РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ «ХЭНДМЕЙД» В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы развития творческого воображения у младших школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «творческое воображение» 11
1.2. Особенности развития творческого воображения младших
школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования 22
1.3. Формы и методы развития творческого воображения младших
школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования 33
Выводы по I главе 46
Глава II. Педагогическое обеспечение развития творческого воображения младших школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования
2.1. Организация и методика исследования 49
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа эксперимента 58
2.3. Реализация программы развития творческого воображения
младших школьников средствами технологии «хэндмейд» (формирующий этап эксперимента) 67
2.4. Анализ и обобщение результатов контрольного этапа эксперимента 75
Выводы по II главе 85
Заключение 88
Список литературы 92
Приложение
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы развития творческого воображения у младших школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «творческое воображение» 11
1.2. Особенности развития творческого воображения младших
школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования 22
1.3. Формы и методы развития творческого воображения младших
школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования 33
Выводы по I главе 46
Глава II. Педагогическое обеспечение развития творческого воображения младших школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования
2.1. Организация и методика исследования 49
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа эксперимента 58
2.3. Реализация программы развития творческого воображения
младших школьников средствами технологии «хэндмейд» (формирующий этап эксперимента) 67
2.4. Анализ и обобщение результатов контрольного этапа эксперимента 75
Выводы по II главе 85
Заключение 88
Список литературы 92
Приложение
Актуальность исследования. Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста играет важную роль, социализируя ребенка через активную деятельность. При этом творческое воображение детей младшего школьного возраста не способно на самостоятельное развитие, для этого необходимо создание специальных условий. Наиболее благоприятные условия для развития творческого воображения складываются в учреждениях дополнительного образования, где учитываются склонности детей, создаются ситуации успеха, обеспечивается комфортная обстановка.
Воображение является необходимым условием деятельности человека, поэтому развитие творческого воображения у младших школьников является актуальнейшей задачей на сегодняшний день. Являясь необходимым элементом любой творческой деятельности, воображение играет одну из важных ролей в жизни ребенка. Именно благодаря воображению дети в процессе своего развития могут легко придумывать что-то оригинальное, совершенствовать и создавать различные образы и модели.
Наиболее используемыми видами художественной деятельности для детей младшего школьного возраста являются именно интерактивные групповые занятия с использованием технологии «хэндмейд» - «аппликация», «оригами», «квиллинг», «торцевание», «плетение», «лепка» и многое другое. Изготовление игровых объектов, игрушек и декоративных поделок развивает креативное мышление, способствует воспитанию художественного и эстетического вкуса и творческой познавательной активности младших школьников.
Многие отечественные и зарубежные исследователи, занимающиеся проблемами изучения и развития воображения, утверждают, что воображение — это одно из самых крайне сложных по своему составу процессов, и поэтому углубление в данную тему достаточно
затруднительно. Нельзя так же отрицать и того, что творческое воображение важный психический процесс, присущий только человеку.
Творческое воображение своеобразный продукт мыследеятельного процесса, обеспечивающий новое образование, реализуемый в разных видах деятельности изучался такими выдающимися авторами П.П. Блонским [2], Л.С. Выготским [3], О.М. Дьяченко [10], Е.П. Ильиным [15], Г. Линдсей [20], Н.Н. Николаенко [27], К. Роджерсом [31], Т. Рибо [49] и многими другими.
По результатам зарубежных и отечественных психологических исследований, воображение как ничто другое влияет на психику ребенка, его общее развитие и его характер, а также на его интеллектуальную деятельность.
Воображение - по мнению психолога, которая изучала данную функцию, О.М. Дьяченко [10], это тот самый чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает новые возможности самовыражения, а так же требует от ребёнка нахождения и исполнения своих собственных идей и желаний.
По мнению Л.С. Выготского [3] существенное отличие воображения от остальных форм психической деятельности человека заключается в том, что воображение ни в коем случае не повторяется в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлениях, которые были накоплены прежде, а создает совершено новые ряды из ранее накопленных впечатлений. Из сказанного можно сделать вывод, что значение изучения воображения у детей младшего школьного возраста будет актуально всегда, чем и обусловлен наш выбор исследования.
Однако изученная педагогическая литература относится к области массового творческого воспитания. Проблемы целенаправленного развития у младших школьников творческого воображения в учреждениях дополнительного образования еще недостаточно точно изучены и исследованы.
Современная система учреждений дополнительного образования обладает большим резервом и опытом в развитии творческих способностей у младших школьников, их самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению. Учреждения дополнительного образования являются средством мотивации развития ребёнка к познанию и творчеству через многообразие видов деятельности.
Все вышесказанное позволяет выделить противоречие между потребностью общества в творческой личности, которая в будущем будет способна разрешать нестандартно, творчески и креативно возникающие социальные и профессиональные задачи и недостаточной разработанностью содержания, методов и форм развития творческого воображения младших школьников средствами «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования.
Проблема исследования: каковы содержание, формы и методы развития творческого воображения средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм, методов средств, обеспечивающих эффективное развитие творческого воображения младших школьников средствами технологии «хэндмейд», находящихся в учреждениях дополнительного образования.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у младших школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования - содержание, формы и методы развития творческого воображениями средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность развития у младших школьников творческого воображения средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «творческое воображение»;
- учитывать особенности процесса развития творческого воображения средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования;
- разработать и внедрить в практику развивающую программу «Creativehands», включающую разнообразные формы и методы развития творческого воображения младших школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) На основе исследования проблемы развития творческого воображения у младших школьников в зарубежных и отечественных концепциях, раскрыть психолого-педагогические характеристики понятия «творческое воображение».
2) Определить особенности развития творческого воображения младших школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования.
3) Проанализировать формы и методы развития творческого воображения младших школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования.
4) Разработать и опытно-экспериментальным путём проверить эффективность программы «Creativehands», направленную на развитие творческого воображения младших школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования, включающей эффективные формы и методы.
Методологическую основу исследования составили педагогические, психологические концепции в отечественной, зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие концептуальные положения развития творческого воображения (Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, К. Роджерс, Б.М. Теплов и другие) философские, педагогические и психологические теории о сущности и специфике творчества, творческой деятельности и способностей (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, А.Т. Шумилин и другие).
В соответствии с целью и задачами исследованиями нами были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ педагогической,
психологической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: наблюдение, беседы с педагогом дополнительного образования, учащимися; диагностическое тестирование с использованием таких методик как:
- методика Г.А. Урунтаевой [35] «Изучение оригинальности решения задач на построение образа»;
- методика Е.Е. Туник [34] «Изучение детской креативности»;
- методика Е. Торренса [53] «Исследование творческого мышления и воображения «Неполные фигуры».
Опытно-экспериментальной базой исследования стал МБУДО «Центр внешкольной работы» Приволжского района, г. Казани Республики Татарстан. Выборку составили 18 учащихся в возрасте 8-10 лет.
Этапы исследования. Исследования проводились в естественных условиях в три этапа.
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществляется анализ проблемы в педагогическом и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования;
подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы развития творческого воображения с детьми младшего школьного возраста средствами технологии «хэндмейд».
На третьем этапе (обобщающем) этапе проводился контрольный этап исследования, осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы развития творческого воображения с детьми младшего школьного возраста средствами технологии «хэндмейд», которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Creativehands».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Creativehands» может использоваться в практике учреждений дополнительного образования педагогами с детьми младшего школьного возраста. В результате применения данной программы достигнута положительная динамика в развитии творческого воображения детей младшего школьного возраста.
Материалы исследования прошли апробацию:
1. Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2019 года, секция «Актуальные проблемы воспитания и обучения в организациях дополнительного образования». Диплом за I место в секции. Сертификат за активное участие в Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ 2019 г.
2. Международная Студенческая Научная Конференция 2019 г.
III Междисциплинарный научный форум. Научная работа: «Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников средствами «хэндмейд» в системе дополнительного образования». Сертификат участника.
3. Минеева Л.А. Возрастные особенности развития творческого воображения у младших школьников в системе дополнительного образования / Л.А. Минеева // Вестник науки. - 2019. - № 2 (11) т. 4. - С.4-6.
4. Минеева Л.А. Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников средствами «хэндмейд» в системе дополнительного образования/ Л.А. Минеева // Вестник науки. - 2019. - № 3 (12) т. 1. -С.18-20.
5. Минеева Л.А. Развитие творческого воображения у младших школьников средствами «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования как педагогическая проблема / Л.А. Минеева // Сборник статей Итоговой научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2019 года (в печати).
6. Принята на публикацию статья на тему: «Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников средствами «хэндмейд» в системе дополнительного образования». III Междисциплинарный научный форум.
7. Приняты на публикацию тезисы на тему: Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста средствами «хэндмейд» в условиях дополнительного образования. XVIII Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования г. Москва, 15 мая 2019г.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Воображение является необходимым условием деятельности человека, поэтому развитие творческого воображения у младших школьников является актуальнейшей задачей на сегодняшний день. Являясь необходимым элементом любой творческой деятельности, воображение играет одну из важных ролей в жизни ребенка. Именно благодаря воображению дети в процессе своего развития могут легко придумывать что-то оригинальное, совершенствовать и создавать различные образы и модели.
Наиболее используемыми видами художественной деятельности для детей младшего школьного возраста являются именно интерактивные групповые занятия с использованием технологии «хэндмейд» - «аппликация», «оригами», «квиллинг», «торцевание», «плетение», «лепка» и многое другое. Изготовление игровых объектов, игрушек и декоративных поделок развивает креативное мышление, способствует воспитанию художественного и эстетического вкуса и творческой познавательной активности младших школьников.
Многие отечественные и зарубежные исследователи, занимающиеся проблемами изучения и развития воображения, утверждают, что воображение — это одно из самых крайне сложных по своему составу процессов, и поэтому углубление в данную тему достаточно
затруднительно. Нельзя так же отрицать и того, что творческое воображение важный психический процесс, присущий только человеку.
Творческое воображение своеобразный продукт мыследеятельного процесса, обеспечивающий новое образование, реализуемый в разных видах деятельности изучался такими выдающимися авторами П.П. Блонским [2], Л.С. Выготским [3], О.М. Дьяченко [10], Е.П. Ильиным [15], Г. Линдсей [20], Н.Н. Николаенко [27], К. Роджерсом [31], Т. Рибо [49] и многими другими.
По результатам зарубежных и отечественных психологических исследований, воображение как ничто другое влияет на психику ребенка, его общее развитие и его характер, а также на его интеллектуальную деятельность.
Воображение - по мнению психолога, которая изучала данную функцию, О.М. Дьяченко [10], это тот самый чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает новые возможности самовыражения, а так же требует от ребёнка нахождения и исполнения своих собственных идей и желаний.
По мнению Л.С. Выготского [3] существенное отличие воображения от остальных форм психической деятельности человека заключается в том, что воображение ни в коем случае не повторяется в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлениях, которые были накоплены прежде, а создает совершено новые ряды из ранее накопленных впечатлений. Из сказанного можно сделать вывод, что значение изучения воображения у детей младшего школьного возраста будет актуально всегда, чем и обусловлен наш выбор исследования.
Однако изученная педагогическая литература относится к области массового творческого воспитания. Проблемы целенаправленного развития у младших школьников творческого воображения в учреждениях дополнительного образования еще недостаточно точно изучены и исследованы.
Современная система учреждений дополнительного образования обладает большим резервом и опытом в развитии творческих способностей у младших школьников, их самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению. Учреждения дополнительного образования являются средством мотивации развития ребёнка к познанию и творчеству через многообразие видов деятельности.
Все вышесказанное позволяет выделить противоречие между потребностью общества в творческой личности, которая в будущем будет способна разрешать нестандартно, творчески и креативно возникающие социальные и профессиональные задачи и недостаточной разработанностью содержания, методов и форм развития творческого воображения младших школьников средствами «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования.
Проблема исследования: каковы содержание, формы и методы развития творческого воображения средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм, методов средств, обеспечивающих эффективное развитие творческого воображения младших школьников средствами технологии «хэндмейд», находящихся в учреждениях дополнительного образования.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у младших школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования - содержание, формы и методы развития творческого воображениями средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность развития у младших школьников творческого воображения средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «творческое воображение»;
- учитывать особенности процесса развития творческого воображения средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования;
- разработать и внедрить в практику развивающую программу «Creativehands», включающую разнообразные формы и методы развития творческого воображения младших школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) На основе исследования проблемы развития творческого воображения у младших школьников в зарубежных и отечественных концепциях, раскрыть психолого-педагогические характеристики понятия «творческое воображение».
2) Определить особенности развития творческого воображения младших школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования.
3) Проанализировать формы и методы развития творческого воображения младших школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования.
4) Разработать и опытно-экспериментальным путём проверить эффективность программы «Creativehands», направленную на развитие творческого воображения младших школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования, включающей эффективные формы и методы.
Методологическую основу исследования составили педагогические, психологические концепции в отечественной, зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие концептуальные положения развития творческого воображения (Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, К. Роджерс, Б.М. Теплов и другие) философские, педагогические и психологические теории о сущности и специфике творчества, творческой деятельности и способностей (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, А.Т. Шумилин и другие).
В соответствии с целью и задачами исследованиями нами были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ педагогической,
психологической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: наблюдение, беседы с педагогом дополнительного образования, учащимися; диагностическое тестирование с использованием таких методик как:
- методика Г.А. Урунтаевой [35] «Изучение оригинальности решения задач на построение образа»;
- методика Е.Е. Туник [34] «Изучение детской креативности»;
- методика Е. Торренса [53] «Исследование творческого мышления и воображения «Неполные фигуры».
Опытно-экспериментальной базой исследования стал МБУДО «Центр внешкольной работы» Приволжского района, г. Казани Республики Татарстан. Выборку составили 18 учащихся в возрасте 8-10 лет.
Этапы исследования. Исследования проводились в естественных условиях в три этапа.
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществляется анализ проблемы в педагогическом и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования;
подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы развития творческого воображения с детьми младшего школьного возраста средствами технологии «хэндмейд».
На третьем этапе (обобщающем) этапе проводился контрольный этап исследования, осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы развития творческого воображения с детьми младшего школьного возраста средствами технологии «хэндмейд», которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Creativehands».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Creativehands» может использоваться в практике учреждений дополнительного образования педагогами с детьми младшего школьного возраста. В результате применения данной программы достигнута положительная динамика в развитии творческого воображения детей младшего школьного возраста.
Материалы исследования прошли апробацию:
1. Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2019 года, секция «Актуальные проблемы воспитания и обучения в организациях дополнительного образования». Диплом за I место в секции. Сертификат за активное участие в Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ 2019 г.
2. Международная Студенческая Научная Конференция 2019 г.
III Междисциплинарный научный форум. Научная работа: «Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников средствами «хэндмейд» в системе дополнительного образования». Сертификат участника.
3. Минеева Л.А. Возрастные особенности развития творческого воображения у младших школьников в системе дополнительного образования / Л.А. Минеева // Вестник науки. - 2019. - № 2 (11) т. 4. - С.4-6.
4. Минеева Л.А. Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников средствами «хэндмейд» в системе дополнительного образования/ Л.А. Минеева // Вестник науки. - 2019. - № 3 (12) т. 1. -С.18-20.
5. Минеева Л.А. Развитие творческого воображения у младших школьников средствами «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования как педагогическая проблема / Л.А. Минеева // Сборник статей Итоговой научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2019 года (в печати).
6. Принята на публикацию статья на тему: «Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников средствами «хэндмейд» в системе дополнительного образования». III Междисциплинарный научный форум.
7. Приняты на публикацию тезисы на тему: Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста средствами «хэндмейд» в условиях дополнительного образования. XVIII Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования г. Москва, 15 мая 2019г.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В отечественной и зарубежной психологии и педагогике само понятие «творчество» имеет множество определений, но все они сходятся в одном — это деятельность ребенка по созданию новых, оригинальных, креативных и нестандартных общественно-значимых ценностей. Воображение является одной из форм отражательной деятельности сознания. Специфика отражательной деятельности воображения заключается в том, что оно отражает действительность как возможность, вероятность, путем трансформации имеющегося опыта, то есть обеспечивает ориентацию человека в вероятностной среде.
Взяв за основу определение А.В. Петровского и основные факторы воображения определенные Дж. Гилфордом, мы сформулировали определение, понятия «творческое воображение» - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты, объекты деятельности. Процессу возникновения образов и реализации их в конкретные оригинальные продукты деятельности способствуют следующие основные факторы воображения: способность продуцировать отдаленные ассоциации; способность изменить форму так, чтобы увидеть в нем новые возможности и способность продуцировать новые идеи в сравнительно ограниченной ситуации.
Развитие творческого воображения в период младшего школьного возраста имеет особенности, связанные с развитием психических процессов и изменении поведения, которые нужно учитывать. Наиболее комфортные условия для развития творческого воображения могут быть созданы в учреждениях дополнительного образования, которые обеспечивают активное включение ребенка в социальные отношения окружающей среды и возможность общения в группах, коллективе, а так же создают ситуации успеха. Наиболее распространенными и эффективными формами организации занятий с технологией «хэндмейд» являются кружковая работа и мастер - классы.
Групповые интерактивные занятия с использованием технологии «хэндмейд» - являются уникальными с точки зрения создания творческой атмосферы. Групповые интерактивные занятия средствами технологии «хэндмейд» - это такой вид деятельности, в ходе которой ребенок самостоятельно, создает новые образы и идеи, которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Учитывая это, мы можем сказать, что групповые интерактивные занятия с использованием технологии «хэндмейд» являются эффективными для развития творческого воображения у младших школьников.
Необходимо отметить, что развитие творческого воображения у младших школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного даст положительный результат только тогда, когда самому ребенку будет интересен процесс создания нового, своего объекта, когда он получит положительные эмоции от общения в группе и будет доволен результатом своей деятельности, то есть полученным конечным продуктом. Так же обязательным условием получения положительного результата является комплексный подход к занятиям.
Для достижения поставленной нами цели и подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено экспериментальное исследование подтверждающее необходимость и эффективность педагогического обеспечения развития творческого воображения у младших школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования.
Результаты, полученные нами на констатирующем этапе исследования, позволяют сказать, что в группе младших школьников, участвующих в нашем эксперименте, у большинства детей средний уровень развития оригинальности, креативности и творческого воображения. Полученные результаты на констатирующем этапе исследования, говорят о том, что начальный уровень развития творческого воображения у младших школьников в группе недостаточно высок.
На формирующем этапе нашего исследования была разработана и реализована программа «Creativehands» направленная на развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования.
Сравнивая результаты исследования, полученные на контрольном этапе нашего исследования большинству младших школьников, так же как и на констатирующем этапе, характерен средний уровень развития оригинальности, креативности и творческого воображения. Наблюдается положительная динамика уровня развития оригинальности, креативности и творческого воображения. На контрольном этапе исследования в группе младших школьников появились дети с высоким уровнем развития творческого воображения. После реализации программы «Creativehands», направленной на развитие творческого воображения средствами «хэндмейд» дети с низким уровнем развития оригинальности, креативности и творческого воображения перешли на более высокий уровень. Положительная динамика уровня развития оригинальности, креативности и творческого воображения на контрольном этапе исследования подтверждается так же показателями средних баллов. Работы детей на контрольном этапе характеризуются уже меньшей примитивностью изображения, появлением большего количества деталей и появлением сюжета.
Проведя статистическую обработку результатов нашего исследования с применением параметрического критерия t - Стьюдента для взаимосвязанных выборок, мы подтвердили значимые различия между уровнем развития исследуемых параметров: оригинальности, креативности и творческого воображения у младших школьников и подтвердили выводы, сделанные нами выше.
Таким образом, объединяя все выводы по работе, приведенные выше, мы можем сделать вывод, что задачи, поставленные нами в начале нашего исследования - решены, а гипотеза подтверждена в полном объеме: эффективность развития у младших школьников творческого воображения средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «творческое воображение»;
- учитывать особенности процесса развития творческого воображения средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования;
- разработать и внедрить в практику развивающую программу «Creativehands», включающую разнообразные формы и методы развития творческого воображения младших школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования.
Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста играет важную роль, социализируя ребенка через активную деятельность. При этом творческое воображение детей младшего школьного возраста не способно на самостоятельное развитие, для этого необходимо создание специальных условий. Наиболее благоприятные условия для развития творческого воображения складываются в учреждениях дополнительного образования, где учитываются склонности детей, создается ситуация успеха, обеспечивается комфортная обстановка.
Взяв за основу определение А.В. Петровского и основные факторы воображения определенные Дж. Гилфордом, мы сформулировали определение, понятия «творческое воображение» - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты, объекты деятельности. Процессу возникновения образов и реализации их в конкретные оригинальные продукты деятельности способствуют следующие основные факторы воображения: способность продуцировать отдаленные ассоциации; способность изменить форму так, чтобы увидеть в нем новые возможности и способность продуцировать новые идеи в сравнительно ограниченной ситуации.
Развитие творческого воображения в период младшего школьного возраста имеет особенности, связанные с развитием психических процессов и изменении поведения, которые нужно учитывать. Наиболее комфортные условия для развития творческого воображения могут быть созданы в учреждениях дополнительного образования, которые обеспечивают активное включение ребенка в социальные отношения окружающей среды и возможность общения в группах, коллективе, а так же создают ситуации успеха. Наиболее распространенными и эффективными формами организации занятий с технологией «хэндмейд» являются кружковая работа и мастер - классы.
Групповые интерактивные занятия с использованием технологии «хэндмейд» - являются уникальными с точки зрения создания творческой атмосферы. Групповые интерактивные занятия средствами технологии «хэндмейд» - это такой вид деятельности, в ходе которой ребенок самостоятельно, создает новые образы и идеи, которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Учитывая это, мы можем сказать, что групповые интерактивные занятия с использованием технологии «хэндмейд» являются эффективными для развития творческого воображения у младших школьников.
Необходимо отметить, что развитие творческого воображения у младших школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного даст положительный результат только тогда, когда самому ребенку будет интересен процесс создания нового, своего объекта, когда он получит положительные эмоции от общения в группе и будет доволен результатом своей деятельности, то есть полученным конечным продуктом. Так же обязательным условием получения положительного результата является комплексный подход к занятиям.
Для достижения поставленной нами цели и подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено экспериментальное исследование подтверждающее необходимость и эффективность педагогического обеспечения развития творческого воображения у младших школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования.
Результаты, полученные нами на констатирующем этапе исследования, позволяют сказать, что в группе младших школьников, участвующих в нашем эксперименте, у большинства детей средний уровень развития оригинальности, креативности и творческого воображения. Полученные результаты на констатирующем этапе исследования, говорят о том, что начальный уровень развития творческого воображения у младших школьников в группе недостаточно высок.
На формирующем этапе нашего исследования была разработана и реализована программа «Creativehands» направленная на развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования.
Сравнивая результаты исследования, полученные на контрольном этапе нашего исследования большинству младших школьников, так же как и на констатирующем этапе, характерен средний уровень развития оригинальности, креативности и творческого воображения. Наблюдается положительная динамика уровня развития оригинальности, креативности и творческого воображения. На контрольном этапе исследования в группе младших школьников появились дети с высоким уровнем развития творческого воображения. После реализации программы «Creativehands», направленной на развитие творческого воображения средствами «хэндмейд» дети с низким уровнем развития оригинальности, креативности и творческого воображения перешли на более высокий уровень. Положительная динамика уровня развития оригинальности, креативности и творческого воображения на контрольном этапе исследования подтверждается так же показателями средних баллов. Работы детей на контрольном этапе характеризуются уже меньшей примитивностью изображения, появлением большего количества деталей и появлением сюжета.
Проведя статистическую обработку результатов нашего исследования с применением параметрического критерия t - Стьюдента для взаимосвязанных выборок, мы подтвердили значимые различия между уровнем развития исследуемых параметров: оригинальности, креативности и творческого воображения у младших школьников и подтвердили выводы, сделанные нами выше.
Таким образом, объединяя все выводы по работе, приведенные выше, мы можем сделать вывод, что задачи, поставленные нами в начале нашего исследования - решены, а гипотеза подтверждена в полном объеме: эффективность развития у младших школьников творческого воображения средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «творческое воображение»;
- учитывать особенности процесса развития творческого воображения средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования;
- разработать и внедрить в практику развивающую программу «Creativehands», включающую разнообразные формы и методы развития творческого воображения младших школьников средствами технологии «хэндмейд» в учреждениях дополнительного образования.
Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста играет важную роль, социализируя ребенка через активную деятельность. При этом творческое воображение детей младшего школьного возраста не способно на самостоятельное развитие, для этого необходимо создание специальных условий. Наиболее благоприятные условия для развития творческого воображения складываются в учреждениях дополнительного образования, где учитываются склонности детей, создается ситуация успеха, обеспечивается комфортная обстановка.
Подобные работы
- Развитие внимания младших школьников средствами технологии «хэндмейд» во внеклассной работе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019



