Введение 3
Глава 1. Понятие и классификация лиц, осуществляющих педагогическую деятельность
1.1. Понятие и классификация научно - педагогических работников 6
1.2. Профессиональный стандарт педагога: требования к современному
педагогу в контексте ФГОС 35
Глава 2. Комплексный институт особых требований к лицам,
осуществляющим педагогическую деятельность.
2.1. Право на занятие педагогической деятельностью и правовой статус
педагогических работников 52
2.2. Аттестация педагогических работников 67
2.3. Реализация института особых требований к лицам, осуществляющим
педагогическую деятельность 93
Заключение 101
Список использованных источников и литературы 104
Актуальность темы исследования отражает степень ее важности на современном этапе. Сегодня цель высшего образования соотносится с формированием компетентностей и овладением компетенциями. Новые превращения в системе высшего образования должны повысить качество учебы и стимулировать поиск научно обоснованных и более эффективных подходов к совершенствованию системной организации учебного процесса в высших учебных заведениях. Одним из условий обеспечения этого есть совершенствование и развитие профессиональной компетентности лиц, осуществляющую педагогическую деятельность. Показателем профессиональности преподавателя является уровень овладения им профессиональными компетенциями. Профессиональные компетентности научного педагогического работника в последние годы изучали ученые в целом, но не выделяли их сущностные характеристики. Поэтому возникает потребность раскрыть содержание особых требований лицам осуществляющую педагогическую деятельность как основу их научно-педагогической деятельности.
Степень разработанности темы исследования изучение основных составляющих функционирования отрасли административно-правовых основ является важной проблемой. Изучением управления персоналом в отрасли занимались такие ученые как А.Ю. Александрова, М. Б. Биржаков, Г.М. Долматов, О. О. Любицева, М. П. Малская, М.И. Малский, Д.В.Николаенко, Е.А.Окладникова, А.А.Самойленко, Дж. К. Тейлор Н., А.Д.Чудновский и др.
Вопросам формирования системы управления персоналом в органах государственного управления посвящены работы Г.В. Атаманчука, Н.И. Глазуновой, А.Я. Кибанова, Д.Н. Овсянко, Е.В. Охотского, А.И. Турчинова, Черепанова В.В. и др.
Цель и задачи исследования. Цель исследования - на основе теоретического и практического опыта в области особых требований лицам осуществляющую педагогическую деятельность, разработать рекомендации по совершенствованию данного института.
Для достижения цели исследования были поставлены такие задачи:
- дать понятие и классификацию научно - педагогическим работникам;
- исследовать профессиональный стандарт педагога: требования к современному педагогу в контексте ФГОС;
- проанализировать аттестацию педагогических работников;
- изучить право на занятие педагогической деятельностью и правовой статус педагогических работников;
- рассмотреть проблему реализации института особых требований к лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются институты требований к лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. Предметом исследования -содержания требований к лицам, осуществляющую педагогическую деятельность.
Информационной базой исследования стали экономическая литература, статистическая информация и законодательные и нормативные акты РФ, монографические и диссертационные работы зарубежных и отечественных ученых, официальные статистические данные, материалы международных и российских конференций и семинаров.
Теоретико-методологическую основу работы составляют нормативнозаконодательные документы (законы, указы, приказы, распоряжения), труды зарубежных и российских ученых и специалистов.
Нормативно-правовое регулирование государственной гражданской службы РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом №79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указами Президента РФ, Постановлениями и Распоряжениями Правительства РФ, а также в соответствии с нормативноправовыми актами субъектов РФ.
Методы исследования. В основу методологии исследования положены фундаментальные работы отечественных и зарубежных ученых, которые исследуют особенности функционирования и применения оценки рисков внешнеторговой деятельности компаний. Методы исследования: анализ, синтез, сравнения, логического обобщения, описания, расчетный, графический.
Практическое значение полученных результатов заключается в разработке теоретических положений и выводов, которые непосредственно доказаны до уровня конкретных практических предложений и решений. Они могут стать почвой дальнейшего развития нового направления научных исследований в экономической теории. Разработанные в выпускной работе подходы, мероприятия и полученные результаты создают методическую базу относительно совершенствования мероприятий и законодательства в области управления деятельностью лицами осуществляющую педагогическую деятельность.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Успешность развития государства и общества зависит от высокого интеллектуального потенциала нации, который формирует высшее образование. Отечественная система высшего образования, требует в значительной степени модернизации профессиональной подготовки не только своих студентов, но и преподавателей. Конкурентоспособность высшей школы на рынке образовательных услуг в значительной степени зависит от научно - педагогического состава, который в большинстве отечественных высших учебных заведений значительно отличается по количественным и качественным характеристикам. От качества научного персонала зависит эффективность учебно-воспитательного процесса, уровень подготовки специалистов и их конкурентоспособность на рынке труда, а также престижность заведения.
Требования нынешнего времени основываются на росте потребности в высококвалифицированных работниках, потому важное значение имеет развитие кадрового потенциала общества и государства.
Отметим, что эффективная результативность работы высшего учебного заведения в большой мере зависит от научно-педагогического состава.
Педагогические работники - это лица, которые по основному месту работы в высших учебных заведениях осуществляют учебную, методическую и организационную деятельность. Научные работники - это лица, которые по основному месту работы и в соответствии с трудовым договором (контракту) профессионально осуществляют научную, научно-техническую или научноорганизационную деятельность и имеют соответствующую квалификацию независимо от наличия научной степени или ученого звания.
Главная задача, которая стоит перед научно-педагогическими кадрами - подготовка субъекта учебно-воспитательного процесса к профессиональной деятельности в рыночных условиях, и одновременно самим выступать как образец конкурентоспособной личности.
Определение статуса лиц, которые занимаются образовательной и научной деятельностью, имеет важное как практическое, так и теоретическое значение, поскольку реалии деятельности России на современном этапе свидетельствуют о том, что она не выполняет гарантий из надлежащего уровня его обеспечения.
Перманентный социально-экономический кризис последних трех десятилетий критически отразился на качестве профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений. Для того, чтобы повышать трудовой потенциал научно-педагогического работников и научных сотрудников высшего учебного заведения, необходимо использовать их интеллектуальный потенциал и объективно стимулировать эффективность всех видов работ, вводить ежегодное рейтинговое оценивание работы
Методика рейтинговой оценки заключается в определении коэффициентов, которые более точнее характеризуют взнос каждого педагога в учебные, научные и воспитательные процессы.
Таким образом, рейтинговая оценка в университете предусматривает:
- информационную базу, которая создается для анализа и оценки результатов деятельности преподавателей, кафедр и факультетов ВУЗА;
- определение наилучших показателей;
- соответствие современным тенденциям развития высшего образования РФ;
- стимулирование научно-педагогических работников в повышении своей профессиональной квалификации, творческом подходе к процессу преподавания;
- усиление коллективной заинтересованности преподавателей в улучшении конечных результатов подготовки образовательно-квалификационных уровней выпускников;
- дифференциация оценки деятельности для обеспечения поддержки наиболее эффективной части преподавательского состава.
Заметим, что использования большого количества показателей в системе определения рейтинга научно-педагогических работников не всегда способствуют повышению эффективности и объективности оценки.
Труд преподавателя чрезвычайно сложен и многогранен, который включает учебную, научную, научно-инновационную, научно-методическую и культурно-воспитательную работу. Оценивать ее нужно комплексно, а именно, учитывать не только объем произведенной работы, но и ее качество, которое определяется соответствующими коэффициентами и оценками работы преподавателя студентами, деканатом, другими преподавателями кафедры.
Следовательно, внедрение системы оценки деятельности научнопедагогических работников высших учебных заведений является чрезвычайно актуальным и одновременно стратегическим заданием.
1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 4. - Ст. 445.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. «Об основах деятельности в Российской Федерации» федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (в ред. Федеральных законов РФ от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 05.02.2007 № 12-ФЗ).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федер. закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ // СЗ РФ. 20.
6. . Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»: Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 // Собрание законодательства РФ.2013. № 33. Ст. 4381.
7. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 01.09.2013 г. / Собрание законодательства РФ. № 53 (ч. 1). Ст. 7598. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon- ob-obrazovanii-v-rf/
8. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р // Собрание законодательства РФ. 02.01.2012. № 1. Ст. 216.
9. Рекомендация ЮНЕСКО «О статусе научно-исследовательских работников» (Вместе с «Международными актами и другими документами, касающимися трудящихся в целом или научно-исследовательских работников в частности») (Принята в г. Париже 20.11.1974 на 18-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993.
10. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 26.08.1996. № 35. Ст. 4137.
11. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента РФ от 07.06.2012 № 597 // Собрание законодательства РФ. 07.05.2012. № 19. Ст. 2334.
12. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.01.2011 № 1н // Российская газета. № 101. 13.05.2011.
13. Модельный закон о статусе ученого и научного работника (Принят в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008 Постановлением 31-14 на 31-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств- участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея госу- дарств-участников Содружества Независимых Государств. 2009. № 43. С. 337 - 358.
14. Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научных педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации: Приказ Минобразования РФ от 26.11.2002 № 4114 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 4. 27.01.2003.
15. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70170950/
16. О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений /Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г., № 209.
17. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим досиупа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/
18. Актуальные проблемы трудового законодательства в условиях модернизации экономики: монография / Е.С. Батусова, ИЯ. Белицкая, Э.Н. Бондаренко и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский. М.: Юстицинформ, 2012.
19. Афанасьев, И. В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие для среднего профессионального образования / И. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 155 с.
20. Афанасьев, И. В. Правовые основы профессиональной деятельности: учебное пособие для бакалавриата и специалитета / И. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 155 с.
21. Блинов, В. И. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 129 с.
22. Воловская, Н.М. Социально-трудовые отношения: учебное пособие / Н.М. Воловская. - М.: Инфра-М, 2017. - 186с.
23. Воробьева, С. В. Управление образовательными системами: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С. В. Воробьева. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 491 с.
24. Гагаринская, Г.П. Теоретико-методические аспекты совершенствования стимулирования труда персонала / Г.П. Гагаринская, Т.С. Красу- лина. - М.: Мир науки, 2016. - 148с.
25. Дмитриева ИК Трудовой договор научных педагогических работников вузов. М., 1991.
26. Иванчина Ю.В. Функции, цели и задачи трудового права: вопросы взаимодействия // Вопросы управления. 2013. №4.
27. Каплюк, П.В. Подходы к стимулированию персонала / П.В. Каплюк, А.В. Мельничук // Новое поколение. - 2017. - № 11 (1). - С. 34-40.
28. Кауфман, Н.Ю. Система мотивации труда в сфере предпринимательской деятельности / Н.Ю. Кауфман // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 2-1. - С. 79-82.
29. Козырин А.Н., Корф Д.В., Ялбулганов А.А.Управление образованием: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства // Реформы и право. - 2010. - № 3. - С. 43-62.
30. Козырин А.Н., Трошкина Т.Н., Ялбулганов А.А.Образовательное право как учебная дисциплина // Реформы и право. - 2011. - № 4. - С. 50-54.
31. Козырин А.Н.Современные проблемы систематизации образовательного законодательства // Ежегодник российского образовательного законодательства. - 2016. -Т. 3. - Вып. 2. - С. 5-30.
32. Коротаева, Е. В. Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии: учебное пособие для вузов / Е. В. Коротаева. - 2-е изд., пе- рераб. и доп. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 181 с.
33. Ксензова, Г. Ю. Инновационные процессы в образовании. Реформа системы общего образования: учебное пособие для вузов / Г. Ю. Ксен- зова. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 349 с.
34. Кузнецов, В. В. Введение в педагогическую деятельность: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. В. Кузнецов. - 3-е изд., испр. и доп. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 222 с.
35. Кузнецов, В. В. Введение в профессионально-педагогическую специальность: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Кузнецов. - 3-е изд., испр. и доп. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 222 с.
36. Макарова, А.О. Анализ методов и видов стимулирования труда на российских предприятиях / Макарова А.О. // Молодой ученый. - 2015. - № 6. - С. 376-379
37. Менеджмент в образовании: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С. Ю. Трапицын [и др.]; под редакцией С. Ю. Трапицы- на. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 413 с.
38. Образовательное право: учебник для академического бакалавриата / А. И. Рожков [и др.]; под общей редакцией А. И. Рожкова. - 3-е изд., пе- рераб. и доп. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 349 с.
39. Образовательный процесс в профессиональном образовании: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов [и др.]; под общей редакцией В. И. Блинова. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 314 с.
40. Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. П. Панфилова, А. В. Долматов; под редакцией А. П. Панфиловой. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 487 с.
41. Прохорова, О. Г. Управление образовательной организацией: воспитательная деятельность: учебное пособие / О. Г. Прохорова. - 2-е изд. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 117 с.
42. Старикова, Л. Д. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для вузов / Л. Д. Старикова, М. Л. Вайнштейн. - 2-е изд., испр. и доп. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 125 с.
43. Теория обучения и воспитания, педагогические технологии: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, М. И. Рожков, А. П. Чернявская; ответственный редактор Л. В. Байбородова. - 3-е изд., испр. и доп. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 223 с.
44. Трошкина Т.Н.Понятие и структура образовательного правоотношения // Реформы и право. - 2011. - № 3. - С. 56-61.
45. Трудовое право: учебник для академического бакалавриата / Р. А. Курбанов [и др.]; под общей редакцией Р. А. Курбанова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 332 с.
46. Трудовое право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. П. Орловский [и др.]; ответственный редактор Ю. П. Орловский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 285 с.
47. Трудовое право России в 2 т: учебник для академического бакалавриата / Е. Б. Хохлов [и др.]; под общей редакцией Е. Б. Хохлова, В. А. Сафонова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М: Издательство Юрайт, 2016. - 678 с.
48. Трудовое право. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / В. Л. Гейхман [и др.]; под редакцией В. Л. Гейхмана, И. К. Дмитриевой. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 229 с.
49. Особенности правового регулирования труда отдельных катего
рий работников: учебное пособие / ИЯ. Белицкая, М.А. Бочарникова, М.О. United States Code Title 42 - Chapter 16, 16 A, 16 В [Электронный ресурс]. URL: http://www.law. cor№ell.edu/uscode/text/42/1891 (дата обращения
16.04.2019)
50. КФУ. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //stat.kpfu.ru/sveden/document/
51. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник. / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 54 с.
52. Прикладная юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 512 c.
53. Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика. В 2-х т. Т. 2. Теория обучения. Управление образовательными системами: Учебное пособие / С.Ю. Дивногорцева. - М.: ПСТГУ, 2012. - 262 c.
54. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. - М.: Юрайт, 2013. - 511 c.
55. Сырых В.М., д-р юр. наук, профессор. Введение в теорию образовательного права. М. 2002. - 340 с.
56. Шкатулла В. И. Образовательное право России : Учебник для вузов / В. И. Шкатулла. — М.: Юстицинформ, 2015. - 17 с.