ВВЕДЕНИЕ 3
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Понятие, сущность и виды PR 6
1.2 Субъекты, объекты, цели и задачи PR- деятельности 15
1.3 Анализ современных тенденций и закономерностей в области
организации PR-деятельности 25
II ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ PR-
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В OOO «КОМПАНИЯ УРАЛНЕФТЕПРОДУКТ» 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 33
2.2 Анализ маркетинговой среды организации 40
2.3 Анализ PR - деятельности OOO «Компания Уралнефтепродукт» 48
III НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ PR-
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В OOO «КОМПАНИЯ УРАЛНЕФТЕПРОДУКТ» 55
3.1 Разработка PR-кампании для организации 55
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современный бизнес, в том случае, если он хочет быть успешным, должен функционировать таким образом, чтобы о его деятельности была информирована как можно большая аудитория. В данном случае огромное значение приобретает PR-служба компании, деятельность которой ориентирована на формирование долгосрочных и выгодных для коммерческого предприятия связей с общественностью.
На сегодняшний день связи с общественностью для большинства коммерческих предприятий становятся одной из основных составляющих маркетинга. При этом, в отличие от маркетинга как целостной науки, PR сфокусирован по большей части на завоевании своей доли рынка и взаимодействии с потребителями. Пиар включает в себя деятельность по управлению мнением клиентов и донесению до них информации, а также по большей части работа в данной области концентрируется на установлении приемлемых отношений со СМИ и поиске независимых компаний, которые будут распространять информацию о целевой организации и ее торговой марке.
Для современного рынка также характерно, что в предпринимательской среде всех направлений существует такая конкуренция, что мало производить просто хороший товар или оказывать просто качественные услуги. Надо ещё и сделать так, чтобы об этом узнали потенциальные клиенты или те, кто может помочь в продвижении товаров или услуг предприятия. Грамотные пиарщики могут представить деятельность организации таким образом, что ни у кого не возникнет сомнений в том, что фирма самая лучшая и только с ней необходимо сотрудничать.
При этом основное правило PR-кампании состоит в необходимости увеличения доверия перед началом рекламной кампании фирмы или ее продукта. Как показывает практика ведения бизнеса, одной рекламы уже недостаточно для формирования лояльности потребителей. Клиенты прекрасно знают, что на рекламу тратятся огромные средства, поэтому иногда не доверяют ей. А вот пиар деятельность является весомым аргументом. Газетным статьям потенциальные потребители доверяют гораздо больше, чем рекламе. Главная выгода, которая получается в результате публикации информации в СМИ - это доверие, ради которого и необходимо действовать. Особенно если высказанное мнение принадлежит знающему эксперту. Таким образом, одним из составляющих параметров успешной торговли, в том числе выступает налаживание эффективных коммуникаций и отношений с прессой.
Современные пиар технологии позволяют коммерческой организации не только расширить ареал распространения информации, что в конечном итоге способствует увеличению увеличить количества клиентов, но также способствуют формированию конкретной идеи в голове потенциальных потребителей, что впоследствии отражается на их лояльности и мотивации при приобретении товаров или услуг в компании. Все это определяет актуальность выбранной темы исследования.
В исследовании теоретических и практических аспектов организации PR-деятельности на предприятии принимали участие отечественные и зарубежные ученые. Значительный вклад в разработку теоретических вопросов внесли такие исследователи как Абдулаев К.М., Зотова С.А., Алемасова М.Л., Галкин Д.В., Андронова И.В., Хантимирова И.Ф., Богатырева А.С, Абабкова М.Ю., Бочкарева А.С., Хотина Ю.В., Григорян Е.К., Дохкильгова Д.М., Исаева Х.М., Захарова Ю.Н., Тимиреева С.Н., Зайцева Е.А., Сухенко Н.В., Цветкова Е.А., Костанда А.В., Рубаная Е.Д., Мещерякова В.Г., Иванова О.М., Сидорова М.А., Хаматшина Э.З., Бикметов Е.Ю., Шебалов А.Д., Неклюдов В.С. Шульга Е.В., Дериглазова Т.Д., Кульбак А.Г.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию PR-деятельности в ООО «Компания Уралнефтепродукт». Задачи исследования:
- рассмотреть понятие, сущность и виды PR;
- изучить субъекты, объекты, цели и задачи PR-деятельности;
- провести анализ современных тенденций и закономерностей в области организации PR-деятельности;
- дать организационно-экономическую характеристику объекту исследования;
- провести анализ маркетинговой среды организации;
- провести анализ PR-деятельности организации;
- разработать PR-кампании для организации;
- оценить эффективность предложенных рекомендаций.
Объектом исследования в работе выступает коммерческое предприятие ООО «Компания Уралнефтепродукт». Предметом исследования является совокупность процессов организации PR-деятельности.
В процессе проведения исследования были использованы теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы основаны на анализе научной и учебной литературы по экономике, менеджменту, маркетингу, предпринимательству, а также материалов профессиональных сайтов сети Интернет.
Практические методы включали наблюдение, ретроспективный анализ материалов периодических изданий, систематизацию и сравнительный анализ статистических данных по теме исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и двух практических глав, заключения, списка
использованной литературы и приложений.
В условиях современной действительности все больше компаний стали обращать свое пристальное внимание на такую сферу деятельности, как связи, отношения с общественностью или PR (public relations). Пришедшее из Америки в конце 90-х годов прошлого века явление, где оно прочно удерживало свои позиции на протяжении 90 лет, PR набирает популярность с каждым годом теперь и в нашей стране.
PR — функция менеджмента, измеряющая отношение населения к компании, корректирующая политику и действия в соответствии с интересами общественности, осуществляющая разработку и внедрение в жизнь плана мероприятий с целью снискать признание потребителей и быть ими принятым.
В современном мире PR представляет собой хорошо спланированную регулярную деятельность, имеющую цель определять и обеспечивать взаимопонимание между организацией и общественностью. Анализируя основные виды связей с общественностью, можно отметить их широкую направленность на разные направления не только коммерческой деятельности, но и социальные направления жизнедеятельности всего общества в целом. Если организация PR осуществлена корректно, то он будет приносить долгосрочную прибыль в виде дивидендов, подписанных контрактов с контрагентами, предоставлением различных льгот и поступлением больших финансовых вливаний. Хорошо проведенная компания обязательно дает результаты, которые могут питать коммерческую организацию на протяжении долгого времени.
PR деятельность предназначена для формирования лояльности среди потребителей и установления безукоризненной репутации. При этом объектами PR-деятельности являются те, на кого непосредственно направлено PR-воздействие. Современная PR деятельность может иметь различные цели, однако глобальной задачей всегда остается создание позитивного информационного поля, в котором существует компания, а также ее бренд.
По результатам проведенного исследования основных трендов на рынке, отметим, что современный PR становится более стремительным, чем когда-либо и для построения эффективной стратегии по связям с общественностью необходимо готовиться заранее, принимая во внимание основные тенденции и закономерности в области организации PR- деятельности, а также самые популярные тренды и тактики в PR. Среди ключевых трендов можно отметить сторителлинг, флешмобы и мемы, использование видео контента, омникальный пиар и собственные медиа компаний, увеличение роли новых каналов коммуникации, комплексный подход и личный брендинг сотрудников, а также привлечение сторонних экспертов к работе и PR с человеческим лицом.
Объектом исследования в работе было выбрано ООО «Компания Уралнефтепродукт». Данная организация осуществляет деятельность на рынке на протяжении более 10 лет и работает на рынке оптово -розничной торговли ГСМ. Благодаря качеству обслуживания и реализуемого топлива, из года в год компания наращивает объемы продаж. На автозаправочных станциях ООО «Компания Уралнефтепродукт» реализуются бензины марок Аи-92 и Аи 95, а также дизельное топливо. Поставки осуществляют ПАО «Лукойл», ПАО «Газпром нефть», ПАО АНК «Башнефть», ОАО «Таиф-НК». В организации применяется упрощенная система налогообложения, что продиктовано отраслевой спецификой ведения бизнеса.
По результатам проведенного исследования коммерческой деятельности предприятия «Компания Уралнефтепродукт» можно сделать вывод, что данная организация развивается эффективно. По данным управленческой отчетности в 2018 году в сравнении с 2017 улучшились показатели по прибыли и рентабельности, немного возросло значение среднемесячной выручки (+6%). Анализируемая предпринимательская структура не числится в реестре недобросовестных поставщиков, не имеет задолженностей перед бюджетом по налогам и сборам. На самой АЗС клиентам предоставляется топливо востребованных марок Аи-92 и Аи 95, а также дизельное топливо. Каждый клиент также может получить дополнительные сопутствующие услуги или приобрести наиболее востребованные для автомобилиста товары. Несмотря на тот факт, что ценовая политика компании является сопоставимой с предложением конкурентов, каждый покупатель топлива также имеет возможность получить дополнительную выгоду, принимая участие в программе лояльности или действующих акциях.
На основании исследования маркетинговой среды «Компании Уралнефтепродукт» нами был проведен анализ основных конкурентов коммерческого предприятия, проведен SWOT-анализ и составлен портрет типичного потребителя, которым оказался мужчина среднего возраста (26-50 лет), имеющий высшее образование (54%), рабочей специальности, владеющий отечественным автомобилем среднего класса, заправляющийся 92 бензином. В настоящее время близлежащие конкуренты не способны значительно повлиять на деятельности исследуемой автозаправочной станции. Основными направлениями для дальнейшего совершенствования выступает повышение эффективности рекламной и маркетинговой деятельности, ориентированной на увеличение клиентской базы и укрепление лояльности нынешних потребителей.
При исследовании PR-деятельности в «Компании Уралнефтепродукт» нами было установлено, что на предприятии организовано сотрудничество с одним из основных автомобильных печатных изданий города Набережные Челны - журналом «Автопремьера». Предпринимательская структура принимает активное участие в организации общественно значимых мероприятий, о чем регулярно публикуется информация в СМИ. Большая работа проводится в информационно коммуникационной сети Интернет, где специалист на аутсорсинге обрабатывает обращения клиентов, публикует положительную информацию на тематических порталах, а также осуществляет детальность по удалению негативной информации с различных ресурсов.
В рамках совершенствования PR-деятельности в «Компании Уралнефтепродукт» нами были предложены следующие мероприятия: сотрудничество с новыми газетами и журналами, а также блогерами и лидерами мнений, продвижение в социальных сетях, сотрудничество с сервисом «Яндекс.Навигатор» и реализация социально-значимых ивент мероприятий.
Общая величина затрат на реализацию всех предложенных мероприятий составляет 1 320 тысяч рублей, при этом основная доля затрат приходится на сотрудничество с печатными СМИ и продвижение в социальных сетях. Потенциальной прирост прибыли составляет почти четверть от выручки предыдущего отчетного периода. Из них 10% формируется за счет печатных СМИ, 8% за счет SMM, на долю остальных мероприятий приходится от 1,5 до 2,5 процентов. Плановый прирост прибыли был определен на основании мониторинга информации в сети Интернет (о влиянии разных по тематике ивент мероприятий на прирост выручки), а также на основании статистических замеров трафика в ООО «Компания Уралнефтепродукт».
По результатам оценки эффективности предлагаемых мероприятий нами было установлено, что совокупный прирост выручки составляет почти 14 млн. рублей в годовом измерении. Расчетная величина дополнительной прибыли составила 1 813 542 рубля. Средняя рентабельность предложенных мероприятий составляет при этом 13 % (отношение дополнительной прибыли к дополнительной выручке). Таким образом, предложенные мероприятия можно считать эффективными, так как они полностью окупаются и приносят коммерческому предприятию дополнительную прибыль.
1. Абдулаев К.М., Зотова С.А. Рекламные и PR-стратегии в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций в различных сферах деятельности // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации. 2017. С. 154-156.
2. Абуова А.Ж. Особенности формирования PR-кампании // Вестник университета Туран. 2018. № 2 (78). С. 252-257.
3. Алатарцева А.В. PR-деятельность телеканала // Молодежь XXI века: шаг в будущее // Материалы XIX региональной научно-практической конференции. В 3-х томах. 2018. С. 317-318.
4. Алемасова М.Л., Галкин Д.В. Креативность как составляющая рекламной и PR деятельности // Творчество и креатив в коммуникациях: теория и практика // Материалы научно-практической конференции. Московский государственный институт культуры. 2018. С. 48-54.
5. Аминзянова А.Ф. Особенности становления правового обеспечения рекламной и PR-деятельности в России // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика // Материалы IX Всероссийской научно - практической конференции. 2017. С. 3-7.
6. Андронова И.В., Хантимирова И.Ф. Специфика реализации PR- проектов // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире.
2018. № 8. С. 24-26.
7. Бабкина К.А. Теоретический аспект PR - деятельности в организации: понятие и особенности // Новые технологии, инновации, изобретения // Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 4-6.
8. Балицкая А.К. Организация PR-деятельности // Молодёжь XXI века: шаг в будущее материалы XVIII региональной научно-практической конференции. 2017. С. 489-490.
9. Басырова Р.Ф. Event-менеджмент как составляющая PR- деятельности // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 15-17.
10. Бобылев В.С. Лидеры мнений в соц. медиа: роль в рекламной и PR-деятельности // Инновационная экономика и современная наука // Материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 3033.
11. Богатырева А.С, Абабкова М.Ю. Трансмедиа-сторителлинг в рекламной и PR-деятельности // Неделя науки СПбПУ // Материалы научной конференции с международным участием. 2018. С. 224-226.
12. Бородина А.П. Использование PR-технологий в экологической сфере деятельности // Молодёжь XXI века: шаг в будущее материалы XVIII региональной научно-практической конференции. 2017. С. 493-494.
13. Бородина А.П. PR-технологии в социальной сфере деятельности // Молодежь XXI века: шаг в будущее // Материалы XIX региональной научно-практической конференции. В 3-х томах. 2018. С. 398-399.
14. Бочкарева А.С., Хотина Ю.В. К вопросу о PR-деятельности // Межкультурная коммуникация и проблемы толерантности // Материалы Международной научной конференции. 2017. С. 187-192.
15. Бураковская В.В. PR в социальной сфере: сущность, роль и необходимость // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. 2018. С. 345-349.
16. Васильев В.Е., Власова К.В., Кочкина М.С., Ромадин С.П., Красевич Н.А. Актуальные проблемы PR-деятельности // Colloquium-journal. 2018. № 10-8 (21). С. 27-28.
17. Весна А. Роль рекламы и PR деятельности в брендинге предприятия // Вклад студенчества в развитие современного научного знания // Материалы студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 2729.
18. Воронкова И.Е. Рекламная и PR-деятельность // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2017. № 5. С. 265-267.
19. Глухарёв В.И. Теоретические и практические аспекты зарубежной PR-деятельности // Путеводитель предпринимателя. 2018. № 39. С. 76-80.
20. Горелова Е.А. Правовые основы PR-деятельности // Вклад студенчества в развитие современного научного знания // Материалы студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 51-53.
21. Григорян Е.К. PR-деятельность в медицинской организации: функции, виды, специфика // Современные проблемы подростковой медицины и репродуктивного здоровья молодежи. Кротинские чтения. 2018. С. 100-108.
22. Дворянкина Е.Ю. Проблемы юридического сопровождения PR- деятельности // Межрегиональные Пименовские чтения. 2014. Т. 11. № 11. С. 163-168.
23. Дохкильгова Д.М., Исаева Х.М. Развитие и внедрение PUBLIC RELATIONS (PR) в управленческой деятельности // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2017. С. 261-263.
24. Дудник В.В. Основные положения профессиональной этики PR- деятельности // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2017. № 3. С. 24-29.
25. Зайцева Е.А., Сухенко Н.В., Цветкова Е.А. Брендинг и креативные направления PR-деятельности // Нижний Новгород, 2017.
26. Захарова Ю.Н., Тимиреева С.Н. Перспективы развития PR деятельности компаний в современной России // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 4 (20). С. 615-617.
27. Иванова Р.А., Сушенцова Е.А. Социальная деятельность высокотехнологичных компаний как инструмент PR-продвижения // Технологии PR и рекламы в современном обществе. 2018. С. 101 -108.
28. Иванова Р.А., Паценко Е.С. PR-деятельность как средство коммуникации // Технологии PR и рекламы в современном обществе. 2018. С. 96-101.
29. Ильина М.Ю. PR в энергетических компаниях: основные
направления деятельности // Наука сегодня: теория, практика, инновации // XXIII Международная научно-практическая конференция. 2017. С. 13-15.
30. Ильина М.Ю. Основные направления PR-деятельности компании
// XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция НГУ // Материалы XX Всероссийской студенческой научно-практической
конференции. 2018. С. 723-727.
31. Кдлян Е.Л., Магдесян Г.А. Реклама и PR-деятельность в сфере
туризма: проблемы правового регулирования // Интегрированные
коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2018. Т. 1. С. 291-295.
32. Колесова Д.А. PR-обеспечение деятельности контент-менеджера в соцсетях // Реклама, маркетинг, PR: теоретические и прикладные аспекты интегрированных коммуникаций // Материалы I Международной научнопрактической конференции. 2018. С. 139-143.
33. Комбаева М.Р., Сергиенко В.А. Инновационные PR-технологии в
деятельности управления по взаимодействию с общественностью и СМИ // Реклама, маркетинг, PR: теоретические и прикладные аспекты
интегрированных коммуникаций // Материалы I Международной научнопрактической конференции. 2018. С. 205-211.
34. Кондратова В.С. Медиапланирование в современной рекламной и PR-деятельности // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 5 (21). С. 901-905.
35. Костанда А.В., Рубаная Е.Д. Маркетинг и PR // Высокие технологии, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч.. 2018. С. 67-71.
36. Кудряшова В.А. Роль интернет-коммуникаций в PR-деятельности // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 122-123.
37. Кужелева-Саган И.П., Сучкова Н.А. Новостной раздел корпоративного сайта как предмет деятельности PR-специалиста // Национальный исследовательский Томский государственный университет, Факультет психологии. Томск, 2017.
38. Кузнецова Е.В. Тенденции развития социальных сетей и увеличения возможностей их использования в PR-деятельности // Академический журнал. 2010. № 7. С. 153-155.
39. Ловчикова Е.А. Особенности управления PR-деятельностью в коммерческой сфере // Актуальные вопросы экономики и управления // Материалы Международной научно-практической конференции. 2017. С. 7680.
40. Махорская Е.А. Пресс-конференция и брифинг в PR- деятельности: дифференциальное описание // Сопоставительные исследования 2018 // Воронежский государственный университет. Воронеж, 2018. С. 169-172.
41. Мещерякова В.Г., Иванова О.М. PR-деятельность по
формированию имиджа // Москва, 2018.
42. Мещерякова В.Г., Иванова О.М. Организация комплексной PR- деятельности // PR-деятельность по формированию имиджа региона. Москва, 2018. С. 50-76.
43. Михалюк В.В. Приоритеты деятельности PR-служб в органах государственного управления // Социальная политика и социальное партнерство. 2017. № 9. С. 33-36.
44. Модебадзе Н.П. PR-деятельность в системе коммуникаций
организации // Управление экономическими системами: электронный
научный журнал. 2017. № 12 (106). С. 7.
45. Огаркова И.В., Осипова Н.Р. К некоторым вопросам организации PR - деятельности // Роль и значение науки и техники для развития современного общества // Сборник статей Международной научнопрактической конференции. 2018. С. 92-96.
46. Осипова Е.И. Организация PR-деятельности в коммерческой компании // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 180-182.
47. Патюкова Р.В. Инновационные технологии в PR-деятельности // Краснодар, 2018.
48. Пеньков В.Ф. К вопросу об эффективности технологий PR в управленческой деятельности // Управление и общество: современная модель взаимодействия // Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 4-11.
49. Полыгалова П.В. Корпоративные СМИ как инструмент PR-
деятельности // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации // Материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической
конференции с международным участием. 2017. С. 27-28.
50. Сергеева А.А. PR в органах власти. Отличия PR-деятельности государственных и коммерческих структур // Реклама, маркетинг, PR: теоретические и прикладные аспекты интегрированных коммуникаций // Материалы I Международной научно-практической конференции. 2018. С. 211-217.
51. Сергиенко П.И. К вопросу о терминах предметной области «Связи с общественностью» // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 3. С. 58-65.
52. Сидорова М.А. Этическое регулирование пиар-деятельности // Экономика и социум. 2017. № 12 (43). С. 1010-1012.
53. Сираев Л.Ф. Зарубежный опыт деятельности PR-компаний // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 5 (80). С. 6.
54. Смирнова И.С. Сравнительно-правовые механизмы
регулирования рекламной и PR-деятельности // Журнал гуманитарных наук.
2017. № 18. С. 96-100.
55. Сорокина М.И. Связи с общественностью // Границы возможного в рекламном и PR-креативе Сборник научных трудов. 2017. С. 172-177.
56. Сульдикова И.В. Применение пиар - технологий // Достижения вузовской науки 2018 // Сборник статей III Международного научно - исследовательского конкурса: в 2 ч.. 2018. С. 199-202.
57. Тарабановская С.В. Особенности внутреннего PR // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2018. № 1 (28). С. 48-52.
58. Токаленко А.В. PR-кампания как основа коммуникационной деятельности организации // Постулат. 2017. № 12 (26). С. 52.
59. Трушакова А.А., Качалова С.М. Медиакоммуникации в PR- деятельности // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 2 (28). С. 238-243.
60. Хаматшина Э.З., Бикметов Е.Ю. Применение PR и рекламной коммуникации в выставочной деятельности // Методы прогнозирования в технике и технологиях // Сборник статей Международной научно - практической конференции. 2018. С. 91-93.
61. Чернявская Н.А. PR - деятельность высшего учебного заведения // Инновационные механизмы решения проблем научного развития // Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 105-107.
62. Чупрова Д.Б. К вопросу о трансформации средств коммуникации в PR-деятельности // Современные вызовы и реалии экономического развития России // Материалы V Международной научно-практической конференции. 2018. С. 510.
63. Шебалов А.Д., Неклюдов В.С., Косырева О.Н. Оптимизация бизнес-процесса PR-деятельности и связей с общественностью // Современные тенденции развития науки и производства // Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 497-502.
64. Шевченко А.А., Зотова С.А. Особенности механизмов управления рекламной деятельностью и PR // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации. Социальный инженер-2017 // Сборник материалов Всероссийской конференция молодых исследователей. 2017. С. 160-162.
65. Шульга Е.В., Дериглазова Т.Д., Кульбак А.Г. Специфика организации эффективной PR-деятельности предприятий // Научные открытия 2018 // Материалы XXXVIII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 390-392.
Электронные ресурсы
66. Официальный сайт компании «FORBES» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.forbes.ru
67. Официальный сайт портала «Rusability» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rusability.ru
68. Официальный сайт портала «Аdvertology» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.advertology.ru
69. Официальный сайт портала «PR Club Business Daily» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://prclub.spb.ru
70. Информационное отраслевое издание о рынке рекламы и маркетинга в России «AdIndex» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://adindex.ru
71. Электронно-информационный ресурс «За честный бизнес» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://zachestnyibiznes.ru
72. Информационный портал «Сбис» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sbis.ru
73. Журнал «Автопремьера» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://autopremiera.ru