Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕН БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В СТРУКТУРЕ ОТЧУЖДЕНИЯ ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Работа №31409

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы58
Год сдачи2019
Стоимость7300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
582
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Г лава 1. Отчуждение в философии Гегеля как механизм обретения человеком своей действительности 7
1.1 Действительность сознания человека, как переход его во всеобщую форму 7
1.2 Проблемы отчуждения в новейшей философии 18
Глава 2. Отчуждение в толковании фрейдомарксизма 30
2.1 Связь отчуждения и бессознательного в философии фрейдомарксизма... 30
2.2 Взаимодействие психики человека с формами наличного бытия в их
актуальном содержании 46
Заключение 53
Список литературы

Общество, как система, характеризуется поступательным развитием и определённой степенью самодостаточности, обусловленной уровнем развития средств производства и сложностью структуры общественных отношений. Но, кроме объективных факторов общественно развития следует выделять ещё и субъективный фактор удовлетворённостью жизни индивидов, сумма и качество отношений которых будет определять общественный прогресс.
Идеалистическая философия Гегеля рассматривает общество с позиции развёртывания абсолютного духа. Целью духа является самопознание себя, как предельной целостности. Общество и природа выступают, как отчуждённые формы духа, благодаря которым он способен познать себя, через самоотрицание и возвращение. Феномен отчуждения (Entfremdung) то есть переход духа в предметную форму, рассматривается как возможность развития, в том смысле, в котором дух может познавать себя в качестве объективированной формы своего инобытия. Общество, а значит и человек, отчуждают себя, как носителя абсолютной идеи, в различные формы социальной организации, вершиной которого является государство. Отчуждение - способ приближения духа к самому себе, в предельном значении эту категорию можно характеризовать, как единственный замысел и смысл истории.
Диалектическое развитие, достигаемое через отчуждение, является основанием методологии Гегеля, которую взял на вооружение Карл Маркс. Будучи в первую очередь экономистом, Маркс обратился к диалектическому развитию, через экономический детерминизм. Открытие классовых противоречий позволило по - другому взглянуть на отчуждение, что поспособствовало обнаружению связи этой категории с действительной человеческой практикой и обличить её непросто, с точки зрения источника развития, но, и с точки зрения изменения статуса человека, главным образом его роли в структуре производства на разных этапах прогресса производительных сил и производственных отношений.
Обнаружение зависимости технического прогресса и психической неустойчивости обнаружило и другие проблемы, которые стали предметом рассмотрения философов, критиковавших современное индустриальное общество за его безразличие к судьбе индивида, полным выключением его из социальной жизни в качестве действующей единицы, превращением его в придаток машины.
Данная работа посвящена развитию понятия отчуждения в связи с объективными изменениями в структуре отношений господства и подчинения. В работе проиллюстрирована методологическая преемственность Ф.Гегеля и Маркса в рамках рассмотрения феномена отчуждения. Рассмотрение классического понимания отчуждения дополнено иной методологической школой, главным вопросом которой является изменением психики и вместе с ней и психического положения человека в связи с действующей на него культурой, главной целью которой становится ограничение человека в его инстинктивных проявлениях, детерминированных не социализацией, а биологической природой человека, подавляемой культурой, являющейся хоть и репрессивным механизмом, но единственно возможным для поддержания жизни и достижения удовольствий.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современные условия производства ещё больше закрепощают индивида, интенсифицируя его рабочую силу даже в условиях огромного профицита товарных форм. Существующая экономическая и политическая система не устраняет противоречия между классами и отдельными группами внутри социального класса. Разобщение людей и отсутствие стабильности, в первую очередь экономической и социальной, подвергает человека в бегство от условий, построенных на принципах свободы и независимости. Отчуждение не преодолевается и в попытках сформировать унифицированное мировоззрение, религия не отвечает принципам прогресса, наука приумножает теории, неспособные создать у человека образ надёжного знания. Интернет и СМИ выбрасывают огромный объём информации, связанной с навязыванием человеку ненужных товаров и услуг. Государства в значительной мере не способны решать свои задачи по обеспечению безопасности, нарушая, под лозунгами борьбы с преступностью, принципы частной жизни и другие основы, ожесточённо защищаемые ими же. Глобализация проявила невозможность бесконфликтного существования масс на основе терпимости к культурным или религиозным отличиям, например, в Европе. В целом более конкурентная среда, благодаря стремительному развитию почти всех регионов мира, в особенности Азии, возникла необходимость усиления экономических барьеров, отказа от принципов свободной торговли и другие нелиберальных мер. Роль государства в жизни общества усиливается, всё больше людей готовы пожертвовать свободой, заменяя её подчинением, основанным на поддержке государственных институтов основной частью населения. Это даёт возможность эксплуатировать человеческую веру в государственное подчинение, как основанное на выражении общей воли, взамен подчинению экономическому или культурному, выражением которого являются не связанные в одну централизованную систему формы.
Цель работы состоит в том, что отразить последствия, связанные с развитием производительных сил и одновременным психическим закрепощением человеческой личности, которое состоит, во-первых, в девальвации процесса потребления, в связи с огромным изобилием, во-вторых, в отказе от собственных целей и устремлений, ограничиваясь лишь потреблением созданных экономических благ и их приумножении, в-третьих, в тотальной рационализации культуры, не оставляющей человеку возможность несогласия с ней, в-пятых, в фактическом непреодолимости отчуждения и невозможности выйти за рамки господствующего способа производства.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: во-первых, проанализировать динамику развития понятия отчуждение, во-вторых, проанализировать связь отчуждения в процессе труда с изменением психологического состояния человека, в-третьих, установить соотношение между рационализацией индустриальной культуры и проявлением бессознательного, в- четвёртых, зафиксировать теоретические положения, связанные с бессознательным желанием преодолеть культуру в её репрессивных формах и невозможностью такого преодоления, в связи с фундаментальной зависимостью от неё.
Основными источниками являются работы Гегеля «Феноменология духа», «Философия права». Работа Маркса «Философско-экономические рукописи 1844 года». Работы некоторых представителей Франкфуртской школы, а также современных философов, в частности, С. Жижека.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, диалектическое развитие общества, достигаемое путём отрицания идей или наличных форм бытия, благодаря которым возникают иные, более совершенные их аналоги, не решает вопрос конечной точки развития общества ни в Гегелевской, ни в Марксистской традиции. Социальные институты, репрессивный характер которых не позволяет его преодолеть, деперсонифицированы, Властные отношения носят объективный характер. Люди, носящие властные полномочия, выступают в качестве носителя и исполнителя закона, становясь функцией, таким же образом рассматриваясь обществом.
В ситуации товарного изобилия, которое стало возможным совсем недавно, раскрыла ряд проблем психики, которые становятся проблемой для общества. С одной стороны, уровень потребления способствует субъективному ощущению счастья, с другой стороны, когда высокий уровень потребления становится частью жизни, человек теряет удовлетворение от окружающего мира экономических и социальных благ. Вместе с этим товарное изобилие чётко проявило нестабильность человеческих желаний и даже невозможность удовлетворения человека. Отсюда следует, что человек всегда будет чем-то неудовлетворён, а мир будет для него источником лишь временных удовольствий, сменяемых разочарованием от прогресса. Признав окружающую действительность в качестве источника удовольствий, человек сталкивается с её репрессивной и подавляющей его желания природой. Принцип удовольствия заменяется принципом реальности. В рамках этого принципа, человек вынужден подчиняться рационально устроенной системе подчинения, а поэтому не может претендовать на особенную роль, становясь лишь частью огромного механизма по созданию условий для воспроизводства населения, экономических благ и других атрибутов современного общества.
Человек, твёрдо встроенный в систему разделения труда, является фрагментом производства, не выражая своей природы в предмете своего труда. Труд в рамках индустриального общества является не свободным выбором человека, а объективной необходимостью, обусловленной, даже в ситуации изобилия товарных форм, ожесточённо бороться за их присвоение. Основная масса людей, создающих экономические блага, вынуждены принять, что они никогда не смогут потреблять то, что является предметом их труда. В случае с ещё более серьёзным развитием техники человек не просто становится на уровень машины, человек угнетается машиной. Недалёкое будущее лишит человека возможностей зарабатывать себе на жизнь совсем, либо как никогда ранее обострит проблему вознаграждение за низкоквалифицированный труд. Возможно, что и квалифицированные кадры будут постепенно заменяться техникой, тогда человечество столкнётся с серьёзными социальными проблемами, которые просто затормозят объективный технический прогресс, который совершенно потеряет человеческое лицо. Общественный прогресс всегда носил характер противоречивого явления, но сейчас он является достоянием и одновременно проблемой не закрытой группы людей, а всего человечества, однако не осознаётся обществом как угроза, под действием культурных лозунгов, призывающих человека поддерживать новшества, как социальные так и технические, отказывая человеку в праве быть несогласным. Глобализация расширила сферу влияния псевдо-либерального мировоззрения. Материальные обстоятельства показывают,что функционирование либеральных принципов возможно только в связи с углублением отчуждения, а индивидуализм становится тяжёлой ношей для человека, а не решением проблем. Кооперация и крупное промышленное производство не сплачивает работников, а наоборот делает их разрозненными, что выливается в привлекательность идеологий, разрушительная сила которых скрывается за привлекательными для народных масс лозунгами, основанными на волюнтаристских взглядах.
Тотальная рационализация культуры не позволила человеку выйти на качественно иную ступень развития. Социальная система обогащается в техническом и интеллектуальном смысле, подавляя в сознании людей любые проявления метафизических взглядов и метафизических оценок общественного развития, заменяя их на вполне конкретные, рационализированные, математически вычисляемые критерии, повышение которых и становятся единственно значимым критерием развития: Объём валового продукта, душевой доход, покупательная способность и другие формы учёта экономического роста. Человек есть творение в равной степени и культуры, и природы. Культура есть воплощение человека в предметной форме. Однако, как мы уже сказали, культура есть вынужденное, а значит внешнее и противостоящее человеку форма, без которой, однако, невозможно представить общество вообще. Бессознательно человек не стремится к обществу со всеми его формами репрессивными формами и ограничениями, однако только в нём способен отыскать средства удовлетворения собственных потребностей, примиряясь с его издержками в виде власти, закона, традиций, авторитета и иных фундаментальных общественных категорий. Человек становится разорванным между двумя полюсами: сознательным и бессознательным. Под воздействием культуры человек становится более пригодным для общества экземпляром. Чем более он пригоден для современного общества, то есть чем более он культурней, тем сильнее проявляется отчуждение. На данном историческом этапе мы видим, что теории, предлагаемые в качестве инструмента борьбы с отчуждением, в практическом отношении не проявили свою эффективность, это связано с тем, что представления Маркса и особенно Гегеля, не касались рассмотрения психологии человека, а значит, этот момент не мог быть рассмотрен в рамках их философии. Хоть Маркс и определил человека как субъекта исторического процесса, но так же, как и Гегель, не рассматривал индивидуальное психическое состояние и его трансформацию в связи с классовыми противоречиями, социальным расслоением и неустойчивостью индивида в пространстве социального. Диалектическое развитие общества, таким образом, должно привести к одному логически необходимому результату, а именно, к разрушению. Разрушению индивида в форме смерти, разрушению социальных институтов в форме отказа от определённых форм организации людей, ну и наконец, разрушению общества и культуры, в том репрессивном виде, в котором оно представлено и при капиталистическом способе производства и при коммунистическом, ибо обобществление собственности, предлагаемое Марксом в качестве одного из проявлений коммунизма невозможно, ибо инстинктивно, человек будет стремиться к господству, которые будут выражаться, в первую очередь, в присвоение благ. Поэтому либо конечной точкой развития ,действительно, окажется разрушение всего социального, либо современное общество и есть воплощение конца истории, после которого не произойдёт никаких качественных изменений общества, а лишь количественное приумножение уже существующих форм.



1. Адорно, Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. / Т.Адорно, М.Хоркхаймер ; пер.с нем. М. Кузнецова. М. - СПб. : Ювента, 1997. -312 с.
2. Бауман 3. Индивидуализированное общество. / Бауман З. - М.: Логос, 2002. 326 -с.
3. Белова Т. В. Социально-философский смысл проблемы отчуждения. / Белова Т. - М., 1991. - 48 с.
4. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. / Бодрийяр Ж. - М.: Академический проект, 2007. - 336 - с.
5. Бодрийяр Ж. Общество потребления. / Бодрийяр Ж. - М.: Республика, Культурная Революция, 2006. - 272 - с.
6. Гегель Г. Сочинения. Т. 4. / Гегель Г. - М.: АН СССР. Институт философии, 1959. 440 - с.
7. Г егель Г. Философия права. / Гегель Г. - М.: Мир книги, 2007. 464 - с.
8. Гегель Феноменология духа. Философия истории / Гегель Г. - М.: Эксмо, 2007. - 880 - с.
9. Гоббс Т. Левиафан. / Гоббс Т. - М.; Мысль, 2001. 480 - с.
10. Жижек С. О насилии. / Жижек С. - М.: Европа, 2010. 184 - с.
11. Жижек С. Устройство разрыва. Параллаксное видение. / Жижек С. - М.: Европа,2008. 516 - с.
12.Завьялов В. Д. Проблема экономического отчуждения в анализе
производственных отношений. / Завьялов В.Д. - Томск.: Изд-во Томского гос. унта, 1990. 142 - с.
13. Камю А. Бунтующий человек. / Камю А. - М.: Терра, 1991. 415 - с..
14. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. / Кант И. - М.: Наука,2002. 471 - с.
15. Лакан, Жак "Я" в теории Фрейда и в технике психоанализа. Семинар. Книга 2. 1954-1955 / Жак Лакан. - Москва: Мир, 2009. 520 - с.
16. Лукач Г. История и классовое сознание. / Лукач Г. - М.: Logosaltera, 2003. 416 - с.
57
17. Лукач Г. К онтологии общественного бытия: Пролегомены. / Лукач Г. - М.: Прогресс. 1991.410 - с.
18. Лукач Г. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. / Лукач Г. - М.: Наука. 1987.614 - с.
19. Маркс К. К критике Гегелевской философии права / К. Маркс,. - М.: Мир книги: Литература, 2007. 415 - с.
20. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-ое. / Маркс К., Энгельс Ф. - М.: Изд-во политической литературы, 1968. Т. 46, ч. 2. 560 - с.
21. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-ое. /Маркс К., Энгельс Ф., - М.: Изд-во политической литературы, 1955. Т. 3. 630 - с.
22. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-ое./ Маркс К., Энгельс Ф. - М.: Изд-во политической литературы, 1974. Т. 42. 536 - с.
23. Маркс, К. Немецкая идеология // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. - М. : Политиздат, 1974. - Т. 3. 544 - с.
24. Маркузе Г. Разум и революция. / Маркузе Г. - СПб.: Владимир Даль, 2000. 54 с.
25. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек (исследование идеологии развитого индустриального общества). / Маркузе Г. - М.: ACT. 2002. 528 - с.
26. Руссо Ж-Ж. Избранное. / Руссо Ж-Ж. - М.: Терра, 1996. 659 - с.
27. Фрейд З. Недовольства культурой. / Фрейд З. - М.: Фолио, 2013. 222 - с.
28. Фрейд З. Неудобства культуры / Художник и фантазирование. / Фрейд З. - М.: Азбука-классика, 2010. 231 - с.
29. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. / Фрейд З. - М.: Фолио, 2013. 288 - с.
30. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. / Фромм Э. - М.: АСТ, 2007. 245 - с.
31. Фромм Э. Человек для себя. / Фромм Э. - Минск: Харвест, 2003. 352 - с.
32. Фромм, Э. Бегство от свободы / Фромм Э. -М. : Прогресс, 1995. 256 - с.
33. Фромм, Э. Здоровое общество / Фромм Э. - М.: АСТ: Транзиткнига, 2009. 168 - с.
34. Фукуяма, Фр. Конец истории и последний человек. / Фр. Фукуяма. - М.:АСТ,
2004. -588 - с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ