Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛОГИЧЕСКИХ ИГР

Работа №30901

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы101
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
872
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты развития умственных способностей детей дошкольного возраста средствами логических игр 8
1.1. Сущностно-содержательный анализ основных понятий исследования.. .8
1.2. Возрастные особенности дошкольников 21
1.3. Анализ передового педагогического опыта по проблеме развития умственных способностей детей дошкольного возраста средствами логических игр 29
Выводы к главе 1 36
Глава 2. Экспериментальное исследование комплекса логических игр, направленного на развитие умственных способностей детей дошкольного возраста средствами логических игр 39
2.1. Характеристика нормативно-правовых документов, содержащие требования к организации развивающей предметно-пространственной среды и деятельности дошкольников 39
2.2. Апробация комплекса логических игр направленных на развития
умственных способностей детей дошкольного возраста 57
Выводы к главе 2 75
Заключение 77
Список использованной литературы 79
Приложения 85



Детство-это ценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъектности. В дошкольном возрасте закладывается фундамент, который в дальнейшем позволяет ребенку успешно осваивать любые специальные знания.
Как показывает практика, игра особенно необходима для обучения и воспитания детей. Оценив важность игры, В. А. Сухомлинский писал: "Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра представляет собой искру, которая зажигает пламя любопытства и любопытства. «Сегодня и тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике существуют огромные возможности для развития детского мышления в процессе обучения с раннего возраста.
Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника. Дети учатся анализировать, сравнивать, сравнивать родственные понятия и действия, выявлять сходства и различия в фактах, развивать умение делать простые выводы и обобщения. Ребенок развивает способность последовательно выражать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных задач, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми во время выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических упражнений. Развивающие игры очень важны для детей. Ребенку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает творческие способности».
В документе "Концепция дошкольного образования" (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский) говорится о ориентации педагогов на гуманизацию воспитания и образования детей дошкольного возраста. Это происходит через реализацию специфических возрастных особенностей психологического развития детей. [14, с. 390].
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), поиск путей эффективного обучения детей, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Высокая чувствительность этого возрастного периода определяет большой потенциал разностороннего развития ребенка.
Игра в дошкольных учреждениях имеет развивающее значение. Игры в процессе обучения представляют большой интерес для дошкольников. Эта игра, предлагая ребенку возможность проверить и развить свои навыки, в том числе и в соревновании с другими сверстниками [13, с. 97].
Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и мотивационных качеств. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Игра станет средством воспитания и обучения, если она будет включена в целостный педагогический процесс. Направляя игру, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: чувства, сознание, волю и поведение в целом [19, с. 67].
Развитие представлений о детской игре составляет замечательную страницу в истории отечественной психологии. Л. С. Выготский поставил задачу создания новых теорий игры, получил детализацию в работах выдающихся российских психологов П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, в исследованиях их сотрудников и учеников. Подробное и исчерпывающее изложение истории отечественной теории игр, ее основных понятий и экспериментальных исследований содержится в важной монографии Д. Б. Эльконина [23, с. 23- 50]. Актуальность данной проблемы определила выбор темы дипломной работы «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста средствами логических игр».
Объект исследования: процесс развития умственных способностей дошкольников.
Предмет исследования: комплекс логических игр для средней группы ДОУ с использованием ИКТ, направленный на развитие умственных способностей дошкольников.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса логических игр для средней группы ДОО.
Гипотеза исследования: разработанный комплекс логических игр для средней группы ДОО является эффективным средством развития умственных способностей дошкольников.
Задачи:
1. Провести сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования.
2. Проанализировать возрастные особенности дошкольников на основе психолого-педагогической литературы.
3. Провести анализ современного передового педагогического опыта по проблеме развития умственных способностей детей дошкольного возраста средствами логических игр.
4. Изучить нормативно-правовые документы, содержащие требования к организации предметно-пространственной среды и деятельности дошкольников.
5. Разработать комплекс логических игр, направленных на развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в средней группе ДОО.
6. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу с целью проверки гипотезы.
Методы и методики исследования:
1.Теоретические методы: изучение и анализ психологической и педагогической литературы по проблеме развития умственных способностей дошкольников через логические игры.
2.Эмпирические методы: методики диагностики умственных способностей детей дошкольников.
3.Экспериментальные этапы: констатирующий, формирующий и контрольный.
4.Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ результатов эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Красногорский детский сад «Радуга» г. Мамадыш РТ.
Научная новизна исследования заключается в том, что: обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие умственных способностей детей дошкольного возраста через логические игры.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении педагогических условий развития логических способностей детей дошкольного возраста, через логические игры.
Практическая значимость полученные в работе результаты, сформулированные выводы и положения можно рекомендовать для внедрения в образовательный процесс ДОУ для развития умственных способностей дошкольного возраста через логические игры.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
Во введении аргументировано, определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.
В первой главе представлен теоретико-методический анализ проблемы развития умственных способностей детей дошкольного возраста, через логические игры. На основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов охарактеризованы: проблема развития умственных способностей детей дошкольного возраста в исследованиях ученых, опыт работы воспитателей, как средство развития умственных способностей детей дошкольного возраста.
Во второй главе описывается процесс организации и проведения экспериментального исследования развития умственных способностей детей средней группы, через логические игры; анализируется результативность включения в образовательный процесс методик развития умственных способностей средней группы ДОО через логические игры посредством сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
В заключении охарактеризованы основные результаты теоретического анализа и экспериментального исследования проблемы развития умственных способностей детей дошкольного возраста, через логические игры.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, 2-ух глав, заключения и библиографического списка, состоящего из 67 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе работы были выполнены следующие задачи:
- Изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме.
- Рассмотрены аспекты развития умственных способностей детей дошкольного возраста средствами логических игр.
- Проведено педагогическое исследование по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста средствами логических игр в МБДОУ «Красногорский детский сад «Радуга» Мамадышского муниципального района РТ.
В работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов проблема психического развития дошкольников изучается глубоко и основательно, представлена в разработке игр. Но, к сожалению, на практике достижения ученых в полной мере не используются.
Как показали теоретические и экспериментальные исследования, совместная образовательная деятельность способствует эффективному развитию умственных способностей.
В ходе работы была проанализирована психологическая и педагогическая литература, выявлена значимость развития психических процессов детей, проведена диагностика умственных способностей дошкольников и эффективность использования логических игр в развитии умственных способностей детей. Все задачи, которые были поставлены перед нами, были решены. В дошкольных учреждениях воспитатели должны накапливать определенную систему игровых материалов. Их нужно пополнять новым материалом. Эти игры должны соответствовать возрасту детей, индивидуальным особенностям. Разработка игр должна проводиться в определенной системе, последовательно. При выборе игровых упражнений нужно начинать с полученных диагностических данных, которые воспитатель должен проводить ежегодно, предпочтительно в начале, середине и конце года.
Для того чтобы работа была выполнена для получения ощутимых результатов, необходима совместная работа с родителями. Родители должны быть убеждены в важности, необходимости проведения логических игр для успешной подготовки детей к школе, в психическом развитии. Дать конкретные практические рекомендации по их использованию.
Сравнительный анализ результатов, полученных на этапах констатации и контроля эксперимента, показал, что дошкольники должны целенаправленно развивать умственные способности. Большинство детей среднего дошкольного возраста перед формирующим экспериментом были в состоянии потерять способность правильно выполнять задания, отвечать на поставленные вопросы.
После формирующего эксперимента, основанного на введении в учебный процесс экспериментальной группы методов, все компоненты умственных способностей изменились положительно. Большинство детей в экспериментальной группе имеют высокий и средний уровень психического развития. После образовательного эксперимента дети проявляют стремление к самому полному раскрытию ответа.
У детей контрольной группы также была положительная динамика умственных способностей, что указывает на эффективность педагогического процесса в МБДОУ «Красногорский детский сад« Радуга »в городе Мамадыш. В то же время эти изменения значительно уступают достижениям детей экспериментальной группы, поэтому мы можем сделать вывод, что необходимы дополнительные педагогические меры для развития умственных способностей дошкольников. Экспериментальные исследования показали, что развитие детей среднего дошкольного возраста может эффективно выполняться.
Таким образом, гипотезы доказаны, цель достигнута, задачи реализованы.



1. Агаева, Е. Формирование элементов логического мышления [Текст] /Е. Агаева. //Дошкольное воспитание. - № 1. - 1999. С. 15 - 18.
2. Абдрашитов, Б.М. Учитесь мыслить нестандартно [Текст] / Б.М. Абдрашитов, В.Н. Шмехунов. - М.: Академия, 2004.
3. Асанин, С. Смекалка для малышей [Текст] /С. Асанин. - М.: Омега, 2007.
4. Белошистая, А.В. Готовимся к математике [Текст]: методические рекомендации для организации занятий с детьми 4-6 лет /А.В. Белошистая. - М.: Ювента, 2006.
5. Белошистая, А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-6 лет [Текст]: конспекты занятий /А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2004.
6. Белошистая, А.В. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 4-7 лет [Текст] /А.В. Белошистая. - М.: Айрис- Дидактика, 2007.
7. Беженова, М.А. Веселая математика [Текст] /М.А. Беженова. - Ярославль: Сталкер, 2005. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. [Текст]: Т.2 /Л.С.
8. Веракса, Н.Е. Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников [Текст]: автореф. докт. дис. /Н.Е. Веракса. - М. [б.и.], 1991.
9. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] /В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1992.
10. Данилова, В.В. Обучение математике в детском саду [Текст]: учебник / В.В. Данилова В.В., Т.Д. Рихтерман. - М.: Академия, 2001.
11. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников [Текст]: методическое пособие для воспитателей /Т.И. Ерофеева. - СПб.: Владос, 2007.
12.Запорожец, А.В. Избранные психологические труды в 2 Т. [Текст]: Т. 1 /А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986.
13.Зак, А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников [Текст] /А.З. Зак. - М.: Педагогика,1984.
14. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для родителей /Под ред. Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1996.
15. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст] /Е.В. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 2005.
16. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст] /В.Г. Коваленко. - М.: Апрель-Пресс, 2006.
17. Коломинский, П.Я. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст] /П.Я. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988.
18. Косоларо, Н. Учимся думать [Текст] /Н. Косоларо под ред. Э. Лейнер. - СПб: Сова, 2006.
19. Кузнецова, Е.В. Учимся, играя [Текст]: занимательная математика для малышей в стихах /Е.В. Кузнецова. - М.: ИРИАС, 2006. - 452 с.
20. Куваева, Н.Л. Конспекты занятий по математике в ДОУ [Текст]: комплексные и интегрированные занятия /Н.Л. Куваева. - М.: Айрис- Пресс, 2009.
21. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения В 2 т. [Текст]: Т. 2. /А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1989.
22. Люблинская, А.А. О некоторых особенностях развития логического мышления детей [Текст] /А.А. Люблинская. - М.: [б.и.], 1985.
23. Математика от трех до семи [Текст]: учебное методическое пособие для воспитателей детских садов / Под ред. С.Л. Новосёловой. - М.: Детство-Пресс, 2008.
24. Математическое развитие дошкольников [Текст]: уч. метод. пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова. - СПб: Детство-Пресс, 2000.
25. Маркова, А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте [Текст] /А.К. Маркова, А.Г. Лидере. - Петрозаводск,1992.
26. Михайлова, З.А. Игровые, занимательные задачи для дошкольников [Текст] /З.А. Михайлова. - М.: Речь, 2000.
27. Михайлова, З.А. Освоение исследовательских действий детьми старшего дошкольного возраста в логико-математических играх [Текст] /З.А. Михайлова, Е.А. Лукьяненко // Методические советы к программе «Детство» / Под ред. З.А. Михайловой. - СПб.: ДетствоПресс, 2006. С. 128-146.
28. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду [Текст] /Под ред. В.В. Гербовой - М.: Просвещение, 1986.
29. Михайленко, Н. Дошкольное образование [Текст]: ориентиры и требования к обновлению содержания. /Н. Михайленко, Н. Короткова - М.[б.и.], 1990.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]: феноменология развития, детство, отрочество /В.С. Мухина. - М.: Академия, 2006.
31. Матасова, И.Л. Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста [Текст] /И.Л. Матасова - Самара [б.и.], 2004.
32. Немов, Р.С. Психология в 3-х кн. [Текст]: Кн. 1, 2. /Р.С. Немов. - СПб: Владос, 2000.
33. Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников [Текст] /Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. - СПб.: Детство-Пресс, 2007.
34. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста [Текст] /Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1988.
35.Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления [Текст] /Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 1987.
36. Психологический словарь [Текст] /Под ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 1990.
37. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст] /Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Педагогика, 1990.
38. Программа «Детство» [Текст] /Под ред. Т. И. Бабаева. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
39. Программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014
40. Полякова, М.Н. Освоение классификации детьми шестого года жизни [Текст]: на математическом материале /М.Н. Полякова, С.П. Шитова под ред. З.А. Михайловой // Методические советы к программе «Детство». - СПб.: Детство-Пресс, 2006. С. 115-128.
41. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника [Текст] /Н.Н. Поддьяков - Волгоград [б.и.], 1995.
42. Попова, В.И. Игра помогает учиться - 2000. -№ 5. С. 45-48.
43. Парамонова, Л.Г.. Подготовка к школе [Текст] /Л.Г. Парамонова. - СПб: Дельта, 2000.
44. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Сфера, 2002.
45. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Просвещение, 1992.
46. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ /Автор- сост. Л.П. Стасова. - Воронеж: ЧП Лакоценин, 2008.
47. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учебник /С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1989.
48. Савенков, А. Концептуальный подход к развитию мышления дошкольников [Текст] /А. Савенков //Дошкольное воспитание. - 1998. - № 10. С. 25 - 28.
49. Силаева, М.Н. Использование проблемного обучения для развития самостоятельности мышления старших дошкольников [Текст] /М.Н. Силаева, И.Т. Мышьякова //Воспитываем дошкольников самостоятельными. - СПб: Владос, 2001.
50. Соловьева, Е.В. Математика и логика для дошкольников [Текст]: метод. рекомендации для воспитателей /Е.В. Соловьева. - М.: ДетствоПресс, 2001.
51. Тарабарина, Т.И. И учеба, и игра [Текст]: математика / Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина. - Ярославль, Академия развития, 2008.
52. Тихомирова, Л.Ф. Упражнение на каждый день [Текст]: логика для младших школьников /Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль [б.и.], 1997.
53. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей [Текст] /Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. - Ярославль [б.и.], 2005.
54. Тугушева, Г.П. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г.П. Тугушева, А.В. Чистякова //Дошкольная педагогика. - 2001. - № 1. С. 56 - 64.
55. Ульенкова, У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей [Текст] /У. Ульянкова //Дошкольное воспитание - 1989. - №3. С. 16 - 18.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказ Министерства образования и науки российской федерации №1115 - Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013г.
57. Федорова, Е. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников [Текст] / Е. Федорова //Дошкольное воспитание. - 1996. - № 3. С. 24 -32.
58. Холодная, М. А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности [Текст] /М.А. Холодная // Психол. журн. - 1992. Т. 13. - № 3. С. 84 - 93.
Чилинрова, Л.А. Играя, учимся математике [Текст] /Л.А. Чилинрова, Б.В. Спиридонова. - М.: Сфера, 2005.
59.Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение [Текст]:
психологические основы развивающего обучения /Н.И. Чуприкова. - М.: АО "Столетие", 1995.
60. Шевелев, К. В. Развивающие игры для дошкольников [Текст]: методическое пособие /К.В. Шевелев. - М.: Институт Психотерапии, 2001.
61. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: учебное пособие /Е.И. Щербакова. - М.: МПСИ, 2005.
62. Щедровицкий, Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры [Текст] /Г.П. Щедровицкий // Психология и педагогика игры дошкольников / Под ред. И.В. Запорожца. - М.: Речь, 2003.
63. Юдин, Г. Заниматика [Текст] /Г. Юдин. - М.: Росмэн, 2003.
64. http://www.maam.ru/detskiisad/razvitie-umstvenvh-sposobnostei-detei-doshkolnogo- vozrasta-posredstvom-logiko-matematicheskih-igr.html
65. http://www.maam.ru/detskiisad/tema-razvitie-logicheskogo-myshleniia-u-detei- starshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-logicheskih-igr-i-uprazhnenii.html
66. http://www.maam.ru/detskiisad/opvt-rabotv-formirovanie-logicheskogo-myshleniia-v- razvitie-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
67. http://collegy.ucoz.ru/load/2-1-0-7958


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ