Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль СМИ в защите прав несовершеннолетних

Работа №31138

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
547
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СМИ В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 7
1.1. Понятие прав несовершеннолетних и их защиты 7
1.2. Понятие СМИ и их значение в системе защиты прав несовершеннолетних 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 29
2.1. Особенности защиты прав несовершеннолетних средствами массовой информации 29
2.2. Проблемы деятельности СМИ по защите прав несовершеннолетних 40
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 49
3.1. Предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего взаимодействие
СМИ и несовершеннолетних 49
3.2. Противодействие негативному влиянию средств массовой информации на
несовершеннолетних 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования. Одним из важнейших факторов формирования личности несовершеннолетних является социальное окружение. Именно система внешних воздействий значимого социального пространства формирует в подростке отношение к окружающему миру, а также разнообразные модели поведения.
Наиболее важными социальными группами являются семья, учебные коллективы и неформальные малые группы. Наряду с этими, значимыми для подростка, социальными группами в последнее время большое внимание уделяется еще одной группе социальных воздействий - влиянию средств массовой информации на формирование ценностей, психологических качеств, стереотипов поведения несовершеннолетних.
Одно из ведущих мест в этой системе воздействий занимают средства массовой информации.
В условиях информационного общества особенно остро стоит проблема информационной безопасности детей и подростков, иными словами обеспечение защиты со стороны государства и общества от тех видов информации, которые представляют опасность для жизни и здоровья детей, либо могут причинить вред их нормальному нравственному, духовному, психическому и физическому развитию.
Если говорить о страновом и историческом опыте регулирования информационных потоков, поступающих через средства массовой информации, то можно выделить некоторые особенности.
Опыт регулирования информационных потоков через СМИ в России существует много лет. При этом главным фактором на запрет распространения информации становились идеологические факторы.
Опыт зарубежных стран демонстрирует всю сложность процесса законодательного регулирования информационных потоков. Например, в Германии с 1954 г. осуществляет деятельность Федеральное ведомство п проверке материалов, «вредных» для молодежи. В Великобритании с 1937 г. действует «Закон о кинематографии»; с 1978 г. - «Закон о защите детей, устанавливающий противозаконность демонстрации непристойных изображений с участием детей» и т.д. В США и Канаде с 2000 г. запрещено продавать телевизоры, не имеющие специального кодирующего устройства, позволяющего родителям программировать телевизор на прием передач с учетом их возрастной классификации.
Сегодня дети живут в информационно насыщенном и компьютеризированном обществе. С переходом индивида из одной возрастной группы в другую увеличивается количество времени, проводимого перед экраном телевизора или в Интернет. Чем старше становится член современного общества, тем больше различных средств связи он использует.
Таким образом, процесс социализации ребенка проходит под влиянием современных телекоммуникационных средств.
В отечественной психологии и педагогике понятие социализации рассматривается рядом ученых как процесс, включающий в себя адаптацию и приспособление человека к окружающей действительности; интериоризацию ценностей и норм, освоение элементов культуры; трансляцию собственных ценностей в процессе деятельности в социальной среде.
Данное утверждение можно считать наиболее полным, так как оно включает описание взаимодействия индивида не только на микроуровне - семье, но и с окружающей действительностью - обществом. Процесс воспитания и становления личности осуществлялся в узких рамках социальных институтов - семьи, образовательных учреждений и ближайшего окружения.
Средства массовой информации являются одним из важнейших элементов социальной структуры гражданского общества. Они реализуют просветительскую, образовательную и воспитательную функции, перерастающие в функцию социализации личности .
СМИ становятся по своей сути опосредованным инструментом воспитания ребенка. Прививание стереотипов гендерного поведения, влияние на становление психики и акцентирование внимания на жизненных принципах героев делает актуальным законодательный контроль над работой СМИ. Ребенок с точки зрения становления личности не способен отделить правду от вымысла, и, соответственно, все, что он видит на экране телевизора или мониторе компьютера, воспринимается им как абсолютная истина. Законодательство Российской Федерации регулирует работу СМИ, и появление той или иной информации должно соответствовать букве закона.
Целью данной работы является исследование роли СМИ в защите прав несовершеннолетних.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. изучить понятие прав несовершеннолетних и их защиты;
2. раскрыть значение СМИ в системе защиты прав несовершеннолетних;
3. исследовать практические аспекты защиты СМИ прав детей;
4. предложить пути совершенствования законодательства в данной части.
Объектом исследования являются общественные отношения,опосредующие защиту прав детей в СМИ.
Предметом исследования является действующее законодательство и практика его применения в указанной сфере.
Методы исследования. В работе применялся комплекс методов исследования: структурно-системный, функциональный, сравнительноправовой, формально-юридический, исторический, эмпирический, абстрагирования, анализа и синтеза. Каждый из указанных методов позволил раскрыть определенные характеристики объекта исследования. Применение в совокупности обозначенных методов позволило проанализировать объект исследования всесторонне.
Практическая значимость работы заключается в сформулированных в данной работе предложениях, которые могут быть реализованы на практике.
Теоретическая значимость исследования заключается в выработке авторского понимания роли СМИ в защите прав несовершеннолетних.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования представляется возможным сформулировать следующие выводы и предложения.
Права ребенка представляют собой социально значимые притязания на некую меру свободы, которые совместимы с принципом формального равенства и могут быть всеобщими требованиями свободы. Одно из важнейших прав детей - право на информационную безопасность.
Повышение уровня защиты прав детей, которые в силу своего возраста весьма уязвимы для противоправных посягательств, является одной из приоритетных государственных задач в Российской Федерации, на реализацию которой направлена деятельность различных органов власти и их должностных лиц.
Кроме органов государственной власти защитой прав детей призваны заниматься также институты гражданского общества, в том числе, средства массовой информации.
СМИ - это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе. С точки зрения политологии, средства массовой информации - это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения.
Двумя основными средствами массовой информации, с которыми дети чаще всего контактируют, являются телевидение и Интернет.
В связи с потребностью оградить детей от информации, которая может нанести вред их психологическому состоянию и развитию, в 2010 году был принят Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ, где в 5 статье закона приводится перечень информации, который может нанести вред развитию ребенка. В законе приводится понятие знака информационной продукции, целью которого ставится определить, к какой возрастной категории относится тот или иной вид информации и обозначить его соответствующим знаком, с целью ограничения распространения данной информации среди детей. Но как показывает практика, даже если на товар поставлен соответствующий знак, то это не может огородить ребенка от просмотра данного вида информации, так как многие виды развлекательного и новостного контента содержащие сцены насилия транслируются в дневное и утреннее время. И в конечном итоге можно рассчитывать только на людей старшего возраста, которые окажутся рядом и смогут оградить ребенка от просмотра данной информации.
Имеющиеся базовые правовые акты общего характера, посвященные обеспечению информационной безопасности, не могут детально раскрыть содержание деятельности по обеспечению информационной безопасности детей и сформулировать цели и задачи. Сказанное аргументирует необходимость нормативного обеспечения информационной безопасности детей самостоятельным правовым актом.
Тем не менее, единственным федеральным законом, в определенной степени направленным на обеспечение информационной безопасности детей, является Федеральный закон 2010-го года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
А это лишь часть всех информационных отношений, в которые вступают дети в процессе взросления и социализации.
Целесообразным представляется поглощение Федерального закона «О защите детей...» вновь созданным проектом федерального закона об информационной безопасности детей, поскольку тогда не возникнет коллизий, наложений, дублирования и пробелов регулирования правоотношений, которыми в настоящее время изобилует информационное законодательство.
Обоснованным и перспективным представляется развить в проекте закона об информационной безопасности детей порядок реализации следующих мер.
Во-первых, это создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность.
Реализовать подобную меру возможно в настоящее время только совместными силами родителей и общеобразовательных учреждений, а последние такими ресурсами не располагают. Проводимые в рамках школы мероприятия сводятся к точечной пропаганде «осторожного» поведения при использовании сети «Интернет». Очевидно, что только силами семьи это реализовать невозможно.
Во-вторых, создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.
В-третьих, следует рассмотреть необходимость создания порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей, стимулирование родителей к использованию услуги «Родительский контроль», позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети «Интернет». Однако здесь тоже не все так просто. Если операторы мобильной связи могут помочь с настройками и подключить соответствующую услугу, то при доступе в сеть «Интернет», например из дома, для установления родительского контроля необходимо проделать рад шагов и впоследствии регулярно уделять время на осуществление контроля.
Кроме того, необходима интенсификация разработки и сопровождения подобных Интернет-ресурсов и осуществления в последующем государственного контроля за ними, а следовательно, создание соответствующей структуры, что требует предусмотреть бюджетные расходы, и потому реализуемо лишь в долгосрочной перспективе. В этой связи и возможность создания общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей также является специфическим явлением, пока что сложно вписывающимся в систему правовых категорий.
Содержание многих Интернет-сайтов, объем противоправной информации обусловливают необходимость привлечения негосударственных институтов и ресурсов.
Однако возникает проблема правового статуса и возможности прямого обращения в федеральные органы исполнительной власти, которые вправе принимать решение об ограничении доступа к сайтам в сети «Интернет». Подобные вопросы также могут быть решены исключительно в самостоятельном нормативно-правовом акте, посвященном обеспечению информационной безопасности детей.
Резюмируя изложенное, следует отметить, что действующее информационное законодательство, несомненно, нуждается в систематизации. Об этом свидетельствует и множество одноуровневых нормативно-правовых актов, и пересекающиеся сферы действия федеральных законов, и их коллизионность. При выборе формы систематизации законодательства необходимо учесть особенности отношений по обеспечению информационной безопасности детей.
Безусловно одно - средства массовой информации могут играть значительную роль в защите детства.
Демонстрация определенных передач, художественных и документальных фильмов, рассчитанных на детскую аудиторию, влияет на формирование и развитие личности несовершеннолетнего, ориентации его на определенные ценности.
Одной из основных функций СМИ в сфере защиты детства, на наш взгляд является установление связи между государством и обществом, которая должна позволить власти отслеживать потребности населения по этим вопросам информировать его о мероприятиях, направленных на их удовлетворение. А граждане могут через них доносить свое мнение до органов власти.
Негативно влияет на этот процесс то, что государственные субъекты управления пренебрегают использованием СМИ в процессе популяризации властных решений, в результате чего, нарушается взаимодействие общества и государства.



1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц.текст. // Российская газета. 2009. 21янв.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН), ч. 2 ст. 15 // Российская газета. 1998. 10 декабря.
3. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г. // СПС «Гарант».
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: федеральный закон: [принят Гос.Думой 20 декабря 2001г. : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001г.] // Российская газета. 2001. 31 декабря.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон: [принят Гос.Думой 23 октября 2002г. : одобрен Советом Федерации 30 октября 2002г.] // Российская газета. 2002. 25 ноября.
6. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон: [принят Гос.Думой 08 декабря 1995г.] // Российская газета. 1996. 16 января.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст]: федеральный закон: [принят Гос.Думой 21 октября 1994г.] // Российская газета. 1994. 01 декабря.
8. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
9. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
10. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: Указ Президента РФ от 1 сент. 2009 г. N 986 // Российская газета.
2009. 4 сент.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры). Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 3 ноября 2015 года N 1295.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень магистратуры). Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. N 951.
Литература
13. Агафонова, Н.Н. Осуществление и защита имущественных прав детей / Н.Н. Агафонова // Гражданин и право. 2016. № 5. С. 19.
14. Асмолов А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в будущее десятилетие / А.Г. Асмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров. - М., 2014.
15. Астахов, П.А. Защищать права детей - особая работа [Текст] / П.А. Астахов // Вестник Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. 2018. С. 70.
16. Баева, Р.Р. Актуальные проблемы в области защиты прав детей в России // Семейное и жилищное право. 2017. № 3. - С. 11.
17. Безопасность детей в интернете: международный опыт и вызовы для России / под ред. С. А. Г рина. - М.: Центр изучения интернета и общества, Российская экономическая школа, 2015.
18. Белянинова Ю.В. Родители и дети: юридические вопросы. М.: Зерцало,2015. С. 22.
19. Богданова, Г.В. Проблемы правового регулирования личных и имущественных отношений между родителями и детьми: монография / Г.В.Богданова. М.: Статут, 2016. С. 43.
20. Бондаренко О.А. Реализация конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации. М.: Проспект, 2015. С. 10.
21. Брайант Д. Основы воздействия СМИ.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильяме", 2014. - 432 с.
22. Войскунский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке // Учен. зап. кафедры общей психологии МГУ. - Вып. 1. - М.: Смысл, 2014. - С. 82-101.
23. Выгодчикова А.Н., Средства массовой информации и их роль в жизни общества // Государство и право. 2018. № 4. С. 33.
24. Г ерасимов Д. А. Правовое регулирование защиты несовершеннолетних от негативного воздействия СМИ и сети Интернет в США // Вестник Финансового университета. 2013. № 1 (73). С. 140-145.
25. Г ольтяпина, И. Ю. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию в свете действия закона о рекламе / И. Ю. Гольтяпина // Инновационная экономика и общество. 2014. - № 1 (3).
26. Гольтяпина, И. Ю. О недопустимости злоупотребления свободой массовой информации // Право и государство: теория и практика / И. Ю. Гольтяпина. 2014. - № 10 (118).
27. Горбачева Е.В. Целеполагание в государственном управлении: социализация или конспирация? // Демократия, безопасность, эффективное управление: новые вызовы политическои« «науке. М.: РАПН, 2016. С. 74
5.
28. Гранина, Н. Закон массового поражения / Н. Гранина // Профиль. 2015. - № 27.
29. Губенко, М. С. Телевизионная коммуникация как фактор виртуализации массового сознания / Губенко М. С. Автореф. дис. ... канд. философ. наук. - М., 2017.
30. Даллен А. Как дожать Россию [Электронный ресурс]. URL: https: //detectivebooks .net/book/332953 53.
31. Демьянец, М. В. Предпринимательская деятельность в сети Интернет / М. В. Демьянец, В. М. Елин, А. К. Жарова. Монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2014.
32. Домбровский В. Проект «Мы в интернет-безопасности» / В. Домбровский, И. Ломтев, А. Городбин // Молодой ученый. - 2016. - №8.1. - С. 21-29.
33. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология, 2015. - № 1. - С. 60-72.
34. Ефимова, Л.Л. Информационная безопасность детей: российский и зарубежный опыт : монография / Л.Л. Ефимова, С.А. Кочерга. - М. : Юнити- Дана, 2013.
35. Иванов, И. С. Правовая защита детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию: расширенный научно-практический
комментарий / И. С. Иванов // СПС КонсультантПлюс. 2014.
36. Ильина О.И. Интересы ребенка в семейном праве. М., 2016. С. 50.
37. Кобзева, С. В. Защита прав несовершеннолетних от угроз в сети Интернет / С. В. Кобзева // Информационное право. 2017. - № 2. - С. 33.
38. Короткова Т. Россия: только 17% семей используют хотя бы одно средство для обеспечения безопасности детей в Сети // Холдинг РБК, 2015. URL: http: //safe. cnews .ru/news/news/rossiya_tolko_17_semej_ispolzuyut.
39. Косевич Н.Р. Защита прав детей в практике Европейского суда по правам человека. М., 2014. С. 33.
40. Крутов А.Н. Зарубежный опыт правовой защиты детей от вредного воздействия СМИ. URL: http://www.kroutov.ru/content/rgs/rgs7.shtml.
41. Кузнецова И.М. Семейное право. М.: Юрист, 2015. С. 19.
42. Лисова С.Ю. Роль средств массовой информации в формировании гражданского общества. // Вестник «ИГЭУ». №1. 2018. С. 3.
43. Лопатин, В. Н. Информационная безопасность России: дисс. ... докт. юрид. наук / В. Н. Лопатин, СПб, 2016.
44. Лухтанова М.А. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию // Юрист. 2017. № 4.
45. Мекебаева М.А. Институты гражданского общества как фактор обеспечения стабильности страны в условиях модернизации. URL: http: //group-global .org.
46. Милехин А.В. Феномен «социализации» в представлении субъектов образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2017. № 2. С. 59-70.
47. Носова И.Ю. О понятии и классификации прав ребенка // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 4. С. 18.
48. Полянина, А. К. Понятие информационной продукции как ключевой категории системы правового обеспечения информационной безопасности детей / А. К. Полянина // Lex russica. 2015. № 11.
49. Прохоров А.В. Педагогизация саморазвития человека // Модернизация современного профессионального образования в условиях бакалавриата и магистратуры : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 24-25 октября 2013 года / Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина ; отв. ред. Н.В. Мартишина. - Рязань, 2014. С. 391-398.
50. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И., Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с
51. Солдатова Г.У. Как им помочь. Ребенок в Интернете: запрещать, наблюдать или объяснять? / Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова // Дети в информационном обществе.- 2014. - № 10.
52. Солдатова Г.У. Опасное любопытство. Кто и как попадает на сайты, несущие угрозу для здоровья школьников? / Г.У. Солдатова, М.И. Лебешева // Дети в информационном обществе. - 2014.- № 8. - С. 46-55.
53. Солдатова Г.У. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете / Г.У. Солдатова [и др.]; под ред. Г.У. Солдатовой. - М., 2015.
54. Толоконникова А.В. Дети и Интернет: проблемы и гарантии информационной безопасности // Медиаскоп. 2015. № 2. URL:
http://mediascope.ru/1766.
55. Третьякова О.В. Средства массовой информации как элемент структуры гражданского общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. Тамбов, 2016. № 5 (11): в 4-х ч.
56. Фатеева И.А. О психолого-педагогической компетентности журналистов // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - V. , l. 1 (23). - С. 148-153.
57. Хмара Г.И. Место телевидения в системе массовых коммуникаций / Комитет по радиовещанию и телевидению. - М., 2015. - 31 с.
58. Шпагина Е.М. Информационная безопасность в контексте защиты прав детей в Российской Федерации. Психология и право. 2016. Том 6. №4. С. 86 - 94.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ