ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ 5
§ 1.1.Фонетика как раздел науки, изучающего звуки речи 5
§ 1.2. Методические основы формирования умения различать звуки речи у первоклассников 9
Вывод по первой главе 15
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ 16
§ 2.1. Методика констатирующего эксперимента 16
§ 2.2. Уровни сформированности умений о звуках речи у первоклассников 18
§ 2.3. Проект педагогической технологии по формированию умений различать звуки речи у первоклассников 21
Вывод по второй главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Актуальность. Развитие современной системы образования в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ее направленность на индивидуализацию обучения и личностно-ориентированный подход обращают наше внимание на поиск решений актуальных проблем, с которыми сталкивается современный школьник на начальном этапе обучения. Подобными проблемами в настоящем времени являются низкий уровень развития фонематического слуха и недостаточный уровень речевого развития ученика, поступающего в начальную школу. В этой связи особое внимание уделяется изучению раздела «Фонетика» и формированию основных умений фонематического разбора слов, позволяющих школьнику не только развить фонематический слух и улучшить дикцию, но и составить представления об особенностях звучащей речи. Ввиду этого, приступать к формированию фонетических навыков целесообразнее на начальной стадии обучения, потому что речь учащегося, их произношение формируется в младшем школьном возрасте.
Сформированность произносительных навыков учащихся напрямую влияет на быстроту и прочность усвоения получаемого материала, а так же способствует выpабoтке устной речи, чтения и письма. К условиям, оказывающим большое влияние на успешное обучение фонетической стороне языка, относится определение трудностей воспроизведения и восприятия звуков, обнаружение зон положительного переноса и интерференции, сформированность речевого слуха. Кроме того, необходимо принимать во внимание, что обучение фонетическим навыкам не представляется самоцелью, а формируется в тесной взаимосвязи с остальными навыками и речевыми умениями.
Объект исследования: формирование умения различать звуки речи у первоклассников.
Предмет исследования: педагогическая технология по формированию умений различать звуки речи у первоклассников.
Цель исследования: изучить сформированность умения различать звуки речи у первоклассников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть фонетику как раздел науки, изучающего звуки речи.
2. Раскрыть методические основы формирования умения различать звуки речи у первоклассников.
3. Провести опытно - экспериментальное исследование по изучению сформированности умения различать звуки речи у первоклассников.
4. Разработать проект педагогической технологии по формированию умений различать звуки речи у первоклассников.
Теоретико-методологическая основа. Преподавание в начальной школе невозможно без знаний основ лингвистики, которой занимались известные деятели науки, такие как: И.А. Будуэн де Куртене, Л.В. Щерба, А.А. Реформатский, Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, В.Д. Сидоров и лингвистами современности такими, как Ж.В. Ганиев, С.В. Князев. Изучением проблемы обучения фонетики занимались Г.В. Рогова, Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов, И.Л. Бим и другие исследователи, благодаря их работе были достигнуты существенные успехи в решении проблем овладения фонетическими навыками и достижения эффективности процесса обучения. Тем не менее, эта тема остается актуальной вплоть до сегодняшнего дня.
Методы исследования:
- теоретические (анализ научной литературы по теме исследования, синтез и обобщение результатов отечественных и зарубежных исследований);
- эмпирические - констатирующий этап, качественный и количественный анализ данных.
Cтруктура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Таким образом, поставленные во введении задачи решены, следовательно, можно сделать следующие выводы.
В результате теоретического анализа литературы было выявлено фонетика - учение о звуках и других аспектах звуковой стороны языка (слог, ударение, интонация). В фонетике выделяют сегментные единицы (фраза, фонетическая синтагма, фонетическое слово, слог и звук) и суперсегментные единицы (слог, ударение и интонация), которые взаимосвязаны между собой. Наша речь - это поток звуков, звуковая цепь. Эта цепь членится на речевые единицы. Такими единицами является фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог и звук. Это основные единицы фонетики.
Основной и самой приоритетной задачей современной начальной школы в рамках развития всесторонней, гармоничной личности и изучения русского языка является формирование фонетических компетенций. Фонетика русского языка имеет фундаментальную базу, подкрепленную многолетними исследованиями в данной области. Современный русский язык имеет межпредметные связи с лингвистикой, педагогикой, психологией и другими науками. Изучение фонетики начинается на этапе обучения грамоте, начальным основам чтения и письма, но продолжается в течение всего периода обучения русскому языку, при изучении всех разделов. Построение материала обучения отвечает общедидактическим принципам научности, сознательности, связи с практикой, последовательности и систематичности, доступности и сообразованности с возрастными особенностями учащихся.
Мастерство учителя, проявляющееся в знании и сочетании различных форм и методов обучения фонетики на уроках русского языка в начальной школе позволяет добиться отличных результатов по освоению коммуникативных навыков учащихся, заложить прочные основы успешности обучения уже с первых дней учебы. Важнейшим принципом обучения звуковому анализу, как и всякому другому виду языкового анализа, является осознание учеником совершаемых действий - ученик должен не только уметь, к примеру, выделить и охарактеризовать звук в слове, но и объяснить, как он это делает, обосновать каждую из называемых характеристик. Поэтому учителю нужно контролировать не столько результат анализа, сколько его ход и побуждать к комментированию ребенком своих действий.
Нами проведено опытно - экспериментальное исследование по изучению сформированности умения различать звуки речи у первоклассников. Результаты констатирующего среза показали, что самой трудной для учащихся оказалась группа заданий, проверяющая соотнесение звуков и их графического изображения. Это довольно естественный результат, который отражает реальное состояние в уровне подготовке учащихся на этом этапе обучения. Для этого на этапе формирующего эксперимента был разработан проект педагогической технологии по формированию умений различать звуки речи у первоклассников выполнение которых повысит эффективность обучению русскому языку учащихся начальной школы.
1 Аномович, Е.А. Русский язык в начальных классах / Е. А. Аномович- М., 2013. -130 с.
2 Андрианова, Т.М. В мире звуков и букв: Учебно-методическое пособие / Т.М. Андрианова, И.Л. Андрианова. - М.: Астрель, 2014. -130 с.
3 Бондаренко, А.А. Живая фонетика в начальной школе / А. А. Бондаренко // Начальная школа. 2015. № 7. С.5-35.
4 Волина, В.В. Русский язык. Учимся играя / В.В. Волина- Екатеринбург, 2014. -140 с.
5 Воронцов, А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: метод. Рекомендации / А.Б. Воронцов - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. - 72 с.
6 Денисов, П.Н. Лексика русского языка и принципы её описания / П.Н. Денисов. - М.: Русский язык, 2013. - 253 с.
7 Дриняева, О.А. Лингвистические теории в развивающих системах обучения русскому языку на начальной ступени образования: учеб.-методич. пособие для студентов / О.А. Дриняева. - Тамбов: из-во ТГУ им. Державина, 2014. - 44 с.
8 Евсеева, И.В. Современный русский язык: Курс лекций / И. В. Евсеева, Т.А. Лузгина, И.А. Славкина, Ф.В. Степанова; Под ред. И.А. Славкиной; Сибирский федеральный ун-т. - Красноярск, 2017. - 642 с.
9 Жедек, П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии / П.С. Жедек Томск, 2014.- 87с.
10 Иванова, С.Ф., Горбушина Л.А. Изучение элементов фонетики и графики. / С.Ф.Иванова, Л.А.Горбушина. - Изд-во «Педагогика», 2014. - 157с.
11 Канакина, В. П. Работа над трудными словами в начальных классах / В.П. Канакина - М., 2014. -130 с.
12 Киселева, О.Н. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие / О.Н. Киселева - Томск.: изд.Томского университета 2013.- 93с.
13 Климанова, Л.Ф. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч 1 / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2012. - 111 с.
14 Кулюкина, Т. В. Фонетической ошибке нет! / Т. В. Кулюкина, Н. А. Шестакова // Начальная школа, 2012, № 4, 45-50с.
15 Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 240 с.
16 Лукьянова, Н.А. Современный русский язык: Лекции по фонетике / Н. А. Лукьянова. Новосибирск, 2014.-129 с.
17 Мали, Л.Д. Работа над звукопроизношением младших школьников в условиях одновременного обучения английскому и русскому языкам / Л. Д. Мали,Н.А. Мали. - Пенза, ПГУ, 2015. -175 с.
18 Нелина, Г.А. Аспекты преподавания русского языка в современной школе: Метод. рекомендации / Г.А. Нелина. Новосибирск, 2015. -143 с.
19 Панов, М.В. Современный русский язык. Фонетика / М.В.Панов М.: Альянс, 2012.- 129 с.
20 Плотникова, С.В. Лексикон младшего школьника и его развитие на уроках русского языка / С.В. Плотникова // Начальная школа. - 2017. - №10. С.4-35.
21 Плотникова, С. В. и др. Методические основы начального языкового образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства / С. В. Плотникова, В. А. Шуритенкова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2012. - 251 с.
22 Политова, Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка / Н.И. Политова - М., 2014. -130 с.
23 Соловейчик, М.С. Программа «Русский язык». Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония». / М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. - 150 с.
24 Фомина, М.И. Современный русский язык. Лексикология: учебн. для студ. вузов / М.И. Фомина. - М.: Высшая школа, 2013. - 415 с.
25 Шайкевич, А.Я. Введение в лингвистику / А. Я. Шайкевич, М.: Просвещение, 2012. -143 с.