Введение 3
Глава 1. Финансово-правовые основы деятельности Центрального Банка
Российской Федерации 8
1.1. Понятие и содержание финансовой деятельности Центрального банка 8
1.2. Финансово-правовой статус Центрального банка 20
1.3. Система принципов финансовой деятельности Центрального банка 26
Глава 2. Роль Центрального Банка в денежно-кредитном регулировании
деятельности банковской системы России 34
2.1. Анализ Центрального банка России как субъекта денежно-кредитной
политики в системе реализации экономической политики государства 34
2.2. Оценка современных механизмов проведения денежно-кредитного
регулирования в условиях финансовой нестабильности 46
2.3. Анализ рефинансирования банковского сектора РФ с учетом особенностей
его сегментации 60
Глава 3. Совершенствование процесса санации как механизма устойчивости и
развития банковской системы 77
3.1. Прогноз развития санируемых коммерческих банков для обеспечения
устойчивости банковской системы на основе экономико-математического
моделирования 77
3.2. Рекомендации Центральному банку и кредитным организациям для
обеспечения устойчивости банковской системы 89
Заключение 98
Список использованной литературы 105
Приложения 11
В существующих условиях экономики проблема усиления роли
Центрального банка страны весьма актуальна. В каждом государстве
Центральный банк является главным звеном банковской системы. Деятельность
Центрального банка имеет непосредственное отношение к укреплению
денежного обращения, а также к обеспечению устойчивой позиции денежной
единицы национальной валюты и ее курса по отношению к иностранной.
Наблюдение за национальным валютным рынком и его регулирование
существенное условие для стабилизации экономики государства. В такой
ситуации политика Центрального банка имеет важное значение в процессе
стабилизации экономической ситуации в стране. От деятельности
Центрального банка зависит поддержка и сохранность устойчивого положения
финансовой системы.
Актуальность исследования Центрального банка связаны с нестабильной
экономикой России и большинства мировых стран и необходимостью поиска
новых способов повышения уровня и качества жизни населения. Эта тема
является важной, так как о нестабильности в банковском секторе могут
свидетельствовать разные факторы и события, например, такие как разорения и
убытки банков, потеря вкладчиков, поддержка и предоставление
дополнительных средств банкам со стороны государства, снижение
кредитования организаций нефинансового сектора, а также другие проблемы в
механизме финансового посредничества.
В создавшихся условиях мирового финансово-экономического кризиса
ситуация в банковском секторе претерпела значительные изменения.
Происходит перераспределение долей этого рынка между участниками,
изменяется их количество и состав, растет уровень требований клиентов, на
рынок выходят новые услуги и способы их оказания.8
В принятой Правительством Российской Федерации и Центральным
банком «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации» на
период до 2020 года отмечено, что развитие банковского сектора сдерживается
многими факторами как внутреннего, так и внешнего характера:
некомпетентный уровень руководства в некоторых банках; ведение
недобросовестной коммерческой деятельности и их ориентация на оказание
сомнительных услуг; низкий уровень бизнес планирования; фиктивный
характер значительной части капитала отдельных банков; неразвитые системы
управления.
Нарастание проблем в банковском секторе приводит к тому, что
кредитным организациям требуется государственная поддержка, выработка
программ по рефинансированию банковской системы, формирования
специальных механизмов реструктуризации. В развитых странах
вмешательство государства довольно-таки различается по масштабам
регулирования, формам и методам воздействия государства на экономику.
Поэтому в условиях глобальной финансовой нестабильности особый интерес
представляет изучение современного механизма проведения денежнокредитной политики национальных центральных банков, с учетом имеющегося
набора инструментов и методов, а также путей повышения эффективности
проводимой денежно-кредитной политики.
По данным исследований экспертов Ведева А. и Григоряна С. в рамках
Доклада «Стратегия-2020: новая модель роста – новая социальная политика» к
2020 году в России при оптимистичном сценарии будут существовать не более
300 банков, но при сохранении тенденции отзыва лицензий у более 60 банков в
году, количество банков к 2020 году сократится до 200.
В связи с такими прогнозами, можно сделать вывод, что каждый
коммерческий банк должен адекватно реагировать на любые изменения, а если
кроме выживания перед банком стоят задачи развития и достижения
лидирующих позиций на рынке, то кроме оперативного реагирования на
экономическую ситуацию необходимо осуществлять постоянный прогноз9
изменений и планирование соответствующих мероприятий для достижения
поставленных целей и задач.
Целью диссертационного исследования является разработка теоретикометодологических положений и научно-практических рекомендаций по
совершенствованию механизмов функционирования и инструментария
Центрального банка Российской Федерации в современных условиях.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
-изучить понятие и содержание финансовой деятельности Центрального
банка;
-проанализировать финансово-правовой статус Центрального банка;
-рассмотреть систему принципов финансовой деятельности Центрального
банка;
-провести анализ эффективности Центрального банка России как
субъекта денежно-кредитной политики в системе реализации экономической
политики государства;
-оценить современные механизмы проведения денежно-кредитного
регулирования в условиях финансовой нестабильности;
-проанализировать рефинансирования банковского сектора РФ с учетом
особенностей его сегментации;
-спрогнозировать развитие санируемых коммерческих банков для
обеспечения устойчивости банковской системы на основе экономикоматематического моделирования;
-разработать рекомендации Центральному банку и кредитным
организациям для обеспечения устойчивости банковской системы.
Объектом исследования является Центральный банк Российской
Федерации.
Предметом исследования являются экономические отношения,
возникающие в рамках неустойчивой экономической системы.
Центральный банк традиционно является объектом повышенного
научного и прикладного интереса со стороны экономистов. Теоретико-10
методологической основой исследования является научно и учебнометодическая литература, содержащихся в работах отечественных и
зарубежных ученых, посвященных различным аспектам функционирования
Центрального банка. Основными источниками, раскрывающие проблемы
совершенствования деятельности Центрального банка явились работы Алехина
Э.В., Андреева А.С., Мостовой Ю.В., Андрюшина С.А., Кузнецовой В.В.,
Баевой Е.А., Скворцовой К.В., Байтина М.Н., Бакевича В.А., Власова В.А., и др.
Нормативная основа исследования включает в себя международные
правовые нормы, Конституцию РФ, федеральные законы, регулирующие
деятельность Центрального банка РФ и иные нормативные акты ЦБ РФ.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в
том, что в результате разработанных теоретических положений и конкретных
практических предложений, полученных в ходе диссертационной работы будет
способствовать повышению устойчивости банковской системы Российской
Федерации.
Научная новизна диссертационного исследования в следующем: уточнено
понятие «центральный банк», с учетом адаптации зарубежного опыта к
условиям российской действительности; доказана и обоснованная модель
прогнозирования финансовой результативности процесса санации кредитных
организаций, а именно проведен прогноз развития санируемых коммерческих
банков на основе экономико-математического моделирования, предложена
рекомендуемая схема санации через кредиторов и представлены необходимые
меры Центральному банку и кредитным организациям для обеспечения
устойчивости банковской системы.
Структура диссертации обусловлена поставленной проблематикой,
объектом и предметом, целью и задачами исследования. Диссертационная
работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов,
заключения, списка использованных источников и приложения. Общий объем
диссертации составляет 104 страниц. Диссертация включает в себя 13 таблиц и
26 рисунков.11
Во введении обосновываются выбор темы диссертационного
исследования, ее актуальность, определяются объект, предмет, цель и задачи
диссертационного исследования, теоретико-методологическая и нормативная
основа, его теоретическая разработка и практическая значимость.
В первой главе «Финансово-правовые основы деятельности Центрального
банка Российской Федерации», состоящей из трех параграфов, исследуются
вопросы понятия и содержания финансовой деятельности ЦБ РФ;
рассматривается финансово-правовой статус ЦБ РФ; раскрывается система
принципов финансовой деятельности ЦБ РФ.
Во второй главе «Роль Центрального банка в денежно-кредитном
регулировании деятельности банковской системы России», включающей три
параграфа, исследуются основные концепции и целевые ориентиры реализации
денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации в
системе реализации экономической политики государства; дана оценка
использования инструментов денежно-кредитного регулирования для
поддержания финансовой стабильности системы, а также проанализированы
инструменты рефинансирования банковского сектора Российской Федерации с
учетом особенностей его сегментации.
В третьей главе «Совершенствование процесса санации как механизма
устойчивости и развития банковской системы», состоящей из двух параграфов,
сделан прогноз развития санируемых коммерческих банков для обеспечения
устойчивости банковской системы на основе экономико-математического
моделирования; разработаны рекомендации Центральному банку и кредитным
организациям для обеспечения устойчивости банковской системы.
В заключении подводятся основные итоги диссертационного
исследования, в обобщенном виде формулируются основные выводы и
предложения практического и научного характера, а также обозначаются
проблемы, нуждающиеся в дальнейшем, более глубоком изучении.
В текущих условиях развития России для осуществления экономической
политики государства, повышения эффективности государственного
регулирования денежно-кредитных отношений и банковской деятельности
крайне важны вопросы развитие банковской системы и стабильности
национальной валюты. Это привлекает повышение роли Центрального банка
Российской Федерации как важнейшего центра денежно-кредитной системой
страны. Его роль очень велика и в условиях современной экономики она будет
продолжать возрастать. В настоящее время деятельность Центрального банка
России приобретает большое значение, потому как от его эффективного
функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он
осуществляет свою деятельность, зависит устойчивость и дальнейший рост
экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также
укрепление позиций на мировом рынке.
Результатом проведенного в диссертационной работе исследования
сформулированы следующие выводы:
1.Центральный Банк РФ представляет собой единую централизованную
систему с вертикальной структурой управления. Центральный банк является
главным банком страны, подотчетным Государственной Думе. Центральный
Банк является высшим органом регулирования банковской системы страны, а103
также контроля за правомерной деятельностью коммерческих банков и других
кредитных учреждений.
Центральный банк осуществляет мониторинг состояния финансового
рынка Российской Федерации, в том числе для выявления ситуаций,
угрожающих финансовой стабильности Российской Федерации. В связи с
упразднением Федеральной службы по финансовым рынкам и передачей
Центральному банку Российской Федераций полномочий по регулированию,
контролю и надзору в сфере финансовых рынков формируется направление
увеличения сферы финансовой деятельности Банка.
Центральный банк Российской Федерации осуществляет финансовую
деятельность в процессе осуществления законодательно определенных
функций; цели деятельности как субъекта финансового права носят публичноправовой характер: защита и обеспечение устойчивости рубля; укрепление и
развитие банковской системы Российской Федерации, развитие и обеспечение
стабильности национальной платежной системы.
2.Главной проблемой финансово-правового статуса Центрального банка
Российской Федерации заключается в том, что он, являясь публично-правовым
институтом, одновременно имеет ярко выраженный гражданско-правовой
статус, который был закреплен в Гражданском кодексе РФ в 2014 году.
На основании исследования отечественной и зарубежной литературы,
действующего законодательства мы пришли к выводу, что Центральный банк
законодателем не определен как орган государственной власти, но при этом
Центробанк обладает всеми признаками, характерных для органа
государственной власти. Определять финансово-правовой статус Центрального
банка Российской Федерации следует исходя из концепции юридических лиц
публичного права как публично-правового субъекта, не являющегося органом
государственной власти, но обладающего государственно-властными
полномочиями.
3.Под принципами финансовой деятельности ЦБ РФ можно понимать
основополагающие начала финансово-правового регулирования финансовой104
деятельности Центрального банка Российской Федерации как независимого
публично-правового института - юридического лица публичного права. Для
принципов финансовой деятельности Центрального банка России присуще
такие сущностные характеристики как фундаментальный характер,
обязательность и объективность. На финансовую деятельности Центрального
банка РФ оказывают влияние финансово-правовые, общеправовые и
специальные принципы.
4.Центральные банки экономически развитых или развивающихся стран
формируют денежно - кредитную политику, и именно она играет
первостепенную роль в политике отдельных стран.
Денежно-кредитная политика, является одной из основных составляющих
экономической политики государства. При принятии решений по денежнокредитной политике Центральный банк Российской Федерации основывается
на анализе формирующихся внутренних и внешних макроэкономических
тенденции, складывающихся в обществе ожиданий относительно будущей
динамики развитии экономики.
В России денежно-кредитная политика разрабатывается и осуществляется
Центральным банком во взаимодействии с Правительством Российской
Федерации.
Центральный банк Российской Федерации ежегодно не позднее 26
августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений
единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не
позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежнокредитной политики на предстоящий год.
В настоящее время направления денежно-кредитной политики России
зависят от цен на нефть, а при высоких ценах на нефть (которые мы и имеем
сейчас) Россия не только не выиграет, а столкнется с весьма трудно
разрешимыми проблемами.
Так, кризис, возникнувший в 2014 году, стал серьезной проверкой для
экономики Российской Федерации и, в частности, для Центрального банка.105
Совокупность действий, предпринятых ЦБ РФ, включающих повышение
ключевой ставки и перевод рубля в свободное плавание в 2014 году, помогла
Центральному банку России справиться с нестабильностью рынка, падением
цен на нефть и кризисной экономической ситуацией. В будущем, скорее всего,
ключевая ставка будет плавно и медленно снижаться, что обусловлено
снижением уровня инфляции и некоторым повышением уровня экономической
стабильности.
В целом действия Набиуллиной как председателя Центрального банка
РФ, можно назвать успешными. Осуществляемая ей политика позволила
смягчить кризисную ситуацию, вызванную падениями цен на нефть и
санкциями некоторых стран. Формирование стабильной банковской системы
России, способной обеспечить кредитование реального сектора экономики,
является одной из главных задач российского общества. Устойчивость
банковской системы в условиях рыночной экономики во значительной степени
зависит от результатов научного анализа пройденного этапа, ее становления,
проблем формирования и адаптации к новым условиям деятельности.
5.О практике использования инструментов денежно-кредитного
регулирования Центральным банком РФ за последние, три года с начала
нынешнего экономического кризиса, можно констатировать следующее:
-основной проблемой российской экономики в настоящий момент,
является высокая кредитная стоимость, что в свою очередь влечет отсутствие
на денежном рынке «длинных денег». При этом, высокая стоимость кредитов
является лишь следствием высокой стоимости рефинансирования;
-основные показатели денежно-кредитной сферы, за последние три года,
говорят о наличии стагнации в экономике, деловая активность снижается,
ввиду незначительного роста, а в отдельные периоды даже снижения этих
показателей;
-наблюдаются взаимоисключающие действия Центрального банка ,
который с одной стороны, посредством ужесточения денежно-кредитной
политики сокращает денежное предложение другим участникам рынка, и в106
тоже время пропагандирует хоть и медленное, но снижение ключевой ставки,
смягчая тем самым денежно-кредитное регулирование;
-также в действиях Центрального банка РФ не просматриваются
существенные изменения в настройке инструментов ДКР, которые на
протяжении последних лет носят лишь корректировочный характер, не вызывая
на денежном рынке каких - либо положительных тенденций;
-в следствие того, что на ЦБ РФ возложены стратегически важные для
всей России обязанности, и он занимает исключительное место в денежнокредитной системе государства, представляется необходимым использование
им многогранных и специализированных принципов управления банковской
системой. Но, исходя из практики Российской действительности, можно
говорить о том, что Центральный банк не совсем свободен в выборе как
стратегических, так и тактических целей в области денежно-кредитной
политики, и при этом, не ответственен за невыполнение целевых ориентиров.
6.В области рефинансирования Центрального банка Российской
Федерации была за последнее десятилетие проведена существенная работа.
Сложившаяся и функционирующая в данный момент система
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации во многом
похожа с мировыми системами, существующими в центральных банках других
стран. При ее создании учитывалась мировая практика и принимались во
внимание особенности текущей экономической ситуации в России и, таким
образом, происходило постепенное приближение деятельности Центрального
банка России в данном направлении к практике центральных банков,
проводящих денежно - кредитную политику в условиях рыночной экономики.
Для поддержания ликвидности банковского сектора в условиях мирового
финансового кризиса Центральный банк применяет меры по
рефинансированию кредитных организаций, увеличивает лимиты кредитования
банков, вводит новый инструмент рефинансирования - кредиты без
обеспечения, значительно расширяет перечень банковских активов,
принимаемых в залог при рефинансировании банков. При этом основной целью107
денежно-кредитной политики является снижение инфляции и поддержание ее
на уровне, обеспечивающем условия для долгосрочного устойчивого
экономического роста.
7. Рост количества кредитных организаций, по которым Центральным
банком РФ были приняты решения об отзыве лицензий на осуществление
банковских операций, за исследуемый период объясняется, в основном, их
активной вовлеченностью в отмывание преступных доходов и незаконный
вывод денежных средств за рубеж, потребовавшей применения жестких мер
реагирования со стороны надзорного органа. После отзыва лицензии
Центральный Банк вводит временную администрацию и совершает процедуру
санации.
Центральный банк РФ добился существенных изменений в схеме
процесса санирования. Если раньше банки санировали через Агентство по
страхованию вкладов, которое искало санатора или само оздоравливало банки и
выделяло длинные кредиты на оздоровление из собственного фонда, то теперь
Центральный Банк санирует банки новой созданной организацией – Фондом
консолидации банковского сектора.
Процесс санации российской банковской системы закончится, когда
обязательные нормативы кредитных организаций начнут совпадать с
требованиями ЦБ, это обеспечит стабильность банковской системы.
Принимаемые меры Центральным банком по выводу с рынка
недобросовестных и слабых игроков в перспективе окажет позитивное влияние
на весь банковский сектор и, в свою очередь, снизит потребность оставшихся
сильных игроков в государственной поддержке.
8.Банковский сектор, в силу характерного своеобразия деятельности
требует большего внимания. Тенденции к изменчивости экономической
системы, требует от кредитных организаций мгновенной реакции на любое
изменение внешних факторов. Основными проблемами российского
банковского сектора, влияющими на уровень устойчивости в банковской сфере,
являются отсутствие персональной ответственности собственников и108
менеджеров банков за качество и устойчивость ведения банковского бизнеса,
низкая капитализация, транспарентность и достоверность информации о
состоянии кредитных организаций. В данных условиях Центральный банк
совместно с кредитными организациями должны разработать и внедрить новые
механизмы для успешного функционирования всей банковской системы.
Таким образом, в заключении хочется отметить, что роль Центрального
банка в настоящих условиях стабилизации и развития экономики будет
возрастать с каждым днем. В условиях после кризисного развития главной
целью денежно - кредитной политики России на современном этапе должна
стоять важная задача социально-экономической модернизации и
инновационного пути развития. Россия имеет все преимущества, так как у нее
нет того огромного государственного долга, который есть у других стран, в том
числе и западных. Представляется, что главным критерием оценки
эффективности деятельности Центрального банка России в области денежнокредитной политики должна стать оценка степени достижения поставленных
целей, сравнение намеченных и реальных конечных результатов. Следует и
дальше продолжать осуществлять мероприятия, направленные на повышение
устойчивости, развития и конкурентоспособности банковского сектора
Российской Федерации.
Конституция РФ. 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном Банке
Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 15.07.2002. N 28. Ст.
2790.
3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от
02.12.1990 N 395-1
4. Федеральный закон «О дополнительных мерах для укрепления
стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года» от
27.10.2008 N 175-ФЗ
5. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N
127-ФЗ
6. Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному
банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере
финансовых рынков».
7. Указание ЦБ РФ от 13.09.2012 № 2873-У «О размере ставки
рефинансирования Банка России»110
8. Указ Президента РФ от 25 июля 2013 г. N 645 «Об упразднении
Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании
утратившими силу некоторых актов Президента РФ» // СЗ РФ. 29.07.2013.
N 30 (ч. II). Ст. 4086.
Монографии, диссертации
9. Агарков М.М. Основы банковского права / М.М. Агарков. – М., 2005.
10.Алексеев С.С. Теория права. М.: БЕК, 1995. 320 с.
11.Андрюшин С.А., Кузнецова В.В. Центральные банки в мировой
экономике: учеб. пособие. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М., 2014.- 320 с.
12.Грачева Е.Ю, Толстопятенко Г.П. Финансовое право: учебник М.:
Проспект, 2007. 536 с.;
13. Звонова Е.А. Организация деятельности центрального банка / Учебник
под ред. Е. А. Звоновой. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 400 с.
14.Земцов А.С. Принципы финансовой деятельности Центрального банка
Российской Федерации (финансово-правовые аспекты): дис. канд. юрид.
наук. Саратов, 2014. 173 с.
15.Ильина Т.Г., Беспалова О. В. Организация деятельности центрального
банка. Учебное пособие. Издательский дом ТГУ, 2014. – 320 с
16.Коробова Г.Г. Банковское дело: Учебник / – М., 2004. – 751 с.
17.Крохина Ю.А. Финансовое право: учебник. М.: Норма, 2011. 720 с.
18.Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. Учебное
пособие. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2013 –
784 с.
19.Островская О. М. Банковское дело. Толковый словарь. – 2-е изд. – М.,
2001.
20.Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Публичное банковское право: Учебник
для магистров. М.: Изд-во Проспект. 2016. 887 с.
21.Суханова Е.А. Гражданское право: в 4 т. – 3-е изд.,перераб. и доп. –
М.,2008111
22.Химичева Н.И. Разграничение компетенции органов государственной
власти и органов местного самоуправления в области финансовой
деятельности // Финансовое право: Учебник. 5-е изд., М.: Норма;
ИНФРА-М, 2015.- 340 с.
23.Цинделиани И.А. Банковское право: Учебник для бакалавров. Российский
государственный университет правосудия. 2016.
24.Prof. Dr. Axel A. Weber. Geld und Geldpolitik. Deutsche Bundesbank. –
Frankfurt am Main, – 2010. – 252 S.
25.Christian Bayer. Geldtheorie und Geldpolitik. Universität Bonn, 2011. – 30 S.
Статьи и материалы периодической печати
26.Алехин Э.В. Центральные банки в современной экономике. – С.15-18.
27.Андреев А.С., Мостовая Ю.В. Современные инструменты денежнокредитного регулирования в практике Центральных банков// Актуальные
проблемы развития экономики региона Материалы Международной
научно-практической конференции. 2017. С. 112-114.
28.Баева Е.А., Скворцова К.В. Центральный банк российской федерации:
задачи и функции // Проблемы развития экономических систем: вызовы
современности материалы Международной научно-практической
конференции. Ответственный редактор В.И. Меньщикова; РАНХиГС,
Тамбовский филиал. 2016. С. 12-23.
29.Байтин М.И. Система права: к продолжению дискуссии / М.И. Байтин,
Д.Е. Петров // Государство и право. – 2003. - №1.
30.Бакевич В.А. Место центрального банка РФ (Банка России) в российской
системе права. В сборнике: Современные проблемы гуманитарных и
естественных наук Материалы XXXIII международной научнопрактической конференции. В 2 частях. 2017. С. 8-14.
31.Власов В.А., Ермакова Д.Д. Сравнительная характеристика центрального
банка Российской Федерации и Центрального банка Франции. В112
сборнике: Молодёжь Сибири - науке России международная научнопрактическая конференция. Сибирский институт бизнеса, управления и
психологии. 2017. С. 62-64.
32.Волкова А. В. Практика санации кредитных организаций в РФ и ее
эффективность // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 516-520.
33.Гафарова Г.Р. Банковско-валютный механизм государственного
регулирования ценообразования // Банковское право, 2013, N 2, c.19-25.
34.Добрынин И.Н. Конституционно-правовой статус банковской системы
Российской Федерации: необходимость реформы // Право и политика.
2007. № 8. С. 61–65.
35.Захарян А.В. Тенденции развития банковской системы России/ Сибирко
Е.В., Захарян А.В. // В сборнике: Традиционная и инновационная наука:
история, современное состояние, перспективы. Сборник статей
Международной научно - практической конференции. 2016. С. 123 - 126.
36.Звягинцева А.А. Центральные банки и их роль на примере Центрального
банка России Новая наука: Современное состояние и пути развития.
2016. № 5-1. С. 73-76.
37.Кремлева В.В., Сологубов В.М. Денежно - кредитная политика Банка
России: новые инструменты и цели. Россия и мировое сообщество перед
вызовами нестабильности экономических и правовых систем: сборник
статей Международной научно-практической конференции. 2017. с.114-
117.
38.Кремлева В.В. Халимбекова. Признаки стабилизации банковского
сектора РФ // Сборник статей международной научно - практической
конференции: Инновационно - технологическое развитие науки в 3
частях. 2017. С. 126 - 128. Научно - издательский центр Аэтерна г.Уфа.
39.Кятов А.К. Инструменты и методы регулирования экономики
центральными банками и финансовыми структурами в современных
условиях // Научный журнал. 2016. № 6 (7). С. 110-112.113
40.Лукин М.М. Публично-правовой статус центральных банков в
федеративных государствах на примере России, Австрии и ФРГ //
Конституционное и муниципальное право. 2016. № 8.
41.Лысова Ю.В. О правовых статусах Банка России и их практическом
значении // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016.
№ 2 Лысова Ю.В. О правовых статусах Банка России и их практическом
значении // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016.
№ 2.
42.Котова В.Г. Статус, функции и полномочия Центрального Банка России.
М., 2014. –С.208.
43.Мальцагова Т. М. Банковский сектор России: проблемы, перспективы
развития // Псковский регионологический журнал. – 2017. – № 3.– С. 41.
44.Моргунов Е.А. Основные инструменты макропруденциальной политики
центральных банков// Новая наука: Теоретический и практический
взгляд. 2016. № 6-1 (87). С. 185-187.
45.Осипов А.А. О некоторых проблемах персонификации органов
государственной власти в гражданских правоотношениях на примере
Банка России // Российский юридический журнал, 2013, N 5
46.Полякова А.А., Кожанчикова Н.Ю. Проблемы становления и развития
банковской системы России // Среднерусский вестник общественных
наук. – том 11. - 2016. – № 6. – С. 326.
47.Рябова Е.В. Стабильность и динамизм финансового права // Реформы и
право, 2016. № 4. С. 3-9.
48.Самигулина А.В. Эволюция банковской системы: проблемы теории и
практики // Право и экономика. 2016. № 11.
49.Смирнова О.В. Центральные банки зарубежных стран: финансовое
состояние и финансовые результаты: монография. – Тверь: Твер. гос. унт, 2014. – 108 с