ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений школьников в процессе изучения биологии 6
1.1. Исследовательские умения учащихся: сущность,
классификация 6
1.2. Формы и методы развития исследовательских умений
учащихся на уроках биологии 16
1.3. Место внеклассной работы по биологии в развитии исследовательских умений школьников 26
Глава 2. Определение уровней сформированности исследовательских
умений школьников 32
Глава 3. Развитие исследовательских умений учащихся средствами
внеклассной работы по биологии (на примере 7 класса) 43
Выводы 52
Список использованной литературы 54
Приложения
Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений школьников в процессе изучения биологии 6
1.1. Исследовательские умения учащихся: сущность,
классификация 6
1.2. Формы и методы развития исследовательских умений
учащихся на уроках биологии 16
1.3. Место внеклассной работы по биологии в развитии исследовательских умений школьников 26
Глава 2. Определение уровней сформированности исследовательских
умений школьников 32
Глава 3. Развитие исследовательских умений учащихся средствами
внеклассной работы по биологии (на примере 7 класса) 43
Выводы 52
Список использованной литературы 54
Приложения
Актуальность. Важнейшей задачей современного образования является воспитание разносторонне развитой личности, т.е. личности не просто владеющей определенными видами знания или определенным объемом знания, а имеющей опыт осуществления разнообразных видов деятельности, умеющей самостоятельно ставить учебные цели и предлагать алгоритмы или способы их реализации, а затем - контролировать и оценивать степень и качество их достижения. Это, в свою очередь, требует изменения образовательной практики школы и создания в ней таких условий, которые позволили бы включать учеников в активную исследовательскую деятельность с целью развития у них исследовательских умений. Овладение же этими умениями позволит им развивать способности к исследовательскому типу мышления, а через него - получить функциональный навык исследования как универсального способа освоения любой действительности (учебной, профессиональной, социальной и пр.). Кроме того, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность позволит активизировать их личностные позиции в образовательном процессе школы за счет получения ими субъектно-значимых (потому как, самостоятельно добытых) знаний и умений.
Значимость вышесказанного подкрепляется требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов, в которых одно из центральных мест занимает проблема развития исследовательских умений школьников, поскольку личность, владеющая подобными умениями, сможет и самореализоваться в быстро меняющемся мире, и создать социально значимый новый интеллектуальный продукт.
В связи с этим в педагогической практике постоянно идет поиск и апробация методов и методических приемов, способных направить учащихся на самостоятельное добывание ими новых знаний, поиск необходимой для решения проблемы информации, формирование умений выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их и делать выводы. Но при этом, недостаточность у учителей педагогического мастерства или их занятость отчетной работой, часто приводят к реализации в школах традиционного обучения, построенного на репродуктивной (т.е. недостаточно эффективной) деятельности школьников. В результате у них в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность, а итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге сильно затрудненными и неэффективными процессы самообучения, самовоспитания, и, следовательно, саморазвития.
Учебная дисциплина «Биология» входит в образовательную область «Естествознание» и направлена на овладение учащимися знаниями о многообразии живого мира и формирование у них научной картины мира, на формирование экологически грамотных выпускников, понимающих сущность жизни, а также системные биологические закономерности ее устройства и функционирования на планете. Основными функциями школьного биологического образования являются мировоззренческая, социальная, интеграционная и культурологическая. Последняя функция тесно связана с ценностью науки «Биология», поскольку она представляет собой совокупность материального и духовного достояния человечества, созданного в ходе научных поисков и изысканий [Коноводова, 2013]. Возможности же для начальных поисков и изысканий подрастающему поколению предоставляет школьная дисциплина «Биология». И если рамки школьных занятий имеют ограничения по времени, внеклассная работа по биологии дает возможности для максимального развития исследовательских умений учеников.
Актуальность проблемы определила тему исследования: «Внеклассная работа по биологии как средство развития исследовательских умений у школьников».
Цель работы - выявить и обосновать возможности внеклассной работы по биологии в формировании исследовательских умений у школьников.
Объект исследования: исследовательские умения школьников.
Предмет исследования: процесс развития исследовательских умений учащихся средствами внеклассной работы по биологии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «исследовательские умения», выявить их сущность.
2. Изучить методы и условия развития исследовательских умений у школьников в процессе изучения биологии.
3. Провести диагностику уровней сформированности исследовательских умений у учащихся 8 класса.
4. Рассмотреть возможности внеклассной работы по биологии в повышении эффективности развития исследовательских умений у школьников.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что положения и выводы настоящего исследования могут быть использованы в своей работе учителями биологии средних образовательных школ с целью развития у учащихся исследовательских умений.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и научнометодической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация; психодиагностические методики, количественный и качественный анализ данных.
Базой исследования выступила средняя общеобразовательная школа №3 г. Елабуга.
Структура работы представлена введением, теоретическим обзором проблемы исследования (глава 1), результатами диагностического эксперимента (глава 2) и авторскими методическими разработками (глава 3), выводами, списком литературы (на 48 источников), приложениями.
Значимость вышесказанного подкрепляется требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов, в которых одно из центральных мест занимает проблема развития исследовательских умений школьников, поскольку личность, владеющая подобными умениями, сможет и самореализоваться в быстро меняющемся мире, и создать социально значимый новый интеллектуальный продукт.
В связи с этим в педагогической практике постоянно идет поиск и апробация методов и методических приемов, способных направить учащихся на самостоятельное добывание ими новых знаний, поиск необходимой для решения проблемы информации, формирование умений выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их и делать выводы. Но при этом, недостаточность у учителей педагогического мастерства или их занятость отчетной работой, часто приводят к реализации в школах традиционного обучения, построенного на репродуктивной (т.е. недостаточно эффективной) деятельности школьников. В результате у них в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность, а итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге сильно затрудненными и неэффективными процессы самообучения, самовоспитания, и, следовательно, саморазвития.
Учебная дисциплина «Биология» входит в образовательную область «Естествознание» и направлена на овладение учащимися знаниями о многообразии живого мира и формирование у них научной картины мира, на формирование экологически грамотных выпускников, понимающих сущность жизни, а также системные биологические закономерности ее устройства и функционирования на планете. Основными функциями школьного биологического образования являются мировоззренческая, социальная, интеграционная и культурологическая. Последняя функция тесно связана с ценностью науки «Биология», поскольку она представляет собой совокупность материального и духовного достояния человечества, созданного в ходе научных поисков и изысканий [Коноводова, 2013]. Возможности же для начальных поисков и изысканий подрастающему поколению предоставляет школьная дисциплина «Биология». И если рамки школьных занятий имеют ограничения по времени, внеклассная работа по биологии дает возможности для максимального развития исследовательских умений учеников.
Актуальность проблемы определила тему исследования: «Внеклассная работа по биологии как средство развития исследовательских умений у школьников».
Цель работы - выявить и обосновать возможности внеклассной работы по биологии в формировании исследовательских умений у школьников.
Объект исследования: исследовательские умения школьников.
Предмет исследования: процесс развития исследовательских умений учащихся средствами внеклассной работы по биологии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «исследовательские умения», выявить их сущность.
2. Изучить методы и условия развития исследовательских умений у школьников в процессе изучения биологии.
3. Провести диагностику уровней сформированности исследовательских умений у учащихся 8 класса.
4. Рассмотреть возможности внеклассной работы по биологии в повышении эффективности развития исследовательских умений у школьников.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что положения и выводы настоящего исследования могут быть использованы в своей работе учителями биологии средних образовательных школ с целью развития у учащихся исследовательских умений.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и научнометодической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация; психодиагностические методики, количественный и качественный анализ данных.
Базой исследования выступила средняя общеобразовательная школа №3 г. Елабуга.
Структура работы представлена введением, теоретическим обзором проблемы исследования (глава 1), результатами диагностического эксперимента (глава 2) и авторскими методическими разработками (глава 3), выводами, списком литературы (на 48 источников), приложениями.
1. Учебная дисциплина «Биология», обладающая большим разнообразием объектов и процессов для изучения и наблюдения, обеспечивает огромные возможности для осуществления учащимися исследовательской деятельности. В процессе данной деятельности ученики учатся излагать свои мысли, работать индивидуально или в малой группе, конструировать прямую и обратную связь, получают возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт на практике, ощутить успех, совершенствуют свои исследовательские умения.
Исследовательские умения большинство педагогов-исследователей определяют через систему частных умений, таких как понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов.
Основной дидактический смысл развития данных умений заключается в формировании у учащихся навыков ведения научного исследования, усвоения его алгоритма и получению с его помощью нового учебного или жизненного знания.
2. Основными формами развития у школьников исследовательских умений выступают: урок-исследование, мини-исследования, проводимые на разных этапах урока, учебные эксперименты (в рамках лабораторных и практических занятий), исследования соревновательного типа, разнообразные нетрадиционные уроки, исследовательские проекты, домашние работы исследовательского характера, подготовка к олимпиадам и конкурсам, природоохранные акции, экскурсии, экспедиции, кружки, реферативная работа, создание биологических моделей, коллекций, гербариев, фотоальбомов и пр.
Основными методическими условиями выступают:
- планирование исследовательской деятельности учащихся, подготовка заданий для каждого класса;
- подбор заданий в соответствии с интересами учеников;
- принцип добровольности при выборе заданий;
- инструктирование их в выполнении работы;
- исключение сложных методик исследования.
3. Проведенное исследование показало, что у школьников присутствует желание заниматься учебными исследованиями, но нет опыта осуществления этой деятельности, нет умения работать с научной и учебной литературой, присутствует страх не справиться с данной работой, поэтому видится групповое (а не индивидуальное) участие в ней.
Низкий уровень развития исследовательских умений представлен у более чем трети учеников, тогда как высокий характерен только 9 школьникам из всей выборки. У большинства ребят исследовательские умения сформированы на среднем уровне, что подтверждает необходимость активизации их учебной исследовательской деятельности.
4. Некоторые учебные исследования невозможно осуществить по объективным причинам в рамках урока, поэтому развитие исследовательских навыков школьников можно осуществлять и во внеурочное время. Внеурочная (внеклассная) исследовательская работа по биологии имеет большое значение для формирования личности учащихся: она повышает эффективность усвоения учебного материала, развивает интерес к объектам и явлениям живого мира, совершенствует жизненно важные качества личности; она превращает процесс обучения из скучной «принудиловки» в результативную творческую работу; она меняется роль учителя, делая из него не носителя информации, а организатора деятельности и коллегу по решению проблемы.
В соответствии с этими положениями нами был предложен комплекс внеклассных исследовательских работ для учащихся 8 класса.
Исследовательские умения большинство педагогов-исследователей определяют через систему частных умений, таких как понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов.
Основной дидактический смысл развития данных умений заключается в формировании у учащихся навыков ведения научного исследования, усвоения его алгоритма и получению с его помощью нового учебного или жизненного знания.
2. Основными формами развития у школьников исследовательских умений выступают: урок-исследование, мини-исследования, проводимые на разных этапах урока, учебные эксперименты (в рамках лабораторных и практических занятий), исследования соревновательного типа, разнообразные нетрадиционные уроки, исследовательские проекты, домашние работы исследовательского характера, подготовка к олимпиадам и конкурсам, природоохранные акции, экскурсии, экспедиции, кружки, реферативная работа, создание биологических моделей, коллекций, гербариев, фотоальбомов и пр.
Основными методическими условиями выступают:
- планирование исследовательской деятельности учащихся, подготовка заданий для каждого класса;
- подбор заданий в соответствии с интересами учеников;
- принцип добровольности при выборе заданий;
- инструктирование их в выполнении работы;
- исключение сложных методик исследования.
3. Проведенное исследование показало, что у школьников присутствует желание заниматься учебными исследованиями, но нет опыта осуществления этой деятельности, нет умения работать с научной и учебной литературой, присутствует страх не справиться с данной работой, поэтому видится групповое (а не индивидуальное) участие в ней.
Низкий уровень развития исследовательских умений представлен у более чем трети учеников, тогда как высокий характерен только 9 школьникам из всей выборки. У большинства ребят исследовательские умения сформированы на среднем уровне, что подтверждает необходимость активизации их учебной исследовательской деятельности.
4. Некоторые учебные исследования невозможно осуществить по объективным причинам в рамках урока, поэтому развитие исследовательских навыков школьников можно осуществлять и во внеурочное время. Внеурочная (внеклассная) исследовательская работа по биологии имеет большое значение для формирования личности учащихся: она повышает эффективность усвоения учебного материала, развивает интерес к объектам и явлениям живого мира, совершенствует жизненно важные качества личности; она превращает процесс обучения из скучной «принудиловки» в результативную творческую работу; она меняется роль учителя, делая из него не носителя информации, а организатора деятельности и коллегу по решению проблемы.
В соответствии с этими положениями нами был предложен комплекс внеклассных исследовательских работ для учащихся 8 класса.
Подобные работы
- ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА БАЗЕ ЛАБОРАТОРИЙ УНИВЕРСИТЕТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2016 - Организация внеклассной работы по биологии
Курсовые работы, биология. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2020 - Методика организации внеклассных мероприятий по биологии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ВЫРАЩИВАТЬ И УХАЖИВАТЬ
ЗА КУЛЬТУРНЫМИ РАСТЕНИЯМИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ТРУДОВЫХ ОТРЯДАХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Растительная аптека» как средство формирования исследовательских умений
в процессе обучения биологии в средней школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
КАК ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Практические основы внеклассной деятельности учащихся при изучении географии (на примере МКОУ «Заринская СОШ» поселок Заря)
Магистерская диссертация, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



