ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты межбюджетных трансфертов 5
1.1 Понятие и классификация межбюджетных трансфертов 5
1.2 Методологические подходы к оценке эффективности межбюджетных трансфертов 10
2. Состояние межбюджетных отношений на региональном уровне на примере Алтайского края 14
2.1 Анализ межбюджетных трансфертов Алтайскому краю из федерального бюджета 14
2.2 Межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований Алтайского края 18
3. Направления совершенствования организации межбюджетных трансфертов в Российской Федерации 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
В условиях существования различных интересов у налогоплательщиков разных территорий, объединенных в единое государство, экономика общественного сектора рекомендует разделять расходы между уровнями бюджетной системы на основе определенного набора критериев. Так достигается эффективность распределения и использования ресурсов в общественном секторе с учетом местных особенностей, создаются благоприятные условия для использования частных факторов производства. Но децентрализованное предоставление общественных благ имеет много недостатков. К числу главных из них относятся вертикальная и горизонтальная несбалансированности, положительные и отрицательные внешние эффекты.
Для нейтрализации негативных следствий децентрализации используются межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом другому. Выделяют два главных вида трансферта - нецелевой и целевой.
Межбюджетные отношения для любого государства остаются важным предметом исследования в современных условиях. Данная проблема заключается в поиске ответов на следующие вопросы: как должны распределяться доходы между уровнями бюджетной системы, как должны разграничиваться расходные обязательства, какие формы финансовой помощи являются наиболее эффективными.
Следовательно, тема актуальна и значима для исследования.
Цель исследования – изучить роль межбюджетных трансфертов в формировании бюджетов субъектов РФ.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть понятие и классификацию межбюджетных трансфертов;
- исследовать методологические подходы к оценке эффективности межбюджетных трансфертов;
- провести анализ межбюджетных трансфертов Алтайскому краю из федерального бюджета;
- исследовать межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований Алтайского края;
- изучить направления совершенствования организации межбюджетных трансфертов в Российской Федерации.
Объект исследования – система государственных и муниципальных финансов. Предмет – роль межбюджетных трансфертов в формировании бюджетов субъектов РФ.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов, таких как Л. В. Андриченко, К. Ю. Багратуни, О. С. Горлова, В. В. Климанов, Н. А. Чернышова и др.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены теоретические аспекты межбюджетных трансфертов; во второй главе проведен анализ состояния межбюджетных отношений на региональном уровне на примере Алтайского края; в третьей главе рассмотрены направления совершенствования организации межбюджетных трансфертов в Российской Федерации. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать вывод, что межбюджетные трансферты представляют собой средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Безвозмездными поступлениями в бюджет являются межбюджетные трансферты и безвозмездные поступления от юридических и физических лиц, международных финансовых организаций и правительств других государств.
Основными видами межбюджетных трансфертов в Российской Федерации являются:
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, поселений, муниципальных районов, городских округов;
- субсидии региональным бюджетам и местным бюджетам;
- субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам и бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей;
- иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам.
В Алтайском крае объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018 году составит 27 млрд. рублей, что на 4,5 млрд. рублей больше, чем в текущем. В 6 раз - до 4,2 млрд. рублей Алтайскому краю повышен объем дотаций на сбалансированность бюджета. Увеличение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета стало возможным благодаря решению Президента и Правительства Российской Федерации осуществлять распределение финансовой помощи регионам с учетом качества проводимой бюджетной и долговой политики.
Одновременно с увеличением межбюджетных трансфертов из федеральной казны в бюджете Алтайского края на 2018 год увеличивается финансовая помощь муниципальным образованиям. В 2018 году она составит 21 млрд. рублей, что на 14% больше, чем было запланировано на текущий год.
Перспективным направлением обеспечения эффективности межбюджетных трансфертов является расширение состава межбюджетных трансфертов (как целевых, так и нецелевых), ориентированных на результат и соответствующее повышение их уровня в структуре межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации.
Международный опыт свидетельствует о целесообразности применения данного вида трансфертов в части софинансирования расходных обязательств на обеспечение деятельности общественного сектора и оказания государственных и муниципальных услуг, а также реализации административных и финансовых проектов.
Успешная реализация данной задачи предполагает методологическую и правовую подготовку системы оценки эффективности и результативности использования межбюджетных трансфертов, в том числе с учетом специфики блочной (консолидированной) формы как наиболее соответствующей содержанию трансфертов, ориентированных на результат.
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. № 145 – ФЗ (ред. от 28.12.2017 г.).
2. О краевом бюджете на 2018 год и на плановый
период 2019 и 2020 годов: закон Алтайского края № 92-ЗС от 05.12.2017.
3. О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: закон Алтайского края № 89-ЗС от 19.12.2016 (в ред. Закона Алтайского края № 9-ЗС от 27.02.2017 г.).
4. О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (ред. от 11.12.2017 г.).
5. Акиндинова Н. Российская экономика на повороте / Н. Акиндинова, Я. Кузьминов, Е. Ясин // Вопросы экономики. - 2014. - № 6. - С. 4-17.
6. Акиндинова Н. Региональные бюджеты в условиях кризиса: можно ли достичь сбалансированности? / Н. Акиндинова, А. Чернявский, А. Чепель // Вопросы экономики. - 2016. - № 10. - С. 31–48.
7. Андриченко Л. В. Разграничение полномочий между органами власти различных территориальных уровней: проблемы централизации и децентрализации / Л. В. Андриченко // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2013. - № 4. - С. 37-58.
8. Андреева Н. В. Межбюджетные трансферты как важный доходный источник регионов Российской Федерации / Н. В. Андреева // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 99-101.
9. Андреева О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебно-методическое пособие / О. В. Андреева, О. И. Карепина, К. А. Герасимова. - Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2015. – 280 с.
10. Арлашкин И.Ю. Разграничение полномочий между уровнями власти в Российской Федерации: бюджетные аспекты / И. Ю. Арлашкин, А. Н. Дерюгин, К. А. Прока // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2015. - № 4. - С. 85–93.
11. Багратуни К.Ю. Межбюджетные отношения как инструмент стимулирования экономического роста в Российской Федерации / К. Ю. Багратуни // Экономика и предпринимательство. – 2016. – №10–3 (75–3). – С. 137–141.
12. Бухарский В. В. Оценка выравнивающего и стимулирующего эффектов межбюджетных трансфертов субъектам РФ / В. В. Бухарский, А. М. Лавров // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2017. - № 1. - С. 9–21.
13. Голованова Н.В. Федеральный центр и регионы: изменение разграничения полномочий в 2005–2015 годах / Н. В. Голованова, Е. А. Домбровский // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2016. - № 2. - С. 41–51.
14. Горлова О.С. Бюджетная политика Российской Федерации в области доходов бюджетов: совершенствование механизма реализации / О. С. Горлова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 10-2. - С. 431–435.
15. Ерошкина Л.А. Развитие межбюджетных отношений и форм межбюджетных трансфертов в Российской Федерации / Л. А. Ерошкина // Казанский экономический вестник. - 2015. - № 4. - С. 79–86.
16. Климанов В. В. Распределение межбюджетных трансфертов: теоретические предпосылки и российская практика / В. В, Климанов, А. М. Коротких // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2016. - № 5. - С. 7–16.
17. Климанов В. В., Михайлова А. А. Межбюджетные отношения: последние тенденции и перспективы развития / В. В. Климанов, А. А, Михайлова // Государственный аудит. Право. Экономика. - 2016. - № 4. - C. 31–34.
18. Климанов В. В. Передача расходных обязательств и проблемы их финансового обеспечения в России / В. В. Климанов // Финансы. - 2013. - № 5. - С. 9-16.
19. Лавров А.М. Децентрализация бюджетных доходов: международные сравнения и российские перспективы / А. М. Лавров, Е. А. Домбровский// Финансы. - 2016. - № 5. - С. 16–27.
20. Моисеева О.М. Межбюджетные отношения на муниципальном уровне / О. М. Моисеева // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 6 (052). – С. 105-111.
21. Проблемы межбюджетных отношений в России / А. А. Мамедов [и др.]. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2012. - 188 с.
22. Стратегия-2020: Новая модель роста новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года / под ред. В. А. Мау, Я. И. Кузьминова. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. - 408 с.
23. Тапсиев И.С. Новый механизм перечисления межбюджетных трансфертов под фактическую потребность: практика, особенности и проблемы / И. С. Тапсиев, Е. Н. Фалькова // Финансы. - 2015. - № 4. - С. 39–43.
24. Хугаева М. Совершенствование межбюджетных отношений в России / М. Хугаева // Экономическая политика. - 2014. - № 4. - С. 146–152.
25. Чернышова Н. А. Тенденции и региональные приоритеты в предоставлении межбюджетных трансфертов в последнее десятилетие / Н. А. Чернышова // Общественные финансы. - 2016. - № 2 (33). - С. 48–72.
26. Чернявский А. Проблемы сбалансированности региональных бюджетов / А. Чернявский // Финансы. - 2015. - № 8. - С. 15–21.
27. Чужмарова С. И. Методология формирования и реализации налоговой политики в северных регионах России: монография / под общ. ред. А. Г. Шеломенцева, В. В. Фаузера. - М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2014. - 385 с.
28. Шмиголь Н.С. Бюджетная политика в условиях экономической рецессии: уроки зарубежного опыта / Н. С. Шмиголь // Экономика. Налоги. Право. - 2016. - № 1. - С. 63–71.
29. Юшков А. О. Роль субвенций в российской системе бюджетного федерализма / А. О. Юшков, Н. Ю. Одинг, Л. И. Савулькин // Вопросы экономики. - 2016. - № 10. - С. 49–64.