Городская культура на страницах общественно- политической газеты «Вечер Елабуги»
|
Введение 3
Глава 1. Культурная проблематика в публичных коммуникациях: теоретические аспекты 6
1.1 Базовые понятия и концепции исследования культуры в СМИ 6
1.2 Жанровые аспекты современной журналистики 14
Глава 2. Культурная среда города: специфика информации в газете
«Вечер Елабуги» 22
2.1 Своеобразие проблематики текстов 22
2.2 Жанровые особенности медиаматериалов 27
2.3 Языковые аспекты публикаций 32
Заключение 40
Список использованной литературы и источников 45
Введение
Глава 1. Культурная проблематика в публичных коммуникациях: теоретические аспекты 6
1.1 Базовые понятия и концепции исследования культуры в СМИ 6
1.2 Жанровые аспекты современной журналистики 14
Глава 2. Культурная среда города: специфика информации в газете
«Вечер Елабуги» 22
2.1 Своеобразие проблематики текстов 22
2.2 Жанровые особенности медиаматериалов 27
2.3 Языковые аспекты публикаций 32
Заключение 40
Список использованной литературы и источников 45
Введение
Актуальность исследования определяется значимостью культурной сферы как объекта отражения в современных масс-медиа. Она присутствует в СМИ в различных формах: это могут быть отдельные медиаматериалы, специальные рубрики и проекты. Продолжают издаваться специализированные издания, также популярные среди современной массовой аудитории. Работают журналисты, специализирующиеся по данной теме. Но, безусловно, основным поставщиком новостей о культурной индустрии являются массовые, неспециализированные, издания.
Современная медиаиндустрия имеет развитую систему, включающую в себя различные виды и типы СМИ. Однако в регионах, в городской местности, в населенных пунктах численностью до 100 тысяч человек, наиболее ярко представленным элементом печатной периодики являются общественно-политические издания.
Медиасистема г. Елабуга в этом отношении - не исключение. Среди печатных СМИ, издающихся в данном населенном пункте, стоит выделить газету «Вечер Елабуги», действующую с 1998 г. Как правило, городская пресса «малых городов» контролируется местной властью, а местная печать, по сути, является ее рупором. Однако газета «Вечер Елабуги» выделяется своей независимостью от власти, представляя собой негосударственную газету по форме собственности и оппозиционную - по проводимой информационной политике. На территории современных городских округов России такие издания - редкость, т.к. местная периодика - зачастую убыточна, а потому - не привлекает независимых издателей. Ее финансирование, как правило, осуществляется местными властями, издающими муниципальные газеты.
Прежде всего, данными обстоятельствами продиктован выбор направления для данного исследования.
Степень разработанности проблемы исследования. Вопросам функционирования СМИ как системы, структуры и специфики современных периодических изданий посвящены работы Я.Н. Засурского Е.Л. Вартановой Е.П. Прохорова, М.В. Шкондина, С.Г. Корконосенко, В.М. Горохова, Л.М. Земляновой. К исследованию жанровой природы СМИ обращены исследования А.А. Тертычного, Л.Е. Кройчика, М.Н. Кима, Г.В. Лазутиной, М.И. Шостак, А.А. Колесниченко и других.
Предмет исследования: городская культура как проблематика в системе СМИ.
Объект исследования: специфика и характер культурной тематики в общественно-политической газете «Вечер Елабуги».
Цель: выявить особенности отражения городской культуры на страницах общественно-политической газеты «Вечер Елабуги».
Цель определила решение следующих взаимосвязанных Задач:
1) обозначить основные понятия и концепции исследования культурной проблематики в публичных коммуникациях;
2) раскрыть жанровые особенности освещения культурной темы;
3) определить своеобразие проблемной, жанровой и языковой специфик подачи медиаинформации о культуре в газете «Вечер Елабуги».
Теоретическая база исследования представлена фундаментальными работами в области журналистики, культурологических направлений ее развития, жанрообразования (Я.Н. Засурский, А.А. Тертычный, В.М. Горохов, Л.М Кройчик, М.Н Ким, А.А. Колесниченко и др.).
Методы исследования: системно-функциональный, структурный, содержательный, сравнительно-сопоставительный анализ.
Эмпирическая база представлена номерами газеты «Вечер Елабуги».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в учебных и научных целях.
Хронологические рамки: январь - декабрь 2018 г.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, представленных пятью параграфами, заключения, а также списка использованных источников и литературы.
Современная медиаиндустрия имеет развитую систему, включающую в себя различные виды и типы СМИ. Однако в регионах, в городской местности, в населенных пунктах численностью до 100 тысяч человек, наиболее ярко представленным элементом печатной периодики являются общественно-политические издания.
Медиасистема г. Елабуга в этом отношении - не исключение. Среди печатных СМИ, издающихся в данном населенном пункте, стоит выделить газету «Вечер Елабуги», действующую с 1998 г. Как правило, городская пресса «малых городов» контролируется местной властью, а местная печать, по сути, является ее рупором. Однако газета «Вечер Елабуги» выделяется своей независимостью от власти, представляя собой негосударственную газету по форме собственности и оппозиционную - по проводимой информационной политике. На территории современных городских округов России такие издания - редкость, т.к. местная периодика - зачастую убыточна, а потому - не привлекает независимых издателей. Ее финансирование, как правило, осуществляется местными властями, издающими муниципальные газеты.
Прежде всего, данными обстоятельствами продиктован выбор направления для данного исследования.
Степень разработанности проблемы исследования. Вопросам функционирования СМИ как системы, структуры и специфики современных периодических изданий посвящены работы Я.Н. Засурского Е.Л. Вартановой Е.П. Прохорова, М.В. Шкондина, С.Г. Корконосенко, В.М. Горохова, Л.М. Земляновой. К исследованию жанровой природы СМИ обращены исследования А.А. Тертычного, Л.Е. Кройчика, М.Н. Кима, Г.В. Лазутиной, М.И. Шостак, А.А. Колесниченко и других.
Предмет исследования: городская культура как проблематика в системе СМИ.
Объект исследования: специфика и характер культурной тематики в общественно-политической газете «Вечер Елабуги».
Цель: выявить особенности отражения городской культуры на страницах общественно-политической газеты «Вечер Елабуги».
Цель определила решение следующих взаимосвязанных Задач:
1) обозначить основные понятия и концепции исследования культурной проблематики в публичных коммуникациях;
2) раскрыть жанровые особенности освещения культурной темы;
3) определить своеобразие проблемной, жанровой и языковой специфик подачи медиаинформации о культуре в газете «Вечер Елабуги».
Теоретическая база исследования представлена фундаментальными работами в области журналистики, культурологических направлений ее развития, жанрообразования (Я.Н. Засурский, А.А. Тертычный, В.М. Горохов, Л.М Кройчик, М.Н Ким, А.А. Колесниченко и др.).
Методы исследования: системно-функциональный, структурный, содержательный, сравнительно-сопоставительный анализ.
Эмпирическая база представлена номерами газеты «Вечер Елабуги».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в учебных и научных целях.
Хронологические рамки: январь - декабрь 2018 г.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, представленных пятью параграфами, заключения, а также списка использованных источников и литературы.
Выводы по итогам исследования городской культуры в СМИ заключаются в следующем. Определено, что в системе культуры масс-медиа выполняют роль своеобразных «накопителей» - информационных узлов. В большинстве исследований культура предстает как система создания, хранения, распространения и потребления культурных ценностей. Те есть, объективно мы видим, что роль СМИ высока.
Просветительская и воспитательная функции журналистики представляют собой передачу, ретрансляцию культуры и культурных ценностей. Учитывая, что ориентация масс-медиа на развлечение, на реализацию рекреативных функций, трансформируется в форму управления общественным мнением. Одним из основных средств противостояния тенденциям подобного рода являются именно культурные медиапрактики.
Установлено, что наиболее результативным для СМИ является пропаганда темы искусства, поскольку именно этот вид творчества открывает возможности обращения к «вечным ценностям», вопросам философии бытия, формирования личностных начал у членов общества, развитии их интеллектуальных способностей, чувстве вкуса.
Исследование показывает, что требования к медиатекстам культурной направленности зачастую носят противоречивый характер. Медиапрактика региональных, городских, чаще - именно провинциальных изданий показывает достаточно высокую активность в публикации материалов в информационных жанрах (заметки и репортажи), а вот аналитических материалов - практически нет: например, рецензии, статьи.
Данная особенность связана с кадровой политикой региональных изданий, уровнем подготовки авторов, слабом владением ими традиционно сложных - аналитических и художественно-практических - жанров. Ситуация в столичном регионе, крупных административных центрах регионах - принципиально иная. Имеются соответствующие отделы, рубрики, центральные гвоздевые материалы и журналисты, специализирующиеся на культурной теме и узнаваемые представителями массовой аудитории. Именно они активно освещают все центральные события российской культурной жизни: например, спектакли, концерты, художественные события, выставки и др.
Как подчеркивают ученые, выделяются два типа рецензентов в отражении данной сферы: 1) профессиональный журналист, не так много знающий в культуре; 2) профессионал культурной индустрии, не знающий закономерностей функционирования массовых коммуникаций. Проблемы есть в обоих случаях: в первом случае - может быть недостаточно адекватной оценки событий и явлений; во втором - навыков профессионально, доступно и интересно подать информацию массовой аудитории.
Исходя из названных признаков, журналистские материалы можно сгруппировать как:
1) информационные жанры, призванные отразить логику событий;
2) аналитические жанры, представляющие логику авторского исследования проблемы;
3) художественно-публицистические, в которых проявлены предыдущие приемы, использованы элементы ассоциативного мышления.
Указанные жанровые группы в освещении культурной темы средствами массовой информации играют важную роль. Как показывает анализ, проведенный нами, по-прежнему распространены информационные жанры, главная особенность которых, конечно же, заключается в их оперативности.
Оперативность является одним из основных свойств медиасистем. Это объясняется необходимостью реализации собственно функций журналистики, необходимостью как можно скорее сообщить аудитории о происходящем. Учитывая, что журналистика направлена на формирование «картины мира», предметом ее выступлений выступают преимущественно факты и события.
Анализ газеты «Вечер Елабуги» показывает, что в отражение темы городской культуры распространен жанр заметки. Автор сообщает о событии, приводит некоторые детали выставки, обозначает ее участников, приводит статистику, дает небольшую биографическую справку. Представление события в динамике могло бы стать репортажем, а развертывание проблематики выставок в масштабе городской музейной жизни - корреспонденцией, однако перед нами - материал, повествующий об основных моментах мероприятия; как и подобает заметке, отвечает на вопросы: что, где когда.
Отличительной особенностью новостей на тему культуры является их анонсирование. Это крайне важно с точки зрения информирования аудитории о предстоящем событии. Учитывая социальную значимость таких мероприятий и не всегда характерный для многих публичных событий коммерческий аспект, публикация культурных анонсов является важной задачей журналистской практики.
Источниками информации также выступают информационные агентства (lenta.ru, «Татаринформ»), ведущие российские СМИ, интернетпорталы организаций и компаний г. Елабуги.
В данном исследовании под «городской культурой» понимается степень отражения событий и процессов соответствующей сферы на территории города Елабуги. «Городскую культуру» называют также «культурой города», «индустриальной культурой» или «урбанизированной культурой». Городское культурное пространство дает возможности для выбора вида досуга, развлечений, быта. Этому способствует наличие разветвленной сети культурных учреждений: это музеи, театры, рестораны, картинные галереи, библиотеки и т.д. Кроме того в городе благодаря наличию огромного числа незнакомых людей существует анонимность социальных отношений, что дает возможность человеку, с одной стороны, чувствовать себя более раскованным, другой, - позволяет ему выбирать круг общения по интересам.
«Городская культура» - события, произошедшие в Елабуге и за ее пределами, но имеющие отношение к городу, его истории, его жителям.
Выявлены основные направления проблемно-тематической линии издания: 1) события городской культурной жизни; 2) календарные даты в контексте культурной проблематики; 3) вопросы межнационального общения (в т.ч. «языковой вопрос»; 4) вопросы благоустройства, рекреации, арт- объекты; 5) центральное культурное событие 2018 года - Год Льва Толстого и другие.
В проанализированных выше разделах рассматривались проблемнотематические и жанровые специфики публикуемых текстов. Языковая проблема находится в тесной взаимосвязи и взаимозависимости от этих процессов.
В языковом отношении мы видим стандартные для информационных материалов языковые конструкции. Достаточно распространен официальноделовой стиль. Также в ходе исследования в газете «Вечер Елабуги» выявлены элементы художественности: метафоры, олицетворения, присутствуют элементы литоты. Следовательно, среди самых популярных тропов можно назвать эпитет, перифраз и метафору, а также синтаксические средства выразительности — риторические вопросы, восклицания и многоточие. Эти приемы помогают создавать тексты, привлекающие своей экспрессивностью, выразительностью, а главное - отличающиеся от других печатных СМИ.
Перспективы исследования темы связаны со сравнительным анализом нескольких типичных изданий; изучением опыта других региональных и, возможно, федеральных изданий. Интересно рассмотреть специфику освещения культурной темы в зарубежных изданиях, сравнить их с российскими СМИ.
Значительный опыт отражения культурных событий накоплен в аудиовизуальных СМИ, которые также могут стать объектом пристального изучения. Целесообразно выработать рекомендации журналистам, специализирующимся в данной области.
Просветительская и воспитательная функции журналистики представляют собой передачу, ретрансляцию культуры и культурных ценностей. Учитывая, что ориентация масс-медиа на развлечение, на реализацию рекреативных функций, трансформируется в форму управления общественным мнением. Одним из основных средств противостояния тенденциям подобного рода являются именно культурные медиапрактики.
Установлено, что наиболее результативным для СМИ является пропаганда темы искусства, поскольку именно этот вид творчества открывает возможности обращения к «вечным ценностям», вопросам философии бытия, формирования личностных начал у членов общества, развитии их интеллектуальных способностей, чувстве вкуса.
Исследование показывает, что требования к медиатекстам культурной направленности зачастую носят противоречивый характер. Медиапрактика региональных, городских, чаще - именно провинциальных изданий показывает достаточно высокую активность в публикации материалов в информационных жанрах (заметки и репортажи), а вот аналитических материалов - практически нет: например, рецензии, статьи.
Данная особенность связана с кадровой политикой региональных изданий, уровнем подготовки авторов, слабом владением ими традиционно сложных - аналитических и художественно-практических - жанров. Ситуация в столичном регионе, крупных административных центрах регионах - принципиально иная. Имеются соответствующие отделы, рубрики, центральные гвоздевые материалы и журналисты, специализирующиеся на культурной теме и узнаваемые представителями массовой аудитории. Именно они активно освещают все центральные события российской культурной жизни: например, спектакли, концерты, художественные события, выставки и др.
Как подчеркивают ученые, выделяются два типа рецензентов в отражении данной сферы: 1) профессиональный журналист, не так много знающий в культуре; 2) профессионал культурной индустрии, не знающий закономерностей функционирования массовых коммуникаций. Проблемы есть в обоих случаях: в первом случае - может быть недостаточно адекватной оценки событий и явлений; во втором - навыков профессионально, доступно и интересно подать информацию массовой аудитории.
Исходя из названных признаков, журналистские материалы можно сгруппировать как:
1) информационные жанры, призванные отразить логику событий;
2) аналитические жанры, представляющие логику авторского исследования проблемы;
3) художественно-публицистические, в которых проявлены предыдущие приемы, использованы элементы ассоциативного мышления.
Указанные жанровые группы в освещении культурной темы средствами массовой информации играют важную роль. Как показывает анализ, проведенный нами, по-прежнему распространены информационные жанры, главная особенность которых, конечно же, заключается в их оперативности.
Оперативность является одним из основных свойств медиасистем. Это объясняется необходимостью реализации собственно функций журналистики, необходимостью как можно скорее сообщить аудитории о происходящем. Учитывая, что журналистика направлена на формирование «картины мира», предметом ее выступлений выступают преимущественно факты и события.
Анализ газеты «Вечер Елабуги» показывает, что в отражение темы городской культуры распространен жанр заметки. Автор сообщает о событии, приводит некоторые детали выставки, обозначает ее участников, приводит статистику, дает небольшую биографическую справку. Представление события в динамике могло бы стать репортажем, а развертывание проблематики выставок в масштабе городской музейной жизни - корреспонденцией, однако перед нами - материал, повествующий об основных моментах мероприятия; как и подобает заметке, отвечает на вопросы: что, где когда.
Отличительной особенностью новостей на тему культуры является их анонсирование. Это крайне важно с точки зрения информирования аудитории о предстоящем событии. Учитывая социальную значимость таких мероприятий и не всегда характерный для многих публичных событий коммерческий аспект, публикация культурных анонсов является важной задачей журналистской практики.
Источниками информации также выступают информационные агентства (lenta.ru, «Татаринформ»), ведущие российские СМИ, интернетпорталы организаций и компаний г. Елабуги.
В данном исследовании под «городской культурой» понимается степень отражения событий и процессов соответствующей сферы на территории города Елабуги. «Городскую культуру» называют также «культурой города», «индустриальной культурой» или «урбанизированной культурой». Городское культурное пространство дает возможности для выбора вида досуга, развлечений, быта. Этому способствует наличие разветвленной сети культурных учреждений: это музеи, театры, рестораны, картинные галереи, библиотеки и т.д. Кроме того в городе благодаря наличию огромного числа незнакомых людей существует анонимность социальных отношений, что дает возможность человеку, с одной стороны, чувствовать себя более раскованным, другой, - позволяет ему выбирать круг общения по интересам.
«Городская культура» - события, произошедшие в Елабуге и за ее пределами, но имеющие отношение к городу, его истории, его жителям.
Выявлены основные направления проблемно-тематической линии издания: 1) события городской культурной жизни; 2) календарные даты в контексте культурной проблематики; 3) вопросы межнационального общения (в т.ч. «языковой вопрос»; 4) вопросы благоустройства, рекреации, арт- объекты; 5) центральное культурное событие 2018 года - Год Льва Толстого и другие.
В проанализированных выше разделах рассматривались проблемнотематические и жанровые специфики публикуемых текстов. Языковая проблема находится в тесной взаимосвязи и взаимозависимости от этих процессов.
В языковом отношении мы видим стандартные для информационных материалов языковые конструкции. Достаточно распространен официальноделовой стиль. Также в ходе исследования в газете «Вечер Елабуги» выявлены элементы художественности: метафоры, олицетворения, присутствуют элементы литоты. Следовательно, среди самых популярных тропов можно назвать эпитет, перифраз и метафору, а также синтаксические средства выразительности — риторические вопросы, восклицания и многоточие. Эти приемы помогают создавать тексты, привлекающие своей экспрессивностью, выразительностью, а главное - отличающиеся от других печатных СМИ.
Перспективы исследования темы связаны со сравнительным анализом нескольких типичных изданий; изучением опыта других региональных и, возможно, федеральных изданий. Интересно рассмотреть специфику освещения культурной темы в зарубежных изданиях, сравнить их с российскими СМИ.
Значительный опыт отражения культурных событий накоплен в аудиовизуальных СМИ, которые также могут стать объектом пристального изучения. Целесообразно выработать рекомендации журналистам, специализирующимся в данной области.
Подобные работы
- «Дни памяти» Г. Тукая как коммеморативная практика
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017



