УЧЕТ И АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОТ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ (РАБОТ И УСЛУГ) (НА ПРИМЕРЕ ООО «АВТОДОРМОТОРС»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы учета и анализа финансовых результатов от
продажи товаров (работ, услуг) 6
1.1 Сущность и механизм формирования финансовых результатов от
продажи 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета финансовых результатов
от продажи товаров (работ, услуг) 14
1.3 Методика анализа финансовых результатов от продажи 20
2 Бухгалтерский учет и анализ финансовых результатов от продажи
товаров (работ, услуг) ООО «АВТОДОР-МОТОРС» 29
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ООО
«АВТОДОР-МОТОРС» 29
2.2 Синтетический и аналитический учет финансовых результатов от
продажи товаров (работ, услуг) ООО «АВТОДОР-МОТОРС» 38
2.3 Анализ финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг)
ООО «АВТОДОР-МОТОРС» 48
3 Разработка мероприятий по совершенствованию учета и увеличению прибыли от продажи ООО «АВТОДОР-МОТОРС» 54
3.1 Мероприятия по совершенствованию учета финансовых результатов
от продажи товаров (работ, услуг) ООО «АВТОДОР-МОТОРС» 54
3.2 Пути преодоления убыточности от продажи товаров (работ, услуг)
ООО «АВТОДОР-МОТОРС» 60
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
Список использованной литературы 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 Теоретические основы учета и анализа финансовых результатов от
продажи товаров (работ, услуг) 6
1.1 Сущность и механизм формирования финансовых результатов от
продажи 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета финансовых результатов
от продажи товаров (работ, услуг) 14
1.3 Методика анализа финансовых результатов от продажи 20
2 Бухгалтерский учет и анализ финансовых результатов от продажи
товаров (работ, услуг) ООО «АВТОДОР-МОТОРС» 29
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ООО
«АВТОДОР-МОТОРС» 29
2.2 Синтетический и аналитический учет финансовых результатов от
продажи товаров (работ, услуг) ООО «АВТОДОР-МОТОРС» 38
2.3 Анализ финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг)
ООО «АВТОДОР-МОТОРС» 48
3 Разработка мероприятий по совершенствованию учета и увеличению прибыли от продажи ООО «АВТОДОР-МОТОРС» 54
3.1 Мероприятия по совершенствованию учета финансовых результатов
от продажи товаров (работ, услуг) ООО «АВТОДОР-МОТОРС» 54
3.2 Пути преодоления убыточности от продажи товаров (работ, услуг)
ООО «АВТОДОР-МОТОРС» 60
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
Список использованной литературы 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современное состояние экономики, отягощенное последствиями финансового кризиса, отсутствие стабильности нормативно-законодательной базы поддержки бизнеса, постоянно растущая конкуренция усиливают значимость, оперативность и точность выработки и принятия управленческих решений экономическим субъектом, направленных на получение прибыли и обеспечение эффективности его деятельности.
Проблемы совершенствования учета и анализа финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг) постоянно находятся в центре внимания отечественной науки и практики. Сегодня требуются новые подходы к получению информации о производственных расходах, калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), определению доходов и прибыли, методов их анализа и принятия на этой основе рациональных управленческих решений, адекватных конкретной экономической ситуации.
Для принятия управленческих решений, направленных на увеличение прибыли от продаж (либо преодоления убыточности) нужна своевременная, объективная, достоверная и оперативная информация, основным источником получения которой является бухгалтерский учет. Известно, что правила отечественного бухгалтерского учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и их нормативно-правовое регулирование не в полной мере отвечают современным требованиям.
Показатели финансовых результатов от продаж являются не только важнейшими в управлении хозяйственной деятельности экономического субъекта, но и как объект анализа представляют собой трудоемкий этап анализа финансовой отчетности. Отчет о финансовых результатах содержит большое и постоянно изменяемое количество информации, необходимой как в целях анализа доходов и расходов от основного вида деятельности, так и в целях оценки финансовых результатов от продаж товаров (работ, услуг).
Прямая зависимость величины финансового результата основного вида деятельности от организации его бухгалтерского учета и финансового анализа, несовершенство законодательной базы в части рассматриваемых вопросов обусловили выбор темы и актуальность данного исследования.
Обзору подходов к учету и анализу финансовых результатов от продажи посвящены работы Акулич В.В., Александрова О.А., Балабанова И.Т., Бланка И.А., Барнгольц С.Б., Бороненковой С.А., Вахрушиной М.А., Войтоловского Деминовой С.В., Ефимовой О.В., Ильенковой Н.Д., Калининой А.П., Ковалева В.В., Кравченко Л.И., Мельник М.В., Никифоровой Н.А., Петровой В.И., Поповой Л.В., Савицкой Г.В., Самарской Е.Б., Слуцкого М.Л., Суша Г.З., Татур С.К., Тафинцевой В.Н., Тумасян А.А., Федотовой М.А., Шеремета А.Д. и др.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение теоретических и методологических аспектов учета и анализа финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг), применение изученных процедур на материалах объекта наблюдения с целью разработки практических рекомендаций, направленных на совершенствование учета финансовых результатов от продажи товаров, повышение прибыли и эффективности его деятельности.
Перечень задач, необходимых для достижения указанной цели:
- изучить экономические основы и порядок формирования финансовых результатов от продажи, исследовать основные виды прибыли;
- исследовать нормативно-правовое регулирование учета финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг);
- изучить основные аналитические методики анализа прибыли и рентабельности организаций;
- представить краткую организационно-экономическую характеристику деятельности объекта наблюдения;
- изучить организацию синтетического и аналитического учета финансового результата от продажи товаров (работ, услуг);
- определить динамику и структуру финансовых результатов от продажи;
- определить влияние факторов на изменение финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг);
- предложить мероприятия по совершенствованию учета финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг) объекта исследования;
разработать перечень рекомендаций, направленных на преодоление убыточности продаж анализируемого предприятия;
- оценить эффективность предложенных мероприятий.
Объект наблюдения - ООО «АВТОДОР-МОТОРС», основным видом деятельности которого является оптовая торговля автотранспортными средствами.
Предмет исследования - учет и анализ финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг).
В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализа и синтеза литературных источников, индукции и дедукции, экономико - статистические методы сбора и обработки информации; методы экономического анализа: сравнение, коэффициентный, методы
детерминированного факторного анализа; табличные и графические методы, позволяющие систематизировать и наглядно отобразить результаты
аналитического исследования с помощью стандартного пакета программ «Microsoft Word» и «Microsoft Excel».
Проблемы совершенствования учета и анализа финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг) постоянно находятся в центре внимания отечественной науки и практики. Сегодня требуются новые подходы к получению информации о производственных расходах, калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), определению доходов и прибыли, методов их анализа и принятия на этой основе рациональных управленческих решений, адекватных конкретной экономической ситуации.
Для принятия управленческих решений, направленных на увеличение прибыли от продаж (либо преодоления убыточности) нужна своевременная, объективная, достоверная и оперативная информация, основным источником получения которой является бухгалтерский учет. Известно, что правила отечественного бухгалтерского учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и их нормативно-правовое регулирование не в полной мере отвечают современным требованиям.
Показатели финансовых результатов от продаж являются не только важнейшими в управлении хозяйственной деятельности экономического субъекта, но и как объект анализа представляют собой трудоемкий этап анализа финансовой отчетности. Отчет о финансовых результатах содержит большое и постоянно изменяемое количество информации, необходимой как в целях анализа доходов и расходов от основного вида деятельности, так и в целях оценки финансовых результатов от продаж товаров (работ, услуг).
Прямая зависимость величины финансового результата основного вида деятельности от организации его бухгалтерского учета и финансового анализа, несовершенство законодательной базы в части рассматриваемых вопросов обусловили выбор темы и актуальность данного исследования.
Обзору подходов к учету и анализу финансовых результатов от продажи посвящены работы Акулич В.В., Александрова О.А., Балабанова И.Т., Бланка И.А., Барнгольц С.Б., Бороненковой С.А., Вахрушиной М.А., Войтоловского Деминовой С.В., Ефимовой О.В., Ильенковой Н.Д., Калининой А.П., Ковалева В.В., Кравченко Л.И., Мельник М.В., Никифоровой Н.А., Петровой В.И., Поповой Л.В., Савицкой Г.В., Самарской Е.Б., Слуцкого М.Л., Суша Г.З., Татур С.К., Тафинцевой В.Н., Тумасян А.А., Федотовой М.А., Шеремета А.Д. и др.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение теоретических и методологических аспектов учета и анализа финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг), применение изученных процедур на материалах объекта наблюдения с целью разработки практических рекомендаций, направленных на совершенствование учета финансовых результатов от продажи товаров, повышение прибыли и эффективности его деятельности.
Перечень задач, необходимых для достижения указанной цели:
- изучить экономические основы и порядок формирования финансовых результатов от продажи, исследовать основные виды прибыли;
- исследовать нормативно-правовое регулирование учета финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг);
- изучить основные аналитические методики анализа прибыли и рентабельности организаций;
- представить краткую организационно-экономическую характеристику деятельности объекта наблюдения;
- изучить организацию синтетического и аналитического учета финансового результата от продажи товаров (работ, услуг);
- определить динамику и структуру финансовых результатов от продажи;
- определить влияние факторов на изменение финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг);
- предложить мероприятия по совершенствованию учета финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг) объекта исследования;
разработать перечень рекомендаций, направленных на преодоление убыточности продаж анализируемого предприятия;
- оценить эффективность предложенных мероприятий.
Объект наблюдения - ООО «АВТОДОР-МОТОРС», основным видом деятельности которого является оптовая торговля автотранспортными средствами.
Предмет исследования - учет и анализ финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг).
В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализа и синтеза литературных источников, индукции и дедукции, экономико - статистические методы сбора и обработки информации; методы экономического анализа: сравнение, коэффициентный, методы
детерминированного факторного анализа; табличные и графические методы, позволяющие систематизировать и наглядно отобразить результаты
аналитического исследования с помощью стандартного пакета программ «Microsoft Word» и «Microsoft Excel».
Основной составляющей конечного финансового результата деятельности экономического субъекта выступает финансовый результат от продаж, который является основной величиной для оценки деятельности любого субъекта экономических отношений, независимо от сферы деятельности, поэтому должен находиться под постоянным контролем со стороны его менеджмента.
Грамотный бухгалтерский и налоговый учет финансовых результатов прибыли от продаж товаров (работ, услуг) имеет огромное значение, так как бухгалтерский учет является основным поставщиком информации финансового анализа в целом, прибыли (убытка) от продаж в том числе, от достоверности результатов которого зависит качество принятых внутренними и пользователями решений.
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретические аспекты сущности и порядка формирования финансовых результатов от продажи, нормативно-правовое регулирование учета финансовых результатов, представлены этапов анализа прибыли и рентабельности. Результаты теоретических аспектов исследования позволили автору обобщить экономические аспекты прибыли, исследовать механизм формирования финансовых результатов от продажи, представить свой взгляд на основные отличия видов прибыли, а также сформировать мнение о том, что изучение вопросов эффективности, основных его индикаторов - прибыли и рентабельности, и по сей день представляет собой одну из наиболее актуальных проблем экономической науки.
Во второй главе исследования была представлена краткая организационно-экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «АВТОДОР-МОТОРС», изучена методика синтетического и аналитического учета финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг) ООО «АВТОДОР-МОТОРС», проведен анализ финансовых результатов от продажи, в т.ч. его факторный анализ, основанный на методике, изложенной
в теоретической главе работы. Результаты второй главы выпускной квалификационной работы позволили выявить основную проблему в деятельности анализируемой организации, а именно, убыточность продаж. Обобщая результаты аналитического исследования можно сделать вывод о положительной динамике, обусловленной сокращением убытка от продаж ООО «АВТОДОР-МОТОРС» в 2017г., наращиванием выручки и сокращением уровня затрат. Однако основной вид деятельности предприятия - оптовая продажа автотранспортных средств продолжает оставаться убыточным, что обусловлено, значительным уровнем себестоимости продаж, а также ростом суммы и уровня управленческих и коммерческих расходов.
Результаты исследования методики синтетического и аналитического учета финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг) ООО «АВТОДОР-МОТОРС», позволяют сделать вывод, о соответствии методики требованиям бухгалтерского и налогового законодательства, однако результаты исследования позволили выявить следующие недостатки в организации бухгалтерского учета ООО «АВТОДОР-МОТОРС», которые оказывают непосредственное влияние на методику учета финансовых результатов от продажи: формальное применение учетной политики и низкие аналитические возможности действующего рабочего плана счетов. В результате чего было предложено две основные рекомендации, направленные на совершенствование учета финансового результата от продажи товаров (работ, услуг):
- разработка учетной политики отдельно для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения, но, основные методические положения которых должны быть максимально сближены;
- расширить рабочий план счетов к счету 90 с целью ведения более подробного и достоверного учета по каждому виду основных операций, совершаемых «АВТОДОР-МОТОРС».
Исходя из результатов аналитического исследования финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг) ООО «АВТОДОР-МОТОРС» были предложены мероприятия по преодолению убыточности основного вида
деятельности объекта исследования. В качестве одного из основных мероприятий стало предложение по открытию интернет-магазина по продаже запасных частей. Для реализации этой цели было предложено: создать сайт; набрать сотрудников; провести необходимые рекламные мероприятия. В соответствии с этим был составлен прогноз плана объема продаж и бюджет расходов, на основании чего был рассчитан экономический эффект от внедрения предложенного мероприятия. Расчет экономического эффекта позволил отметить эффективность предложенного мероприятия, связанного с открытием интернет-магазина в ООО «АВТОДОР-МОТОРС», что позволит получить чистую рентабельность в размере 10%.
Расчет эффективности внедрения предложенных мероприятий свидетельствует об эффективности внедрения проекта мероприятий для ООО «АВТОДОР-МОТОРС», что положительно скажется на финансовых результатах его деятельности и, соответственно, на финансовом состоянии объекта наблюдения.
Грамотный бухгалтерский и налоговый учет финансовых результатов прибыли от продаж товаров (работ, услуг) имеет огромное значение, так как бухгалтерский учет является основным поставщиком информации финансового анализа в целом, прибыли (убытка) от продаж в том числе, от достоверности результатов которого зависит качество принятых внутренними и пользователями решений.
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретические аспекты сущности и порядка формирования финансовых результатов от продажи, нормативно-правовое регулирование учета финансовых результатов, представлены этапов анализа прибыли и рентабельности. Результаты теоретических аспектов исследования позволили автору обобщить экономические аспекты прибыли, исследовать механизм формирования финансовых результатов от продажи, представить свой взгляд на основные отличия видов прибыли, а также сформировать мнение о том, что изучение вопросов эффективности, основных его индикаторов - прибыли и рентабельности, и по сей день представляет собой одну из наиболее актуальных проблем экономической науки.
Во второй главе исследования была представлена краткая организационно-экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «АВТОДОР-МОТОРС», изучена методика синтетического и аналитического учета финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг) ООО «АВТОДОР-МОТОРС», проведен анализ финансовых результатов от продажи, в т.ч. его факторный анализ, основанный на методике, изложенной
в теоретической главе работы. Результаты второй главы выпускной квалификационной работы позволили выявить основную проблему в деятельности анализируемой организации, а именно, убыточность продаж. Обобщая результаты аналитического исследования можно сделать вывод о положительной динамике, обусловленной сокращением убытка от продаж ООО «АВТОДОР-МОТОРС» в 2017г., наращиванием выручки и сокращением уровня затрат. Однако основной вид деятельности предприятия - оптовая продажа автотранспортных средств продолжает оставаться убыточным, что обусловлено, значительным уровнем себестоимости продаж, а также ростом суммы и уровня управленческих и коммерческих расходов.
Результаты исследования методики синтетического и аналитического учета финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг) ООО «АВТОДОР-МОТОРС», позволяют сделать вывод, о соответствии методики требованиям бухгалтерского и налогового законодательства, однако результаты исследования позволили выявить следующие недостатки в организации бухгалтерского учета ООО «АВТОДОР-МОТОРС», которые оказывают непосредственное влияние на методику учета финансовых результатов от продажи: формальное применение учетной политики и низкие аналитические возможности действующего рабочего плана счетов. В результате чего было предложено две основные рекомендации, направленные на совершенствование учета финансового результата от продажи товаров (работ, услуг):
- разработка учетной политики отдельно для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения, но, основные методические положения которых должны быть максимально сближены;
- расширить рабочий план счетов к счету 90 с целью ведения более подробного и достоверного учета по каждому виду основных операций, совершаемых «АВТОДОР-МОТОРС».
Исходя из результатов аналитического исследования финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг) ООО «АВТОДОР-МОТОРС» были предложены мероприятия по преодолению убыточности основного вида
деятельности объекта исследования. В качестве одного из основных мероприятий стало предложение по открытию интернет-магазина по продаже запасных частей. Для реализации этой цели было предложено: создать сайт; набрать сотрудников; провести необходимые рекламные мероприятия. В соответствии с этим был составлен прогноз плана объема продаж и бюджет расходов, на основании чего был рассчитан экономический эффект от внедрения предложенного мероприятия. Расчет экономического эффекта позволил отметить эффективность предложенного мероприятия, связанного с открытием интернет-магазина в ООО «АВТОДОР-МОТОРС», что позволит получить чистую рентабельность в размере 10%.
Расчет эффективности внедрения предложенных мероприятий свидетельствует об эффективности внедрения проекта мероприятий для ООО «АВТОДОР-МОТОРС», что положительно скажется на финансовых результатах его деятельности и, соответственно, на финансовом состоянии объекта наблюдения.



