ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ Я-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ И УСПЕШНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ИМИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания исследования Я-концепции студентов и успешности овладения ими учебно-профессиональной деятельностью 6
1.1 Понятие Я-концепции. Ее психологические особенности 6
1.2 Успешность овладения профессиональной деятельностью 11
1.3 Исследование Я-концепции студентов и успешность овладения ими
учебно-профессиональной деятельностью 18
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимосвязи Я- концепции студентов и успешности овладения ими учебно-профессиональной деятельностью 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Изучение Я-концепции студентов 28
2.3 Изучение овладения учебно-профессиональной деятельностью 37
2.4 Анализ и интерпретация результатов исследования 42
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения 52
Глава 1. Теоретические основания исследования Я-концепции студентов и успешности овладения ими учебно-профессиональной деятельностью 6
1.1 Понятие Я-концепции. Ее психологические особенности 6
1.2 Успешность овладения профессиональной деятельностью 11
1.3 Исследование Я-концепции студентов и успешность овладения ими
учебно-профессиональной деятельностью 18
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимосвязи Я- концепции студентов и успешности овладения ими учебно-профессиональной деятельностью 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Изучение Я-концепции студентов 28
2.3 Изучение овладения учебно-профессиональной деятельностью 37
2.4 Анализ и интерпретация результатов исследования 42
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения 52
Проблема Я-концепции относится к числу основных проблем психологии обучения. С одной стороны такое ее положение объясняется тем, что главной психологической характеристикой той или иной деятельности, в том числе и обучения, является мотивация, а с другой, управление мотивацией дает возможность управлять и учебным процессом, что является весьма важным для достижения его успешности.
Исследование особенностей мотивации в определенных условиях обучения направлено на развитие личности студента с высоким социальным и профессиональным статусом, которое обеспечивает его конкурентоспособность на современном рынке труда. Я-концепция - это совокупность представлений личности человека как самого себя в сочетании с их оценкой. Описательная составляющая самооценки - это образ себя или картины самого себя; компонент, который связан с отношением к себе или к собственным качествам - самоуважение или принятие себя. Я-концепция определяет не только то, кто человек, но и то, что он думает о себе, как он смотрит на свое начинание, основанное на активности, и возможности развития в будущем. [1]
Среди различных видов социальной активности человека, профессиональная деятельность занимает особое место. Человек, как предмет деятельности, основную часть жизни отдает профессионализму, что является главным направлением развития человеческой сущности.
В данных, которые дают современные публикации, под профессией подразумевается «сообщество», «деятельность и область личного проявления». Человек может преобразовывать профессиональную деятельность, увеличивая область применения своих сил, продвигая новые средства, методы работы, внедряя новые творческие элементы. [2].
Объект исследования - структура мотивационной сферы студентов медицинского ВУЗа. Предмет исследования - взаимосвязь Я-концепции и успешности освоения врачебной специальности у студентов медицинского ВУЗа.
Цель исследования - исследование особенностей взаимосвязи Я- концепции студентов и успешности овладения ими учебно-профессиональной деятельностью.
В соответствии с целью, сформулированы задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основания исследования Я-концепции студентов и успешности овладения ими учебно-профессиональной деятельностью;
- провести эмпирическое исследование особенностей взаимосвязи Я- концепции студентов и успешности овладения ими учебно-профессиональной деятельностью
Гипотеза исследования: установить взаимосвязь между доминированием познавательных мотивов и успешностью обучения в ВУЗе.
Для решения поставленной цели были использованы следующие задачи:
1) теоретические, включающие в себя изучение и анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования, обобщение, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, моделирование;
2) эмпирические, включающие в себя:
- анкетирование методикой «Изучения мотивации обучения в ВУЗе» [Ильина Т. И.];
- рейтинговая оценка: уровень успешности обучения определялся с помощью средних значений.
Эмпирическую базу исследования составили результаты диагностики студентов Казанского государственного медицинского университета. Выборку составили 1 группа студентов-медиков 1-го курса и вторая группа студентов обучающихся на шестом курсе. Всего в эмпирическом исследовании приняли участие 21 испытуемых - студентов 1 курса ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» в возрасте 18-19 лет, 21 испытуемых - студентов 6-го курса в возрасте 22-23 лет.
Теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты в ходе исследования углубляют представления о развитии самосознания студентов в процессе их профессионального развития; способствуют пониманию происходящих процессов в области высшего образования в России.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты, которые были получены, могут быть использованы в прикладных психолого-педагогических исследованиях, способствуя дальнейшей разработке проблемы взаимосвязи Я-концепции студентов медицинского института и их успешностью обучения.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложений.
Исследование особенностей мотивации в определенных условиях обучения направлено на развитие личности студента с высоким социальным и профессиональным статусом, которое обеспечивает его конкурентоспособность на современном рынке труда. Я-концепция - это совокупность представлений личности человека как самого себя в сочетании с их оценкой. Описательная составляющая самооценки - это образ себя или картины самого себя; компонент, который связан с отношением к себе или к собственным качествам - самоуважение или принятие себя. Я-концепция определяет не только то, кто человек, но и то, что он думает о себе, как он смотрит на свое начинание, основанное на активности, и возможности развития в будущем. [1]
Среди различных видов социальной активности человека, профессиональная деятельность занимает особое место. Человек, как предмет деятельности, основную часть жизни отдает профессионализму, что является главным направлением развития человеческой сущности.
В данных, которые дают современные публикации, под профессией подразумевается «сообщество», «деятельность и область личного проявления». Человек может преобразовывать профессиональную деятельность, увеличивая область применения своих сил, продвигая новые средства, методы работы, внедряя новые творческие элементы. [2].
Объект исследования - структура мотивационной сферы студентов медицинского ВУЗа. Предмет исследования - взаимосвязь Я-концепции и успешности освоения врачебной специальности у студентов медицинского ВУЗа.
Цель исследования - исследование особенностей взаимосвязи Я- концепции студентов и успешности овладения ими учебно-профессиональной деятельностью.
В соответствии с целью, сформулированы задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основания исследования Я-концепции студентов и успешности овладения ими учебно-профессиональной деятельностью;
- провести эмпирическое исследование особенностей взаимосвязи Я- концепции студентов и успешности овладения ими учебно-профессиональной деятельностью
Гипотеза исследования: установить взаимосвязь между доминированием познавательных мотивов и успешностью обучения в ВУЗе.
Для решения поставленной цели были использованы следующие задачи:
1) теоретические, включающие в себя изучение и анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования, обобщение, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, моделирование;
2) эмпирические, включающие в себя:
- анкетирование методикой «Изучения мотивации обучения в ВУЗе» [Ильина Т. И.];
- рейтинговая оценка: уровень успешности обучения определялся с помощью средних значений.
Эмпирическую базу исследования составили результаты диагностики студентов Казанского государственного медицинского университета. Выборку составили 1 группа студентов-медиков 1-го курса и вторая группа студентов обучающихся на шестом курсе. Всего в эмпирическом исследовании приняли участие 21 испытуемых - студентов 1 курса ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» в возрасте 18-19 лет, 21 испытуемых - студентов 6-го курса в возрасте 22-23 лет.
Теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты в ходе исследования углубляют представления о развитии самосознания студентов в процессе их профессионального развития; способствуют пониманию происходящих процессов в области высшего образования в России.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты, которые были получены, могут быть использованы в прикладных психолого-педагогических исследованиях, способствуя дальнейшей разработке проблемы взаимосвязи Я-концепции студентов медицинского института и их успешностью обучения.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложений.
В данной выпускной квалификационной работе было проведено исследование взаимосвязи Я-концепции в ВУЗе у студентов первого и шестого курсов ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» на успешность обучения.
В теоретической части выпускной квалификационной работы были исследованы вопросы Я-концепции и их взаимосвязи с успешность учебной деятельности студентов, в результате чего были сделаны следующие выводы:
1. Под успешностью обучения понимают качественную характеристику результатов учебной деятельности конкретного субъекта, являющаяся одним из степеней результативности, эффективности, продуктивности образовательного процесса.
На успешность обучения студентов оказывают влияния различные факторы, такие как: особенности мотивационной сферы учащихся; процесс усвоения; умение усваивать знания, и навыки и способность успешно использовать их для решения задач; характер учебной мотивации, ее структура.
2. Изучение Я-концепции обучения в высшем медицинском учебном заведении, стремлением к успеху является основным условием развития и становления психологических личностных структур будущего врача.
Понимание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к развитию принципа мотивационного обеспечения учебного процесса, важность которого предопределил постановку гипотезы исследования, заключающаяся в процессе обучения в ВУЗе. Изучение выбранной специальности понижается, что неблагоприятно сказывается на успешности обучения; преобладание познавательного мотива способствует повышению успешности обучения в ВУЗе.
3. В практической части выпускной квалификационной работы было проведено исследование взаимосвязи Я-концепции и успешности обучения студентов. Выборку составили студенты первого и шестого курса ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет». В качестве психодиагностического инструментария использовалась методика «Изучение Я-концепции в ВУЗе».
В результате проведенного исследования было выявлено, что у первокурсников мотивы учебной деятельности не полностью организованы и осознаны. Они направлены на получение знаний, на приобретение диплома, а не профессиональных умений и навыков. Не все студенты удовлетворены своим профессиональным выбором. Студенты шестого курса рассматривают вариант повышения уровня своего образования, это касается второго образования, либо повышения ученой степени. А Студенты первого курса рассматривают такой вариант как смена ВУЗа или направления.
У студентов шестого курса достоверно выше показатели по шкалам «Овладение профессией» и «Получение диплома». Судя по всему, к концу обучения в ВУЗе мотивы меняются, студенты понимают важность высшего образования, осознанно обучаются знаниями и профессиональными навыками, придают большое значение развитию профессионально важных качеств. В тоже время студенты шестого курса менее формально относятся к занятиям, чем студенты первого курса, показатели успеваемости у них ниже.
В теоретической части выпускной квалификационной работы были исследованы вопросы Я-концепции и их взаимосвязи с успешность учебной деятельности студентов, в результате чего были сделаны следующие выводы:
1. Под успешностью обучения понимают качественную характеристику результатов учебной деятельности конкретного субъекта, являющаяся одним из степеней результативности, эффективности, продуктивности образовательного процесса.
На успешность обучения студентов оказывают влияния различные факторы, такие как: особенности мотивационной сферы учащихся; процесс усвоения; умение усваивать знания, и навыки и способность успешно использовать их для решения задач; характер учебной мотивации, ее структура.
2. Изучение Я-концепции обучения в высшем медицинском учебном заведении, стремлением к успеху является основным условием развития и становления психологических личностных структур будущего врача.
Понимание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к развитию принципа мотивационного обеспечения учебного процесса, важность которого предопределил постановку гипотезы исследования, заключающаяся в процессе обучения в ВУЗе. Изучение выбранной специальности понижается, что неблагоприятно сказывается на успешности обучения; преобладание познавательного мотива способствует повышению успешности обучения в ВУЗе.
3. В практической части выпускной квалификационной работы было проведено исследование взаимосвязи Я-концепции и успешности обучения студентов. Выборку составили студенты первого и шестого курса ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет». В качестве психодиагностического инструментария использовалась методика «Изучение Я-концепции в ВУЗе».
В результате проведенного исследования было выявлено, что у первокурсников мотивы учебной деятельности не полностью организованы и осознаны. Они направлены на получение знаний, на приобретение диплома, а не профессиональных умений и навыков. Не все студенты удовлетворены своим профессиональным выбором. Студенты шестого курса рассматривают вариант повышения уровня своего образования, это касается второго образования, либо повышения ученой степени. А Студенты первого курса рассматривают такой вариант как смена ВУЗа или направления.
У студентов шестого курса достоверно выше показатели по шкалам «Овладение профессией» и «Получение диплома». Судя по всему, к концу обучения в ВУЗе мотивы меняются, студенты понимают важность высшего образования, осознанно обучаются знаниями и профессиональными навыками, придают большое значение развитию профессионально важных качеств. В тоже время студенты шестого курса менее формально относятся к занятиям, чем студенты первого курса, показатели успеваемости у них ниже.
Подобные работы
- УЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СВЯЗИ СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ И ЭТАПАМИ ОБУЧЕНИЯ (на материале исследования студентов педагогических училищ)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ, ИЗБИРАЮЩИХ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - ПРОГРАММИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - КОГНИТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УСПЕШНОГО ВХОЖДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2000 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - Психология профессионального педагогического мышления (19.00.07)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Развитие методической компетентности преподавателя среднего среднего профессионального учебного заведения в условиях последипломного образования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004



