Развития связной речи в процессе общения со сверстниками
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты связной речи у дошкольников 6
1.1. Основы формирования связной речи у дошкольников 6
1.2 Проблема формирования связной речи у дошкольников 16
1.3 Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте 20
Глава 2. Организация исследования по развитию связной речи у дошкольников на примере МБДОУ Граховский детский сад 26
2.1. Характеристика речи у дошкольников по результатам констатирующего
эксперимента 26
2.2 Описание форм обучения детей 5 года жизни описанию игрушек 34
2.3 Анализ полученных результатов 40
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты связной речи у дошкольников 6
1.1. Основы формирования связной речи у дошкольников 6
1.2 Проблема формирования связной речи у дошкольников 16
1.3 Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте 20
Глава 2. Организация исследования по развитию связной речи у дошкольников на примере МБДОУ Граховский детский сад 26
2.1. Характеристика речи у дошкольников по результатам констатирующего
эксперимента 26
2.2 Описание форм обучения детей 5 года жизни описанию игрушек 34
2.3 Анализ полученных результатов 40
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложения
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем.
Своевременное и правильное развитие навыков связной устной монологической речи у детей дошкольного возраста закладывает основы успешного формирования у школьников связной письменной монологической речи. От ученика, поступающего в школу, требуется умение давать развернутый ответ по всем учебным предметам, полно и последовательно рассказывать о прочитанном, описывать, рассуждать, доказывать. Все эти изменения закладываются в дошкольном возрасте.
В работах психологов отмечено, что наиболее синзитивный период для развития связной речи - пятый год жизни.
По проблеме развития связной речи в детском саду проводилось много исследований, в частности, изучались вопросы использования наглядности, а именно, игрушек в процессе обучения.
Несмотря на то, что в методике развития речи в детском саду игрушка давно рассматривалась как важное средство развития связной речи, рассказыванию по игрушке уделяется явно недостаточное внимание. Это объясняется тем, что по существу, в учебной и методической литературе нет единой точки зрения на содержание и методику проведения занятий с детьми, на очередность постановки задач обучения описательной и повествовательной речи и последовательность различных занятий с игрушками, поэтому данную тему считаю актуальной.
Рассказывая по игрушкам, дети учатся отбирать предметно - логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умение выстраивать композицию, связывать части в единый текст, изобразительно пользоваться языковыми средствами.
Таким образом, с одной стороны, игрушки обладают большим потенциалом для развития связной речи на занятиях в детском саду, но с другой стороны этот вопрос получил недостаточное научно -теоретическое обоснование в методической литературе.
Проблемой настоящего исследования является определение: при каких педагогических занятиях с игрушками возможно более эффективное развитие связной речи у детей 5 года жизни. Ее изучение составляет цель исследования.
Целью данной дипломной работы является исследование развития связной речи у дошкольников 5 года жизни на примере МБДОУ Граховский детский сад.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- расскрыть теоретические аспекты связной речи у дошкольников;
- расскрыть основы формирования и особенности развития связной речи;
- дать характеристику связной речи у дошкольников на примере Граховского детского сада;
- использовать методику эксперементального обучения у детей 5 года жизни;
- провести анализ полученных данных.
Объектом исследования в работе является процесс развития связной речи. Предметом - методы и приемы развития связной речи.
Гипотеза - широкое использование игрушек на занятиях по развитию связной речи с детьми 5 года жизни будет способствовать более эффективному формированию у них полноценных высказываний.
Методы - анализ, обобщение, наблюдение, сравнительный анализ, эксперимент, беседы.
Методологической основой исследования является положение теории Л.С. Выготского речевой деятельности, ее структуре, роли в формировании личности ребенка.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что в ней предложены методики для развития связной речи у детей 5 года жизни, которые возможно применять на практике в детском саду для лучшего развития детей.
В ходе работы использовались труды таких авторов как: Батурина Г.И., Кузина Т.Ф., Бородич А.М., Запорожц А.В., Маркова Т.А., Козлова С. А., Куликова Т. А. и многие другие.
Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Своевременное и правильное развитие навыков связной устной монологической речи у детей дошкольного возраста закладывает основы успешного формирования у школьников связной письменной монологической речи. От ученика, поступающего в школу, требуется умение давать развернутый ответ по всем учебным предметам, полно и последовательно рассказывать о прочитанном, описывать, рассуждать, доказывать. Все эти изменения закладываются в дошкольном возрасте.
В работах психологов отмечено, что наиболее синзитивный период для развития связной речи - пятый год жизни.
По проблеме развития связной речи в детском саду проводилось много исследований, в частности, изучались вопросы использования наглядности, а именно, игрушек в процессе обучения.
Несмотря на то, что в методике развития речи в детском саду игрушка давно рассматривалась как важное средство развития связной речи, рассказыванию по игрушке уделяется явно недостаточное внимание. Это объясняется тем, что по существу, в учебной и методической литературе нет единой точки зрения на содержание и методику проведения занятий с детьми, на очередность постановки задач обучения описательной и повествовательной речи и последовательность различных занятий с игрушками, поэтому данную тему считаю актуальной.
Рассказывая по игрушкам, дети учатся отбирать предметно - логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умение выстраивать композицию, связывать части в единый текст, изобразительно пользоваться языковыми средствами.
Таким образом, с одной стороны, игрушки обладают большим потенциалом для развития связной речи на занятиях в детском саду, но с другой стороны этот вопрос получил недостаточное научно -теоретическое обоснование в методической литературе.
Проблемой настоящего исследования является определение: при каких педагогических занятиях с игрушками возможно более эффективное развитие связной речи у детей 5 года жизни. Ее изучение составляет цель исследования.
Целью данной дипломной работы является исследование развития связной речи у дошкольников 5 года жизни на примере МБДОУ Граховский детский сад.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- расскрыть теоретические аспекты связной речи у дошкольников;
- расскрыть основы формирования и особенности развития связной речи;
- дать характеристику связной речи у дошкольников на примере Граховского детского сада;
- использовать методику эксперементального обучения у детей 5 года жизни;
- провести анализ полученных данных.
Объектом исследования в работе является процесс развития связной речи. Предметом - методы и приемы развития связной речи.
Гипотеза - широкое использование игрушек на занятиях по развитию связной речи с детьми 5 года жизни будет способствовать более эффективному формированию у них полноценных высказываний.
Методы - анализ, обобщение, наблюдение, сравнительный анализ, эксперимент, беседы.
Методологической основой исследования является положение теории Л.С. Выготского речевой деятельности, ее структуре, роли в формировании личности ребенка.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что в ней предложены методики для развития связной речи у детей 5 года жизни, которые возможно применять на практике в детском саду для лучшего развития детей.
В ходе работы использовались труды таких авторов как: Батурина Г.И., Кузина Т.Ф., Бородич А.М., Запорожц А.В., Маркова Т.А., Козлова С. А., Куликова Т. А. и многие другие.
Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Связная речь играет ведущую роль в процессе развития ребенка, оказывает большое влияние на развитие умственного и эстетического воспитания, а также выполняет значимую социальную функцию.
Психологи в своих работах подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого воспитания детей.
Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить. Ученые также доказали, что связная речь оказывает большое влияние на эстетическое воспитание и выполняет значимую социальную функцию.
Проблеме развития связной речи посвящены исследования психолингвистов, психологов, педагогов. В исследованиях ученых заложены основы методики, дана характеристика становления связной речи у детей дошкольного возраста.
Анализ высказывания детей 5 года жизни показал, что в монологической речи дошкольники часто заменяют существительные местоимениями, неточно обозначают детали предметов и игрушек. Используют в основном простые, неполные предложения. Высказывания большинства детей отличаются композиционной незавершенностью, используется формально-сочинительная связь между предложениями.
Нами было обследовано 12 детей. Для обследования были отобраны те же виды заданий и средств наглядности, что и при начальном обследовании.
Из 100% детей у 33,32% детей после обучающего эксперимента высокий уровень связных монологических высказываний описательного типа; у 50% детей уровень выше среднего; у 16,66% - средний уровень. Низкий уровень отсутствует.
Из 100% детей у 66,64% детей после обучающего эксперимента высокий уровень связных монологических высказываний повествовательного типа; у 33,32% детей средний уровень.
Связная речь детей стала отличаться разнообразием используемых языковых средств, а также структурностью и последовательностью.
Ценность занятий с игрушками состоит в том, что дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описания, приобретают умение выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.
Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам среднего возраста овладение этим видом связной речи. Наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными и последовательным.
Целенаправленная работа воспитателя по формированию у детей 3 года жизни связных монологических высказываний описательного типа в ходе специально организованных занятий и в процессе повседневной игровой деятельности детей оказывает большое влияние не только на развитие описательной речи, но и на развитие повествовательной. Исходя из всего выше перечисленного, можно сказать, что гипотеза нашего исследования, согласно которой широкое использование игрушек на занятиях по развитию связной речи с детьми 5 года жизни будет способствовать эффективному формированию у них полноценных высказываний, подтвердились.
Психологи в своих работах подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого воспитания детей.
Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить. Ученые также доказали, что связная речь оказывает большое влияние на эстетическое воспитание и выполняет значимую социальную функцию.
Проблеме развития связной речи посвящены исследования психолингвистов, психологов, педагогов. В исследованиях ученых заложены основы методики, дана характеристика становления связной речи у детей дошкольного возраста.
Анализ высказывания детей 5 года жизни показал, что в монологической речи дошкольники часто заменяют существительные местоимениями, неточно обозначают детали предметов и игрушек. Используют в основном простые, неполные предложения. Высказывания большинства детей отличаются композиционной незавершенностью, используется формально-сочинительная связь между предложениями.
Нами было обследовано 12 детей. Для обследования были отобраны те же виды заданий и средств наглядности, что и при начальном обследовании.
Из 100% детей у 33,32% детей после обучающего эксперимента высокий уровень связных монологических высказываний описательного типа; у 50% детей уровень выше среднего; у 16,66% - средний уровень. Низкий уровень отсутствует.
Из 100% детей у 66,64% детей после обучающего эксперимента высокий уровень связных монологических высказываний повествовательного типа; у 33,32% детей средний уровень.
Связная речь детей стала отличаться разнообразием используемых языковых средств, а также структурностью и последовательностью.
Ценность занятий с игрушками состоит в том, что дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описания, приобретают умение выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.
Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам среднего возраста овладение этим видом связной речи. Наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными и последовательным.
Целенаправленная работа воспитателя по формированию у детей 3 года жизни связных монологических высказываний описательного типа в ходе специально организованных занятий и в процессе повседневной игровой деятельности детей оказывает большое влияние не только на развитие описательной речи, но и на развитие повествовательной. Исходя из всего выше перечисленного, можно сказать, что гипотеза нашего исследования, согласно которой широкое использование игрушек на занятиях по развитию связной речи с детьми 5 года жизни будет способствовать эффективному формированию у них полноценных высказываний, подтвердились.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ
И ВЗРОСЛЫМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
(НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016



