Введение 3
Глава 1. Теоретические основания исследования Я-концепции студентов и успешности овладения ими учебно-профессиональной деятельностью 6
1.1 Понятие Я-концепции. Ее психологические особенности 6
1.2 Успешность овладения профессиональной деятельностью 11
1.3 Исследование Я-концепции студентов и успешность овладения ими
учебно-профессиональной деятельностью 18
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимосвязи Я- концепции студентов и успешности овладения ими учебно-профессиональной деятельностью 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Изучение Я-концепции студентов 28
2.3 Изучение овладения учебно-профессиональной деятельностью 37
2.4 Анализ и интерпретация результатов исследования 42
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения 52
Проблема Я-концепции относится к числу основных проблем психологии обучения. С одной стороны такое ее положение объясняется тем, что главной психологической характеристикой той или иной деятельности, в том числе и обучения, является мотивация, а с другой, управление мотивацией дает возможность управлять и учебным процессом, что является весьма важным для достижения его успешности.
Исследование особенностей мотивации в определенных условиях обучения направлено на развитие личности студента с высоким социальным и профессиональным статусом, которое обеспечивает его конкурентоспособность на современном рынке труда. Я-концепция - это совокупность представлений личности человека как самого себя в сочетании с их оценкой. Описательная составляющая самооценки - это образ себя или картины самого себя; компонент, который связан с отношением к себе или к собственным качествам - самоуважение или принятие себя. Я-концепция определяет не только то, кто человек, но и то, что он думает о себе, как он смотрит на свое начинание, основанное на активности, и возможности развития в будущем. [1]
Среди различных видов социальной активности человека, профессиональная деятельность занимает особое место. Человек, как предмет деятельности, основную часть жизни отдает профессионализму, что является главным направлением развития человеческой сущности.
В данных, которые дают современные публикации, под профессией подразумевается «сообщество», «деятельность и область личного проявления». Человек может преобразовывать профессиональную деятельность, увеличивая область применения своих сил, продвигая новые средства, методы работы, внедряя новые творческие элементы. [2].
Объект исследования - структура мотивационной сферы студентов медицинского ВУЗа. Предмет исследования - взаимосвязь Я-концепции и успешности освоения врачебной специальности у студентов медицинского ВУЗа.
Цель исследования - исследование особенностей взаимосвязи Я- концепции студентов и успешности овладения ими учебно-профессиональной деятельностью.
В соответствии с целью, сформулированы задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основания исследования Я-концепции студентов и успешности овладения ими учебно-профессиональной деятельностью;
- провести эмпирическое исследование особенностей взаимосвязи Я- концепции студентов и успешности овладения ими учебно-профессиональной деятельностью
Гипотеза исследования: установить взаимосвязь между доминированием познавательных мотивов и успешностью обучения в ВУЗе.
Для решения поставленной цели были использованы следующие задачи:
1) теоретические, включающие в себя изучение и анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования, обобщение, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, моделирование;
2) эмпирические, включающие в себя:
- анкетирование методикой «Изучения мотивации обучения в ВУЗе» [Ильина Т. И.];
- рейтинговая оценка: уровень успешности обучения определялся с помощью средних значений.
Эмпирическую базу исследования составили результаты диагностики студентов Казанского государственного медицинского университета. Выборку составили 1 группа студентов-медиков 1-го курса и вторая группа студентов обучающихся на шестом курсе. Всего в эмпирическом исследовании приняли участие 21 испытуемых - студентов 1 курса ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» в возрасте 18-19 лет, 21 испытуемых - студентов 6-го курса в возрасте 22-23 лет.
Теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты в ходе исследования углубляют представления о развитии самосознания студентов в процессе их профессионального развития; способствуют пониманию происходящих процессов в области высшего образования в России.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты, которые были получены, могут быть использованы в прикладных психолого-педагогических исследованиях, способствуя дальнейшей разработке проблемы взаимосвязи Я-концепции студентов медицинского института и их успешностью обучения.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложений.
В данной выпускной квалификационной работе было проведено исследование взаимосвязи Я-концепции в ВУЗе у студентов первого и шестого курсов ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» на успешность обучения.
В теоретической части выпускной квалификационной работы были исследованы вопросы Я-концепции и их взаимосвязи с успешность учебной деятельности студентов, в результате чего были сделаны следующие выводы:
1. Под успешностью обучения понимают качественную характеристику результатов учебной деятельности конкретного субъекта, являющаяся одним из степеней результативности, эффективности, продуктивности образовательного процесса.
На успешность обучения студентов оказывают влияния различные факторы, такие как: особенности мотивационной сферы учащихся; процесс усвоения; умение усваивать знания, и навыки и способность успешно использовать их для решения задач; характер учебной мотивации, ее структура.
2. Изучение Я-концепции обучения в высшем медицинском учебном заведении, стремлением к успеху является основным условием развития и становления психологических личностных структур будущего врача.
Понимание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к развитию принципа мотивационного обеспечения учебного процесса, важность которого предопределил постановку гипотезы исследования, заключающаяся в процессе обучения в ВУЗе. Изучение выбранной специальности понижается, что неблагоприятно сказывается на успешности обучения; преобладание познавательного мотива способствует повышению успешности обучения в ВУЗе.
3. В практической части выпускной квалификационной работы было проведено исследование взаимосвязи Я-концепции и успешности обучения студентов. Выборку составили студенты первого и шестого курса ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет». В качестве психодиагностического инструментария использовалась методика «Изучение Я-концепции в ВУЗе».
В результате проведенного исследования было выявлено, что у первокурсников мотивы учебной деятельности не полностью организованы и осознаны. Они направлены на получение знаний, на приобретение диплома, а не профессиональных умений и навыков. Не все студенты удовлетворены своим профессиональным выбором. Студенты шестого курса рассматривают вариант повышения уровня своего образования, это касается второго образования, либо повышения ученой степени. А Студенты первого курса рассматривают такой вариант как смена ВУЗа или направления.
У студентов шестого курса достоверно выше показатели по шкалам «Овладение профессией» и «Получение диплома». Судя по всему, к концу обучения в ВУЗе мотивы меняются, студенты понимают важность высшего образования, осознанно обучаются знаниями и профессиональными навыками, придают большое значение развитию профессионально важных качеств. В тоже время студенты шестого курса менее формально относятся к занятиям, чем студенты первого курса, показатели успеваемости у них ниже.
1. Шафажинская Н.Е. Личностная и профессиональная самооценка студента педвуза. - М., 1986. - С.22.
2. Советова О.С. Возможности самореализации личности в контексте психологических инноваций // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997. - С. 240
3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. - М.: ТЦ Сфера, Юрайт, 2001. - 464 с.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 21.
5. 1 Кон И. С. Категория Я в психологии// Психологический журнал. 1981. Т. 3 6
6. Лисина М.И. Общение детей с взрослыми и сверстниками. Общее и разное // Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. - М., 1980. - С. 3-32.
7. Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия её формирования у школьников // Учёные записки Тамбовского пед. инс-та. - Тамбов: Тамбовский пед. инс-т, 1956, Вып.10. - 173 с.
8. Петровский А.В. Основы теоретической психологи: Монография / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Инфра, 1999. - 528 с.
9. Самоукина Н.В.Психология оптимизма. Издательство: Изд-во
Института Психотерапии, 2001 г.
10. Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера- педагога // Дис. ... докт. психол. наук. - Свердловск, 1985.
11. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С.74-77.
12. Фолкэн, Чак Т. Психология - это просто. - М.: Гранд, 2002. - 640 с.
13. Квинн, Вирджиния Н. Прикладная психология. - СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2000. - 560 с.
14. Перемолотов В., Хайкин Р. Легко ли стать предпринимателем? // Работа сегодня: http://Яpjob.net/ЯstatyЯ_556.htm
15. Лаврова Н.А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек-человек» / Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции // Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития / Под ред. М.Ю. Карелиной. - М.: МИССО,
2003. - 195 с
16. Шафажинская Н.Е. Личностная и профессиональная самооценка студента педвуза. - М., 1986. - С.22.
17. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. С. 4
18. Акопов Г.В. Социальная психология образования. М., 2000. С. 139.
19. 3Бердяев Н.А. О назначении человека. М. 1993. С. 53.
20. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Спб. : Питер. 2004. 509 с.
21. Кон И. С. Категория Я в психологии// Психологический журнал. 1981. Т. 3.
22. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. - М.: ТЦ Сфера, Юрайт, 2001. - 464 с.
23. Лаврова Н.А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек-человек» / Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции // Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития / Под ред. М.Ю. Карелиной. - М.: МИССО, 2003. - 195 с
24. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы Я-концепции. М. Просвещение, 1999. 142 с.
25. Луцкова, Л.Н., Русина, Н.А. Исследование факторов, влияющих на учебную мотивацию студентов медицинского ВУЗа / Л.Н.
Луцкова, Н.А. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. [Электронный ресурс]. - 2012. - N 1. - URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 12.02.2016)
26. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. Гриф УМО МО РФ. М.: Амфора, 2015. 556 с.
27. Мамаева И.А. Методика оценки успешности обучения
студентов // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 4. С. 85-86. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.science-
education.ru/m/artide/view?id=10n (дата обращения: 17.02.2016).
28. Маркова А.К. Формирование Я-концепции. Учебник по педагогической психологии. М., 2000.384 с.
29. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Под общ. ред. Г.А.Балла, А.Н.Киричука, Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 1999. 424 с.
30. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ»,1998. 672 с.
31. Петровский А.В. Основы теоретической психологи: Монография / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Инфра, 1999. - 528 с.
32. Руденко А.М. Психология. Учебник. М.: Вита-Пресс, 2012. 542 с.
33. Рюмтттина. Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 142-149.
34. Смоленская Е.Н. О системе психокоррекционной работы с учителями // Проблемы обновления содержания общего образования. - Ростов-на-Дону. Вып. 3. 1992. С. 57-59.
35. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984.
36. Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности: Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 2003. С. 252-262.
37. Сотникова А. В. Профессиональная мотивация как предмет социологического анализа // Краснодар, 2010 // Журнал историческая и социально-образовательная мысль. 2010. № 3.
38. Старцев М.В. Педагогические условия повышения эффективности взаимодействия преподавателей и студентов ВУЗа // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 11. С. 350-354.
39. Сухова Л.В. Развитие познавательной активности в профессиональной подготовке будущих специалистов (на примере негосударственного высшего образовательного учреждения): монография. - Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 2001. 193 с.
40. Тутушкина М.К., Практическая психология для преподавателей / М.К. Тутушкина, В.Л. Васильева. М.: «Филинъ», 1997. 328 с.
41. Улыбина Е.В. Проблемы агрессии учителя-профессионала / Е.В. Улыбина // Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь. Разд. 2, 1993. С. 75-76.
42. Храпаль Л.Р., Шарифзянова К.Ш., Мухаметзянова Ф.Ш. Организационно-педагогические условия создания информационнокоммуникационной образовательной среды в системе высшего профессионального образования / // Казанский педагогический журнал. 2013. - № 4. С. 21-27.
43. Цуканова Е.В. Психологические особенности затрудненного общения в условиях совместной деятельности: Автореф. канд. психол. наук. М., 1980. - 23 с.
44. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Пространственное моделирование взаимодействия преподавателей и студентов в вузе // Fractal simulation: научно-теоретический и прикладной журнал. Тамбов,
2011. № 2. С. 39-51.
45. Шафажинская Н.Е. Личностная и профессиональная самооценка студента педвуза. - М., 1986. - С.22.
46. Шафранская К.Д. Эмоциональные характеристики и их структура // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Спб., 2004. 249 с.
47. Якунин В.А. Педагогическая психология: учебное пособие. СПб. : Изд-во Михайлова В.А.: Полиус, 1998. 639 с.