1. Введение с. 3-7
Глава 1. Становление народного танца как вида народного творчества с.8-32
1.1. Особенности становления танцевального искусства с. 8-16
1.2. Формирование школы народно-сценического танца с. 16-24
1.3. Место народного танца среди других направлений с. 24-32
Глава 2. Проблемы сохранения народного танца и его самобытности в условиях современности с. 33-56
2.1. Факторы, влияющие на развитие и сохранение народной
танцевальной культуры с. 33-40
2.2. Проникновение западных танцев в Россию и их влияние на
дальнейшее развитие отечественной танцевальной культуры с. 40-49
2.3. Пути решения проблем, связанных с сохранением традиционного
народного танца с. 49-56
Заключение с. 57-59
Список источников и литературы с.60-62
Приложение
Народный танец - один из древнейших видов народного искусства. О народном танце очень много написано и рассказано писателями, поэтами, музыкантами и самими исполнителями. История сохранила большое количество памятников культуры человечества, в которых присутствует народный танец. Архитектура, живопись, скульптура, литература - все они воплощали это замечательное искусство народа, рождённое вместе с ним. И пока жив народ, живёт народный танец. Каждый народный танец - это история народа. Народный танец передаёт духовную культуру народа, его непосредственность и связь народного танца с традициями непрерывна. Сохраняя и развивая народный танец, мы в первую очередь, сохраняем и развиваем национальное достояние и всё что связано с самобытностью народа. Есть хорошее высказывание, казахского литератора Байтурсынова: "Если жива культура народа, его язык и традиции, будет жить и последующие поколения народа".
Актуальность выбранной мною темы очевидна. Танец является частью культуры народа, которая также хорошо, как и пословицы, поговорки, мифы, легенды, картины, памятники, книги, отражает всю жизнь и быт, хранит и транслирует историю определенного народа, а народное творчество является важнейшей составляющей уникального облика любого народа. Кроме того, посредством танца осуществляется воспитание подрастающего поколения. Сегодня танец народа также вбирает в себя что-то новое, трансформируясь и видоизменяясь, шагая в ногу со временем. Молодое поколение стремиться быть в моде, современные стили танца сегодня в тренде. Интерес к национальной культуре отодвигается на второй план. Сохранение народной танцевальной культуры среди молодого поколения в условиях современности и выявление тенденций утраты народной танцевальной культуры является основной проблемой исследования.
-изучить особенности становления танцевального искусства;
-изучить историю становления школы народно-сценического танца;
-определить место народно танца среди других направлений;
-выявить основные факторы, влияющие на развитие и сохранение народной танцевальной культуры;
-определить момент проникновения западных танцев в Россию и определить их влияние на дальнейшее развитие отечественной танцевальной культуры;
-определить основные способы решений проблем, связанных с сохранением и с дальнейшим развитием народного танцевального творчества.
Объектом исследования является танец в народной культуре. Народное танцевальное искусство является предметом исследования.
Основными источниками для написания данной работы явились: 1. интервью с экспертами-хореографами народного направления в количестве пяти единиц; 2. Интервью с танцовщиками народного направления в количестве пяти единиц. Глубинное интервью было проведено в период с март по апрель с помощью топик-гайдов.
Для исследования в качестве источников была использована литература по хореографии, культурологии, этнологии. В литературе по хореографии, кроме книг, встречаются в основном методические пособия по составлению и обучению народному танцу, статьи и различные материалы конференций.
Одной из наиболее интересных и полезных для исследования книг стала «Народный танец» Ткаченко Т.С. Автор ставит задачу дать общее представление о богатстве народного танца, охарактеризовать отличительные особенности и национальную специфику танцев народов России . Автор предлагает вниманию читателей лишь отдельные, наиболее характерные примеры из богатейшей сокровищницы народного танцевального творчества. Описанные в книге этнические особенности различных танцев народов СССР стали полезными для написания данной работы.
Учебное пособие Баглая В.Е. «Этническая хореография народов мира» считается первым изданием подобного типа, в котором анализируется этническая хореография народов зарубежных стран. В написании данной работы книга стала полезной для более полного понимания и анализа существования похожих танцевальных традиций и элементов зарубежных народов с народами, проживающие на территории России.
Книги Поляткова С.С. «Основы современного танца», Пасютинской В.М. «Волшебный мир танца» и Блок Л.Д. «Классический танец. История и современность» в совокупности стали полезными в изучении появления западных направлений в России, изучении народных и современных стилей танца, и определении места народного танца среди других направлений.
Степень разработанности исследуемой темы: в основном исследователи данной области затрагивают вопросы, связанные с фольклорной составляющей народного танца. Например, Стадник Ю.А. «Собрание танцевального фольклора. ХХ век»4, Катышева Д.Н. «Фольклорный танец - источник многообразия хореографического искусства»5, или народного искусства, в общем. Биктиагиров И.И. занимался изучением танцев народов Поволжья и в своем учебно-методическом пособии «Танцы народов Поволжья и их потенциал в этнокультурном воспитании школьников» рассказывает об основах этнокультурного воспитания учащихся, формирование у них элементов этнического самосознания и национальной культуры. Исследователей в области хореографии также интересуют вопросы, связанные составлениями программ для обучения народному танцу, например, Мусина Д.Н. в работе «Преемственность программ в хореографическом образовании - основа изучения сохранения и развития танцевальной речи народа».
Научная новизна данной работы заключается в оригинальности постановки проблемы с опорой на комплексные эмпирические методы (интервью).
В написании работы были использованы методы социологического исследования, а именно - интервью, которое проводилось с экспертами- хореографами и танцовщиками народной хореографии, т.к. они считаются компетентными лицами в этой области. Также был использован метод контент-анализа и наблюдения.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Глава первая состоит из трех параграфов: 1. Особенности становления танцевального искусства; 2. Формирование школы народно-сценического танца; 3. Место народного танца среди других направлений. Вторая глава «Проблемы сохранения народного танца и его самобытности в условиях современности» состоит также из трех параграфов: 1. Факторы, влияющие на развитие и сохранение народной танцевальной культуры; 2. Проникновение западных танцев в Россию и их влияние на дальнейшее развитие отечественной танцевальной культуры; 3. Пути решения проблем, связанных с сохранением традиционного народного танца. В заключении приведены выводы проведенного исследования. В приложении представлен инструментарий.
Изучив особенности становления танцевального искусства, мы сделали следующие выводы:
1. Зарождение танцевального искусства связано с ритуалами, обрядами, которые сопровождались первой музыкой - звенящие амулеты, браслеты, а также первый актёрский опыт - т.е. подражание птицам, животным. Развитие танцевальной культуры осуществлялось благодаря изменению условий жизни, появляются новые функции танца, новые теории. Теорий происхождения танцевального искусства существует огромное множество, но более распространены концепции зарождения танца Амашукели А.В.: теологическая концепция - божественное происхождение танца; космогоническая - зарождение танца под косморитмическим влиянием; природная - появление танца под влиянием земных явлений и процессов; социологическая — возникновение танцевальных начал в труде, развлечениях, религии и т.д.; биологическая концепция, определяющая источник танца в животном мире; психологическая - объясняющая появление танца в результате человеческих психических состояниях и реакциях. Осинцева Н.В. утверждает распространение мифологической, космогонической концепции в античности, в средневековье - теологическая, в Эпоху Возрождения и Новое время - природная.
2. Изучив историю становления школы народно-сценического танца, мы отметили, что формирование и появление термина «народно-сценический» является важным этапом в развитии танцевального искусства в целом. Благодаря вынесению народного танца на сцену, народная культура, таким образом, получает еще больший толчок в развитии, т.к. народный фольклор приобретает черты сценичности. Кроме того, народный танец теперь стал предметом изучения в колледжах, институтах, вузах. Это способствовало появлению профессиональных ансамблей, танцевальных групп и т.д.
3. Изучив литературу по отдельным танцевальным направлениям, мы определили, что народный танец в танцевальном искусстве занимает важное место, несмотря на то, что приоритет в выборе всегда выпадает на то, что современно сегодня. Народный танец часть национальной культуры, часть народа и это не искоренить. Народному танцу не нужно быть в моде, его развитие идет параллельно с другими направлениями танцевального искусства. Народный танец не исчез тогда, когда пришли «западные танцы», он развивается и сегодня, несмотря на моду современных стилей. Таким образом, мы делаем вывод, что место народного танца всегда будет занимать важное место в жизни народа.
4. Анализируя проведенные интервью с экспертами и хореографами, нам удалось выявить несколько основных факторов, имеющие свое влияние на развитие народного танца. 1. Взаимодействие, взаимовлияние народных, фольклорных традиций и обычаев двух или более этнических групп, влияющих на народный танец в целом. 2. Ассимиляция. 3. Смешение некоторых танцевальных элементов в народно-сценическом танце. 4. Наличие преемственности не только национальной культуры, но и народной хореографии, в частности. 5. Природные, бытовые условия проживания этнического группы. Объясняются эти факторы на примерах компактно проживающих этнических групп Среднего Поволжья, где прослеживается смешение народного фольклора, танцевальных традиций, восточнославянских народов Западной Сибири, чьи народные танцевальные традиции неуместно рассматривать отдельно друг от друга народов, а также этнической группы немцев, приживающих на территории России, которые ассимилировались, но смогли сохранить некоторые традиционные танцы.
5. Момент проникновения западной танцевальной культуры в Россию не имеет определенного времени. Но ярким периодом считается начало XX века, когда фокстрот, танго и другие бальные танцы были негативно встречены властью из-за слишком откровенных танцевальных па, поэтому программа танцевальных вечеров строго регламентировалась. Таким образом, западные танцы смогли стать частью танцевальной культуры России, но народный танец при этом не утратил свое значение.
6. Анализируя проведенные интервью, мы определили, на наш взгляд, основные пути решения, связанные с сохранением традиционного народного танца. Особое внимание нужно также уделять районам сельской местности, где фольклор больше сохранился, т.к. он является основой народного танца. Создание подходящих условий для изучения народного танца является одним из важных факторов сохранения и развития народно-танцевального искусства. В стране существует огромное количество хореографических училищ, колледжей, институтов и т.д. Для привлечения молодежи к изучению не только традиционного танцевального искусства, но и народной культуры в целом, создание сезонных танцевальных лагерей народной тематики может способствовать повышению интереса к народному танцу. Проведение различных мероприятий, например, в форме мастер-классов, по народному танцу, либо в форме «джем-батлов», популярное явление среди молодежи, которое помогает развитию искусства. Джем - батлы в народном стиле станут интересны современной молодежи. Пропагандированное и повсеместное распространение кружков, студий для занятия народными танцами - так же один из действенных способов развития национальной танцевальной культуры. Создание молодежных танцевальных клубов межэтнического характера станет неплохим место проведения досуга, где молодежь также сможет делиться особенностями культуры своего народа. Фанатичность своего дела так же называется одним из способов дальнейшего развития национальных танцев. Подготовка квалифицированных кадров в области народного танцевального искусства также является одним из важных способов дальнейшего развития народного танцевального творчества.
1.1. Полевые материалы автора (ПМА): интервью с экспертами- хореографами в области народного танца; фонд 1, опись 1
1.2. ПМА: интервью с танцовщиками в области народного танца; фонд 1, опись 2
2. Литература
2.1. Адам Олеарий. Подробное описание путешествия в Московию. - СПб. Изд. А. Суворина, 1870. -С. 26
2.2. Баглай В.Е. Этническая хореография народов мира. - Ростов-на- Дону.: Феникс, 2007. - С.74
2.3. Бахрушин Ю.А. История русского балета. - М. Юрайт, 2017. - С.5
2.4. Беляева-Сачук В.А. Польский танцевальный фольклор: традиции и современность // Материалы VI Межвузовской научно-практической конференции. - 2016. - С. 33-34
2.5. Биктиагиров И.И. Танцы народов Поволжья и их потенциал в этнокультурном воспитании школьников. - Казань.: К(П)ФУ, 2015. - С.15
2.6. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. -М.: Искусство, 1987. - С. 16
2.7. Бриске И.Э. Народно-сценический танец и методика его преподавания. - Челябинск.: Челяб. гос. акад. Культуры и искусств, 2007. - С.7
2.8. Везнер Н.Н. Современное состояние танцевального фольклора Российских немцев // Материалы VI Межвузовской научно-практической конференции. - 2016. - С. 97-99
2.9. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С.5
2.10. Егиазаров Г.А. Танцы и музыка. [Электронный ресурс]. ВКонтакте
[сайт] URL: https://vk.com/topic-58992362 30502166 ( дата обращения
10.05.2017 )
2.11. Заикин Н.И., Заикина Н.А. Русский народный танец. Часть 1. Хороводы. -Орел. Горизонт, 2014. -С.3
2.12. Запесоцкий А.С. Опыт этнохореографического образования в СПбГУП // Материалы VI Межвузовской научно-практической конференции. -2016. - С. 8-10
2.13. Захаров Р. В. Искусство балетмейстера. - М.: Искусство, 1954. - С. 34
2.14. Мусина Н.Д. Преемственность программ в хореографическом образовании - основа изучения, сохранения и развития танцевальной речи народа // Танец в диалоге культур и традиций. Материалы VI Межвузовской научно-практической конференции. - 2016. - С. 15-21
2.15. Настюков Г.А. Народный танец на самодеятельной сцене.(Советы балетмейстера). - М.: Профиздат, 1976. - С.3
2.16. Непомнящих В.В. Русская школа народно-сценического танца: возвращение к истокам //Международный научный журнал. - 2016. - № 20. - С. 788 - 790
2.17. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. - М.: Просвещение, 1985.- С.7
2.18. Полятков С.С. Основы современного танца. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006. - С.3
2.19. Самойленко В.Е. Бытовой танец в контексте социокультурных изменений в Росси ХХв. [Электронный ресурс] // Cyberleninka [сайт]. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/bvtovov-tanets-v-kontekste-sotsiokulturnvh- izmeneniy-v-rossii-xx-v ( дата обращения 02.07.18 )
2.20. Садыкова Д.А. Танец в пространстве современной культуры: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - СПб: СПбГУ, 2014. -С. 6
2.21. Ткаченко Т.С. Народный танец. -М. Искусство, 1954. - С.15
2.22. Шахватова А.А. Киргизский танец в национальной культуре. - Саратов.: СГУ, 2017. - С.3
2.23. Хёйзинга Йохан. Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. - С.104