Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Работа №31351

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы103
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
822
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования цифровой экономики 6
1.1. Подходы к определению цифровой экономики 6
1.2. Зарубежный опыт регионального развития цифровой экономики 13
1.3. Использование сквозных технологий в региональном развитии цифровой 26
экономики
2. Опыт развития цифровой экономики в России и Республике Татарстан 34
2.1. Общая характеристика регионального развития цифровой экономики 34
России
2.2. Анализ развития цифровых технологий в экономике Республики 47
Татарстан
2.3. Оценка регионального индекса информационного развития Республики 53
Татарстан
3. Внедрение сквозных технологий цифровой экономики в Республике 59
Татарстан
3.1. Разработка открытой платформы интернета вещей для решения проблем 59
республики Татарстан
3.2. Применение технологии блокчейн в целях улучшения здравоохранения в 70
регионе
Заключение 83
Список использованных источников 89
Приложения 9

Цифровые технологии изменили привычные формы и методы ведения
хозяйственной жизни. Изменениям подвергаются отдельные компании, отрасли
и государство в целом. Эффект от массового применения цифровых технологий
выражается для последних в трансформации моделей государственного
управления.
Цифровая экономика отражает переход от третьей промышленной
революции к четвертой. Третья промышленная революция относится к
изменениям, которые произошли в конце XX века с переходом от аналоговых и
механических устройств к информационным технологиям. Четвертая
промышленная революция основывается на высоких технологиях, поскольку
они развиваются в киберпространстве.
Цифровая экономика ― это совокупность решений, которые позволяют
за счет сбора, хранения, обработки и интерпретации экономическими методами
и моделями больших данных, повысить эффективность как отдельных
компаний, так и целых отраслей экономики.
Актуальность исследования определяется развитием инновационных
технологий и необходимостью их внедрения в государственную,
экономическую и социальную сферу Республики Татарстан.
В рамках экономического развития, данную тему также исследовали
экономист-кибернетик Ведута Е.Н., рассматривая цифровую экономику, как
экономическую киберсистему. Также анализом цифровой экономики на
международном уровне занимались члены Сретенского клуба Кешелава А.В.,
Буданов В.Г. и Румянцев В.Ю. На региональном уровне тема исследовалась
«Аналитическим центром Цифровой экономики при МГУ имени Ломоносова»
и «Центром экономических и социальных исследований Республики Татарстан
при Кабинете Министров Республики Татарстан». На технологическом уровне,
проекты по внедрению сквозных технологий в экономику Республики4
предлагались компанией «Барс Груп» и исследователями высшей школы
информационных технологий и информационных систем КФУ.
Предложенные исследования анализируют цифровую экономику в
рамках экономического подхода на мировом уровне, не предлагая конкретных
решений для регионального развития. Технический подход подразумевает
внедрение сквозных технологий в экономику республики, однако, в нем
отсутствуют расчеты экономического эффекта предлагаемых решений.
Основной целью работы является разработка решений для внедрения
сквозных технологий в развитие цифровой экономики Республики Татарстан.
Для осуществления целей работы ставятся следующие задачи:
- определение сущности цифровой экономики и основных
направлений развития;
- проведение теоретического анализа существующих подходов к
развитию цифровой экономики в мире применительно к
Республике Татарстан;
- проведение исследования существующих методов внедрения
сквозных технологий в цифровую экономику;
- разработка методики оценки уровня развития цифровой экономики
в Республике;
- предложение проектов внедрения сквозных технологий в
экономику Татарстана и оценка их эффективности.
Объектом исследования выступает экономика Республики Татарстан.
Предметом исследования является развитие цифровой экономики в
Республике Татарстан.
Методология исследования основывается на теоретическом и
историческом анализе зарубежного и российского опыта регионального
развития цифровой экономики, авторской сравнительной методике оценки
уровня развития цифрой экономики регионов.5
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые
акты, монографии, статистические сборники, научные публикации российских
и зарубежных авторов и интернет-ресурсы.
Работа включает три главы, содержащих теоретический обзор по
заявленной теме (глава 1), описание и сравнительный анализ текущей ситуации
в России и Татарстане (глава 2) и предложение моделей внедрения сквозных
технологий цифровой экономики (глава 3). Теоретический материал
сопровождается формулами и иллюстрациями, в приложениях к работе
приводятся данные к расчетам, иллюстрирующие метод сравнения субъектов
РФ по уровню развития цифровой экономики (глава 2). Результаты
исследований представлены в форме графиков и таблиц. В заключении
приводится краткое изложение полученных в ходе работы результатов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, необходимо соотнести полученные результаты с
поставленными целями и задачами. Итак, был проведен аналитический обзор
литературы по региональному развитию цифровой экономики, на примере
опыта зарубежных стран и Российской Федерации, в частности, Республики
Татарстан. Так, развитие цифровой экономики в настоящее время является
одной из наиболее значимых глобальных тенденций, последствия которой
ощущаются в различных сферах жизнедеятельности. Во многих странах
разработаны и внедряются стратегии и планы по формированию цифровой
экономики.
В первой главе (1.1) исследуются подходы к определению цифровой
экономики. Первый подход рассматривает ЦЭ как экономику данных, второй
— как киберфизическую систему. Выделены риски и последствия, которые
нужно учитывать на этапах развития цифровой экономики. Было предложено
следующее общее определение ЦЭ, как совокупности решений, которые
позволяют за счет сбора, хранения, обработки и интерпретации
экономическими методами и моделями больших данных, повысить
эффективность как отдельных компаний, так и целых отраслей экономики.
На примере зарубежного опыта развития ЦЭ были выделены следующие
общие направления (1.2):
- формирование информационный инфраструктуры и развитие ИКТ
сектора;
- инвестирование в исследования в области робототехники и
искусственного интеллекта (ИИ);
- повышение уровня информационного грамотности населения;
- внедрение интернета вещей, технологии блокчейн и машинного
обучения в сферы государственного управления и реальный бизнес;
- обеспечение информационной безопасности.
Стратегии разных стран и программы развития, не содержат:84
- сформированной концепции для стратегического развития цифровой
экономики;
- ясного определения, включающего все сферы развития цифровой
экономики;
- описание влияния на современную экономику (кроме повышения
производительности труда);
- описания основных качественных изменений, которые должны
произойти в других сферах.
Таким образом, можно предположить, что у большинства стран, в том
числе стран-лидеров, нет точного понимания, что такое цифровая экономика и
к каким последствиям она приведет.
На данный момент, в существующих стратегиях отсутствует глобальная
оценка последствий развития цифровой экономики в контексте отдельных
отраслей, регионов и даже социальных групп населения. Как внедрение
информационных технологий повлияет на уровень безработицы в регионах,
насколько цифровизация процессов усилит роль транснациональных компаний
в функционировании экономики. Чтобы дать четкий и однозначно
сформулированный ответ на эти вопросы, следует провести глубокие
прикладные исследования, систематизировать происходящие процессы и
подготовить обоснованные решения на возникающие вызовы и угрозы.
В то же время сложно представить дальнейшее развитие цифровой
экономики без повсеместного внедрения информационно-коммуникационных
технологий. По нашему мнению, развитие цифровой экономики напрямую
зависит от внедрения следующих сквозных технологий (1.3):
- концепция интернета вещей;
- блокчейн технологии;
- машинное обучение.
Во второй главе (2.1), проведен анализ развития цифрой экономики в РФ.
Так, в настоящее время в России представлен и утвержден план развития
цифровой экономики, определяющие основные перспективы, включая85
«Стратегию развития информационного общества» и программу «цифровая
экономика в Российской Федерации».
На основе анализа можно сделать вывод, что Россия отстает от странлидеров цифровизации на 5–8 лет. Если текущие темпы роста цифровой
экономики России сохранятся на прежнем уровне, то к 2020 году, в силу
высокой скорости глобальных изменений и инноваций, этот разрыв будет
составлять уже 15–20 лет. Вместе с тем в последние годы улучшилось
состояние инфраструктуры в России, в первую очередь по уровню
проникновения проводного интернета (70,4% от общей численности
населения). Имеются также серьезные достижения в доступности
широкополосного и мобильного интернета, в распространении смартфонов.
В Республики Татарстан, в свою очередь, формируется собственная
концепция развития цифровой экономики региона (2.2). Развитие ИТ-отрасли и
внедрение информационных технологий в государственное управления стало
приоритетным направлением Правительства Республики. Проведенный анализ
документов стратегического развития Республики показал, что в настоящее
время отсутствует явная оценка последствий цифровизации на
функционирование региональной экономики и мерам соответствующего
реагирования со стороны местных властей и бизнеса.
Выяснено, что на данный момент в республике отсутствует единая
система IoT, которая бы могла распространиться на все регионы Республики и
за ее пределы. А сбор данных сам по себе не приносит пользы для развития
городской среды, а только увеличивает хаос и разрозненности информации.
По авторской методике, был проведен сравнительный анализ уровня
развития цифровой экономики субъектов РФ (2.3). Для этого был рассчитан
региональный индекс информационного развития (РИИР) по следующим
показателям: «Социально-экономические условия инновационной
деятельности», «Инновационный потенциал», «Качество инновационной
политики», «ИКТ – инфраструктура и доступ», «Научно-технический
потенциал».86
Результаты показали, что Республика Татарстан занимает первое место в
рейтинге субъектов Российской Федерации, как регион с 100% цифровизацией
информационно-коммуникационной инфраструктуры. На это могли повлиять
следующие факторы:
- включение Республики Татарстан в общероссийский и общемировой
процесс развития высоких технологий;
- повышение производительности труда в ИТ-емких секторах экономики;
- повышение эффективности работы государственного сектора.
С учетом вышесказанного предложено рассмотреть возможность
внедрения элементов цифровой экономики, а именно сквозных технологий, в
сфере государственного управления, развития городского хозяйства и
здравоохранения.
В рамках данного исследования разработан проект создания Открытой
платформы IoT для развития информационного пространства «умного города»
и государственного управления (3.1).
Показано, как проект Открытой платформы IoT поможет повысить
эффективность системы государственного управления.
Основная задача IoT — объединить множество компонентов «умного
города» в единый систему, которая позволит решить ключевые проблемы
между гражданами и муниципалитетами. Как многокомпонентная
децентрализованная система на основе технологий блокчейн способствует
развитию сервисов предоставления государственных услуг. Использование
системы блокчейн гарантирует безопасность и надежность платформы, а
технология LoRaWAN — ее стабильность и дальность покрытия.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что разработка
платформы рентабельна и приносит высокие инвестиционные доходы.
Разработанный подход может быть основой для проведения дальнейших
исследований и формированию плана мероприятий по разработке и внедрению
сервисов государственных услуг.87
Во последней части 3 главы (3.2) рассмотрена возможность внедрения
технологии блокчейн в сферу здравоохранения. Проект призван наладить
взаимосвязь между основными медицинскими учреждениями,
государственными поликлиниками и больницами, со сторонними
специалистами и вспомогательными медицинскими организациями (частными
клиниками, лабораториями и аптеками). Главная особенность платформы —
это неизменяемость, конфиденциальность и безопасность данных.
Также благодаря переходу на новую технологию будут достигнуты
следующие положительные результаты:
- уменьшение времени и повышения качества оказания услуг;
- снижение издержек на сбор, контроль и обработку данных;
- повышение лояльности к области здравоохранения;
- повышение информационной безопасности и конфиденциальность
данных.
Рассчитано и проанализировано, как платформа, основанная на
технологии блокчейн, повысит эффективность работы медицинских
учреждений, что, в свою очередь, упростит взаимодействие между врачами и
пациентами. Решение может быть интегрировано в рамках предложенной выше
концепции интернета вещей. Это оптимальное решение для создания единого
реестра пациента с полной конфиденциальностью и синхронизацией данных.
Таким образом, реализация предложенных проектов на основе сквозных
технологий приведет к трансформации существующей экономики республики,
причем такие изменения найдут отражение в режиме регулирования.
Так, приоритетные задачи в области развития интернета вещей и
технологии блокчейн в России и в Республики Татарстан сегодня касаются
подготовки нормативно-правовой базы и стандартизации протоколов для
эффективного внедрения сквозных технологий в цифровую экономику.
Одной из последних мер в данном направлении стало формирование
правительством программы цифровая экономика, которая предусматривает
создание в стране в ближайшие годы благоприятных условий для развития IoT88
и принятие законов, регулирующих использование технологий интернета
вещей и технологии блокчейн.


Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года» / Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2018. –
№15, ст.4563. – С.12763–12793.
2. О бюджетных ассигнованиях на реализацию первоочередных
мероприятий программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: утв.
распоряжением Правительства от 14.03.2018 №421-р.; в ред. постановления
Правительства РФ от 28.06.2017 №1632-р. / Официальный сайт правительства
РФ. – 2018. – URL: http://government.ru/docs/31894/ (дата обращения
05.05.2018).
3. Федеральная целевая программа «Цифровая экономика Российской
Федерации»: утв. постановлением Правительства РФ от 28.06.2017 № 1632-р; в
ред. постановлением Правительства РФ от 27.05.2017 №639 // Собр.
законодательства Рос. Федерации. – 2017. – №32, ст.5138.
4. Об информационных системах и информатизации РТ: рес. закон
принят 17.10.2007 № 58-ЗРТ; в ред. Законов РТ от 25.12.2010 N 100-ЗРТ, от
11.04.2014 N 25-ЗРТ / Собр. законодательства РТ. – 2018.
Стандарты
5. SNA EA 2008 001 Система национальных счетов. Издания.
Организация Объединенных Наций - Нью-Йорк: Международный валютный
фонд, 2012. - 827 с.
Монографии
6. Ведута Е.Н. Межотраслевой-межсекторный баланс. Механизм
стратегического планирования экономики. – М., Академический проект, 2016. –
239 с.
7. Ведута Н.И. Экономическая кибернетика. – М., Наука и техника,
1971. – 318 с.90
8. Берндт Э. Практика эконометрики: классика и современность.
М.:Юнити-Дана, 2005. – 863 с.
Статьи в сборниках
9. Индикаторы цифровой экономики: 2017 / Институт статистических
исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ: сб. стат. – Москва,
2017. – С. 1–12.
10. Цифровая экономика: краткий статистический сборник, 2018 /
Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ
ВШЭ: сб. стат. – Москва, 2018. – С. 1–12.
Статьи в периодических изданиях
11. Симачев Ю.В. Зависимость от импорта: как лечить
промышленность// Форсайт. – 2017. – № 4. – С. 25–45.
12. Шульцева В.В. цифровая экономика Китая. Сопротивление
бесполезно// Первая миля. – 2015. – № 1. – С. 55-66.
13. Дьяченко Е.Л. Наука, технологии, инновации и цифровая
экономика//НИУ ВШЭ. – 2017. – №82. – С. 100-112.
14. Davidson A. Commerce Department Digital Economy
Agenda//Department of Commerce, United States of America. – 2016. – С.3.
15. Катасонов В.Ю. О цифровой экономике Китая//Всесоветник. –
2017. – №4. – С. 20.
16. Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н.
Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности,
техническая нормализация, проблемы развития//Научно-технические
ведомости СПб ГПУ. Экономические науки. – 2017. – №3. – С. 9–25.
17. Воронцова Е.А., Мелешенко Е.Г. Блокчейн: панацея или угроза для
хранения и передачи информации//Синергия наук. – 2016. – № 5. − С. 93 −101.
18. Arvind Narayanan, Joseph Bonneau, Edward Felten, Andrew Miller,
Steven Goldfeder. Bitcoin and Cryptocurrency Technologies. – 2016. – 308 c.91
19. Venkata Narasimha Inukollul, Sailaja Arsil and Srinivasa Rao Ravuri.
Security Issues Associated With Big Data In Cloud Computing//International Journal
of Network Security & Its Applications (IJNSA). – 2014. – Vol.6. – №3.
20. Burkhard Stiller Communication Systems VIII//University of Zurich Department of Informatics. – 2015. – С.73-84.
21. Wylie J.J., Michael W., Bigrigg, John D. Strunk. Survivable Information
Storage Systems//Computer. – 2015. – Vol. 33. – С. 61-68.
22. Макаренко А. А. Калайда В. Т. Методика локализации изображения
лица для систем видеоконтроля на основе нейронной сети//Известия Томского
политехнического университета. –2006. – №8. – C. 309.
23. Паньшин Б. А. Цифровая экономика: особенности и тенденции
развития//Наука и инновации. – 2016. – Т. 3, № 157. – С. 17–20.
24. Одинцов С.А., Ващенко А.В. Развитие теорий информационного
общества и понятия «Кибер-пространство»//Политематический сетевой
электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного
университета. – 2016. – № 121. – С. 1–14.
25. Толкачев С.А. Индустрия 4.0 и ее влияние на технологические основы
экономической безопасности России//Гуманитарны енауки. Вестник
Финансового университета. – 2017. – №1(25). – С. 86–91.
Учебники и учебные пособия
26. Кешелава А.В. Введение в Цифровую экономику: учеб. пособие для
эконом. специальностей вузов / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев;
под общ. ред. А.В. Кешелава. – 1-е изд. – М., ВНИИ Геосистем, 2017. – 128 с.
27. Корнейчук Б. В. Информационная экономика: учеб. пособие. –
СПб.: Питер, 2006. — 400 с.
28. Соломатин М.С., Сайбель Н.Ю. Роль цифровой экономики в
развитии государства//Институциональные и инфраструктурные аспекты
развития различных экономических систем: сб. ст. Междунар. науч.-практ.
конф. –2017. – С. 137–13992
29. Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы
(industry-2017): тр. науч.-практ. конф. с междунар. участием; под ред. А.В.
Бабкина. – СПб.: Изд-во Политехн. – 2017. – 685 с.
30. Абдрахманова Г. И., Ковалева Г. Г. Цифровая экономика:
Цифровые навыки населения. – М.: НИУ ВШЭ. – 2017. – 301 с.
31. Лачинов Ю.А. Финансовый учебник. – Н.: Либроком. – 2015. – С.
104.
Электронные ресурсы
32. Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным
проектам [Электронный ресурс] / Официальный сайт Президента России. –
URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54983 (дата обращения
05.05.2018).
33. Катасонов В.Ю. О цифровой экономике Китая, 2017 [Электронный
ресурс] / Интернет-журнал Vsesovetnik. – URL:
http://www.vsesovetnik.ru/archives/22055 (дата обращения 20.05.2015).
34. Цифровая Россия: новая реальность, 2017 [Электронный ресурс] /
McKinsey. https://www.mckinsey.com/ru/~/media/McKinsey/Digital-Russiareport.ashx (дата обращения 20.05.2018).
35. Татарстан: технология 5G в Иннополисе, 2018 [Электронный
ресурс] / Информационный портал Rfbenchmark. – URL:
http://www.rfbenchmark.ru/tatarstan-technologija-5g-w-innopolisie/ (дата
обращения 05.05.2018).
36. UK, Digital Economy Strategy, 2015–2018 [Электронный ресурс] /
Официальный сайт GOV.UK. – URL:
https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/40474
3/Digital_Economy_Strategy_2015-18_Web_Final2.pdf (дата обращения
05.05.2018).
37. Интернет вещей (IoT) в России Технология будущего, доступная
уже сейчас [Электронный ресурс] / Аналитическое агентство PwC. – URL:93
https://www.pwc.ru/ru/publications/iot/IoT-inRussia-research_rus.pdf (дата
обращения 05.05.2018).
38. ENISA, Лаборатория Касперского, Рекомендации по обеспечению
безопасности IoT-устройств в контексте объектов критической инфраструктуры
[Электронный ресурс] / Агентство Европейского союза по сетям и
информационной безопасности ENISA. – URL:
https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2017international-recommendationsfor-the-industrial (дата обращения 05.05.2018).
39. How much does your country invest in R&D [Электронный ресурс] /
Статистический институт ЮНЕСКО. – URL:
http://www.uis.unesco.org/_layouts/unesco/research-and-development-spending/
(дата обращения 05.05.2018).
40. The Transformative Economic Impact of Digital Technology
[Электронный ресурс] / UNCTAD. – URL:
http://unctad.org/meetings/en/Presentation/ecn162015p09_Katz_en.pdf/ (Дата
обращения: 05.05.2018).
41. Information technology (IT) in general ISO/IEC 2382 [Электронный
ресурс] / ISO/IEC. – URL: https://www.iso.org/standard/7229.html/ (Дата
обращения: 05.05.2018).
42. MGI Industry Digitization Index for China [Электронный ресурс] /
McKinsey. – URL: https://www.mckinsey.com/global-themes/china/digital-chinapowering-the-economy-to-global-competitiveness (дата обращения 20.05.2015).
43. Million Online Shoppers, 2021 [Электронный ресурс] / USA ecommerce Insights. – URL: https://www.eshopworld.com/blog-articles/usaecommerce-insights-2017/ (дата обращения 05.05.2018).
44. Fighting Cybersecurity Threats to the Growing Economy [Электронный
ресурс] / Council of economic advisers. – URL:
https://www.whitehouse.gov/articles/fighting-cybersecurity-threats-to-the-growingeconomy/ (дата обращения 05.05.2018).94
45. Более половины россиян выбирают электронные госуслуги, 2017
[Электронный ресурс] / Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. –
URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/36563/ (дата обращения 05.05.2018).
46. Compass.co и CrunchBase, Gobal startup ecosystem ranking, 2016 год
[Электронный ресурс] / Startupgenome. – URL:
https://startupgenome.com/report2017/ (дата обращения 05.05.2018).
47. Парламентские слушания от 20 февраля 2018 года на тему
«Формирование правовых условий финансирования и развития цифровой
экономики» [Электронный ресурс] / Комитет Государственной Думы по
финансовому рынку. – URL: http://www.komitet2-
12.km.duma.gov.ru/Parlamentskie-slushaniya-i-kruglye-stoly/item/15636891/ (дата
обращения 05.05.2018).
48. Retailing in Russia, 2017 [Электронный ресурс] / Аналитический
портал Euromonitor International. – URL: http://www.euromonitor.com/retailing-inrussia/report (05.05.2018).
49. Оборот российской интернет-торговли, 2018 [Электронный ресурс]
/ Ассоциация компаний интернет-торговли АКИТ. – URL:
http://www.akit.ru/оборот-российской-интернет-торговли/ (05.05.2018).
50. Мониторинг развития информационного общества в Российской
Федерации [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной
статистики. – URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/monitor_rf.xls.
(дата обращения 05.05.2018).
51. Информационная экономика [Электронный ресурс] / Институт
статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. – URL:
https://issek.hse.ru/data/2017/09/28/1159186870/DE_2_28.09.17.pdf (дата
обращения 05.05.2018).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ