Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа внутрикорпоративных коммуникаций 10
1.1. Сущность и структура внутрикорпоративных коммуникаций 10
1.2. Управление внутрикорпоративными коммуникациями в
организации 23
1.3. Оценка результативности системы внутрикорпоративных
коммуникаций в организации 40
Глава 2. Практические аспекты развития системы внутрикорпоративных коммуникаций группы компаний «КАН АВТО» 53
2.1. Анализ группы компаний «КАН АВТО» и описание системы
управления внутрикорпоративных коммуникаций 53
2.2. Исследование системы внутрикорпоративных коммуникаций
группы компаний «КАН АВТО» 69
2.3. Интерпретация полученных данных и выявление рекомендаций по совершенствованию системы внутрикорпоративных коммуникаций группы компаний «КАН АВТО» 78
Заключение 91
Библиографический список 95
Приложения
Актуальность темы исследования. В последние годы процессы глобализации и интеграции мировой экономики вывели конкурентную борьбу среди предпринимательских структур на качественно новый уровень. Тенденция такова: теперь для улучшения своих конкурентных позиций не достаточно просто предложить рынку качественный продукт, произведенный по низкой себестоимости. Данный этап развития экономики диктует компаниям необходимость выстраивать долгосрочные взаимоотношения с основными целевыми аудиториями, а также грамотно использовать свои внутренние возможности как сложного социального организма, создавая тем самым дополнительное конкурентное преимущество. По мере возрастания информационной составляющей современной экономики повышается роль коммуникационных процессов субъектов рынка, также увеличивается значение работы с информационными потоками - как внешними, так и внутренними.
Вместе с тем современные теории управления определяют коммуникации как одно из важнейших условий появления и существования организаций, а качественное управление информационно - коммуникационными процессами - как основу эффективности принятия управленческих решений, что в свою очередь влияет на достижение целей, стоящих перед компанией. Говоря о внутренних коммуникациях, нельзя не затронуть их прочную связь с корпоративной культурой компании - оба явления дополняют друг друга и не могут существовать обособленно. В связи с этим на сегодняшний день вопросам развития корпоративной культуры и внутрикорпоративных коммуникаций начали уделять большее внимание со стороны управленцев.
Тем не менее, несмотря на осознание важности и необходимости налаживания коммуникаций внутри коллектива, в российской действительности в большинстве компаний отсутствует осмысленный подход к их управлению. Внутренние коммуникации - один из самых недооцененных процессов и в случае, если они складываются хаотично, то члены трудового коллектива не понимают приоритетов компании, что отрицательно сказывается на их производительности и снижении мотивации в целом. Такое умаление значимости происходит в большей степени из-за отсутствия четкой системы ключевых показателей эффективности внутренних коммуникаций: отслеживать их результативность довольно трудно, так как нет конкретных критериев для анализа, что ставит под вопрос выделение бюджета на эти цели.
Актуальность этой проблемы обусловлена нехваткой знаний в сфере оценки и совершенствования внутрикорпоративных коммуникаций. Согласно результатам опроса, проведенного агентством Ketchum , более 50% компаний никогда не оценивали эффективность внутренних коммуникаций, то есть не имеют представления, какую отдачу получают от вложенных средств. Однако, по мнению современных специалистов по коммуникациям, подобные исследования крайне необходимы для средних и крупных компаний, особенно в период переживания компанией изменений как внутренних, так и внешних.
Степень разработанности темы. Особенность корпоративных коммуникаций проявляется в их междисциплинарном характере, вследствие чего они становятся объектом рассмотрения исследователей широкого спектра наук. В качестве источников, легших в основу исследования стали следующие работы.
С. А. Шапиро «Инновационные подходы к процессу управления персоналом организации», автор предлагает инновационные подходы к процессу управления персоналом, описывает принципы достижения целей, стоящих перед компанией, благодаря использованию человеческих ресурсов, а также описаны процессы, связанные с управлением персоналом.
Е. Г. Михайлева «Проблемы развития человеческого капитала в современном социальном поле Украины: организационный аспект» , в работе рассмотрены вопросы формирования и развития человеческого капитала в структуре организации, выделены его экономический и социологический смыслы. Монография послужила основой для выделения сущности и базовых характеристик организационной коммуникации.
А. Б. Зверинцев «Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR», в труде описаны зарекомендовавшие себя в зарубежной и отечественной практике методы и технологии коммуникационного менеджмента, способы воздействия на организационную коммуникацию, анализ проблемных ситуаций, планирование и реализация коммуникационных программ.
Следующие авторские публикации послужили базой для анализа теоретических основ исследуемой темы. М. В. Плотников, Е. В. Волкова «Внутрикорпоративные коммуникации как объект исследования современной социологии управления» и Д. П. Г авра, Д. П. Шишкин «Оценка эффективности внутрикорпоративных связей с общественностью» раскрывают многообразие классификаций инструментов внутренних коммуникаций в российских компаниях, рассматривают технологии проведения исследований их основных направлений.
Отдельные элементы изучаемой темы раскрыты в работах Н. А. Морозовой «Управление коммуникациями в организации» , М. А. Кравец «Сущность, значение и функции организационных коммуникаций» , О. А. Солоповой «Внутренние коммуникации в организациях». Они помогли раскрыть роль коммуникаций в организации и описать воздействие, которое они оказывают на рабочий процесс. Здесь же рассмотрены виды и основополагающие функции внутренних коммуникаций. Структура коммуникативного процесса рассмотрена в работе С. С. Херцан «Основные концепты исследований по внутренним коммуникациям».
Особое значение в исследовании внутрикорпоративных коммуникаций имеет корпоративная культура организации, которая рассмотрена в работах Э. Х. Шейна «Организационная культура и лидерство» , М. Г. Масиловой, Ю.В. Бурцевой «Вовлеченность персонала как характеристика организационной культуры».
Анализ степени научной разработанности темы показывает, что внутрикорпоративные коммуникации в настоящее время являются актуальной темой исследования, однако данная проблематика требует дальнейшего осмысления, так как имеющаяся сумма знаний данной области не является исчерпывающей. Роль трудового коллектива в деятельности компании первостепенна, а проблема эффективного управления им не теряет своей актуальности.
Объектом исследования является система внутрикорпоративных коммуникаций в коммерческой организации.
Предметом исследования является оценка результативности системы внутрикорпоративных коммуникаций в коммерческой организации.
Цель исследования - выявление путей усовершенствования системы внутрикорпоративных коммуникаций в коммерческой организации.
В соответствии с логикой сформулированной цели в работе должны быть решены следующие задачи:
1) изучить сущность, структуру и основные параметры внутрикорпоративных коммуникаций;
2) провести анализ особенностей управления внутрикорпоративными коммуникациями и описать основные инструменты коммуникаций;
3) изучить опыт оценки результативности внутрикорпоративных коммуникаций;
4) описать специфику изучаемой компании и ее системы внутрикорпоративных коммуникаций;
5) осуществить социологическую оценку компонентов системы корпоративных коммуникаций;
6) разработать практические рекомендации по оптимизации системы внутренних коммуникаций компании.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных специалистов сфер, касающихся коммуникаций, а также публикации (статьи, монографии), посвященные проблематике внутренних коммуникаций. Методологической базой исследования стал комплекс методов исследования коммуникаций и основополагающих элементов корпоративной культуры, а именно: описательный, системный, ситуационный, сравнительный и количественный методы. В данной работе нашли свое применение знания в области связей с общественностью, менеджмента, психологии, социологии и статистики.
Эмпирической базой исследования явились фактические данные: архивные документы и материалы группы компаний «КАН АВТО», материалы, полученные на преддипломной практике на базе данной компании, социологические данные опросов, проведенных в рамках исследования, а также материалы периодической печати, ресурсы сети Интернет.
Научная новизна работы проявляется в разработке инструментария для комплексной оценки системы внутрикорпоративных коммуникаций, благодаря которому представляется возможным проведение анализа собственными силами компании.
Структура обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, каждый из которых включает по три параграфа, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, оценивается степень разработанности темы, раскрывается практическая значимость работы.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам исследуемой темы. В первом параграфе рассматриваются понятия, имеющие отношение к теме исследования, раскрываются структурные элементы и основные характеристики объекта исследования. Во втором параграфе рассматриваются особенности коммуникационного процесса как объекта управления: описываются основные каналы и инструменты внутренних коммуникаций, их использование в зависимости от стадии развития компании, а также коммуникативные барьеры и проблемы управления внутренними коммуникациями в российских компаниях. В этой части работы обосновывается взаимосвязь коммуникаций с корпоративной культурой. Третий параграф посвящен оценке результативности системы внутренних коммуникаций: выделены основные моменты развития компании, во время которых внутренние коммуникации нуждаются в оценке, описаны характерные черты проблемы анализа, обобщенные блоки и методы оценки.
Вторая глава посвящена анализу системы внутрикорпоративных коммуникаций в группе компаний «КАН АВТО». Первый параграф описывает общие тенденции автомобильного рынка на сегодняшний момент, историю развития и становления рассматриваемой компании, ее положение на рынке, структуру, особенности развития персонала, а также основные каналы и инструменты внутренних коммуникаций. Здесь же представлен анализ корпоративного журнала компании. Второй параграф посвящен описанию проведенного исследования: выделены основные направления и блоки, важные для изучения, описаны и обоснованы выбранные методики, указаны сроки проведения исследования и его участники. Здесь же представлена платформа, на базе которой аккумулировалась обратная связь от респондентов. Третий параграф включает в себя анализ эмпирических данных, полученных в результате проведения опросов, а также проведена параллель между полученными показателями, и приведены рекомендации по совершенствованию системы коммуникаций компании с ее внутренней аудиторией. В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются его основные результаты, выводы и предложения.
Итоги анализа изучаемой проблемы показали, что человеческий капитал в структуре современных компаний требует к себе большего внимания, становясь на сегодняшний день основным фактором стабильного функционирования организации, что определяет необходимость совершенствования внутренних коммуникативных процессов, проявляющиеся в информировании персонала, принятии решений на всех уровнях, межличностном общении. Это обуславливает необходимость планомерного анализа имеющейся ситуации.
Помимо многогранности изучаемого явления, интегрированного во все организационные процессы (внутренние коммуникации выражены в различных формах, выполняют множество функций посредством всевозможных инструментов и решают большое количество задач), сложность его оценки заключается в неразрывной связи с корпоративной культурой, а также негативными тенденциями в российских компаниях.
Оценка общего состояния объекта исследования показала, что система внутрикорпоративных коммуникаций компании «КАН АВТО» является разветвленной, что еще не подтверждает ее эффективности. Находясь на стадии активного роста компании, перед руководством встает задача концентрации внимания не только на внешнем информировании, но и на регуляции информационных потоков внутри трудового коллектива, что в свою очередь, говорит о необходимости оценки результативности используемых каналов коммуникаций и их совершенствовании.
В ходе проведения исследования были выявлены основные особенности управления и организации системы внутрикорпоративных коммуникаций изучаемой компании, а также определены тенденции ее развития и пути совершенствования.
Краткая характеристика основных выводов и рекомендаций:
1. Обобщая данные по вовлеченности (77,8 %) и лояльности (60) персонала, можно говорить о благоприятном состоянии корпоративной культуры, влияющей в первую очередь на мотивацию сотрудников двигаться в направлении, необходимой компании. Однако резервы по повышению результатов компании путем увеличения названных показателей еще сохраняются. К тому же, следует обратить внимание на слабые стороны кадровой политики, выявленные в ходе опроса и связанные с нематериальной мотивацией персонала, которая выражается в повышении уровня приверженности сотрудника компании через различные поощрения, в предоставлении возможности профессионального развития, а также в создании психологического комфорта на его рабочем месте.
Для выявления причин невысоких результатов по четырем аспектам культуры компании (наличие друга среди коллег, похвала за хорошо выполненную работу, обсуждение профессиональных успехов, способствование профессиональному росту), представляется обоснованным проведение более глубокого диагностирования факторов, повлиявших на сложившуюся ситуацию.
2. Популярность и высокая оценка эффективности такого инструмента коммуникации для взаимодействия между сотрудниками, как стороннего мессенджера WhatsApp, обусловленная общей тенденцией выхода цифровых каналов на первый план, определяет необходимость его сохранения и развития. Однако в отношении использования мессенджеров в коммерческих структурах можно говорить о двух противоположных аспектах канала общения: с одной стороны это практичность и высокая скорость передачи информации, с другой - безопасность системы связи, позволяющая использовать приложение и не опасаться возможности перехвата информации злоумышленниками.
В связи с названными аспектами инструмента, следует обратить внимание на обоснованность перехода на специализированные аналоги - корпоративные мессенджеры, направленные на ведение бизнескоммуникаций, среди которых наиболее защищенным от злоумышленников признан мессенджер Slack. В случае продолжения использования приложения WhatsApp сотрудниками компании, для предотвращения атак злоумышленников возможно проведение следующих работ: установление четких правил работы с данным коммуникационным инструментом; обучение и информирование сотрудников по вопросам безопасности использования мессенджеров для рабочих коммуникаций.
3. Внутренняя среда крупной компании перенасыщена информационными ресурсами и каналами, во избежание рассеивания внимания сотрудников по возможности следует прибегнуть к объединению инструментов, решающих идентичные задачи. Несмотря на особенность портала, объединяющего стандартные инструменты корпоративного портала и социальной сети, исходя из полученных результатов исследования, следует, что его коммуникативная функция отходит на второй план.
Этот факт подтверждает необходимость отказа от такого инструмента, в частности, при введении программного решения SAP SUCCESS FACTORS, помимо основных целей которого (систематизация процесса подбора, адаптации, обучения и удержания новых сотрудников), будут решаться и коммуникационные задачи, что повторяет функционал нынешнего корпоративного портала Битрикс24.
4. Несмотря на быстрое развитие технологий и активное внедрение онлайн-решений во внутрикорпоративные процессы, на сегодняшний день сохраняется баланс между электронным и личным общением. Описанная тенденция нашла отражение в том, что в рамках исследования наиболее часто используемым и эффективным способом получения информации о текущей деятельности компании признан канал личных бесед. Данный канал коммуникаций оказался также в числе приоритетных способов общения, так как люди склонны доверять информации, полученной посредством межличностного взаимодействия.
Ориентация внутренних коммуникаций на межличностное общение определяет важность проведения мероприятий различных форматов, где сотруднику предоставляется возможность пообщаться как с коллегами других подразделений компании, так и с первыми лицами компании, напрямую задать интересующие вопросы. В связи с тем, что популярность использования канала мероприятий для взаимодействия членов трудового коллектива оказалась низкой, следует уделить внимание повышению вовлеченности сотрудников в принятии участия проводимых мероприятий.
5. В группе компаний «КАН АВТО» проводится качественная информационная политика, что подтверждается высоким уровнем осведомленности сотрудников независимо от занимаемой должности и отдаленности от головного офиса. Данное утверждение подтверждается также высокой оценкой уровня организации взаимодействия сотрудников и уровня удовлетворенности реакцией руководства на обратную связь. Более того, эффективность канала внешних источников признана сотрудниками как низкая, что также определяет положительную динамику развития информационной политики, так как к внешним источникам прибегают тогда, когда не хватает информации внутри компании.
Результаты, полученные в ходе исследования системы внутренних коммуникаций компании, имеют положительную динамику. Тем не менее, показатели в целом выше среднего - 70% - 80%, что определяет наличие резервов по их повышению. Основные действия, обеспечивающие эффективную работу внутрикорпоративных коммуникаций: непрерывный анализ рынка в сфере функционирования компании, обзор и внедрение новых инструментов коммуникаций, учет интересов групп общественности, качественная организация обратной связи.
1. Богатырев А. И., Канюга М. Коммуникационный аудит как инструмент мониторинга коммуникативной политики организации // Уральский федеральный университет. - 2013. - №7.
2. Большакова Ю.М., Волкова Е.В. Внутрикорпоративные коммуникации: стратегии и практики реализации // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования СГУ: научный журнал. - 2013. - №4.
3. Гавра Д. П., Шишкин Д. П. Оценка эффективности внутрикорпоративных связей с общественностью // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2012. №4.
4. Гайдаржи Е.С. Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности коллективных субъектов труда: автореферат. дис. Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности коллективных субъектов труда. / Гайдаржи Евгений Сергеевич. - М.: Издательство Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, - 2007. - 22с.
5. Корпоративный журнал «КАН АВТО family». - 2018. - №10.
6. Корпоративный журнал «КАН АВТО family». - 2018. - №11.
7. Кравец М. А. сущность, значение и функции организационных коммуникаций // современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.
8. Масилова М. Г., Бурцева Ю. В. Вовлеченность персонала как характеристика организационной культуры // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, - 2013. - №3.
9. Морозова Н.А. Управление коммуникациями в организации // Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление. - 2010. - № 2.
10. Окатов А.В., Соловьев Д.А. Понятие и виды корпоративной культуры // Вестник Тамбовского университета. - 2017. - №3 (11).
11. Пешкова О. А. Изучение и совершенствование организационных коммуникаций // Молодой ученый. - 2012. - №7.
12. Плотников М.В., Волкова Е.В. Внутрикорпоративные коммуникации как объект исследования современной социологии управления // Социально-
экономические преобразования и проблемы: сборник научных трудов. - 2017. - №7.
13. Солопова О.А. Внутренние коммуникации в организациях // Молодежный вестник СПбГИК. - 2016. - № 2 (6).
14. Суровцева Е. С. Актуальные проблемы управления организационными коммуникациями // Вестник ТГУ. - 2008. - № 2 (58).
15. Херцан С. С. Основные концепты исследований по внутренним коммуникациям // Проблемы современной науки и образования / Problems of modem science and education.- 2015.- № 36.
16. Аксенова Е.А. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов / М.: ЮНИТИ, 2009. - 560 с.
17. Губко М.В., Новиков Д.А. Теория игр в управлении организационными системами. - М.: Синтег, 2002. - 148 с.
18. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: «Фирма Гардарика», 1996. - 576 с.
19. Даудрих Н.И. Особенности организации онлайн исследований при изучении внутрикорпоративных коммуникаций // Тр. конф. «Современная социология - современной России» / НИУ «ВШЭ». - М., 2012.
20. Дорофеева Л. И. Основы теории управления: учебное пособие / Л. И. Дорофеева - Саратов: СГУ, 2015. - 433 с.
21. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. - СПб.: Союз, 1997. - 288 с.
22. Каймакова М. В. Коммуникации в организации: учебное пособие / М. В. Каймакова. - Ульяновск : УлГТУ, 2008. - 73 с.
23. Кверк Б. Создавая связи. Внутрикорпоративные коммуникации в бизнесстратегии. - М.: Вершина, 2006. - 416 с.
24. Костылева Н. В., Котляревская И. В., Мальцева Ю. А. Управление коммуникациями в менеджменте: учебное пособие / Н.В. Костылева, И.В. Котляревская, Ю.А. Мальцева - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 127 с.
26. Маслова В.М. Управление персоналом. - М.: Юрайт, 2013. - 496 с.
27. Минаева Л.В. Внутрикорпоративные связи с общественностью. Теория и практика. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 287 с.
28. Михайлева Е.Г. Проблемы развития человеческого капитала в
современном социальном поле Украины: организационный аспект:
монография. - Харьков: Издательство НУА, 2016. - 352 с.
29. Музыкант В.Л. Маркетинговые основы управления коммуникациями / В. Л. Музыкант. - М.: Эксмо, 2008.- 832 с.
30. Несмеева А. Все о внутренних коммуникациях. / Сост. Анна Несмеева. - М.: ИД «МедиаЛайн», Альпина Паблишер, 2013. - 240 с. - серия "Корпоративные коммуникации".
31. Орлова Т.М. Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами/ Т.М. Орлова. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 256 с.
32. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук; Ваклер, 2001. - 650 с.
33. Сердобинцева Е. Н. Структура и язык рекламных текстов: учебное пособие / Е. Н. Сердобинцева. - М.: Флинта Наука, 2010. - 139 с.
34. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации: учебное пособие / А.В. Соколов. - СПб.: СПбГУП, 1996. - 320 с.
35. Фролов С.С. Социология организаций: учебник / С.С. Фролов. - М.: Гардарики, 2001. - 384 с.
36. Шапиро С.А. Инновационные подходы к процессу управления персоналом организации. Монография/ С.А.Шапиро - М.: РХТУ им Д.И. Менделеева, 2011. - 152 с.
37. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака — СПб: Питер, 2002. — 336 с: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).
38. Шибалкин Ю. А. Основы управления персоналом: Учебное пособие. / Ю. А. Шибалкин.- М.: МГИУ, 1998 г. - 260 с.
40. Кукебаева Н. Топ-5 трендов внутренних коммуникаций в новом году
[Электронный ресурс] // Проект Алексея Широкопояса. Об управлении персоналом, карьере и эффективности сотрудников. - 2017. - URL: http://hr- media.ru/top-5-trendov-vnutrennih-kommunikatsij-v-novom-godu/ (дата
обращения: 27.01.2018).
41. Основные элементы коммуникационного процесса [Электронный ресурс]
// Журналистика: теория и практика, этика и правила. - URL:
http://zhurnalistika.net/20110313322/teoriya-zhurnalistiki/teoriya- zhurnalistiki/osnovnye-elementy-kommunikatscionnogo-protscessa.html (дата обращения: 29.01.2018).
42. Коммуникационный процесс и каналы передачи информации [Электронный ресурс] // Учебные материалы для студентов. - URL: https: //studme.org/50367/menedzhment/kommunikatsionnyy_protsess_kanaly_per edachi_informatsii (дата обращения: 29.01.2018).
43. Обратная связь в говорении и слушании [Электронный ресурс] // Мелочи
журналистики. - URL: http://its-journalist.ru/Articles/obratnaya_svyaz..html
(дата обращения: 28.01.16).
44. Система внутренних коммуникаций: функции, основные модели и элементы [Электронный ресурс] // сайт компании, предоставляющей инновационные консалтинговые, аутсорсинговые и образовательные услуги в различных областях управления “ПраксисКом”. - URL: https://praxiscom.ru/sistema-vnutrennih-kommunikatsiy-fun/ (дата обращения:
02.02.2018) .
45. Стратегия развития внутрикорпоративных коммуникаций [Электронный ресурс] // Учебные материалы для студентов. - URL: studme.org/67209/marketing/strategiya_razvitiya_vnutrikorporativnyh_kommunik atsiy (дата обращения: 15.02.2018).
46. Управление внутрикорпоративными коммуникациями [Электронный
ресурс] // Издательский дом «Имидж-медиа». - URL: www.image-
media.ru/blog/57/ (дата обращения: 25.02.2018).
47. Елимосо А., Кан Г., Плотников Д. Эволюция служб внутренних коммуникаций в российских компаниях [Электронный ресурс] // Исследование Moscow consulting group. - 2017. - URL: https://goo.gl/HU85cx (дата обращения: 10.03.2018).
48. Как построить систему внутрикорпоративных коммуникаций [Электронный ресурс] // сайт компании «Технология найма». - URL: Шр8://18.§ё/МЫБдМХдата обращения: 12.03.2018).
49. Белякова Я. Геймификация [Электронный ресурс] // Сетевое издание
AdIndex.ru. - 2018. - URL:
https://adindex.ru/publication/hr/dayman/2018/04/4/170189.phtml (дата
обращения: 05.04.2018.)
50. Теория поколений XYZ [Электронный ресурс] // сайт проекта «4Brain». - URL: https://is.gd/ShZYxP (дата обращения: 12.04.2018).
51. Стародубцева Е. Это заставит поколение Y работать лучше [Электронный ресурс] // Бизнес-медия Rusbase. - 2016. - URL: https://rb.ru/opinion/lu4she/ (дата обращения: 12.04.2018).
52. Маттхийс Л. Как сотрудник становится посланником бренда? [Электронный ресурс] // Бизнес школа Vlerick. - 2015. - URL: https://www.vlerick.com/ru/about-vlerick/news/how-does-an-employee-turn- brand-ambassador (дата обращения: 16.04.2018).
53. Хамми И. Сотрудники Uber отреагировали на скандалы добрым словом. [Электронный ресурс] // Сетевое издание Neo HR. - 2017. - URL: neohr.ru/korporativnaya-kultura/article_post/sotrudniki-uber-otreagirovali-na- skandaly-dobrymi-slovami (дата обращения: 20.04.2018).
54. UBER: Корпоративная культура американского стартапа в России [Электронный ресурс] // HR-Portal: Сообщество HR-Менеджеров. - URL: www.hr-portal.ru/article/uber-korporativnaya-kultura-amerikanskogo-startapa-v- rossii (дата обращения: 22.04.2018).
55. Несмеева А. Корпоративная культура в практике бизнеса. [Электронный
ресурс] // Сообщество внутренних коммуникаторов. - URL: inside-
pr.ru/zhurnal/korp-kultura/korp-kultura/item/1230-korporativnaya-kultura-v- praktike-biznesa (дата обращения: 25.04.2018).
56. Несмеева А. Внутренние исследования своими силами. [Электронный ресурс] // Сообщество внутренних коммуникаторов. - URL: https://inside- pr.ru/zhurnal/kommunikatsii/item/273-vnutrennie-issledovaniya-svoimi-silami (дата обращения: 27.04.2018).
57. HR в фокусе внимания. [Электронный ресурс] // Интернет-портал
HRM.RU. - URL:
http://hrm.rU/db/hrm/08F0746347BA9462C325715A002EAEFA/print/1/category. html (дата обращения: 27.04.2018).
58. Диагностика системы внутрикорпоративных коммуникаций
[Электронный ресурс] // Сайт консалтингового агентства «Инкорпоре». - URL: http://incorpore.ru/ru/services/vnutr/service_7.html (дата обращения:
28.04.2018) .
59. Как делается коммуникационный аудит [Электронный ресурс] // Сайт
проекта «BuhOnline24.ru». - URL:
http://buhonline24.ru/audit/kommunikacionnyj-audit.html (дата обращения:
29.04.2018) .
60. Рудавина Е. Внутренние коммуникации компании [Электронный ресурс] // Деловой мир. - URL: www.delovoymir.biz (дата обращения: 30.04.2018).
61. Employee Engagement. What’s Your Engagement Ratio? [Электронный ресурс] // Gallup. Business Journal. - URL: http://www.gallup.com/consulting/121535/Employee-EngagementOverview- Brochure.aspx (дата обращения: 30.04.2018).
62. Лояльность сотрудников [Электронный ресурс] // Digital сервис для
оценки и развития вовлечённости «Happy job». - URL: https://happy-
job.ru/types-of-surveys/loyalty-survey-and-eNPS (дата обращения: 30.04.2018).
63. Как измерить лояльность персонала к компании [Электронный ресурс] //
Блог профессионального сообщества менеджеров по персоналу. - 2017. - URL: http: //hr-elearning. ru/kak-izmerit-loyalnost-personala-k-kompanii/ (дата
обращения: 30.04.2018).
64. Автомобильный рынок РФ: итоги 2016 года и перспективы [Электронный ресурс] // Институт комплексных стратегических исследований ИКСИ. - 2017. - URL: https://icss.ru/otrasli-i-ryinki/mashinostroenie/avtomobilnyij-ryinok- rf-itogi-2016-goda-i-perspektivyi (дата обращения: 04.05.2018).
65. Рост продаж легковых автомобилей продемонстрировали все
федеральные округа РФ [Электронный ресурс] // Аналитика базы данных «Автостат». - 2018. - URL: https://avtostat-info.com/News/6571 (дата
обращения: 04.05.2018).
66. Авторынок Казани: переформат дилеров, приход новых игроков и осторожный рост [Электронный ресурс] // Интернет-газета «Реальное время».
- 2018. - URL: https://realnoevremya.ru/articles/89385-v-kazani-nametilsya-rost- na-rynke-prodazh-avtomobiley (дата обращения: 04.05.2018).
67. Самый большой дилерский центр LADA [Электронный ресурс] // портал сетевого издания VistaNews. - 2018. - URL: https://vistanews.ru/auto/216753 (дата обращения: 04.05.2018).
68. «КАН Авто» обновил салон АвтоВАЗа в Казани [Электронный ресурс] //
Сайт «АвтоБизнесРевю». - 2018. - URL:
http: //abreview.ru/ab/news/kan_avto_obnovil_salon_avtovaza_v_kazani/ (дата
обращения: 04.05.2018).
69. Об отделе развития персонала [Электронный ресурс] // Сайт группы компаний «КАН АВТО». - URL: http://kanavto.ru/job/otdel-razvitiya-personala/ (дата обращения: 06.05.2018).
70. Фирменный допинг [Электронный ресурс] // Сайт «Коммерсатъ». - URL: https://www.kommersant.ru/doc/2565173 (дата обращения: 07.05.2018).
71. Вовлекать - не значит развлекать персонал. [Электронный ресурс] //
Информационный портал «Человеческий фактор». - 2016. - URL:
http://human-factors.ru/trendy/assessment-employee-engagement (дата
обращения: 07.05.2018).
72. асчет выборки маркетингового исследования [Электронный ресурс] //
Сайт «Маркетинг. Консалтинг». - URL:
http://surin.marketolog.biz/calculator.htm (дата обращения: 08.05.2018).
73. Сквозное шифрование [Электронный ресурс] // Сайт приложения
WhatsApp - URL: https://faq.whatsapp.com/ru/general/28030015 (дата
обращения: 18.05.2018).
74. Сообщения в WhatsApp могут прочитать посторонние. И это не собираются исправлять [Электронный ресурс] // Сайт проекта «Meduza». - 2017. - URL: https://meduza.io/feature/2017/01/13/soobscheniya-v-whatsapp- mogut-prochitat-postoronnie-i-eto-ne-sobirayutsya-ispravlyat (дата обращения:
18.05.2018) .
75. Как защитить деловую переписку в мессенджерах [Электронный ресурс] // Сайт проекта «Meduza». - 2018. - URL: https://meduza.io/cards/vsya-moya- delovaya-perepiska-v-messendzherah-kak-ee-zaschitit (дата обращения: