Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 8
1.1 Подходы к определению понятия «международный конфликт» 8
1.2 Характеристика понятия «мировое сообщество» 16
Глава 2. Исторические аспекты и сущность курдского вопроса в Ираке 24
2.1 Курдский вопрос в период колониальной системы и в годы
независимости Ирака 24
2.2 Современное положение курдского вопроса в Ираке 31
Глава 3. Участие мирового сообщества в решении курдского вопроса в Ираке 39
3.1 Заинтересованность великих и региональных государств в разрешении
курдского вопроса 39
3.2 Влияние международных межправительственных организаций на
решение курдского вопроса 56
3.3 Роль международных неправительственных организаций на решение
курдского вопроса 62
3.4 Влияние ТНК на состояние курдского вопроса в Иракском Курдистане 73
Заключение 80
Список использованных источников и литературы
Постановка проблемы - в течение долгого времени Ближний Восток является центром, где пересекаются интересы многих политических игроков. С распадом Османской империи мирная, совместная жизнь различных народов и культур на этой территории оказалась полностью невозможной. Так как Англия и Франция после Первой мировой войны самовольно разделили единую территорию на зоны экономического и политического влияния, курдский народ, ранее проживавший на данной территории, оказался в четырех разных странах, на территории Турции, Ирана, Ирака и Сирии.
Курдский вопрос долгое время остается крупной неразрешенной проблемой Ближнего Востока. Причиной конфликта является желание курдов стать полноправным участником во всех основных политических процессах региона и быть влиятельным субъектом на мировой арене. Находясь под покровительством постоянно соперничающих государств и из - за внутренних противоречий, курды не смогли объединиться для создания государства. В течение долгого времени курдское население было подвластно тем государствам, в составе которых они находились. Желание курдов обрести свое государство не находит ответной реакции у руководителей государств, где они проживают, но также и у западных держав, продолжающих придерживаться политики «двойных стандартов» по этому вопросу.
Так как курдская проблема очень обширная, в данной работе я выбрала Ирак в качестве опорной точки в рассмотрении этого конфликта, потому что на сегодняшний день, лишь Иракскому Курдистану удалось добиться независимого курдского образования.
Актуальность - курдский вопрос давно перерос из региональной проблемы в крупную мировую проблему, и для решения данного вопроса необходима активная поддержка мирового сообщества. Однако в настоящее время мировое сообщество не смогло сформировать четкого отношения к курдской проблеме.
На сегодняшний день, проблема, которая существует уже не одно десятилетие, принимает острый характер в связи с тем, что на территориях, где проживает большинство курдского населения, происходят следующие события. Турецкая Республика ведет националистическую политику пантюркизма и всячески отрицает существование курдского вопроса на территории Турции. Ни в Сирии, ни в Иране для решения курдского вопроса правительство не предпринимает никаких позитивных действий. Лишь в Ираке курдами была предпринята попытка получить независимость. Это и обуславливает актуальность проблемы, которая существовала и до этого.
Степень научной разработанности проблемы. В силу своей актуальности курдский вопрос был предметом изучения многих российских и зарубежных исследователей. В современной отечественной науке исследованием развития национальной идеологии курдского народа, а так же изучением существующих процессов в историко-политическом аспекте курского вопроса известны труды: С. Иванова , И. Жигалиной , Ш.Х. Мгои , М.С. Лазарева , Н. Степановой , В.И. Никитина , К. Вертяева , И.Воробьева , Г. Шахбазяна , Изучением состояния курдского вопроса также занимались зарубежные ученые такие как: Д.Адамсон , Д.К.Филдхаус и многие другие.
Рассмотрев литературу по данной теме, можно отметить, что на сегодняшний день отечественными и зарубежными исследователями была проделана глубокая исследовательская работа. Все это свидетельствует об актуальности проблематики. В целом же, данное направление является достаточно перспективным в плане изучения, поскольку работы не охватывают вопроса влияния международных межправительственных и международных неправительственных организаций на решение курдского вопроса.
Объектом исследования данной работы является сущность и современное состояние курдского вопроса.
Предметом исследования - влияние международного сообщества на решение курдского вопроса на территории Ирака.
Цель работы - выявление специфики влияния государств, международных межправительственных и международных неправительственных организаций, а также ТНК на решение курдского вопроса в Ираке.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность основных понятий, на которые опирается данная работа: «международный конфликт» и «мировое сообщество».
2. Осветить историю курдского вопроса и выявить его современное состояние в Ираке.
3. Определить позиции стран, международных организаций и ТНК по курдскому вопросу, а также их влияние на решение курдского вопроса.
Хронологические рамки охватывают период с 2003-х годов, время вторжения США в Ирак и активизация борьбы за независимость в Иракском Курдистане до 2017 года, когда была предпринята очередная попытка образования независимого курдского государства в Ираке.
Географические рамки исследования составила территория Ирака.
Методологическая основа исследования опирается на концепцию Дж.Ная и Р.Кохейна «транснационализма», согласно которой субъектами международных отношений являются не только государства, а ТНК и неправительственные организации.
Методами работы являются общенаучные и специальные методы. Среди общенаучных методов были применены: методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, метод сравнения.
А также были применены специальные методы - исторические методы: историко-генетический метод, проблемно-хронологический метод. Методы, используемые для анализа мировой политики: метод анализа документов, метод инструментального наблюдения.
Источники. Источниковую базу исследования составили:
• Выступления глав государств и других официальных лиц;
• Международные договора и соглашения;
• Резолюции Совета Безопасности ООН;
• Нормативно-правовые акты Ирака.
Научная новизна состоит в том, что в отечественной литературе не в полной мере изучено влияние мирового сообщества на решение курдского вопроса, не рассматривалось влияние международных неправительственных организаций и ТНК в решении курдского вопроса. Поэтому в данной работе был проделан такой анализ.
Практическая значимость состоит в том, что фактический материал и выводы могут использоваться в дальнейших научных исследованиях по анализу курдского вопроса.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Иракский Курдистан считается самым развитым регионом среди курдских территорий, и предположительно, мог бы стать центром объединения курдских частей. Курды в Ираке на сегодняшний день добились автономии в составе Ирака, они участвуют в политической жизни страны, тоже занимая государственные должности. Конечно же, эти пункты не могут не стимулировать курдов других государств бороться за достижение таких же результатов.
США сыграли значимую роль в получении курдами прав и свобод, в подписании конституции Ирака 2005 года, благодаря которой официально был закреплен статус Курдской Автономной Республики. По выступлениям политических деятелей Иракского Курдистана можно сделать вывод, что они благодарны США за их участие в свержении режима С.Хуссейна .
Реакция мирового сообщества на счет референдума о независимости Иракского Курдистана, была следующая: соседние страны, к примеру, Турция или Иран отнеслись негативно к этому событию. Однако, эту идею поддержал Израиль. И как справедливо замечают аналитики, Израилю просто необходимы союзники в регионе. Нельзя опустить из виду тот факт, что курды, проживающие в Ираке, олицетворяли успех в борьбе с террористической организацией ИГИЛ. Борьбу с которой вели не только США, но и военизированные формирования курдов «пешмерга». Несмотря на это, мировое сообщество вопреки такому прорыву, не поддержало курдов в вопросе независимости.
США и Иракский Курдистан на протяжении долгого времени имели дружественные отношения, являясь стратегическими партнерами. Но, во время проведения референдума о независимости в 2017 году, Соединенные Штаты Америки были настроены против их такого шага, в последующем плохо повлиявшего на отношения, заморозив их. Если подводить итог то, можно заметить, что США больше не проявляют заинтересованности в поддержке курдов с их дальней мечтой. По причине собственных интересов США, которые заключаются в улучшении отношений с другими странами региона Ближнего Востока, а также страх внедрить нестабильность на этой территории.
Российская Федерация, на протяжении долгого времени была не заинтересована в Иракском Курдистане, и не оглашала позиции по этому вопросу. Лишь по причине нефтяных факторов, Россия выбирала сторону официальных властей Ирака. Поэтому, и не поддерживала курдов в их борьбе за независимость. Но с 2002 года, начинают активно проводиться встречи, визиты, подписание контрактов в сфере энергетики и российскокурдские отношения стали улучшаться. Россия на счет независимости Курдистана и о референдуме 2017 года, говорила о том, что она поддерживает единый Ирак. Также Германия и Франция высказались за сохранение территориальной целостности Ирака и не поддержали курдов в проведении референдума.
По поводу проведения референдума о независимости ООН высказывался о том, что это является внутренним вопросом Ирака, но несмотря на то, что принцип ООН заключается в уважении территориальной целостности государств, в отношении референдума ООН заняла нейтральную позицию. Так как в Совете Безопасности ООН находятся разные силы - это и Китай, Россия, США, Великобритания и Франция которые преследуют разные интересы и цели.
Такие международные организации, действующие под эгидой Организации Объединенных Наций, как ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Продовольственная и сельскохозяйственная организация, Всемирная Организация Здравоохранения, Всемирная продовольственная программа, осуществляли различные проекты, ориентированные на реализацию гуманитарных проектов, экономическое восстановление и развитие Курдского региона Ирака: развитие сельского хозяйства, ремонт школ, улучшение водоснабжения и санитарии. То есть, несмотря на то, что ООН заняла нейтральную позицию по вопросу о референдуме 2017 года, другие международные организации, которые действующие под руководством ООН проводят активную в регионе гуманитарную помощь, но никак не влияют на политические аспекты.
Огромную роль на развитие демократической и гражданской жизни оказывают международные неправительственные организации.
Предоставляя гуманитарную и экономическую помощь, защищая права человека, помогая нуждающимся (беженцам/иммигрантам), помогая в сохранении культурного наследства и т.д., международные неправительственные организации собираются на совместные конференции и стремятся улучшить свою роль в демократическом процессе в Ираке.
ТНК, работающие в Иракском Курдистане, оказывают помощь в развитии нефтедобывающей промышленности, делают инвестиции в экономику региона, тем самым влияя на развитие инфраструктуры и социальной сферы жизни курдского народа. ТНК заинтересованы в решении курдского вопроса, так как Багдад может тормозить их деятельность, как было после референдума 2017 года, добавляя компании в черные списки и блокируя их деятельность. А ТНК заинтересованы в ресурсах Иракского Курдистана, где относительно недорогая и доступная добыча нефти и в целом дружественный подход к бизнесу.
Решение курдского вопроса возможно, например, находясь в составе государств Турции, Ирака, Ирана и Сирии, и при условии создания этими государствами равных с остальными народами условий существования и прав, при признании их национальной культуры и ее развития. То есть путем образования автономий, не затрагивая суверенитета государств и имея органы местного самоуправления, национальный парламент. Однако реальное воплощения этого существующего варианта будет не в скором времени, и займет это не одно десятилетие
Стабилизация региона Ближнего Востока невозможна без урегулирования курдского вопроса. Мировое сообщество может сыграть положительную роль, поддерживая усилия Багдада по предотвращению конфликтов и поощряя курдское правительство быть более гибким в отношениях с федеральным правительством. Например, что касается Иракского Курдистана, Соединенные Штаты и другие страны могут объединить свои усилия, что позволило бы избежать усиливающую роль соседей в регионе - Турции и Ирана, политика которых направлена на реализацию собственных интересов.
По основным международным документам: по Уставу ООН, Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту о правах человека, курды имеют все основания, чтобы требовать от мирового сообщества избавления от долгой войны и противостояния с официальным правительством, которое не раз ущемляло их права. Оказывая помощь курдам в достижении самоопределения и независимости, мировое сообщество, могло бы вновь возродить веру в ценность прав и свобод человека, что содействовало бы устранению угроз международной безопасности на территории Ближнего Востока, а также и во всем мире.
На сегодняшний день страны имеют разные интересы в регионе, и иногда они даже пересекаются, однако все страны не оказывают поддержку по вопросу отделения курдского региона от Ирака. А также со стороны международных организаций, таких как ООН, в настоящее время никакой существенной поддержки по вопросу отделения курдского региона от Ирака не оказывается. Мировое сообщество всецело осознает последствия, которые возможны после приобретения независимости Курдистаном: или будут происходить волнения, и в целом это повлияет на стабильность региона. Мировое сообщество оказывает не достаточную роль в решении курдского вопроса и не следует исключительно интересам курдов.
1. Багдадский пакт, 1955г, [электронный ресурс], режим доступа: http://avalon.law.yale.edu/20th century/baghdad.asp (дата обращения 04.03.2019)
2. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, (Протокол I), 1977, [электронный ресурс], режим доступа: https://base.garant.ru/2540377/ (дата обращения 03.02.2019)
3. Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, 1949 г. [электронный ресурс], режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901739146 (дата обращения 03.02.2019)
4. Европейская конвенция о признании юридическими лицами международных неправительственных организаций,1991 г., http://www.mid.ru/mezdunarodnve-aktv-o-pravovom-statuse-npo/-
/asset publisher/aLRfN6MT9msV/content/id/408036 (дата обращения 03.03.2019)
5. Женевская конвенция об обращении с военнопленными, 1949,
[электронный ресурс], режим доступа:
http://www.iskran.ru/cd data/disk2/r3/001.pdf (дата обращения 03.02.2019)
6. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него
1948, [электронный ресурс], режим доступа:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/genocide.shtml (дата обращения 05.03.2019)
7. Конституция Ирака 2005, [электронный ресурс], режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=338 (дата обращения 04.03.2019)
8. Лозаннский договор, 1923г., [электронный ресурс], режим доступа: https://wwi.lib.byu.edu/index.php/Treaty of Lausanne (дата обращения 04.03.2019)
9. Программа «Нефть в обмен на продовольствие», 1995, [электронный
ресурс], режим доступа:
https://www.un.org/Depts/oip/background/index.html (дата обращения
03.03.2019)
10. Резолюция СБ ООН №620, 1988, [электронный ресурс], режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/620(1988) (дата обращения 03.03.2019)
11. Резолюция СБ ООН №688, 1991, [электронный ресурс], режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/688(1991) (дата обращения 03.03.2019)
12. Резолюция СБ ООН №778, 1992, [электронный ресурс], режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/778(1992) (дата обращения 03.03.2019)
13. Резолюция СБ ООН №986, 1995, [электронный ресурс], режим доступа: hps://undocs.org/ru/S/RES/986(1995) (дата обращения 03.03.2019)
14. Резолюция СБ ООН №1483, 2003, [электронный ресурс] URL:
https://documents-dds-
ny.n.org/doc/UNDOC/GEN/N03/368/55/PDF/N0336855.pdf?OpenElement (дата обращения 04.03.2019)
15. Резолюция СБ ООН №1546, 2004, [электронный ресурс], режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/1546(2004) (дата обращения 05.03.2019)
16. Севрский Договор, 1920 г. [электронный ресурс], режим доступа: http://www.genocide.ru/lib/treaties/14.htm (дата обращения 10.04.2019)
Литература
17. Алексеева Н. Курдский ответ: как референдум в Ираке может перекроить
карту Ближнего Востока, 2007 г. // РТ новости. [электронный ресурс], режим доступа: https://russian.rt.com/world/article/398083-kurdy-
referendum-irak (дата обращения 05.03.2019)
18. Арманьян Н. Россия поддерживает независимость Курдистана, но с оговорками, [электронный ресурс], режим доступа: https ://inosmi.ru/politic/20171002/240407874.html (дата обращения
05.03.2019)
19. Басисини А. Эрдоган пригрозил голодом Иракскому Курдистану,
[электронный ресурс], режим доступа:
https://www.rbc.ru/politics/26/09/2017/59ca25429a794737800423bf (дата обращения 05.03.2019)
20. Бовдунов А. «Серьёзный политический рычаг»: зачем Израиль поддержал идею создания независимого Курдистана, [электронный ресурс], режим достvпа:https://mssian■rt■com/world/article/430066-kurdistan-izrail- referendum (дата обращения 05.03.2019)
21. Валиахметова Г.Н. Иракская нефть в международной политике на Ближнем Востоке (1928-1941) // Новая и новейшая история. - 2006. - № 1. - С. 29-40.
22. Вертяев К., Иванов С. Курдский национализм. - М.: «Ленанд», 2015. - 249с.
23. Виноградов Д. Российским нефтекомпаниям не стоит отдавать
Иракский Курдистан конкурентам электронный ресурс], режим доступа: https://1pnme.ru/articles/20171101/828088343.htm1 (дата обращения
03.03.2019)
24. Вите С. Типология вооруженных конфликтов в международном
гуманитарном праве: правовые концепции и реальные ситуации, 2015, [электронный ресурс], режим доступа:
https://www.icrc.org/ru/doc/assets/files/other/vite.pdf (дата обращения
03.02.2019)
25. Воробьева И. Иракские курды после Бури // Прямые инвестиции. - 2013. - №.2. - С. 36 - 40.
26. Во Франции назвали идею о референдуме в Иракском Курдистане неуместной //РИА новости, [электронный ресурс], режим доступа: https://ria.ru/20170918/1505001919.html (дата обращения 05.03.2019)
27. Герасимов О. Иракская нефть. - М.: «Наука»,1969. - 187с.
28. Гюнтер М. ООН и курды, 2017 , [электронный ресурс], режим доступа: https ://vk.com/away.php?utf=1 &to=https%3A%2F%2Fjoumals.ukh.edu.krd%2 F mdex.php%2Fukhjss%2F article%2F download%2F22%2F 17 %2F (дата обращения 02.03.2019)
29. Деятельность Центра Курдского Прогресса // Официальный сайт Центра Курдского Прогресса [электронный ресурс], режим доступа: http://www.kurdishprogress.org/ (дата обращения 03.04.2019)
30. Робертс Джон М. Турецкая политика. Турция и Курдский Регион Ирака: экономические отношения, 2018, [электронный ресурс], режим доступа: http://turkishpolicy.com/article/937/turkey-and-the-kurdistan-region-of-iraq- strained-energy-relations (дата обращения 03.03.2019)
31. Долгов Ю. Международные конфликты. [электронный ресурс], режим
доступа: http ://fb.ru/article/44551/mei dunarodnyie -konfliktyi (дата
обращения 03.02.2019)
32. Дружиловский С.Б. Влияние Иракского кризиса на урегулирование курдской проблемы в Турецкой Республике. Курдский вопрос в Западной Азии в начале XXI века. М.: ИВ РАН, 2006. С.21-45.
33. Дунаева Е.В. Иран и урегулирование ситуации в Ираке, [электронный
ресурс], режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=4545 (дата обращения 05.03.2019)
34. Дунаева Е.В. Отношение региональных соседей к проблеме курдской автономии в Ираке. Курдский вопрос в Западной Азии в начале XXI века. М.: ИВ РАН, 2006. - С.21 - 46.
35. Жигалина О.И. Некоторые аспекты проблемы самоопределения Курдского автономного района в Ираке. Ближний Восток и современность. М.: ИВ РАН, 2007. - № 31. С.30-67.
36. Жигалина О.И. Мулла Мустафа Барзани. Восток: исторические портреты.
- М.: ИВ РАН, 2013. - 240с.
37. Жигалина О.И. Курдская проблема в культурном и геополитическом аспекте // Восток (Oriens). - 1999. - № 5. - С. 170 - 172.
38. Жигалина О.И. Независимость или автономия? // Азия и Африка сегодня.
- 1999. - № 9. - С. 26 - 32.
39. Жигалина О.И. Позиция Иранских неоконсерваторов по курдской проблеме. Курдский вопрос в Западной Азии в начале XXI века. М.: ИВ РАН, 2006. С.185 - 210.
40. Жигалина О.И. Проблема курдской независимости в период политического кризиса в Ираке (в начале 2006) // Ближний Восток и современность. - 2007 - № 30. - С. 37 - 41.
41. Жигалина О.И. Этнический Курдистан как перекресток геополитических и экономических интересов // Восточная аналитика. - 2011. - № 2. - С.15- 43.
42.Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов. М.: Аспект-Пресс, 1996. -С.159 - 183.
43. Иванов С. Иракский Курдистан на современном этапе. - М.: ИМЭМО РАН, 2011. 86с.
44. Китай призвал к единству Ирака в ходе курдского референдума,
[электронный ресурс], режим доступа:
https://rossaprimavera.ru/news/07f9632f (дата обращения 15.03.2019)
45. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право, 1996, [электронный
ресурс], режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/upravlenie-
mezhdunarodnymi-konfliktami-sootnoshenie-interesov-i-tsennostey (дата обращения 03.02.2019)
46. Коудэлл К. Работая в Ираке и Иракском Курдистане, 2016, [электронный
ресурс], режим доступа: http://www.the-tma.org/wp-
content/uploads/whitepapers/Aperian-Global-Whitepaper.pdf (дата обращения
03.03.2019)
47. Курбанова З.М. Международный конфликт как феномен политических отношений, 2017, [электронный ресурс], режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/mezhdunarodnyy-konflikt-kak-fenomen- politicheskih-otnosheniy (дата обращения 03.02.2019)
48. Лазарев М.С. Борьба продолжается // Азия и Африка сегодня. - 1998. - №. - С. 17 - 26.
49. Лазарев М.С. Империализм и курдский вопрос (1917-1923). - М.: «Наука», 1989. - 328с.
50. Лазарев М. Курды и курдский вопрос. [электронный ресурс], режим
доступа: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e564571e-4ed4-cd3e-
ab52-b35dab286b68/1010176A.htm (дата обращения 10.04.2019)
51. Ларионова И., Долгов А. Политический конфликт и его типология, [электронный ресурс], режим доступа: https://books.google.ru/books?id=K- BwDgAAQBAJ&pg=PT467&lpg (дата обращения 10.04.2019)
52. Лебедева М.П. Акторы в международных отношениях и мировой
политике// Официальный сайт РСМД, [электронный ресурс], режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/aktory-v-
mezhdunarodnykh-otnosheniyakh-i-mirovoy-politike/ (дата обращения 03.02.2019)
53. Лукоянов А.К. Курдистан и Израиль // Курдский вопрос в Западной Азии в начале XXI века. М.: ИВ РАН, 2006. С.46-63.
54. Малыженков С. Референдум в Курдистане: вчера — рано, завтра будет,
[электронный ресурс], режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-
and-comments/columns/middle-east/referendum-v-kurdistane-vchera-rano- zavtra-budet-pozdno/ (дата обращения 05.03.2019)
55. Манойло А.В. Управление международными конфликтами: соотношение интересов и ценностей, [электронный ресурс], режим доступа: https://cyber1emnka.ru/a.rticle/v/upravlenie-mezhduparodnymi-konfliktami- sootnoshenie-interesov-i-tsennostey (дата обращения 03.02.2019)
56. Меликов В.Референдум о независимости Курдистана стартовал в Ираке, [электронный ресурс], режим доступа: https://riafan.ru/979610-referendum- o-nezavisimosti-kurdistana-startoval-v-irake (дата обращения 26.05.2019)
57. Мгои Ш.Х. Курдское движение в новое и новейшее время. - М.: ИБВ, 1991. - 324с.
58. Мгои Ш.Х. Тернистый путь к свободе // Азия и Африка сегодня. - 1998. - № 2. - С. 28 - 31.
59. Мосаки Н.З.Ирак: о перспективах России в регионе Курдистан.
[электронный ресурс], режим доступа:
https://cihanekurdistan.liveiournal.com/62308.html
60. Мосаки Н.З.О поездке М.С. Лазарева в Иракский Курдистан.[электронный
ресурс], режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/o-poezdke-m-s-
lazareva-v-irakskiy-kurdistan
61. Никитин А.И.Конфликты и миротворческая деятельность: типологизация, методологические аспекты. , [электронный ресурс], режим достvпа:file:///C:/Users/12/Downloads/konf^iktv-i-mirotvorcheskava- devatelnost-tipologizatsiva-metodologicheskie-aspektv.pdf (дата обращения 10.04.2019)
62. Никитин В. Курды. - М.: Прогресс, 1964. - 453с.
63. Пономарева Е.Г. Некоммерческие и неправительственные организации,
[электронный ресурс], режим доступа: http://xn—ptblgied.xn--
p1ai/node/2321 (дата обращения 03.02.2019)
64. Президент Барзани встречается с президентом Саркози и подписывает протокол с правительством Франции//Региональное правительство Курдистана, [электронный ресурс], режим доступа: http://cabinet.gov.krd/a/d.aspx?l=12&s=02010100&r=223&a=35598&s=01000 0 (дата обращения 05.03.2019)
65. Про Центр Курдского Прогресса // Официальный сайт Центра Курдского
Прогресса [электронный ресурс], режим доступа:
http://www.kurdishprogress.org/ (дата обращения 03.04.2019)
66. Прохоров Б.Б. Мировое сообщество, [электронный ресурс], режим
доступа:ЬЦр8://Ьитап ecologv.academic.ru/1587/%D0%9C%D0%B8%D1%8 0%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5 %D1%81%D0%BE%D0%BE%D0 %B 1%D 1%89%D0%B5%D1%81%D 1%82%D0%B2%D0%BE (дата
обращения 03.02.2019)
67. Рыжков А.И. Юридические дефиниции в международном праве (на примере понятий «война», «вооруженный конфликт международного характера»), [электронный ресурс], режим доступа: https://cvberleninka.m/article/v/vuridicheskie-definitsii-v-mezhdunarodnom- prave-na-primere-ponvativ-vovna-vooruzhennvv-konflikt-mezhdunarodnogo- haraktera (дата обращения 03.02.2019)
68. Санжеварский И.И. Политическая наука: словарь-справочник,
[электронный ресурс], режим доступа:
http://www.politicwar.ru/politika/242823.html#.XPgBBxYzbIU (дата
обращения 03.02.2019)
69. Сенников А.И. Иракские курды в политике США в 1969-1976 гг.,
[электронный ресурс], режим доступа:
https://cvberleninka.ru/article/v/irakskie-kurdv-v-politike-ssha-v-1969-1976-gg (дата обращения 03.03.2019)
70. Степанова Н. Курдская проблема в Ираке. - М.: «МГИМО-Университет»,2005. - 70с.
71. Степанова Н. Южный Курдистан и развитие политического процесса в Ираке. Курдский вопрос в Западной Азии в начале XXI века. - М.: ИБВ РАН, 2006 - 130с.
72. Федорова И.Е. Курдский вопрос в Западной Азии в начале XXI века. США и Иракские курды. - М.: ИБВ РАН, 2006. - С.43
73. Харина О.А.Особенности конфликтов нового поколения в контексте
теории международных отношений,2013, [электронный ресурс], режим доступа: http://naukarus.com/osobennosti-konfliktov-novogo-pokoleniva-v-
kontekste-teorii-mezhdunarodnvh-otnosheniv (дата обращения 03.02.2019)
74. Хоссин Ш. Прямых иностранные инвестиций в Курдский регион (север Ирака),2009, [электронный ресурс], режим доступа: http://irep.ntu.ac.uk/id/eprint/30402/1/Document%205%20%20Final%20- %2024-08- 16%20%281%29.pdf (дата обращения 03.03.2019)
75. Хошави Хавлла Мухаммад Хавлла. Южный Курдистан: факторы,
влияющие на национальное самосознание иракских курдов // Вестник РУДН. Серия Социология, 2016. - № 1. - С. 96 - 109.
76. Харина О.А.Особенности конфликтов нового поколения в контексте
теории международных отношений, [электронный ресурс], режим доступа: http://naukarus.com/osobennosti-konfliktov-novogo-pokoleniya-v-
kontekste-teorii-mezhdunarodnyh-otnosheniy (дата обращения 03.02.2019)
77. Шагабиева Е. Международные неправительственные организации: их
виды, особенности, категории и характеристика, [электронный ресурс], режим доступа: https ://cyberleninka.ru/article/v/mezhdunarodnye-
nepravitelstvennve-organizatsii-ih-vidv-osobennosti-kategorii-i-harakteristika (дата обращения 02.03.2019)
78. Шахбазян Г. Межкурдский конфликт в Южном Курдистане. Иракский Курдистан на современном этапе. - М.: ИВ РАН, 1997. - С. 79- 93.
79. Adamson D. The Kurdish War, Praenger, 1965. - 215р.
80. Besikci I. Kurdistan Tarihinde Dersim. - Halltp, 1952. - 311р.
81. Dersimi M.N. Kurdistan Tarihinde Dersim. - Hallep, 1952. - 299р.
82. Ecrem Cemil Pasha.Diroka Kurdistan. - Brussel, 1995. - 420р.
83. Fieldhouse D.K. Western Imperialism in the Middle East (1914-1958),Oxford University Press, 2008.