ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Анализ литературы по проблеме исследования психологических
особенностей самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста 7
1.2 Психологические особенности личности в подростковом
возрасте 15
1.3 Психологические особенности самоутверждения мальчиков и
девочек подросткового возраста 22
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ 33
2.1 Организация исследования. Методики исследования 33
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического
исследования 36
Выводы по 2 главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Анализ литературы по проблеме исследования психологических
особенностей самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста 7
1.2 Психологические особенности личности в подростковом
возрасте 15
1.3 Психологические особенности самоутверждения мальчиков и
девочек подросткового возраста 22
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ 33
2.1 Организация исследования. Методики исследования 33
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического
исследования 36
Выводы по 2 главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из наиболее значимых потребностей развивающейся личности является потребность в
самоутверждении. Чувство собственной ценности, формируемое в ходе данного процесса, является одним из показателей нормального психологического развития человека в любом возрасте, тем не менее, именно в подростковом периоде проблема самоутверждения приобретает особенное значение.
Действительно, на данном этапе происходят изменения в
эмоциональной, интеллектуальной и сексуальной сферах жизнедеятельности подростка. Происходящие с ним внутренние изменения диктуют необходимость внешних перемен: подросток пытается найти себя, свое «я», самоутвердиться как личность и доказать свою самостоятельность во всем.
Подростки не только становятся более самостоятельными: более многообразными и содержательными становятся их отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера их деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям. Самоутверждение на данном возрастном этапе предстает в качестве одного из компонентов особого психического состояния, которое является определяющим для подросткового возраста и способствует развитию социальной зрелости растущего человека.
Именно поэтому формирование конструктивного самоутверждения у подростков становится сегодня важной задачей в деятельности психологов и педагогов. Для обеспечения эффективности данного процесса необходимо знать, какие качества личности характерны для подростков с различными типами самоутверждения, а также учитывать полоролевые особенности самоутверждения, то есть различия в стратегиях, избираемых для самоутверждения мальчиками и девочками-подростками.
В связи с этим, исследование психологических особенностей самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста позволяет создать эффективные психолого-педагогические условия для общего развития личности школьника на данном возрастном этапе, формирования у него позитивных индивидуально-психологических качеств с целью формирования в будущем активных и инициативных людей, ориентированных не только на собственное развитие, но и на раскрытие потенциала всего современного общества.
Цель исследования: теоретическое и эмпирическое изучение
психологических особенностей самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста.
Задачи исследования:
- провести анализ литературы по проблеме исследования психологических особенностей самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста;
- определить основные психологические особенности личности в подростковом возрасте;
- выявить психологические особенности самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста;
- провести эмпирическое исследование психологических особенностей самоутверждения подростков.
Объект исследования: мальчики и девочки подросткового возраста.
Предмет исследования: психологические особенности
самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования, синтез имеющейся информации), практические (тестирование, методы математической и статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента).
Гипотеза эмпирического исследования: существуют различия между психологическими особенностями самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста.
Проблема психологических особенностей процесса самоутверждения личности является достаточно хорошо изученной в современной психологии. В частности, методологическим основанием исследования послужили работы современных отечественных авторов, посвященные изучению сущности самоутверждения: А.Н. Бражникова [7], В.В. Знаков [21; 22], Е.Н. Шутенко [50] и другие; психологических особенностей самоутверждения подростков: Т.Д. Байрамкулова [4], В.И. Гладилина [11], О.П. Гредюшко [13], Г.В. Доржиева [14], А.В. Забелина [18], З.С. Курбанова [28], В.Г. Маралов [30], Т.Н. Матанцева [31], О.А. Моисеева [32], Н.Е. Харламенкова [45], А.Ю. Швацкий [49] и другие; различий стратегий самоутверждения мальчиков и девочек-подростков: Т.Д. Дубовицкая [15], Е.А. Киреева [24; 25; 26], Л.П. Осьмак [34], Е.Т. Соколова [40] и другие.
Тем не менее, проведенный анализ литературы позволяет говорить о том, что вопрос о психологических особенностях самоутверждения, характерных подросткам мужского и женского пола, является
малоизученным в отечественной психологии.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы педагогами-психологами при подготовке коррекционных занятий с подростками разного пола, использующими негативные стратегии самоутверждения.
Апробация результатов работы. Отдельные аспекты данной выпускной квалификационной работы рассмотрены в статье, размещенной в сборнике
ADVANCED SCIENCE: Материалы III Международной научно -
практической конференции. (Пенза, 23 апреля 2018 г.) [2].
Структура работы представлена введением, двумя главами (теоретической и эмпирической), заключением, списком использованной литературы и приложениями.
самоутверждении. Чувство собственной ценности, формируемое в ходе данного процесса, является одним из показателей нормального психологического развития человека в любом возрасте, тем не менее, именно в подростковом периоде проблема самоутверждения приобретает особенное значение.
Действительно, на данном этапе происходят изменения в
эмоциональной, интеллектуальной и сексуальной сферах жизнедеятельности подростка. Происходящие с ним внутренние изменения диктуют необходимость внешних перемен: подросток пытается найти себя, свое «я», самоутвердиться как личность и доказать свою самостоятельность во всем.
Подростки не только становятся более самостоятельными: более многообразными и содержательными становятся их отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера их деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям. Самоутверждение на данном возрастном этапе предстает в качестве одного из компонентов особого психического состояния, которое является определяющим для подросткового возраста и способствует развитию социальной зрелости растущего человека.
Именно поэтому формирование конструктивного самоутверждения у подростков становится сегодня важной задачей в деятельности психологов и педагогов. Для обеспечения эффективности данного процесса необходимо знать, какие качества личности характерны для подростков с различными типами самоутверждения, а также учитывать полоролевые особенности самоутверждения, то есть различия в стратегиях, избираемых для самоутверждения мальчиками и девочками-подростками.
В связи с этим, исследование психологических особенностей самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста позволяет создать эффективные психолого-педагогические условия для общего развития личности школьника на данном возрастном этапе, формирования у него позитивных индивидуально-психологических качеств с целью формирования в будущем активных и инициативных людей, ориентированных не только на собственное развитие, но и на раскрытие потенциала всего современного общества.
Цель исследования: теоретическое и эмпирическое изучение
психологических особенностей самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста.
Задачи исследования:
- провести анализ литературы по проблеме исследования психологических особенностей самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста;
- определить основные психологические особенности личности в подростковом возрасте;
- выявить психологические особенности самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста;
- провести эмпирическое исследование психологических особенностей самоутверждения подростков.
Объект исследования: мальчики и девочки подросткового возраста.
Предмет исследования: психологические особенности
самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования, синтез имеющейся информации), практические (тестирование, методы математической и статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента).
Гипотеза эмпирического исследования: существуют различия между психологическими особенностями самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста.
Проблема психологических особенностей процесса самоутверждения личности является достаточно хорошо изученной в современной психологии. В частности, методологическим основанием исследования послужили работы современных отечественных авторов, посвященные изучению сущности самоутверждения: А.Н. Бражникова [7], В.В. Знаков [21; 22], Е.Н. Шутенко [50] и другие; психологических особенностей самоутверждения подростков: Т.Д. Байрамкулова [4], В.И. Гладилина [11], О.П. Гредюшко [13], Г.В. Доржиева [14], А.В. Забелина [18], З.С. Курбанова [28], В.Г. Маралов [30], Т.Н. Матанцева [31], О.А. Моисеева [32], Н.Е. Харламенкова [45], А.Ю. Швацкий [49] и другие; различий стратегий самоутверждения мальчиков и девочек-подростков: Т.Д. Дубовицкая [15], Е.А. Киреева [24; 25; 26], Л.П. Осьмак [34], Е.Т. Соколова [40] и другие.
Тем не менее, проведенный анализ литературы позволяет говорить о том, что вопрос о психологических особенностях самоутверждения, характерных подросткам мужского и женского пола, является
малоизученным в отечественной психологии.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы педагогами-психологами при подготовке коррекционных занятий с подростками разного пола, использующими негативные стратегии самоутверждения.
Апробация результатов работы. Отдельные аспекты данной выпускной квалификационной работы рассмотрены в статье, размещенной в сборнике
ADVANCED SCIENCE: Материалы III Международной научно -
практической конференции. (Пенза, 23 апреля 2018 г.) [2].
Структура работы представлена введением, двумя главами (теоретической и эмпирической), заключением, списком использованной литературы и приложениями.
Процесс личностного самоутверждения чрезвычайно важен и интересен и, вместе с тем, сложен как в плане реализации, так и плане исследования. Вместе с тем, проявление стремления к самоутверждению многие исследователи считают основополагающим при оценке подросткового возраста. Склонность подростка к самоутверждению находится в тесной связи с возникновением интереса к собственному внутреннему миру, и может рассматриваться в качестве следствия усложнения личного опыта подростка, изменения его положения в обществе и взаимоотношений с окружающими, изменений его нравственного и интеллектуального развития.
То есть, психологические особенности процесса самоутверждения подростка являются следствием не только и не столько биологического созревания и развития, сколько изменения социальных условий жизни и деятельности ребенка, появления в этом отношении новых социальных факторов, осознания своей гендерной идентичности - именно поэтому стратегии самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста различаются.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Термин «самоутверждение» используется для обозначения сложного психологического феномена, представляющего собой процесс утверждения индивидом ценности и значимости собственной личности, своего значения, права быть собой. В то же время, подростковый возраст - это период противоречий, для которого характерно сочетание повышенной возбудимости, быстрой смены настроений с возрастающим умением управлять своими чувствами и эмоциями. В процессе самоутверждения
подростки выбирают одну из трех базовых стратегий: неуверенная,
агрессивная (доминантная) и уверенная (конструктивная).
2. Неуверенная стратегия самоутверждения проявляется в том, что подросток предпочитает скрывать собственное мнение и эмоциональные реакции, он склонен избегать ситуации, в которых приходится брать инициативу на себя и самостоятельно принимать ответственные решения. Агрессивная стратегия самоутверждения имеет место, когда подросток проявляет тенденцию к подавлению окружающих, навязывает им свою точку зрения, смотрит на других свысока, использует доминирующий стиль общения. Уверенная стратегия соответствует самоутверждению путем самоопределения, когда подросток придерживается демократического стиля взаимодействия с окружающими людьми, он склонен открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других, не критикуя его.
3. Эмпирическое исследование показало, что, в отличие от девочек, мальчики-подростки чаще проявляют деструктивный тип самоутверждения. В то же время, для большего количества девочек подросткового возраста характерно использование конструктивного типа самоутверждения или отказа от него. По всем трем типам самоутверждения различия между мальчиками и девочками подросткового возраста являются статистически значимыми. Также, среди мальчиков подросткового возраста наибольшее количество испытуемых характеризуются использованием стратегии доминирования. Среди девочек же подростков наибольшее количество участниц исследования характеризуются использованием стратегий самоотрицания, а также конструктивного самоутверждения. Различия между мальчиками и девочками подросткового возраста по характерной для них стратегии конструктивного самоутверждения являются статистически значимыми.
Таким образом, задачи исследования были нами решены, а цель - достигнута. Гипотеза эмпирического исследования нашла свое полное подтв ерждение.
Исследование может быть продолжено и расширено путем привлечения новых диагностических методик, увеличения объема выборки, исследования отдельных аспектов процесса самоутверждения подростков.
То есть, психологические особенности процесса самоутверждения подростка являются следствием не только и не столько биологического созревания и развития, сколько изменения социальных условий жизни и деятельности ребенка, появления в этом отношении новых социальных факторов, осознания своей гендерной идентичности - именно поэтому стратегии самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста различаются.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Термин «самоутверждение» используется для обозначения сложного психологического феномена, представляющего собой процесс утверждения индивидом ценности и значимости собственной личности, своего значения, права быть собой. В то же время, подростковый возраст - это период противоречий, для которого характерно сочетание повышенной возбудимости, быстрой смены настроений с возрастающим умением управлять своими чувствами и эмоциями. В процессе самоутверждения
подростки выбирают одну из трех базовых стратегий: неуверенная,
агрессивная (доминантная) и уверенная (конструктивная).
2. Неуверенная стратегия самоутверждения проявляется в том, что подросток предпочитает скрывать собственное мнение и эмоциональные реакции, он склонен избегать ситуации, в которых приходится брать инициативу на себя и самостоятельно принимать ответственные решения. Агрессивная стратегия самоутверждения имеет место, когда подросток проявляет тенденцию к подавлению окружающих, навязывает им свою точку зрения, смотрит на других свысока, использует доминирующий стиль общения. Уверенная стратегия соответствует самоутверждению путем самоопределения, когда подросток придерживается демократического стиля взаимодействия с окружающими людьми, он склонен открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других, не критикуя его.
3. Эмпирическое исследование показало, что, в отличие от девочек, мальчики-подростки чаще проявляют деструктивный тип самоутверждения. В то же время, для большего количества девочек подросткового возраста характерно использование конструктивного типа самоутверждения или отказа от него. По всем трем типам самоутверждения различия между мальчиками и девочками подросткового возраста являются статистически значимыми. Также, среди мальчиков подросткового возраста наибольшее количество испытуемых характеризуются использованием стратегии доминирования. Среди девочек же подростков наибольшее количество участниц исследования характеризуются использованием стратегий самоотрицания, а также конструктивного самоутверждения. Различия между мальчиками и девочками подросткового возраста по характерной для них стратегии конструктивного самоутверждения являются статистически значимыми.
Таким образом, задачи исследования были нами решены, а цель - достигнута. Гипотеза эмпирического исследования нашла свое полное подтв ерждение.
Исследование может быть продолжено и расширено путем привлечения новых диагностических методик, увеличения объема выборки, исследования отдельных аспектов процесса самоутверждения подростков.
Подобные работы
- УВЕРЕННОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2013 - ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Агрессивность как характеристика лидера в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2013 - Детско-родительские отношения в подростковом возрасте (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2015 - Личностные особенности подростков
в различных типах образовательной среды
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



