Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие у ребенка способности к сотрудничеству со сверстниками в дошкольном образовательном учреждении

Работа №31488

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы24
Год сдачи2018
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
412
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы организации сотрудничества детей дошкольного возраста со сверстником в образовательной деятельности 5
1.1 Сущность понятия «сотрудничество» в научной литературе 5
1.2. Особенности проявления навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в пелагическом процессе дошкольной образовательной организации 9
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей сформированности навыков сотрудничества со сверстником у детей старшего дошкольного возраста 15
2.1 Организация и методика исследования 15
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 17
Заключение 21
Библиографический список источников и литературы 22
Приложение 24


Достаточно большое количество детей дошкольного возраста испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками. Это может выражаться в неумении поддерживать и развивать контакты, находить подход к партнеру по взаимодействию, согласовывать действия в процессе деятельности, а также неумение сопереживать и проявлять эмпатию к конкретному ребенку. Данные трудности непосредственно влияют на формирующуюся личность дошкольника.
В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) и современных образовательных программах дошкольного образования сотрудничество рассматривается как важный фактор общепсихического развития ребенка, его личностного становления, а также условие его полноценной социализации и интеграции [18, с. 7]. В связи с этим перед дошкольным образованием стоит важная задача, связанная с организацией условий в ДОО, которые бы удовлетворяли потребности дошкольника в развитии и способствовали его позитивной социализации.
Степень изученности. Сущность понятия «сотрудничество» раскрыто в научных трудах И.А. Зимней, Г.И. Моревой, С.Г. Якобсона и др. Особенности организации сотрудничества с детьми дошкольного возраста определены в исследованиях Р.К. Терещук, Е.О. Смирновой, В.Г. Утробиной, Н.В. Шараповой и др. Методы организации сотрудничества со сверстником в образовательной деятельности описаны в работах И.И. Лосевой, Т.Л. Кузьмишиной, А.Е. Новиковой, А.И. Петровской и др.
Проблема исследования заключается в определении особенностей сотрудничества дошкольников со сверстником в образовательной деятельности.
Объект исследования – сотрудничество со сверстником.
Предмет исследования – особенности развития у ребенка способности к сотрудничеству со сверстниками в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования – изучить особенности развития у ребенка способности к сотрудничеству со сверстниками в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза: у детей старшего дошкольного возраста уже сформированы навыки сотрудничества со сверстником в образовательной деятельности, что выражается в проявлении умения договариваться, распределять роли, принимать роль на себя и т.д.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «сотрудничество» в литературе».
2. Охарактеризовать особенности сотрудничества дошкольников со сверстником в образовательной деятельности.
3. Определить в эмпирическом исследовании уровень сформированности навыка сотрудничества дошкольников со сверстником в образовательной деятельности.
Методы исследования: теоретические: анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа; эмпирические: тестирование, наблюдение, анализ результатов педагогического мониторинга.
Этапы исследования:
Первый этап (ноябрь 2017 г.) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования.
Второй этап (декабрь 2017 г. – февраль 2018 г) содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения сформированности навыков сотрудничества со сверстником у дошкольников.
Третий этап (март 2018 г) заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги эмпирического исследования, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список библиографических источников и литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность темы исследования бесспорна, так как навыки сотрудничества со сверстником закладываются уже в дошкольном возрасте. Совместная деятельность в образовательной деятельности дошкольников может быть организована либо в форме разновозрастного сотрудничества, либо в форме коллективно-распределенных действий; предметом рефлексии становится не только содержание задачи, но и способ организации взаимодействия со сверстником, позволяющий ее решить более эффективно.
Совместно-взаимодействующая модель сотрудничества дошкольников со сверстником предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. На занятии сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено эмпирическое исследование методики педагогического мониторинга Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы» по разделу «Социализация».
Результаты эмпирического исследования позволяют заключить, что у детей старшего дошкольного возраста сотрудничества со сверстником сформированы в основном на высоком (7 детей – 46%) и среднем (6 детей – 40%) уровнях. Вышесказанное позволяет отметить, что формирование навыков сотрудничества со сверстником у старших дошкольников детей развивается по двум направлениям. По одному, увеличивается число вне ситуативных, речевых контактов, а по другому – сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств.
Таким образом, была достигнута цель, решены задачи, подтверждена гипотеза.



1. Антонова, Т.В. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Т.В. Антонова, О.М. Гостюхина / Под ред. Т.А. Репиной. – М.: Эксмо, 2012. – 189 с.
2. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Логос, 2016. – 336 с.
3. Волошина, В.П. Технология сотрудничество как основа формирования у дошкольников умения и желания учиться / В.П. Волошина // Педагогика. – 2015. – №4. – С. 74-77.
4. Выготский, Л.С. Общая психология / Л.С. Выготский. – М.: Академия. 2012. – 874 с.
5. Дмитриева, Е. Проблемные дети. Развитие через сотрудничество. Практическое пособие / Е. Дмитриева. – М.: Аркти, 2015. – 68 с.
6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя – М.: Издательская корпорация «Логос», 2016. – 384 с.
7. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрованов, О.В. Соколова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. – 101 с.
8. Кузьмишина, Т.Л. Исследование взаимосвязи детско-родительского взаимодействия и положения дошкольника в группе сверстников / Т.Л. Кузьмишина, А.Е. Новикова // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2015. – №2 – С. 15–25.
9. Кукушкина, Е.Ю. Играем и учимся дружить / Е.Ю. Кукушкина, Л.В. Самсонова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 174 с.
10. Лосева, И.И. Теории и технологии социально-коммуникативного и речевого развития детей. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.И. Лосева. – Ульяновск, Издательство: Зебра, 2016. – 258 с.
11. Марьяшина, О.С. Формирование культуры межличностного общения младших школьников в игровой деятельности / О.С. Марьяшина // детский сад от А до Я. – 2015. – №3. – С. 58-61.
12. Петровская, А.И. Сотрудничество дошкольников в игре / А.И. Петровская // Детский сад от А до Я. – 2014. – №2. – С. 71-72.
13. Поддъяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство / Н.Н. Поддъяков. –М.: ТЦ Сфера, 2015. – 358 с.
14. Репина, Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Т.А. Репина // Вопросы психологии. – 2015. – №3. – С. 41-44.
15. Смирнова, Е.О. Общения дошкольников со взрослыми и сверстниками / Е.О. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 192 с.
16. Смирнова, Е.О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте / Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина // Вопросы психологии. – 2015. – №3. – С. 5–14.
17. Терещук, Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников / Р.К. Терещук // Мир психологии. – 2014. – №3. – С. 74-77.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 36 с.
19. Шарапова, Н.В. Дошкольник в мире общения / Н.В. Шарапова // Детский сад от А до Я. – №1. – С. 32-33.
20. Якобсон, С.Г. Образ себя и моральное поведение дошкольников / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. – 2015. – № 6. – С. 52-55.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ