Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА НА ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ

Работа №30977

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
537
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ 7
1.1 Теоретические основы и сущность интерактивного обучения 7
1.2. Анализ организационно-педагогических условий реализации
интерактивных форм и методов обучения в преподавании физики 20
1.3 Особенности преподавания физики с использованием информационно-коммуникационных технологий 38
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 43
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЛИЯНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА НА ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ 46
2.1. Описание технической части электронного образовательного ресурса
«Практики интерактивного обучения» 46
2.2. Экспериментальная оценка уровня мотивации студентов на
интерактивных занятиях c использованием ЭОР 52
2.3. Экспериментальная проверка влияния электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения» на уровень знаний студентов. 62
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, учитель нового формата обязан владеть интерактивными методами, приемами и техниками и может с их помощью проектировать интерактивные фрагменты уроков и полноценные уроки. Но при подготовке будущих учителей физики до сих пор не уделяется должное внимание изучению обучающимися форм и взаимодействий, используемых в школьном учебном процессе. Это обусловлено тем, что в настоящее время существует множество структур, описывающих методы, приемы и техники взаимодействия в учебном процессе, но единой картины нет.
И этот разрыв мы в своем исследовании попытались сократить с помощью разработки электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения».
Мы выделили следующие преимущества использования электронно - образовательных ресурсов в качестве средства проектирования и реализации занятий в образовательной среде:
• активизация разработки и введения преподавателями новых организационных форм и методов обучения;
• активизация мотивации студентов к обучению за счет оптимального проектирования занятия;
• обеспечение гибкости разрабатываемого занятия в соответствии с программными целями и с учетом полученных результатов прошлых занятий (принцип системности и последовательности);
• возможность рационального распределения преподавателями временных, физических и умственных ресурсов.
Нашей задачей на этапе адаптации электронного образовательного ресурса к подготовке будущих учителей физики стало выявление педагогических условий, способствующих:
• определению уровня усвоения знаний студентов по курсу «Практики интерактивного обучения», проводимому с использованием электронного образовательного ресурса;
• выявлению влияния электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения» на мотивацию студентов к изучению курса и применению ими полученных знаний в проектировании интерактивных занятий.
Объект исследования: процесс подготовки будущих учителей физики с использованием электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения».
Предмет исследования: педагогические условия применения электронного образовательного ресурса в процессе подготовки будущих учителей физики.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий применения электронного образовательного ресурса в подготовке будущих учителей физики.
Гипотеза исследования: применение электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения» в подготовке будущих учителей физики повышает их мотивацию к проектированию интерактивных занятий и способствует эффективному изучению обучающимися курса «Практики интерактивного обучения».
В соответствии с поставленными объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические аспекты и сущность интерактивных форм обучения в педагогической теории и практике преподавания.
2. Разработать структуру электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения» для применения его в процессе подготовки будущих учителей физики.
3. Определить педагогические условия применения электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения» при подготовке будущих учителей физики.
4. Определить уровень усвоения знаний студентов по курсу «Практики интерактивного обучения», проводимому с использованием электронного образовательного ресурса.
5. Выявить влияние электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения» на мотивацию студентов к изучению курса и применению ими полученных знаний в проектировании интерактивных занятий.
Теоретико-методологической основой исследования послужили следующие труды: положения по общей методологии образовательной деятельности (Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, А.М. Новиков и другие); технологического подхода в обучении (В.П. Беспалько, М.В.Кларин, Г.К. Селевко и другие); дидактические основы использования информационных технологий в образовании (Ю.С. Брановский, Г.А. Бордовский, Б.С. Гершунский, Ю.С. Иванов, И.В. Роберт и другие), теории и практики информатизации образования (Лапчик М.П., Мартиросян Л.П., Роберт И.В., Скибицкий Э.Г., Удалов С.Р., Христочевский С.А., Briggs L., Dillon A., Harrison N. и др.).
Методы исследования:
• теоретические - теоретический анализ философской, социологической, культурологической и психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта.
• эмпирические - тестирование, рейтинговая оценка, констатирующий и формирующий эксперименты, методы описательной и математической статистики.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• создан электронный образовательный ресурс «Практики интерактивного обучения» на основе HTML, CSS и JS;
• обоснована совокупность педагогических условий применения электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения»;
• электронный образовательный ресурс «Практики интерактивного обучения» адаптирован к процессу подготовки будущих учителей физики.
Теоретическая значимость исследования обусловлена инновационностью разработки электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения» для подготовки будущих учителей физики. Выявлены структура и содержание педагогических условий использования электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения».
Практическая значимость магистерской диссертации состоит в том, что материалы исследования описывают педагогические условия применения электронного образовательного ресурса в подготовке будущих учителей физики.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования целям и задачам исследования, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 58 источников. Общий объем работы составляет 96 страниц, в которой содержание исследования изложено на 78 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью работы было - определить и теоретические обосновать педагогические условия применения электронного образовательного ресурса при подготовке будущих учителей физики. Для этого был разработан электронный образовательный ресурс по проектированию будущими учителями интерактивных занятий.
При разработке электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения» мы придерживались двух основных этапов: подготовительный и комплектующий. На подготовительном этапе происходит формирование контента сайта и его структуры. На втором этапе происходит комплектация всех компонентов сайта (верстка, дизайн, контент или содержание, программный код). Сайт подготовлен с помощью языка гипертекстовой разметки HTML и вспомогательной таблицы стилей CSS. Программная часть использует исключительно клиентский язык JavaScript. Для оптимизации кода и оптимизации запросов к JS использовалась вспомогательная библиотека jQuery версии 3.3.1. Для ускорения загрузки ресурса, персональный код JavaScript был сжат. При формировании структуры электронного образовательного ресурса, мы придерживались следующих правил:
• Создать ресурс в современном игровом стиле, для повышения интереса к изучению курса «Практики интерактивного обучения»;
• Расположить все необходимые активные элементы и ссылки, для удобного и комфортного взаимодействия с ресурсом;
В ходе педагогического эксперимента была поставлена задача по выявлению влияния электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения» на мотивацию студентов к изучению курса и применению ими полученных знаний в проектировании интерактивных занятий. и оценить влияние ЭОР.
В соответствии с задачами магистерской диссертации были достигнуты следующие результаты:
- изучены и проанализированы теоретические аспекты применения интерактивных форм обучения в педагогической теории и практике преподавания;
- разработана структура электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения» для организации процесса подготовки будущих учителей физики;
- определены педагогические условия применения электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения» при подготовке будущих учителей физики.
- определены уровни усвоения знаний студентов по курсу «Практики интерактивного обучения», проводимому с использованием электронного- образовательного ресурса;
- проверена гипотеза исследования и выявлено влияние электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения» на мотивацию студентов к изучению курса и применению ими полученных знаний в проектировании интерактивных занятий.
Согласно полученным результатам экспериментальной работы следует, что при применении электронного образовательного ресурса на интерактивных занятиях «Практики интерактивного обучения», был зафиксирован рост интереса у студентов, как к изучению курса, так и к применению знаний, умений и навыков при проектировании интерактивных занятий. Кроме того, в ходе исследования по влиянию электронного образовательного ресурса на оценку уровня остаточных знаний у студентов в процессе изучения курса «Практики интерактивного обучения» была также отмечены положительная динамика. Статистические показатели результатов теста по оценке уровня остаточных знаний показали, что в экспериментальной группе, где применялся ЭОР, уровень знаний курса «Практики интерактивного обучения» у студентов был выше, чем в контрольной группе, где интерактивные занятия проводились без использования ЭОР. Следует отметить, что среди сравниваемых групп, существенная разница в уровне знаний респондентов на начальном этапе эксперимента отсутствует, что доказывает достоверность результатов эксперимента. Вывод: электронный образовательный ресурс дает положительную динамику и в изучении курса «Практики интерактивного обучения» и в проектировании интерактивных занятий.
Положительное влияние применения электронного образовательного ресурса обуславливается следующими факторами:
• Современный эргономичный дизайн ЭОР, выполненный в игровом стиле, легко воспринимается обучающимися, что повышает интерес к изучению ресурса, а как следствие этого повышает мотивацию к изучению курса;
• Открытость и доступность ресурса предоставляет возможность использовать готовые материалы, расположенные на электронном ресурсе, дает возможность свободного дистанционного изучения курса, а также позволяет использовать материалы при проектировании интерактивных занятий;
• Разделение материала курса «Практики интерактивного обучения» на более мелкие тематические группы, оказывает положительное влияние на восприятие информации и способствует лучшему усвоению курса;
• Электронный образовательный ресурс может применяться как дополнительный источник знаний при проведении интерактивных занятий и предоставляет возможность использования расположенной на нем информации для закрепления знаний, полученных в процессе изучения курса.
Таким образом, эксперимент, проводимый на базе ФГАОУ «Казанский Федеральный Университет» 44.04.01 «Педагогическое образование» по направлению подготовки «Педагогическое образование в области физики» подтверждает гипотезу исследования, что применение электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения» в процессе подготовки будущих учителей физики повышает мотивацию к проектированию ими интерактивных занятий и способствует лучшему изучению курса студентами. Этот факт указывает на положительное влияние применения электронного образовательного ресурса на занятиях.
Иными словами, в ходе проведенного исследования цель достигнута, все поставленные задачи выполнены. Гипотеза нашла свое подтверждение. Практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в том, что электронный образовательный ресурс может быть использован преподавателями на своих занятиях, как в целях поддержания интереса к курсу, так и в качестве инструмента для лучшего усвоения знаний обучающихся по дисциплине.



1. Азимов Э.Г. Словарь методических терминов / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — СПб., 1999. С.15.
2. Андреев В.И. Педагогика высшей школы: Инновационно-
прогностический курс / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - 499 с
3. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: КГУ, 1994. - 125 с.
4. Андреев, Г.П. Компьютеризация процесса обучения в вузе: проблемы, тенденции, перспективы / Г.П. Андреев. - М.: ВПА, 1990. - 48 с.
5. Андреев, Г.П. Некоторые проблемы компьютеризации учебного процесса в вузах / Г.П. Андреев // Военная мысль. - 1995. -№ 9. - С. 63-69.
6. Андреева В.Н. Настольная книга педагога / В.Н. Андреева, В.В. Григораш. - М.: Основа, 2006. - 352 с.
7. Богословский В. А., Караваева Е. В., Ковтун Е. Н., Мелехова О. П., Родионова С. Е., Тарлыков В. А., Шехонин А. А. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе. М.: Изд-во МГУ, 2007. 148 с.
8. Бордовская Н. В. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: «Кронус», 2010. 432 с
9. Галатюк Ю.М. Теоретико-методические и технологические аспекты моделирования проектной учебной деятельности по физике / Ю.Н. Г алатюк // Научные записки. - Выпуск 98 - Серия: Педагогические науки. - Кировоград: РИО КГПУ им. В. Винниченко, 2011. - С. 26-29.
10. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика, 1987. - 264 с.
11. Голованова И.И. Практики интерактивного обучения: метод. пособие / И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина. - Казань: Казан. унт, 2014. - 288 с.
12. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования лич-ностно-ориентированных электронных азовательных ресурсов и сред : автореферат дис. докт.пед.наук / В.В. Гура. - Ростов-на-Дону, 2007. -44 с.
13. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / Н.Н. Двуличанская // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011. - URL: http://technomag.edu. ru/doc/172651
14. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе. / А.И. Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. - 2005. - С.49 - 51.
15. Дьюи Д. Демократия и образование. М. : Педагогика, 2000. 384 с.
16. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н.М. Никольской. - М.: Совершенство,1997. /по изд. 1922 года/ - с. 192.
17. Жук А.А. Педагогические основы самостоятельной работы студентов: пособие для преподавателей и студентов. / О.А. Жук - Мн.: РИВШ, 2005. - 112 с.
18. Жумабаева А. Е. Креативное развитие учащихся средствами языка /
А. Е. Жумабаева // Современные проблемы глоттодидактики. — Rzeszow : Wyd. Uniwersytetu Rzeszowskiego, 2009. с.234-235.
19.Захарова A.B. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности / A.B. Захарова // Формирование учебной деятельности школьников - М.: Педагогика, 1982. - 245 с.
20.Зеличенко В. М., Ларионов В. В., Пак В. В. Совместная деятельность студентов на практических занятиях по физике: формирование физических идей на уровне проекта // Вестник Томск. гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 2 (117). С. 147-151.
21.Зенкина, С. В. Педагогические основы ориентации информационно - коммуникационной среды на новые образовательные результаты. Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М., 2007.
22. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
23. Иваницкий А.И. Современные технологии обучения физике: монография. / А.И. Иваницкий. - Запорожье. Премьер, 2001. - 266 с.
24. Интерактивные методы обучения. Опыт внедрения. / Под ред. В. Шарко. - Херсон: Олди - Плюс, 2002. - 207 с.
25. Кравцов, В.В. Особенности личностно-ориентированного обучения на основе дистанционных технологий в дополнительном профессиональном образовании / В.В. Кравцов: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08: ДВФУ. Владивосток, 2010. - 26 с.
26. Круне, Н.И. Модель формирования информационной составляющей профессиональной компетентности / Н.И. Круне, Т.В. Хомченко, И.Л. Беленок // Открытое и дистанционное образование. 2010. - № 2-С. 5-11.
27. Митина С. Н. Технология проведения дискуссии как особого рода диалогической речевой деятельности / С. Н. Митина // Современные проблемы глоттодидактики. — Rzeszow: Wyd. Uniwersytetu Rzeszowskiego,
2009. с.314-315.
28. Мкртчян М.А. Становление коллективного способа обучения / М.А. Мкртчян. - Красноярск, 2010. - 228 с.
29. Наволокова Н.П. Практическая педагогика для преподавателя / Н.П. Наволокова, В.М. Андреева. - М .: Основа, 2009. - 120 с.
30. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / [Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А. Петров] - М .: Академия, 2004. - 272 с.
31. Пак В. В., Крылов М. И. Проектная деятельность как средство формирования эмоционально-нравственного фонда учащихся //Национальная ассоциация ученых (НАУ) : науч. журн. 2014. № 2, ч. 1. С. 43
44.
32. Панкова, Е.В. Интернет-сайт среднего профессионального учебного заведения: эффективность поиска в Интернете [Текст] / Панкова Е.В., Косинова С. А. // Научные и технические библиотеки. - 2008. - №3. - С. 4144.
33. Петросян А.Р. Метод проектов на уроках физики / А.Р. Петросян // Физика в школах. - 2010. - № 6- 36 с.
34. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования//Е. С. Полат - М.: Норма, - 648 с.
35. Полат, Е. С. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика//Е.
С. Полат - М.: Инфра-М, - 2010г. - 375 с
36. Полат, Е. С. Типология телекоммуникационных проектов//Наука и школа - № 4-2009 г. - 341 с.
37. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Полат Е.С. -М.: Акадехускся:, 2004. - 416 с.
38. Пометун А. И. Современный урок. Интерактивные технологии обучения: метод. пособ. / А. И. Пометун, Л. В. Пироженко; под общ ред. А. И. Пометун. - М.: Изд .: А.С.К., 2004. - 192 с. С.28-30.
39. Попова, Н. Е. Условия использования мультимедийных средств обучения в образовательном процессе [Текст]: коллективная монография / Профессиональное образование: модернизационные аспекты. Т.4. - Ростовна- Дону: Научное сотрудничество, 2014. - С. 204-229.
40. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М: Школа-Пресс, 2001 - 292 с.
41. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб-ное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
42. Сигов А. С., Мордвинов В. А. Мобильные информационные технологии в учебном процессе школы и вуза. Магистр, № 5-6, 2001.
43. Телегина, Н.В. Бинарный подход к оптимизации контрольнодиагностических функций в обучении студентов «Общей педагогике» / Н.В.Телегина // Образование и саморазвитие. - 2013 - №3(37).- С.22-27.
44. Телегина, Н.В. Дидактические условия применения тестов в процессе оценки качества обучения студентов - будущих педагогов / Н.В.Телегина // Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования: тез. докл. IX Всероссийской науч.-практ. конф. (Казань, 2001 г.) - Казань, 2001.- C. 557-558.
45. Телегина, Н.В. Оценка как инструмент управления в высшей школе / Н.В.Телегина // Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества воспитания: тез. докл. XI Всероссийской науч.-практ. конф. (Казань, 2003 г.) - Казань, 2003. - С. 312-313.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению 44.03.01 - Педагогическое образование, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №34 от 4 декабря 2015 г.
47. Хаси Т.В. Педагогические инновационные технологии в вузе. / Т.В.
Хаси. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы
международной заочной научной конференции, июнь 2011 - Уфа, 2011 - с.120-122.
48. Химинец В. В. Инновации в современной школе / Василий Васильевич Химинец. - Ужгород: Информационно-издательский центр ЗИППО, 2004. - 165 с. С.104.
49. Шевелёва Н. Использование нетрадиционных речевых форм ситуаций в обучении родному языку в учебных комплексах I—IV классов / Н. Шевелёва // Русистика и современность. Глоттодидактика 3. — Rzeszow : Wyd. Uniwersytetu Rzeszowskiego, 2003. С.210-215. С.210-211.
50. Энциклопедия интерактивного обучения. А. И. Пометун. - М., 2007.- 144 с.
51. Энциклопедия педагогических технологий и инноваций / Составитель: Н.П. Наволокова. - М.: Изд. группа «Основа», 2009. - 176 с.
52. Dziedzic M. Использование Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку на примере русского / М. Dziedzic // Современные проблемы глоттодидактики. — Rzeszow : Wyd. Uniwersytetu Rzeszowskiego,
2009. С.219.
53. Kossakowska-Maras M. Использование глоттодидактических материалов в формировании социокультурной компетенции студентов / М. Kossakowska-Maras // Современные проблемы глоттодидактики. — Rzeszow : Wyd. Uniwersytetu Rzeszowskiego, 2009.С.89.
54. Mentrak A. Zarzdzanie projektami edukacyjnymi / A. Mentrak. — Warszawa, 1999. С.7.
55. Pado А. И стар, и млад, WEB-сайтам рад. Использование Интернет- и TV-ресурсов на разных уровнях изучения языка / A. Pado // Русистика и современность. Глоттодидактика 4. — Rzeszow : Wyd. Uniwersytetu Rzeszowskiego, 2006.
56. Pado А. Обучение иностранным языкам по методу проекта / A. Pado // Современные проблемы глоттодидактики. — Rzeszow : Wyd. Uniwersytetu Rzeszowskiego, 2009.С.322.
57. PalinskiA. Об эффективном обучении и активизирующих методах обучения иностранному языку / A. Paliriski // Современные проблемы глоттодидактики. — Rzeszow : Wyd. Uniwersytetu Rzeszowskiego, 2009. С.328.
58.Salomon J. What is Technology? The Issue of its origins and definitions // Historiy of technology. 1984 / Vol. 1. 113-156.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ