ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 7
1.1. История появления и развития автомобилей 7
1.2. Зарубежный и отечественный опыт дизайн проектирования
городских автобусов 18
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 25
ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГАЗОМОТОРНОГО АВТОБУСА «НЕФАЗ» 27
2.1. Композиционные подходы, приёмы цвета и пластики в проектировании и классификация 27
2.2 Этапы работы над практической частью проекта 46
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 51
Приложение
Актуальность выбранной темы обусловлена главным образом заботой об окружающем нас мире и наблюдением за новейшими мировыми тенденциями в области автомобилестроения. Чёрное золото изживает себя, мало того, что добыча и качественная переработка нефти процесс довольно сложный и стоит довольно дорого, не говоря уже о пагубном влиянии на окружающую среду. На сегодняшний день в мире насчитывается более одного миллиарда единиц авто. По подсчётам экспертов к 2050 году число официально зарегистрированных автомобилей увеличится до 2,5 миллиардов. Чем больше человечество тратит нефти, тем больше думает о том, много ли её осталось. Если взглянуть чисто логически, человечествонефтяная цивилизация. Трудно поверить, но всего сто лет назад нефть продавалась в маленьких скляночках, использовалась при ангине, а численность населения в тот момент составляла всего 1 миллиард человек. Сейчас нефть добывается миллиардами тонн, а население земного шара давно перевалило за 7 миллиардов. Нефть лежит в основе всего. Сельское хозяйство, которое умудряется прокармливать невероятно размножившееся население планеты, выполняет свои обязательства перед нами только благодаря комбайнам и тракторам, которые потребляют нефть в виде солярки и масел. Не будет нефти - будет голод. На лошадях столько не напахать, да и нет давно уже такого количества лошадей. Крестьян, пашущих на лошадях тоже давно нет: урбанизированное население планеты давно проживает в городах.
Больше половины всего электричества на планете производится из нефтепродуктов типа мазута и сопутствующих природных газов. Не будет нефти - в городах наступит темнота и холод. Остановится вся дизельная и бензиновая техника. Со временем не станет дорог, так как асфальт - это тяжёлые фракции нефти.
Электричество вещь хорошая, но крайне неудобная для мелкой фасовки. Заряжается долго (это не бензин), а снаряжение каждого автомобиля аккумулятором идея примерно такая же, как построение коммунизма в отдельно взятой стране. Этот миф экологов не рентабелен далеко не из -за несовершенства аккумуляторов. Дело тут в том, что все автомобили мира потребляют энергии в два раза больше, чем вырабатывают все электростанции мира вместе взятые. Вот и получается, что для того чтобы решить проблему при помощи электричества нужно утроить существующее количество электростанций. Вспомните, как в советском союзе строилась какая-нибудь из гидроэлектростанций. Всей страной, с комсомолом и газетными передовицами. И это всего лишь одна гидроэлектростанция. К тому же если мы переведём весь мировой автопарк на аккумуляторную тягу, то выясняется одна очень любопытная загвоздка: если перевести все автомобили мира на аккумуляторную тягу придётся понастроить столько заводов по производству миллиардов аккумуляторов, что выбросы в процессе их деятельности с лихвой перекроют выхлопы всего нынешнего автопрома.
Невооружённым глазом заметно к какой развилке подталкивает глобальное потепление весь промышленный комплекс в целом и автомобильную индустрию в частности. Газ или электричество? С одной стороны, полностью электрические Ford Energi, Porsche 918, автомобиль Tesla и многие другие, с другой переоборудование четырёхтактных двигателей на метан или полностью водородные Mercedes -Benz Citaro, Nissan X-TRAIL FCV, Volkswagen — space up и многие другие. Давайте подойдём к этому вопросу серьёзно и основательно.
Начнём с одного очень важного, но почти незамеченного публичного мероприятия: Джордж Буш лично выделил почти 2 миллиарда долларов на разработку исследовательской программы по водородному автомобилю. Он был явно неглупым человеком и располагал на тот момент передовой информацией. Во-первых, водородный автомобиль не потребует перестройки мировой моторной промышленности. Просто вместо бензина в цилиндрах двигателя будет гореть водород. Во-вторых, это действительно чистая машина - из выхлопной трубы вылетает только вода, точнее, водяной пар. Самая простая реакция из учебника химии, знакомая даже проигравшим: H2 + O2 = 2H2O. Что может быть более экологически чистой дистиллированной водой? Идеальное решение! Кроме того, водород является наиболее распространенным веществом во вселенной. Есть только одна цитата - где ее взять? Фактически, водород давно успешно получен из воды с помощью электролитической диссоциации. Но если при сгорании водорода получаются вода и энергия (по которой будет ездить наша водородная машина), то для того, чтобы сломать молекулу воды обратно, к ней должна быть приложена энергия. Более того, нужно будет наносить в полтора-два раза больше, чем получится при сжигании водорода. Извлечение водорода из воды энергетически невыгодно! Чтобы перевести все автомобили мира в водород, для этого больше не потребуется вдвое больше силовых установок, чем сейчас, а три или четыре! Тем не менее, совокупное («упаковочное- технологически-экологически чистое») удобство использования водорода таково, что часть мирового автопрома все еще планируется преобразовать в водород. На момент написания этой статьи немецкая компания Linds уже разработала и сертифицировала новые баллоны, которые позволяют хранить водород под давлением 700 атмосфер. Это вдвое больше, чем было. Соответственно, пробег автомобиля с таким запасом водорода увеличился на 70%, теперь он сопоставим с пробегом «из топливного бака» - 400 км. Чтобы перекачивать водород при таком высоком давлении, нам нужны специальные заправочные станции. Один из них уже строится в городе Оффенбах. Экспериментальный водородный «Опель» с таким баллоном будет заправляться на такой заправке в течение 3,5 минут - время также вполне сопоставимо с заправкой.
Объект исследования: создание стилистики дизайна автобуса с проработкой общей компоновки, цветовой гаммы и подбором материалов.
Предмет исследования: исследование возможности внешнего усовершенствования городского автобуса большого класса.
Цель: создание оригинальной стилистики дизайна автобуса.
Задачи:
1. Проанализировать теоретический материал посвящённый ретро - футуристическим проектам пассажирского транспорта.
2. Рассмотреть аналоги концептов пассажирского транспорта.
3. Разобрать эскизы аналогичных концептов пассажирского транспорта.
4. Разработать альтернативную стилистику газомоторного автобуса. Теоретическая значимость работы заключается в изучении аналогичных проектов, приёмов и методов проектирования пассажирского автотранспорта.
Практическая значимость работы заключается в самостоятельной разработке и создании аналогичного концептуального проекта.
Модификация 5299-30-31 (метан) (Приложение: рис.1) предназначена для пассажирских перевозок по городу. Кузов, несущий с тремя двустворчатыми дверями, которые открываются с помощью электрического привода. Система подогрева работает на основе автономного газового отопителя. Объём всех баллонов составляет 984 литра, что позволяет вмещать 197 м3 газа при давлении 200 атмосфер. Преимущества данной модификации: экономия на топливе (позволяет снизить затраты в 2-3 раза); количество выхлопных газов и токсичных выбросов значительно снижено; затраты на плату за вредные выбросы в атмосферу снижаются в 3,6 раза; снижаются затраты на обслуживание; газ, который используется в качестве топлива, намного безопаснее, чем пропан или бензин. Особенностью модификации 5299-30-31 является повышенный комфорт для пассажиров. Удобство посадки и высадки обеспечивается за счёт оптимальной высоты автобуса, который является полунизкопольным. Плавность хода обеспечивается благодаря пневматической подвеске и гидромеханической КПП VOITH D845.3E.
Конструирование автобуса будет происходить на базе модели НЕФАЗ 5299-30(Приложение: рис.1).
Согласно классификации из второй главы по характеристикам это будет классический одиночный городской автобус большого класса, особо не угрожающий природе выхлопами, так как работает на газовом топливе.
Ниже приведена подробная таблица для сопоставления данных.