Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь формы агрессивных и враждебных реакций и мотивации достижения и отношения у подростков, обучающихся в школе с высоким воспитательным рейтингом

Работа №30943

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
444
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ С ВЫСОКИМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ РЕЙТИНГОМ
0.1. Исследование феноменов «агрессивность» и «враждебная реакция»,
их особенности и формы проявления у подростков в зарубежной и отечественной психологии 8
0.2. Исследование феноменов мотивации достижения и отношения у
подростков в зарубежной и отечественной психологии 13
0.3. Анализ исследований роли образовательной среды на психические
особенности подростков 17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОСТИ И ВРАЖДЕБНЫХ РЕАКЦИЙ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ С ВЫСОКИМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ РЕЙТИНГОМ.
2.1. Организация и процедура исследования 21
2.2. Методы и методики 22
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНЫХ И ВРАЖДЕБНЫХ РЕАКЦИЙ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ С ВЫСОКИМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ РЕЙТИНГОМ.
3.1. Выявление уровня выраженности агрессивности и враждебной реакции у подростков, обучающихся в школе с высоким воспитательным рейтингом 32
3.2. Выявление уровня выраженности мотивации достижения и отношения
у подростков, обучающихся в школе с высоким воспитательным рейтингом 37
3.3. Выявление взаимосвязи агрессивных и враждебных реакций и мотивации достижения и отношения у подростков, обучающихся в школе с высоким воспитательным рейтингом 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 60



В настоящее время, современный подросток, развивается в сложном и неопределенном по своему содержанию мире, который оказывает на него большое влияние. Напряженная, неустойчивая экономическая, экологическая и идеологическая обстановки в современном обществе, несомненно создают условия для развития различного рода отклонений, как в личностном, так и в поведенческом развитии подрастающего поколения.
Одна из самых актуальных и значимых тем настоящего времени, является изучение особенностей развития детей в подростковом возрасте, это объясняется тем, что в связи с высокими темпами жизни, все более усложненным образовательным процессом, развитием информационных технологий. Вышеперечисленные особенности современного мира, несомненно, влияют на формирование эмоционально-личностной сферы подростка.
Взаимосвязь агрессивности и враждебных реакций и мотивации достижения и отношения у подростков, является одной из актуальных проблем на базе психолого - педагогической науки. Главная характеристика подросткового возраста заключается в том, что индивид входит в общественную жизнь. У подростка появляются новые обязанности, он активно стремится к самореализации, показывает свои способности и успехи в конкретной деятельности. Происходит изменение интересов, подросток ориентируется на так называемую «взрослую жизнь". Социально экономическая нестабильность, дезориентация современных подростков в ценностно - смысловой сфере, влияют на формирование агрессивного поведения подростков. Значительную роль в эмоциональных и мотивационных проявлениях подростков играет проблема, касающаяся ценностей и нравственности жителей «мегаполиса». Типичный городской житель, увлеченный преодолением материальных трудностей. Последствия- озлобление, снижение толерантности, стрессы, пассивность и равнодушие в поведении.
Проблемой агрессии и мотивации в подростковом возрасте активно изучались в психологии. Вопросами, связанными с изучением агрессивности, как характеристики эмоционально-личностного развития подростков изучали И.А. Фурманов, С.Н. Дубинин, А.С. Крюкова, Г.Э. Бреслав и др. Проблемы Мотивации и мотивационной направленность личности подростов изучали как зарубежные исследователи (А. Маслоу, М. Армстронг, Х. Хекхаузен и многие другие.), так и отечественные (Е.И. Ильин, Б.И. Додонов, А.Г. Асеев и многие другие.). Но те проблемы, с которыми мы сталкиваемся на сегодня, требуют к себе особого подхода и пополнения теоретически- практической базы для своего решения. Так как в подростковом возрасте закладывается, так называемый фундамент, характеризующий в будущем способность субъекта, осознанно ставить перед собой жизненные цели и пути их достижения, брать ответственность за принятие решений, детерминировать той стратегией поведения, которая будет сформирована в процессе взаимосвязи индивида с социальной средой.
Объект исследования - Агрессивные и враждебные реакции и мотивация достижения и отношения.
Предмет исследования - Взаимосвязь агрессивных и враждебных реакций и мотивации достижения и отношения у подростов, обучающихся в школе с высоким воспитательным рейтингом.
Целью нашего исследования было изучить взаимосвязь форм агрессивных и враждебных реакций и мотивации достижения и отношения у подростков, обучающихся в школе с высоким воспитательным рейтингом.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что существует взаимосвязь между агрессивных и враждебных реакций и мотивации достижения и отношения у подростков, обучающихся в школе с высоким воспитательным рейтингом.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и систематизировать имеющиеся в отечественной и зарубежной психологии теоретические данные. Изучить состояние проблемы.
2. Выбрать образовательное учреждение с высоким воспитательным рейтингом для проведения исследования
3. Подобрать необходимый инструментарий для проведения исследования
4. Изучить уровень выраженности агрессивности и враждебных реакций у подростков, обучающихся в школе с высоким воспитательным рейтингом.
5. Изучить уровень выраженности мотивации достижения и отношения у подростков, обучающихся в школе с высоким воспитательным рейтингом.
6. Определить характер и степень взаимосвязи между проявлениями агрессивности и враждебных реакций и мотивации достижения и отношения у подростков, обучающихся в школе с высоким воспитательным рейтингом.
7. Проанализировать полученные эмпирические данные, сформулировать вывод, провести проверку гипотезы.
Методы и методики исследования.
Методы исследования:
1. Анкетирование, тестирование.
2. Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции Пирсона, проверка достоверности результатов и обобщение итогов.
Методики исследования:
1. Опросник агрессивности А. Басса - А. Дарки (англ. Buss - Durkee Hostility Inventory, сокр. BDHI) предназначен для выявления уровня агрессивности и враждебных реакций респондентов. Опросник состоит из 75 утверждений.
2. Опросник «Оценка уровня притязаний», разработанный В. К. Гербачевским, предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности.
Выборка.
Эмпирическое исследование было проведено на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7 города Азнакаево" Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан.
Выборку составили учащиеся 8-9 классов (в возрасте 14-16 лет) в количестве 91 человек, из которых 44 девочки и 47 мальчиков.
Учреждение было выбрано по принципу высокого воспитательного рейтинга школы.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в качестве дополнения и дальнейшего развития теоретической базы. Возможно использования полученных в ходе исследования данных, в качестве составления, корректировки учебного плана с учетом особенностей выявленных во время исследования. Так же результаты исследования могут быть использованы для совершенствования профессиональной подготовки студентов психологопедагогических специальностей, повышения квалификации педагогов и психологов.
Область применения: психология личности, возрастная психология, профилактика зависимых форм поведения в подростковой среде, профилактика и коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений у подростков, педагогическая психология, клиническая психология.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения данной работы, нам удалось изучить и раскрыть понятие таких феноменов, как мотивация достижения и отношения, опираясь на исследования и научные труды таких авторов как: М.Ш. Магомед - Эминов, Т.О. Гордеева, Х. Хекхаузен, Л.И Божович. Так же нам удалось изучить и объяснить происхождение и специфику формы агрессивных и враждебных реакций, опираясь на исследования и труды таких авторов как: А.Басс, Э.Фромм, К. Лоренц, С. Н. Дубинин. Тщательно изучив данные феномены, их особенности и характеристики, нами был сделан вывод о том, что изучение взаимосвязи между ними и особенности влияния, очень важно и оправдано. Специфика нашего исследования заключается в том, что выборку составили подростки, обучающиеся в школе с высоким воспитательным рейтингом Следовательно, нами было проведено исследование, направленное на изучение и выявление взаимосвязи между формами агрессивных и враждебных реакций и мотивации достижения и отношения у подростков, обучающихся в школе с высоким воспитательным рейтингом. Для этого, опираясь на соответствующие критерии, нами была выбрана школа, подходящая по параметрам нашего исследования.
Следующим шагом было определить и подобрать необходимый инструментарий для проведения исследования. Изучив базу доступных методик, нами были выбраны следующие методики: для изучения уровня выраженности агрессивных и враждебных реакций, опросник А. Басса - А. Дарки; для изучения уровня выраженности мотивации достижения и отношения, опросник «Оценка уровня притязаний» В. К. Гербачевского.
Результаты эмпирического исследования позволили сделать следующие выводы:
1. У подростков, обучающихся в школе с высоким воспитательным рейтингом, преобладают такие формы агрессивных и враждебных реакций как: чувство вины, подозрительность, вербальная агрессия. Подросткам, обучающимся в школе с высоким воспитательным рейтингом свойственна вспыльчивость, грубость, они избирательны и осторожны по отношению к окружающим людям, склонны к подозрению и недоверию по отношению к другим, опасаются того, что окружающие нанесут им вред и ущерб. Им свойственно испытывать чувство вины за свои действия, недооценивают себя, и считаю плохими. Изучив интегральные показатели враждебности и агрессивности, сравнив их с выборкой средних значений, у подростков, обучающихся в школе с высоким воспитательным рейтингом, было выявлено, что индекс агрессивности выше индекса враждебности, по сравнению со среднестатистической выборкой. Следовательно, можно говорить о том, что высокий уровень проявления агрессивности, характеризуется больше разрушительностью, чем конструктивностью.
2. У подростков, обучающихся в школе с высоким воспитательным рейтингом, преобладают такие формы мотивации достижения и отношения как: внутренний мотив, мотив избегания, познавательный мотив, состязательный мотив, мотив к смене деятельности, внутренний мотив. Специфика мотивационной сферы подростков, обучающихся в школе с высоким воспитательным рейтингом, заключается в том, что таким подросткам свойственна увлеченность выполняемым ими заданием и высокий интерес к полученным в итоге результатам. Они боятся показать низкий результат и не достигнуть поставленной цели в текущей деятельности, что объясняет высокий интерес к результатам деятельности других субъектов и желание состязаться, им важно ставить перед собой все более трудные цели, а достижение лишь подкрепляет их стремление. Так же подросткам, обучающимся в школе с высоким воспитательным рейтингом, характерны переживания, касательные смены или прекращения текущей деятельности.
3. С помощью корреляционного анализа между показателями агрессивности и враждебных реакций и мотивации достижения и отношения у подростков, обучающихся в школе с высоким воспитательным рейтингом, было выявлено 9 статистически значимых и достоверных взаимосвязей. Что говорит о подтверждении выдвинутой нами гипотезы о наличии взаимосвязей между агрессивными и враждебными реакциями и мотивацией достижения и отношения у подростков, обучающихся в школе с высоким воспитательным рейтингом.
Было выявлено, что у компонента мотивационной структуры «мотив смены деятельности» оказалось больше взаимосвязей с агрессивными и враждебными реакциями. Следовательно, можно сказать о том, что переживаемые тенденции к смене деятельности или ее прекращении, влияют на выраженность таких форм агрессивных и враждебных реакций, как: физическая агрессия, косвенная агрессия, негативизм, обидчивость и раздражительность. Так же можно говорить о том, что каждый из вышеперечисленных компонентов агрессивных проявлений, имея высокий уровень выраженности, может стать причиной к смене деятельности или ее прекращении.
Рассматривая результаты корреляционного анализа можно предположить, что подростки, обучающиеся в школе с высоким воспитательным рейтингом, проявляя высокую инициативность в текущей деятельности, испытывают высокий уровень агрессии, направленный окольным путем на другое лицо, а так же испытывают негативизм, выражающийся в сопротивлении и активной борьбе против установленных правил и законов. Так же проявляя высокую инициативность, повышается уровень вербальной агрессии, которая выражается в использовании различных негативных словесных выражениях.
По результатам корреляционного анализа была выявлена одна обратная связь между показателями внутреннего мотива и негативизма. Данную связь можно охарактеризовать следующим образом. Чем выше показатель негативизма, выражающегося в сопротивлении установленным правилам, тем ниже проявление внутренних мотивов, увлеченность заданием. Или чем меньше подросток сопротивляется установленным правилам и законам, тем выше проявление внутренних мотивов и увлеченность заданием у подростков, обучающихся в школе с высоким воспитательным рейтингом.
На основании вышесказанного следует обозначить, что взаимосвязи между показателями агрессивных и враждебных реакций и мотивации достижения и отношения у подростков, обучающихся в школе с высоким воспитательным рейтингом, существуют. Используя полученные данные можно найти объяснения различным проявлениям агрессивности и мотивации в подростковом возрасте, а так же выстроить оптимальную стратегию, для коррекции ярко выраженных проявлений, учитывая специфику проявлений феноменов.



1. Басс А. Дарки. А. Концепция агрессии / враждебности Екатеринбург 2003.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: Питер, 2012. - 512с.
3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И.Божович. - М., 1972.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968.
5. Божович, Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема / Л.И. Божович // Известия АПН РСФСР.1951, вып.36, С. 328.
6. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. / И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. - Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 144 с.
7. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128 с.
8. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования,
проблемы / Современная психология мотивации. - Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 343 с.
9. Громыко Ю.В. От экспериментальных площадок к инновационным сетям и к построению новой модели национальной школы на экспериментальных площадках Москвы / Организация деятельности экспериментальных площадок. Выпуск 5. / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. М.: Медиа, 2001. - С.18 - 29.
10. Дубинин С.Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна из форм девиантного поведения // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №5. - С. 98-116.
11. Казанская В.Г. Подросток: Трудности взросления. Книга для
психологов, педагогов, родителей. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2012. - 283 с.
12. Кручинин В.А., Булатова Е.А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте. Монография.- Нижний Новгород: ННГАСУ, 2010.
13. Крюкова А.С. Психогенетические особенности проявления агрессии у детей и подростков // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2013. - №11-4. - С. 10-14.
14. Лоренц К. З. Агрессия: (Так называемое “зло”) /Пер с нем. Г.Ф. Швейника. - М.: Прогресс, 1994.
15. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: Структура и
механизмы. / М.Ш. Магомед-Эминов - Дисс. канд. псих. наук. - М., 1987.
16. Практическая психология образования./ Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 342с.
17. Пригожин А.И. Методы развития учеников. М.: МЦФЭР, 2003-863 с.
18. Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. - М., 1988. - С-110-118.
19. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем. Шк., 2007. - 496с.
20. Психология личности. Учебное пособие. / под. Ред.проф. П.Е. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. - М.: Эксмо, 2013. - 653 с.
21. Психология развития / под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Academia, 2005. - 300с.
22. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. Дубровиной И. В. - М.: Просвещение, 1991. - 228с.
23. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.
24. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 416 с.
25. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994.
26. Роджерс К.Р. Становление личности. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.
27. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей
образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: Культурные модели школ. - М.,1997. - С.177-185.
28. Учебное пособие для студен-тов вузов. М.: Академический Проект, 2000. 352 с.
29. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.2, М.: Педагогика, 1999. - 456 с.
30. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. - Воронеж, 2002. - 432 с.
31. Фельдштейн Д.И., 1988, с. 33.
32. Филиппов В.Б. Воспитание и образование математика // Математика в образовании и воспитании / Сост. В.Б.Филиппов. М.: ФАЗИС, 2000. С. 228-245.
33. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Просвещение, 1989.
34. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Х. Хекхаузен. М. Педагогика, 1986. Т.1 - 480 с.; Т.2 - 398 с.
35. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен - СПБ.: Речь, 2001.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ