НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЫЧАЯХ РУССКОГО НАРОДА У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ДОО
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЫЧАЯХ РУССКОГО НАРОДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого - педагогические аспект формирования представлений
об обычаях русского народа 6
1.2 Особенности воспитания дошкольников на основе традиций
русского народа 10
1.3 Значение народных игр и праздников для детей старшего
дошкольного возраста 19
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЫЧАЯХ РУССКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ИГР И ПРАЗДНИКОВ 29
2.1 Выявление уровня сформированности представлений об обычаях
русского народа у дошкольников на начальном этапе исследования 29
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 5-6 лет представлений об обычаях русого народа посредствам народных игр и праздников 39
2.3 Результаты педагогического эксперимента детей старшего
дошкольного возраста 46
Выводы по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЫЧАЯХ РУССКОГО НАРОДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого - педагогические аспект формирования представлений
об обычаях русского народа 6
1.2 Особенности воспитания дошкольников на основе традиций
русского народа 10
1.3 Значение народных игр и праздников для детей старшего
дошкольного возраста 19
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЫЧАЯХ РУССКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ИГР И ПРАЗДНИКОВ 29
2.1 Выявление уровня сформированности представлений об обычаях
русского народа у дошкольников на начальном этапе исследования 29
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 5-6 лет представлений об обычаях русого народа посредствам народных игр и праздников 39
2.3 Результаты педагогического эксперимента детей старшего
дошкольного возраста 46
Выводы по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Роль народных обычаев и традиций в воспитании подрастающего поколения огромна. Ребенок, становясь взрослым, является отражением своей страны. Сохранение и развитие обычаев и традиций каждого народа очень важно для нашей многонациональной страны. Приобщение дошкольников к народным традициям обеспечивает личностное духовно- нравственное развитие.
В федеральном государственном образовательном стандарте одной из задач является приобщение детей к социокультурным нормам, народным традициям общества и государства [45].
Одним из главных задач образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» является формирование духовно-нравственной личности [46].
Русские народные обычаи и традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и служат эффективным средством духовнонравственного воспитания.
Актуальность данной темы состоит в том, что в современных условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою культуру, формировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России. На сегодняшний день важны материальные ценности, у детей искажены представления о гражданственности, патриотизме. Новое поколение родителей выросло в мире компьютерных технологий, играя в компьютерные игры, которые заменили им «воспитателей». У современных же детей уже с рождения в руках оказывается телефон, им покупаются иностранные игрушки и журналы с супергероями, вместо народных сказок. Таким образом нарушаются традиции и обычаи своего народа. Безусловно, изучение другой культуры интересно и полезно как для взрослых, так и для детей. Но для того, чтобы понять мировоззрение другого народа, необходимо в первую очередь разбираться в собственной культуре. Именно поэтому актуальным является формирование знаний об обычаях и традициях, прививание любви к русской культуре, развитие у детей понимания культурного наследия с дошкольного возраста.
Цель данной работы - выявить возможности народных игр и праздников в процессе формирования представления об обычаях русского народа у детей шестого года жизни в ДОО.
Объект исследования - процесс формирования представлений об обычаях русского народа у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - народные игры и праздники в процессе формирования представлений об обычаях русского народа у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить исходный уровень сформированности представлений об обычаях русского народа у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить и апробировать содержание, формы и методы формирования представлений об обычаях русского народа посредствам народных игр и праздников.
4. Обобщение и анализ результатов.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что формирование представлений об обычаях русского народа у детей дошкольного возраста будет успешным при использовании в воспитательно- образовательном процессе народных игр и праздников.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогический, методической литературы;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- беседы;
- экспериментальные ситуации;
-математическая обработка результатов опытно- экспериментальной работы.
Методологическую основу составляют исследования В.М. Григорьева об уровнях возрождения традиций, Т.А. Поповой о принципах содержания занятий по приобщению детей к русской народной культуре, И.Кругловой об эффективных направлениях работы по приобщению детей к истокам народной культуры, Е.Л. Г алкиной, Л.А. Нисловской о видах, примерах и развитии русских народных традиций и обычаев, Н.В. Кондрашовой, О.Н.Андреевой о формировании этнокультурной осведомленности у детей старшего дошкольного возраста посредством культурно-досуговых мероприятий.
Практическая значимость: спроектирована и апробирована поэтапная работа, обеспечивающая формирование у детей 5- 6 лет представлений об обычаях русского народа посредствам народных игр и праздников. Материалы исследования могут быть использованы в работе педагогов в дошкольных образовательных учреждениях для реализации проектов по приобщению детей к обычаям и традициям русского народа.
База проведения исследования: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Ручеек» г. Кукмор».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В федеральном государственном образовательном стандарте одной из задач является приобщение детей к социокультурным нормам, народным традициям общества и государства [45].
Одним из главных задач образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» является формирование духовно-нравственной личности [46].
Русские народные обычаи и традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и служат эффективным средством духовнонравственного воспитания.
Актуальность данной темы состоит в том, что в современных условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою культуру, формировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России. На сегодняшний день важны материальные ценности, у детей искажены представления о гражданственности, патриотизме. Новое поколение родителей выросло в мире компьютерных технологий, играя в компьютерные игры, которые заменили им «воспитателей». У современных же детей уже с рождения в руках оказывается телефон, им покупаются иностранные игрушки и журналы с супергероями, вместо народных сказок. Таким образом нарушаются традиции и обычаи своего народа. Безусловно, изучение другой культуры интересно и полезно как для взрослых, так и для детей. Но для того, чтобы понять мировоззрение другого народа, необходимо в первую очередь разбираться в собственной культуре. Именно поэтому актуальным является формирование знаний об обычаях и традициях, прививание любви к русской культуре, развитие у детей понимания культурного наследия с дошкольного возраста.
Цель данной работы - выявить возможности народных игр и праздников в процессе формирования представления об обычаях русского народа у детей шестого года жизни в ДОО.
Объект исследования - процесс формирования представлений об обычаях русского народа у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - народные игры и праздники в процессе формирования представлений об обычаях русского народа у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить исходный уровень сформированности представлений об обычаях русского народа у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить и апробировать содержание, формы и методы формирования представлений об обычаях русского народа посредствам народных игр и праздников.
4. Обобщение и анализ результатов.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что формирование представлений об обычаях русского народа у детей дошкольного возраста будет успешным при использовании в воспитательно- образовательном процессе народных игр и праздников.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогический, методической литературы;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- беседы;
- экспериментальные ситуации;
-математическая обработка результатов опытно- экспериментальной работы.
Методологическую основу составляют исследования В.М. Григорьева об уровнях возрождения традиций, Т.А. Поповой о принципах содержания занятий по приобщению детей к русской народной культуре, И.Кругловой об эффективных направлениях работы по приобщению детей к истокам народной культуры, Е.Л. Г алкиной, Л.А. Нисловской о видах, примерах и развитии русских народных традиций и обычаев, Н.В. Кондрашовой, О.Н.Андреевой о формировании этнокультурной осведомленности у детей старшего дошкольного возраста посредством культурно-досуговых мероприятий.
Практическая значимость: спроектирована и апробирована поэтапная работа, обеспечивающая формирование у детей 5- 6 лет представлений об обычаях русского народа посредствам народных игр и праздников. Материалы исследования могут быть использованы в работе педагогов в дошкольных образовательных учреждениях для реализации проектов по приобщению детей к обычаям и традициям русского народа.
База проведения исследования: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Ручеек» г. Кукмор».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Народные традиции и обычаи имеют большое значение в воспитании молодого поколения. Наиболее значительным периодом знакомство с традициями и обычаями русского народа считается дошкольный период. В процессе приобщения к народной культуре способствует развитию личности ребенка, способствует воспитанию черт русского характера, способствует формированию уважительного отношения к русскому народу и своей стране.
Для нашего исследования важными явились принципы Т.А. Поповой. Основными принципами содержания занятий по ознакомлению с русской народной культурой она считает использование фольклора, знакомство с традициями и обычаями, с народными играми, считалками.
Также в нашем исследовании мы учитывали положения И. Кругловой. Автор выделяет направления работы, с которыми эффективно приобщать детей к народной культуры: окружать детей предметами национального характера; использовать народное творчество, фольклор, праздники и традиции. Эти направления имитируют народный быт и таким образом можно лучше вводить дошкольников в мир народной жизни.
Актуальность нашей работы мы видим в необходимости приобщения детей старшего дошкольного возраста к традициям и обычаям русского народа. В результате нашей работы мы, в первую очередь, проверили знания об обычаях русского народа у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Ручеек» г. Кукмор». В исследовании приняли участие 40 детей ( 20- экспериментальная группа, 20- контрольная группа).
Целью констатирующего этапа диагностики детей является выявление уровня знаний, касающихся:
- знаний о традиционных предметах быта, одежды, занятий;
- знаний о календарной жизни русского народа;
- знаний об основных обрядовых праздниках и играх русского народа.
Диагностика исходного уровня показала, что дети имеют фрагментарные, поверхностные представления об обычаях. Представления детей об обычаях русского народа изучаемых групп (ЭГ и КГ) находится на среднем уровне, следовательно, существует необходимость в повышении этого уровня. Одним из средств формирования представлений об обычаях русского народа у детей 5-6 лет мы считаем народные игры и праздники. Эффективность этого вида деятельности мы проверили в формирующем этапе нашего исследования.
Результаты контрольного этапа показали, положительную динамику формирования представлений об обычаях русского народа позволяет, что позволяет судить нам о правильности выдвинутой в работе гипотезы об эффективности использования народных игр и праздников в процессе формирования представлений об обычаях русского народа.
В результате нашего эксперимента мы также пришли к выводу, что использование народных игр и праздников имеет большое значение в формировании представлений об обычаях русского народа. Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.
Для нашего исследования важными явились принципы Т.А. Поповой. Основными принципами содержания занятий по ознакомлению с русской народной культурой она считает использование фольклора, знакомство с традициями и обычаями, с народными играми, считалками.
Также в нашем исследовании мы учитывали положения И. Кругловой. Автор выделяет направления работы, с которыми эффективно приобщать детей к народной культуры: окружать детей предметами национального характера; использовать народное творчество, фольклор, праздники и традиции. Эти направления имитируют народный быт и таким образом можно лучше вводить дошкольников в мир народной жизни.
Актуальность нашей работы мы видим в необходимости приобщения детей старшего дошкольного возраста к традициям и обычаям русского народа. В результате нашей работы мы, в первую очередь, проверили знания об обычаях русского народа у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Ручеек» г. Кукмор». В исследовании приняли участие 40 детей ( 20- экспериментальная группа, 20- контрольная группа).
Целью констатирующего этапа диагностики детей является выявление уровня знаний, касающихся:
- знаний о традиционных предметах быта, одежды, занятий;
- знаний о календарной жизни русского народа;
- знаний об основных обрядовых праздниках и играх русского народа.
Диагностика исходного уровня показала, что дети имеют фрагментарные, поверхностные представления об обычаях. Представления детей об обычаях русского народа изучаемых групп (ЭГ и КГ) находится на среднем уровне, следовательно, существует необходимость в повышении этого уровня. Одним из средств формирования представлений об обычаях русского народа у детей 5-6 лет мы считаем народные игры и праздники. Эффективность этого вида деятельности мы проверили в формирующем этапе нашего исследования.
Результаты контрольного этапа показали, положительную динамику формирования представлений об обычаях русского народа позволяет, что позволяет судить нам о правильности выдвинутой в работе гипотезы об эффективности использования народных игр и праздников в процессе формирования представлений об обычаях русского народа.
В результате нашего эксперимента мы также пришли к выводу, что использование народных игр и праздников имеет большое значение в формировании представлений об обычаях русского народа. Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРАДИЦИЯХ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ У
ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Всестороннее физическое развитие детей подвижными играми
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ И НАРОДНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЛА ПРИМЕРЕ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе краеведческой работы
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - ОБРАЗ ЖИЗНИ БРИТАНСКОЙ ЭЛИТЫ В ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019



