Введение 3
1. Теоретические основы государственного налогового контроля в Российской Федерации
1.1. Сущность государственного налогового контроля 7
1.2. Формы, методы государственного налогового контроля 16
1.3. Зарубежный опыт налогового контроля 28
2. Практика проведения государственного налогового контроля Российской Федерации
2.1. Анализ проведения камеральной налоговой проверки 38
2.2. Анализ проведения выездной налоговой проверки 48
2.3. Анализ проведения иных мероприятий государственного 61 налогового контроля
3. Совершенствование государственного налогового контроля в Российской Федерации
3.1. Развитие форм и методов государственного налогового контроля 6 9
3.2. Совершенствование процедур проведения налоговых проверок в 77 Российской Федерации
Заключение
Приложения
В настоящее время налог является основным источником доходов государства. Государство, существующее в первую очередь за счет налоговых поступлений, заинтересованно в полноте и своевременности поступления денежных средств в бюджет. Для выполнения этой задачи необходимо постоянно осуществлять государственный контроль, через существующие механизмы управления.
В сущности, налогообложение представляет собой процесс принудительного, а главное безвозвратного взимания государством у налогоплательщиков части их имущества, что порождает некий конфликт между субъектами налогообложения. В связи, с чем для функционирования государственного аппарата и выполнения установленных функций требуется непрерывное финансирование его деятельности, что порождает сущность такого понятия как налоговый контроль.
Контроль в сфере налогообложения приобрела юридическую значимость и нашла отражение в налоговом законодательстве. В НК РФ впервые закреплены формы налогового контроля, понятие и содержание налоговых проверок, их особенности применительно к различным задачам
налогообложения.
Осуществление контрольной функции в сфере налогообложения заключается в том, что механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно - надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов их должностных лиц, связанной с конфискацией средств налогообложения.
Налоговый контроль также является необходимым условием
функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой
эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что
налогоплательщики будут своевременно их в полном объеме уплачивать
3
налоги и сборы. Следовательно, налоговый контроль позволяет пополнять государственный бюджет их дисциплинировать налогоплательщиков.
Несмотря на глобальные изменения во всех сферах финансовой деятельности государства одним из основных видов налоговой деятельности остается налоговый контроль. Цель проведения налогового контроля - выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков. Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы.
Таким образом, налоговый контроль позволяет пополнять государственный бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков. Налоговый контроль как часть государственного финансового контроля реализуется в форме налоговых проверок и распространяется на финансовую деятельность государства, органов местного самоуправления, а также налогоплательщиков физических и юридических лиц. Он оказывает существенное влияние на организацию планирования, учета и отчетность налогоплательщиков, от качества налогового контроля зависит повышение эффективности сбора налогов в бюджеты различного уровня, бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Налоговые проверки являются основной и, как показывает практика, наиболее эффективной формой налогового контроля. В ходе них возможны такие мероприятия (которые рассматриваются наряду с этим как самостоятельные формы налогового контроля), как получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и другие действия.
Актуальность темы обуславливается тем, что налоговый контроль является важнейшей функцией налоговых органов, обеспечивающей своевременное и полное поступление налогов и сборов в бюджеты всех уровней и внебюджетный фонды.
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов организации и проведения государственного налогового контроля в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность государственного налогового контроля;
- рассмотреть различные классификации форм и методов налогового контроля;
- проанализировать результативность каждой формы налогового контроля;
- проанализировать особенности организации и проведения государственного налогового контроля;
- изучить зарубежный опыт государственного налогового контроля;
- проанализировать практику проведения налоговых проверок;
- предложить возможные пути развития системы государственного налогового контроля в России
Объектом данной работы является анализ камеральных и выездных налоговых проверок в Российской Федерации. Предметом исследования является совершенствования системы эффективного проведения камеральных и выездных налоговых проверок.
В представленной выпускной квалификационной работе использованы труды ведущих ученых в области финансового и налогового права, имеющие основополагающее значение для изучения сущности налогового контроля, и, прежде всего работы С. В. Баруллина, Е. Ю. Жидковой, A. В. Брызгалина, О. А. Ногиной, Ю. А. Крохиной, А.И. Худяковой, С.Г.Пепеляева и другие. Несмотря на то, что этими учеными освещается достаточно широкий круг проблем и предложений по поводу государственного налогового контроля, постоянно изменяющиеся экономические условия в России создают необходимость их дальнейшего совершенствования.
Данная работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения их списка используемой литературы.
Таким образом, в заключении можно сделать вывод, что необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль. Налоговый контроль - ежедневная деятельность налоговых и иных государственных органов по обеспечению правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственный внебюджетный фонд), выполнению налогоплательщиками норм налогового законодательства.
Следовательно, государственный налоговый контроль представляет собой комплекс мероприятий и деятельность высших органов государственной власти по проверке и мониторингу законности, рациональности и эффективности налоговых потоков в экономике, а также деятельность специальных контролирующих органов по учету налогоплательщиков, проверке их отчетности и объектов налогообложения, правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками установленных налогов, по выявлению резервов увеличения налоговых поступлений, улучшению налоговой дисциплины и проверке соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками.
Основная форма проведения налогового контроля - налоговые проверки налогоплательщиков. Проверки соблюдения законодательства о налогах (налоговый контроль), а также ряда других нормативных актов, в том числе и не относящихся к налоговому законодательству, то есть вся совокупность проверок отношений, в ходе которых формируются налоговые доходы государства, составляют понятие налоговых проверок.
Динамика числа камеральных проверок до 2015 года отрицательна, так темпы снижения показателей по Российской Федерации в среднем за исследуемый период составили 2,9%. Однако в 2016 году наблюдается резкое увеличение количества проведенных проверок на 8 034 859 единиц (25,2%), и на конец года составил 39 977 882 единиц. В 2017 году число камеральных
налоговых проверок составил 55 859 332 единиц, что на 15 881 450 единиц больше, чем по сравнению с 2016 годом.
В 2017 году число камеральных налоговых проверок составил 55 859 332 единиц, что на 15 881 450 единиц больше, чем по сравнению с 2016 годом.
Также количество камеральных проверок, выявивших нарушения имеет тенденцию к увеличению. Уровень выявленных нарушений в 2017 году увеличился на 35% по сравнению с 2016 годом.
По результатам камеральных налоговых проверок, выявивших нарушение, налоговые органы производят дополнительные начисления: налогов, пеней, штрафных санкций.
На этапе развития государственного налогового контроля имеется ряд не маловажных проблем, в отношение которых государству необходимо принять меры. Во-первых, уклонение от уплаты налогов, которая является одной из ключевых проблем. Во-вторых, проблема необходимости оценки
добросовестности и разумности налогоплательщика, поражающая высокую долю субъективности в налоговом контроле. В-третьих, стимулирование позитивных структурных изменений, а так же последовательное снижение налоговой нагрузки. При этом налоговая система должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны быть максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.
Что касается выездных налоговых проверок, в 2017 году их число оставило 20 162 единиц. В 2017 году темпы снижения показателей по сравнению с 2016 годом составили 22,6 %. На сегодняшний день мы видим устойчиво сложившуюся тенденцию к сокращению количества выездных налоговых проверок. Вероятно, на снижение количества выездных проверок повлияло внедрение современных технологий, в первую очередь, следует выделить именно систему АСК НДС-2.
Динамика числа проведенных выездных проверок по Российской Федерации за анализируемый период отрицательна - число проверок по итогам 2017 года сократилось на 21 167 единиц по сравнению с 2013 годом. Основное снижение числа проверок пришлось на 2014 год. В 2017 году темпы снижения показателей по сравнению с 2016 годом составили 22,6 %. На сегодняшний день мы видим устойчиво сложившуюся тенденцию к сокращению количества выездных налоговых проверок.
В течение последних пяти лет общее число проведенных выездных налоговых проверок имеет тенденцию к убыванию. Уровень проведенных выездных проверок за 2017 год сократился на 50% в сравнении с 2013 годом. Также из данных видно, что количество выездных проверок, выявивших нарушений имеет тенденцию к снижению. Уровень выявленных нарушений по сравнению с 2016 снизилось на 48%, относительно 2013 года. Удельный вес выездных проверок по Российской Федерации, выявивших нарушения, с каждым годом возрастает, что говорит об увеличении эффективности выездных проверок. Так, показатель результативности постепенно вырос до 98,09% и каждая первая выездная проверка оказывается результативной.
Проведя анализ российского порядка проведения налоговых проверок можно выдвинуть следующие предложения по совершенствованию организации и проведения камеральных налоговых проверок в России:
- целесообразно закрепить в статье 88 НК РФ, что срок проведения камеральной налоговой проверки является пресекательным, добавить в статью 92 НК РФ положение, согласно которому проведение осмотра возможно не только в рамках выездной налоговой проверки, но и при проведении всех камеральных налоговых проверках, а не только по НДС.
- Было бы интересным ввести право налогоплательщика инициировать осмотр при камеральных налоговых проверках для защиты своих прав и доказательства реальности деятельности и сделок;
- необходимо установить большие сроки камеральной налоговой проверки у крупнейших налогоплательщиков, так как совершенно очевидно, что чем крупнее налогоплательщик, тем сложнее его бизнес и тем сложнее, тщательнее и продолжительнее должна быть проверка;
- для решения проблем организационного характера необходимо сделать систему отбора деклараций для камеральной проверки, которая должна быть простой и быстрой. В качестве такого критерия можно предложить «чистоту налоговой истории налогоплательщика». Если плательщик в течение последних 2-3 лет своевременно представлял в инспекцию налоговые декларации и проведенные проверки не выявляли нарушений налогового законодательства, то налоговой инспекцией должно быть предоставлено право проводить камеральную проверку его деклараций выборочно, например 1 раз в год [4]. Это право не должно распространяться на налогоплательщиков, заявляющих налоговые льготы и вычеты, которые уменьшают сумму причитающихся платежей более чем в 2 раза и декларации всех плательщиков, заявивших льготу по НДС по экспорту продукции, работ и услуг.
- для повышения оперативности налогового контроля рекомендуется снизить конфиденциальность предпроверочного анализа при планировании выездных налоговых проверок, и при определении объекта выездной налоговой проверки предложить налогоплательщику провести налоговый мониторинг финансово-хозяйственной деятельности и налоговой отчетности, особенно это касается малого и среднего бизнеса, что позволит минимизировать расходы по налоговым санкциям, которые могли бы быть при выездной налоговой проверке;
- рекомендуется расширить ст. 90 НК РФ «участие свидетеля» путем введения права налоговых органов допрашивать самих налогоплательщиков, а также дополнить нормами, регулирующими порядок дачи пояснений, вне рамок налоговых проверок. Например, опросы и пояснения физических лиц, у которых выявлены доходы, неучтенные в расчете налоговой базы (особенно это касается электронных переводов между физическими лицами, а также при обнаружении неучтенных объектов имущества).
Данные предложения, на наш взгляд, помогут повысить эффективность контрольной работы налоговых органов, позитивно повлияют на повышение законопослушности налогоплательщиков, добровольную уплату ими налогов и, в конечном счете, на налоговые поступления.