Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Работа №31540

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы103
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
599
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы инноваций и инновационной политики на
предприятии
1.1. Понятия, функции и роль инноваций на предприятии
1.2. Структура инновационного процесса на предприятии
1.3. Формы реализации инновационной политики предприятия
1.4. Управление и стратегия инновационной
предприятии
2. Оценка и диагностика инновационной политики ПАО «Камаз»
2.1 Общая характеристика и технико-экономические показатели ПАО
«Камаз»
2.2. Оценка деятельности ПАО «Камаз» в области инноваций
2.3. Оценка и анализ инновационного потенциала ПАО «Камаз»
3. Предложения по совершенствованию инновационной политики ПАО
«Камаз»
3.1. Пути совершенствования инновационной политики предприятий
машиностроения
3.2. ПАО «Камаз» как устойчивый базис развития инновационного
процесса предприятия
3.3. Совершенствование инновационной политики ПАО «Камаз»
Заключение
Список использованных источников
Приложения


Возрастающая роль инновационной деятельности обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью
глубоких качественных преобразований в экономике России с целью выхода на
траекторию устойчивого роста.
На смену одним формам и методам управления экономикой приходят
другие. Идут процессы приватизации, акционирования, развития новых
организационных форм хозяйственной и финансовой деятельности,
формируется рынок ценных бумаг, рынок капитала и инноваций, рынок труда.
В этих условиях инновационной деятельностью вынуждены заниматься
многие предприятия, субъекты хозяйствования от государственного уровня
управления до вновь создаваемых предприятий в сфере малого бизнеса.
Основными источниками формирования инновационных идей являются
обострение конкурентной борьбы, задачи завоевания новых рынков, появление
новых знаний, изменения в восприятиях, ценностных установках организаций,
демографические изменения.
Изменяя производство, переводя его на новый научно – экономический
уровень на предприятии создаются главные предпосылки для перевода
производства продукции в качественно новое состояние. Новый
производственный аппарат требует новой организации, управления,
маркетинга, новой мотивации, то есть нового типа инновационной
деятельности, которая предполагает, что будет производиться и новая
продукция.
Актуальность выбранной темы заключается в совершенствовании
инновационной деятельности предприятий машиностроения, ориентированной
на научно-технический прогресс, на использование его результатов для
повышения эффективности производства и обеспечения
конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.
Объектом исследования в работе выступает ПАО «КАМАЗ».4
Предметом является процесс инновационной политики предприятия.
Проблемами в данной работе являются:
- значение инноваций для предприятий
- способы реализации инноваций на предприятии
- структура использования инновации на предприятии ПАО «Камаз»
- инновационная политика ПАО «Камаз»
- способы совершенствования инновационной политики
Для реализации поставленной цели потребуется решить следующие
задачи:
- определить роль инноваций в хозяйственной деятельности предприятия;
- сформулировать комплексное понятие инноваций;
- исследовать организацию инновационной деятельности на предприятии;
- проанализировать методологические подходы к оценке инновационного
потенциала предприятия;
- провести анализ степени внедрения инноваций в технологический
процесс ПАО «КАМАЗ»;
- разработать мероприятия по совершенствованию управления
исследуемого предприятием на основе инновационной деятельности.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что
его результаты могут быть непосредственно использованы как на предприятиях
машиностроения, так и других отраслей промышленности с учетом их
конкретных особенностей, величин и форм собственности.
Рекомендации и предложения, представленные в выпускной
квалификационной работе, могут быть использованы и применены
руководителями предприятий машиностроения для формирования и
реализации промышленной политики предприятия, рассмотрения, оценки и
анализа деятельности предприятия в области инноваций; администрацией
предприятия - для оценки внедрения инноваций на предприятии; проектными
службами - для мониторинга инновационной деятельности предприятия.5
Необходимость изучения данной темы обусловлена темпами развития
технологий в современном мире, экономической ситуацией в стране. В наше
время совершенствование технологий с каждым днем занимает все меньший
период, новые технологии появляются все чаще. Успех на конкурентном рынке
достижим благодаря развитию технологий, новым инновационным решениям.
Чтобы войти в рынок с красной средой, где постоянно идет борьба за клиентов,
технологии, спрос, возможно только лишь при обладании определенной
инновацией. В настоящее время исходя из экономической ситуацией в нашей
стране, необходимо разработать комплекс инновационных решений,
инновационных продуктов для переходя России от сырьевого бизнеса. Для
поддержания стабильной экономики страны, нам необходимо разрабатывать и
производить новые продукты для мирового рынка, чтобы стать действительно
экономически устойчивой страной.
Теоретической и методологической базой для написания работы
послужили экономические работы: проф. Л.Н. Оголевой, проф. Р.Д.
Ильенковой, Ю.Д. Яковца, Д.Н. Кокурина, официальный сайт ПАО «Камаз»,
работы Г.Б. Бирмана, К.Д. Кокурина, А.Б. Ланина, Ю.П. Морозова, А.Б. Титова,
Й.А. Шумпетера итд.
Основными методами исследования являются: метод экспертной оценки,
хозяйственный метод управления экономики, финансовый метод управления
экономики, метод сбора данных о технологических инновациях, метод анализа
и источника получения информации, метод программно-целевого
планирования, метод оценки эксплуатационных характеристик автомобиля,
организационные методы, методы продаж.
Метод экспертной оценки использовался для оценки инновационного
потенциала ПАО «Камаз», хозяйственный и финансовый методы управления
использовались для анализа управления предприятия в целом, и ПАО «Камаз»
в частности. Метод сбора данных о технологических инновация использовался
для анализа технологических инноваций, их сравнения в главе 3. Метод анализа
и источника получения информации использовался для координации6
исследования, поиска информации на различных интернет ресурсах,
методических пособиях, научных работах. Метод программно-целевого
планирования был необходим для анализа финансового потенциала ПАО
«Камаз», его дальнейшее использование было обусловлено для использования
метода экспертной оценки. Метод оценки эксплуатационных характеристик
автомобиля был использован для сравнения продукции ПАО «Камаз» и
«Scania».
Информационной базой для написания данной работы являлись: годовой
финансовый отчет ПАО «Камаз», информация о технологический
составляющих с официальный сайтов ПАО «Камаз» и «SCANIA». Итоги
финансового периода компании «SCANIA» за 2016, использованные с
официального сайта компании.
Логика исследования определяет структуру работы, состоящей из
введения, трех глав, заключения, списка использованной источников.
В работе рассмотрена сущность инноваций, дана классификация
инновационных проектов, проанализирована организация инновационной
деятельности предприятия, а также сформированы методологические подходы
к оценке инновационного потенциала предприятия.
Первый раздел имеет теоретическое значение. В данном разделе изучено
влияние инноваций на предприятие, структура инновационной политики на
предприятии, анализ и применение инновационной политики на предприятии.
Изучены функции инноваций, их влияние на мировую индустрию, способы их
внедрения на предприятие, их роль, представлены различные формы
реализации инновационной политики.
Второй раздел имеет практическое значение. В данном разделе проведено
исследование хозяйственной деятельности ПАО «Камаз», оценка готовности
ПАО «Камаз» к проведению инновационных проектов, оценка инновационного
потенциала предприятия, исследовано влияние существующих на предприятии
инноваций на финансовые показатели. Также в данной главе произведен анализ
инновационной деятельности на исследуемом предприятии.7
В третьем разделе выпускной квалификационной работы представлены
планы по совершенствованию инновационной политики и инновационного
потенциала предприятия, предложения по улучшению инновационной
политики, предложения по внедрению инноваций, на основе изученных
конкурентов предприятия, влияние их на мировой рынок.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В условиях рыночной экономики функционирование и развитие
промышленных предприятий во многом обусловлены эффективной работой их
инновационного механизма, а также эффективностью реализуемых им
нововведений.
Инновация - введённый в употребление новый или значительно
улучшенный продукт или процесс, новый метод продаж или новый
организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во
внешних связях.
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает
«обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с
латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в
направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в
научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в
начале XX в. в научных работах австрийского и американского экономиста Й.
Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в
развитии экономических систем. Именно Шумпетером был впервые введен
данный термин в экономике.
Инновация – это изменение с целью внедрения и использования новых
видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных
средств, рынков и форм организации в промышленности. Существует две
причины, которые побуждают к инновациям: внутренняя и внешняя, обе
обусловлены социальными нормами человека. Существует 4 функции
инноваций: закономерность растущей интеллектуализации общества по мере
движения его от ступени к ступени, закон возвышения и дифференциации
потребностей, закон экономии труда, закон пропорциональности развития
Анализ хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение
инновационной деятельности для промышленных предприятий в современных
условиях постоянно возрастает.78
Инновации постепенно становятся закономерной реакцией компаний,
повышающих свой уровень конкурентоспособности в ответ на изменения
внешней конкурентной среды. Во-первых, изменения в уровне технологий,
политике, образовании ведут к появлению новых потребностей. Во-вторых,
трансформации внешней среды предопределяют рождение новых решений,
удовлетворяющих текущие и вновь появляющиеся потребности.
Склонность к нововведениям и способности их осуществлять –
необходимый признак предприятия и предпринимателя. Когда эта способность
ослабевает или угасает - это служит тревожным сигналом, что данная ячейка
общества находится в кризисной ситуации, накануне своего преобразования
или исчезновения, а его руководитель не в состоянии осуществлять свою
стратегическую функцию.
Суть инновации - в использование достижений человеческого разума
(новых идей, открытий, изобретений, усовершенствований и т.п.)
Для повышения эффективности деятельности в той или иной сфере, в
изготовление новых средств или продуктов труда, применений более
эффективных технологий, источников энергии, создание нового оружия и
средств защиты от него, освоение новых архитектурных и художественных
стилей, улучшение форм организаций труда и управления, финансовых,
торговых или социально-политических институтов, форм международного
сотрудничества и т.п. Перечень возможных инноваций в сфере их применения
неисчерпаем, как неиссякаемы изобретательность человеческого разума и
разнообразие сфер деятельности, многогранность интересов человека.
Есть две причины, побуждающие людей к инновациям: внутренняя и
внешняя. Внутренний - рост и усложнение потребностей человека, семьи,
общества вынуждает изобретать всё новые и более эффективные способы
удовлетворения этих потребностей. Каждое следующее поколение людей
отталкивается от достигнутого уровня и предъявляет более высокие
потребности, оно вынужденно изощрять свой ум, чтобы удовлетворять эти
потребности. Растёт творческий потенциал общества.79
Внешняя - окружающая человека и общества среда (природная и
социально - экономическая) постоянно меняется, преподносит всё новые
сюрпризы и приходится напрягать интеллектуальные силы и практический
опыт, чтобы адаптироваться к этим изменениям, устоять в конкурентной
борьбе, обществу необходимо освоить всё более эффективный способы и
продукты своей деятельности.
Под воздействием инновационной деятельности изменяются практически
все подсистемы промышленного предприятия, выходя на качественно новый
уровень. Вместе с тем современные условия экономического развития требуют
от промышленных предприятий не только активизации инновационной
деятельности, но и совершенствования методов ее организации.
Так как товары реализуются в ПАО «КАМАЗ» с низкой наценкой, в итоге
рентабельность продаж от торгово-закупочной деятельности составила 1,8 % в
2016 г. В целом наблюдается снижение рентабельности продаж с 13,5 до 12,3%.
Анализ показателей рентабельности основной деятельности также показывает,
что к 2016 г. в НТЦ возрастает эффективность продаж услуг (до 186,6% в 2016
г.) при снижении рентабельности по товарной продукции (в 2016 г. до 7,9%).
Анализ показателей рентабельности налогооблагаемой прибыли
показывает, из-за сильного влияния полученных прочих операционных доходов
и расходов НТЦ имеет большие значения в рентабельности. Рост показателей
рентабельности в 2016 г. по сравнению с 2014 г. и 2015г. говорит о повышении
эффективности деятельности НТЦ в 2016 г.
Машиностроение - базовый элемент научно-технического и
производственного потенциала страны.
Очевидно, что без модернизации машиностроения невозможно создание
конкурентоспособного промышленного производства, восприимчивого к
новым технологиям и быстрому внедрению научных разработок.
Сегодня ситуация в машиностроительной отрасли остаётся непростой.
Утрачены многие передовые позиции в авиа, судо и станкостроении,
производстве машин, приборов и оборудования для отраслей оборонной и80
гражданской промышленности. В данном случае инновации играют огромную
роль.
Главным звеном инновационной деятельности ПАО «КАМАЗ» являются
научно-исследовательские подразделения - Проектное управление и
Центральная лаборатория автоматизации и механизации.
В процессе организации инновационно
ПАО «КАМАЗ» в первую очередь, определяется цель управления данным
новым продуктом или операцией.
Целью инновационной деятельности ПАО «КАМАЗ» может быть
прибыль, расширение сегмента рынка, выход на новый рынок. Важными
этапами организации инновационной деятельности на исследуемом
предприятии являются разработка программы управления инновацией и
организация работы по выполнению намеченной работы. Программа
управления инновацией представляет собой согласованный по срокам,
результатам и финансовому обеспечению комплекс действий для достижения
поставленной цели.
В данной выпускной квалификационной работе был предложен ряд
мероприятий, способствующих совершенствованию инновационной политики
ПАО «КАМАЗ»:
- внутрифирменного планирования инноваций и управления
инновационными проектами. Это является основой благополучной
инновационной политики предприятия.
- реформирование информационно-методологической составляющей
инновационного потенциала машиностроительных предприятий.
Основное направление, которое было принято при разработке
конструкции КАМАЗа - специализация автомобиля «КАМАЗ» по видам
автомобильных перевозок. Это обстоятельство определило потребность
разработки 12 основных модификаций автомобилей, объединенных в 3 группы
(семейства). Широкая унификация узлов и агрегатов внутри каждого семейства81
позволили сочетать совершенство и новизну технических решений с
требованиями технологии массового производства, эксплуатации и ремонта.
Как положительную тенденцию можно расценить тот факт, что уже ни у
кого словосочетание «государственная промышленная политика» не вызывает
неприятия. Пришло понимание, что государство не только вправе, но и обязано
формировать эту самую промышленную политику, направлять в
машиностроение и бюджетные ресурсы, и частные инвестиции.
Совершенно недопустима ситуация с использованием средств
Инвестиционного фонда, которая складывалась несколько лет тому назад.
Напомню, что по настоянию Совета Федерации в федеральном бюджете
появилась строка «Инвестиционный фонд». Вначале это были для наших
масштабов совсем небольшие деньги - всего 70 млрд. рублей, которые
государство готово было инвестировать в те или иные научно-технические
проекты. По итогам первого года было освоено только около 3% средств из-за
того, что якобы не было перспективных проектов. Думаю, это неуместные
отговорки, поскольку средства Инвестиционного фонда изначально
закладывались под эффективные и привлекательные проекты [18].
Важным фактором, сдерживающим внедрение инноваций, является
дефицит квалифицированных кадров. Переход на инновационный путь
развития машиностроения требует инвестиций и в человеческий капитал.
Нашей науке и промышленности явно не хватает специалистов,
занимающихся инновационным менеджментом.
Кроме того, в стране, где раньше был явный переизбыток инженеров,
сейчас исчезает даже само это понятие. У нас появились магистры, бакалавры,
просто специалисты, но нет инженеров. Разрушена и система подготовки и
переподготовки профессиональных кадров. Есть деньги, есть заказы, но некому
строить электростанции, корабли, самолёты, двигатели и всё остальное, что так
нужно российской экономике.82
Таким образом, применение на практике предложенных мероприятий
позволит ПАО «КАМАЗ» увеличить масштабы и эффективность своей
инновационной деятельности


Бирман Г. Экономический анализ инвестиционных проектов / Г.
Бирман.- М.: Юнити, 2013.-125 с.
2.Воеводин С.А. Экономический механизм управления промышленным
производством / С.А. Воеводин. - М.: Юнити, 2015. -159 с.
3. Егоршин А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин.-
Н.Новгород:НИМБ, 2017.– 607 с.
4. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование.
Учебное пособие / под ред. Ю.В. Яковца. - М.: Изд-во РАГС, 2014. -364 с.
5. Инновационный менеджмент: / под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой. –
М.: ИНФРА – М, 2016.-187с.
6. Инновационный менеджмент: / под ред. проф. С.Д. Ильенковой. – 2-е
изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2015. -343 с.
7. Инновационный менеджмент: / под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой. –
М.: ИНФРА – М, 2013.-251 с.
8. Инновационный менеджмент: / под ред. проф. В.А., 2014.- 273 с.
9. Кокурин Д.Н. «Инновационная деятельность» – М.: ИНФРА-М, 2018.-
522с.
10. Ланин А.Б. Управление научно-техническим прогрессом на
предприятии: / под ред. А.Б. Ланина. – М: ИНФРА-М, 2015.-182 с.
11. Менеджмент организации: / под ред. З.П. Румянцевой, Н.А.
Соломатина. – М.: ИНФРА-М., 2014. – 477с.
12. Морозов Ю.П. Маркетинг в управлении инновационной
деятельностью организации / Ю.П. Морозов // Маркетинг в системе управления
предприятием. Материалы международной научно-практической конференции.
- 2013. - №10.- с. 73.
13. Мухамедьяров А. М. Инновационный менеджмент. / А.М.
Мухамедьяров. – М.: Инфра – М, 2013. – 127 с.84
14.Организации производственно-профессиональной и преддипломной
практик для студентов ВШЭ:методические указания/С.В. Киселёв ( и др.).-
Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2016.-35 с.
15. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с
венгр. / Б. Санто. – М.: Прогресс, 2013.- 528с.
16. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь.
/ под редакцией Л.М.Гохберга. – М.: Прогресс, 2014. -614с.
17. Титов А.Б. Маркетинг и управление инновациями. / А.Б. Титов -
СПБ: Наука, 2015. -418с.
18. Титов В.И. Экономика предприятия. / В.И. Титов - М.: Дашков и К,
2016. – 462 с.
19. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Пер. с
англ. / Б. Титов - М.: Экономика, 2017.- 388с.
20. Управление машиностроительным предприятием: / под ред. С.Г.
Пуртова, С.В. Смирнова. - М.: Высшая школа, 2014. – с. 240.
21. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. / Й.А. Шумпетер -
М.: Прогресс, 2013. -582с.
22. Экономическая оценка инвестиций / под ред. В. А. Елисеева. - М:
Государственное учреждение «Республиканский исследовательский научноконсультационный центр экспертизы (РИНКЦЭ)», 2013. - 251 с.
23. Экономика предприятия / под ред. А.Е. Карлика. – М.: ИНФРА-М,
2017. -432 с.
24. Экономика предприятия / под ред. Н.А. Сафронова. – М.: Юристъ.
2017. -608 с.
25. Экономика предприятия: / под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова.
– М.: ЮНИТИ, 2018.- 367 с.
26. Анализ инвестиционной привлекательности РТ // Полюшко Ю.Н. 2018
27. Инновации и рынок в отраслях АПК / Эйдис А.Л. 2013. – 36с.
28. Россия – инновации и развитие / Фонотов А.Г. 2015. – 434 с.85
29. Банк 3.0: стратегии, бизнес процессы, инновации / Исаев Р.А. 2016. –
244с.
30. Инвестиции и инновации / Сергей Анохин. 2016. – 658с.
31. Экономика инноваций / Горфинкель В.Я. – 2013. – 416с.
32. Инвестиции в человеческий капитал предприятия / Асалиев А.М. –
2017. – 88с.
33. Высший менеджмент для руководителя / Аникин Б.А. – 2017. – 144 с.
34. Экономика труда / Остапенко Ю.М. – 2014. – 268с.
35. Инновации в сфере машиностроения [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.stroibk.ru/library/i/innovation1.htm, свободный.
36. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.14000.ru/books/industrial/ch5.html, свободный.
37.Корпоративный информационный сервер ОАО «КАМАЗ» - КОМЕТА.
38.Официальный сайт ОАО «КАМАЗ» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http:// www.kamaz.net, свободный.
39. Портал машиностроения (электронный ресурс) [Электронный ресурс].
– Режим доступа: / http://www.mashportal.ru, свободный.
40. Современные практические приемы инновационного менеджмента
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.distcons.ru/modules/innova/section4.html#4.3, свободный.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ