ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.Теоретические основы формирования профессионального самоопределения у студентов обучающихся на педагогических специальностях 7
1.1 Профессиональное самоопределение в трудах зарубежных и
отечественных авторов 7
1.2 Мотивация как предмет психологических исследований 12
1.3 Условия формирования профессионального самоопределения
студентов в высшей школе 25
ГЛАВА 2. Результаты эмпирического исследования связи учебной мотивации и профессиональной идентичности студентов 4 курса обучающихся на педагогических специальностях 37
2.1 Организация и методики исследования 37
2.2 Общая характеристика результатов эмпирического исследования связи учебной мотивации и профессиональной идентичности студентов 4 курса 43
2.3 Корреляционный анализ взаимосвязей профессиональной
идентичности студентов с их учебной мотивацией 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Сегодня, наряду с высокой профессиональной компетентностью, современному миру нужен специалист с высоким уровнем профессионального самоопределения, с осознанием социальной и профессиональной ответственности, обладающий системой профессионально значимых ценностных ориентаций, высокой мотивацией своей деятельности, умеющий принимать нестандартные решения в сложнейших ситуациях. В этих условиях в теории и практике педагогического и психологического образования проблема свободы выбора профессии, самоопределения и самореализации личности студента ВУЗа в профессиональной деятельности приобретает актуальный характер.
Выбор профессии сегодня может быть не окончательным. Человек может поменять профессию, и умение самостоятельно выстраивать собственную деятельность определяет его жизненный успех. В связи с этим образование сегодня должно идти от потребностей личности, что отражено и в Законе РФ «Об образовании»: «Образование должно обеспечивать самоопределение личности, создание условий для ее самореализации».
Профессиональное самоопределение личности не заканчивается выбором профессии, а профессионализация продолжается в течение всей жизни. Хронологически период выбора профессии совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Поэтому профессиональное самоопределение рассматривается как самоопределение подрастающего поколения - будущих профессионалов. Сегодня назрела необходимость рассмотреть особенности профессионального самоопределения не только в школьный период, но и в системе профессиональной подготовки, чтобы выяснить вероятность и успешность их становления.
Объект работы - профессиональное самоопределение у студентов 4 курса обучающихся на педагогических специальностях
Предмет - взаимосвязь мотивации профессиональной идентичности студентов 4 курса обучающихся на педагогических специальностях
Цель работы- изучить особенности профессионального самоопределения у студентов 4 курса обучающихся на педагогических специальностях
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам профессионального самоопределения, мотивации и условий формирования профессионального самоопределения у студентов 4 курса обучающихся на педагогических специальностях
2. Изучить особенности мотивации профессиональной идентичности у студентов 4 курса обучающихся на педагогических специальностях
3. Выявить взаимосвязь между показателями профессиональной идентичности и мотивации у студентов 4 курса обучающихся на педагогических специальностях
Гипотеза: Мотивационные компоненты профессиональной направленности и профессиональная идентичность влияют на формирование профессионального самоопределения у студентов 4 курса обучающихся на педагогических специальностях.
При написании работы, использовались следующие методы исследования:
1. изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
2. сравнение;
3. теоретический анализ и синтез,
4. тестирование
5. корреляционный анализ результатов по t-критерию Стьюдента.
Методики исследования:
1) Методика на определение мотивации профессионального обучения (В.Г. Каташев);
2) Методика «Личный профессиональный план» (Е. А. Климов в адаптации Л. Б. Шнейдер);
3) Опросник «Профессиональная идентичность студентов» («Опросник профессиональной идентичности студента») (У.С. Родыгина);
4) Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;
5) Методика «Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).
Надежность и достоверность результатов, обоснованность выводов обеспечивалось разносторонним анализом психологической литературы по проблеме исследования, теоретической обоснованностью и непротиворечивостью методологических положений, согласованностью с общепринятыми представлениями других исследователей, адекватностью используемых методов исследования и их соответствием целям и задачам, репрезентативностью выборок испытуемых, применением апробированных статистических методов обработки и анализа эмпирических данных и их интерпретации на основе фундаментальных положений психологии.
Эмпирическая база. В исследовании приняли участие 114 респондентов-девушек. Все они являлись студентами 4 курса бакалавриата педагогической направленности российских университетов. Географические ограничения отсутствовали по причине сбора данных при помощи сервиса интернет-опросов. Возраст участников составил 19 до 25 лет. Средний возраст 19,7 лет.
Исследование проходило в удаленном режиме посредством заполнения респондентами опросников через сервис интернет-опросов преимущественно на добровольной основе. О целях исследования испытуемые не были осведомлены, чтобы эта информация не отражалась на валидности результатов. К каждому опроснику прилагалась своя инструкция Опросники заполнялись респондентами один раз.
Из пяти методик две направлены на изучение профессиональной идентичности, остальные три позволяют исследовать мотивационную сферу личности и учебную мотивацию в частности.
Методика на определение мотивации профессионального обучения (В.Г. Каташев) направлена на определение уровня мотивации обучения в вузе (высокий, нормальный, средний уровни).
Теоретическая значимость исследования. Полученные результаты дополняют научные представления мотивации учебной деятельности студентов и вносит вклад в разработку вопроса о студенческой мотивации занятия внеучебной деятельностью. Кроме того, представленная работа расширяет теоретическую и эмпирическую базу исследования отношения между мотивацией и субъектностью.
Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для оценки и мониторинга образовательного процесса высшей школы, а также для совершенствования системы социально- воспитательной работы в вузе и разработки вовлечения студентов в общественную деятельность.
Структура дипломной работы. Текст дипломной работы состоит из введения, 2х глав, заключения, литературы и приложений. Общий объем работы- 94
В ходе работы был проведен анализ литературных источников, посвященных теме учебной мотивации и профессиональной направленности студентов. Были проанализированы различные определения профессиональной идентичности. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в отечественной науке отсутствует четкое понятие учебной мотивации. В свою очередь, единого понимания термина «профессиональная направленность студента» также в психологии нет. Стоит отметить, что в отечественной психологии невелико количество работ, которые раскрывают проблему взаимосвязи учебной мотивации и профессиональной идентичности студентов.
Актуальность работы была обоснована наличием проблем профессионального самоопределения в студенческие годы, чему способствуют усложнившиеся социально-экономические отношения, а также развитие единой цифровой информационной среды, предоставляющей непрерывный доступ к огромной базе накопленных человечеством знаний.
В данной работе была поставлена и решена задача выявления взаимосвязи учебной мотивации и профессиональной идентичности студентов.
1. Результаты эмпирического исследования показывают, что между уровнем профессиональной направленности и мотивацией профессионального обучения имеется взаимосвязь. Так, студенты с более высоким уровнем профессиональной направленности демонстрировали более высокие показатели учебной мотивации. Это подтверждается результатами сравнения средних значений, а также корреляционного анализа данных между уровнем профессиональной идентичности и учебной мотивацией.
2. Корреляционный анализ показал, что между значениями показателя уровня профессиональной направленности и переменными «внутренняя мотивация профессиональной деятельности» и «внешняя положительная мотивация профессиональной деятельности» имеется положительная связь. В свою очередь, уровень профессиональной идентичности статистически значимо не коррелирует с переменной «внешняя отрицательная мотивация профессиональной деятельности», которая в противоположность переменным «внутренняя мотивация профессиональной деятельности» и «внешняя положительная мотивация профессиональной деятельности» диагностирует отсутствие непосредственного интереса к будущей профессиональной деятельности студента.
3. Исследуемая выборка студентов в целом мотивированна преимущественно внешне, т.е. для данной группы студентов значение имеет не сама будущая деятельность как таковая, а внешние стимулы. Но эти стимулы все же имеют непосредственное отношение к самой будущей профессиональной деятельности.
4. Результаты в целом подтверждают выдвинутые гипотезы о связи профессиональной направленности и учебной мотивации. Однако по некоторым методикам не было обнаружено положительной связи между высоким уровнем профессиональной идентичности и положительной учебной мотивацией. Более того, статистический анализ показал, что по методике «Личный профессиональный план» показатели по методике «Мотивация профессионального обучения» даже снижались и более высокому уровню профессиональной идентичности соответствовал более низкий уровень учебной мотивации. При этом данный факт был выявлен только на уровне тенденции, что, по нашему мнению, не опровергает полученные результаты.
Выдвинутые гипотезы о взаимосвязи учебной мотивации и профессиональной направленности студентов в целом подтвердились. Так исследование показало, что студенты с более высоким уровнем профессиональной идентичности демонстрировали более высокие показатели мотивации профессионального обучения.
С точки зрения практической значимости работы, стоит отметить выделяемую профессорско-преподавательским составом многих учебных заведений проблему недостаточной мотивации обучения у студентов. Мы считаем, что один из возможных путей преодоления данной проблемы - это целенаправленное формирование профессиональной идентичности студента.
Результаты данного исследования могут расширить представления о взаимосвязях профессиональной идентичности и учебной мотивации студентов вузов.
1. Аксенова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: дисс. ... д.п.н. - М., 1998. - 448 с.
2. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы. Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 288 с. ISBN 5-7567-0138-9.
3. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. ВСГТУ, 2004. - 280 с.
4. Батаршев, А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 192 с.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды/Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1995.).
6. Бондаренко СМ. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении (по материалам психолого-педагогической литературы//Вопрос алгоритмизации и программирования обучения/Под, ред. Л.Н.Ланды. М., 1973.
7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000. - 304 с.
8. Г ордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. №1.
9. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. М., 1974.).
10. Думенко Г.А. Учебная мотивация как показатель профессионального самоопределения студентов: сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2007. - № 4. - С. 59-61.
11. Иванова, Н. Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / Н. Л. Иванова, Е. В. Коневаи // Мир психологии. - 2004. - № 2.- С. 148-157.
12. Канаева Н. А. Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов // Молодой ученый. — 2010.— №4. — С. 271-273.
13. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.
14. Кондратьев М.Ю. Азбука социального психолога-практика: справочноэнциклопедическое издание.- М.: Пер Сэ, -2007. - 464 с.
15. Лисовицкий В.Г., Дмитриев А.Б. Личность студента. - Л., 2004. - 204 с.
16. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
17. Маркова. А.К. Формирование интереса к учению у школьников. - М.,1986. С. 17-18.
18. Марюхина В.В. Мотивация студентов к обучению в педагогическом университете (на примере Тувинского государственного университета). Тувинский государственный университет, Кызыл // Вестник «Педагогические науки», 2014.
19. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - 480 с.
20. Медведева Т. Н., Пешкина Е. Особенности учебной мотивации у студентов ВУЗа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 36. - С. 16-20. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95595.htm.
21. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 390 с.
22. Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. М., 1986. - 254 с.
23. Поваренков, 10. П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.
24. Родыгина, У. С. Профессиональная идентичность студента как психологический феномен/ У. С. Родыгина // Психология XXI века:
25. Родыгина У.С. Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов - будущих психологов, автореф канд дисс. - Киров, 2007.
26. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие для вузов / Е. Е. Сапогова. - М.: Аспект-Пресс, 2005. - 460 с.
27. Смолякова Т.В. Особенности профессиональной идентичности студентов творческих вузов // Психологические исследования. 2012. № 1(21).
28. Тарасова Л.Е. Мотивация учения как фактор профессионального самоопределения студенческой молодежи, 2009.
29. Тэрнер Дж., Оукс П., Хесле С., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа // Иностранная психология. 1994. Т. 2, № 2.
30. Федотова, Людмила Михайловна. Формирование профессиональной идентичности студентов в процессе обучения в вузе: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Федотова Людмила Михайловна; (Место защиты: Кемер. гос. ун-т).- Кемерово, 2011.- 272 с.
31. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностноориентированной психологии: Методика персонального и социального роста. - М., 1996. - 430 с.
32. Чернявская А.П. Развитие уровня готовности личности к выбору профессии // Психологическая наука: проблемы и перспективы. - Киев, 1990.
33. Чирковская Е.Г., Шипилова Е.В. Исследование готовности психолога к профессиональной деятельности // Современное образование в условиях модернизации: теория и практика. Сборник научно-методических материалов. - М., 2011.
34. Шалионов Г. М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте: Автореферат. СПб., 1997.
35. Шнейдер, Л. Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности / Л. Б. Шнейдер. - М.: МОСУ, 2000.
36. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001. - 272 с.
37. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность : структура, генезис и условия становления: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Л. Б. Шнейдер. - М., 2001. - 34 с.
38. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс,1996.
39. Marcia J.E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. N.Y.: John Wiley, 1980.
40. Ryan R., Deci E. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // Amer. Psychol. 2000. V. 55. P. 68-78.
41. Seligman, M.E., Reivich, K., Jaycox, L., & Gilham, J. The optimistic child. Boston: Houghton Mifflin, 1995.
42. Sternberg R.J. Successful Intelligence. New York, Simon & Schuster, 1996. Конкретно это на стр. 251-252.
43. Terman L.M., Oden M.H. The gifted group at mid-life: Thirty-five years' follow-up of the superior child. Stanford, CA: Stanford University Press. 1959.
44. Шевкиева Н.Б. Профилактика кризисов профессионального самоопределения на этапе вузовского обучения: Автореф. на соиск. уч. ст. канд. психолог. наук. - Ставрополь, 2013.
45. Шилакина А.В. Развитие профессиональной самоактуализации у студентов-психологов в вузе: Автореф. на соиск. уч. ст. канд. психолог. наук. - М., 2011.
46. Шипилова Е.В. Формирование психологической готовности студентов- психологов к профессиональной деятельности: Автореф. дисс... на соиск. уч. ст. канд. психолог. наук. - М., 2014.
47. Якимова П. Ю. Мотивация обучения и выбора профессии у студентов- психологов, обучающихся на разных психологических специальностях // Психологическая наука и образование. 2015. №5.