Оглавление
Введение 3
1. Религиоведение: объект и предмет исследования 5
2. Принципы, понятия и категории религиоведения 7
3. Основные черты и функции религиоведения и значение его изучения для интеллектуального и культурного развития человека 9
4. Религиоведение в современной России. 13
Заключение 15
Индивидуальное задание 16
Список литературы 18
Введение
Стремление человека к познанию Вселенной, общества, самого себя, отдельных явлений и процессов в окружающем мире неиссякаемо и вечно. Есть знания, которые необходимы человеку для успешной деятельности в своей области. Но существуют и такие понятия, идеи, теории, факты, освоение которых важно для становления каждого человека как личности, для формирования его духовной культуры. К отраслям, содержащим такого рода знания, относится религиоведения.
Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось, начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания - философские, теологические, исторические, психологические и другие - накапливались в течение веков. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении - философское содержание, исследование религии неизбежно обращается к философско-мировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе. При рассмотрении этих вопросов религиоведение опирается на наследие философской мысли, на историю естественных и общественных наук, особенно на достижения современной философской и научной мысли.
Изучение науки о религии оказывает сильное влияние на человека, позволяет ему приобрести навыки ведения мировоззренческого диалога, овладеть искусством понимания других людей, что заставляет признать важность и актуальность изучения религиоведения как науки и учебной дисциплины.
Целью данной работы является определить объект и предмет исследования религиоведения, охарактеризовать структуру религиоведения, основные понятия и категории, а также показать значение изучение науки о религии для развития человека.
Заключение
Религиоведение – относительно молодая наука. Объектом исследования этой науки является религия – система взглядов на мир, общество и человека, система культовых действий, основным признаком которой является вера в существование сверхъестественного. Структурообразующими дисциплинами религиоведения являются философия, социология, психология, феноменология, история, каждая из которых имеет свои специфические особенности. В религиоведении выделяется ряд групп понятий и терминов: общефилософские и социальнофилософские, пришедшие из логики, этики и эстетики, класс общенаучных понятий, частнонаучные понятия, заимствованные из конкретных наук, а также специальные религиоведческие понятия. Изучение науки о религии оказывает большое влияние на развитие человека, способствует расширению знаний о неевропейских культурах, о человеческой истории в целом, способствует реализации свободы совести, а также формированию толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения.
Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.
Велико значение изучение религиоведения для утверждения гуманистических ценностей современного мира, обеспечения гражданского согласия, гармонизации межчеловеческих отношений, в том числе представителей различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений.
Индивидуальное задание
Автокефалия (греч. αὐτοκεφαλία от αὐτός — сам + κεφαλή — голова) — самоуправление, независимость. Автокефальной называется административно независимая Поместная церковь, предстоятелем которой является епископ в сане патриарха, или архиепископа, или митрополита.
С точки зрения Русской православной церкви, исключительной прерогативой автокефальной церкви является право самостоятельно совершать мироварение. С точки зрения Константинопольского Патриархата право совершать мироварение принадлежит Константинопольскому Патриарху в сослужении представителей Поместных Православных Церквей.
Амидаизм (от имени Будды Амиды, санскр. Амитабха — "неизмеримый свет") — одно из течений (сект) Буддизма Махаяны в Японии. Учение Амидаизма в основном изложено в Амитабха Сутра. Основу учения Амидамзма составляет доктрина "Дзёдо" — возрождение на обетованной чистой земле, раю на поле Будды Амиды. Для достижения этой цели, верующему нужно возложить свои надежды на помощь Будды, при этом не предлагается прилагать неких особых усилий, если не считать частого и многократного повторения мантры с именем Амиды. Обещание общего спасения, а вместе с тем и упрощение буддистского обряда, обеспечило популярность этого течения в народе. Амидаизм ввел в японский Буддизм практику поминовения усопших и проведение соответствующих обрядов. Именно заупокойно-поминальные обряды являются основой культа Амидаизма.
Анатман— один из важнейших догматов буддизма, постулирующий отсутствие атмана — «Я», самости индивида или его души. Учение об анатмане противопоставляется буддизмом индуистскому учению об атмане и брахмане. Анатман — один из трёх признаков бытия в философии буддизма наряду с дукха и анитья (аничча).Учение об анатмане обусловливает отсутствие отдельной, постоянной и неизменяемой души, самости в каком-либо феномене бытия. Буддизм подчеркивает, что то, что воспринимается индивидуумом как «Я» — всего лишь иллюзия, «подсказываемая» нам скандхами. Это же в свою очередь влечёт страдания и несчастья, испытываемые таким «Я».
Анимизм.(от лат. anima, animus — «душа» и «дух» соответственно) — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Впервые этот термин ввёл немецкий учёный Г. Э. Шталь. В сочинении «Theoriamedica» (1708) он назвал анимизмом своё учение о душе как некоем безличном жизненном начале, лежащем в основе всех жизненных процессов.