Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственные закупки в функционировании и развитии региональной экономической системы

Работа №31262

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
529
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы государственных закупок в функционировании и
развитии региональной экономической системы 7
1.1. Сущность и характеристика государственных закупок 7
1.2. Влияние государственных закупок на развитие региональной
экономической системы 22
1.3. Система регулирования государственных закупок на региональном
уровне 31
2. Анализ влияния государственных закупок на функционирование и
развитие региональной экономической системы (на примере Чувашской республики) 41
2.1. Динамика и тенденции развития системы государственных закупок в
Республике Чувашия 41
2.2. Оценка влияния государственных закупок на развитие экономики
Республики Чувашия 47
2.3. Исследование эффективности и проблемы развития государственных
закупок в Чувашской республике 56
3. Перспективные направления развития системы государственных закупок в
Чувашской Республике 65
3.1. Пути совершенствования механизма реализации системы
государственных закупок региона 65
3.2. Государственно-частное партнёрство в системе госзакупок 72
Заключение 79
Библиографический список 82
Приложения


В современной России переход к рыночной экономике вызвал необходимость создания новых механизмов экономического регулирования, к которым, в первую очередь, относится антимонопольное регулирование, запрещающее злоупотребление доминирующим положением, ограничение конкуренции, а также правовое регулирование поставок товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд.
Важной функцией государственной и общественной власти является обеспечение населения социально значимыми товарами и услугами. При осуществлении этой функции правительство учитывает интересы всего населения и использует государственный бюджет. В большинстве стран одним из основных способов реализации функций правительства является размещение государственных и муниципальных заказов. В России тендерная система начала активно развиваться в конце 90-х годов, поэтому сейчас этот метод государственного заказа стал централизованным. Данная тема очень актуальная и интересная для изучения. Государственные закупки - это хороший способ как для государства выбрать наиболее эффективный метод удовлетворения государственных нужд, так и для поставщика получить заказ и шанс зарекомендовать себя на экономическом пространстве с лучшей стороны.
Практически во всех странах государство является важнейшим покупателем продукции на рынке. Мировой опыт показывает, что наиболее рациональным способом организации закупок для государственных нужд является осуществление закупок посредством проведения конкурсных торгов, которые способствуют здоровой конкуренции и, значит, являясь чисто экономическим инструментом поддержки наиболее перспективных предприятий, формируют рынок не только госзакупок, но и для всей экономики страны. Достойной альтернативы этому процессу размещения заказов сегодня просто нет. Фактически, основными причинами перехода на
федеральную контрактную систему стали истощение потенциала российского законодательства по размещению заказов, поскольку внесение в него изменений не позволило решить проблемы в сфере закупок. Существует также необходимость в систематическом подходе к закупкам и эффективному расходованию бюджетных средств. Важным фактом является настоятельная необходимость перехода от процедурного регулирования закупок к повышению ответственности за достижение окончательного результата. И, конечно, необходимо было снизить коррупционные риски, повысить прозрачность закупок с помощью единой информационной системы, института общественного контроля, мониторинга закупок.
Конкурентная система закупок является атрибутом рыночной экономики и развивается с ней. Поэтому в России, имеющей богатую историю развития, восстанавливались конкурентные торги, исчезнувшие вместе с рыночными отношениями, когда перспективы развития Российской экономики напрямую связывались с формированием цивилизованных рыночных отношений.
Роль государственного и муниципального порядка сейчас довольно велика: с его помощью реализуются социальные потребности, реализуется любая приоритетная политика государства и регионов. Государственные контракты стали широко распространены в странах с развитой рыночной экономикой, например, в США доля государственных закупок составляет около 15% от национального бюджета. В странах с переходной экономикой доля государственных закупок в национальном бюджете составляет 50%.
В 2016 году объем рынка госзаказа в России, включая закупки госкорпораций, достиг 30 трлн. рублей, что составляет 25% ВВП. Несмотря на немалый объем, надо сказать, что в России система тендеров начала активно развиваться в конце 90-х годов, поэтому сейчас этот метод государственного регулирования находится в ее разгаре. Вполне логично, что большой объем госзаказа порождает массу управленческих проблем. Одним из наиболее проблемных вопросов является нарушение законодательства о государственных или муниципальных заказчиках в сфере государственных закупок, в частности основных принципов размещения заказов - открытость, прозрачность, равные условия и права участников процедуры размещения заказов. Например, негативным фактором стало то, что доля отчетов о закупках у одного поставщика в 2016 году увеличилась на 69% до 816 тыс. Учитывая, что общее количество листингов составляет чуть более трех миллионов, закупки у одного поставщика составляют более четверти всех закупочных процедур. Основным направлением таких контрактов является строительство. Понятно, что это лишь малая доля вопросов, которые возникают при работе в сфере госзакупок, требующих немедленного решения.
Госзакупки - это хороший способ для государства выбрать наиболее эффективный способ удовлетворения государственных потребностей, а также для поставщика получить заказ и шанс рекомендовать себя с лучшей стороны, но надо отметить, что это система, которая, в первую очередь, должна работать на рынок, потребителя и государство.
Актуальность данной темы исследования обусловлена влиянием системы государственных закупок на функционирование и развитие экономики и региональной экономической системы, обоснована необходимостью совершенствования системы государственных закупок в целях эффективного использования бюджетных средств, расширения возможностей для участников и обеспечения гласности, прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции и предотвращения коррупции в сфере размещения заказов. Для совершенствования системы необходимо проанализировать влияние государственных закупок на функционирование и развитие региональной экономической системы. Сейчас, как никогда, актуальной задачей является не только отслеживание динамики, тенденций и уровня влияния, но и изучение эффективности и проблем государственных закупок в регионе. В этом и заключается актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является система регулирования
государственных закупок в Чувашской Республике.
Предметом является уровень влияния государственных закупок на функционирование и развитие экономической системы Чувашской Республики.
Целью данной работы является исследование системы
государственных закупок в функционировании и развитии экономической системы и разработка рекомендаций по совершенствованию механизмов государственных закупок с точки зрения региона. Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
- изучить теоретические основы государственных закупок в функционировании и развитии региональной экономической системы;
- охарактеризовать их влияние на экономическую систему Чувашской Республики;
- выявить проблемы системы государственных закупок в Чувашии;
- рассмотреть тенденции развития государственных закупок в Чувашии;
- сформировать рекомендации по совершенствованию системы государственных закупок в Чувашии.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На практике в любой стране государство является важнейшим покупателем продукции на рынке. Основной объем государственных закупок (около 50% республиканского бюджета) выполняет первоочередную задачу по обеспечению их эффективности. Мировой опыт показывает, что наиболее приемлемым способом осуществления закупок для нужд государства является осуществление закупок посредством проведения конкурсных торгов, поощрения здоровой конкуренции и, значит, являясь чисто экономическим инструментом поддержки наиболее перспективных предприятий, формируют рынок не только госзакупок, но и экономики в целом. Сегодня нет достойных изменений в этом прозрачном и конкурентном процессе размещения заказов.
Конкурентоспособная система закупок является атрибутом рыночной экономики и развивается вместе с ней. Именно поэтому в России, не смотря на богатую историю развития, конкурсные торги, исчезнувшие вместе с рыночными отношениями, возродились именно тогда, когда перспективы развития российской экономики стали непосредственно связаны с формированием цивилизованных рыночных отношений. Современный этап массового применения системы конкурсных закупок в России началось с выходом Положения об организации закупки товаров, работ и услуг, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 №305. Главная трансформация системы государственных закупок в последние годы, является Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако ее применение на практике выявило много проблем. Ситуация усугубляется почти полным отсутствием методологических и учебных материалов по этим вопросам и фрагментацией имеющегося небольшого объема информации.
Следует отметить, что современный этап развития российской экономики характеризуется формированием нового института - государственной контрактной системы. Государственные закупки являются одним из ключевых процессов, отвечающих потребностям государства и отражающих систему взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов на рынке товаров, работ, услуг. Контрактная система является составной частью инструментов государственного управления и играет важную роль в формировании новой стратегии развития страны.
В данной работе дается определение организационно-экономического механизма контрактной системы как совокупности экономических, организационных и социальных отношений в области управления и регулирования процессов системы закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Дана оценка ряда предложений, внесенных в литературу по изменению законодательства о контрактной системе.
Сформулированы собственные предложения по совершенствованию контрактной системы:
- об устранении существующих пробелов и упущений в законодательстве о контрактной системе, которые решают проблемы недобросовестной конкуренции, проблемы хищений и низкого качества в сфере государственных закупок;
- об определении единого контролирующего органа и органа, уполномоченного давать официальные разъяснения положений Закона о контрактной системе;
- о существующей необходимости разработки единого метода проверок государственных заказчиков для всех контролирующих структур;
- о важности повышения профессионального и образовательного статуса работников контрактной службы и контрактных менеджеров (в том числе путем разработки единой образовательной методологии или типовой программы подготовки специалистов и экспертов в области закупок) в целях развития их мотивации к профессиональному развитию и реализации принципа профессионализма государственного заказчика.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - ст. 3823
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. - 1994. - 8 декабря
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 31 декабря
5. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]
: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (утратил силу) - Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения - 05.05.2018)
6. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 31.12.2017) - Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения - 05.05.2018)
7. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ - Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения - 05.05.2018)
8. О лицензировании отдельных видов деятельности : Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ // Российская газета. - 2013. - 12 апреля
9. О поставках продукции для федеральных государственных нужд: федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 34. - ст. 3540
10. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ // Российская газета. - 2013. - 28 июля
11. Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе [Электронный ресурс] : Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2015 № 631. - Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения -
05.05.2018)
12. Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, которое предусмотрено контрактом: постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 48. - ст. 6266
13.Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» : Приказ Минтруда России ог 10.09.2015 № 625н [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения -
05.05.2018)
14. Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088 (ред. от 09.06.2014) - Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения - 05.05.2018)
15. Об организации взаимодействия уполномоченного органа исполнительной власти Чувашской Республики на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков Чувашской Республики, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики, с государственными заказчиками Чувашской Республики : Постановление Кабинета
Министров Чувашской Республики от 30.12.2013 № 563 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : gov.cap.ru (дата обращения - 05.05.2018)
16. О мерах по реализации статьи 25 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» : Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.04.2018 №131 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : gov.cap.ru (дата обращения - 05.05.2018)
17. О секторе методологии и контроля в сфере осуществления закупок : приказ Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 24.02.2016 № 38/1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://economy.cap.ru (дата обращения -
05.05.2018)
18. Арженовский, И. В. Региональный рынок: воспроизводственный процесс / И. В. Арженовский. - Н. Новгород, 2013. - 186 с.
19. Белов, В. Е. К вопросу о квалификационных требованиях в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / В. Е. Белов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2014. - № 5. - С. 25.
20. Бондарская, Т.А. Управление региональной экономикой как открытой системой / Т. А. Бондарская // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - №5-6 (39-40). - С. 27-31.
21. Гатаулина, Л. Ф. Актуальные вопросы конкуренции в сфере проведения торгов / Л. Ф. Гатаулина // Вестник Омской юридической академии. - 2014. - № 1(22). - С. 40.
22. Государственная контрактная система : состояние, проблемы,
перспективы. - М. : Институт экономики РАН, 2013. - 50 с.
23. Государственные закупки : направления развития. Обзор международных практик и анализ ситуации в Российской Федерации / сост. Е. Абрамова, Б. Ткаченко. - М. : Сектор, 2015. - 124 с.
24. Гранберг, А. Г. Моделирование пространственного развития
национальной и мировой экономики : эволюция подходов // Регион : экономика и социология. - 2012. - № 1. - С.87-107.
25. Дерновая, А. О. Проблемы оценки эффективности контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / А. О. Дерновая // Ленинградский юридический журнал. - 2015. - № 1 (39). - С. 155.
26. Ежегодный доклад «О системе закупок в Российской Федерации» - 2014 / НИУ ВШЭ. - М. : Высшая школа экономики, 2015. - 301 с.
27. Каранатова, Л. Г. Функции и особенности государственного заказа как экономической категории / Л. Г. Каранатова // Научные труды СевероЗападной академии государственной службы. - 2011. - Т. 2. - Вып.1. - СПб. : Изд-во СЗАГС, 2011. - С. 68-81.
28. Каранатова, Л. Г. Использование государственного заказа в качестве механизма инновационного развития экономики России / Л. Г. Каранатова // Экономика и управление. - 2011. - № 5 (67). - С.80.
29. Ковальский, В. В. Функционал контрактной службы заказчика : оптимальная структура, проверенная временем [Электронный ресурс] / В. В. Ковальский // Госзакупки.ру. - 2015. - № 12. - С. 30.
30. Коженко, Я. В. Проблемы злоупотребления властью и управления рисками при реализации проектов государственно-частного партнерства в России (на примере контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) / Я. В. Коженко // Аграрное и земельное право. - 2016. - №10 (142). - С. 73-76.
31. Крамин, Т. В. Оценка влияния федеральной контрактной системы России на эффективность государственных закупок : региональный анализ / Т. В. Крамин, Р. А. Григорьев, М. В. Крамин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Экономика и управление. - 2015.
- № 3 (22). - С. 30-33.
32. Куликова, Е. И. Устойчивый рост и устойчивое развитие в рамках парадигм региональной экономики / Е. И. Куликова // Вестник Бурятского
государственного университета. - 2015. - Выпуск 2а. - С. 84-85.
33. Лапин, А. Е. Подходы к оценке эффективности контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок / А. Е. Лапин, О. В. Киселева, Е. Л. Кумунджиева // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2016. - № 1 (34). - С. 30-35.
34. Мамбетова, Ф. А. Управление модернизацией территории на основе эффективного использования социально-экономического потенциала региона / Ф .А. Мамбетова, Ж. К. Хубиева. - Нальчик : КБНЦ РАН, 2012. - 300 с.
35. Мартынова, М. А. Профессиональный подход к системе государственных и муниципальных закупок в Республике Саха (Якутия) / М. А. Мартынова, Т. В. Романова // Государственное и муниципальное управление в XXI веке : теория, методология, практика. - 2015. - № 16. - С. 140.
36. Медведева, Н. Г. К вопросу о целевой ориентации и принципах правового регулирования государственных и муниципальных закупок / Н. Г. Медведева // Символ науки. - 2015. - № 6. - С. 238.
37. Отчет о деятельности министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики. - г. Чебоксары, 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://economy.cap.ru (дата обращения - 05.05.2018)
38. Паньшин, Б. Н. Государственные закупки: национальная значимость и оценка направлений межгосударственного сотрудничества / Б. Н. Паньшин // Вестник БГУ. - 2013. - № 1. - С. 41.
39. Пашковский, П. В. Проблемы совершенствования механизма контрактной системы государственно-частного партнерства в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / П. В. Пашковский // Евразийский юридический журнал. - 2016. - №10 (101). - С. 145-146.
40. Подосинников, Е. Ю. Управление размещением заказов для муниципальных нужд Курской области как важнейший элемент государственного регулирования расходования бюджетных средств / Е. Ю. Подосинновиков. - М. : АисНЮптттп. - 2014. - Т. 3. - № 3 (3). - С. 47
51.
41. Попова, О. А. Государственные закупки как эффективный инструмент регулирования развития экономики региона / О. А. Попова // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. -
2014. - №6. - С. 61-69.
42. Региональная экономика : монография / под ред. В. С. Бильчака. - Калининград, 2014. - 300 с.
43. Тяглов, С. Г. Региональная экономика / С. Г. Тяглов, Е. А. Черныш, Н. П. Молчанова, О. Б. Черненко, А. А. Новикова, Н. А. Левицкая, И. Н. Молчанов, Т. А. Салтанова / под ред. проф. Н. Г. Кузнецова и проф. С. Г. Тяглова. Серия учебники. Учебные пособия. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 320 с.
44. Смотрицкая, И. И. Экономика государственных закупок / И. И. Смотрицкая. - М. : ЛИБРОКОМ, 2009. - 232 с.
45. Соломонов, Е. В. Субординационный механизм правового регулирования отношений в рамках контрактной системы закупок для удовлетворения публичных нужд / Е. В. Соломонов, А. А. Юрицин // Вестник Омской юридической академии. - 2016. - № 1(30). - С.28.
46. Тухватуллин Т. А. Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства о госзакупках [Электронный ресурс] // Госзакупки.ру. -
2015. - №8. - С. 48.
47. Хачатрян, Г. А. Системный подход к управлению государственными закупками / Г. А. Хачатрян // Менеджмент в России и за рубежом. - 2016. - № 4. - С. 72-79.
48. Хвалынский, Д. С. О некоторых решениях проблемы улучшения качества поставок продукции для государственных и муниципальных нужд / Д. С. Хвалынский, О. П. Мамченко // Известия Алайского государственного университета. - 2015. - № 1. - С. 194-197.
49. Национальный тендерный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://chuvashiya.tenderguru.ru (дата обращения - 05.05.2018)
50.Официальный сайт Единой информационной системы закупок [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://zakupki.gov.ru (дата обращения - 05.05.2018)
51. Официальный сайт Чувашской Республики для размещения информации о государственных и муниципальных заказах [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://zakupki.cap.ru (дата обращения - 05.05.2018)
52. Сайт Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа
: http://economy.cap.ru (дата обращения - 05.05.2018)
53. Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://chuvash.gks.ru (дата обращения - 05.05.2018)
54. Сайт товаров и госзакупок в Чебоксарах и Чувашии [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://tender-lab.ru/city/cheboksaryi (дата обращения - 05.05.2018)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ