ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НА ПУТИ К ОБЪЕДИНЕНИЮ 7
1.1. Предпосылки образования СССР 7
1.2. Ленинский и Сталинский проекты образования СССР 15
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СССР 29
2.1. Работа I съезда Советов СССР 29
2.2. Принятие конституции СССР 1924 года 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность выбранной темы. К концу гражданской войны на территории бывшей Российской империи складываются весьма непростые отношения между отдельными республиками и возникает вопрос их самоопределения и объединения. Часть стран (Польша, Эстония, Латвия, Финляндия, Литва) сразу прервали связи с РСФСР, получив независимость. Другие же республики так или иначе поддерживали связь с РСФСР. Часть из них (Грузия, Азербайджан, Армения) продолжали поддерживать связь с РСФСР, не пытались отделиться от нее, но сохраняли свой суверенитет.
На основе двухсторонних договоров между РСФСР и другими советскими республиками происходило их объединение в военно-политический союз. К примеру, договор между РСФСР и Азербайджаном 1920 года содержал положения об интеграции этих государств в таких сферах, как оборона, транспорт, экономика, внешняя торговля, финансы, средства связи. Такого рода договоры были заключены в конце 20-21 годах XX века между РСФСР и Украиной, Арменией, Белоруссией, Грузией. Заключение подобных договоров стало важным шагом на пути национально-государственного объединения.
На начало 20-х годов XX столетия в России существовало три формы социалистической федерации: основанная на автономии (РСФСР), основанные на заключении двухсторонних договоров РСФСР и других самостоятельных советских республик и новая форма федерации, предоставляющая входящим в ее состав республикам беле широкие полномочия, чем РСФСР входящим в ее состав автономным республикам. Долгий и сложный процесс попыток самоопределения и интеграции советских республик завершился образованием Союза Советских Социалистических Республик.
Вместе с тем, предпосылки для объединения республик в союз формировались на протяжении многих лет. Порядка 185 национальностей и народностей прошли общий исторический путь прежде чем объединиться в единое многонациональное государство, которое не противоречило их интересам, а учитывало их. Интеграция советских республик в Союз позволила новому единому государству занять ведущую роль в мире.
Актуальность данного исследования состоит в том, чтобы проследить история создания СССР, выяснить принципы советской этнополитики, так как для современной многонациональной Российской Федерации весьма полезен опыт регулирования национальных отношений на столь обширной территории. Современные события в Российской Федерации, в частности кризисы и конфликты в обществе, возникающие в виду многонациональности государства, проблемы поиска соглашения между различными национальными и политическими силами, могут быть разрешены путем извлечения уроков из прошлого страны. Накопленный опыт способен исправить прежние ошибки, объединить общество и установить правовое государство.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросам образования СССР посвящено достаточно огромное количество научных трудов. Проблемам истории создания СССР посвящены работы: Байбакова С.А. «История образования СССР: Итоги и перспективы изучения» (1997 г.), Девятова С.В. «Возникновение и становление единовластия в советской России, 1922-1927 годы» (1998 г.).
Вопросам национально-государственного строительства нового государства посвящены исследования Дытынко Ф.В. «Национальногосударственное строительство в СССР в 1920-1930-е годы» (2006 г.), Тарлыкова А.А. «Национальный вопрос в общественно-политических дискуссиях и политической практике советской власти в условиях общегосударственного кризиса 1917-1922 гг.» (2004 г.), Пихои С.В. « Национально-государственное строительство в России (1917-1922 гг. ): Историко-политологический анализ» (2002 г.), Астаниной Л.В. «Тенденции и противоречия национальной политики советского государства в 1917-1927 гг.» (2003 г.), Иванникова О.В. «Политическая борьба в России по национальному вопросу в первой четверти XX века» (2005 г.).
Несмотря на огромное количество работ по указанной тематике, ряд актуальных вопросов образования СССР и принципов советской этнополитики остаётся до настоящего времени дискуссионным, требующих их дальнейшего исследования.
Цель настоящего исследования состоит в формировании комплексного представления о процессе образования Союза ССР и выяснить сущность советской этнополитики.
При этом задачами исследования являются:
1. анализ политической обстановки внутри государства после гражданской войны;
2. выявление предпосылок образования Союза;
3. определение различий проектов Сталина И.В. и Ленина В.И. об образования СССР;
4. анализ деятельности I съезда Советов СССР;
5. исследование истории принятия Конституции СССР 1924 года и выявление ее основных аспектов.
Объектом настоящего исследования стали общественные отношения, определяющие порядок образования СССР и проведения этнополитики.
Предметом исследования являются нормы законодательства, регламентирующие порядок образования СССР.
Методологическую основу исследования составили совокупность общенаучных и частноправовых методов познания. В процессе исследования были использованы такие общенаучные методы, как: синтез, сравнительный анализ, индукция, дедукция; частноправовые методы - формальноюридический и метод сравнительного правоведения.
Теоретическую базу исследования составили труды советских и современных российских ученых-исследователей: О.И. Чистяков, И.А. Исаев, А.В. Ильин, В.Я. Гросул, Б.Н. Топорнин и др.
Нормативная основа исследования состоит утративших силу советских законодательных и иных нормативных правовых актов.
Теоретическая значимость исследования заключается в ряде выводов теоретического характера, достигнутых в результате исследования всего комплекса практических и теоретических вопросов, возникающих по поводу образования СССР и проводимой им этнополитики.
Структура настоящей работы определена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, включающие четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Создание СССР не было одномоментным актом, а явилось результатом довольно долговременного, многоэтапного пути, показавшего сколь сложным и, вместе с тем, важным было создание государства нового типа.
Образование СССР определялось серьезными причинами. В первую очередь было важно направить скромные экономические и финансовые ресурсы независимых советских республик на восстановление народного хозяйства, разрушенного гражданской войной, и проведения новой экономической политики. Руководству страны следовало учитывать как национальные, так и исторические особенности разделения труда между различными экономическими регионами страны. Конечной целью объединения республик была ликвидация экономической отсталости национальных окраин, сохранение независимости в условиях мировой изоляции и проведение единой политики в оборонной, дипломатической и иных сферах.
Образованию СССР предшествовал период напряженных дебатов в центре и на местах, результатом которых стали разнообразные подходы к государственному строительству. Перед большевистской партией стояла задача найти наиболее оптимальный вариант объединения, который совмещал бы в себе интересы, как центра, так и регионов. Бум национальных движений, пришедшихся на этот период, привел к формированию у политических партий программ, связанных с разрешением национального вопроса. Ключом к восхождению на политический олимп стало разрешение национальных противоречий и налаживание отношений с национальными элитами независимых республик.
Одним из важнейших этапов на пути объединения стал военный союз советских республик России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии от 1 июня 1919 г., предусматривавший тесное объединение не только в военной области, но и в области хозяйственной, финансовой и путей сообщения при признании независимости, свободы и самоопределения национальных республик. Вместе с этим это не привело к умалению суверенитета советских республик. Они продолжали проводить самостоятельную как внутреннюю, так и внешнюю политику. Для преодоления хозяйственной разрухи и дипломатической блокады республики встали на путь объединения.
В августе 1922 г. разрабатывается план автономизации, согласно которому советские республики должны были войти в состав РСФСР на правах автономий. Этот план был отвергнут руководством Грузии и Украины, и в свою очередь В.И. Ленин выдвинул свою идею построения нового государства, как союза равноправных республик с созданием нового руководящего этажа. В результате многочисленных прений победу одержал ленинский план федерализации, который был положен в основу образования СССР.
Однако принятие Декларации и Договора об образовании СССР на I съезде Советов СССР не подвело черту под процессом образования нового государства. Процесс был завершен на II съезде Советов СССР принятием Конституции СССР. Несмотря на ограничение суверенитета советских республик, каждой из них гарантировалось право сецессии из Союза, каждая имела свою конституцию и возможности развития национального языка и национальной культуры.
В отечественной и зарубежной литературе, описывающей эпоху образования советского государства, можно встретить полярные мнения по вопросу сущности СССР, как государственного образования. В целом в советской литературе преобладало утверждение об СССР как о федеративном государстве . Среди западных историков нет такого единодушия по этому вопросу. Английский исследователь Э. Х. Карр прямо писал о том, что «СССР был федерацией в чистом виде. Он был создан соглашением между формально равными суверенными государствами, и Конституция добровольно признавала сохраняющийся суверенитет субъектов федерации» . Противоположного мнения придерживается Ричард Пайпс, автор книги «Образование СССР». По Пайпсу образование СССР стало результатом завоевания, и это государство он подает как сугубо централизованное, унитарное и даже тоталитарное.
В исследовательской литературе в качестве основных недостатков советской государственности упоминались ее сверхцентрализованность и федеративный характер. Вместе с тем, несомненно, наличие существенной разницы между системой государственного управления царской России и советской власти, которая провозглашалась в качестве идеала прямой и социальной демократии. Но на практике основным источником власти в СССР являлась политика Коммунистической партии. Косвенным подтверждением этому является пункт о «руководящей и направляющей роли компартии» в Конституции СССР 1977 г. И хотя этого положения не было в первой советской конституции, она де-факто действовала на протяжении всей советской эпохи.
Национальная политика партии большевиков претерпевала значительные изменения в период, разделяющий Конституцию СССР 1924 г. и «Сталинскую» Конституцию 1936 г. В результате Октябрьской революции народы России получив долгожданную свободу, встали на путь национального и культурного возрождения. Пристальное внимание коммунистической партии к национальным проблемам послужило тем фактором, благодаря которому удалось преодолеть недоверие к советской власти и осуществить программу сотрудничества советских народов.
Тем не менее важно подметить противоречия в осуществлении политики объединения республик. На первичном ленинском этапе становления советского государства провозглашалось равенство и суверенитет народов России, закрепленное в Декларации прав народов России. Политика «по сближению наций и народностей» реализовывалась путем дотаций материальных и людских ресурсов из РСФСР в союзные республики и автономные образование внутри самой РСФСР.
Но с годами все более отчетливо было заметно усиление командноадминистративных инструментов в деле национально-государственного строительства. Несмотря на увеличение союзных республик с 4 до 11, произошло урезание их прав и подчинение республиканских властей единой политике ЦК ВКП (б). Политика «коренизации» уступила место политике русификации в советских республиках. Конец 30-х гг. ознаменовал собой установление унитарной модели советского государства.
Изучение достоинств и изъянов при проведении национальной политики партией большевиков может способствовать устранению ошибок и совершенствованию национальной политики в условиях современной России.
1. Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Декреты Советской власти.- М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1957.
2. Декларация прав народов России // Большая советская энциклопедия / Под редакцией А. М. Прохорова. - 3-е издание. - М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
3. Договор об образовании СССР // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
4. Конституция СССР. Большая советская энциклопедия. Издание второе, - М., 1953 г. - т. 22.
5. Декрет ВЦИК об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. Управление делами Совнаркома СССР М. 1943.
6. 1-я сессия ЦИК СССР. М., 1923. В кн. I съезд Советов... Приложения.
7. I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик (Стенографический отчет с приложениями). - М.: Изд. ЦИК СССР, 1923.
8. Ахтаханов И.Р. Становление советских национальных автономий до образования СССР // Мир юридической науки. - 2010. - №3. - С.30-35.
9. Вдовин А.И. Национальный вопрос в революции 1917 г. и образование СССР // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2018. - №1. - С. 3-11.
10. Всемирная История. Под редакцией: И.И. Минца.- М.: Издательство Социально-Экономической литературы,1961. - т.8. - с.547.
11. Гросул В.Я. Образование СССР (1917-1922 гг). - М., 2012. - 286 с.
12. Данильченко С.Л. Политико-правовые основы процесса
образования СССР // Общество, наука, образование: тенденции и перспективы развития. - 2018. - С. 311-318.
13. Договор об образовании СССР // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
14. Захаров В. В. История государства и права России. Учебник / В.В. Захаров; Под общ. ред. В.М. Сырых; - М.: Норма: НИЦ ИНФРА , 2014.
15. Земцов Б. Н. История отечественного государства и права: Учебное пособие / Б.Н. Земцов. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012.
16. Известия ЦК КПСС /Издание Центрального Комитета КПСС/.1989.- № 9.
17. Исаев И.А., История государства и права России - М.: Юристъ, 2004.
18. История Коммунистической партии Советского Союза. Учебник. - М.: Госполитиздат, 1963.
19. Карр Э. История Советской России. Кн. 1: Том 1 и 2. Большевистская революция. 1917-1923. Пер. с англ. / Предисл. Ненарокова А.П. - М.: Прогресс, 1990.
20. Кириллова Т.К. История отечественного государства и права. Краткий курс - Питер, 2010.
21. Кожевина М.А. Договор об образовании СССР 1922 года как предпосылка демонтажа союзного государства // Право и политика: история и современность. - 2016. - С. 80-83.
22. КПСС в резолюциях и решениях съездов: Под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. - М.: Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС, 1970. - Т.2.
23. Крижановская Г.Н., Алексеев С.О. К вопросу об альтернативных подходах к форме государственного территориального устройства СССР на этапе его образования // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. - 2017. - № 1 (1). - С. 88-93.
24. Кузнецов И. Н. История государства и права России : Учебное пособие / И. Н. Кузнецов. - 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К-", 2012.
25. Кураев В.Д. Образование СССР: новый тип цивилизации // Транспорт-2013. - 2013. - С. 153-155.
26. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Издательство политической литературы, 1967 — 1981 гг.
27. Лукашевич Д.А. Правовая природа договора об образовании СССР 1922 г. // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. - 2011. - №4. - С. 95-104.
28. Лукашук И.И. Выступление на расширенном заседании Ученого совета Института государства и права АН СССР в январе 1991 г. // Советское государство и право. - 1991. - №5.
29. Макарова Г. П. Народный комиссариат по делам национальностей. Шесть лет национальной политики Советской власти и Наркомнац. 1917-1923 гг. : (вместо отчета). - М., 1924.
30. Манелис Б.Л., Ленин В.И. - организатор Союза ССР // Государство и право. - 1992. - № 12.
31. Маня М.Л. СССР - от образования до распада // Исторические науки. 2010. - Т. 40. - №4. - С. 20-21.
32. Милюков П., Почему русская революция была неизбежна? // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. - М .: 1994. - Т. 5.
33. Минц И.И. Развитие взглядов В.И. Ленина на создание многонационального государства нового типа // Коммунист. - 1972. - № 10.
34. Миронов В.О. РСФСР и БССР: анализ государственно-правовых отношений в процессе образования СССР // Формирование профессиональноинновационного потенциала в условиях непрерывого образования. - 2013. - С. 22-38.
35. Могилевич Е.А. Образование государственного бюджета Союза Советских Социалистических республик (СССР) // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 12-10. - С. 86-94.
36. Нежинский Л. Н. У истоков болыпевистско-унитарной внешней политики (1921-1923 гг.) // Отечественная история. 1994, № 1.
37. Ненароков А. П. Семьдесят лет назад: национальный вопрос на XII съезде РКП (б) // Отечественаая история. 1993, № 6.
38. Новейшая история Отечества: ХХ век: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. - М.: Владос, 1998 г.
39. Носова О.В. Образование СССР: причины и принципы создания Союза // Аграрная наука - основа успешного развития АПК и сохранения экосистем.- 2012. - С. 328-330.
40. Палиенко Н. И. Конфедерация, федерация и Союз Советских Социалистических Республик. - Харьков.: Госиздат Украины, 1923.
41. Пособие по истории СССР. Под редакцией: В.А. Георгиева - М.1987.
42. Р.Э. Пайпс Образования Советского Союза, Нью-Йорк, 1968.
43. Райченок А.А. Проблемы Белорусской государственности накануне и в первые годы образования СССР // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия.- 2018. - №1 (209). - С. 42-46.
44. Рожкова Л.П., Кулешова Л.И. СССР: историко-правовые аспекты. К 90-летию со дня образования // Закон и право. - 2015. - №2. - С.30-34.
45. Сафонов В.Е. Соглашение от 20 марта 1919 г. об образовании Башкирской АССР как позитивное основание организации государственной власти в СССР // История государства и права. - 2019. - №3. - С.38-43.
46. Сталин И. В. Сочинения - М.: Государственное издательство политической литературы, 1946-1951 гг. Государственное издательство политической литературы, - Т.5.
47. Сырых В. М. История государства и права России: Учебник / В.М. Сырых; Под общ. ред. В.М. Сырых; - М.: Норма: НИЦ ИНФРА, 2014.
48. Тарасова Е.А. Образование СССР в 1922 г. и проблема сохранения союзной государственности конца XX века // Современные аспекты экономики. - 2014. - № 2 (198). - С. 55-58.
49. Титов Ю. П. История государства и права России. - М.: Проспект,2003.
50. Титов Ю. П. Хрестоматия государства и права России. - М.: Проспект, 1998.
51. Топорнин Б.Н. Новый союзный договор: теоретические подходы.// Новый союзный договор: поиски решений. - М., 1990.
52. Туфанов Е.В. Генезис государственного аппарата после образования СССР // НаукаПарк. - 2016. - № 7 (48). - С 51-53.
53. Туфанов Е.В., Кравченко И.Н. К вопросу образования СССР // НаукаПарк. - 2015. - № 9 (39). - С. 10-13.
54. Федоров Д.И., Черноусов В.И. Образование СССР и его значение // Символ науки. - 2016. - № 12-2 (24). - С. 250-255.
55. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (послеоктябрьский период). Под редакцией: О.И. Чистякова - М., 1994.
56. Чистяков О.И. Договор об образовании СССР и современность. //Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 1995. - №2.
57. Чистяков О.И.. История отечественного государства и права. Часть 2 - М.: Юристъ, 2005.
58. Шейнис В.Л. Образование СССР и его первая конституция // Российская история. - 2010. - №1. - С. 64-80.
59. Якубовская С.И. Развитие СССР как союзного государства. 19221936 гг. - М.: Издательство «Наука», 1972.