ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К НАРОДНОЙ ПЕСНЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне 12
1.1 Формирование познавательного интереса студенческой молодежи
к народной песне как педагогическая проблема 12
1.2 Педагогический потенциал певческого фольклора в формировании
познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне 21
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Практика формирования познавательного интереса студенческой
молодежи к народной песне 30
2.1 Изучение состояния практики формирования познавательного
интереса студенческой молодежи к народной песне 30
2.2 Педагогические условия формирования познавательного интереса
студенческой молодежи к народной песне 42
2.3 Апробация педагогических условий формирования познавательного
интереса студенческой молодежи к народной песне в вузе 50
Выводы по главе 2 64
Заключение 66
Список литературы 69
Приложение 1 Анкета «Мои знания о народной песне» 74
Приложение 2 Тест «Каков кругозор ваших знаний о русской народной песне?» 75
Приложение 3 Вопросы для беседы в форме коллоквиума: Ваши знания
о русской народной песне «Во поле береза стояла» 78
Приложение 4 Задания для слушания
Глава 1. Теоретические основания формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне 12
1.1 Формирование познавательного интереса студенческой молодежи
к народной песне как педагогическая проблема 12
1.2 Педагогический потенциал певческого фольклора в формировании
познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне 21
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Практика формирования познавательного интереса студенческой
молодежи к народной песне 30
2.1 Изучение состояния практики формирования познавательного
интереса студенческой молодежи к народной песне 30
2.2 Педагогические условия формирования познавательного интереса
студенческой молодежи к народной песне 42
2.3 Апробация педагогических условий формирования познавательного
интереса студенческой молодежи к народной песне в вузе 50
Выводы по главе 2 64
Заключение 66
Список литературы 69
Приложение 1 Анкета «Мои знания о народной песне» 74
Приложение 2 Тест «Каков кругозор ваших знаний о русской народной песне?» 75
Приложение 3 Вопросы для беседы в форме коллоквиума: Ваши знания
о русской народной песне «Во поле береза стояла» 78
Приложение 4 Задания для слушания
Актуальность исследования. Войдя в третье тысячелетие, общество столкнулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании человека оказались потесненными новыми «идеалами» - потребительством и развлекательностью. Способствовать тому стали: телевидение и радио, сеть дискотек и ночных клубов с низким уровнем морально-этических мероприятий, сопровождающихся низкопробной музыкой. Эта ситуация привела молодежь к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия. В то время как академическая и народная музыка, являющаяся культурным наследием с высоким воспитательным потенциалом, осталась, в большинстве случаев, за пределами внимания и интереса молодых людей.
Характерной чертой народного песенного искусства является его глубокая связь с народными традициями. Передаваемое из поколения в поколение, оно постоянно меняется, обогащается новыми элементами, несет в себе новое содержание. Народные песни кристаллизуются в общественном сознании годами, и многие из их, сохраняя лучшие прогрессивные традиции, и по сегодняшний день доставляют эстетическое наслаждение любителям народного искусства. Несмотря на то, что в народном песенном творчестве соединяются элементы различных видов искусств - словесного, музыкального, театрального, в настоящее время можно говорить, что из жизни современной молодежи исключен «живой» песенный фольклор - молодые люди не поют народных песен, традиционно являющихся средствами межличностного общения, «индикаторами» внутренних переживаний человека.
Картина мира, воспроизводимая в народной песне посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает надежные ориентиры личности в окружающем пространстве.
В воспитательном и обучающем аспектах музыкальный фольклор выступает в союзе с народной педагогикой. Установлено его воспитательное значение в привитии у молодежи чувства национальной гордости, патриотизма и толерантности; в воспитании отзывчивости, художественного воображения, образно-ассоциативного мышления; в активизации памяти, наблюдательности, интуиции и в формировании внутреннего мира личности в целом.
Сегодня педагогическая наука вновь призвана решать важные задачи по воспитанию молодого поколения, одна из которых - интерес к народной песне как к культурному наследию нашей страны, что отражается в Стратегии развития молодежи Российской Федерации [55].
Степень изученности. Народная культура и ее неиссякаемые возможности привлекали и привлекают к себе внимание многих исследователей. Лучшие умы России связывали воспитание подрастающего поколения с опорой на национальную традиционную культуру. К опыту народного воспитания обращались Н.И. Пирогов, Н.В. Шелгунов, Д.И. Писарев, Л.Н. Толстой, Н.Р. Чернышевский и др. Идеи нравственного воспитания личности на основе народной педагогики разрабатывались такими исследователями, как И.А. Блинкор, В.В. Зеньковский, Г.Н. Волков, П.Ф. Каптерев, В.С. Кукушин, А.С. Макаренко, М.Н. Мельников, В.С. Соловьев, В.А. Сухомлинский и др. Духовное начало народного наследия отмечено Н.А. Бердяевым, В.С. Библером, И.А. Ильиным, И.А. Флоренским и др. Проблемы возникновения интересов и воздействия их на личность исследовались Б.Г. Ананьевым, Г.И. Щукиной, А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович, Ю.К. Бабанским, Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой, А.К. Марковой, И.Д. Синельниковым, Ю.В. Шаровым.
Фольклор как музыка устной традиции представлен в работах Э.Е. Алексеева, Н.Н. Гиляровой, Е.В. Гиппиуса, И.И. Земцовского, А.М. Мехнецова, Е.В. Рудневой и др. Исследования, посвященные изучению
детского фольклора и его педагогических возможностей, проводились Г.С. Виноградовым, Т.И. Калужниковой, С.М. Лойтер, А.Н. Мартыновой, М.Н. Мельниковым, А.Ф. Некрыловой, М.Ю. Новицкой, М.В. Осориной, М.П. Чередниковой, З.М. Явгильдиной и др.
Проблемы возникновения интересов и воздействия их на личность исследовались отечественными психологами Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович, представителями педагогической науки Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским, Н.Г. Морозовой, А.К. Марковой, И.Д. Синельниковым, Ю.В. Шаровым выявлялись возможности формирования интереса, заложенные в педагогическом процессе, Н.Ф. Добрынин, Т.А. Рибо рассматривали интерес как избирательную направленность внимания человека, С.Л. Рубинштейн как проявление умственной и эмоциональной активности, А.Г. Ковалев как специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью.
Следует принять во внимание педагогические исследования, которые были посвящены проблеме формирования интереса школьников и молодежи к предметам художественно-эстетического цикла: формирование у восьмиклассников интереса к серьезной музыке (Т.П. Плесина), выявление особенностей развития интереса к музыке в условиях пионерского лагеря (Э.Б. Абдуллин), роли музыкальных интересов в формировании познавательной деятельности подростков (Н.Н. Гришанович), возможности татарского детского фольклора в воспитании музыкально-эстетического интереса у детей (З.М. Явгильдина).
Проведенный анализ показал, что специальных исследований по формированию у студенческой молодежи познавательного интереса к народной песне не проводилось, что определило тему исследования.
На основе анализа научной литературы и анализа ситуации по музыкальному воспитанию молодого поколения в современном обществе были выявлены противоречия между:
- требованиями общества в аспекте музыкально-эстетического и музыкально-патриотического развития молодежи Российской Федерации и недостаточной разработанностью педагогических средств по обеспечению данного процесса;
между объективно высоким потенциалом народного песенного творчества и неразработанностью педагогических условий его реализации в формировании познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в необходимости определения педагогических условий по формированию познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне.
Тема исследования: формирование познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне.
Цели исследования: теоретическое обоснование процесса формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне; разработка комплекса педагогических условий, как педагогического обеспечения процесса формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне и их апробация в вузовской практике.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне.
Предмет исследования педагогические условия формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне будет эффективным, если выявить, теоретически обосновать и реализовать в образовательной практике следующие педагогические условия:
- организация процесса слушания образцов песенного фольклора по плей-листам с целью формирования у молодежи ценностно-смысловых ориентаций;
- организация творческого взаимодействия студенческой молодежи в деятельности вокального коллектива с целью вовлечения молодежи в практическое творческое постижение народного песенного творчества;
- организация творческой самореализации студенческой молодежи на сценических площадках с целью организации творческой самореализации молодежи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- провести анализ литературы и дать сущностно-содержательную характеристику понятий «познавательный интерес», «познавательный интерес к народной песне»;
- выявить педагогический потенциал певческого фольклора в формировании познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне;
- изучить состояние практики формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне;
- разработать комплекс педагогических условий, направленных на формирование познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне;
- провести апробацию педагогических условий формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне в вузе.
Научная новизна:
1. Уточнено содержание понятия познавательного интереса к народной песне, разработана его структура, включающая ценностно-смысловой, мотивационно-стимулирующий, когнитивный и деятельностный компоненты.
2. Выявлен педагогический потенциал певческого фольклора в формировании познавательного интереса к народной песне, включающий в себя: наличие ярко прописанного сюжета; разнообразие по содержанию и по формам художественного воплощения; широкий спектр изобразительных и выразительных средств; сильное эмоциональное воздействие; театральность сценического действия; коллективность, ситуация «сотворчества».
3. На основе выявленного педагогического потенциала определены и научно обоснованы педагогические условия: 1) организация процесса слушания образцов песенного фольклора по плей-листам с целью формирования у молодежи ценностно-смысловых ориентаций;
2) организация творческого взаимодействия студенческой молодежи в деятельности вокального коллектива с целью вовлечения молодежи в практическое творческое постижение народного песенного творчества;
3) организация творческой самореализации студенческой молодежи на сценических площадках с целью организации творческой самореализации молодежи.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут выступить основой для построения образовательных процессов, связанных с категорией «познавательный интерес к народной песне». Выявленный педагогический потенциал песенного фольклора расширяет представление о содержании дополнительного музыкального образования в вузе и составит основу для подготовки будущих педагогов-музыкантов. Результаты исследования позволят на теоретической основе осуществлять формирование познавательного интереса у студенческой молодежи к народной песне.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут быть применены в учебно-методических разработках средних и высших учреждений музыкального и музыкально-педагогического
образования. Разработанные педагогические условия по формированию познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне могут быть использованы в воспитательном процессе средних и высших образовательных учреждений.
База исследования: Институт филологии и межкультурной коммуникации КФУ.
Этапы исследования. На первом этапе (2016-2017 гг.) осуществлялся отбор и анализ материалов по проблеме исследования; утверждались цель, объект, предмет и задачи исследования; разрабатывалось содержание первой главы.
Второй этап (2017-2018 гг.) включал в себя анализ и сравнение полученной информации; разработку критериев измерения и оценки уровня сформированности познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне; отбор и подготовку комплекса диагностических инструментов; разработку педагогических условий.
На третьем этапе (2018-2019 гг.) осуществлялось проведение экспериментальной работы; обобщение и систематизация результатов исследования; апробация результатов исследования; оформление текста работы.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: методы теоретического анализа, синтез, сопоставление, обобщение, конкретизация, моделирование и эмпирические методы - наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент), изучение педагогического и исполнительского опыта работы.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на конференциях. Итоговая научно- образовательная конференция студентов Казанского федерального университета (Казань, КФУ: 2015, 2017, 2018, 2019 гг.); Международная научно-практическая конференция «Многогранный мир традиционной культуры и народного художественного творчества» (Казань, КазГИК, 2017 г.) и конкурсах научных работ студентов. IV Всероссийский конкурс студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (Казань, 2017 г., Лауреат 2 степени; 2019 г., Лауреат 2 степени); Всероссийский этноконкурс исследовательских, проектных и творческих работ студентов «Панжема (Открытие) - 2018» (Саранск, 2018 г., Диплом 3 степени); II Всероссийский конкурс студенческих курсовых работ (Екатеринбург, 2018 г.); Конкурс на лучшую научную работу студентов Казанского федерального университета - 2018 (Казань, КФУ, 2018 г.); V Всероссийский конкурс студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (Казань, 2019 г., Лауреат 2 степени).
Результаты исследования нашли отражение в 4 публикациях автора:
1) Плотникова О.Н. Поэтические и музыкальные средства создания образности в русской народной лирической песне / О.Н. Плотникова // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года: сб. тезисов: в 4 т. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2017. - Т. 1: Институт международных отношений, истории и востоковедения. Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого. - 336 с. - С. 315-316.
2) Плотникова О.Н. О проблеме формирования познавательного интереса студенческой молодежи к песенному фольклору / Е.А. Дыганова,О.Н. Плотникова // Многогранный мир традиционной культуры и народного художественного творчества. Сборник материалов международной научно- практической конференции в рамках Международного конкурса-фестиваля традиционного художественного творчества «Кунаклашу» (г. Казань, 11 и 13 ноября 2017 г.) /КазЕИК; Составитель А.Р. Еникеева. - Казань: редакционноиздательский центр «Школа», 2017. - 182 с. - С. 39 - 43.
3) Плотникова О.Н. Педагогические условия формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне /О.Н. Плотникова // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2019 года: сб. статей: в 4 т. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2019. - Институт филологии и межкультурной коммуникации (в печати).
4) Плотникова О.Н. Формирование познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне / О.Н. Плотникова // V Международный конкурс студенческих научных работ в области искусства и художественного образования: сборник тезисов / Под ред. Г. И. Батыршиной. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2019. - 68 с. - С. 31 - 32.
Практическая апробация результатов исследования в деятельности ансамбля народной песни «Зарница» (личное участие в составе коллектива 2014-2019 гг.).
Структура исследования включает в себя введение, две главы: первая глава содержит два параграфа, вторая - три параграфа, выводы по главам, заключение, 55 источников литературы, 4 приложения, 8 таблиц.
Характерной чертой народного песенного искусства является его глубокая связь с народными традициями. Передаваемое из поколения в поколение, оно постоянно меняется, обогащается новыми элементами, несет в себе новое содержание. Народные песни кристаллизуются в общественном сознании годами, и многие из их, сохраняя лучшие прогрессивные традиции, и по сегодняшний день доставляют эстетическое наслаждение любителям народного искусства. Несмотря на то, что в народном песенном творчестве соединяются элементы различных видов искусств - словесного, музыкального, театрального, в настоящее время можно говорить, что из жизни современной молодежи исключен «живой» песенный фольклор - молодые люди не поют народных песен, традиционно являющихся средствами межличностного общения, «индикаторами» внутренних переживаний человека.
Картина мира, воспроизводимая в народной песне посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает надежные ориентиры личности в окружающем пространстве.
В воспитательном и обучающем аспектах музыкальный фольклор выступает в союзе с народной педагогикой. Установлено его воспитательное значение в привитии у молодежи чувства национальной гордости, патриотизма и толерантности; в воспитании отзывчивости, художественного воображения, образно-ассоциативного мышления; в активизации памяти, наблюдательности, интуиции и в формировании внутреннего мира личности в целом.
Сегодня педагогическая наука вновь призвана решать важные задачи по воспитанию молодого поколения, одна из которых - интерес к народной песне как к культурному наследию нашей страны, что отражается в Стратегии развития молодежи Российской Федерации [55].
Степень изученности. Народная культура и ее неиссякаемые возможности привлекали и привлекают к себе внимание многих исследователей. Лучшие умы России связывали воспитание подрастающего поколения с опорой на национальную традиционную культуру. К опыту народного воспитания обращались Н.И. Пирогов, Н.В. Шелгунов, Д.И. Писарев, Л.Н. Толстой, Н.Р. Чернышевский и др. Идеи нравственного воспитания личности на основе народной педагогики разрабатывались такими исследователями, как И.А. Блинкор, В.В. Зеньковский, Г.Н. Волков, П.Ф. Каптерев, В.С. Кукушин, А.С. Макаренко, М.Н. Мельников, В.С. Соловьев, В.А. Сухомлинский и др. Духовное начало народного наследия отмечено Н.А. Бердяевым, В.С. Библером, И.А. Ильиным, И.А. Флоренским и др. Проблемы возникновения интересов и воздействия их на личность исследовались Б.Г. Ананьевым, Г.И. Щукиной, А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович, Ю.К. Бабанским, Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой, А.К. Марковой, И.Д. Синельниковым, Ю.В. Шаровым.
Фольклор как музыка устной традиции представлен в работах Э.Е. Алексеева, Н.Н. Гиляровой, Е.В. Гиппиуса, И.И. Земцовского, А.М. Мехнецова, Е.В. Рудневой и др. Исследования, посвященные изучению
детского фольклора и его педагогических возможностей, проводились Г.С. Виноградовым, Т.И. Калужниковой, С.М. Лойтер, А.Н. Мартыновой, М.Н. Мельниковым, А.Ф. Некрыловой, М.Ю. Новицкой, М.В. Осориной, М.П. Чередниковой, З.М. Явгильдиной и др.
Проблемы возникновения интересов и воздействия их на личность исследовались отечественными психологами Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович, представителями педагогической науки Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским, Н.Г. Морозовой, А.К. Марковой, И.Д. Синельниковым, Ю.В. Шаровым выявлялись возможности формирования интереса, заложенные в педагогическом процессе, Н.Ф. Добрынин, Т.А. Рибо рассматривали интерес как избирательную направленность внимания человека, С.Л. Рубинштейн как проявление умственной и эмоциональной активности, А.Г. Ковалев как специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью.
Следует принять во внимание педагогические исследования, которые были посвящены проблеме формирования интереса школьников и молодежи к предметам художественно-эстетического цикла: формирование у восьмиклассников интереса к серьезной музыке (Т.П. Плесина), выявление особенностей развития интереса к музыке в условиях пионерского лагеря (Э.Б. Абдуллин), роли музыкальных интересов в формировании познавательной деятельности подростков (Н.Н. Гришанович), возможности татарского детского фольклора в воспитании музыкально-эстетического интереса у детей (З.М. Явгильдина).
Проведенный анализ показал, что специальных исследований по формированию у студенческой молодежи познавательного интереса к народной песне не проводилось, что определило тему исследования.
На основе анализа научной литературы и анализа ситуации по музыкальному воспитанию молодого поколения в современном обществе были выявлены противоречия между:
- требованиями общества в аспекте музыкально-эстетического и музыкально-патриотического развития молодежи Российской Федерации и недостаточной разработанностью педагогических средств по обеспечению данного процесса;
между объективно высоким потенциалом народного песенного творчества и неразработанностью педагогических условий его реализации в формировании познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в необходимости определения педагогических условий по формированию познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне.
Тема исследования: формирование познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне.
Цели исследования: теоретическое обоснование процесса формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне; разработка комплекса педагогических условий, как педагогического обеспечения процесса формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне и их апробация в вузовской практике.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне.
Предмет исследования педагогические условия формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне будет эффективным, если выявить, теоретически обосновать и реализовать в образовательной практике следующие педагогические условия:
- организация процесса слушания образцов песенного фольклора по плей-листам с целью формирования у молодежи ценностно-смысловых ориентаций;
- организация творческого взаимодействия студенческой молодежи в деятельности вокального коллектива с целью вовлечения молодежи в практическое творческое постижение народного песенного творчества;
- организация творческой самореализации студенческой молодежи на сценических площадках с целью организации творческой самореализации молодежи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- провести анализ литературы и дать сущностно-содержательную характеристику понятий «познавательный интерес», «познавательный интерес к народной песне»;
- выявить педагогический потенциал певческого фольклора в формировании познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне;
- изучить состояние практики формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне;
- разработать комплекс педагогических условий, направленных на формирование познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне;
- провести апробацию педагогических условий формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне в вузе.
Научная новизна:
1. Уточнено содержание понятия познавательного интереса к народной песне, разработана его структура, включающая ценностно-смысловой, мотивационно-стимулирующий, когнитивный и деятельностный компоненты.
2. Выявлен педагогический потенциал певческого фольклора в формировании познавательного интереса к народной песне, включающий в себя: наличие ярко прописанного сюжета; разнообразие по содержанию и по формам художественного воплощения; широкий спектр изобразительных и выразительных средств; сильное эмоциональное воздействие; театральность сценического действия; коллективность, ситуация «сотворчества».
3. На основе выявленного педагогического потенциала определены и научно обоснованы педагогические условия: 1) организация процесса слушания образцов песенного фольклора по плей-листам с целью формирования у молодежи ценностно-смысловых ориентаций;
2) организация творческого взаимодействия студенческой молодежи в деятельности вокального коллектива с целью вовлечения молодежи в практическое творческое постижение народного песенного творчества;
3) организация творческой самореализации студенческой молодежи на сценических площадках с целью организации творческой самореализации молодежи.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут выступить основой для построения образовательных процессов, связанных с категорией «познавательный интерес к народной песне». Выявленный педагогический потенциал песенного фольклора расширяет представление о содержании дополнительного музыкального образования в вузе и составит основу для подготовки будущих педагогов-музыкантов. Результаты исследования позволят на теоретической основе осуществлять формирование познавательного интереса у студенческой молодежи к народной песне.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут быть применены в учебно-методических разработках средних и высших учреждений музыкального и музыкально-педагогического
образования. Разработанные педагогические условия по формированию познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне могут быть использованы в воспитательном процессе средних и высших образовательных учреждений.
База исследования: Институт филологии и межкультурной коммуникации КФУ.
Этапы исследования. На первом этапе (2016-2017 гг.) осуществлялся отбор и анализ материалов по проблеме исследования; утверждались цель, объект, предмет и задачи исследования; разрабатывалось содержание первой главы.
Второй этап (2017-2018 гг.) включал в себя анализ и сравнение полученной информации; разработку критериев измерения и оценки уровня сформированности познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне; отбор и подготовку комплекса диагностических инструментов; разработку педагогических условий.
На третьем этапе (2018-2019 гг.) осуществлялось проведение экспериментальной работы; обобщение и систематизация результатов исследования; апробация результатов исследования; оформление текста работы.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: методы теоретического анализа, синтез, сопоставление, обобщение, конкретизация, моделирование и эмпирические методы - наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент), изучение педагогического и исполнительского опыта работы.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на конференциях. Итоговая научно- образовательная конференция студентов Казанского федерального университета (Казань, КФУ: 2015, 2017, 2018, 2019 гг.); Международная научно-практическая конференция «Многогранный мир традиционной культуры и народного художественного творчества» (Казань, КазГИК, 2017 г.) и конкурсах научных работ студентов. IV Всероссийский конкурс студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (Казань, 2017 г., Лауреат 2 степени; 2019 г., Лауреат 2 степени); Всероссийский этноконкурс исследовательских, проектных и творческих работ студентов «Панжема (Открытие) - 2018» (Саранск, 2018 г., Диплом 3 степени); II Всероссийский конкурс студенческих курсовых работ (Екатеринбург, 2018 г.); Конкурс на лучшую научную работу студентов Казанского федерального университета - 2018 (Казань, КФУ, 2018 г.); V Всероссийский конкурс студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (Казань, 2019 г., Лауреат 2 степени).
Результаты исследования нашли отражение в 4 публикациях автора:
1) Плотникова О.Н. Поэтические и музыкальные средства создания образности в русской народной лирической песне / О.Н. Плотникова // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года: сб. тезисов: в 4 т. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2017. - Т. 1: Институт международных отношений, истории и востоковедения. Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого. - 336 с. - С. 315-316.
2) Плотникова О.Н. О проблеме формирования познавательного интереса студенческой молодежи к песенному фольклору / Е.А. Дыганова,О.Н. Плотникова // Многогранный мир традиционной культуры и народного художественного творчества. Сборник материалов международной научно- практической конференции в рамках Международного конкурса-фестиваля традиционного художественного творчества «Кунаклашу» (г. Казань, 11 и 13 ноября 2017 г.) /КазЕИК; Составитель А.Р. Еникеева. - Казань: редакционноиздательский центр «Школа», 2017. - 182 с. - С. 39 - 43.
3) Плотникова О.Н. Педагогические условия формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне /О.Н. Плотникова // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2019 года: сб. статей: в 4 т. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2019. - Институт филологии и межкультурной коммуникации (в печати).
4) Плотникова О.Н. Формирование познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне / О.Н. Плотникова // V Международный конкурс студенческих научных работ в области искусства и художественного образования: сборник тезисов / Под ред. Г. И. Батыршиной. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2019. - 68 с. - С. 31 - 32.
Практическая апробация результатов исследования в деятельности ансамбля народной песни «Зарница» (личное участие в составе коллектива 2014-2019 гг.).
Структура исследования включает в себя введение, две главы: первая глава содержит два параграфа, вторая - три параграфа, выводы по главам, заключение, 55 источников литературы, 4 приложения, 8 таблиц.
Современный мир изменил устоявшуюся систему российского образования. Наиболее сильным деформациям подверглась сфера художественного образования, отвечающего за формирование духовно-нравственных ориентиров у молодого поколения. Только за последние двадцать лет выросло новое поколение молодых людей, у которых отсутствуют потребности в высоких культурных и духовных ценностях, наблюдается падение интереса к знаниям о культуре, искусстве, проявляется равнодушное отношение к национальным традициям своего народа.
Сложившаяся проблемная ситуация наиболее ярко проявилась в аспекте познавательного интереса молодежи к народной песне. Тому много причин, она из которых - исключение народной песенной культуры из жизни современного общества. Если пару десятилетий тому назад народная песня звучала не только на сцене или в теле/радио эфире, она была органичной частью любого семейного праздника и просто дружеского общения, то сегодня можно говорить об утрате данной национальной традиции.
Настоящее исследование явилось попыткой изучения сложившейся ситуации в среде студенческой молодежи. В ходе проведенного исследования нами получены следующие выводы:
1. Уточнено определение понятия познавательный интерес к народной песне как особого когнитивно-мотивационного состояния личности, связанного с потребностью в познании народного песенного творчества; как существенного качества личности, направленного на овладение новыми знаниями о народной песне и способами пополнения песенного репертуара, проявляющееся в стремлении к процессу творчества, к самовыражению, устойчивой увлеченности содержанием творческой деятельности.
2. Выделены этапы развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
3. Выявлена структура познавательного интереса к народной песне
в виде следующих компонентов: ценностно-смысловой (ценностное восприятие произведений народного песенного творчества), мотивационно- стимулирующий (выработка осознанного желания творческой самореализации в народном песенном творчестве), когнитивный (стремление к самообразованию в сфере народного песенного творчества) и деятельностный (творческая самореализация в певческой деятельности).
4. Обнаружено, что народное песенное творчество обладает значительным педагогическим потенциалом в аспекте формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне, заключающегося в следующих позициях:
- наличие ярко прописанного сюжета;
- разнообразие по содержанию и по формам художественного воплощения;
- широкий спектр изобразительных и выразительных средств;
- сильное эмоциональное воздействие;
- театральность сценического действия;
- коллективность, ситуация «сотворчества».
5. Выявлено, что в настоящее время меняется ситуация для сохранения, воспроизведения народной традиционной культуры:
1) существуют научные школы в области фольклористики, этнологии, этномузыкологии, искусствоведения; 2) сохранены очаги народных традиций и их носители; 3) оформлено гражданское общественное движение, объединяющее специалистов из разных областей науки, культуры и искусства, а также инициативные группы.
6. На основе теоретического изучения научной литературы и личного опыта работы в ансамбле народной песни «Зарница» создан комплекс педагогических условий по формированию познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне: 1) организация процесса слушания образцов песенного фольклора по плей-листам с целью формирования у молодежи ценностно-смысловых ориентаций;
2) организация творческого взаимодействия студенческой молодежи в деятельности вокального коллектива с целью вовлечения молодежи в практическое творческое постижение народного песенного творчества;
3) организация творческой самореализации студенческой молодежи на сценических площадках с целью организации творческой самореализации молодежи.
7. Опираясь на результаты теоретического исследования, разработаны критерии измерения и оценки уровня сформированности познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне: ценностно-смысловой, мотивационно-стимулирующий, когнитивный, деятельностный. Создана критериально-диагностическая система определения уровня сформированности познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне.
8. Проведена экспериментальная работа по проверке эффективности разработанных педагогических условий со студентами ИФМК КФУ, входящими в состав ансамбля народной песни «Зарница». Интерпретация полученных результатов показала положительную динамику процесса формирования познавательного интереса к народной песне каждого студента.
Проведенное исследование подтверждает гипотезу исследования о развитии познавательного интереса студенческой молодежи средствами разработанных в процессе исследования педагогических условий формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне.
Сложившаяся проблемная ситуация наиболее ярко проявилась в аспекте познавательного интереса молодежи к народной песне. Тому много причин, она из которых - исключение народной песенной культуры из жизни современного общества. Если пару десятилетий тому назад народная песня звучала не только на сцене или в теле/радио эфире, она была органичной частью любого семейного праздника и просто дружеского общения, то сегодня можно говорить об утрате данной национальной традиции.
Настоящее исследование явилось попыткой изучения сложившейся ситуации в среде студенческой молодежи. В ходе проведенного исследования нами получены следующие выводы:
1. Уточнено определение понятия познавательный интерес к народной песне как особого когнитивно-мотивационного состояния личности, связанного с потребностью в познании народного песенного творчества; как существенного качества личности, направленного на овладение новыми знаниями о народной песне и способами пополнения песенного репертуара, проявляющееся в стремлении к процессу творчества, к самовыражению, устойчивой увлеченности содержанием творческой деятельности.
2. Выделены этапы развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
3. Выявлена структура познавательного интереса к народной песне
в виде следующих компонентов: ценностно-смысловой (ценностное восприятие произведений народного песенного творчества), мотивационно- стимулирующий (выработка осознанного желания творческой самореализации в народном песенном творчестве), когнитивный (стремление к самообразованию в сфере народного песенного творчества) и деятельностный (творческая самореализация в певческой деятельности).
4. Обнаружено, что народное песенное творчество обладает значительным педагогическим потенциалом в аспекте формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне, заключающегося в следующих позициях:
- наличие ярко прописанного сюжета;
- разнообразие по содержанию и по формам художественного воплощения;
- широкий спектр изобразительных и выразительных средств;
- сильное эмоциональное воздействие;
- театральность сценического действия;
- коллективность, ситуация «сотворчества».
5. Выявлено, что в настоящее время меняется ситуация для сохранения, воспроизведения народной традиционной культуры:
1) существуют научные школы в области фольклористики, этнологии, этномузыкологии, искусствоведения; 2) сохранены очаги народных традиций и их носители; 3) оформлено гражданское общественное движение, объединяющее специалистов из разных областей науки, культуры и искусства, а также инициативные группы.
6. На основе теоретического изучения научной литературы и личного опыта работы в ансамбле народной песни «Зарница» создан комплекс педагогических условий по формированию познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне: 1) организация процесса слушания образцов песенного фольклора по плей-листам с целью формирования у молодежи ценностно-смысловых ориентаций;
2) организация творческого взаимодействия студенческой молодежи в деятельности вокального коллектива с целью вовлечения молодежи в практическое творческое постижение народного песенного творчества;
3) организация творческой самореализации студенческой молодежи на сценических площадках с целью организации творческой самореализации молодежи.
7. Опираясь на результаты теоретического исследования, разработаны критерии измерения и оценки уровня сформированности познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне: ценностно-смысловой, мотивационно-стимулирующий, когнитивный, деятельностный. Создана критериально-диагностическая система определения уровня сформированности познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне.
8. Проведена экспериментальная работа по проверке эффективности разработанных педагогических условий со студентами ИФМК КФУ, входящими в состав ансамбля народной песни «Зарница». Интерпретация полученных результатов показала положительную динамику процесса формирования познавательного интереса к народной песне каждого студента.
Проведенное исследование подтверждает гипотезу исследования о развитии познавательного интереса студенческой молодежи средствами разработанных в процессе исследования педагогических условий формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне.
Подобные работы
- ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ: КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ (09.00.13)
Диссертации (РГБ), религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - АБСУРД ЧЕЛОВЕКА В «ТРИЛОГИИ ЖИЗНИ» РОЯ АНДЕРССОНА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ /музыкально-эстетический аспект/
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ: КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Патриотическое воспитание первоклассников в процессе подготовки и проведения школьного праздника
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Развитие коммуникативных умений младших подростков средствами русского музыкального фольклора на факультативных занятиях по музыке в СОШ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - ИСТОКИ И СУЩНОСТЬ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)
Авторефераты (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2001 - Развитие общекультурных компетенций студентов во взаимодействии учреждений образования и культуры
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017



