Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Понятие и особенности проявления лидерских качеств у детей
старшего дошкольного возраста 7
1.2. Понятие и сущность сюжетно-ролевой игры 12
1.3. Роль других видов игр в формировании лидерских качеств у детей
старшего дошкольного возраста 22
Выводы к главе 1 28
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование условий развития основ лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста 30
2.1. Оценка уровня сформированности основ лидерских качеств у детей
старшего дошкольного возраста 30
2.2. Условия использования игровой деятельности для формирования основ
лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста 46
2.3. Результаты исследования уровня сформированности основ лидерских
качеств у детей старшего дошкольного возраста 56
Выводы к главе 2 67
Заключение 68
Список используемой литературы 71
Приложения
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
В период дошкольного детства идет интенсивное развитие ребенка. В этот период активно формируются лидерские качества личности такие как дисциплинированность, самостоятельность и ответственность, которые помогают ребенку отвечать за свои поступки и за свое поведение, а также позволяют научиться без посторонней помощи управлять своей жизнью. Выдержка позволяет уклониться от напряженной обстановки, помогает придерживать негативные эмоции в конфликтных ситуациях. Настойчивость, упорство проявляются в стремлении достичь успеха, даже если на пути появляются различные барьеры и препятствия. Также немало важно такое качество как решительность, характеризующиеся быстрым принятием решений без сомнений и смелым введением их в свою жизнь. Лидерские качества являются фундаментом успеха ребенка.
Лидерские качества ребенка старшего дошкольного возраста формируются в процессе игровой деятельности. Игры заставляют дошкольника размышлять, а также позволяют воплощать свои идеи в жизнь. В игровой деятельности ребенок самоутверждается, развивает настойчивость, стремится к успеху. Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств.
Ю.К. Чернышенкий, Е.И. Геллер, И.П. Волков, Л.И. Уманский, Б.Д. Парыгин, А.С. Чернышев и другие занимались проблемой развития и формирования лидерских качеств у дошкольников [14, с.65].
В ФГОС ДО провозглашаются основные принципы дошкольного образования. Один из принципов - это поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Также стандарт направлен на решение такой задачи как формирование общей культуры личности детей, в которую входят ценность здорового образа жизни; развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств. Также формирование таких лидерских качеств как инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка.
Формирование лидерских качеств у детей шестого года жизни связано с такой образовательной областью, как социально-коммуникативное развитие, которое обеспечивает усвоение норм и ценностей, принятых в нашем обществе. Эта область включает в себя умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; эмоциональную отзывчивость, сопереживание, способность совместно действовать со сверстниками, формирование уважительного отношения к людям; формирование желания заниматься различными видами деятельности [47].
Проблема освоения детьми дошкольного возраста лидерских качеств относится к числу малоизученных. Формирование лидерских качеств в процессе игровой деятельности у дошкольников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем в соответствии с ФГОС ДО.
Актуальность нашего исследования обусловлена важностью формирования у детей старшего дошкольного возраста основ лидерских качеств в игровой деятельности. Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить противоречия между:
- важностью формирования у детей старшего дошкольного возраста основ лидерских качеств и недостаточным теоретическим исследованием условий, способствующих соответствующей образовательной работе с детьми;
- возможностями игровой деятельности в социальнокоммуникативном развитии детей и недостаточной разработкой методических материалов по использованию данного средства в формировании у старших дошкольников основ лидерских качеств.
Проблема: какие условия необходимо создать в дошкольной группе, чтобы успешно формировать основы лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности?
Объект: процесс формирования основ лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: условия, способствующие формированию основ лидерских качеств детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия, способствующие формированию основ лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы формирования основ лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить понятие и сущность сюжетно-ролевой игры, ее потенциал для формирования лидерских качеств детей.
3. Определить роль других видов игр в формировании основ лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста.
4. Дать оценку уровня сформированности основ лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста.
5. Обосновать условия, способствующие формированию основ лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста.
6. Выявить результативность проведенного исследования.
Гипотеза: формирование основ лидерских качеств у детей старшего
дошкольного возраста в игровой деятельности будет результативнее, если, во-первых, в группе детей создано игровое пространство и время; во-вторых, разработана и применяется специальная программа для развития основ лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотез исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах бакалаврской работы);
- эмпирические (беседы с детьми, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Новизна исследования: доказана эффективность условий, способствующих формированию у детей старшего дошкольного возраста основ лидерских качеств в игровой деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были охарактеризованы лидерские качества детей 6 года жизни, обоснованы особенности организации игровой деятельности детей по их формированию.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что в ней представлен комплекс диагностических методик по выявлению у детей старшего дошкольного возраста уровня сформированности основ лидерских качеств; определены этапы работы с детьми и представлена программа формирования основ лидерских качеств в игровой деятельности.
Экспериментальная база исследования: «Детский сад №54 «Звездочка» с. Осиново» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании приняли участие воспитанники двух старших групп в количестве 40 детей (Приложение 1,2). Данные группы состоят из детей в возрасте 6 лет.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В данной работе были исследованы условия развития лидерских качеств дошкольников в процессе игровой деятельности.
В настоящее время развитие лидерских качеств личности является одной из главных, стоящих перед детским садом, школой. Многие зарубежные и отечественные психологи достаточно полно разработали методики и представили их в своих работах. К исследователям данного вопроса относятся: Ю.К. Чернышенко, Е.И. Геллер, И.П. Волков, Л.И. Уманский, Б.Д. Парыгин, А.С. Чернышев и многие другие.
Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе «лидер» - это статус ребенка в группе. Как мы уже знаем, статус определённого человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу.
В связи с тем, что многие основы личности закладываются в детском возрасте, для развития лидерских качеств дошкольный возраст является значительным этапом.
Значение игровой деятельности велико: они являются одновременно и средством и методом воспитания ребенка. В процессе подвижных игр решаются воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.
Игра - это ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. В процессе игры он живет. Действует как его окружающие. И это доставляет ему огромную радость. Ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая действенный и чувственный опыт, благодаря сюжетно-ролевой игре.
В сюжетно - ролевой игре складываются благоприятные условия для всестороннего развития дошкольника, в этом возрасте складываются отношения к окружающим.
Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. А главным человеком, который может помочь и повлиять на развитие и становление отношений детей является воспитатель.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Следовательно, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.
Экспериментальная работа проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №54 «Звездочка» с. Осиново» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. В исследование приняли участие воспитанники старшей группы в количестве 20 человек в экспериментальной группе Данная группа состоит из детей в возрасте 6 лет. Также в участии проходила контрольная группа, состоящая также из 20 детей в возврате 6 лет.
Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в выявлении уровня сформированности лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста.
В практической части исследования можно сделать такие выводы как:
1. Высокий уровень повысился на 30% и составил 55%; средний уровень повысился на 5 % и составил 45%; низкий уровень понизился на 30% и составил 5%.
2. При проведении диагностик было выявлено, что большая часть детей (55%) имеют высокий уровень сформированности лидерских качеств. Средний уровень был зафиксирован у 9 детей (45%). Низкий уровень выявлен у 1 ребенка (5%).
3. Таким образом, в данной группе у 55% дошкольников преобладают лидерские качества.
Результаты формирующего эксперимента подтверждают выдвинутую нами гипотезу по повышению уровня развития лидерских качеств в группе детей.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - С. 476.
2. Алифанов, С.А. Основные направления анализа лидерства [Текст] / С.А. Алифанов // Вопросы психологии. - М.: Педагогика, 1991. - №3. - С. 90-98.
3. Андерсон, Д.Ж. Сделайте вашего ребенка лидером [Текст] / Д.Ж. Андерсон // Семья и школа. - М.: Педагогика, 1994. - №2. - С.13-15.
4. Андреева, Г.М. Межличностное восприятие в группе [Текст] / Г.М. Андреева, А.И. Донцов. - М.: Просвещение, 2014. - 309 с.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2013. - 384 с.
6. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2011. - 224 с.
7. Антонова, Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст] / Т.В. Антонова // Дошкольное воспитание. - М.: Педагогика, 2005. - № 10. - С.10-16.
8. Антонова, Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре [Текст] / Т.В. Антонова. - М.: Педагогика, 2003. - 153 с.
9. Аркин, Е.А. Организация взаимовлияния детей в игре [Текст] / Е.А. Аркин // Дошкольное воспитание. - М.: Педагогика, 2013. - № 6. - С. 45-51.
10. Бариленко, Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности [Текст] / Н.В. Бариленко // Вопросы психологии. - М.: Педагогика, 1996. - № 4. - С. 24-31.
11. Бердюгина, О.Г. Социология лидерства [Текст] / О.Г. Бердюгина.М.: Екатеринбург, 1998. - 160 с.
12. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
13. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2017. - 365 с.
14. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - СПб.: Питер, 1996. - 272 с.
15. Волков, И.П. Исследование лидерства как функции групповой задачи [Текст] / И.П. Волков // Экспериментальная и прикладная психология.- СПб.: Издательство «Питер», 2000. - с.205.
16. Вульфов, Б. Ребячий лидер - кто он? Подумаем вместе [Текст] / Б. Вульфов // Воспитание школьников. - М.: Педагогика, - 2015. - №1. С.2- 34.
17. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психологии развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии, 1999. - М.: Педагогика, с. 62-77.
18. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: Питер, 2015. - 401 с.
19. Доронова, Т.Н. Игра дошкольника [Текст] / Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. - М.: Детям XXI века, 2015. - 62 с.
20. Емельянова, М. Воспитание ребенка-лидера [Текст] / М. Емельянова // Воспитание школьников. - М.: Просвещение, 2016. - №5. - С. 23-25.
21. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 1986. - 246 с.
22. Захарюта, Н.М. Развиваем творческий потенциал дошкольника [Текст] / Н.М. Захарюта // Дошкольное воспитание. - М.: Просвещение, 2006.- №9. - С. 8-13.
23. Зубанова, Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала [Текст] / Л.Б. Зубанова //Педагогическая наука и образование. - М.: Педагогика, 2007. - №2. - С.53-57.
24. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 2016. - 254 с.
25. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др. - 5-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
26. Крылова, Н.М. Детский сад - Дом радости. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.М. Крылова. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 240 с.
27. Кузякин, А.П. Что такое лидер и лидерство? [Текст] / А.П. Кузякин // Образование - М.: Педагогика, 2000. - №4. - С.89-99.
28. Курочкина, М.И. Деловая игра в воспитании качеств лидера [Текст] / М.И. Курочкина. - М.: Педагогика, 2001. - №8. - С. 18-11.
29. Лебедева, С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольника на основе схематизации [Текст] / С.А. Лебедева. - Вопросы психологии. - 2017. - № 5. - С. 20-27.
30. Люблинская, А.А. Детская психология. Учебное пособие [Текст] / А.А. Любинская. - М.: Просвещение, 2016. - 415 с.
31. Маралов, В.Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте [Текст] / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. - М.: Прометей, 2014. - 219 с.
32. Матусик, А.И. Воспитание организаторских умений у детей 6-7 лет [Текст] / А.И. Матусик. - М.: Автореф. дис . канд. пед. наук., 2016. - 218 с.
33. Мудрик, А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Знание, 1990. - 114 с.
34. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение,
2006. - С. 83-113.
35. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
36. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Академия, 2002. - 225 с.
37. Петровский, А.В. Психологическая характеристика лидерства [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2001. - С. 267281.
38. Пивоварова, Г.Н. Влияние разных биологических и социальных условий на формирование личностных особенностей у детей [Текст] / Г.Н. Пивоварова. - М.: Просвещение, 2008. - 28 с.
39. Проняева, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Проняева. - М.: Автореферат, Екатеринбург, 2003. - 231 с.
40. Рояк, А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада [Текст] / А.А. Рояк // Дошкольное воспитание. - М.: Просвещение, 2007. - №2. - С. 12-19.
41. Рузская, А.Г. Развитие общения детей со взрослыми и сверстниками [Текст] / А.Г. Рузская // Дошкольное воспитание. - М.: Просвещение, 2018. - № 2. - С. 27-36.
42. Сенько, Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения [Текст] / Т.В. Сенько // Вопросы психологии. - М.: Педагогика, 1991. - № 5. - С. 23-28.
43. Смирнова, Е.О. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам [Текст] / Е.О. Смирнова, Е.В. Калягина // Вопросы психологии. - М.: Педагогика, 2001. - № 3. - С. 50-61.
44. Смирнова, Е.О. Отношение в сверстнику в дошкольном возрасте [Текст] / Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина // Вопросы психологии. - М.: Педагогика, 1996. - № 3. - С. 7-16.
45. Тихомирова, Е.И. Воспитание лидера [Текст] / Е.И. Тихомирова // Воспитание школьников. - М.: Просвещение, 2013. - № 4. - С. 135-138.
46. Эльконин, Д.Б. Игра и психическое развитие [Текст] / Д.Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах. - М.: Изд-во «Институт практической психологии, Воронеж: НПО «Модэк», 2001. - С. 218-238.
47. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007. - 384 с.