Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения способности к прогнозированию у младших школьников 9
1.1. Исследование вопросов прогнозирования в психологической науке 9
1.2. Изучение специфики способности к прогнозированию у детей школьного
возраста с ограниченными возможностями здоровья 20
1.3. Современное состояние изученности способности к прогнозированию у
детей с расстройствами аутистического спектра в значимых сферах жизни . 24
Выводы по первой главе 35
Глава II . Эмпирическое исследование особенностей прогнозирования младших школьников в значимых сферах жизни 37
2.1. Характеристика выборки и методов исследования прогностической
компетенции у младших школьников 37
2.2. Сопоставительный анализ особенностей прогнозирования в значимых сферах жизни у детей с расстройствами аутистического спектра и детей с нормативным развитием 40
Выводы по второй главе 47
Глава III. Технологии развития прогностической компетенции у детей с расстройствами аутистического спектра 48
3.1. Особенности коррекционной работы с детьми младшего школьного
возраста с расстройствами аутистического спектра 48
3.2. Проект по формированию прогностической компетенции у младших
школьников с расстройствами аутистического спектра 58
Выводы по третьей главе 68
Заключение 69
Список использованной литературы 71
Приложения 81
Актуальность исследования. В последнее время благодаря значительным изменениям в системе образования уделяется особое внимание развитию коррекционно-педагогического сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра. Категория лиц данного вида развития достаточно широкая и в целом имеет разную структуру нарушения. Основная трудность заключается в социальной адаптации детей. Они ориентируются преимущественно на свои интересы, так как нарушен контакт с другими людьми и им трудно получать знания и практически ими пользоваться.
Особенности проявления неадекватных реакций и форм поведения вытекают из отсутствия способности к прогнозированию действий других людей как активных субъектов со своими собственными представлениями. Характер коммуникативных нарушений обусловливается невозможностью представить себе намерения говорящего или воспринимать его высказывания как отражение его мыслей. Данные процессы являются наиболее сензитивными в младшем школьном возрасте. Именно в этот период у ребенка формируется социальная компетентность в наиболее значимых сферах жизни - общение со сверстниками, взаимодействие со взрослыми, виртуальное общение, отношение в семье и пр.
Ориентируясь на данные особенности в развитии детей с расстройствами аутистического спектра можно лучше понять противоречивые особенности организации их внутреннего мира.
Наиболее крупные научные труды, изучающие нарушение социального взаимодействия у лиц с расстройствами аутистического спектра в отечественной науке представлены работами Д.Г. Климась, об изучении эмоциональной регуляции у детей с расстройствами аутистического спектра; Е.И. Лебедевой о понимание ментального и физического мира детьми с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра;
сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими особенностями Н.Г. Манелиса; работа Т.А. Медведовской о взаимосвязях между способностью детей с аутизмом пониманием ментальных состояний и интеллектуальными показателями; эмпирические данные Е. А. Сергиенко, описывающие уровневое развитие модели психического, в том числе у детей с расстройством аутистического спектра [18],[22],[26],[28],[46],[50].
Относительно научных разработок в зарубежной литературе, существуют мнение, что проявления нежелательного поведения у детей с расстройствами с аутизмом возникают вследствие нарушения функционирования “модели психического”. Наиболее крупные ученые в этой области - Ута Фрита, Алан Лесли и Симон Барон-Коэн утверждают, что первичный нарушение, которое приводит к типичным особенностям в развитии при расстройстве аутистического спектра, обусловлена отсутствием базовой способности индивидуума к «считыванию внутренних представлений». Триада поведенческих нарушений, а именно качественное ухудшение в сфере социального взаимодействия; качественное ухудшение в сфере вербальной и невербальной коммуникации и в сфере воображения; крайне ограниченный репертуар видов активности и интересов, вызванных, по мнению ученых, нарушением именно модели психического. Лицам с расстройствами аутистического спектра крайне сложно дифференцировать свои эмоциональные состояния, а также состояния своего окружения, что в дальнейшем снижает прогностическую компетенцию и затрудняет адаптацию в социуме [1], [61], [67].
В работах Л.И. Певзнер, Ю.М. Масалович, Е.М. Мастюковой, а также А.И. Ахметзяновой, рассматриваются вопросы прогнозирования у детей школьного и дошкольного возраста с особенностями в развитии. Данные исследований свидетельствуют о существующей корреляции между особенностями нарушенного развития и сниженных показателей прогностической деятельности. Следовательно, нарушение процессов прогнозирования могут быть связаны с повреждением или поражением определённых отделов головного мозга, нарушением работы анализаторов, что в дальнейшем будет оказывать негативное воздействие на познавательную деятельность, сложности в адаптации и пр. [2], [3], [29].
В большинстве случаев исследования, затрагивающие тему прогнозирования у детей с расстройствами аутистического спектра, связаны с «моделью психического». У детей с аутизмом данная модель развита либо недостаточно, либо вовсе отсутствует, что отражается в непонимании и неспособности адекватно понимать и прогнозировать действия людей. Именно данная особенность, по мнению многих ученых, является ключевой в понимании природы искаженного развития. В частности, как отсутствие «модели психического» затрудняет социальную адаптацию и вызывает нежелательное поведение. На существующей момент времени, существует огромная потребность в изучении прогностической компетенции с социальной адаптацией, для разработки наиболее успешных адаптивных программ сопровождения.
Цель исследования - разработать проект по формированию прогностической компетенции младших школьников с расстройствами аутистического спектра в значимых сферах жизни.
Объект - способность к прогнозированию у младших школьников в значимых сферах жизни.
Предмет: особенности прогностической компетенции у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в значимых сферах жизни.
Гипотеза: Мы предполагаем, что выявленные специфические особенности прогностической компетенции младших школьников с расстройствами аутистического спектра в значимых сферах жизни, а также в целом учет структуры изучаемой нозологии, позволят разработать проект по формированию прогностической компетенции в условиях школьного коррекционно-педагогического процесса.
Задачи исследования:
1) Изучить научные работы, направленные на выявление взаимосвязи между особенностями прогностической деятельности и характером отклоняющегося развития.
2) Проанализировать исследования связанные со способностью к прогнозированию у детей в младшем школьном возрасте с расстройствами аутистического спектра.
3) Эмпирически выявить особенности прогностической компетенции детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в значимых сферах жизни, в сравнении с детьми нормативно развивающимися.
4) Разработать проект по развитию прогностической компетенции в значимых сферах жизни у младших школьников с расстройствами аутистического спектра.
Методологической базой послужили научные работы, объясняющие проявления асоциального поведения лиц с расстройством аутистического спектра, отсутствием развития “модели психического” (Теории Разума) - Уита Фрит, Алан Лесли и Симон Барон-Коэн. Связь стереотипного восприятия окружающей действительности с искаженной аффективной сферой - Lauren AC & Gorman, Zantinge, G., van Rijn, S., Stockmann, L., Santos, A., Chaminade, T., Da Fonseca, О.С. Никольская. Научные труды, изучающие нарушение социального взаимодействия у лиц с расстройствами аутистического спектра, Е.И. Лебедевой (2006), Н.Г. Манелиса (2001), работа Т.А. Медведовской (2011). Исследования А.Н. Ахметзяновой (2004, 2017), Ю.М. Масалович (2011), Е.М. Мастюковой, Л.И. Певзнер (1998) посвященные изучению прогнозированию у детей с ограниченными возможностями здоровья, отражают наличие взаимосвязи между особенностями способностью к прогнозу и структурой нарушенного развития.
Методы исследования: теоретический анализ психолого педагогической литературы, анамнестический сбор данных, применение тестовой методики «Прогностическая компетентность младшего школьника (Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы)»; метод статистической обработки результатов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть учтены и использованы при составлении программ сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра, для успешной адаптации данной категории детей в разных сферах жизни.
База исследования. Исследование проводилось на базе «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 85 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново - Савиновского района г. Казани, и в трех инклюзивных школах - МБОУ школа № 1 Вахитовского района с углубленным изучением отдельных предметов, МБОУ Русско-Татарская средняя общеобразовательная школа № 97 Приволожского района г. Казани, МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 156 Советского района города Казани
Апробация работы:
Результаты исследования были представлены на Итоговой научнообразовательной конференции студентов КФУ (г. Казань, 2018); на II Международной научно-практической конференции «Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве» (г. Уфа, 2018); на IV Международной научно - образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (г. Казань, 2018); на Международной научно - образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» (г. Казань, 2018); на III Международной научно-практической конференции «Школа Л.С. Выготского», посвященного юбилею А.Н. Леонтьева (г. Казань, 2018); на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (г. Казань, 2019);
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 70 источников. Работа проиллюстрирована 2 таблицами, 1 диаграммой. В тексте магистерской диссертации содержатся приложения.
Прогностическая компетентность - это многоуровневая структура, являющаяся неотъемлемой частью любой психической деятельности, особенно важен данный процесс для познания внешнего и внутреннего мира для выстраивания адаптивных вариантов поведения в социуме.
Теоретический анализ научных исследований позволил выявить, наличие различных подходов понимания данного процесса. Каждый подход раскрывает разные стороны прогностической компетентности, тем самым подтверждая важность и сложность данного процесса.
У детей с расстройством аутистического спектра проявления прогностической деятельности прогностическая компетентность снижена. Об этом говорят огромное количество исследований. Также следует отметить что данная особенность является определяющей тип дизонтогенеза при расстройствах аутистического спектра и у разных ученых прогностическая компетентность можете рассматриваться как элемент модели психического, особенностей аффективной сферы, структуры мышления и пр. Данная особенность во много затрудняет познавательную активность и социальную адаптацию, что в дальнейшем приводит к асоциальным формам поведения и тотальной деадаптации.
В связи с этим было проведено исследование, направленное на выявления особенностей прогностической компетенции младших школьников с расстройствами аутистического спектра, по сравнению с детьми нормативно развивающимися.
Работа, направленная на выявление специфических особенностей антиципации у младших школьников условиях возрастно- специфической деятельности, выявила сниженные показатели по отношению к учению (неучебная ситуация), общение со взрослыми (учебная ситуация), виртуальное общение (учебная ситуация), отношение к болезни (неучебная ситуация), отношение в семье (неучебная ситуация), а именно более низкие показатели у младших школьников с расстройствами аутистического спектра. Данные особенности во многом обусловлены характером нарушенного развития, а также первоначальной направленностью коррекционно-развивающего сопровождения, берущего начало еще в дошкольном возрасте. Более низкий уровень развития прогностической деятельности значительно может затруднять социальную адаптацию у данной категории детей.
На основании эмпирического исследования особенностей прогностической компетенции младших школьников с расстройствами аутистического спектра был разработан проект, учитывающий особенности и структуру развития детей данной категории.
Гипотеза о том, что выявленные специфические особенности прогностической компетенции младших школьников с расстройствами аутистического спектра в значимых сферах жизни, а также в целом учет структуры изучаемой нозологии, позволят разработать проект по формированию прогностической компетенции в условиях школьного коррекционно-педагогического процесса, тем самым была подтверждена.
Полученные данные раскрывают дополнительные особенности в развитии младших школьников с расстройствами аутистического спектра, что открывает новые возможности, для преодоления сложностей в социальной адаптации, в частности это коррекция развития прогностической компетенции в значимых сферах жизни и построение с новых программ сопровождения.
1. Аппе Франческа Введение в психологическую теорию аутизма [Текст] / Франческа Аппе, - Москва: Теревинф, 2006. — 216 с.
2. Ахметзянова А.И. Антиципационная несостоятельность в условиях болезни и аномального развития (научная позиция Казанской школы) [Электронный ресурс] / А.И. Ахметзянова // ПМ. 2015. №5 (90). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/antitsipatsionnaya-nesostoyatelnost-v-usloviyah- bolezni-i-anomalnogo-razvitiya-nauchnaya-pozitsiya-kazanskoy-shkoly-1 (дата обращения: 21.09.2017).
3. Ахметзянова А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан.ун-та. - 2017. - 45 с.
4. Ахметзянова А.Н Особенностей антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук [Текст] / А.И. Ахметзянова. - Казань, 2004. - 158 c.
5. Баенская, Е.Р.Нарушения активного взаимодействия с окружающим миром у детей с аутизмом раннего возраста [Текст] / Е.Р. Баенская // Дефектология: научно-методический журнал: издается с 1969 года / Ред. Н.Н. Малофеев, И.А. Коробейников. - 2013. - №3 2013. - С. 27-34.
6. Бардышевская М. К. Аутоагрессия у детей с психической депривацией и аутизмом [Текст] / М. К. Бардышевская // Тюменский медицинский журнал. 2013. №3
7. Вараксин В. Н., Болдырева-вараксина А. В. Коррекция
неадекватных реакций и форм поведения детей и подростков [Текст] // Концепт. 2013. №S5. URL: http://cyberlemnka.ru/artide/n/korrektsiya-
neadekvatnyh-reaktsiy-i-form-povedeniya-detey-i-podrostkov (дата обращения: 06.10.2017).
8. Василевская Е. А., Менделевич В. Д. Взаимосвязь антиципации, вероятностного прогнозирования, социального интеллекта и IQ у пациентов с умственной отсталостью [Электронный ресурс] // ПМ. 2014. №2 (78). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-antitsipatsii-veroyatnostnogo- prognozirovaniya-sotsialnogo-intellekta-i-iq-u-patsientov-s-umstvennoy- otstalostyu (дата обращения: 21.09.2017).
9. Гаврилушкина О.П., Малова А.А., Панкратова М.В. Проблемы
социальной и коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников с трудностями в общении [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. Том 1. № 2. С. 5-16. URL:
http://psyj ournals.ru/jmfp/2012/n2/52248. shtml
10. Грибанов А.В., Вероятностное прогнозирование детей с дефицитом внимания и гиперактивностью с различной стереотипностью выбора [Текст] / А.В. Грибанов, Л.Ф. Старцева, Ю.А. Иорданова // Экология образования: актуальные проблемы Сборник научных статей. - 2010 - C 3438.
11. Додзина, О.Б. Отражение особенностей взаимодействия с предметным и социальным миром в лексическом развитии детей с аутизмом [Текст] : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10: защищена 18.01.07 / Оксана Борисовна Додзина. - М., 2007. - 225 с. - Библиогр.: с. 215-223
12. Е. Е. Лебедь-Великанова Особенности коммуникации детей с
ранним детским аутизмом [Электронный ресурс] // Здоровье для всех. 2017. №2. URL: http://cyberlemnka.m/artide/n/osobennosti-kommunikatsii-detey-s-
rannim-detskim-autizmom (дата обращения: 17.02.2018).
13. Евлампиева Г.А. Развитие эмоциональной сферы здоровых и аутичных детей дошкольного возраста как условие их успешной социализации: сравнительный анализ [Текст] // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 126-154.
14. Емельянова И. А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта [Текст] // Образование и наука. 2009. №1.
15. Ермаков П. Н., Воробьева Е. В., Кайдановская И. А., Стрельникова Е. О. Модель психического и развитие мышления у детей дошкольного возраста [Текст] // Экспериментальная психология. - 2016. - Т. 9, № 3. - С. 72-80.
16. Забозлаева И.В., Малинина Е. В., Саблина Т. Н., Сединкин А. А., Мануйлов Г. В. Клинико-динамические особенности когнитивных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2014. №4
17. Зибер А.Э., Узденов Р. М. Роль антиципационной
состоятельности в структуре девиантного поведения при различной степени компенсации личностных расстройств [Текст] // Общество и право. 2013. №2 (44). С.241-244
18. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений 2-е изд., испр [Текст] / Е.В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
19. Кириллова И. О., Куровский В. Н. Социализация младших школьников с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] // Ped.Rev.. 2016. №3 (13). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-mladshih-shkolnikov-s- rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-v-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 22.02.2018).
20. Климась Д.Г. Эмоциональная регуляция у детей с расстройствами аутистического спектра в 6-10 лет: Автореф.дис. ...канд.психол.наук [Текст] / Дарья Григорьевна Климась - Москва: Московский государственный университет им. Ломоносова, 2010 - 255 с.
21. Крушная Н. А., Пинкус М. В. Особенности работы психолога по
развитию социального взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра [Электронный ресурс] // Вестник ЧГПУ. 2016. №7. URL: http://cyberlenmka.ru/artide/n/osobennosti-raboty-
psihologa-po-razvitiyu-sotsialnogo-vzaimodeystviya-v-semyah-vospityvayuschih- detey-s-rasstroystvom-autisticheskogo (дата обращения: 21.02.2018).
22. Кулакова Т.И Нарушение социального взаимодействия при детском аутизме и шизофрении [Текст] / журнал «Сибирский вестник специального образования» - №2 - 2010.
23. Кулина Д.Г., Яковлева Н.В. Родительское отношение к детям с расстройствами аутистического спектра [Текст] // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2017. №1 (16).
24. Лебедева Е. И. Понимание ментального и физического мира детьми с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра: Автореф.дис. ...канд.психол.наук [Текст] / Евгения Игоревна Лебедева - Москва: Г осударственный университет гуманитарных наук, 2006 - 249 с.
25. Лиф Р. , Макэкен Д. Стратегии работы над поведением. Учебный план интенсивного поведенческого вмешательства при аутизме.[Текст] / Перевод с англ. Под редакцией Толкачева Л.Л. - Москва: ИП Толкачев, 2016. - 608 с.
26. Ломов Ф.Б. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М: «Наука», 1980. - 278с.
27. Мазурова Е. В. Особенности принятия решения у детей 7-8 лет с
разным уровнем физической подготовленности в свободной и вероятностной средах [Электронный ресурс] // ВНМТ. 2010. №4. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-prinyatiya-resheniya-u-detey-7-8-let-s- raznym-urovnem-fizicheskoy-podgotovlennosti-v-svobodnoy-i-veroyatnostnoy- sredah (дата обращения: 03.10.2017).
28. Манелис Н. Г. Формирование высших психических функций у детей с задержанным вариантом отклоняющегося развития. Нейропсихологический анализ [Текст] // Школа здоровья. 2001. № 1
29. Масалович Ю. М. Особенности прогностической деятельности
умственно отсталых младших школьников [Текст] / Ю.М. Масалович Т. А. Фотекова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: «Два
комсомольца», 2011. — С. 55-58.
30. Медведовская, Т. А. Как мы понимаем поведение других людей, Или "модель психического" [Текст] / Т. А. Медведовская, Е. И. Лебедева // Аутизм и нарушения развития. - 2011. - № 2. - С. 22-34.
31. Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. [Текст] / Мелешкевич О., Эрц Ю.. - Самара: Издательский Дом "Бахрах-М", 2014. - 208 с.
32. Менделевич В.Д. Антиципационная концепция неврозогенеза [Текст ] // Неврозология и психосоматическая медицина. - 2002. - С.45-98.
33. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога [Текст] / С.С. Морозова. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 176 с.
34. Натарова К. А.Расстройства аутистического спектра (клиникодинамический, региональный и семейный аспекты) [Текст] / К.А.Натарова, А.В. Семке, Е.В. Гуткевич. - Томск : Изд-во «Иван Фёдоров», 2012. - 192 с.
35. Нестерова А.А., Айсина Р.М., Суслова Т.Ф. Модель сопровождения позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра (рас): комплексный и междисциплинарный подходы [Текст] // Образование и наука. 2016. №2 (131).
36. Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М -- М.: Теревинф, 2017, 288с .
37. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма [Текст] /О.С. Никольская — М., 2000. - С. 6-28, 344-350
38. Никольская О.С., Веденина М.Ю. Особенности психического развития детей с аутизмом [ Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. Альманах №18 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/osobennosti-psihicheskogo-razvitija-detej- s-146 (Дата обращения: 13.02.2018)
39. Овсянникова Т.М. Применение метода функционального анализа поведения для коррекции нежелательного поведения у ребенка с расстройством аутистического спектра [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология- 2016. Том 5. № 1. C. 111-126. doi: 10.17759/psyclin.2016050108
40. Павлов А. В. «Модель психического» в объяснении речемыслительных дисфункций у аутичных детей и ее экспериментальная проверка [Текст] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2017. №1.
41. Пинкус М.В. Развитие навыков социального взаимодействия в
раннем детстве у типично развивающихся детей и у детей с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Вестник ЧГПУ. 2015. №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-navykov-sotsialnogo-
vzaimodeystviya-v-rannem-detstve-u-tipichno-razvivayuschihsya-detey-i-u-detey- s-rasstroystvami (дата обращения: 18.02.2018).
42. Попова Т.М. Индивидуально-психологические предпосылки аддиктивного поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т.М. Попова // КПЖ. 2015. №4-1. С.407-411
43. Радионова, И. Б. Взаимосвязь родительского отношения к ребенку с аутизмом и характеристики его навыков общения [Текст] / И. Б. Радионова // Вестник Гродненского государственного университета им. Я.
Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология / под ред. А. Д. Короля. - Гродно: Изд-во Гродн. гос. ун-та, 2014. - №2. - С.115-119.
44. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст] / Л.А. Регуш. - СПб.: «Речь», 2003. - 352 с.
45. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе. Практическое пособие . [Текст] / рук.авторского коллектива: Козорез А.И. - М.: АНО Ресурсный класс, 2015. - 360 с.
46. Реутова Наталья Владимировна Взаимосвязь уровня агрессивности и поведенческих стратегий у подростков с умственной отсталостью [Текст] // ПНиО. 2014. №3 (9).
47. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком [Текст] / О.С. Рудик. - М: Владос, 2017. - 189с.
48. Сергиенко Е. А. Уровневое развитие модели психического и ее
значение для понимания внутреннего мира ребенка [Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. №4. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/urovnevoe-razvitie-modeli-psihicheskogo-i-ee- znachenie-dlya-ponimaniya-vnutrennego-mira-rebenka (дата обращения: 15.12.2017).
49. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: Автореф. Дис...психол. наук [Текст] / Сергиенко Елена Алексеевна. - М., 1997. - 138 с.
50. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека [Текст] .— М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.— 415 с.
51. Соломко А. Д. Адаптивное физическое воспитание как метод коррекции аутичных детей [Текст] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008. №7.
52. Сумина Н.Е. Взаимосвязь антиципационной состоятельности и личностных свойств: Автореф.дис. ...канд.психол.наук [Текст] / Наталья Евгеньевна Сумина. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина. - 154с.
53. Фейгенберг И.М. Видеть-предвидеть-действовать [Текст] / И.М Фейгенберг. -М.: Книга по Требованию, 2011. - 161 с.
54. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры [Текст] / М.А. Холодная - М: Издательство Юрйат 2019. - 334 с.
55. Хаустов А.В., Руднева Е.В. Выявление уровня социализации у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) [Текст] // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 16-24. doi: 10.17759/pse.2016210303
56. Хафизова Г.Д. Специфика взаимосвязей прогностической и волевой деятельности с клинико-психологическими особенностями пациентов с личностными расстройствами и патологическим гемблингом: Автореф.дис. .канд.мед.наук [Текст] / Хафизова Гульнара Даниловна. - Казань: Казанский государственный медицинский университет, 2009.- 143
57. Шабанова Е.В. Особенности системы детско-родительских и супружеских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра [Текст] // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2013. №3
58. Шрамм, P. Детский аутизм и ABA : ABA (Applied Behavior Analisis) : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения [Текст] / Роберт Шрамм ; пер. с англ.Измайловой-Камар ; науч. ред. С. Анисимова.- Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2013. - 208 с.
59. Щукина Д. А. Современное состояние проблемы исследования общения детей с расстройствами аутистического спектра [Электронный рескрс] // Специальное образование. 2015. №XI. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-problemy-issledovaniya- obscheniya-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 21.02.2018).
60. Banerjee, R.Children's understanding of self-presentational behavior: Links with mental-state reasoning and the attribution of embarrassment (2010) Merrill-Palmer Quarterly [Электронный ресурс], 48 (4), pp. 378-404. DOI: 10.1353/mpq.2002.0015.
61. Brent, E., Rios, P., Happe, F., Charman, T.Performance of children with autism spectrum disorder on advanced theory of mind tasks (2004) Autism [Электронный ресурс], 8 (3), pp. 283-299. DOI: 10.1177/1362361304045217
62. Brewer, R., Biotti, F., Bird, G. and Cook, R., 2017. Typical integration of emotion cues from the face and body in Autism Spectrum Disorder. Journal of Vision[Электронный ресурс], 17(10), pp.628-628.
63. Duverger H., Dafonseca D., Bailly D., Deruelle C. Theory of mind in Asperger syndrome [Электронный ресурс]. Encephale. 2007 Sep; 33 (4 Pt 1): 592-7. DOI: ENC - 9-2007-33-4-C1-013-7006-101019-200730047
64. Laurent, AC & Gorman, K. J Autism Dev Disord (2018) 48: 1249[Электронный ресурс]. https://doi.org/10.1007/s10803-017-3430-8
65. Peter A. de Villiers, Jill G. de Villiers, Stacy Diaz, Christina Cheung, Rosie Alig & Vanessa Raditz (Smith College), Rhea Paul (Yale University School of Medicine) [Электронный ресурс] // "Non-Literal Language and Theory of Mind in Autism Spectrum Disorders, 2010. URL: https://www.smith.edu/docs/collaborations/2010/presentations/PSY -158.
66. Santos, A., Chaminade, T., Da Fonseca, D. et al. J Autism Dev Disord (2012) 42: 1790 [Электронный ресурс]. https://doi.org/10.1007/s10803-011- 1415-6
67. Uta Frith Diagnosis and Treatment of Autism» [Электронный ресурс]: Plenum Press; New York; 1989. URL: http://www.aspergers.ru/node/117
68. Van Hoorn, Van Dijk, E.b, Crone, E.A.a, Stockmann, L.c, Rieffe, C Peers Influence Prosocial Behavior in Adolescent Males with Autism Spectrum
Disorders(Article) [Электронный ресурс] Journal of Autism and Developmental Disorders Volume 47, Issue 7, 1 July 2017, Pages 2225-2237DOI:
10.1007/s10803-017-3143-z
69. Van Wermeskerken M, Grimmius B, van Gog T. Attention to the model's face when learning from video modeling examples in adolescents with and without autism spectrum disorder [Электронный ресурс]. J Comput Assist Learn. 2017; 1-10. https://doi.org/10.1111/jcal. 12211
70. Zantinge, G., van Rijn, S., Stockmann, L. et al. J Autism Dev Disord [Электронный ресурс] (2017) 47: 2648. https://doi.org/10.1007/s10803-017- 3181-6