Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений школьников в процессе изучения биологии 6
1.1. Исследовательские умения учащихся: сущность,
классификация 6
1.2. Формы и методы развития исследовательских умений
учащихся на уроках биологии 16
1.3. Место внеклассной работы по биологии в развитии исследовательских умений школьников 26
Глава 2. Определение уровней сформированности исследовательских
умений школьников 32
Глава 3. Развитие исследовательских умений учащихся средствами
внеклассной работы по биологии (на примере 7 класса) 43
Выводы 52
Список использованной литературы 54
Приложения
Актуальность. Важнейшей задачей современного образования является воспитание разносторонне развитой личности, т.е. личности не просто владеющей определенными видами знания или определенным объемом знания, а имеющей опыт осуществления разнообразных видов деятельности, умеющей самостоятельно ставить учебные цели и предлагать алгоритмы или способы их реализации, а затем - контролировать и оценивать степень и качество их достижения. Это, в свою очередь, требует изменения образовательной практики школы и создания в ней таких условий, которые позволили бы включать учеников в активную исследовательскую деятельность с целью развития у них исследовательских умений. Овладение же этими умениями позволит им развивать способности к исследовательскому типу мышления, а через него - получить функциональный навык исследования как универсального способа освоения любой действительности (учебной, профессиональной, социальной и пр.). Кроме того, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность позволит активизировать их личностные позиции в образовательном процессе школы за счет получения ими субъектно-значимых (потому как, самостоятельно добытых) знаний и умений.
Значимость вышесказанного подкрепляется требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов, в которых одно из центральных мест занимает проблема развития исследовательских умений школьников, поскольку личность, владеющая подобными умениями, сможет и самореализоваться в быстро меняющемся мире, и создать социально значимый новый интеллектуальный продукт.
В связи с этим в педагогической практике постоянно идет поиск и апробация методов и методических приемов, способных направить учащихся на самостоятельное добывание ими новых знаний, поиск необходимой для решения проблемы информации, формирование умений выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их и делать выводы. Но при этом, недостаточность у учителей педагогического мастерства или их занятость отчетной работой, часто приводят к реализации в школах традиционного обучения, построенного на репродуктивной (т.е. недостаточно эффективной) деятельности школьников. В результате у них в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность, а итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге сильно затрудненными и неэффективными процессы самообучения, самовоспитания, и, следовательно, саморазвития.
Учебная дисциплина «Биология» входит в образовательную область «Естествознание» и направлена на овладение учащимися знаниями о многообразии живого мира и формирование у них научной картины мира, на формирование экологически грамотных выпускников, понимающих сущность жизни, а также системные биологические закономерности ее устройства и функционирования на планете. Основными функциями школьного биологического образования являются мировоззренческая, социальная, интеграционная и культурологическая. Последняя функция тесно связана с ценностью науки «Биология», поскольку она представляет собой совокупность материального и духовного достояния человечества, созданного в ходе научных поисков и изысканий [Коноводова, 2013]. Возможности же для начальных поисков и изысканий подрастающему поколению предоставляет школьная дисциплина «Биология». И если рамки школьных занятий имеют ограничения по времени, внеклассная работа по биологии дает возможности для максимального развития исследовательских умений учеников.
Актуальность проблемы определила тему исследования: «Внеклассная работа по биологии как средство развития исследовательских умений у школьников».
Цель работы - выявить и обосновать возможности внеклассной работы по биологии в формировании исследовательских умений у школьников.
Объект исследования: исследовательские умения школьников.
Предмет исследования: процесс развития исследовательских умений учащихся средствами внеклассной работы по биологии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «исследовательские умения», выявить их сущность.
2. Изучить методы и условия развития исследовательских умений у школьников в процессе изучения биологии.
3. Провести диагностику уровней сформированности исследовательских умений у учащихся 8 класса.
4. Рассмотреть возможности внеклассной работы по биологии в повышении эффективности развития исследовательских умений у школьников.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что положения и выводы настоящего исследования могут быть использованы в своей работе учителями биологии средних образовательных школ с целью развития у учащихся исследовательских умений.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и научнометодической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация; психодиагностические методики, количественный и качественный анализ данных.
Базой исследования выступила средняя общеобразовательная школа №3 г. Елабуга.
Структура работы представлена введением, теоретическим обзором проблемы исследования (глава 1), результатами диагностического эксперимента (глава 2) и авторскими методическими разработками (глава 3), выводами, списком литературы (на 48 источников), приложениями.
1. Учебная дисциплина «Биология», обладающая большим разнообразием объектов и процессов для изучения и наблюдения, обеспечивает огромные возможности для осуществления учащимися исследовательской деятельности. В процессе данной деятельности ученики учатся излагать свои мысли, работать индивидуально или в малой группе, конструировать прямую и обратную связь, получают возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт на практике, ощутить успех, совершенствуют свои исследовательские умения.
Исследовательские умения большинство педагогов-исследователей определяют через систему частных умений, таких как понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов.
Основной дидактический смысл развития данных умений заключается в формировании у учащихся навыков ведения научного исследования, усвоения его алгоритма и получению с его помощью нового учебного или жизненного знания.
2. Основными формами развития у школьников исследовательских умений выступают: урок-исследование, мини-исследования, проводимые на разных этапах урока, учебные эксперименты (в рамках лабораторных и практических занятий), исследования соревновательного типа, разнообразные нетрадиционные уроки, исследовательские проекты, домашние работы исследовательского характера, подготовка к олимпиадам и конкурсам, природоохранные акции, экскурсии, экспедиции, кружки, реферативная работа, создание биологических моделей, коллекций, гербариев, фотоальбомов и пр.
Основными методическими условиями выступают:
- планирование исследовательской деятельности учащихся, подготовка заданий для каждого класса;
- подбор заданий в соответствии с интересами учеников;
- принцип добровольности при выборе заданий;
- инструктирование их в выполнении работы;
- исключение сложных методик исследования.
3. Проведенное исследование показало, что у школьников присутствует желание заниматься учебными исследованиями, но нет опыта осуществления этой деятельности, нет умения работать с научной и учебной литературой, присутствует страх не справиться с данной работой, поэтому видится групповое (а не индивидуальное) участие в ней.
Низкий уровень развития исследовательских умений представлен у более чем трети учеников, тогда как высокий характерен только 9 школьникам из всей выборки. У большинства ребят исследовательские умения сформированы на среднем уровне, что подтверждает необходимость активизации их учебной исследовательской деятельности.
4. Некоторые учебные исследования невозможно осуществить по объективным причинам в рамках урока, поэтому развитие исследовательских навыков школьников можно осуществлять и во внеурочное время. Внеурочная (внеклассная) исследовательская работа по биологии имеет большое значение для формирования личности учащихся: она повышает эффективность усвоения учебного материала, развивает интерес к объектам и явлениям живого мира, совершенствует жизненно важные качества личности; она превращает процесс обучения из скучной «принудиловки» в результативную творческую работу; она меняется роль учителя, делая из него не носителя информации, а организатора деятельности и коллегу по решению проблемы.
В соответствии с этими положениями нами был предложен комплекс внеклассных исследовательских работ для учащихся 8 класса.
1. Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. - 2008. - №1. - С. 24-33.
2. Андреев А.А. Педагогика высшей школы: Новый курс. - М.: МЭСИ, 2002 - 264 с.
3. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебноисследовательской деятельности. - М.: «Высшая школа», 2014. - 240 с.
4. Анисимова Е.И. Некоторые закономерности и особенности научноисследовательской деятельности как образовательной технологии (в области культурологических и исторических дисциплин) // Альманах «Отечество». - 2001. - №7. - С. 7-12.
5. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: «Просвещение», 1983. - 290 с.
6. Бережная О.В. Исследовательский урок как основа формирования исследовательских умений в процессе обучения биологии // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 20812085.
7. Борзенко В.И. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе к учебно-исследовательской деятельности / В.И. Борзенко, А.С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: «Народное образование», 2001. - С. 80-88.
8. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 91-94.
9. Громова Т.И. Критерии сформированности исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 612 с.
10. Головко О. Научно-практическая деятельность школьников // Народное образование. - 2003. - № 3. - С. 248-254.
11. Гриншпун С.С. Воспитание творческой личности // Внешкольник. - 2000. - №7-8. - С. 48-51.
12. Захарова Д.И. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Якутск, 2002. - 17 с.
13. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект. - СПб.: «КультИнформ-Пресс», 2008. - 385с.
14. Ивочкина Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Начальное образование. - 2000. - № 3. - С. 28-35.
15. Игошев И.А. Формирование и развитие исследовательских навыков и умений у учащихся в процессе обучения физике. // Вопросы методики и психологии формирования физических понятий. - Челябинск, 1970. - С. 8494.
16. Казанцева Л.А. Методика диагностики уровня сформированности исследовательских умений у студентов - будущих педагогов. - Казань, КГУ, 1998. - 88 с.
17. Камышникова Т.А. Исследовательский подход в обучении как средство развития у учащихся познавательной самостоятельности - необходимого качества социально активной личности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. - М., 1985. - 16 с.
18. Коноводова Ю. А. Роль самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии // Актуальные задачи педагогики: материалы III Международной научной конференции (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: «Молодой ученый», 2013. - С. 123-124.
19. Кортнев К. П., Сочетание в обучении решения задач и лабораторного практикума / К.П. Кортнев, К.П. Шушарина // Современные методы физико-математических наук: Труды международной конференции (Орел, 9-14 октября 2006 г.). - Орел: ОГУ, 2006.
20. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии». - М.: Издание МГДД(Ю) Т, 2016. - С. 114-121.
21. Леонтович A.B. Современные трактовки одаренности и организация исследовательской работы с детьми в сфере дополнительного образования // Дополнительное образование. - 2002. - № 9. - С. 13-17.
22. Леонтович A.B. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Школьные технологии.- 1999. - № 1-2. - С. 132-137.
23. Леонтович A.B. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. - 1999. - № 10. - С. 22-24.
24. Ляшко Л.Ю. Научно-практическая конференция учащихся как эффективная форма дополнительного образования // Дополнительное образование. - 1999. - № 3. - С. 7-15.
25. Макротова Г. В. Школа исследовательской культуры: учебное пособие / под ред. И. Ф. Исаева. - Белгород: БелГУ, 2007. - 300с.
26. Михеева Л.А. Формирование исследовательских умений в процессе обучения математике в начальной школе: Дисс...канд. пед. наук. - М., 2004.- 126 с.
27. Недодатко Н. Г. Формирование учебно-исследовательских умений старшеклассников: Дис. ... канд. пед. наук. - Кривой Рог, 2010. - 212 с.
28. Пазынин В.В. Модель исследовательского урока // Исследовательская работа школьников. - 2008. - № 4. - С. 57-66.
29. Поварницына А.Г. Оценка как компонент учебной деятельности и ее роль в развитии личности школьника: Дисс...канд. психол.наук. - Н.Новгород, 2001. - 200 с.
30. Раздульева Е.М. Развитие исследовательских способностей студентов педагогического вуза: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. - Саранск, 2008. - 19 с.
31. Романов П.Ю. Теория и практика формирования исследовательских умений в процессе математической подготовки студентов. - Магнитогорск: МаГУ, 2002. - 142 с.
32. Ромась Л. Научно-исследовательская деятельность в начальных классах // Начальное образование. - 2013. - № 15. - С. 2-11.
33. Рудакова Д.Т. Информационная образовательная среда современной школы и развитие личностного потенциала учащихся // Образовательные технологии XXI века. - М.: Изд-во Института содержания и методов обучения РАО, 2008. - С. 177-183.
34. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - С. 34-45.
35. Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников. - 2002 - №1 - С. 34-45, №2 - С. 7378.
36. Савенков А. Развитие исследовательских умений у школьников // Школьный психолог. - 2008. - №18.
URL: https://psy.1sep.ru/view article.php?id=200801802 (дата обращения
02.05.2019)
37. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: «Сентябрь», 2003. - 204 с.
38. Семенов А.А. Вопросы теории и методики обучения биологии: Учебное пособие для студентов заочников / А.А. Семенов, Н.Г. Боброва, Л.М. Глазкова. - Самара: СамГПУ, 2003. - 176 c.
39. Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография. - Южно-Сахалинск: Издательство СахГУ, 2014. - 208 с.
40. Степанюк А.В. Дидактические условия вооружения учащихся общими методами научного познания: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Киев, 1985. - 204 с.
41. Сырцева Т.Э. Работа учителя по развитию научноисследовательской деятельности учащихся // Дополнительное образование. - 2004. - № 2. - С. 12-18.
42. Титов Е. Организация исследовательской деятельности учащихся на природе // Народное образование. - 2004. - № 3. - С. 223-227.
43. Файн Т.Д. Поэтапные действия по формированию
исследовательской культуры школьников // Практика административной работы в школе. - 2003. - №7. - С. 35-40.
44. Чернышева О.А. Обществознание. Проектная деятельность: методика, технология, результаты. 5 - 11 классы: учебно-методическое пособие. - Ростов н /Д: Легион, 2015. - С. 6-13.
45. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. - 2003. - № 6. - С. 24-29.
46. Чупров Л.Ф. Исследование особенностей словесно-логического мышления детей (практическое пособие для психологов). - Черногорск: СМОПО, 2009. - 62 с.
47. Шиков Е.В. Исследовательский принцип в обучении // Биология в школе. - 1995. - № 2. - С. 19-21.
48. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова. - М.: Просвещение, 2011. - 157 с.