Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников 7
1.1. Сущность и содержание понятия «здоровый образ жизни» 7
1.2. Особенности формирования здорового образа жизни у младших
школьников в процессе внеклассной работы: теоретические и
практические аспекты 15
Глава 2. Эмпирическое исследование по изучению процесса формирования здорового образа жизни младших школьников во внеклассной работе 28
2.1. Описание программы исследования. Выявление исходного уровня
сформированности здорового образа жизни у младших школьников 28
2.2. Психолого-педагогические условия формирования здорового
образа жизни у младших школьников во внеклассной работе 37
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 45
Заключение
Список использованной литературы Приложение
Формирование здорового образа жизни у населения нашей страны является в настоящее время одной из наиболее актуальных и значимых. Следование принципам здорового образа жизни, внутреннее принятие соответствующих установок на государственном уровне способствует возрастанию продолжительности жизни населения нашей страны; решает важные задачи контроля уровня заболеваний; способствует понижению уровня потребления гражданами России алкоголя, табака, наркотиков, поддержанию чистоты окружающей среды, а также заботе об экологическом наследии; улучшение качества жизни населения и так далее.
Для достижения этой цели работа по формированию здорового образа жизни начинается уже в детстве. Особую значимость она приобретает в занятиях с учащимися младшего школьного возраста, что связано с возрастными особенностями данного периода развития личности, на протяжении которого активно формируются ценностные и мировоззренческие установки детей.
Эффективным средством формирования установок здорового образа жизни у младших школьников является внеклассная работа, которая обеспечивает широкие возможности для участия в проводимых мероприятиях всех детей вне зависимости от уровня их академической успеваемости, способствуя развитию знаний и представлений младших школьников о ценностях здоровья, возможностях и способах его укрепления, необходимости поддержания высокого уровня двигательной активности, желания заниматься спортом и других компонентов здорового образа жизни.
Таким образом, актуальность проводимого исследования обусловлена тем, что формирование здорового образа жизни младших школьников в процессе внеклассной работы способствует оздоровлению учащихся, принятия ими внутренней ценности здоровья, что не только положительно сказывается на развитии личности детей, но и оказывает положительное влияние на весь ход образовательно-воспитательного процесса в начальной школе, определяя возможности создания предписанных современным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования условий для всестороннего развития детей.
Цель проводимого исследования состоит в том, чтобы экспериментально изучить процесс формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе внеклассной работы.
Объект исследования - процесс формирования здорового образа жизни
Предмет исследования - внеклассная работа как средство формирования здорового образа жизни младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование здорового образа жизни младших школьников в процессе внеклассной работы будет эффективным в случае соблюдения следующих психолого-педагогических условий:
- формирование у младших школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни;
- использование активных форм и методов работы в процессе формирования у младших школьников знаний об организме человека и его возможностях, условиях их развития, особенностях безопасного поведения в быту, представлений о взаимосвязи питания и здоровья;
- внеклассная работа предусматривает выстраивание партнерских отношений между учителями, учащимися и их родителями в процессе приобщения младших школьников к здоровому образу жизни.
Задачи исследования:
- выявить сущность и содержание понятия «здоровый образ жизни» в научной литературе;
- определить особенности формирования здорового образа жизни у младших школьников в процессе внеклассной работы;
- провести эмпирическое исследование по изучению процесса формирования здорового образа жизни младших школьников во внеклассной работе.
Методологическим основанием проводимого исследования стали работы современных отечественных авторов, посвященные различным аспектам формирования здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста. В частности, данная проблематика изучается такими авторами как Н.В. Артюхова [3], А.А. Ганичев [7], Ю.В. Доброва [9], Л.В. Доброрадова [10], З.Ф. Дудченко [11], Т.И. Иванова [15], М.Н. Исаева [18], Н.С. Козлова [21], Е.Г. Кравцова [26], Ю.П. Лисицын [29], С.Н. Малафеева [30], Е.В. Миронова [32], З.Х. Ниетова [34], Т.Ю. Петрова [37], А.В. Пилюшенко [38], Б.В. Сергеева [42], О.В. Якубенко [50] и других исследователей.
В ходе работы были использованы такие методы как анализ научной литературы по проблеме формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста; диагностические методики; педагогический эксперимент; математические методы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем производится обобщение и систематизация разрозненных представлений о теоретической сущности понятия «здоровый образ жизни», определяются психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе внеклассной работы, на основе которых осуществляется разработка соответствующей программы для учащихся начальной школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, полученные в ходе экспериментальной апробации программы формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе внеклассной работы, могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов системы начального и дополнительного образования, занимающихся соответствующей проблематикой на практическом уровне.
Эмпирической базой исследования является МБОУ СОШ № 4 г. Чистополь. В исследовании приняли участие 60 детей младшего школьного возраста, учащиеся двух четвертых классов данного учреждения.
По данной ВКР была написана статья: «Особенности формирования ЗОЖ у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе», опубликованная в международном научно - практическом журнале «Экономика и социум» №5 (60) май 2019.
Структура работы включает введение, теоретическую и эмпирическую главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Проведенное исследование было направлено на экспериментальную проверку возможностей формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе внеклассной работы.
В ходе исследования были выявлены сущность и содержание понятия «здоровый образ жизни» в научной литературе; определены особенности формирования здорового образа жизни у младших школьников в процессе внеклассной работы в теоретическом и практическом аспекте; проведено эмпирическое исследование по изучению процесса формирования здорового образа жизни младших школьников во внеклассной работе.
На основании проделанной работы были сделаны следующие выводы:
Центральным элементом понятия ЗОЖ является представление об образе жизни как характеристики конкретных социокультурных форм, способов и механизмов жизнедеятельности субъектов общественной жизни. В теоретическом содержании данного понятия выделяются субъективная (наличие активной человеческой деятельности) и объективная (условия объективной среды) стороны. Структура здорового образа жизни включает мотивационно-ценностный, содержательный, процессуальный и эмоционально-волевой компоненты.
Внеклассная работа - это форма организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством педагога, которая может использоваться в качестве средства формирования здорового образа жизни у младших школьников в процессе проведения развивающих занятий, экскурсий, прогулок, игр, индивидуальной работы с учащимися, чтения художественной литературы, «уроков здоровья» и других форм организации внеклассной работы.
В ходе эмпирического исследования с младшими школьниками была организована внеклассная работа, направленная на формирование у них здорового образ жизни и его компонентов посредством создания следующих психолого-педагогических условий: формирование у школьников ценностной ориентации на ЗОЖ; использование активных форм и методов работы; выстраивание партнерских отношений между учителями, учащимися и их родителями.
В результате проделанной работы произошли позитивные изменения в уровне сформированности здорового образа жизни и его компонентов у младших школьников из экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе эти показатели не изменились. Дети теперь принимают здоровье в качестве внутренней ценности, оказывающей существенное влияние на их поступки и поведение; гораздо лучше разбираются в сущности и содержании здорового образа жизни, знают о том, что необходимо для поддержания своего здоровья, а чего нужно, по мере возможности, избегать; школьники стали чаще следовать правилам ЗОЖ в повседневности и в быту, осознали значимость этих правил лично для себя.
Таким образом, задачи работы были решены, а ее цель - достигнута. Гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
1. Азарскова, Н.В. Здоровый образ жизни - наш образ жизни Н.В. Азарскова // Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с терроризмом, коррупцией и наркотизацией общества. - 2016. - Т. 1. - С. 14 - 18.
2. Андреева, Т.Н. Формирование здорового образа жизни у детей 6 - 7 лет / Т.Н. Андреева // Педагогико-психологические и медикобиологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 1. - С. 1 - 10.
3. Артюхова, Н.В. Принципы здорового образа жизни / Н.В. Артюхова // Science Time. - 2016. - № 6. - С. 121 - 124.
4. Белова, Н.И. «Здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни»: общность и различия / Н.И. Белова // Казанская наука. - 2013. - № 11.- С. 342 - 344.
5. Беспалько, В.П. Качество образования и качество обучения / В.П. Беспалько // Народное образование. - 2017. - № 3-4. - С. 105 - 113.
6. Воронова, Е.Н. Современные технологии и методы обучения / Е.Н. Воронова // Перспективы науки и образования. - 2014. - №7. - С. 189 - 194.
7. Ганичев, А.А. Эффективность внеклассной работы по
формированию здорового образа жизни подростков / А.А. Г аничев // Человек и образование. - 2014. - № 4. - С. 203 - 207.
8. Гуружапов, В.В. Педагогическая психология: учебник для
бакалавров / В.В. Гуружапов. - М.: Юрайт, 2013. - 493с.
9. Доброва, Ю.В. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста / Ю.В. Доброва // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 35-2. - С. 140 - 143.
10. Доброрадова, Л.В. Здоровый образ жизни как объект исследования в различных отраслях науки / Л.В. Доброрадова // Вестник ЧГПУ. -2017. - № 5. - С. 29 - 35.
11. Дудченко, З.Ф. Проблема понимания здорового образа жизни / З.Ф. Дудченко // Ученые записки СПбГУ. - 2016. - № 1. - С. 52 - 55.
12. Егорова, Е.А. Здоровый образ жизни / Е.А. Егорова // Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2017. - № 1-3. - С. 49 - 51.
13. Еремина, Ю.С. К вопросу о сущности понятия здоровый образ жизни (педагогический аспект) / Ю.С. Еремина, А.Б. Полупанова // Личность как объект психологического и педагогического воздействия. - 2017. - С. 96 - 98.
14. Жданова, Е.Г. Из опыта работы. «Формирование здорового образа
жизни младших школьников» / Е.Г Жданова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/iz-opita-
rabotiformirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-mladshih-shkolnikov- 570890.html (дата обращения: 15.02.2019).
15. Иванова, Т.И. Формирование здорового образа жизни учащихся в процессе внеклассной работы / Т.И. Иванова // Концепт. - 2018. - №11. - С. 141 - 143.
16. Ивлев, С.А. Методическая работа в образовательном учреждении / С.А. Ивлев. - М.: Слово, 2014. - 256 с.
17. Изуткин, Д.А. Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья / Д.А. Изуткин: дис. ... д-ра филос. наук. - Н. Новгород, 2005. - 356 с.
18. Исаева, М.Н. Здоровый образ жизни как проблема современного образования / М.Н. Исаева // Концепт. - 2016. - № 8. - С. 144 - 147.
19. Касьянова, Л.Г. Формировании представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста / Л.Г. Касьянова: дис. ... канд.пед.наук. - Шадринск, 2014. - 219 с.
20. Клюева, Н. Педагогическая психология / Н. Клюева, С. Батракова, Ю. Варноза. - М.: Владос-Пресс, 2015. - 400 с.
21. Козлова, Н.С. Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста / Н.С. Козлова, А.В. Некрасова, И.Л. Горбунова // Молодой ученый. - 2014. - №10. - С. 387 - 389.
22. Кольцова, Т.В. Внеклассная работа по формированию здорового образа жизни у младших школьников / Т.В. Кольцова // Вестник АГУ. - 2017. - № 4. - С. 156 - 159.
23. Комарова, Л.В. Внеклассная работа как форма организации работы с одаренными детьми / Л.В. Комарова // Успехи современной науки. -2017.- № 4. - С. 11 - 14.
24. Корначева, И.М. Формирование здорового образа жизни у младших
школьников / И.М. Корначева. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--
p1ai/%D1 %81 %D1 %82%D0%B0%D 1%82%D1 %8C%D0%B8/571546/ (дата обращения: 15.02.2019).
25. Коровченко, Л.А. Роль семьи в формировании здорового образа жизни / Л.А. Коровченко, Н.В. Хащенко // Альманах мировой науки.- 2017. - № 1-2. - С. 141 - 142.
26. Кравцова, Е.Г. Внеурочная деятельность как средство реализации спортивно-оздоровительной работы со школьниками / Е.Г. Кравцова, С.Ф. Бурухин // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 4. - С. 41 - 46.
27. Ларионова, Т.А. Роль родителей в формировании здорового образа жизни ребенка / Т.А. Ларионова // Новаинфо. - 2017. - № 60. - С. 401 - 404.
28. Лизунова, Е.В. Внеклассная работа как способ формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего школьного возраста / Е.В. Лизунова // Азимут научных исследований. - 2015. - №1. - С. 30 - 34
29. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2014. - 510 с.
30. Малафеева, С.Н. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников / С.Н. Малафеева, Н.А. Вершинина // Специальное образование. - 2014. - № 2. -С. 30 - 39.
31. Маратова, А.М. Здоровый образ жизни - гармония и здоровье человека / А.М. Маратова // Наука и современность. - 2013. - № 22. - С. 16 - 20.
32. Миронова, Е.В. Теоретический подход к определению понятий здоровья и здорового образа жизни / Е.В. Миронова // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2016. - № 5. - С. 128 - 133.
33. Нестерова, В.В. Проект «Здоровый образ школьника» / В.В. Нестерова // Альманах мировой науки. - 2017. - № 1-2. - С. 142 - 144.
34. Ниетова, З.Х. Здоровый образ жизни: механизмы формирования ценности здорового образа жизни у молодого поколения / З.Х. Ниетова, С.Е. Ишанова // ХХ Всероссийская студенческая научнопрактическая конференция НГУ. - 2018. - С. 202 - 204.
35. Носов, А.Г. Диагностика уровня становления здорового образа жизни у обучающихся / А.Г. Носов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12. - С. 2644 - 2648.
36. Панасенко, Т.В. Здоровый образ жизни в представлении молодежи / Т.В. Панасенко // Концепт. - 2016. - № 4. - С. 45 - 47.
37. Петрова, Т.Ю. Понятия «здоровый стиль жизни» и «здоровый образ жизни»: общее и особенное / Т.Ю. Петрова // Образование в современном мире: новое время - новые решения. - 2014. - № 1. - С. 573 - 576.
38. Пилюшенко, А.В. Вопросы теоретического осмысления категорий «образ жизни» и «здоровый образ жизни» / А.В. Пилюшенко // Вестник ТГУ. - 2015. - № 398. - С. 50 - 54.
39. Семешко, Н.А. Конструкция здорового образа жизни / Н.А. Семешко // Новая наука: От идеи к результату. - 2017. - №2. - С. 220 - 225.
40. Сергеева, Б.В. Способы формирования здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности / Б.В. Сергеева // Здоровье и образование в 21 веке. - 2017. - № 19. - С. 78 - 85.
41. Сергеева, Б.В. Способы формирования здорового образа жизни младших школьников / Б.В. Сергеева, В.В. Токарева // Проблемы педагогики. - 2017. - № 1. - С. 15 - 18.
42. Сергеева, Б.В. Средства формирования здорового образа жизни младших школьников/ Б.В. Сергеева, В.В. Токарева // Проблемы педагогики. - 2017. - № 1. - С. 18 - 20.
43. Сластенин, В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин. - М.: Юрайт, 2016. - 230 с.
44. Тимофеева, Т.А. Здоровый образ жизни - основа полноценной и радостной жизни / Т.А. Тимофеева // Безопасность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности. - 2014. -
Ч. 1. - С. 47 - 51.
45. Усачева, И.В. О здоровом образе жизни / И.В. Усачева, А.А. Лузан // Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики. - 2017. - С. 159 - 161.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (1 - 4 классы). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:
http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (дата обращения: 21.01.2019).
47. Филатова, М.Н. Внеурочная деятельность как важный ресурс в достижении результатов социокультурного развития учащихся / М.Н. Филатова // Внешкольник: дополнительное образование и социальное воспитание детей и молодежи. - 2014. - № 2. - С. 20 - 23.
48. Формирование здорового образа жизни. - [Электронный ресурс]. -
Режим доступа URL:
http://www.grandars.ru/college/medicina/formirovanie-zoz.html (дата обращения: 16.01.2019).
49. Чиглинцев, В.М. Меры профилактики здорового образа жизни в современном обществе / В.М. Чиглинцев, Н.О. Байкин // Новая наука: Стратеги и векторы развития. - 2017. - № 2. - С. 3 - 5.
50. Якубенко, О.В. Воспитание ответственного отношения к здоровью обучающихся / О.В. Якубенко // Научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - № 1. - С. 11 - 18.