РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования цифровой экономики 6
1.1. Подходы к определению цифровой экономики 6
1.2. Зарубежный опыт регионального развития цифровой экономики 13
1.3. Использование сквозных технологий в региональном развитии цифровой 26
экономики
2. Опыт развития цифровой экономики в России и Республике Татарстан 34
2.1. Общая характеристика регионального развития цифровой экономики 34
России
2.2. Анализ развития цифровых технологий в экономике Республики 47
Татарстан
2.3. Оценка регионального индекса информационного развития Республики 53
Татарстан
3. Внедрение сквозных технологий цифровой экономики в Республике 59
Татарстан
3.1. Разработка открытой платформы интернета вещей для решения проблем 59
республики Татарстан
3.2. Применение технологии блокчейн в целях улучшения здравоохранения в 70
регионе
Заключение 83
Список использованных источников 89
Приложения 9
1. Теоретические аспекты исследования цифровой экономики 6
1.1. Подходы к определению цифровой экономики 6
1.2. Зарубежный опыт регионального развития цифровой экономики 13
1.3. Использование сквозных технологий в региональном развитии цифровой 26
экономики
2. Опыт развития цифровой экономики в России и Республике Татарстан 34
2.1. Общая характеристика регионального развития цифровой экономики 34
России
2.2. Анализ развития цифровых технологий в экономике Республики 47
Татарстан
2.3. Оценка регионального индекса информационного развития Республики 53
Татарстан
3. Внедрение сквозных технологий цифровой экономики в Республике 59
Татарстан
3.1. Разработка открытой платформы интернета вещей для решения проблем 59
республики Татарстан
3.2. Применение технологии блокчейн в целях улучшения здравоохранения в 70
регионе
Заключение 83
Список использованных источников 89
Приложения 9
Цифровые технологии изменили привычные формы и методы ведения
хозяйственной жизни. Изменениям подвергаются отдельные компании, отрасли
и государство в целом. Эффект от массового применения цифровых технологий
выражается для последних в трансформации моделей государственного
управления.
Цифровая экономика отражает переход от третьей промышленной
революции к четвертой. Третья промышленная революция относится к
изменениям, которые произошли в конце XX века с переходом от аналоговых и
механических устройств к информационным технологиям. Четвертая
промышленная революция основывается на высоких технологиях, поскольку
они развиваются в киберпространстве.
Цифровая экономика ― это совокупность решений, которые позволяют
за счет сбора, хранения, обработки и интерпретации экономическими методами
и моделями больших данных, повысить эффективность как отдельных
компаний, так и целых отраслей экономики.
Актуальность исследования определяется развитием инновационных
технологий и необходимостью их внедрения в государственную,
экономическую и социальную сферу Республики Татарстан.
В рамках экономического развития, данную тему также исследовали
экономист-кибернетик Ведута Е.Н., рассматривая цифровую экономику, как
экономическую киберсистему. Также анализом цифровой экономики на
международном уровне занимались члены Сретенского клуба Кешелава А.В.,
Буданов В.Г. и Румянцев В.Ю. На региональном уровне тема исследовалась
«Аналитическим центром Цифровой экономики при МГУ имени Ломоносова»
и «Центром экономических и социальных исследований Республики Татарстан
при Кабинете Министров Республики Татарстан». На технологическом уровне,
проекты по внедрению сквозных технологий в экономику Республики4
предлагались компанией «Барс Груп» и исследователями высшей школы
информационных технологий и информационных систем КФУ.
Предложенные исследования анализируют цифровую экономику в
рамках экономического подхода на мировом уровне, не предлагая конкретных
решений для регионального развития. Технический подход подразумевает
внедрение сквозных технологий в экономику республики, однако, в нем
отсутствуют расчеты экономического эффекта предлагаемых решений.
Основной целью работы является разработка решений для внедрения
сквозных технологий в развитие цифровой экономики Республики Татарстан.
Для осуществления целей работы ставятся следующие задачи:
- определение сущности цифровой экономики и основных
направлений развития;
- проведение теоретического анализа существующих подходов к
развитию цифровой экономики в мире применительно к
Республике Татарстан;
- проведение исследования существующих методов внедрения
сквозных технологий в цифровую экономику;
- разработка методики оценки уровня развития цифровой экономики
в Республике;
- предложение проектов внедрения сквозных технологий в
экономику Татарстана и оценка их эффективности.
Объектом исследования выступает экономика Республики Татарстан.
Предметом исследования является развитие цифровой экономики в
Республике Татарстан.
Методология исследования основывается на теоретическом и
историческом анализе зарубежного и российского опыта регионального
развития цифровой экономики, авторской сравнительной методике оценки
уровня развития цифрой экономики регионов.5
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые
акты, монографии, статистические сборники, научные публикации российских
и зарубежных авторов и интернет-ресурсы.
Работа включает три главы, содержащих теоретический обзор по
заявленной теме (глава 1), описание и сравнительный анализ текущей ситуации
в России и Татарстане (глава 2) и предложение моделей внедрения сквозных
технологий цифровой экономики (глава 3). Теоретический материал
сопровождается формулами и иллюстрациями, в приложениях к работе
приводятся данные к расчетам, иллюстрирующие метод сравнения субъектов
РФ по уровню развития цифровой экономики (глава 2). Результаты
исследований представлены в форме графиков и таблиц. В заключении
приводится краткое изложение полученных в ходе работы результатов.
хозяйственной жизни. Изменениям подвергаются отдельные компании, отрасли
и государство в целом. Эффект от массового применения цифровых технологий
выражается для последних в трансформации моделей государственного
управления.
Цифровая экономика отражает переход от третьей промышленной
революции к четвертой. Третья промышленная революция относится к
изменениям, которые произошли в конце XX века с переходом от аналоговых и
механических устройств к информационным технологиям. Четвертая
промышленная революция основывается на высоких технологиях, поскольку
они развиваются в киберпространстве.
Цифровая экономика ― это совокупность решений, которые позволяют
за счет сбора, хранения, обработки и интерпретации экономическими методами
и моделями больших данных, повысить эффективность как отдельных
компаний, так и целых отраслей экономики.
Актуальность исследования определяется развитием инновационных
технологий и необходимостью их внедрения в государственную,
экономическую и социальную сферу Республики Татарстан.
В рамках экономического развития, данную тему также исследовали
экономист-кибернетик Ведута Е.Н., рассматривая цифровую экономику, как
экономическую киберсистему. Также анализом цифровой экономики на
международном уровне занимались члены Сретенского клуба Кешелава А.В.,
Буданов В.Г. и Румянцев В.Ю. На региональном уровне тема исследовалась
«Аналитическим центром Цифровой экономики при МГУ имени Ломоносова»
и «Центром экономических и социальных исследований Республики Татарстан
при Кабинете Министров Республики Татарстан». На технологическом уровне,
проекты по внедрению сквозных технологий в экономику Республики4
предлагались компанией «Барс Груп» и исследователями высшей школы
информационных технологий и информационных систем КФУ.
Предложенные исследования анализируют цифровую экономику в
рамках экономического подхода на мировом уровне, не предлагая конкретных
решений для регионального развития. Технический подход подразумевает
внедрение сквозных технологий в экономику республики, однако, в нем
отсутствуют расчеты экономического эффекта предлагаемых решений.
Основной целью работы является разработка решений для внедрения
сквозных технологий в развитие цифровой экономики Республики Татарстан.
Для осуществления целей работы ставятся следующие задачи:
- определение сущности цифровой экономики и основных
направлений развития;
- проведение теоретического анализа существующих подходов к
развитию цифровой экономики в мире применительно к
Республике Татарстан;
- проведение исследования существующих методов внедрения
сквозных технологий в цифровую экономику;
- разработка методики оценки уровня развития цифровой экономики
в Республике;
- предложение проектов внедрения сквозных технологий в
экономику Татарстана и оценка их эффективности.
Объектом исследования выступает экономика Республики Татарстан.
Предметом исследования является развитие цифровой экономики в
Республике Татарстан.
Методология исследования основывается на теоретическом и
историческом анализе зарубежного и российского опыта регионального
развития цифровой экономики, авторской сравнительной методике оценки
уровня развития цифрой экономики регионов.5
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые
акты, монографии, статистические сборники, научные публикации российских
и зарубежных авторов и интернет-ресурсы.
Работа включает три главы, содержащих теоретический обзор по
заявленной теме (глава 1), описание и сравнительный анализ текущей ситуации
в России и Татарстане (глава 2) и предложение моделей внедрения сквозных
технологий цифровой экономики (глава 3). Теоретический материал
сопровождается формулами и иллюстрациями, в приложениях к работе
приводятся данные к расчетам, иллюстрирующие метод сравнения субъектов
РФ по уровню развития цифровой экономики (глава 2). Результаты
исследований представлены в форме графиков и таблиц. В заключении
приводится краткое изложение полученных в ходе работы результатов.
Подводя итоги, необходимо соотнести полученные результаты с
поставленными целями и задачами. Итак, был проведен аналитический обзор
литературы по региональному развитию цифровой экономики, на примере
опыта зарубежных стран и Российской Федерации, в частности, Республики
Татарстан. Так, развитие цифровой экономики в настоящее время является
одной из наиболее значимых глобальных тенденций, последствия которой
ощущаются в различных сферах жизнедеятельности. Во многих странах
разработаны и внедряются стратегии и планы по формированию цифровой
экономики.
В первой главе (1.1) исследуются подходы к определению цифровой
экономики. Первый подход рассматривает ЦЭ как экономику данных, второй
— как киберфизическую систему. Выделены риски и последствия, которые
нужно учитывать на этапах развития цифровой экономики. Было предложено
следующее общее определение ЦЭ, как совокупности решений, которые
позволяют за счет сбора, хранения, обработки и интерпретации
экономическими методами и моделями больших данных, повысить
эффективность как отдельных компаний, так и целых отраслей экономики.
На примере зарубежного опыта развития ЦЭ были выделены следующие
общие направления (1.2):
- формирование информационный инфраструктуры и развитие ИКТ
сектора;
- инвестирование в исследования в области робототехники и
искусственного интеллекта (ИИ);
- повышение уровня информационного грамотности населения;
- внедрение интернета вещей, технологии блокчейн и машинного
обучения в сферы государственного управления и реальный бизнес;
- обеспечение информационной безопасности.
Стратегии разных стран и программы развития, не содержат:84
- сформированной концепции для стратегического развития цифровой
экономики;
- ясного определения, включающего все сферы развития цифровой
экономики;
- описание влияния на современную экономику (кроме повышения
производительности труда);
- описания основных качественных изменений, которые должны
произойти в других сферах.
Таким образом, можно предположить, что у большинства стран, в том
числе стран-лидеров, нет точного понимания, что такое цифровая экономика и
к каким последствиям она приведет.
На данный момент, в существующих стратегиях отсутствует глобальная
оценка последствий развития цифровой экономики в контексте отдельных
отраслей, регионов и даже социальных групп населения. Как внедрение
информационных технологий повлияет на уровень безработицы в регионах,
насколько цифровизация процессов усилит роль транснациональных компаний
в функционировании экономики. Чтобы дать четкий и однозначно
сформулированный ответ на эти вопросы, следует провести глубокие
прикладные исследования, систематизировать происходящие процессы и
подготовить обоснованные решения на возникающие вызовы и угрозы.
В то же время сложно представить дальнейшее развитие цифровой
экономики без повсеместного внедрения информационно-коммуникационных
технологий. По нашему мнению, развитие цифровой экономики напрямую
зависит от внедрения следующих сквозных технологий (1.3):
- концепция интернета вещей;
- блокчейн технологии;
- машинное обучение.
Во второй главе (2.1), проведен анализ развития цифрой экономики в РФ.
Так, в настоящее время в России представлен и утвержден план развития
цифровой экономики, определяющие основные перспективы, включая85
«Стратегию развития информационного общества» и программу «цифровая
экономика в Российской Федерации».
На основе анализа можно сделать вывод, что Россия отстает от странлидеров цифровизации на 5–8 лет. Если текущие темпы роста цифровой
экономики России сохранятся на прежнем уровне, то к 2020 году, в силу
высокой скорости глобальных изменений и инноваций, этот разрыв будет
составлять уже 15–20 лет. Вместе с тем в последние годы улучшилось
состояние инфраструктуры в России, в первую очередь по уровню
проникновения проводного интернета (70,4% от общей численности
населения). Имеются также серьезные достижения в доступности
широкополосного и мобильного интернета, в распространении смартфонов.
В Республики Татарстан, в свою очередь, формируется собственная
концепция развития цифровой экономики региона (2.2). Развитие ИТ-отрасли и
внедрение информационных технологий в государственное управления стало
приоритетным направлением Правительства Республики. Проведенный анализ
документов стратегического развития Республики показал, что в настоящее
время отсутствует явная оценка последствий цифровизации на
функционирование региональной экономики и мерам соответствующего
реагирования со стороны местных властей и бизнеса.
Выяснено, что на данный момент в республике отсутствует единая
система IoT, которая бы могла распространиться на все регионы Республики и
за ее пределы. А сбор данных сам по себе не приносит пользы для развития
городской среды, а только увеличивает хаос и разрозненности информации.
По авторской методике, был проведен сравнительный анализ уровня
развития цифровой экономики субъектов РФ (2.3). Для этого был рассчитан
региональный индекс информационного развития (РИИР) по следующим
показателям: «Социально-экономические условия инновационной
деятельности», «Инновационный потенциал», «Качество инновационной
политики», «ИКТ – инфраструктура и доступ», «Научно-технический
потенциал».86
Результаты показали, что Республика Татарстан занимает первое место в
рейтинге субъектов Российской Федерации, как регион с 100% цифровизацией
информационно-коммуникационной инфраструктуры. На это могли повлиять
следующие факторы:
- включение Республики Татарстан в общероссийский и общемировой
процесс развития высоких технологий;
- повышение производительности труда в ИТ-емких секторах экономики;
- повышение эффективности работы государственного сектора.
С учетом вышесказанного предложено рассмотреть возможность
внедрения элементов цифровой экономики, а именно сквозных технологий, в
сфере государственного управления, развития городского хозяйства и
здравоохранения.
В рамках данного исследования разработан проект создания Открытой
платформы IoT для развития информационного пространства «умного города»
и государственного управления (3.1).
Показано, как проект Открытой платформы IoT поможет повысить
эффективность системы государственного управления.
Основная задача IoT — объединить множество компонентов «умного
города» в единый систему, которая позволит решить ключевые проблемы
между гражданами и муниципалитетами. Как многокомпонентная
децентрализованная система на основе технологий блокчейн способствует
развитию сервисов предоставления государственных услуг. Использование
системы блокчейн гарантирует безопасность и надежность платформы, а
технология LoRaWAN — ее стабильность и дальность покрытия.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что разработка
платформы рентабельна и приносит высокие инвестиционные доходы.
Разработанный подход может быть основой для проведения дальнейших
исследований и формированию плана мероприятий по разработке и внедрению
сервисов государственных услуг.87
Во последней части 3 главы (3.2) рассмотрена возможность внедрения
технологии блокчейн в сферу здравоохранения. Проект призван наладить
взаимосвязь между основными медицинскими учреждениями,
государственными поликлиниками и больницами, со сторонними
специалистами и вспомогательными медицинскими организациями (частными
клиниками, лабораториями и аптеками). Главная особенность платформы —
это неизменяемость, конфиденциальность и безопасность данных.
Также благодаря переходу на новую технологию будут достигнуты
следующие положительные результаты:
- уменьшение времени и повышения качества оказания услуг;
- снижение издержек на сбор, контроль и обработку данных;
- повышение лояльности к области здравоохранения;
- повышение информационной безопасности и конфиденциальность
данных.
Рассчитано и проанализировано, как платформа, основанная на
технологии блокчейн, повысит эффективность работы медицинских
учреждений, что, в свою очередь, упростит взаимодействие между врачами и
пациентами. Решение может быть интегрировано в рамках предложенной выше
концепции интернета вещей. Это оптимальное решение для создания единого
реестра пациента с полной конфиденциальностью и синхронизацией данных.
Таким образом, реализация предложенных проектов на основе сквозных
технологий приведет к трансформации существующей экономики республики,
причем такие изменения найдут отражение в режиме регулирования.
Так, приоритетные задачи в области развития интернета вещей и
технологии блокчейн в России и в Республики Татарстан сегодня касаются
подготовки нормативно-правовой базы и стандартизации протоколов для
эффективного внедрения сквозных технологий в цифровую экономику.
Одной из последних мер в данном направлении стало формирование
правительством программы цифровая экономика, которая предусматривает
создание в стране в ближайшие годы благоприятных условий для развития IoT88
и принятие законов, регулирующих использование технологий интернета
вещей и технологии блокчейн.
поставленными целями и задачами. Итак, был проведен аналитический обзор
литературы по региональному развитию цифровой экономики, на примере
опыта зарубежных стран и Российской Федерации, в частности, Республики
Татарстан. Так, развитие цифровой экономики в настоящее время является
одной из наиболее значимых глобальных тенденций, последствия которой
ощущаются в различных сферах жизнедеятельности. Во многих странах
разработаны и внедряются стратегии и планы по формированию цифровой
экономики.
В первой главе (1.1) исследуются подходы к определению цифровой
экономики. Первый подход рассматривает ЦЭ как экономику данных, второй
— как киберфизическую систему. Выделены риски и последствия, которые
нужно учитывать на этапах развития цифровой экономики. Было предложено
следующее общее определение ЦЭ, как совокупности решений, которые
позволяют за счет сбора, хранения, обработки и интерпретации
экономическими методами и моделями больших данных, повысить
эффективность как отдельных компаний, так и целых отраслей экономики.
На примере зарубежного опыта развития ЦЭ были выделены следующие
общие направления (1.2):
- формирование информационный инфраструктуры и развитие ИКТ
сектора;
- инвестирование в исследования в области робототехники и
искусственного интеллекта (ИИ);
- повышение уровня информационного грамотности населения;
- внедрение интернета вещей, технологии блокчейн и машинного
обучения в сферы государственного управления и реальный бизнес;
- обеспечение информационной безопасности.
Стратегии разных стран и программы развития, не содержат:84
- сформированной концепции для стратегического развития цифровой
экономики;
- ясного определения, включающего все сферы развития цифровой
экономики;
- описание влияния на современную экономику (кроме повышения
производительности труда);
- описания основных качественных изменений, которые должны
произойти в других сферах.
Таким образом, можно предположить, что у большинства стран, в том
числе стран-лидеров, нет точного понимания, что такое цифровая экономика и
к каким последствиям она приведет.
На данный момент, в существующих стратегиях отсутствует глобальная
оценка последствий развития цифровой экономики в контексте отдельных
отраслей, регионов и даже социальных групп населения. Как внедрение
информационных технологий повлияет на уровень безработицы в регионах,
насколько цифровизация процессов усилит роль транснациональных компаний
в функционировании экономики. Чтобы дать четкий и однозначно
сформулированный ответ на эти вопросы, следует провести глубокие
прикладные исследования, систематизировать происходящие процессы и
подготовить обоснованные решения на возникающие вызовы и угрозы.
В то же время сложно представить дальнейшее развитие цифровой
экономики без повсеместного внедрения информационно-коммуникационных
технологий. По нашему мнению, развитие цифровой экономики напрямую
зависит от внедрения следующих сквозных технологий (1.3):
- концепция интернета вещей;
- блокчейн технологии;
- машинное обучение.
Во второй главе (2.1), проведен анализ развития цифрой экономики в РФ.
Так, в настоящее время в России представлен и утвержден план развития
цифровой экономики, определяющие основные перспективы, включая85
«Стратегию развития информационного общества» и программу «цифровая
экономика в Российской Федерации».
На основе анализа можно сделать вывод, что Россия отстает от странлидеров цифровизации на 5–8 лет. Если текущие темпы роста цифровой
экономики России сохранятся на прежнем уровне, то к 2020 году, в силу
высокой скорости глобальных изменений и инноваций, этот разрыв будет
составлять уже 15–20 лет. Вместе с тем в последние годы улучшилось
состояние инфраструктуры в России, в первую очередь по уровню
проникновения проводного интернета (70,4% от общей численности
населения). Имеются также серьезные достижения в доступности
широкополосного и мобильного интернета, в распространении смартфонов.
В Республики Татарстан, в свою очередь, формируется собственная
концепция развития цифровой экономики региона (2.2). Развитие ИТ-отрасли и
внедрение информационных технологий в государственное управления стало
приоритетным направлением Правительства Республики. Проведенный анализ
документов стратегического развития Республики показал, что в настоящее
время отсутствует явная оценка последствий цифровизации на
функционирование региональной экономики и мерам соответствующего
реагирования со стороны местных властей и бизнеса.
Выяснено, что на данный момент в республике отсутствует единая
система IoT, которая бы могла распространиться на все регионы Республики и
за ее пределы. А сбор данных сам по себе не приносит пользы для развития
городской среды, а только увеличивает хаос и разрозненности информации.
По авторской методике, был проведен сравнительный анализ уровня
развития цифровой экономики субъектов РФ (2.3). Для этого был рассчитан
региональный индекс информационного развития (РИИР) по следующим
показателям: «Социально-экономические условия инновационной
деятельности», «Инновационный потенциал», «Качество инновационной
политики», «ИКТ – инфраструктура и доступ», «Научно-технический
потенциал».86
Результаты показали, что Республика Татарстан занимает первое место в
рейтинге субъектов Российской Федерации, как регион с 100% цифровизацией
информационно-коммуникационной инфраструктуры. На это могли повлиять
следующие факторы:
- включение Республики Татарстан в общероссийский и общемировой
процесс развития высоких технологий;
- повышение производительности труда в ИТ-емких секторах экономики;
- повышение эффективности работы государственного сектора.
С учетом вышесказанного предложено рассмотреть возможность
внедрения элементов цифровой экономики, а именно сквозных технологий, в
сфере государственного управления, развития городского хозяйства и
здравоохранения.
В рамках данного исследования разработан проект создания Открытой
платформы IoT для развития информационного пространства «умного города»
и государственного управления (3.1).
Показано, как проект Открытой платформы IoT поможет повысить
эффективность системы государственного управления.
Основная задача IoT — объединить множество компонентов «умного
города» в единый систему, которая позволит решить ключевые проблемы
между гражданами и муниципалитетами. Как многокомпонентная
децентрализованная система на основе технологий блокчейн способствует
развитию сервисов предоставления государственных услуг. Использование
системы блокчейн гарантирует безопасность и надежность платформы, а
технология LoRaWAN — ее стабильность и дальность покрытия.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что разработка
платформы рентабельна и приносит высокие инвестиционные доходы.
Разработанный подход может быть основой для проведения дальнейших
исследований и формированию плана мероприятий по разработке и внедрению
сервисов государственных услуг.87
Во последней части 3 главы (3.2) рассмотрена возможность внедрения
технологии блокчейн в сферу здравоохранения. Проект призван наладить
взаимосвязь между основными медицинскими учреждениями,
государственными поликлиниками и больницами, со сторонними
специалистами и вспомогательными медицинскими организациями (частными
клиниками, лабораториями и аптеками). Главная особенность платформы —
это неизменяемость, конфиденциальность и безопасность данных.
Также благодаря переходу на новую технологию будут достигнуты
следующие положительные результаты:
- уменьшение времени и повышения качества оказания услуг;
- снижение издержек на сбор, контроль и обработку данных;
- повышение лояльности к области здравоохранения;
- повышение информационной безопасности и конфиденциальность
данных.
Рассчитано и проанализировано, как платформа, основанная на
технологии блокчейн, повысит эффективность работы медицинских
учреждений, что, в свою очередь, упростит взаимодействие между врачами и
пациентами. Решение может быть интегрировано в рамках предложенной выше
концепции интернета вещей. Это оптимальное решение для создания единого
реестра пациента с полной конфиденциальностью и синхронизацией данных.
Таким образом, реализация предложенных проектов на основе сквозных
технологий приведет к трансформации существующей экономики республики,
причем такие изменения найдут отражение в режиме регулирования.
Так, приоритетные задачи в области развития интернета вещей и
технологии блокчейн в России и в Республики Татарстан сегодня касаются
подготовки нормативно-правовой базы и стандартизации протоколов для
эффективного внедрения сквозных технологий в цифровую экономику.
Одной из последних мер в данном направлении стало формирование
правительством программы цифровая экономика, которая предусматривает
создание в стране в ближайшие годы благоприятных условий для развития IoT88
и принятие законов, регулирующих использование технологий интернета
вещей и технологии блокчейн.
Подобные работы
- Теоретические, методологические и практические подходы к формированию системы информационного обеспечения государственного и муниципального управления
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование и использование человеческого капитала в условиях цифровой экономики
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Ипотечное кредитование в Российской Федерации и Республике Татарстан
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО БРЕНДА РЕГИОНА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Оценка инвестиционного климата на примере Республики Татарстан (Оценка инвестиционного климата региона, Марийский Государственный Университет)
Курсовые работы, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РТ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Промышленная политика Республики Татарстан на основе стратегии кластерной активации: сравнительный анализ с другими регионами России
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



