ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 7
1.2. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста 14
1.3. Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей 18
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Выявление уровня сенсорного развития детей раннего возраста.... 24
2.2. Проведение комплекса дидактических игр, направленных на
сенсорное развитие детей 32
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 36
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 7
1.2. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста 14
1.3. Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей 18
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Выявление уровня сенсорного развития детей раннего возраста.... 24
2.2. Проведение комплекса дидактических игр, направленных на
сенсорное развитие детей 32
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 36
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
В дошкольном детстве происходит интенсивное сенсорное развитие детей. От уровня сенсорного развития зависит насколько будет успешно умственное, эстетическое и физическое воспитание. Сенсорное воспитание можно рассматривать в качестве процесса постижения общественного сенсорного опыта, приводящего к развитию восприятия, позволяющего сформировать представления о внешних свойствах предметов и вещей [44].
Уже с раннего возраста у малышей развиваются сенсорные способности, благодаря этому на смену малодифференцированным зрительным и слуховым впечатлениям приходит предметное восприятие, которое открывает детям мир вещей и явлений. Полноценно развить сенсорику возможно только во время сенсорного воспитания, в процессе которого у детей происходит формирование эталонных представлений о цветах, величине, формах, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, нахождение предметов в пространстве и т.д., происходит развитие всех видов восприятия, таким образом, создается основа, чтобы развить умственную деятельность [39].
Чтобы повысить эффективность образовательной работы по сенсорному воспитанию и обучению необходимо использование разнообразных средств и форм организации обучения. В нашем случае мы будем говорить о дидактических играх и дидактических упражнениях. Дидактические игры были и есть одним из наиболее эффективных средств в сенсорном воспитании. В настоящее время существует достаточное количество уже разработанных дидактических игр по сенсорике известными учеными (Л.А. Венгером [11], К.Л. Печорой [28], Э.Г. Пилюгиной [36] и др.). Также можно наблюдать возрождение дидактических систем таких педагогов, как Ф. Фребелем [5], М. Монтессори [6; 38].
В основе современной педагогической системы лежит развитие чувственного познания младших дошкольников. Я.А. Коменским [16], М. Монтессори [6; 38], Ф. Фребелем [5], И. Песталоцци [16], Е.И. Тихеевой [48] были разработаны содержание и разнообразные методы познания дошкольниками мира предметов и вещей, ознакомление с их свойствами и отношениями между ними. Восприятие развивается, представления формируются, все это включено в работах этих ученых в более обширную педагогическую систему.
Сенсорное воспитание по системе Марии Монтессори - это центральная самодовлеющая задача в дошкольном воспитании. Этим педагогом была предложена направленность в сенсорном воспитании, заключавшаяся в том, что обостряется различительная чувствительность органов чувств [6; 38].
У выдающихся зарубежных и отечественных педагогов (Ф. Фребеля, М. Монтессори [6; 38], Е.И. Тихеевой [48], А.В. Запорожца [22], Новоселова С.Л. [33] и др.) существовало мнение, что сенсорное воспитание, которое направлено обеспечивать полноценное сенсорное развитие, - это одна из основных сторон воспитания дошкольников. Сенсорное развитие является фундаментом когнитивного развития, но в тоже время у него имеется самостоятельное значение, поскольку полноценное восприятие нужно, чтобы ребенок успешно обучался в различных видах деятельности и без затруднений адаптировался в социуме.
Отечественными психологами А.Н. Леонтьевым [27], С.Л. Рубинштейном [42], Н.Н. Поддъяковым [39; 40] и др. была высказана мысль, что необходимо учить видеть и воспринимать окружающие предметы и объекты, способствовать развитию целенаправленного восприятия, развитию умения направлять собственное внимание на различные стороны, выделяя в предметах и явлениях основное, главное, их характерные признаки и свойства.
В дошкольных учреждениях сенсорному развитию дошкольников уделено достаточно внимания, благодаря чему дети обучаются адекватному восприятию предметов, выделению основных признаков и свойств. Но по результатам многочисленных исследований в коррекционной педагогике и психологии доказано, что восприятие у малышей - неполное, неточное, фрагментарное и нецеленаправленное. Восприятие детей отличается недостаточностью овладения сенсорными эталонами (формой, цветом, величиной, структурой поверхностей, характеристикой запахов, звуков и др.)
Сенсорное развитие значит очень много для детей, для их будущей жизни, поэтому перед теорией и практикой в дошкольном воспитании стоит важная задача разработки и использования эффективных средств, методов по сенсорному воспитанию в дошкольных учреждениях [37].
Цель исследования: теоретически изучить и практически обосновать сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2) выявить исходный уровень сенсорного развития у детей раннего возраста;
3) разработать и реализовать комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное развитие;
4) проверить опытно-экспериментальным путем уровень сенсорного развития детей раннего возраста.
Объект исследования: процесс сенсорного развития детей раннего возраста.
Предмет исследования: комплекс дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: использование дидактических игр способствует повышению уровня сенсорного развития детей раннего возраста.
Методы исследования:
1) анализ литературы по проблеме исследования;
2) эксперимент, наблюдение, беседа;
3) количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологической основой нашего исследования явились труды
ученых, таких как, Н.М. Аксарина «Воспитание детей раннего возраста» [2], Т.Б. Башаева «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук» [4], Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» [10], Л.С. Выготский «Психология» [14], А.В. Запорожец «Сенсорное воспитание дошкольников» [22], Н.Н. Поддъяков «Сенсорное воспитание в детском саду» [39] и другие.
Практическая ценность исследования: нами разработан комплекс дидактических игр, направленный на сенсорное развитие детей раннего возраста. Данный комплекс может быть использован в работе педагогов ДОУ и родителями.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №5 «Бэлэкэч» города Мамадыш» Мамадышского муниципального района РТ». Общая выборка составила 30 детей - 15 детей в экспериментальной группе и 15 в контрольной.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения
Уже с раннего возраста у малышей развиваются сенсорные способности, благодаря этому на смену малодифференцированным зрительным и слуховым впечатлениям приходит предметное восприятие, которое открывает детям мир вещей и явлений. Полноценно развить сенсорику возможно только во время сенсорного воспитания, в процессе которого у детей происходит формирование эталонных представлений о цветах, величине, формах, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, нахождение предметов в пространстве и т.д., происходит развитие всех видов восприятия, таким образом, создается основа, чтобы развить умственную деятельность [39].
Чтобы повысить эффективность образовательной работы по сенсорному воспитанию и обучению необходимо использование разнообразных средств и форм организации обучения. В нашем случае мы будем говорить о дидактических играх и дидактических упражнениях. Дидактические игры были и есть одним из наиболее эффективных средств в сенсорном воспитании. В настоящее время существует достаточное количество уже разработанных дидактических игр по сенсорике известными учеными (Л.А. Венгером [11], К.Л. Печорой [28], Э.Г. Пилюгиной [36] и др.). Также можно наблюдать возрождение дидактических систем таких педагогов, как Ф. Фребелем [5], М. Монтессори [6; 38].
В основе современной педагогической системы лежит развитие чувственного познания младших дошкольников. Я.А. Коменским [16], М. Монтессори [6; 38], Ф. Фребелем [5], И. Песталоцци [16], Е.И. Тихеевой [48] были разработаны содержание и разнообразные методы познания дошкольниками мира предметов и вещей, ознакомление с их свойствами и отношениями между ними. Восприятие развивается, представления формируются, все это включено в работах этих ученых в более обширную педагогическую систему.
Сенсорное воспитание по системе Марии Монтессори - это центральная самодовлеющая задача в дошкольном воспитании. Этим педагогом была предложена направленность в сенсорном воспитании, заключавшаяся в том, что обостряется различительная чувствительность органов чувств [6; 38].
У выдающихся зарубежных и отечественных педагогов (Ф. Фребеля, М. Монтессори [6; 38], Е.И. Тихеевой [48], А.В. Запорожца [22], Новоселова С.Л. [33] и др.) существовало мнение, что сенсорное воспитание, которое направлено обеспечивать полноценное сенсорное развитие, - это одна из основных сторон воспитания дошкольников. Сенсорное развитие является фундаментом когнитивного развития, но в тоже время у него имеется самостоятельное значение, поскольку полноценное восприятие нужно, чтобы ребенок успешно обучался в различных видах деятельности и без затруднений адаптировался в социуме.
Отечественными психологами А.Н. Леонтьевым [27], С.Л. Рубинштейном [42], Н.Н. Поддъяковым [39; 40] и др. была высказана мысль, что необходимо учить видеть и воспринимать окружающие предметы и объекты, способствовать развитию целенаправленного восприятия, развитию умения направлять собственное внимание на различные стороны, выделяя в предметах и явлениях основное, главное, их характерные признаки и свойства.
В дошкольных учреждениях сенсорному развитию дошкольников уделено достаточно внимания, благодаря чему дети обучаются адекватному восприятию предметов, выделению основных признаков и свойств. Но по результатам многочисленных исследований в коррекционной педагогике и психологии доказано, что восприятие у малышей - неполное, неточное, фрагментарное и нецеленаправленное. Восприятие детей отличается недостаточностью овладения сенсорными эталонами (формой, цветом, величиной, структурой поверхностей, характеристикой запахов, звуков и др.)
Сенсорное развитие значит очень много для детей, для их будущей жизни, поэтому перед теорией и практикой в дошкольном воспитании стоит важная задача разработки и использования эффективных средств, методов по сенсорному воспитанию в дошкольных учреждениях [37].
Цель исследования: теоретически изучить и практически обосновать сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2) выявить исходный уровень сенсорного развития у детей раннего возраста;
3) разработать и реализовать комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное развитие;
4) проверить опытно-экспериментальным путем уровень сенсорного развития детей раннего возраста.
Объект исследования: процесс сенсорного развития детей раннего возраста.
Предмет исследования: комплекс дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: использование дидактических игр способствует повышению уровня сенсорного развития детей раннего возраста.
Методы исследования:
1) анализ литературы по проблеме исследования;
2) эксперимент, наблюдение, беседа;
3) количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологической основой нашего исследования явились труды
ученых, таких как, Н.М. Аксарина «Воспитание детей раннего возраста» [2], Т.Б. Башаева «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук» [4], Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» [10], Л.С. Выготский «Психология» [14], А.В. Запорожец «Сенсорное воспитание дошкольников» [22], Н.Н. Поддъяков «Сенсорное воспитание в детском саду» [39] и другие.
Практическая ценность исследования: нами разработан комплекс дидактических игр, направленный на сенсорное развитие детей раннего возраста. Данный комплекс может быть использован в работе педагогов ДОУ и родителями.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №5 «Бэлэкэч» города Мамадыш» Мамадышского муниципального района РТ». Общая выборка составила 30 детей - 15 детей в экспериментальной группе и 15 в контрольной.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения
Сенсорное развитие является с самых первых дней жизни ребенка основой для успешного осуществления различных видов деятельности, формирования разнообразных способностей.
Период раннего возраста - период, когда происходит наиболее интенсивное физическое и психическое развитие детей. В этот период, если создать соответствующие условия, то у ребенка можно развить разные способности. Начинается формирование нравственных качеств, формирование черт характера. Происходит обогащение сенсорного опыта детей через осязание, мышечные чувства, зрение. Постепенно ребенок научается различать величины, формы и цветы предметов.
Педагоги и психологи под сенсорным развитием понимают его развивающееся восприятие, формирующиеся представления о внешних свойствах различных предметов: их форма, цвет, величина, пространственное положение, а также запах, вкус, формирующийся музыкальный слух, совершенствующийся звуковой анализатор речи и др. [35; 44].
Очень важен момент планомерного и систематического включения сенсорного воспитания во все аспекты жизни ребенка, в первую очередь это касается процессов познания окружающей малыша жизни: предметы, их свойства и качества (формы, строение, величины, пропорции, цвета, положения в пространстве и т.п.) [26].
Дидактическая игра занимает особенное место в сенсорном воспитании. Восприятие и представления детей развиваются, знания усваиваются, умения формируются в процессе различных игровых действий.
Задача воспитателей или родителей - это организовать игровое место малышей, насытить его предметами и игрушками, которые способствуют пониманию их свойств (величина, форма, цвет). Если дидактический материал подобран правильно, то он будет привлекать ребенка к свойствам предметов.
Для реализации нашей цели: теоретически изучить и практически обосновать сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры, мы организовали эмпирическое исследование с воспитанниками раннего возраста, контрольной и экспериментальной группами, состоящее из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
Для констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методики - «Диагностика сенсорного развития» О.Л. Канонко (приложение 1) и «Методика оценки сенсорного развития» Т.В. Николаевой (приложение 2). Цель этих двух методик - оценить сенсорное развитие детей раннего возраста. По результатам данного этапа у нас получилось, что у детей раннего возраста в обеих группах, экспериментальной и контрольной, преобладает средний уровень сенсорного развития - 53 % в экспериментальной группе и 53% в контрольной.
После выявления уровня сенсорного развития детей раннего возраста нами был проведён формирующий этап с экспериментальной группой, который включал в себя комплекс дидактических игр, способствующих повышению уровня сенсорного развития (приложение 7).
На контрольном этапе эксперимента нами были повторно проведены методики «Методика оценки сенсорного развития» Т.В. Николаевой и «Диагностика сенсорного развития» О.Л. Канонко на выявления уровня сенсорного развития с экспериментальной и контрольной группами детей раннего возраста. Цель данного этапа заключается в оценке эффективности работы, проведённой на формирующем этапе. После проведения формирующего результата заметны положительные сдвиги в уровне сенсорного развития.
По итогам проведения формирующего этапа с экспериментальной группой заметно улучшение при выполнении заданий методики. Количество детей по первой методике с высоким уровнем увеличилось с 1-го до 4-х, с низким уровнем уменьшилось с 6-ти до 0. Количество детей по второй методике с высоким уровнем увеличилось с 3-х до 6-ти, с низким уровнем уменьшилось с 4-х до 0.
По итогам проведения формирующего этапа с контрольной группой результаты детей существенно не изменились. Если количество детей с высоким уровнем на первом этапе составляло 2 ребенка по первой методике и 3 ребенка по второй, то на третьем этапе их стало 1 ребенок по первой методике и 4 ребенка по второй, количество детей с низким уровнем уменьшилось с 4-х до 3-х по первой методике и с 5-ти до 4-х по второй.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорного развития детей, рассмотрев особенности сенсорного развития, роль дидактических игр в сенсорном развитии, составленный нами комплекс дидактических игр по данной проблематике подтвердил эффективность выдвинутой гипотезы. Использование дидактических игр способствует повышению уровня сенсорного развития у детей.
Период раннего возраста - период, когда происходит наиболее интенсивное физическое и психическое развитие детей. В этот период, если создать соответствующие условия, то у ребенка можно развить разные способности. Начинается формирование нравственных качеств, формирование черт характера. Происходит обогащение сенсорного опыта детей через осязание, мышечные чувства, зрение. Постепенно ребенок научается различать величины, формы и цветы предметов.
Педагоги и психологи под сенсорным развитием понимают его развивающееся восприятие, формирующиеся представления о внешних свойствах различных предметов: их форма, цвет, величина, пространственное положение, а также запах, вкус, формирующийся музыкальный слух, совершенствующийся звуковой анализатор речи и др. [35; 44].
Очень важен момент планомерного и систематического включения сенсорного воспитания во все аспекты жизни ребенка, в первую очередь это касается процессов познания окружающей малыша жизни: предметы, их свойства и качества (формы, строение, величины, пропорции, цвета, положения в пространстве и т.п.) [26].
Дидактическая игра занимает особенное место в сенсорном воспитании. Восприятие и представления детей развиваются, знания усваиваются, умения формируются в процессе различных игровых действий.
Задача воспитателей или родителей - это организовать игровое место малышей, насытить его предметами и игрушками, которые способствуют пониманию их свойств (величина, форма, цвет). Если дидактический материал подобран правильно, то он будет привлекать ребенка к свойствам предметов.
Для реализации нашей цели: теоретически изучить и практически обосновать сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры, мы организовали эмпирическое исследование с воспитанниками раннего возраста, контрольной и экспериментальной группами, состоящее из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
Для констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методики - «Диагностика сенсорного развития» О.Л. Канонко (приложение 1) и «Методика оценки сенсорного развития» Т.В. Николаевой (приложение 2). Цель этих двух методик - оценить сенсорное развитие детей раннего возраста. По результатам данного этапа у нас получилось, что у детей раннего возраста в обеих группах, экспериментальной и контрольной, преобладает средний уровень сенсорного развития - 53 % в экспериментальной группе и 53% в контрольной.
После выявления уровня сенсорного развития детей раннего возраста нами был проведён формирующий этап с экспериментальной группой, который включал в себя комплекс дидактических игр, способствующих повышению уровня сенсорного развития (приложение 7).
На контрольном этапе эксперимента нами были повторно проведены методики «Методика оценки сенсорного развития» Т.В. Николаевой и «Диагностика сенсорного развития» О.Л. Канонко на выявления уровня сенсорного развития с экспериментальной и контрольной группами детей раннего возраста. Цель данного этапа заключается в оценке эффективности работы, проведённой на формирующем этапе. После проведения формирующего результата заметны положительные сдвиги в уровне сенсорного развития.
По итогам проведения формирующего этапа с экспериментальной группой заметно улучшение при выполнении заданий методики. Количество детей по первой методике с высоким уровнем увеличилось с 1-го до 4-х, с низким уровнем уменьшилось с 6-ти до 0. Количество детей по второй методике с высоким уровнем увеличилось с 3-х до 6-ти, с низким уровнем уменьшилось с 4-х до 0.
По итогам проведения формирующего этапа с контрольной группой результаты детей существенно не изменились. Если количество детей с высоким уровнем на первом этапе составляло 2 ребенка по первой методике и 3 ребенка по второй, то на третьем этапе их стало 1 ребенок по первой методике и 4 ребенка по второй, количество детей с низким уровнем уменьшилось с 4-х до 3-х по первой методике и с 5-ти до 4-х по второй.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорного развития детей, рассмотрев особенности сенсорного развития, роль дидактических игр в сенсорном развитии, составленный нами комплекс дидактических игр по данной проблематике подтвердил эффективность выдвинутой гипотезы. Использование дидактических игр способствует повышению уровня сенсорного развития у детей.
Подобные работы
- ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2023 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Применение дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста (Педагогика и методика дошкольного образования, Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2018 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей
раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего
дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017



