Введение 3
Глава 1. Туризм и туристский рынок. Основные понятия 6
1.1 Понятие и сущность туризма 6
1.2 Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений 11
1.3 Характеристика туристского рынка в наиболее развитых регионах
России 16
Глава 2.Анализ состояния туристского рынка на примере города Сочи26
2.1 Характеристика рекреационной системы г.Сочи 26
2.2 Анализ динамики развития туристского рынка в Краснодарском Крае 29
2.3Анализ развития туристского рынка г.Сочи 37
Глава 3. Мероприятия по увеличению туристского потока г.Сочи 50
3.1 Отпуск по обмену 50
3.2 Путешествия по местам былой славы кино 55
3.3 В отпуск со своим любимым питомцем 59
Заключение 67
Список использованных источников 73
Туризм это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации этой отрасли удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого -обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время, он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Туристическую индустрию можно рассматривать как совокупность гостиниц или иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения, организаций, осуществляющих туристическую деятельность, организаций, предоставляющих услуги гидов-переводчиков.
В силу ряда причин индустрия туризма, рассматриваемая в качестве отрасли, редко удостаивается такого внимания со стороны общества, которое отвечало бы ее роли в экономической деятельности. Одна из главных причин отсутствие правильно организованного статистического учета туристической деятельности, когда экономические показатели туризма «растворяются» в данных других отраслей народного хозяйства.
В современной обстановке, процесс расширения контактов между странами, вызванный, прежде всего интеграционными процессами в экономике, развитием телекоммуникаций, ростом торговли, повышением географической мобильности и увеличением туристских потоков, инициировал рождение беспрецедентного в истории диалога культур стран и народов.
Отрасль туризма по праву считается одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, являясь активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран, международный туризм воздействует на их социальную, культурную и экологическую среду.
Значение туризма в мире постоянно растет, что связано с возросшим влиянием этой сферы на экономику. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства.
Ресурсные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием иностранных туристов в несколько раз.
В РФ в настоящее время постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей существенными выгодами для социально-экономического развития страны в целом и ее отдельных регионов.
Развитие туризма в нашей стране до уровня западноевропейских стран - важная задача, решение которой поможет ее экономическому развитию.
Поэтому неслучайно, что интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее практически все страны мира, в том числе и Россию.
В большинстве высокоразвитых стран более половины населения проводит отпуска вне дома, причем большая часть из них выезжает за рубеж и эта часть населения увеличивается год от года.
Именно из-за большой доходности туризма, особенно международного, правительства многих стран активно участвуют в создании туристской инфраструктуры.
Туризм кроме того, ускоряет развитие ряда отраслей экономики: строительства, производства товаров повышенного туристского спроса, городского хозяйства и других. В Европе создана общеевропейская система туристских дорог, чему способствовал большой наплыв автотуристов. Туризм стимулировал развитие производства сувениров, ювелирной промышленности, полиграфической базы, специализированной на издании литературы для туристов. Туризм - один из основных источников создания дополнительных рабочих мест.
Сочи сегодня это перспективная территория для выгодных инвестиций в туристскую индустрию: сформировано законодательство, которое
защищает и гарантирует права инвесторов, обеспечивает им предоставление налоговых льгот, гарантий администрации края и других форм государственной поддержки, создаются благоприятные условия пользования землей.
Теоретико методологической базой исследования послужили Федеральные законы, касающиеся сферы туризма в России, труды отечественных экономистов, публикации периодической печати, интернет ресурсы
При выполнении работы были поставлены следующие цели:
-Изучение и конкретизация основных понятий, связанных с туризмом
-Изучение роли туризма в экономике страны
-Анализ состояние туристского рынка
-Изучение курортно-рекреационного потенциала города Сочи -Изучение перспектив развития туристского рынка -Анализ возможных вариантов увеличения туристского потока в Сочи - Разработка мероприятий по увеличению туристского потока Сочи
Краснодарский край и непосредственно Сочи обладает огромными
потенциальными возможностями по развитию туристской сферы. Однако эти
возможности до последнего времени не были использованы в достаточной недостаточной степени. Основные причины такого положения, определяются как социально-экономическим кризисом в стране, так и
недостаточным уровнем развития инфраструктуры туризма в России.
Развитие туризма в России – важное направление деятельности в нашей
экономике. Россия – исключительно привлекательная страна, причём не
только для иностранцев, но и для россиян.
Успешное развитие внутреннего туризма в последние годы особенно
заметно в регионах страны.
В настоящее время наибольшая загрузка характерна для гостиниц
Москвы, Краснодарского и Республики Татарстан .
Курортное дело можно смело назвать одной из отраслей нашей
экономики. И эта отрасль, так же как и другие, требует вложений капиталов.
Туризм стимулирует развитие других сопредельных отраслей
экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства
товаров народного потребления и др. Наряду с высоким экономическим
потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает
значительное влияние на занятость населения.
В будущем прогнозируется рост туризма на 35,8% или на 22,1 млн. руб.
Следует отметить, что рост обеспечен благодаря усилению материально-технической базы размещения, повышением уровня и культуры услуг. За 3
года она удвоилась.
Ресурсные возможности России позволяют при соответствующем
уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием иностранных
туристов в несколько раз.69
Объем вовлеченных в оборот природных ресурсов позволяет вести
рекреационно-туристскую деятельность в течение всего года, хотя теплый
сезон, конечно, предпочтительнее. Основной природный фактор рекреации -
море. В пределах города насчитывается 123 пляжа. Общая площадь
действующих пляжей города составляет 1866 тыс. кв. м, при этом ширина
пляжа колеблется от 0 м до 55 м.
Природный потенциал морской рекреации можно оценить с помощью
показателей предельной емкости пляжей. В таблице 6 приведен расчет
показателей предельной емкости пляжей по районам г. Сочи. Хостинский и
Центральный районы объединены, поскольку территориально они
представляют собой в значительной мере единый рекреационный комплекс.
Предельная разовая вместимость пляжей рассчитана исходя из нормы 4,5
м
2 на человека с учетом средней продолжительности купального сезона 180
дней и среднем коэффициенте сменяемости посетителей, равном 2. Расчет
предельно возможного количества посещающих пляжи за купальный сезон
сделан исходя из средней продолжительности пребывания 12,5 дней.
Пропускная способность пляжей практически определяет
рекреационную пропускную способность всего субрегиона в теплый сезон,
поскольку все туристы, размещающиеся в пределах прибрежной зоны,
считают морские купания главной целью (или одной из главных целей)
поездки. Вместе с тем значительное количество туристов приезжает с
несколькими целями, в том числе, лечебными
Сочи – один из городов Краснодарского края, являющегося субъектом
Российской Федерации, расположен в южной части края между предгорьями
Большого Кавказа и берегом Черного моря от реки Шепси на северо-западе,
до реки Псоу на юго-востоке.
Сочи является самым длинным городом не только в России, но и на
всем континенте. Протяженность курорта составляет 145 километров, а
расположен он на одной географической широте с пустыней Гоби и
знаменитой французской Ривьерой.70
В РФ в настоящее время постепенно формируется реалистичный
подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей
существенными выгодами для социально-экономического развития страны в
целом и ее отдельных регионов.
На основании изложенного можно сделать выводы о том, туризм будет
развиваться высокими темпами, превышающими темпы развития основных
отраслей национальных экономик.
Сочи - развитый регион России. Ведущие отрасли: сельское хозяйство,
промышленность, курортно-рекреационный комплекс.
Сочи обладает развитой сетью железных и автомобильных дорог,
имеются несколько аэропортов, в том числе международные, морские порты.
Климатические особенности курортов Краснодарского края
характеризуются таким набором средних многолетних параметров и их
сочетанием, которые считаются наиболее комфортными, создают наиболее
благоприятные условия для укрепления здоровья человека и многократно
повышают эффективность санаторно-курортного лечения. В целом
рекреационные ресурсы Азово-Черноморского побережья имеют высокую
эстетическую, познавательную и оздоровительную ценности и могут быть
широко использованы в различных видах туризма.
Сегодня лечение морем занимает одно из ведущих мест в курортной
медицине большинства мировых курортов. Азово-Черноморское побережье
края является единственным в России субрегионом, который в полном
объеме может предоставить комплекс талассотерапии или приморской
климатотерапии.
Сочи сегодня это перспективная территория для выгодных инвестиций
в туристскую индустрию: сформировано законодательство, которое
защищает и гарантирует права инвесторов, обеспечивает им предоставление
налоговых льгот, гарантий администрации края и других форм71
государственной поддержки, создаются благоприятные условия пользования
землей.
Туризм кроме того, ускоряет развитие ряда отраслей экономики:
строительства, производства товаров повышенного туристского спроса,
городского хозяйства и других. В Европе создана общеевропейская система
туристских дорог, чему способствовал большой наплыв автотуристов.
Туризм стимулировал развитие производства сувениров, ювелирной
промышленности, полиграфической базы, специализированной на издании
литературы для туристов. Туризм - один из основных источников создания
дополнительных рабочих мест.
Санаторно-курортный и туристский комплекс Азово-Черноморского
побережья Краснодарского края занимает в крае ведущее место по числу
санаторно-курортных организаций и их вместимости: его доля по числу
санаторно-курортных и туристских организаций составляет 75,6 процента, по
числу мест в них - 97,2 процента, по числу отдохнувших в них - 95,0
процентов. Доля предприятий гостиничного сектора составляет лишь 30,9
процента, по числу мест в них - 67,4 процента.
Уникальность курортам Краснодарского края придает богатейшая
гидроминеральная база региона, которая представлена минеральными водами
бальнеологического и питьевого профиля, лечебными грязями.
Поэтому для дальнейшего развития курортов Краснодарского края
помимо изыскания новых месторождений природных лечебных ресурсов
необходимо создавать новые подходы к лечению минеральными водами и
лечебными грязями, разрабатывать новые медицинские технологии и
современные методы и методики лечения.
Сохраняя уникальность имеющегося опыта организации санаторнокурортного лечения в России, который в 46 странах мира взят за образец,
необходимо сформировать новый лечебный курортный продукт, отвечающий
требованиям мировых стандартов.72
Создание такого продукта практически невозможно без проведения
научно-исследовательских работ и ведения маркетинговых исследований по
его реализации.
Возрождается внутренний туризм. Разрабатывается новая государст
венная концепция развития туризма в условиях рыночных отношений,
расширяются международный туристский поток и география туристских
поездок. При этом приоритетными направлениями государственного регу
лирования туристской деятельности являются поддержка и развитие
внутреннего и въездного туризма.
Стратегической целью Концепции является формирование условий для
создания на территории Сочи современного, конкурентоспособного и
высокоэффективного санаторно курортного и туристского комплекса, дос
тупного для всех слоев населения страны.
Подводя итоги можно сказать, что в Сочи есть всё необходимое для
многократного увеличения туристского потока и список моих мероприятий
является осуществимым.
При выполнении работы было выполнено следующее:
-Изучены и конкретизированы основные понятий, связанные с
туризмом
-Изучена роль туризма в экономике страны
-Анализ состояния туристского рынка
-Изучен курортно-рекреационного потенциала города Сочи
-Изучены перспективы развития туристского рынка Сочи
- Разработаны мероприятия по увеличению туристского потока Сочи
-Составлены таблицы для большей наглядности
1.Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: [федер.
закон: принят Гос.Думой 24 нояб. 1996 г.: по состоянию на 28 дек. 2016 г.]. -
СПб.: Стаун-кантри. 2017. — 15 с.
2.Конституция Российской Федерации (в ред. От 21.07.08). - М.: "Кодекс",
2008.
3.Гражданский кодекс РФ. Ч.1-4. -М.: "Кодекс", 2008.
4.Налоговый кодекс РФ. Ч.1-2. -М.: 2008.
Стандарты
5.ГОСТ Р 50690-2017 Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские
услуги. Общие требования. - М.: Стандартанформ, 2017.
6.ГОСТ Р 50690-2015 Туристские услуги. Общие требования. - М.:
Стандартанформ, 2015.
Книги, монография
7. Александрова, А.Ю. Внутренний туризм: учебник для студентов вузов,
обуч. по специальности «География» / А.Ю Александрова.-2-е изд,перераб. И
доп – М,:КНОРУС, 2016,-460с
8.Говоров Б.В. Развитие индустрии туризма в условиях кризиса // Сборник
научных статей по материалам международной научно-практической
конференции «Роль туризма в модернизации экономики российских
регионов», - Петрозаводск: КарНЦ РАН –2016,-300с
9. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Страхование: Учебник для вузов. -СПб:
Питер, 2014,-230с
10.Гуляев В.Г. Организация туристических перевозок. - М.: Финансы и
статистика, 2015,-130с
11.Зорин И.В. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы:
Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2014,-156с
12. Пинкин Ю.В. Справочник туриста. - М.: Феникс,2014,-219с
13. Моисеева Н.К. Международный маркетинг: Учебное пособие. – М.:
Центр экономики и маркетинга, 20015,-330с
14.Менеджмент туризма: учеб. для вузов/ А.Д. Чубновский, М. А. Жукова. –
М.: Финансы и статистика, 2012,-127с74
15.Международные экономические отношения. Учебник /Под общей
ред.проф. В.Е. Рыбалкина.- М .:ЮНИТИ,2015,- 200с
16. Кудров В.М.Мировая экономика:Учебник.-М.:Издательство БЕК,2013-
156с
17. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и
политика/ Пер. с англ.-М.:Юнити,2015,-336с
18.Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм:
Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. – М.: ЮНИТИ,
20010,-240с
19. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: Пер.
с англ. –2-е европ. изд. –М.: СПб.; К.: Издат. Дом “Вильямс”, 2011,-280с
20.Ковтунов И. Будущее туризма связано с компьютерными технологиями //
Туринфо – 2010,-180с
21. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. – М.: Финансы и
статистика, 2013,- 148с
22. Гостиничное и ресторанное дело, туризм: Сб. нормат. док. – Ростов Н/Д:
Феникс. – 2014,- 237с
23. Арвах Ю.И. Перспективы устойчивого развитии туризма на курорте
Геленджик: Сочинский гос. ун-т. туризма и курортного дела – Краснодар:
Б.И. – 2012,-120с
24.Акшинин С. Б. Шабашев В. А. Конкуренция: Современная тенденция,
проблемы становления. – Москва: 2011,-150с
25.Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб.
пособие.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 2012,-213с
26. Международные экономические отношения. Учебник /Под общей
ред.проф. В.Е. Рыбалкина.- М .:Юнити,20014,-219с
27.Менеджмент туризма: учеб. для вузов/ А.Д. Чубновский, М. А. Жукова. –
М.: Финансы и статистика, 2016,-358с
28.Менеджмент туризма: Учеб. Для студентов /Авт.сост. И.В. Зорин.– М.:
РМАТ,20013,-200с
29. Моисеева Н.К. Международный маркетинг: Учебное пособие. – М.:
Центр экономики и маркетинга, 2012,-280с75
30.Сенин В.С. Введение в туризм: Учебник. –М.: Наука, 2013,-120с
31.Кругман, П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и
политика/ Пер. с англ.-М.:Юнити,2013,-220с
32.Разумовский, В.А. Управление маркетинговыми исследованиями в
регионе / В.А. Разумовский, Д.А. Андреев. - М., 2015. -210 с
Депонированные научные работы
33. Разумовский, В.А. Управление маркетинговыми исследованиями в
регионе / В.А. Разумовский, Д.А. Андреев. - М., 2012. -210 с. - Деп. в ИНИОН
Рос. акад. наук 22.07.12, N 139876.
Печатная периодика
34.Квартальнов, А.В., Чабанюк, О.В. Современное состояние и перспективы
развития въездного туризма в Российской едерации//Современные
исследования социальных проблем ,- М.: Общество с ограниченной
ответственностью «Научно-инновационный центр» 2015, №6,-549-571с.
35.Левченко, К.К. Основные особенности и тенденции развития рынка
туризма//Транспортное дело России- М.: Общество с ограниченной
ответственностью Редакция газеты Московские вести России 2016,№7.-14-
16с.
Электронные ресурсы
36. Аналитическое агентство ТурСтат [Электронный ресурс].- Режим
доступа: http://turstat.com
37. Всемирная туристическая организация –
WorldTourismOrganizationUNWTO. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http//www.unwto.org
38. Администрация города Сочи - официальный сайт [Электронный ресурс].-
Режим доступа: https://www.sochi.ru
39. Мировой Атлас данных [Электронный ресурс].- Режим
доступа:http://knoema.ru/atlas
40.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].-
1999-2018/- Режим доступа: http://www/gks.ru/