Государственные закупки в функционировании и развитии региональной экономической системы
|
Введение 3
1. Теоретические основы государственных закупок в функционировании и
развитии региональной экономической системы 7
1.1. Сущность и характеристика государственных закупок 7
1.2. Влияние государственных закупок на развитие региональной
экономической системы 22
1.3. Система регулирования государственных закупок на региональном
уровне 31
2. Анализ влияния государственных закупок на функционирование и
развитие региональной экономической системы (на примере Чувашской республики) 41
2.1. Динамика и тенденции развития системы государственных закупок в
Республике Чувашия 41
2.2. Оценка влияния государственных закупок на развитие экономики
Республики Чувашия 47
2.3. Исследование эффективности и проблемы развития государственных
закупок в Чувашской республике 56
3. Перспективные направления развития системы государственных закупок в
Чувашской Республике 65
3.1. Пути совершенствования механизма реализации системы
государственных закупок региона 65
3.2. Государственно-частное партнёрство в системе госзакупок 72
Заключение 79
Библиографический список 82
Приложения
1. Теоретические основы государственных закупок в функционировании и
развитии региональной экономической системы 7
1.1. Сущность и характеристика государственных закупок 7
1.2. Влияние государственных закупок на развитие региональной
экономической системы 22
1.3. Система регулирования государственных закупок на региональном
уровне 31
2. Анализ влияния государственных закупок на функционирование и
развитие региональной экономической системы (на примере Чувашской республики) 41
2.1. Динамика и тенденции развития системы государственных закупок в
Республике Чувашия 41
2.2. Оценка влияния государственных закупок на развитие экономики
Республики Чувашия 47
2.3. Исследование эффективности и проблемы развития государственных
закупок в Чувашской республике 56
3. Перспективные направления развития системы государственных закупок в
Чувашской Республике 65
3.1. Пути совершенствования механизма реализации системы
государственных закупок региона 65
3.2. Государственно-частное партнёрство в системе госзакупок 72
Заключение 79
Библиографический список 82
Приложения
В современной России переход к рыночной экономике вызвал необходимость создания новых механизмов экономического регулирования, к которым, в первую очередь, относится антимонопольное регулирование, запрещающее злоупотребление доминирующим положением, ограничение конкуренции, а также правовое регулирование поставок товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд.
Важной функцией государственной и общественной власти является обеспечение населения социально значимыми товарами и услугами. При осуществлении этой функции правительство учитывает интересы всего населения и использует государственный бюджет. В большинстве стран одним из основных способов реализации функций правительства является размещение государственных и муниципальных заказов. В России тендерная система начала активно развиваться в конце 90-х годов, поэтому сейчас этот метод государственного заказа стал централизованным. Данная тема очень актуальная и интересная для изучения. Государственные закупки - это хороший способ как для государства выбрать наиболее эффективный метод удовлетворения государственных нужд, так и для поставщика получить заказ и шанс зарекомендовать себя на экономическом пространстве с лучшей стороны.
Практически во всех странах государство является важнейшим покупателем продукции на рынке. Мировой опыт показывает, что наиболее рациональным способом организации закупок для государственных нужд является осуществление закупок посредством проведения конкурсных торгов, которые способствуют здоровой конкуренции и, значит, являясь чисто экономическим инструментом поддержки наиболее перспективных предприятий, формируют рынок не только госзакупок, но и для всей экономики страны. Достойной альтернативы этому процессу размещения заказов сегодня просто нет. Фактически, основными причинами перехода на
федеральную контрактную систему стали истощение потенциала российского законодательства по размещению заказов, поскольку внесение в него изменений не позволило решить проблемы в сфере закупок. Существует также необходимость в систематическом подходе к закупкам и эффективному расходованию бюджетных средств. Важным фактом является настоятельная необходимость перехода от процедурного регулирования закупок к повышению ответственности за достижение окончательного результата. И, конечно, необходимо было снизить коррупционные риски, повысить прозрачность закупок с помощью единой информационной системы, института общественного контроля, мониторинга закупок.
Конкурентная система закупок является атрибутом рыночной экономики и развивается с ней. Поэтому в России, имеющей богатую историю развития, восстанавливались конкурентные торги, исчезнувшие вместе с рыночными отношениями, когда перспективы развития Российской экономики напрямую связывались с формированием цивилизованных рыночных отношений.
Роль государственного и муниципального порядка сейчас довольно велика: с его помощью реализуются социальные потребности, реализуется любая приоритетная политика государства и регионов. Государственные контракты стали широко распространены в странах с развитой рыночной экономикой, например, в США доля государственных закупок составляет около 15% от национального бюджета. В странах с переходной экономикой доля государственных закупок в национальном бюджете составляет 50%.
В 2016 году объем рынка госзаказа в России, включая закупки госкорпораций, достиг 30 трлн. рублей, что составляет 25% ВВП. Несмотря на немалый объем, надо сказать, что в России система тендеров начала активно развиваться в конце 90-х годов, поэтому сейчас этот метод государственного регулирования находится в ее разгаре. Вполне логично, что большой объем госзаказа порождает массу управленческих проблем. Одним из наиболее проблемных вопросов является нарушение законодательства о государственных или муниципальных заказчиках в сфере государственных закупок, в частности основных принципов размещения заказов - открытость, прозрачность, равные условия и права участников процедуры размещения заказов. Например, негативным фактором стало то, что доля отчетов о закупках у одного поставщика в 2016 году увеличилась на 69% до 816 тыс. Учитывая, что общее количество листингов составляет чуть более трех миллионов, закупки у одного поставщика составляют более четверти всех закупочных процедур. Основным направлением таких контрактов является строительство. Понятно, что это лишь малая доля вопросов, которые возникают при работе в сфере госзакупок, требующих немедленного решения.
Госзакупки - это хороший способ для государства выбрать наиболее эффективный способ удовлетворения государственных потребностей, а также для поставщика получить заказ и шанс рекомендовать себя с лучшей стороны, но надо отметить, что это система, которая, в первую очередь, должна работать на рынок, потребителя и государство.
Актуальность данной темы исследования обусловлена влиянием системы государственных закупок на функционирование и развитие экономики и региональной экономической системы, обоснована необходимостью совершенствования системы государственных закупок в целях эффективного использования бюджетных средств, расширения возможностей для участников и обеспечения гласности, прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции и предотвращения коррупции в сфере размещения заказов. Для совершенствования системы необходимо проанализировать влияние государственных закупок на функционирование и развитие региональной экономической системы. Сейчас, как никогда, актуальной задачей является не только отслеживание динамики, тенденций и уровня влияния, но и изучение эффективности и проблем государственных закупок в регионе. В этом и заключается актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является система регулирования
государственных закупок в Чувашской Республике.
Предметом является уровень влияния государственных закупок на функционирование и развитие экономической системы Чувашской Республики.
Целью данной работы является исследование системы
государственных закупок в функционировании и развитии экономической системы и разработка рекомендаций по совершенствованию механизмов государственных закупок с точки зрения региона. Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
- изучить теоретические основы государственных закупок в функционировании и развитии региональной экономической системы;
- охарактеризовать их влияние на экономическую систему Чувашской Республики;
- выявить проблемы системы государственных закупок в Чувашии;
- рассмотреть тенденции развития государственных закупок в Чувашии;
- сформировать рекомендации по совершенствованию системы государственных закупок в Чувашии.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Важной функцией государственной и общественной власти является обеспечение населения социально значимыми товарами и услугами. При осуществлении этой функции правительство учитывает интересы всего населения и использует государственный бюджет. В большинстве стран одним из основных способов реализации функций правительства является размещение государственных и муниципальных заказов. В России тендерная система начала активно развиваться в конце 90-х годов, поэтому сейчас этот метод государственного заказа стал централизованным. Данная тема очень актуальная и интересная для изучения. Государственные закупки - это хороший способ как для государства выбрать наиболее эффективный метод удовлетворения государственных нужд, так и для поставщика получить заказ и шанс зарекомендовать себя на экономическом пространстве с лучшей стороны.
Практически во всех странах государство является важнейшим покупателем продукции на рынке. Мировой опыт показывает, что наиболее рациональным способом организации закупок для государственных нужд является осуществление закупок посредством проведения конкурсных торгов, которые способствуют здоровой конкуренции и, значит, являясь чисто экономическим инструментом поддержки наиболее перспективных предприятий, формируют рынок не только госзакупок, но и для всей экономики страны. Достойной альтернативы этому процессу размещения заказов сегодня просто нет. Фактически, основными причинами перехода на
федеральную контрактную систему стали истощение потенциала российского законодательства по размещению заказов, поскольку внесение в него изменений не позволило решить проблемы в сфере закупок. Существует также необходимость в систематическом подходе к закупкам и эффективному расходованию бюджетных средств. Важным фактом является настоятельная необходимость перехода от процедурного регулирования закупок к повышению ответственности за достижение окончательного результата. И, конечно, необходимо было снизить коррупционные риски, повысить прозрачность закупок с помощью единой информационной системы, института общественного контроля, мониторинга закупок.
Конкурентная система закупок является атрибутом рыночной экономики и развивается с ней. Поэтому в России, имеющей богатую историю развития, восстанавливались конкурентные торги, исчезнувшие вместе с рыночными отношениями, когда перспективы развития Российской экономики напрямую связывались с формированием цивилизованных рыночных отношений.
Роль государственного и муниципального порядка сейчас довольно велика: с его помощью реализуются социальные потребности, реализуется любая приоритетная политика государства и регионов. Государственные контракты стали широко распространены в странах с развитой рыночной экономикой, например, в США доля государственных закупок составляет около 15% от национального бюджета. В странах с переходной экономикой доля государственных закупок в национальном бюджете составляет 50%.
В 2016 году объем рынка госзаказа в России, включая закупки госкорпораций, достиг 30 трлн. рублей, что составляет 25% ВВП. Несмотря на немалый объем, надо сказать, что в России система тендеров начала активно развиваться в конце 90-х годов, поэтому сейчас этот метод государственного регулирования находится в ее разгаре. Вполне логично, что большой объем госзаказа порождает массу управленческих проблем. Одним из наиболее проблемных вопросов является нарушение законодательства о государственных или муниципальных заказчиках в сфере государственных закупок, в частности основных принципов размещения заказов - открытость, прозрачность, равные условия и права участников процедуры размещения заказов. Например, негативным фактором стало то, что доля отчетов о закупках у одного поставщика в 2016 году увеличилась на 69% до 816 тыс. Учитывая, что общее количество листингов составляет чуть более трех миллионов, закупки у одного поставщика составляют более четверти всех закупочных процедур. Основным направлением таких контрактов является строительство. Понятно, что это лишь малая доля вопросов, которые возникают при работе в сфере госзакупок, требующих немедленного решения.
Госзакупки - это хороший способ для государства выбрать наиболее эффективный способ удовлетворения государственных потребностей, а также для поставщика получить заказ и шанс рекомендовать себя с лучшей стороны, но надо отметить, что это система, которая, в первую очередь, должна работать на рынок, потребителя и государство.
Актуальность данной темы исследования обусловлена влиянием системы государственных закупок на функционирование и развитие экономики и региональной экономической системы, обоснована необходимостью совершенствования системы государственных закупок в целях эффективного использования бюджетных средств, расширения возможностей для участников и обеспечения гласности, прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции и предотвращения коррупции в сфере размещения заказов. Для совершенствования системы необходимо проанализировать влияние государственных закупок на функционирование и развитие региональной экономической системы. Сейчас, как никогда, актуальной задачей является не только отслеживание динамики, тенденций и уровня влияния, но и изучение эффективности и проблем государственных закупок в регионе. В этом и заключается актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является система регулирования
государственных закупок в Чувашской Республике.
Предметом является уровень влияния государственных закупок на функционирование и развитие экономической системы Чувашской Республики.
Целью данной работы является исследование системы
государственных закупок в функционировании и развитии экономической системы и разработка рекомендаций по совершенствованию механизмов государственных закупок с точки зрения региона. Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
- изучить теоретические основы государственных закупок в функционировании и развитии региональной экономической системы;
- охарактеризовать их влияние на экономическую систему Чувашской Республики;
- выявить проблемы системы государственных закупок в Чувашии;
- рассмотреть тенденции развития государственных закупок в Чувашии;
- сформировать рекомендации по совершенствованию системы государственных закупок в Чувашии.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
На практике в любой стране государство является важнейшим покупателем продукции на рынке. Основной объем государственных закупок (около 50% республиканского бюджета) выполняет первоочередную задачу по обеспечению их эффективности. Мировой опыт показывает, что наиболее приемлемым способом осуществления закупок для нужд государства является осуществление закупок посредством проведения конкурсных торгов, поощрения здоровой конкуренции и, значит, являясь чисто экономическим инструментом поддержки наиболее перспективных предприятий, формируют рынок не только госзакупок, но и экономики в целом. Сегодня нет достойных изменений в этом прозрачном и конкурентном процессе размещения заказов.
Конкурентоспособная система закупок является атрибутом рыночной экономики и развивается вместе с ней. Именно поэтому в России, не смотря на богатую историю развития, конкурсные торги, исчезнувшие вместе с рыночными отношениями, возродились именно тогда, когда перспективы развития российской экономики стали непосредственно связаны с формированием цивилизованных рыночных отношений. Современный этап массового применения системы конкурсных закупок в России началось с выходом Положения об организации закупки товаров, работ и услуг, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 №305. Главная трансформация системы государственных закупок в последние годы, является Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако ее применение на практике выявило много проблем. Ситуация усугубляется почти полным отсутствием методологических и учебных материалов по этим вопросам и фрагментацией имеющегося небольшого объема информации.
Следует отметить, что современный этап развития российской экономики характеризуется формированием нового института - государственной контрактной системы. Государственные закупки являются одним из ключевых процессов, отвечающих потребностям государства и отражающих систему взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов на рынке товаров, работ, услуг. Контрактная система является составной частью инструментов государственного управления и играет важную роль в формировании новой стратегии развития страны.
В данной работе дается определение организационно-экономического механизма контрактной системы как совокупности экономических, организационных и социальных отношений в области управления и регулирования процессов системы закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Дана оценка ряда предложений, внесенных в литературу по изменению законодательства о контрактной системе.
Сформулированы собственные предложения по совершенствованию контрактной системы:
- об устранении существующих пробелов и упущений в законодательстве о контрактной системе, которые решают проблемы недобросовестной конкуренции, проблемы хищений и низкого качества в сфере государственных закупок;
- об определении единого контролирующего органа и органа, уполномоченного давать официальные разъяснения положений Закона о контрактной системе;
- о существующей необходимости разработки единого метода проверок государственных заказчиков для всех контролирующих структур;
- о важности повышения профессионального и образовательного статуса работников контрактной службы и контрактных менеджеров (в том числе путем разработки единой образовательной методологии или типовой программы подготовки специалистов и экспертов в области закупок) в целях развития их мотивации к профессиональному развитию и реализации принципа профессионализма государственного заказчика.
Конкурентоспособная система закупок является атрибутом рыночной экономики и развивается вместе с ней. Именно поэтому в России, не смотря на богатую историю развития, конкурсные торги, исчезнувшие вместе с рыночными отношениями, возродились именно тогда, когда перспективы развития российской экономики стали непосредственно связаны с формированием цивилизованных рыночных отношений. Современный этап массового применения системы конкурсных закупок в России началось с выходом Положения об организации закупки товаров, работ и услуг, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 №305. Главная трансформация системы государственных закупок в последние годы, является Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако ее применение на практике выявило много проблем. Ситуация усугубляется почти полным отсутствием методологических и учебных материалов по этим вопросам и фрагментацией имеющегося небольшого объема информации.
Следует отметить, что современный этап развития российской экономики характеризуется формированием нового института - государственной контрактной системы. Государственные закупки являются одним из ключевых процессов, отвечающих потребностям государства и отражающих систему взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов на рынке товаров, работ, услуг. Контрактная система является составной частью инструментов государственного управления и играет важную роль в формировании новой стратегии развития страны.
В данной работе дается определение организационно-экономического механизма контрактной системы как совокупности экономических, организационных и социальных отношений в области управления и регулирования процессов системы закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Дана оценка ряда предложений, внесенных в литературу по изменению законодательства о контрактной системе.
Сформулированы собственные предложения по совершенствованию контрактной системы:
- об устранении существующих пробелов и упущений в законодательстве о контрактной системе, которые решают проблемы недобросовестной конкуренции, проблемы хищений и низкого качества в сфере государственных закупок;
- об определении единого контролирующего органа и органа, уполномоченного давать официальные разъяснения положений Закона о контрактной системе;
- о существующей необходимости разработки единого метода проверок государственных заказчиков для всех контролирующих структур;
- о важности повышения профессионального и образовательного статуса работников контрактной службы и контрактных менеджеров (в том числе путем разработки единой образовательной методологии или типовой программы подготовки специалистов и экспертов в области закупок) в целях развития их мотивации к профессиональному развитию и реализации принципа профессионализма государственного заказчика.
Подобные работы
- Совершенствование организационно-распорядительных методов управления региональной контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование организационно-распорядительных методов управления региональной контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг
Дипломные работы, ВКР, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Государственные закупки и механизмы их реализации в рыночных условиях
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2021 - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Управление государственными закупками в бюджетном учреждении
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Оценка экономической безопасности в процессе государственных закупок (Алтайский государственный технический университет)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА КАК ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017



