досуговых мероприятий.
Практическая значимость: спроектирована и апробирована поэтапная работа, обеспечивающая формирование у детей 5- 6 лет представлений об обычаях русского народа посредствам народных игр и праздников. Материалы исследования могут быть использованы в работе педагогов в дошкольных образовательных учреждениях для реализации проектов по приобщению детей к обычаям и традициям русского народа.
База проведения исследования: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Ручеек» г. Кукмор».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Народные традиции и обычаи имеют большое значение в воспитании молодого поколения. Наиболее значительным периодом знакомство с традициями и обычаями русского народа считается дошкольный период. В процессе приобщения к народной культуре способствует развитию личности ребенка, способствует воспитанию черт русского характера, способствует формированию уважительного отношения к русскому народу и своей стране.
Для нашего исследования важными явились принципы Т.А. Поповой. Основными принципами содержания занятий по ознакомлению с русской народной культурой она считает использование фольклора, знакомство с традициями и обычаями, с народными играми, считалками.
Также в нашем исследовании мы учитывали положения И. Кругловой. Автор выделяет направления работы, с которыми эффективно приобщать детей к народной культуры: окружать детей предметами национального характера; использовать народное творчество, фольклор, праздники и традиции. Эти направления имитируют народный быт и таким образом можно лучше вводить дошкольников в мир народной жизни.
Актуальность нашей работы мы видим в необходимости приобщения детей старшего дошкольного возраста к традициям и обычаям русского народа. В результате нашей работы мы, в первую очередь, проверили знания об обычаях русского народа у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Ручеек» г. Кукмор». В исследовании приняли участие 40 детей ( 20- экспериментальная группа, 20- контрольная группа).
Целью констатирующего этапа диагностики детей является выявление уровня знаний, касающихся:
- знаний о традиционных предметах быта, одежды, занятий;
- знаний о календарной жизни русского народа;
- знаний об основных обрядовых праздниках и играх русского народа.
Диагностика исходного уровня показала, что дети имеют фрагментарные, поверхностные представления об обычаях. Представления детей об обычаях русского народа изучаемых групп (ЭГ и КГ) находится на среднем уровне, следовательно, существует необходимость в повышении этого уровня. Одним из средств формирования представлений об обычаях русского народа у детей 5-6 лет мы считаем народные игры и праздники. Эффективность этого вида деятельности мы проверили в формирующем этапе нашего исследования.
Результаты контрольного этапа показали, положительную динамику формирования представлений об обычаях русского народа позволяет, что позволяет судить нам о правильности выдвинутой в работе гипотезы об эффективности использования народных игр и праздников в процессе формирования представлений об обычаях русского народа.
В результате нашего эксперимента мы также пришли к выводу, что использование народных игр и праздников имеет большое значение в формировании представлений об обычаях русского народа. Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.



1. Абрамова, А. Введение в традицию. Авторская программа занятий с детьми /А. Абрамова. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Никея, 2014. - 209 с.
2. Аниконова, Т.Г. Народные игры : учебное пособие / Т.Г. Аниконова. - Белгород: ИПЦ 'Политерра', 2004. - 76 с.
3. Антонова, Г.А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева. - СПб.: Детство - Пресс, 2012. - 336 с.
4. Афанасьева, И.В. Материалы областных педагогических чтений по теме: «Приобщение детей к традиционной народной культуре в системе дополнительного образования детей» Кемерово, 2015. - 75 с.
5. Бабаева, Т.И. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие/ Т.И. Бабаева. - СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 592 с.
6. Бабунова, Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста: монография /Е.С. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2009.- 369с.
7. Безматерных Т. В. Знакомство дошкольников 4-5 лет с традициями русского народа/ Т.В. Безматерных, Л.А. Пономарева // Вопросы дошкольной педагогики. -2015. - №1. - С. 7-9.
8. Вдовина, Л.В. Роль народных традиций в воспитании детей / Л.В Вдовина //Вестник КАСУ №1. - 2008. С. - 80-84.
9. Галкина, Е.Л. Русские народные традиции. Учебно-методическое пособие / Е.Л. Галкина, Л.А. Нисловская.- М.: ФЦДЮТ, 2017. - 52 с.
10. Гаспринская А. А. Приобщение детей к традиционной народной культуре в учреждениях дошкольного образования // Труды СПбГУКИ. -
2013. -№1.-С. 171-183.
11. Гогоберидзе, А.Г. Солнцева Щ.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов / А.Г. Гогоберидзе, Щ.В. Солнцева. - М.: Питер, 2013. - 464 с.
12. Голдобина Е.Г. Приобщение дошкольников к русским народным играм / Е.Г. Голдобина, И.И. Фролова// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. - С. 56-58.
13. Головина М.Ю. Ознакомление детей старшего возраста с национальными традициями / М.Ю. Головина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 9698. - [Электронный ресурс] URL: https: //moluch.ru/conf/ped/archive/145/6636/ (дата обращения: 18.12.2018).
14. Горелов, А.А. История русской культуры: учебник для
академического бакалавриата / А. А. Горелов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 387 с.
15. Горохова И. В.. Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника / И.В Г орохова, О.А. Школьникова, Л.М. Новикова // Молодой ученый. - 2015. - №13. - С. 613-616.
16. Горянина Р.А. Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре / Р.А. Горянина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 99101. - [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6687/ (дата обращения: 18.12.2018).
17. Демидова Ю.А. Приобщение детей дошкольного возраста к русской национальной культуре / Ю.А. Демидова // Проблемы современной науки и образования. - 2015 - № 34.- С. 105-109.
18. Егорычев, А. М.Воспитание ребенка в традициях русской культуры: монография / А. М. Егорычев, А.Г. Ахтян. М.: РГСУ, 2018. -178 с.
19. Жилина Е.А. Роль народных праздников в социализации старших дошкольников / Е.А. Жилина, Н.Г. Кошель, Г.В. Маркова, С.В. Иванова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). - Краснодар: Новация, 2018. - С. 11-14.- URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14450/ (дата обращения: 27.11.2018).
20. Жукова В.В. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры / В.В. Жукова, О.Н. Крикунова, А.В. Смирнова // Молодой ученый. - 2017. - №11.1. - С. 17-22.
21. Забельская Т.В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях
разных культур/ Т.В. Забельская // Известия ПГПУ им. B. Г. Белинского.-
2011. - № 24. -С. 644-646. - [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v- usloviyah-raznyh-kultur-1 (дата обращения: 23.11.18).
22. Зацепина, М.Б. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова.- М.: Мозаика - Синтез.-2005.- 146с.
23. Зикк Т.П. Фольклорный праздник как средство приобщения детей к народной культуре / Т.П. Зикк // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 90-92.- [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3234/ (дата обращения: 06.12.2018).
24. Иванова В.В. Значение народных подвижных игр для развития дошкольников / В.В. Иванова // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). -Казань: Молодой ученый, 2018. - С. 103-106.- [Электронный ресурс] URL: https: //moluch.ru/conf/ped/archive/276/13813/ (дата обращения: 03.11.2018).
25. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры . Учебно-метод. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. / О. Л.Князева, М.Д. Маханева. - СПб.: Детство- Пресс, 2010. - 304 с.
26. Кондратьева Н.В. Игра как ведущая деятельность в социально - личностном развитии дошкольников / Н. В. Кондратьева, М. В. Максимова // Молодой ученый.- 2015. - №6. - С. 629-632.
27. Кондрашова Н.В. Формирование этнокультурной осведомленности у детей 5-7 лет посредством культурно-досуговой деятельности в условиях внедрения ФГОС / Н.В. Кондрашова, О.Н. Андреева// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -Т. 15. - С. 291-295.
28. Коротких, О. В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики: Монография / О. В.Коротких. - Москва : ИНФРА-М,
2012. - 128 с.
29. Круглова И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры/ И. Круглова//Дошкольное воспитание. - 2016. - №10.-С.16-19.
30. Куликова, С.Ю. Детям о традициях и праздниках русского народа/
С.Ю. Куликова. - СПБ.: ПАРИТЕТ, 2015.-96 с.
31. Куприна, Н.Г. Образно-игровая фольклорная традиция в воспитании современного ребенка: методическое пособие/ Н.Г. Крупина. - Екатеринбург, 2010.- 142 с.
32. Курбатов, В.П. Праздничная культура как способ воспитания и образования : монография / В.П. Курбатов, И.М. Верещагина. - Томск : Изд- во Том. гос. архит.-строит. Ун-та, 2014. -196 с.
33. Лазарева, Л. Н. История и теория праздников: учеб. пособие / Л. Н. Лазарева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 3-е изд., испр. и доп. - Челябинск, 2010. - 251 с.
34. Лоза Е. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры /Е. Лоза, Г.Н. Дубогрызова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 30. - С. 287-290.
35. Малыгина А.Н. Народные обряды в семье и в системе работы воспитателя ДОО / А.Н. Малыгина, А.Н. Коваль // Молодой ученый. - 2015. - №17. -С. 542-545.
36. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика : учебник для
академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.
: Издательство Юрайт, 2015. - 496 с.
37. Михеева Л.В. Воспитание детей на традициях народной культуры / Л.В. Михеева // Молодой ученый. -2016. -№23.2. -С. 76-85.
38. Нисловская, Л.А. Русские народные игры. Учебно-методическое пособие/ Л.А. Нисловская И.И. Фришман.- Москва, 2017.- 61с.
39. Пантелеева, Н.Г. Народные праздники в детском саду/ Н.Г. Пантелеева. - М.: Мозаика -синтез, 2014. -70 с.
40. Попова, Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре для занятий с детьми: учебно-метод. пособ./ Т.А. Попова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 120 с.
41. Романова Э. Н. Воспитание детской игровой культуры через народные игры/ Э.Н. Романова, О.А. Данилова, М.Л Ведерникова, А.В. Тебенькова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа: Лето, 2015. - С. 79-82.- [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7426/ (дата обращения: 03.11.2018).
42. Сазонова, Н.П. Лекционные и семинарские занятия по дошкольной педагогике / учебное пособие для студентов педагогических факультетов/ Н.П. Сазонова. - Барнаул : АлтГПА, 2014. - 381 с.
43. Тетерина Е. А. Исследования русских традиций, обычаев, обрядов.
Историографический обзор / Е.А. Тетерина, А. Ю. Питерова, // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2016. Т. 4, №2-С.65-72. - [Электронный ресурс] URL: https://cvberleninka.ru/article/n/issledovaniva-
russkih-traditsiv-obvchaev obrvadov-istoriograficheskiv-obzor (дата обращения:
04.14.18) .
44. Толстова Е. А. Традиционные народные праздники и их роль в воспитании подрастающего поколения/ Е.А. Толстова, С.П. Муравьева, Н.П. Смалькова // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 710-712.
45. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., 2013.
46. Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://www.federalniv-zakon.ru
47. Фомина Е.И. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры / Е.И. Фомина // Совушка. - 2016. №3.- С.48-52
48. Фришман И.И. Воспитание празднично-игровой культуры ребенка: позиция Б.З. Вульфова / И. И. Фришман // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова . - 2012 - Т.18. № 1-1. - С. 74-75.- [Электронный ресурс] URL: https://cvberleninka.ru/article/n/vospitanie- prazdnichno-igrovov-kulturv-rebenka-pozitsiva-b-z-vulfova (дата обращения:
23.11.18) .
49. Шулунова Л. И. Некоторые особенности освоения народных традиций и фольклора в культурно-досуговой работе/ Л.И. Шулунова, Г.Л. Ажимбекова // Молодой ученый. - 2018. №20. - С. 431-435.
50. Юдин, А.В. Русская народная духовная культура: Учеб. пособие длястудентов вузов/ А.В.Юдин. - 2-е изд., и доп/ А.В. Юдин .- М.: Высш.шк., 2006.- 400с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ