ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЫЧАЯХ РУССКОГО НАРОДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого - педагогические аспект формирования представлений
об обычаях русского народа 6
1.2 Особенности воспитания дошкольников на основе традиций
русского народа 10
1.3 Значение народных игр и праздников для детей старшего
дошкольного возраста 19
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЫЧАЯХ РУССКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ИГР И ПРАЗДНИКОВ 29
2.1 Выявление уровня сформированности представлений об обычаях
русского народа у дошкольников на начальном этапе исследования 29
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 5-6 лет представлений об обычаях русого народа посредствам народных игр и праздников 39
2.3 Результаты педагогического эксперимента детей старшего
дошкольного возраста 46
Выводы по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Роль народных обычаев и традиций в воспитании подрастающего поколения огромна. Ребенок, становясь взрослым, является отражением своей страны. Сохранение и развитие обычаев и традиций каждого народа очень важно для нашей многонациональной страны. Приобщение дошкольников к народным традициям обеспечивает личностное духовно- нравственное развитие.
В федеральном государственном образовательном стандарте одной из задач является приобщение детей к социокультурным нормам, народным традициям общества и государства [45].
Одним из главных задач образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» является формирование духовно-нравственной личности [46].
Русские народные обычаи и традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и служат эффективным средством духовнонравственного воспитания.
Актуальность данной темы состоит в том, что в современных условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою культуру, формировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России. На сегодняшний день важны материальные ценности, у детей искажены представления о гражданственности, патриотизме. Новое поколение родителей выросло в мире компьютерных технологий, играя в компьютерные игры, которые заменили им «воспитателей». У современных же детей уже с рождения в руках оказывается телефон, им покупаются иностранные игрушки и журналы с супергероями, вместо народных сказок. Таким образом нарушаются традиции и обычаи своего народа. Безусловно, изучение другой культуры интересно и полезно как для взрослых, так и для детей. Но для того, чтобы понять мировоззрение другого народа, необходимо в первую очередь разбираться в собственной культуре. Именно поэтому актуальным является формирование знаний об обычаях и традициях, прививание любви к русской культуре, развитие у детей понимания культурного наследия с дошкольного возраста.
Цель данной работы - выявить возможности народных игр и праздников в процессе формирования представления об обычаях русского народа у детей шестого года жизни в ДОО.
Объект исследования - процесс формирования представлений об обычаях русского народа у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - народные игры и праздники в процессе формирования представлений об обычаях русского народа у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить исходный уровень сформированности представлений об обычаях русского народа у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить и апробировать содержание, формы и методы формирования представлений об обычаях русского народа посредствам народных игр и праздников.
4. Обобщение и анализ результатов.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что формирование представлений об обычаях русского народа у детей дошкольного возраста будет успешным при использовании в воспитательно- образовательном процессе народных игр и праздников.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогический, методической литературы;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- беседы;
- экспериментальные ситуации;
-математическая обработка результатов опытно- экспериментальной работы.
Методологическую основу составляют исследования В.М. Григорьева об уровнях возрождения традиций, Т.А. Поповой о принципах содержания занятий по приобщению детей к русской народной культуре, И.Кругловой об эффективных направлениях работы по приобщению детей к истокам народной культуры, Е.Л. Г алкиной, Л.А. Нисловской о видах, примерах и развитии русских народных традиций и обычаев, Н.В. Кондрашовой, О.Н.Андреевой о формировании этнокультурной осведомленности у детей старшего дошкольного возраста посредством культурно-досуговых мероприятий.
Практическая значимость: спроектирована и апробирована поэтапная работа, обеспечивающая формирование у детей 5- 6 лет представлений об обычаях русского народа посредствам народных игр и праздников. Материалы исследования могут быть использованы в работе педагогов в дошкольных образовательных учреждениях для реализации проектов по приобщению детей к обычаям и традициям русского народа.
База проведения исследования: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Ручеек» г. Кукмор».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Народные традиции и обычаи имеют большое значение в воспитании молодого поколения. Наиболее значительным периодом знакомство с традициями и обычаями русского народа считается дошкольный период. В процессе приобщения к народной культуре способствует развитию личности ребенка, способствует воспитанию черт русского характера, способствует формированию уважительного отношения к русскому народу и своей стране.
Для нашего исследования важными явились принципы Т.А. Поповой. Основными принципами содержания занятий по ознакомлению с русской народной культурой она считает использование фольклора, знакомство с традициями и обычаями, с народными играми, считалками.
Также в нашем исследовании мы учитывали положения И. Кругловой. Автор выделяет направления работы, с которыми эффективно приобщать детей к народной культуры: окружать детей предметами национального характера; использовать народное творчество, фольклор, праздники и традиции. Эти направления имитируют народный быт и таким образом можно лучше вводить дошкольников в мир народной жизни.
Актуальность нашей работы мы видим в необходимости приобщения детей старшего дошкольного возраста к традициям и обычаям русского народа. В результате нашей работы мы, в первую очередь, проверили знания об обычаях русского народа у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Ручеек» г. Кукмор». В исследовании приняли участие 40 детей ( 20- экспериментальная группа, 20- контрольная группа).
Целью констатирующего этапа диагностики детей является выявление уровня знаний, касающихся:
- знаний о традиционных предметах быта, одежды, занятий;
- знаний о календарной жизни русского народа;
- знаний об основных обрядовых праздниках и играх русского народа.
Диагностика исходного уровня показала, что дети имеют фрагментарные, поверхностные представления об обычаях. Представления детей об обычаях русского народа изучаемых групп (ЭГ и КГ) находится на среднем уровне, следовательно, существует необходимость в повышении этого уровня. Одним из средств формирования представлений об обычаях русского народа у детей 5-6 лет мы считаем народные игры и праздники. Эффективность этого вида деятельности мы проверили в формирующем этапе нашего исследования.
Результаты контрольного этапа показали, положительную динамику формирования представлений об обычаях русского народа позволяет, что позволяет судить нам о правильности выдвинутой в работе гипотезы об эффективности использования народных игр и праздников в процессе формирования представлений об обычаях русского народа.
В результате нашего эксперимента мы также пришли к выводу, что использование народных игр и праздников имеет большое значение в формировании представлений об обычаях русского народа. Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.
1. Абрамова, А. Введение в традицию. Авторская программа занятий с детьми /А. Абрамова. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Никея, 2014. - 209 с.
2. Аниконова, Т.Г. Народные игры : учебное пособие / Т.Г. Аниконова. - Белгород: ИПЦ 'Политерра', 2004. - 76 с.
3. Антонова, Г.А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева. - СПб.: Детство - Пресс, 2012. - 336 с.
4. Афанасьева, И.В. Материалы областных педагогических чтений по теме: «Приобщение детей к традиционной народной культуре в системе дополнительного образования детей» Кемерово, 2015. - 75 с.
5. Бабаева, Т.И. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие/ Т.И. Бабаева. - СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 592 с.
6. Бабунова, Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста: монография /Е.С. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2009.- 369с.
7. Безматерных Т. В. Знакомство дошкольников 4-5 лет с традициями русского народа/ Т.В. Безматерных, Л.А. Пономарева // Вопросы дошкольной педагогики. -2015. - №1. - С. 7-9.
8. Вдовина, Л.В. Роль народных традиций в воспитании детей / Л.В Вдовина //Вестник КАСУ №1. - 2008. С. - 80-84.
9. Галкина, Е.Л. Русские народные традиции. Учебно-методическое пособие / Е.Л. Галкина, Л.А. Нисловская.- М.: ФЦДЮТ, 2017. - 52 с.
10. Гаспринская А. А. Приобщение детей к традиционной народной культуре в учреждениях дошкольного образования // Труды СПбГУКИ. -
2013. -№1.-С. 171-183.
11. Гогоберидзе, А.Г. Солнцева Щ.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов / А.Г. Гогоберидзе, Щ.В. Солнцева. - М.: Питер, 2013. - 464 с.
12. Голдобина Е.Г. Приобщение дошкольников к русским народным играм / Е.Г. Голдобина, И.И. Фролова// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. - С. 56-58.
13. Головина М.Ю. Ознакомление детей старшего возраста с национальными традициями / М.Ю. Головина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 9698. - [Электронный ресурс] URL: https: //moluch.ru/conf/ped/archive/145/6636/ (дата обращения: 18.12.2018).
14. Горелов, А.А. История русской культуры: учебник для
академического бакалавриата / А. А. Горелов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 387 с.
15. Горохова И. В.. Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника / И.В Г орохова, О.А. Школьникова, Л.М. Новикова // Молодой ученый. - 2015. - №13. - С. 613-616.
16. Горянина Р.А. Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре / Р.А. Горянина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 99101. - [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6687/ (дата обращения: 18.12.2018).
17. Демидова Ю.А. Приобщение детей дошкольного возраста к русской национальной культуре / Ю.А. Демидова // Проблемы современной науки и образования. - 2015 - № 34.- С. 105-109.
18. Егорычев, А. М.Воспитание ребенка в традициях русской культуры: монография / А. М. Егорычев, А.Г. Ахтян. М.: РГСУ, 2018. -178 с.
19. Жилина Е.А. Роль народных праздников в социализации старших дошкольников / Е.А. Жилина, Н.Г. Кошель, Г.В. Маркова, С.В. Иванова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). - Краснодар: Новация, 2018. - С. 11-14.- URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14450/ (дата обращения: 27.11.2018).
20. Жукова В.В. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры / В.В. Жукова, О.Н. Крикунова, А.В. Смирнова // Молодой ученый. - 2017. - №11.1. - С. 17-22.
21. Забельская Т.В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях
разных культур/ Т.В. Забельская // Известия ПГПУ им. B. Г. Белинского.-
2011. - № 24. -С. 644-646. - [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v- usloviyah-raznyh-kultur-1 (дата обращения: 23.11.18).
22. Зацепина, М.Б. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова.- М.: Мозаика - Синтез.-2005.- 146с.
23. Зикк Т.П. Фольклорный праздник как средство приобщения детей к народной культуре / Т.П. Зикк // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 90-92.- [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3234/ (дата обращения: 06.12.2018).
24. Иванова В.В. Значение народных подвижных игр для развития дошкольников / В.В. Иванова // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). -Казань: Молодой ученый, 2018. - С. 103-106.- [Электронный ресурс] URL: https: //moluch.ru/conf/ped/archive/276/13813/ (дата обращения: 03.11.2018).
25. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры . Учебно-метод. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. / О. Л.Князева, М.Д. Маханева. - СПб.: Детство- Пресс, 2010. - 304 с.
26. Кондратьева Н.В. Игра как ведущая деятельность в социально - личностном развитии дошкольников / Н. В. Кондратьева, М. В. Максимова // Молодой ученый.- 2015. - №6. - С. 629-632.
27. Кондрашова Н.В. Формирование этнокультурной осведомленности у детей 5-7 лет посредством культурно-досуговой деятельности в условиях внедрения ФГОС / Н.В. Кондрашова, О.Н. Андреева// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -Т. 15. - С. 291-295.
28. Коротких, О. В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики: Монография / О. В.Коротких. - Москва : ИНФРА-М,
2012. - 128 с.
29. Круглова И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры/ И. Круглова//Дошкольное воспитание. - 2016. - №10.-С.16-19.
30. Куликова, С.Ю. Детям о традициях и праздниках русского народа/
С.Ю. Куликова. - СПБ.: ПАРИТЕТ, 2015.-96 с.
31. Куприна, Н.Г. Образно-игровая фольклорная традиция в воспитании современного ребенка: методическое пособие/ Н.Г. Крупина. - Екатеринбург, 2010.- 142 с.
32. Курбатов, В.П. Праздничная культура как способ воспитания и образования : монография / В.П. Курбатов, И.М. Верещагина. - Томск : Изд- во Том. гос. архит.-строит. Ун-та, 2014. -196 с.
33. Лазарева, Л. Н. История и теория праздников: учеб. пособие / Л. Н. Лазарева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 3-е изд., испр. и доп. - Челябинск, 2010. - 251 с.
34. Лоза Е. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры /Е. Лоза, Г.Н. Дубогрызова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 30. - С. 287-290.
35. Малыгина А.Н. Народные обряды в семье и в системе работы воспитателя ДОО / А.Н. Малыгина, А.Н. Коваль // Молодой ученый. - 2015. - №17. -С. 542-545.
36. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика : учебник для
академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.
: Издательство Юрайт, 2015. - 496 с.
37. Михеева Л.В. Воспитание детей на традициях народной культуры / Л.В. Михеева // Молодой ученый. -2016. -№23.2. -С. 76-85.
38. Нисловская, Л.А. Русские народные игры. Учебно-методическое пособие/ Л.А. Нисловская И.И. Фришман.- Москва, 2017.- 61с.
39. Пантелеева, Н.Г. Народные праздники в детском саду/ Н.Г. Пантелеева. - М.: Мозаика -синтез, 2014. -70 с.
40. Попова, Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре для занятий с детьми: учебно-метод. пособ./ Т.А. Попова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 120 с.
41. Романова Э. Н. Воспитание детской игровой культуры через народные игры/ Э.Н. Романова, О.А. Данилова, М.Л Ведерникова, А.В. Тебенькова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа: Лето, 2015. - С. 79-82.- [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7426/ (дата обращения: 03.11.2018).
42. Сазонова, Н.П. Лекционные и семинарские занятия по дошкольной педагогике / учебное пособие для студентов педагогических факультетов/ Н.П. Сазонова. - Барнаул : АлтГПА, 2014. - 381 с.
43. Тетерина Е. А. Исследования русских традиций, обычаев, обрядов.
Историографический обзор / Е.А. Тетерина, А. Ю. Питерова, // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2016. Т. 4, №2-С.65-72. - [Электронный ресурс] URL: https://cvberleninka.ru/article/n/issledovaniva-
russkih-traditsiv-obvchaev obrvadov-istoriograficheskiv-obzor (дата обращения:
04.14.18) .
44. Толстова Е. А. Традиционные народные праздники и их роль в воспитании подрастающего поколения/ Е.А. Толстова, С.П. Муравьева, Н.П. Смалькова // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 710-712.
45. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., 2013.
46. Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://www.federalniv-zakon.ru
47. Фомина Е.И. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры / Е.И. Фомина // Совушка. - 2016. №3.- С.48-52
48. Фришман И.И. Воспитание празднично-игровой культуры ребенка: позиция Б.З. Вульфова / И. И. Фришман // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова . - 2012 - Т.18. № 1-1. - С. 74-75.- [Электронный ресурс] URL: https://cvberleninka.ru/article/n/vospitanie- prazdnichno-igrovov-kulturv-rebenka-pozitsiva-b-z-vulfova (дата обращения:
23.11.18) .
49. Шулунова Л. И. Некоторые особенности освоения народных традиций и фольклора в культурно-досуговой работе/ Л.И. Шулунова, Г.Л. Ажимбекова // Молодой ученый. - 2018. №20. - С. 431-435.
50. Юдин, А.В. Русская народная духовная культура: Учеб. пособие длястудентов вузов/ А.В.Юдин. - 2-е изд., и доп/ А.В. Юдин .- М.: Высш.шк., 2006.- 400с.