Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста из неблагополучных семей

Работа №31220

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
782
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 8
1.1 Понятие «неблагополучная семья» 8
1.2 Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста из неблагополучных семей 13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 18
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 19
2.1 Процедура и методика исследования 19
2.2 Описание диагностических методик 20
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 25
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 26
3.1 Анализ уровня развития эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей 26
3.2 Условия развития эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей 31
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49


Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема неблагополучных семей является достаточно актуальной в связи с увеличением количества неблагополучных семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. По данным государственной статистики в 2017 году к неблагополучным было отнесено 13% семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, в 2018 году – 24% [32]. Причины данного феномена разнообразны, и какими бы они не были, основная проблема заключается в том, что это явление отрицательно воздействует на состоянии общества в целом. В неблагополучных семьях дети посвящены сами себе, что порождает массу проблем в их поведении, развитии, образе жизни; приводит к нарушению ценностных ориентаций; ведет к психической травматизации, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, педагогической запущенности.
Отношения в семье формируют у ребенка соответствующие черты характера и личностные качества. Характер взаимодействия родителей между собой и с другими членами семьи является важным фактором, влияющим на будущее детей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка – важная задача семьи. Она выполняется, когда ребенок воспитывается в любви и заботе близких людей. Однако не все родители стремятся оказать должное внимание своим детям. Если внутрисемейная обстановка сопровождается драками, ссорами, конфликтами и ложью, то это является источником нервных потрясений, дезадаптации ребенка и в дальнейшем не лучшим образом отражается на его судьбе, оказывает влияние как на развитие его эмоционально-волевой сферы, так и личности вцелом.
Проблема эмоционального самочувствия дошкольников из неблагополучных семей является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность дошкольного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях – это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других – чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса, нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы – все это способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка дошкольного возраста, к нарушению у него социальных контактов. Совершенствование на протяжении дошкольного возраста восприятия и понимания эмоциональных состояний, формирование умения ориентироваться в признаках различных эмоций, развитие умения точно распознавать эмоциональное состояние человека, – важный фактор формирования отношений ребенка с общим недоразвитием речи с другими людьми. Это обусловливает актуальность темы исследования «Исследование эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста из неблагополучных семей».
Цель исследования – изучить особенности развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера дошкольников из неблагополучных семей.
Предмет исследования – условия развития эмоционально-волевой сферы дошкольников из неблагополучных семей.
Гипотеза: мы предполагаем, что детям старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей в развитии эмоционально-волевой сферы будут характерны следующие нарушения:
- неумение определять эмоциональное состояние другого человека;
- неумение самостоятельно контролировать свои эмоциональные проявления;
- отсутствие решительности и выдержки.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретико-методологические аспекты исследования особенности развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.
2. Определить особенности развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.
3. Выявить условия развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.
4. Экспериментально исследовать особенности развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.
5. Определить условия развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста из неблагополучных семей
Методы исследования.
- теоретические: анализ научной литературы, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение;
- эмпирические: тестирование, беседа, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент; методы количественного и качественного анализа полученных результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена:
- подходами к особенностям развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста – Л.С. Выготского, О.В. Гордеевой;
- концепцией развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста из неблагополучных семей – Н.С. Ежковой, Е.В. Каракуловой и др.;
- подходами к организации психологического сопровождения развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста из неблагополучных семей – Т.В. Гудковой, Л. Курпас и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в экспериментальном исследовании, могут быть использованы психологами и педагогами детских садов по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей с помощью арт-терапии.
База исследования. МАДОУ г.Нижневартовска Детский сад № 4 «Сказка».
Выборка. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 4 месяцев. Все дети из неблагополучных семей.
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования планируется представить перед сокурсниками в процессе защиты курсовой работы.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В старшем дошкольном возрасте дети проявляют такие волевые качества, как самостоятельность, упорство. Но это все сопровождается эмоциями. Либо радостные эмоции, либо удивление или же огорчение, если что-то не получается по его замыслу. Саморегуляция у детей в этом возрасте характеризуется посредством употребления слов, содержащих оттенок требования, желания или запрета. Так начинают развиваться волевые качества детей. Для дошкольников из неблагополучных семей характерно негативное проявление силы воли. Это выражается в упрямстве, негативизме и капризах (своеволии). Ребенок стает упрямым, когда его в чем-то ограничивают, дают ему мало самостоятельности.
Отклонения развития эмоциональной сферы детей из неблагополучных семей сопровождаются проблемами социальной адаптации, сопровождающиеся характерными проблемами при взаимодействии личности с окружающим социумом. В итоге, нарушения психосоциального и психоэмоционального развития детей из неблагополучных семей приводят к проблемам формирования личности, расстройства процессов развития. Закономерно приводят к нарушению развития его личности в целом. Общими для детей из неблагополучных семей являются следующие проблемы: пониженный фон настроения, астенические черты характера, низкая самооценка, самоограничение в социальных контактах, ипохондричность, склонность формирования страхов, неуверенность и тревожность.
У детей из неблагополучных семей часто страдает эмоциональная сфера: у них появляется негативное отношение к окружающим, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Как правило, у детей из неблагополучных семей наблюдаются: агрессивность, драчливость, конфликтность; повышенную впечатлительность, страхи; тревожность, неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта; повышенная обидчивость, ранимость и т.д.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано экспериментальное исследование по изучению особенностей развития эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей.
В ходе проведенного исследования было установлено, что эмоционально-волевая сфера у детей старшего дошкольного возраста развивается с отклонениями от возрастной нормы. Старшие дошкольники из неблагополучных семей затрудняются самостоятельно выразить ту или иную эмоцию, не могут правильно показать определенные эмоциональные проявления. Дети из неблагополучных семей не умеют ставить цели и их достигать, не проявляют инициативу. Они не активны, не проявляют заинтересованности ни в каких видах деятельности. Старшим дошкольникам из неблагополучных семей сложно взаимодействовать даже со сверстниками, так как они выполняют роль ведомого. Их устраивает то, что за них принимают решения; что сверстники указывают им на то, что нужно делать в той или иной ситуации. Не развиты у старших дошкольников из неблагополучных семей такие качества, как решительность и выдержка.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Барышникова Ю.М. Механизмы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста // Педагогика. – 2018. – №1. – С. 63-66.
2. Бардышевская М.К. Невербальная коммуникация у детей с нарушениями общения и эмоциональной депривацией // Вопросы психологии. – 2016. – № 6. – С. 33-42.
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения // Психологические исследования. – 2015. – №2. – С. 63-69.
4. Былкина Н.Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе / Былкина Н.Д., Люсин Д.В. // Вопросы психологии. – 2016. – № 5. – С. 38–47.
5. Вербовская Е.В. Социально-эмоциональный статус ребенка старшего дошкольного возраста / Е.В. Вербовская, И.Н. Кольцова // Мир психологии. – 2017. – № 1. С. 93-104.
6. Витт Н.В. Личностно-эмоциональная опосредованность выражения эмоций // Вопросы психологии. – 2015. – № 1. – С. 95-107.
7. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. – Москва: Изд-во МГУ, 2015. – 587 с.
8. Гармаева Т.В. Развитие у детей пяти-семи лет экспрессивных и кодирующих способностей посредством игровой деятельности / Т.В. Гармаева, Л.В. Попова // Психолог в детском саду. – 2014. – №4. – С. 52-56.
9. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 137-149.
10. Грабенко Т.М. Чудеса на песке : Практикум по песочной терапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Санкт-Петербург: Речь, 2017. – 50 с.
11. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 3. – С. 54-56.
12. Ежкова Н.С. Социализация дошкольников через развитие представлений об эмоциях и эмоциональных состояниях // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 5. – С. 9-13.
13. Ибахаджиева Л. Эмоциональные образы страха у дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 8. – С. 80-85.
14. Извеков В.В. Факторы здоровьесбережения в дошкольном образовании: арт-терапия // Бизнес. Образование. Право. –2018. – № 1 (42). – С. 257-263.
15. Изард К. Психология эмоций. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 521 с.
16. Изотова Б.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Б.И. Изотова, Е.В. Никифирова. – Москва: ТЦ Сфера. 2015. – 165 с.
17. Кайдаш С.Н. Психокоррекция эмоциональных нарушений у дошкольников из неблагополучных семей средствами арт-терапии // Молодой ученый. – 2017. – №4. – С. 112-116.
18. Каракулова Е.В. Теоретический анализ основных подходов в работе по формированию эмоционально-волевой сферы у дошкольников // Специальное образование. – 2016. – № 3. – С. 21-28.
19. Котова Е.О. О коррекции эмоциональной сферы дошкольников из неблагополучных семей // Ребенок в детском саду. – 2017. – № 4. – С. 52-55.
20. Крещенецкая О.В поисках эмоций: конспект комплексного занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста / О. Крещенецкая, А. Тихонова // Школьный психолог. – Первое сентября. – 2017. – № 3. – С. 38-40.
21. Курпас Л. Понимание и переживание эмоций // Школьный психолог. – Первое сентября. – 2017. – № 11. – С. 18-20.
22. Кучерова О.Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2015. – № 2. – С. 174–178.
23. Лук А.Н. Эмоции и личность. – Москва: АСТ, 2016. – 455 с.
24. Макрушина А.А. Особенности психологической коррекции тревожности дошкольников посредством арт-терапии // Горно-Алтайский гос. университет, Горно-Алтайск, 2017. – С. 39-45.
25. Миланич Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. – Москва : АСТ, 2015. – 274 с.
26. Неверович Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2016. – №2. – С. 22-28.
27. Никитин В.Н. Арт-терапия: Учебное пособие. – Москва: Когито-Центр, 2017. – 328 c.
28. Неретина Т.Г. Приёмы коррекции поведения детей с различными эмоционально-волевыми нарушениями // Начальная школа плюс До и После. – 2015. – № 10. – С. 42-46.
29. Никонова С.Л. Психолого-педагогическая коррекции старших дошкольников // Концепт. – 2016. – №1. – С. 3-6.
30. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – С. 3-5.
31. Орлова Л. АРТ-терапия в коррекции детских внушенных страхов // Мир психологии. – 2015. – № 5. – С. 18-21.
32. Официальный сайт Департамента общественных отношений и социальной политики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://admomsk.ru. (Дата обращения: 03.01.2018 г.)
33. Пискун Н.Д. Теория и практика арт-терапия: методологические основания междисциплинарного подхода // Искусство и культура. – 2017. – № 2 (10). – С. 127-135.
34. Платонов К.К. Психология личности. – Москва: Владос, 2016. – 502 с.
35. Путляева Л.В. О функциях эмоций в мыслительных процессах // Вопросы психологии. – 2015. – С. 28.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Москва: Эксмо, 2016. – 720 с.
37. Руденский Е.В. Психология отклоняющегося развития личности подростка. – М.: АСТ, 2015. – 471 с.
38. Соколова Е.К. Подходы к проблеме отклоняющегося поведения / // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 113-116.
39. Шакуров Р.Х. Психология преодоления: контуры новой научной теории. – Москва: АСТ, 2012. – 470 с.
40. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности как субъекта социального бытия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2016. – Т. 14. – Вып. № 1. – С. 80‒86.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ