Введение 3
Раздел I. Теоретические основания исследования регионального лоббизма 8
Раздел II. Лоббистская деятельность в российской и мировой практике...17
Раздел III. Региональная специфика лоббистской деятельности в ПФО...35
Заключение 55
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования определяется слабой правовой институционализированностью лоббизма в Российской Федерации. Однако лоббирование интересов политических и экономических субъектов широко распространено в российской политической практике. Любому политическому процессу, который отражается в правовой системе, характерно наличие интересов той или иной социальной группы. Интересы социальных групп характеризуются противоположностью, многогранностью, вступают в конкурентное соперничество за отражение в нормативных документах и в политических решениях. Плюрализм интересов социальных групп, воздействующих на государственную власть, является одним из базовых элементов демократического политического устройства. Современное демократическое государство должно гарантировать каждому индивиду возможность лоббировать свои интересы посредством обращения к цивилизованным механизмам взаимодействия с властью.
Лоббизм представляет собой совокупность методов и технологий, способствующих оказанию давления на органы власти и достижению конкретных целей. Кроме того, лоббирование является важным инструментом, позволяющим максимально включить население в политико -управленческий процесс.
Характер и специфика лоббирования в каждой стране существенно различаются, что ведет к расширению инструментария лоббистов и созданию уникальных методик и способов воздействия на органы государственной власти.
Первой страной, которая предприняла попытки введения политического лоббизма стали США. Лоббирование является частью американской политической культуры и представляет собой достаточно престижный вид профессиональной деятельности. Существует даже понятие «пятой ветви власти», именно так некоторые эксперты называют лоббизм. Институт лоббирования в настоящее время также законодательно закреплен в ряде европейских стран, в то время как российское законодательство не признает необходимость существования лоббизма в рамках закона.
Несмотря на широкий спектр лоббистской деятельности, регулирование взаимоотношений между бизнесом и властью является ключевым в российской практике.
Неслучайно проблемы взаимоотношений государства и бизнеса в наши дни выдвинулись на одно из ведущих мест в политических процессах. Бизнес всегда стремился оказать влияние на политику, но, если сначала речь шла об ограниченном участии крупного бизнеса в политической сфере, то в настоящее время бизнес стремится проникать во все сферы политики.
На уровне федерального центра в большей мере используются институализированные технологии для продвижения групповых интересов во власти, тогда как на региональном уровне институт лоббизма зачастую находится на этапе формирования.
Стоит также отметить, что большинство исследователей изучает лоббирование в России преимущественно на федеральном уровне в связи с чем, анализ опыта лоббизма в разрезе региональных отношений представляется необходимым для выявления всего спектра технологий лоббистской деятельности на территории Российской Федерации.
Исходя из данных условий, представляется необходимым изучить опыт лоббистской деятельности на региональном уровне на примере Приволжского федерального округа. Выбор данного субъекта РФ связан, во-первых, с ориентацией интересов округа на развитие промышленности и бизнеса, во - вторых, регион характеризуется разнородностью в этническом, экономическом составе, а также полицентричностью.
Степень научной разработанности проблемы. Впервые на проблемы участия заинтересованных групп в политике обратили внимание такие политические мыслители, как Т. Гоббс и Ж.-Ж. Руссо.
Систематическое изучение проблемы лоббизма началось лишь в XX веке. Родоначальником теории лоббизма считается американский ученый А. Бентли, который впервые обозначил «заинтересованные группы», рассматривая их в контексте политики . Впоследствии развитием данного подхода занимались Р. Даль, Д. Истон, Г. Ласки и др.
Анализу понятия «групп интересов» и методам лоббирования посвящены также работы Ж. Блонделя, М. Дюверже, Дж. Мэдисона, Д. Трумана и др.
Основоположник теории общественного выбора Дж. Бьюкенен и его сторонники исследовали лоббизм в рамках изучения механизмов принятия решений в представительной демократии.
В российской науке исследованиями лоббизма занялись только в 1990 -е гг. Одна группа ученых описывает данное явление с позиции современных отраслей науки: правовой и политической. Это такие ученые, как A.C. Авакьян, М. Г. Анохин, C.B. Зотов, B.A. Лепехин, A.B. Малько и др .
Таким образом, несмотря на обширное количество трудов, посвященных проблематике лоббирования и понятию «группы давления», можно сказать, что в отечественной науке мало разработана специфика лоббистской деятельности и не выявлены типологии региональной лоббистской деятельности. Данная тема требует дальнейшего изучения особенно в рамках текущего развития лоббизма.
Объект исследования - лоббизм как процесс влияния на принятия политических решений.
Предметом исследования данной работы выступают особенности лоббизма в регионах Приволжского федерального округа.
Целью данного исследования является выявление характерных черт лоббизма в регионах Приволжского федерального округа.
В предлагаемой работе поставленная цель определила выбор комплекса следующих задач:
• рассмотреть теоретико-методологические основы исследования лоббизма;
• выявить сущность регионального лоббизма;
• изучить институциональные характеристики лоббизма;
• проанализировать зарубежный опыт давления групп интересов на власть;
• исследовать региональную специфику лоббистской деятельности по Приволжскому федеральному округу;
• определить объект, субъекты, основные технологии лоббизма в исследуемом регионе;
Методологическую базу исследования составляют структурнофункциональный, институциональный, системный методы изучения.
Использование структурно-функционального метода позволяет сделать акцент на изучении особенностей лоббизма в регионах Приволжского федерального округа. Кроме того, структурно-функциональный метод предполагает глубокое изучение технологий лоббирования и выявление перспектив и тенденций лоббистской деятельности. Институциональный метод позволил проанализировать деятельность групп интересов в органах государственной власти, изучить политико-правовые основы лоббистской деятельности. Системный метод задействован при исследовании экономических, политических и этнических факторов, влияющих на лоббирование региональных интересов.
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования при разработке рекомендаций, а также учебных пособий и справочных материалов по лоббистской деятельности в регионах Приволжского федерального округа. Кроме того, обозначенные в работе проблемы регионального лоббизма и выводы вносят определенный вклад в дальнейшее исследование данного проблемного поля.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка используемой литературы.
На сегодняшний день лоббизм - это важный и стремительно набирающий популярность вид деятельности, призванный помочь компаниям продвигать свои интересы в государственных органах власти для более эффективного функционирования компании. Увеличивается количество организаций, прибегающих к услугам профессиональных лоббистов, совершенствуется законодательство и имидж лоббистской деятельности, а значит, развиваются все новые и новые технологии для контакта с государственным аппаратом.
Подводя итоги исследования, можно сказать, что лоббизм - это сложное и неоднозначное явление, и, рассматривая его как форму взаимоотношений между субъектами и объектами лоббизма, необходимо отметить его растущее влияние на политико-экономическую систему государства. Ряд признаков демонстрирует, что лоббизм необходимо тщательно изучить как политикоправовой институт для того, чтобы его функционирование вышло на полноценный уровень эффективности.
Изучая лоббирование в качестве институционального явления, мы видим, что цивилизованный лоббизм способствует конструктивному диалогу между заинтересованными группами и государственными органами и позволяет компаниям и организациям участвовать в принятии политических решений, то есть является необходимым элементом демократического государства. В России же на современном этапе лоббизм лишь признается как существующее явление, но при этом не имеет никакого законодательного закрепления. А это означает, что процесс институционализации лоббизма находится на этапе развития и становления.
Мировая история развития лоббизма показывает, что во многих странах восприятие лоббизма долгое время было негативным. Отсутствие возможности легально взаимодействовать с властью часто подталкивает различные группы интересов к нелегальному, неправовому давлению на органы власти. Именно поэтому в большинстве развитых стран и существует законодательно закрепление и регламентация лоббистской деятельности. Различные нормативные акты помогают лоббизму выйти из тени, стать более прозрачным и открытым, и, соответственно, использовать легальные и этичные технологии для достижения цели.
Региональный лоббизм можно определить как оказание воздействия на федеральные государственные органы с целью склонения их к принятию политических решений или распределения ресурсов, отвечающих интересам регионов.
Экономическое развитие региона неизбежно влияет на лоббирование региональных интересов. В наиболее развитых регионах (республика Татарстан, Башкортостан, Самарская область и Пермский край) сложно выявить единую технологию лоббирования, но можно выделить основные черты. Президент или глава региона входят в группу лоббистов с сильным влиянием, в результате, развитые регионы находятся в перечне лидирующих регионов по привлечению бюджетных средств. В Республике Татарстан акции крупнейших предприятий и компаний принадлежат Правительству республики, экономическая элита автоматически получает доступ к властным структурам. В республике Башкортостан можно отметить ведущую роль лоббистов, представляющих интересы крупного бизнеса, а также взаимодействие власти и бизнес-ассоциаций (как РСПП).
В среднеразвитых регионах (Республика Удмуртия, Чувашия, Нижегородская, Оренбургская и Саратовская области) отличительной чертой является присутствие «теневого» лоббизма, где интересы продвигаются методами, связанными с нарушением этических норм и правил, а зачастую и с применением коррупционных схем. Данная модель лоббизма чаще всего присутствует в регионе при сращивании бизнеса и власти.
В наименее развитых регионах (Кировская и Ульяновская область) в развитии регионального лоббизма можно отметить позитивную тенденцию к формированию института лоббизма. Эффективно выстраивает диалог с властью Вятская торгово-промышленная палата, а в региональных органах законодательной власти неоднократно обсуждался вопрос о принятии регионального закона о представлении интересов.
Рассматривая Приволжский федеральный округ, можно прийти к выводу, что лоббирование в округе ограничивается отстаиванием экономических интересов ограниченным кругом лиц. Социально -политическая составляющая лоббизма практически отсутствует, что свидетельствует о низком уровне представления интересов населения. В регионах отмечается преобладание доминирующей модели местных органов власти над бизнесом. Ряд регионов отмечает необходимость установления конструктивного диалога между объектами и субъектами лоббизма, а также необходимость создания бизнес - ассоциаций.
Рассматривая ПФО, можно выделить ряд активно используемых лоббистских технологий: открытое взаимодействие с властью для продвижения интересов компании среди органов власти, составление законопроектов и вынесение их на обсуждение, организация массовых акций, создание общественного мнения через средства массовой информации, а также еще более специфические технологии: grass roots lobbying и медийный перехват. Также, к сожалению, достаточно популярны неэтичные технологии и методы «теневого лоббизма».
Говоря о тенденциях в лоббировании в Приволжском федеральном округе, мы можем выделить: постепенное увеличение уровня функционирования общественно-политического лоббизма; сохранение в ряде регионов структуры сращивания объектов и субъектов лоббирования; трансформацию сложившейся системы взаимоотношений бизнеса и власти; прогресс в «институционализации» лоббирования (несмотря на отсутствие федерального законодательства). Таким образом, в Приволжском федеральном округе указанные тенденции свидетельствуют, что развитие лоббирования в региональном масштабе постепенно обретает устойчивые черты. Изменения, происходящие в кадровом составе региональной политической элиты, и появление различного рода институтов-посредников способствует началу развития конструктивного диалога, как со стороны власти, так и со стороны бизнеса. В перспективе развития института лоббирования закономерным шагом можно отметить создание компаний, предоставляющих услуги лоббирования не только для бизнеса, но и для населения, стремящегося отстаивать свои интересы.
1. Американская лига лоббистов // Lobbying.ru. 2015. URL: http://lobbying.ru/content/persons/id_3876_linkid_3.html (дата обращения: 17.05.2018) .
2. Ассоциация профессиональных политических консультантов // Association of Professional Political Consultants. 2015. URL: http://www.appc.org.uk (дата обращения: 17.05.2018).
3. Ачкасова В.А. GR и лоббизм: теория и технологии: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. М.: Издательство Юрайт, 2015. 248 с.
4. Ачкасова В.А. Лоббизм теория и технологии: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. М.: Издательство Юрайт, 2015. 245 с.
5. Бизнес и власть: откровенный разговор // Бизнес и власть: откровенный разговор. 2015. URL: http://bv.tatarstan.ru (дата обращения: 15.06.2018) .
6. В Самарской области власти, церковь и бизнес договорились продвигать православный туризм // News.ru. 2014. URL: http://www.newsru.com/arch/religy/ 08apr2014/samara.html (дата обращения: 05.04.2018) .
7. Валовой региональный продукт по субъектам российской федерации // Федеральная государственная служба статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 24.03.2018).
8. Васильева М. Международный лоббизм: на пути к
институционализации // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 29. Декабрь 2011 г. URL:http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2011/vipusk 29._dekabr_2011_g./pravovie_i_
polititcheskie_aspekti_upravlenija/vasilyeva.pdf (дата обращения: 10.03.2018).
9. Волков лоббирует Осколкова в сенаторы от Удмуртии // ДЕНЬ.
2015. URL: http://dayudm.ru/paper/140 (дата обращения: 25.03.2018).
10. Волков лоббирует Осколкова в сенаторы от Удмуртии // ДЕНЬ. 2015. URL: http://dayudm.ru/paper/140/ (дата обращения: 02.04.2018).
11. Г аман-Г олутвина О.В. Политическая элита - определение основных понятий. ПОЛИС. 2000. №3. 124 с.
12. Глобальный индекс этических норм публичной политики. URL: http ://ippaaglobal. org/Global%2 0
Code%20of%20Public%20Policv%20Advocacy%20Ethics.html (дата обращения:
10.03.2018) .
13. Громова Л. А. Профессиональная этика в PR // Профессиональная этика в PR и рекламе: Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научно - практической конференции. Санкт- Петербург, 28-29 июня 2001 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 147 с.
14. Данков А.Н., Шомко О.А. Политическая экономия лоббирования: формирование экономической политики под влиянием групп интересов в демократической системе // Препринты ЦЭМИ РАН. 2006. URL: http://sp.lan.cemi-ras.ru/pub/Lists/Published_ Works/DispForm.aspx?ID=97 (дата обращения: 10.03.2018).
15. Депутат Дмитрий Русских может досрочно покинуть ЗакСобрание
Кировской области // Newsler.ru. 2015. URL:
http://lenta.ru/articles/2014/01/15/belykh// (дата обращения: 03.04.2018).
16. Для чего российским фирмам нужен бизнес-лобби // GR News. 2015. URL: http://gr-news.ru/lobbying/для-чего-российским-фирмам-нужны-бизн (дата обращения: 10.03.2018).
17. Закрутилась машина. Башкирские парламентарии пошли навстречу таксистам // МКС. 2015. URL: http://www.mkset.ru/news/today/24471 (дата обращения: 05.04.2018).
18. Запрет на лоббистов // Хронограф. 2014. URL:
http://chronograf.ru/articles/?a=14362 (дата обращения: 05.04.2018).
19. Запрет на лоббистов // Хронограф. 2014. URL: http://chronograf.ru/artides/?a=14362 (дата обращения: 03.04.2018).
20. Интеллигентный митинг // ДЕНЬ. 2015. URL: http://dayudm.ru/article/60715/ (дата обращения: 05.04.2018).
21. Кравченко А.И. Лоббизм в России: этапы большого пути //
Политическая социология. - 1996. URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/386/909/1216/002Lobbizm.pdf (дата обращения:
05.03.2018) .
22. Куда делись все лоббисты? // The Nation. 2015. URL: http://www.thenation. com/article/178460/shadow-lobbying-complex?page=0,0 (дата обращения: 17.05.2018).
23. Либерал в окружении шейхов // Lenta.ru. 2015. URL: http://lenta.ru/articles/ 2014/01/15/belykh// (дата обращения: 03.04.2018).
24. Лоббизм // Финам. 2017.URL:
http://www.finam.ru/dictionary/wordf019F2/default.asp?n=7 (дата обращения:
05.03.2018) .
25. Лучшие лоббисты России - первый квартал 2015 года. //
Независимая газета. 2015. URL: http://www.ng.ru/ideas/2015-04-29/4_lobby.html (дата обращения: 25.03.2018).
26. Лучшие лоббисты России - первый квартал 2015 года. //
Независимая газета. 2015. URL: http://www.ng.ru/ideas/2015-04-29/4_lobby.html (дата обращения: 25.03.2018).
27. Максимов С.В. Законодательное обеспечение лоббистской деятельности в Российской Федерации: современное состояние и перспективы // Государственная Дума. 2005. URL: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4625/16349 (дата обращения: 03.03.2018).
28. Малый бизнес провел «панихиду» // Бизнес новости в Кирове. 2015. URL: http://bnkirov.ru/articles/15884 (дата обращения: 05.04.2018).
29. Менанд Л. Препарирование права голоса // Федеральный
образовательный портал Экономика. Социология. Менеджмент. 2016. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/08/23/1215101307/20.pdf (дата обращения:
05.03.2018) .
30. Минтусов И.Е. GR - теория и практика / И.Е. Минтусов, О.Г. Филатова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского Университета, 2013. 147 с.
31. Митинг-спойлер // ДЕНЬ. 2013. URL:
http://www.dayudm.ru/article/60633/ (дата обращения: 05.04.2018).
32. Первая поправка к Конституции США // Академик.2015. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/8524/Первая (дата обращения: 17.05.2018).
33. Проект Федерального закона N 396138-3 "О лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти" (ред., внесенная в ГД ФС РФ) // КонсультантПлюс. 2003. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=PRJ;n=29107 (дата обращения: 04.03.2018).
34. Профессиональный словарь лоббистской деятельности.
(составитель к.п.н П.А. Толстых) URL:
http://lobbying.ru/dictionary_word.php?id=52 (дата обращения: 01.03.2018).
35. Профессиональный словарь лоббистской деятельности.
(составитель к.п.н П.А. Толстых) // Lobbying.ru. 2015. URL:
http://lobbying.ru/dictionary_word.php?id=19 (дата обращения: 17.05.2018).
36. Профессиональный словарь лоббистской деятельности.
(составитель к.п.н П.А. Толстых) // Lobbying.ru. 2015. URL:
http://www.lobbying.ru/dictionary_word.php?id=20 (дата обращения: 17.05.2018).
37. Пчелинцев С.В. Правовое регулирование лоббистской
деятельности: канадские подходы // Федеральный образовательный портал - Экономика. Социология. Менеджмент. 2015. URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/281/936/1223/74-81_Pchelintsev.pdf (дата обращения:
27.04.2018) .
38. Разрекламированный Путину «Вятский квас» будут продавать во
всех «Ашанах» // РБК. 2015. URL:
http ://www.rbc.ru/rbcfreenews/551560c49a794769ce04a8e2 (дата обращения:
05.04.2018) .
39. Российский союз промышленников и предпринимателей // Российский союз промышленников и предпринимателей. 2015. URL: http://www.rspp.ru (дата обращения: 07.05.2018).
40. Рустэма Хамитова после скандала вокруг «Башнефти» признали
более эффективным губернатором // Коммерсант.т. 2015. URL:
http://www.kommersant.ru/ doc/2664928 (дата обращения: 25.03.2018).
41. Самые влиятельные НКО пациентов // Всероссийский союз пациентов. 2015. URL: http://www.patients.ru/news/2015/06/samye-vliiatelnye-nko- patsientov (дата обращения: 05.04.2018).
42. Сегодня ночью десятки людей были замурованы в Челнах. В буквальном смысле. // Бизнес Online. 2011. URL: http://www.business - gazeta.ru/article/36060/14 (дата обращения: 05.04.2018).
43. Совет по делам государственного управления. URL:
http://www.sgac.org (дата обращения: 17.05.2018).
44. Среднедушевые денежные доходы по субъектам Российской Федерации // Федеральная государственная служба статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 24.03.2018).
45. Табаков А.В. Политический лоббизм: теоретико -методологические аспекты исследования // Философский факультет МГУ. 2015. URL: http://new.philos.msu.ru/uploads/media/18_Tabakov_A._V._Politicheskii_lobbizm_t eoretiko-metodlogicheskie_aspekty_issledovanija.pdf (дата обращения:
05.03.2018) .
46. Татарстанское лобби в Москве // БИЗНЕС Online. 2015. URL: http://www.business-gazeta.ru/article/80343 (дата обращения: 25.03.2018).
47. Тернистый путь российского лоббизма // Эксперт Online. 2014. URL: http://expert.ru/2014/09/2Zlobbizm/29107 (дата обращения: 03.03.2018).
48. Толстых П. GR. Практикум по лоббизму в России / П. Толстых. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 250 с.
49. Фальшивые страницы ижевских политиков появились в соц.сетях
перед выборами // Izhportal.net. 2015. URL:
http://izhportal.net/news/2015/06/08/50080 (дата обращения: 05.04.2018).
50. Фельдман П.Я. К вопросу о классификации лоббистских
технологий. 2015. URL:
http://www.sovetnik.ru/press/2012/05/10/press_27218.html?template=96 (дата обращения: 05.04.2018).
51. Что мы знаем о власти в Татарстане? // Тартария. 2015. URL: http://www.tartaria.ru/press31.html (дата обращения: 25.03.2018).
52. Эксперты назвали бизнес-лоббистов на региональных выборах //
РБК. 2016. URL: http://top.rbc.ru/politics/08/07/2014/935282.shtml (дата
обращения: 03.04.2018).