ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Дидактическая игра: понятие и особенности 6
1.2. Психолого-педагогические особенности учащихся среднего школьного возраста 16
1.3. Особенности применения дидактических игр на уроках русского
языка 20
Выводы по 1 главе 27
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Диагностика развития интереса к занятиям по русскому языку у детей среднего школьного возраста 29
2.2. Организация использования дидактических игр как средства развития интереса к занятиям по русскому языку у детей среднего школьного
возраста 32
2.3. Результаты использования дидактических игр как средства развития интереса к занятиям по русскому языку у детей среднего школьного
возраста. 42
Выводы по 2главе 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Актуальность исследования. В настоящее время обществом подчеркивается необходимость повышения качества школьного образования, указывается необходимость всестороннего развития личности обучающегося. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования выдвигаются требования по развитию познавательных интересов у школьников. Активизация познавательной деятельности при обучении – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательной организации. Сознательное и прочное усвоение знаний происходит в процессе активной умственной работы. Поэтому педагогу следует организовать урок так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий обучающихся. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
При этом однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и неэффективным. Русский язык является одним из сложных предметов в средней общеобразовательной школе. Поэтому необходимо развить у обучающихся интерес к этому предмету, сделать его изучение как можно более радостным и увлекательным. В этом и может помочь использование дидактических игр на уроках русского языка. В игре на уроке у обучающихся развиваются когнитивные способности, в результате чего изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.
Однако дидактическим играм как средству развитию интереса школьников к урокам русского языка сейчас не уделяется должное внимание в современной научной литературе. Таким образом, следует отметить противоречие между необходимостью качественно изменить процесс развития интереса обучающихся и недостаток научно-обоснованных методических рекомендаций, направленных на развитие интереса школьников к урокам русского языка посредством дидактических игр.
Проблемой данного исследования является развитие интереса у учащихся 5-го класса к урокам русского языка через применение дидактических игр.
В соответствии с выделенным противоречием и проблемой тема выпускной квалификационной работы - дидактические игры, как средство развития интереса к занятиям по русскому языку.
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать комплекс дидактических игр как средства развития интереса к занятиям по русскому языку у детей среднего школьного возраста, оценить его результативность на практике.
Объект исследования – процесс развития интереса к занятиям по русскому языку у детей среднего школьного возраста.
Предмет – дидактические игры как средство развития интереса к занятиям по русскому языку у детей среднего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Изучить теоретические аспекты применения дидактических игр как средства развития интереса к занятиям по русскому языку у детей среднего школьного возраста.
2. Выявить уровень интереса учащихся к изучению русского языка.
3. Разработать и апробировать комплекс дидактических игр, направленный на развитие интереса к занятиям по русскому языку у обучающихся 5-го класса.
4. Оценить результативность разработанного комплекса дидактических игр на практике.
В основу исследования была положена гипотеза: при использовании на уроках русского языка в 5-м классе дидактических игр можно значительно повысить уровень развития интереса учащихся к урокам русского языка.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы стали исследования отечественных педагогов и психологов. Большое значение имели работы Л.С. Выготского, разработавшего возрастную периодизацию для развития детей школьного возраста и А. Н. Леонтьева, разработавшего в психологии теорию деятельности. Применение игровых форм в обучении были предметом исследования таких ученых, как А. Г. Волостникова, А. Градова, Д.В. Менджерицкая и др. В работах В.К. Буряк, Э.А. Киреевой и др. определены основные функции, которые выполняют игры и игровые технологии в процессе обучения. В научных трудах В.А. Карсонова,
Д.А. Маловичко, Л.С. Якушиной и др. обосновано применение игр и игровых технологий на уроках русского языка в основной школе.
Для достижения поставленных задач в работе использованы следующие методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ лингвистической, психологической, методической литературы по проблеме, построение гипотезы;
- эмпирические: метод разработки и проведения констатирующего, формирующего и контрольного этапов эмпирического исследования, наблюдение, анкетирование.
Практическая база исследования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Скородумская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Скородумская СОШ») Усть-Ишимского муниципального района Омской области.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические сведения, методические рекомендации, дидактические игры и сформулированные выводы могут быть использованы учителями и студентами-практикантами при подготовке и проведении уроков русского языка.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.
Проведенный нами анализ публикаций отечественных ученых-педагогов и психологов по проблеме применения игр в обучении и воспитании позволяет сделать вывод о том, что игра имела огромное значение в образовании детей еще с древних времен. В процессе игры создается особая игровая ситуация, которая способствует вовлечению детей в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, которая обладает большим внушающим воздействием, а значит, позволяет передавать детям необходимые знания, умения и навыки.
Дидактические игры – одна из разновидностей педагогических игр. Зарубежными и отечественными исследователями неоднократно предлагались разнообразные классификации игр. В настоящее время в науке главенствующей является точка зрения, что педагогические игры, в число которых входят дидактические игры наряду с играми воспитывающими, развивающими и социализирующими, могут быть классифицированы по нескольким различным основаниям. В условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта, в котором делается особый акцент на активизации и интенсификации учебного процесса, игровая деятельность используется педагогами не только как технология внеклассной работы или как элемент более обширных технологий, но и в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета, а также как форма организации урока или его части.
Игровые технологии и дидактические игры наиболее часто используются на уроках в младшей школе, однако несмотря на то, что в среднем школьном возрасте ведущей деятельностью является не игровая деятельность, а общение, именно дидактические игры и игровые приемы способствуют преодолению таких острых проблем подросткового возраста как отсутствие мотивации к изучению школьных предметов, повышенная эмоциональность, чувство оторванности от коллектива.
Дидактические игры на уроках русского языка применяются педагогами уже длительное время. Важно отметить, что при организации дидактических игр учитель должен осознавать, что дидактическая игра – это не просто развлечение. Игровая педагогическая деятельность обладает значительным образовательным потенциалом, только когда проводится с учетом требований, предъявляемых к игре, со знанием принципов и условий организации игры, ее подготовки и проведения.
Методическая подготовка педагога к организации дидактических игр является определяющим фактором при достижении учебных, развивающих и воспитательных целей и задач, которые ставятся в процессе использования игры на уроке. Правильная подготовка и организация дидактических игр, учет всех требований, предъявляемых к игре, профессионализм и личная заинтересованность учителя русского языка являются залогом достижения дидактических целей, высоких учебных и личностных результатов учащихся, а в конечном счете – эффективности игровых методов обучения.
С целью определения особенностей развития интереса у учащихся 5-х классов к урокам русского языка средствами дидактических игр было организовано и проведено эмпирическое исследование.
Анализ результатов констатирующего этапа эмпирического исследования позволил установить, что у большинства обучающихся 5-го класса интерес к изучению русского языка сформирован на среднем и низком уровнях. Полученные результаты свидетельствовали о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию у обучающихся 5-го класса устойчивого интереса к урокам русского языка. В связи с тем, что уровень развития познавательного интереса учащихся был недостаточным, было принято решение подобрать и апробировать комплекс дидактических игр, направленных на развитие интереса у пятиклассников к урокам русского языка.
1. Баев П. М. Играем на уроках русского языка : Пособие для преподавателей зарубеж. шк. [Текст] / П. М. Баев. - М. : Рус. яз., 1989. - 86 с.
2. Баева З. И. Учение с увлечением [Текст] : стихи-опоры на уроках русского языка / З. И. Баева ; Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. - Ростов-на-Дону : Альтаир, 2017. - 167 с.
3. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Р.Т. Байярд, Д. Байярд. - М.: Академический проект, 2015. – 198с.
4. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе [Текст] : учебное пособие для общеобразовательных организаций / Г. А. Богданова. - 8-е изд. – М. : Просвещение, 2017. - 191 с.
5. Бойнова Н. И. Творческие игры на уроках русского языка [Текст] / Н. И. Бойнова. // Начальная школа. – 2005. – № 10. – С. 37-40.
6. Букатов В. М. Секреты дидактических игр [Текст] : психология, методика, дисциплина / В. М. Букатов. - Москва : Сфера ; Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 203 с.
7. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: хрестоматия социоприёмов обучения. Книга для учителя / В. М. Букатов, А. П. Ершова. - М.: Школьная лига, 2013. – 192 с.
8. Буряк, В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности: дайджест [Текст] / В. К. Буряк // Психология обучения. – 2008. – № 3. – С. 118-119.
9. Васина Н. В. Деловые игры и игровые упражнения в учебном процессе [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. В. Васина, О. А. Мищенко ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет». - 2-е изд., испр. и доп. - Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2016. – 227 с.
10. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2016. –162 с.
11. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст]/ Л. С. Выготский. - М.: АСТ «Астрель». – 2008. – 672 с.
12. Гафарова Е. А. Упражнения для творчества [Текст] : учебно-методическое пособие / Гафарова Елена Аркадьевна. – М. : Перо, 2017. - 74 с.
13. Головина, С. В. Современный урок : проблемы, перспективы [Текст] / С. В. Головина. – Волгоград : Учитель, 2013. – 76 с.
14. Горбатов, Д. С. Корректурные упражнения на уроках орфографии [Текст] / Д. С. Горбатов // Русский язык в школе. – 1996. – № 5. – С. 34–36.
15. Горелова И. В. Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / И.В. Горелова // Молодой ученый. – 2015. – №1.2. – С. 11-13.
16. Градова, А. Управление познавательной деятельностью учащихся [Текст] / А. Градова // Учитель. – 2014. – № 6. – С. 76-80.
17. Данилова И. Ю. Нескучные уроки в 5-м классе / И. Ю. Данилова – [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/518359/ (дата обращения: 05.09.2019).
18. Елясова О. Е. Игры на уроках русского языка [Текст] / О. Е. Елясова. // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». – 2003. – №2 – С. 13-18.
19. Елясова О. Е. Игры на уроках русского языка [Текст] / О. Е. Елясова. // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». – 2004. – №30. – С. 28-30.
20. Ерошкина М. В. Игровые технологии на уроках русского языка один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов / М. В. Ерошкина. – [Электронный ресурс]. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/572501/ (дата обращения: 11.09.2019).
21. Жажева, С. А. Компетентностный подход в обучении русскому языку [Текст] / С. А. Жажева // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. - 2014. - Вып. 2. - С. 97-100.
22. Жданова Л. У. Игра в воспитании и обучении [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 109-111.
23. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы [Текст] : игры со словами, разработки уроков / авторы-составители К. Е. Виноградова [и др.]. - Изд. 2-е, испр. - Волгоград : Учитель, 2018. - 238 с.
24. Керимкулова К. Н. Грамматические игры на уроках русского языка как средство повышения грамотности учащихся [Текст] / К. Н. Керимкулова// Вестник Жалал-Абадского государственного университета. – 2017. – №1. – С. 67-69.
25. Киреева, Э. А. Психология и педагогика (для бакалавров) [Текст] / Э. А. Киреева. – М: КноРус, 2014. – 496 c.
26. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М : Академия, 2011. – 569 с.
27. Козырева Н. Л. Урок русского языка: результативно и интересно [Текст] / Н. Л. Козырева. // Русский язык в школе. – 2003. – № 1. – С. 35-38.
28. Колкунова А. В. Система формирования УУД средствами игрового обучения [Текст] / А.В. Колкунова // Молодой ученый. – 2014. – №8. – С. 796-798.
29. Коновалова О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С. 35-36.
30. Копылова В. Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе [Текст]/ В. Б. Копылова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар: Новация, 2016. – С. 156-158.
31. Кошенкова Н. В., Миналиева М. А., Рачителева Н. А. Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе // Молодой ученый. – 2016. – №12. – С. 881-883.
32. Кругликов, В. Н. Методы активизации познавательной деятельности [Текст] / В. Н. Кругиликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. – Санкт-Петербург : Знание, 2016. – 369 с.
33. Кулагина, И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения [Текст] / И. В. Кулагина // Наука и школа. – 2010. – №2. – С. 55-56.
34. Мазурова Н. А. Бахор Т. А. Зырянова О. Н. Формирование лингвистической компетенции с использованием элементов занимательной лингвистики на уроках русского языка в начальной школе / Н. А. Мазурова, Т. А. Бахор, О. Н. Зырянова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6 (часть 2) – С. 280-289.
35. Маловичко, Д. А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника [Текст] / Д. А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2016. – №1. – С. 61–67.
36. Маневцова, Л. М. О развитии познавательных интересов детей [Текст] / Л. М. Маневцева // Педагогика. – 2016. – № 11. – С. 26–29.
37. Менджерицкая, Д. В. Воспитание детей в игре [Текст] / Д. В. Менджерицкая. – М. : Просвещение, 1979. – 128 с.
38. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст]/ Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146.
39. Олешков, М. Ю. Современные образовательные технологии : Учебное пособие [Текст] / М. Ю. Олешков. – Нижний Тагил : НТГСПА, 2011. – 144 с.
40. Парпиев О. Т. Использование педагогических игр как фактор повышения эффективности обучения [Текст] / О. Т. Парпиев // Молодой ученый. – 2011. – №12. Т.2. – С. 127-129.
41. Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения. – [Электронный ресурс]. - URL: http://window.edu.ru/ window_catalog/files/r37174/02-1-o.pdf (дата обращения: 03.10.2019).
42. Психология развития: молодость, зрелость, старость [Текст] / О.В. Хулаева. – М., 2016. – 195с.
43. Рем Шмидт Х. Подростковый и юношеский возраст [Текст] / Р.Х. Шмидт. – М.: Мир, 2013. – 188с.
44. Рик Т. Г. Игры на уроках русского языка. 5 класс [Текст] / Т. Г. Рик. – Изд. 3-е. – М. : ВАКО, 2018. – 127 с.
45. Сальникова О. А. «А теперь поиграем…». Об использовании игровых форм на уроках русского языка [Текст]/ О. А. Сальникова. // Русская словесность. – 2006. – № 7. – С. 42-46.
46. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст]/ Г.К. Селевко – М: Народное образование, 1998. –256 с.
47. Семенов В. Ю. Возрастно-половые особенности социоэмоционального интеллекта младших школьников и подростков : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Семенов Владислав Юрьевич; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2016. - 22 с.
48. Современный урок русского языка и литературы [Текст] : сборник методических материалов / Автономная некоммерческая организация Учебно-консультативный центр «Просперис». Просветительский проект в области русского языка и литературы «Уметь учить - уметь учиться». - Иваново : ЛИСТОС, 2017. - 120 с.
49. Сосоенко Н. С. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся/ Н.С. Сосоенко // Молодой ученый. – 2018. – №4. – С. 218-221.
50. Столбунова С. В. Как построить нетрадиционный урок русского языка [Текст] / С. В. Столбунова // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября».– 2005. – № 17. – С. 11-18.
51. Таланов, В.Л. Справочник практического психолога [Текст] / В.Л. Таланов, И.Г. Малкина-Пых. - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2016. – 992с.
52. Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы [Текст] : нестандартные задания, рекомендации, уроки / авторы-составители: Н. М. Сулицкая [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2017. - 190 с.
53. Учителям и родителям о психологии подростка [Текст] / [Г. Г. Аракелов, Н. М. Жариков, Э. Ф. Зеер и др.]; Под ред. Г. Г. Аракелова. - М. : Высш. шк.,,2013. – 304 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2016.– 31 с.
55. Федорова Л. И. Игра. Дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем [Текст] / Л. И. Федорова. – М.: Форум, 2009. – 176 с.
56. Федюшина В. В., Ковалева В. М., Медведева Ю. С. Дидактические игры на уроках русского языка [Текст] / В.В. Федюшина, В. М. Ковалева, Ю.С. Медведева // Образование и воспитание. – 2015. – №5. – С. 38-41.
57. Формирование и развитие видов речевой деятельности (слушание, чтение, говорение и письмо) на уроках русского языка и литературы: обучающие и диагностирующие материалы : рабочая тетрадь : учебное пособие / ГАО ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», Кафедра филологических дисциплин и методики их преподавания ; разработчик: Шацкая М. Ф. - Волгоград : РИЦ ГАУ ДПО "ВГАПО", 2019. - 51 с.
58. Щербакова, Е. В. Педагогика. Краткий курс : Учебное пособие [Текст] / М. Н. Недвецкая, Т. Н. Щербакова, Е. В. Щербакова. – М. : УЦ Перспектива, 2016. – 408 c.
59. Эльконин, Д. Б. Возрастные особенности младших подростков [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Наука, 2013. – 259с.
60. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Книга по требованию, 2013. – 228 с.
61. Peterson M. Computer Games and Language Learning [Текст] / M. Peterson. – Palgrave Macmillan US, 2013. – 167 р