Введение
1. Рекреационные ресурсы, особенность их освоения в
современных условиях 8
1.1 «Туристско-рекреационный ресурс»: сущность и
содержание понятия 8
1.2 Анализ туристско-рекреационных зон России 12
2. Особенности изучения туристско-рекреационного
потенциала Приволжского федерального округа в курсе географии 24
2.1. Приволжский рекреационный район 25
2.1.1. Туристско-рекреационная особенность
Башкортостана 27
2.1.2 Туристско-рекреационная особенность Самарской
области 34
2.1.3. Туристско-рекреационная особенность
Нижегородской области 38
2.1.4. Туристско-рекреационная особенность Пермского
края 42
2.2. Туристско - рекреационный потенциал Республики Татарстан 48
3. Методические особенности изучения туристско-
рекреационного потенциала ПФО в курсе географии 65
3.1. Методика изучения туристско-рекреационного
потенциала 67
3.2. Анализ исследования. Конспект внеклассного
мероприятия по географии в 9 классе на тему «Туристскорекреационного потенциала ПФО» 75
Заключение 85
Приложения
На сегодняшний день одним из основных направлений, влияющих на экономическое развитие, является туризм.
Исследование туристско-рекреационного
потенциала в курсе географии, прежде всего, важно для оздоровления организма обучающихся. Туризм и рекреация положительно влияют не только на здоровье и физическое развитие школьников, но и на мировоззрение, способствует нравственному воспитанию, формированию патриотизма.
Особенность изучения туристско-рекреационного потенциала ПФО в курсе географии очень актуальна в наше время, так как одной из важнейших целей развития туристско-рекреационного потенциала в Приволжском федеральном округе является образование современного конкурентоспособного рынка. Также важнейшей задачей современной школы является раскрытие всесторонних способностей обучающихся. Туризм и рекреация, также как и спорт являются одними из важнейших средств воспитания школьников. Во время изучения данной темы обучающиеся знакомятся с природой, памятниками, историей, народным творчеством.
Научная новизна данной работы заключается в теоретическом изучении и разработке практических рекомендаций по изучению туристско-рекреационного потенциала в курсе географии.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования могут использоваться в школах при изучении данной темы.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как Зорин И.В., Квартальнов В.О., Биржаков М.Б., Долженко Г.П., Преображенский В.С, Николаенко Д.В., Кусков А. С., Артемова Е. Н., Шаруненко Ю.М., Козлова В. А.
Целью исследования является изучение туристскорекреационного потенциала Приволжского федерального округа в курсе школьной географии.
Исходя из вышеуказанной цели, были поставлены следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты туристско-рекреационного потенциала Приволжского федерального округа.
• проанализировать современное состояние туристскорекреационного потенциала Приволжского федерального округа.
• обосновать необходимость изучения туристскорекреационного потенциала Приволжского федерального округа в школьном курсе географии.
• проанализировать методы и средства, используемые при изучении туристско-рекреационного потенциала Приволжского федерального округа.
Объектом данного исследования является туристско-рекреационный потенциал Приволжского федерального округа.
Предметом данной работы является особенности изучения туристско - рекреационного потенциала
Приволжского федерального округа в школьном курсе географии.
При проведении исследования использовались следующие методы:
• комплексный и системный подход;
• метод научного анализа;
• метод научного синтеза и обобщения;
• абстрактно-логические, экономические, статистические и экономико-математические методы.
В соответствии с целями и задачами, поставленными во введении выпускной квалификационной работы,
рассмотрены основные понятия
туристско-рекреационного потенциала. Состояние и развитие туристско-рекреационного потенциала Приволжского федерального округа, методы, средства и технологии, используемые при изучении данной темы, разработано внеучебное мероприятие.
Туристско-рекреационный потенциал территории представляет собой совокупность природных, культурных, исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристско-рекреационной деятельности.
Приволжский федеральный округ обладает богатым туристско-рекреационным потенциалом. И власти
субъектов Приволжского федерального округа делают все возможное, чтобы эта сфера экономики развивалась с каждым годом все активнее.
Профессиональная деятельность педагога представлена широким спектром технологий и
возможностей для творчества с целью достижения желаемого результата в изучении темы туристско-рекреационного потенциала Приволжского
федерального округа. При изучении данной темы могут быть использованы такие методы, как вербальный, визуальный и практический. Также объяснительноиллюстративный, исследовательский, проектная деятельность. Средствами обучения являются печатные
пособия, наглядные: диафильмы, презентации.
Используются такие педагогические технологии, как игровые, модульные, информационно-коммуникационные технологии.
Важнейшей задачей современной школы является раскрытие всесторонних способностей учащихся.
Лучше всего, конечно, изучать туристскорекреационный потенциал с помощью экскурсий и походов.